ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 20 марта 2002 г. N 30-55-181/16 (Д) Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в практической деятельности "Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования". Заместитель Министра Е.Е. ЧЕПУРНЫХ 20 марта 2002 г. N 30-55-181/16 Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Общие положения 1.1. Настоящие Рекомендации направлены на оказание содействия в организации внеучебной деятельности со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее - вуз) совместно с общественными студенческими организациями. 1.2. Внеучебную деятельность в вузе осуществляют проректор или иное должностное лицо, определенное ректором, отдел по внеучебной работе со студентами или иное подразделение вуза, определенное ректором, другие структурные подразделения внеучебной работы в вузе: культурно - просветительные и спортивные комплексы, информационные службы и редакции средств массовой информации, вузовские и межвузовские объединения и центры, положения которых предусматривают внеучебную воспитательную деятельность со студентами. 1.3. В своей деятельности проректор или иное должностное лицо, определенное ректором, отдел по внеучебной работе со студентами или иное подразделение вуза, определенное ректором, другие структурные подразделения внеучебной работы в вузе руководствуются Федеральным законом от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", уставом вуза, положениями об отделе по внеучебной работе, о кураторе академической группы и др., решениями ученого совета, приказами и распоряжениями ректора, касающимися внеучебной работы в вузе. 2. Цели и задачи внеучебной работы со студентами 2.1. Воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина новой России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые технико - технологические решения. 2.2. Формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе. 2.3. Создание условий для творческой самореализации личности и для проведения досуга студентов во внеурочное время. 2.4. Создание полноценной социально - педагогической воспитывающей среды. 3. Направления внеучебной работы со студентами 3.1. Основные направления внеучебной работы: - проведение культурно - массовых, физкультурно - спортивных, научно - просветительных мероприятий, организация досуга студентов; - создание и организация работы творческих, физкультурных и спортивных, научных объединений и коллективов, объединений студентов и преподавателей по интересам; - организация гражданского и патриотического воспитания студентов; - организация работы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов; - изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи; - работа по обеспечению вторичной занятости студентов (трудовой, социально значимой); - организация научно - исследовательской работы студентов во внеучебное время; - проведение мероприятий по укреплению и поддержке молодой семьи; - пропаганда физической культуры и здорового образа жизни; - содействие работе студенческих общественных организаций, клубов и объединений; - информационное обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации; - научное обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и методов внеучебной деятельности; - создание системы морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активно участвующих в организации внеучебной работы; - развитие материально - технической базы и объектов, предназначенных для организации внеучебных мероприятий. 3.2. Основные направления внеучебной работы определяются вузом. 4. Организация внеучебной работы со студентами Внеучебная работа в вузе реализуется на трех уровнях управления: на уровне вуза, факультета, кафедры и иных структурных подразделений вуза. На уровне вуза: 4.1. Координацию внеучебной работы в вузе осуществляет проректор по внеучебной работе или иное должностное лицо, определенное ректором. 4.2. Для координации работы в конкретных направлениях в вузе могут быть созданы советы или комиссии по внеучебной работе со студентами. К таким направлениям можно отнести: - научно - исследовательскую работу студентов; - деятельность общежития или студенческого городка; - профилактику правонарушений; - профилактику наркомании и ВИЧ-инфекций; - взаимодействие с общественностью и СМИ; - экспертно - художественную деятельность; - деятельность школы кураторов и др. 4.3. Советы и комиссии осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в вузе. На уровне факультета: 4.4. Для координации и организации внеучебной работы на факультете могут быть назначены: - заместители декана по внеучебной работе - из числа профессорско - преподавательского состава; - помощник декана по внеучебной работе - из числа сотрудников факультета, имеющих высшее профессиональное образование. 4.5. Заместители (помощники) декана по внеучебной работе назначаются и освобождаются в соответствии с законодательством о труде. 4.6. Заместители (помощники) декана во внеучебной работе подотчетны декану факультета и входят в состав Совета по внеучебной работе вуза. 4.7. Основные функции заместителя декана (помощника) по внеучебной работе: - формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и возрождение традиций вуза; - организация работы по пропаганде и внедрению физической культуры и здорового образа жизни; - информационное обеспечение студентов и сотрудников факультета через информационные стенды, факультетскую прессу и другие средства информации; - организация работы кураторов академических групп, в том числе проведение рабочих совещаний и семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса; - разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы внеучебной работы, ее финансового и кадрового обеспечения, подготовка методической и локальной нормативной документации по организации внеучебной работы на факультете; - организация внеучебного процесса, связанного с художественно - творческой деятельностью студентов, проведение смотров - конкурсов на факультете; - организация работы по первичной профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов; - организация совместно с заместителями декана по научной работе научно - исследовательской работы студентов во внеучебное время; - внедрение в практику внеучебной работы научных достижений, результатов социологических исследований; - проведение анализа и контроля внеучебной работы на факультете, распространение передового опыта работы других факультетов и вузов; - организация участия студентов в мероприятиях вузовского уровня, а также организация участия студентов факультета в мероприятиях, проводимых городскими (областными и т.п.) структурами по работе со студенческой молодежью; - содействие в работе профсоюзной студенческой организации факультета, других общественных организаций, клубов и объединений; - подготовка предложений по поощрению студентов за активное участие в общественной жизни факультета согласно утвержденным положениям о проведении мероприятий; - осуществление взаимосвязи соответствующих структур вуза с профессорско - преподавательским составом кафедр факультета по организации внеучебной работы. На уровне кафедры: 4.8. Для координации и организации внеучебной работы на кафедрах могут быть назначены помощники заведующего кафедрой по внеучебной работе из числа профессорско - преподавательского состава, основные функции которых соответствуют пункту 4.7 настоящих Рекомендаций. 4.9. Для организации внеучебной работы с академической группой на основании распоряжения декана по представлению заведующего выпускающей кафедрой закрепляются функции куратора академической группы, организация работы которого осуществляется на основании утвержденного в вузе положения о кураторе, прикрепленном к академической группе. Основными направлениями работы куратора являются: - знакомство студентов с организацией учебного процесса, уставом вуза, правилами проживания в общежитии, правилами внутреннего распорядка вуза, правами и обязанностями студентов; - создание организованного сплоченного коллектива в группе, проведение работы по формированию актива группы; - работа по адаптации студентов к новой системе обучения; - создание атмосферы доброжелательных отношений между преподавателями и студентами; - оказание помощи активу студенческой группы в организационной работе, содействие привлечению студентов к научно - исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления; - информирование заведующего кафедрой, преподавателей кафедры об учебных делах в студенческой группе, о запросах, нуждах и настроениях студентов. |