РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 20.03.02 30-55-181/16

 
                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           20 марта 2002 г.
                            N 30-55-181/16

                                 (Д)


     Министерство образования   Российской  Федерации  направляет  для
использования в практической деятельности "Рекомендации по организации
внеучебной  работы  со студентами в образовательном учреждении высшего
профессионального образования".

Заместитель Министра
                                                         Е.Е. ЧЕПУРНЫХ
20 марта 2002 г.
N 30-55-181/16


                                                            Приложение

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
                   ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
              СО СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
                ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                          1. Общие положения

     1.1. Настоящие Рекомендации направлены на оказание  содействия  в
организации  внеучебной  деятельности  со студентами в образовательном
учреждении  высшего  профессионального  образования  (далее   -   вуз)
совместно с общественными студенческими организациями.
     1.2. Внеучебную деятельность в вузе  осуществляют  проректор  или
иное  должностное  лицо,  определенное  ректором,  отдел по внеучебной
работе  со  студентами  или  иное  подразделение  вуза,   определенное
ректором,  другие  структурные подразделения внеучебной работы в вузе:
культурно - просветительные  и  спортивные  комплексы,  информационные
службы   и   редакции   средств   массовой   информации,  вузовские  и
межвузовские объединения и центры,  положения которых  предусматривают
внеучебную воспитательную деятельность со студентами.
     1.3. В своей деятельности проректор или  иное  должностное  лицо,
определенное  ректором,  отдел  по внеучебной работе со студентами или
иное подразделение вуза,  определенное  ректором,  другие  структурные
подразделения  внеучебной  работы  в  вузе руководствуются Федеральным
законом  от   22.08.96   N   125-ФЗ   "О   высшем   и   послевузовском
профессиональном образовании",  уставом вуза, положениями об отделе по
внеучебной работе,  о кураторе академической группы и  др.,  решениями
ученого   совета,  приказами  и  распоряжениями  ректора,  касающимися
внеучебной работы в вузе.

           2. Цели и задачи внеучебной работы со студентами

     2.1. Воспитание высоконравственной,  духовно развитой и физически
здоровой   личности   -   гражданина   новой   России,   способной   к
высококачественной   профессиональной   деятельности    и    моральной
ответственности за принимаемые технико - технологические решения.
     2.2. Формирование у студентов нравственных, духовных и культурных
ценностей   и  потребностей,  этических  норм  и  общепринятых  правил
поведения в обществе.
     2.3. Создание  условий  для  творческой самореализации личности и
для проведения досуга студентов во внеурочное время.
     2.4. Создание     полноценной    социально    -    педагогической
воспитывающей среды.

            3. Направления внеучебной работы со студентами

     3.1. Основные направления внеучебной работы:
     - проведение  культурно  -  массовых,  физкультурно - спортивных,
научно - просветительных мероприятий, организация досуга студентов;
     - создание  и  организация  работы  творческих,  физкультурных  и
спортивных, научных объединений и коллективов, объединений студентов и
преподавателей по интересам;
     - организация   гражданского   и    патриотического    воспитания
студентов;
     - организация работы по профилактике правонарушений, наркомании и
ВИЧ-инфекции среди студентов;
     - изучение проблем  студенчества  и  организация  психологической
поддержки, консультационной помощи;
     - работа по обеспечению вторичной занятости студентов  (трудовой,
социально значимой);
     - организация научно  -  исследовательской  работы  студентов  во
внеучебное время;
     - проведение мероприятий по укреплению и поддержке молодой семьи;
     - пропаганда физической культуры и здорового образа жизни;
     - содействие работе студенческих общественных организаций, клубов
и объединений;
     - информационное  обеспечение  студентов,  поддержка  и  развитие
студенческих средств массовой информации;
     - научное обоснование существующих  методик,  поиск  и  внедрение
новых технологий, форм и методов внеучебной деятельности;
     - создание  системы  морального  и  материального  стимулирования
преподавателей   и   студентов,   активно  участвующих  в  организации
внеучебной работы;
     - развитие   материально   -   технической   базы   и   объектов,
предназначенных для организации внеучебных мероприятий.
     3.2. Основные направления внеучебной работы определяются вузом.

            4. Организация внеучебной работы со студентами

     Внеучебная работа  в вузе реализуется на трех уровнях управления:
на уровне вуза,  факультета,  кафедры и иных структурных подразделений
вуза.
     На уровне вуза:
     4.1. Координацию  внеучебной работы в вузе осуществляет проректор
по внеучебной работе или иное должностное лицо, определенное ректором.
     4.2. Для координации работы  в  конкретных  направлениях  в  вузе
могут  быть  созданы  советы  или  комиссии  по  внеучебной  работе со
студентами. К таким направлениям можно отнести:
     - научно - исследовательскую работу студентов;
     - деятельность общежития или студенческого городка;
     - профилактику правонарушений;
     - профилактику наркомании и ВИЧ-инфекций;
     - взаимодействие с общественностью и СМИ;
     - экспертно - художественную деятельность;
     - деятельность школы кураторов и др.
     4.3. Советы и комиссии осуществляют свою деятельность  на  основе
положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в вузе.
     На уровне факультета:
     4.4. Для   координации   и   организации   внеучебной  работы  на
факультете могут быть назначены:
     - заместители декана по внеучебной работе - из числа профессорско
- преподавательского состава;
     - помощник  декана  по  внеучебной  работе - из числа сотрудников
факультета, имеющих высшее профессиональное образование.
     4.5. Заместители   (помощники)   декана   по   внеучебной  работе
назначаются и  освобождаются  в  соответствии  с  законодательством  о
труде.
     4.6. Заместители  (помощники)   декана   во   внеучебной   работе
подотчетны  декану  факультета  и входят в состав Совета по внеучебной
работе вуза.
     4.7. Основные   функции   заместителя   декана   (помощника)   по
внеучебной работе:
     - формирование  у  студентов  гражданской  позиции,  сохранение и
приумножение нравственных,  культурных и научных ценностей в  условиях
современной жизни, сохранение и возрождение традиций вуза;
     - организация  работы  по  пропаганде  и   внедрению   физической
культуры и здорового образа жизни;
     - информационное обеспечение студентов и  сотрудников  факультета
через  информационные  стенды,  факультетскую прессу и другие средства
информации;
     - организация  работы кураторов академических групп,  в том числе
проведение   рабочих   совещаний   и   семинаров,   направленных    на
совершенствование воспитательного процесса;
     - разработка  предложений  и  рекомендаций  по  совершенствованию
системы  внеучебной  работы,  ее  финансового и кадрового обеспечения,
подготовка  методической  и  локальной  нормативной  документации   по
организации внеучебной работы на факультете;
     - организация внеучебного процесса,  связанного с художественно -
творческой деятельностью студентов,  проведение смотров - конкурсов на
факультете;
     - организация  работы  по  первичной  профилактике  наркомании  и
ВИЧ-инфекции среди студентов;
     - организация  совместно с заместителями декана по научной работе
научно - исследовательской работы студентов во внеучебное время;
     - внедрение  в  практику  внеучебной  работы  научных достижений,
результатов социологических исследований;
     - проведение  анализа и контроля внеучебной работы на факультете,
распространение передового опыта работы других факультетов и вузов;
     - организация участия студентов в мероприятиях вузовского уровня,
а также  организация  участия  студентов  факультета  в  мероприятиях,
проводимых  городскими  (областными  и  т.п.) структурами по работе со
студенческой молодежью;
     - содействие   в   работе  профсоюзной  студенческой  организации
факультета, других общественных организаций, клубов и объединений;
     - подготовка  предложений  по  поощрению  студентов  за  активное
участие  в  общественной  жизни   факультета   согласно   утвержденным
положениям о проведении мероприятий;
     - осуществление  взаимосвязи  соответствующих  структур  вуза   с
профессорско   -   преподавательским  составом  кафедр  факультета  по
организации внеучебной работы.
     На уровне кафедры:
     4.8. Для координации и организации внеучебной работы на  кафедрах
могут  быть  назначены  помощники  заведующего  кафедрой по внеучебной
работе из числа профессорско -  преподавательского  состава,  основные
функции которых соответствуют пункту 4.7 настоящих Рекомендаций.
     4.9. Для организации внеучебной работы с академической группой на
основании распоряжения декана по представлению заведующего выпускающей
кафедрой   закрепляются   функции   куратора   академической   группы,
организация  работы которого осуществляется на основании утвержденного
в вузе положения о кураторе, прикрепленном к академической группе.
     Основными направлениями работы куратора являются:
     - знакомство студентов с организацией учебного процесса,  уставом
вуза,   правилами   проживания   в  общежитии,  правилами  внутреннего
распорядка вуза, правами и обязанностями студентов;
     - создание   организованного  сплоченного  коллектива  в  группе,
проведение работы по формированию актива группы;
     - работа по адаптации студентов к новой системе обучения;
     - создание    атмосферы    доброжелательных    отношений    между
преподавателями и студентами;
     - оказание помощи активу студенческой  группы  в  организационной
работе,  содействие привлечению студентов к научно - исследовательской
работе и развитию различных форм студенческого самоуправления;
     - информирование заведующего кафедрой,  преподавателей кафедры об
учебных делах в студенческой группе,  о запросах, нуждах и настроениях
студентов.