О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНЦЕПЦИЮ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НА 2001 - 2005 ГОДЫ. Указание. Министерство путей сообщения РФ (МПС России). 04.06.02 85У

                  О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
             В КОНЦЕПЦИЮ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
            ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НА 2001 - 2005 ГОДЫ

                               УКАЗАНИЕ

                   МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ

                            4 июня 2002 г.
                                N 85у

                                 (Д)


     В целях   развития    жилищного    строительства    в    отрасли,
совершенствования    его    финансирования,    повышения   доступности
приобретения  работниками  федерального  железнодорожного   транспорта
жилья  на  платной  основе  и  во исполнение Постановлений расширенных
заседаний коллегий МПС России от 24 - 25 декабря  1999  г.,  25  -  26
декабря  2001  г.,  а  также  с  учетом  опыта и результатов работы по
улучшению жилищных условий железнодорожников в 2001 году:
     1. Внести изменения и дополнения в Концепцию жилищной политики на
федеральном  железнодорожном  транспорте  на   2001   -   2005   годы,
утвержденную  указанием  МПС  России  от  18  декабря 2000 г.  N 321у,
изложив ее в новой редакции  согласно  Приложению  N  1  к  настоящему
указанию.
     2. Первому  заместителю  Министра   М.В.   Иванкову,   начальнику
Кредитно-финансового     центра    О.А.    Платонову,    руководителям
Департаментов:  финансов М.Р.  Винтер,  капитального  строительства  и
эксплуатации  объектов  железнодорожного  транспорта  С.Н.  Новицкому,
председателю  ЦК   профсоюза   А.Б.   Васильеву   (по   согласованию),
генеральному директору ЗАО "Желдорипотека" (по согласованию) в срок до
1 июля 2002 г.  подготовить и представить на утверждение вытекающие из
настоящего  указания  изменения  и  дополнения в Правила продажи жилья
работникам железнодорожного транспорта  в  рамках  ипотечной  жилищной
программы, введенные в действие указанием МПС России от 4 июля 2001 г.
N И-1222у.
     3. Руководителю   Департамента   капитального   строительства   и
эксплуатации  объектов  железнодорожного  транспорта  С.Н.  Новицкому,
начальникам   железных  дорог  совместно  с  ЗАО  "Желдорипотека"  (на
Московской  железной  дороге  -  фондом  "Соцжилипотека")  ежегодно  в
установленные сроки определять расходы на строительство:
     внеплощадочных инженерных коммуникаций,  центральных  тепловых  и
электрических   распределительных  пунктов,  обеспечивающих  теплом  и
электроэнергией   несколько   перспективных   многоэтажных   домов   и
существующего     жилого     фонда     железных     дорог,     нежилых
встроенно-пристроенных помещений для нужд организаций железнодорожного
транспорта,  и  осуществлять  их  строительство  по отдельным титулам,
финансируемым по строке "коммунальное строительство";
     жилья, передаваемого   местным   органам  власти  по  техническим
условиям и условиям строительства.
     4. Первому  заместителю  Министра  М.В.  Иванкову,  руководителям
Департаментов:  экономики  Б.М.  Лапидусу,   финансов   М.Р.   Винтер,
капитального  строительства  и  эксплуатации объектов железнодорожного
транспорта  С.Н.  Новицкому  совместно  с  ЗАО   "Желдорипотека"   (на
Московской  дороге - фондом "Соцжилипотека") исходя из наличия средств
предусматривать в лимитах капитального строительства и  финансирования
и платежных балансах железных дорог расходы:
     связанные с обеспечением выполнения ежегодных отраслевых  объемов
строительства и приобретения жилья;
     предусмотренные пунктом 3 настоящего указания.
     5. Руководителю   Департамента   капитального   строительства   и
эксплуатации  объектов  железнодорожного  транспорта  С.Н.  Новицкому,
начальникам   железных  дорог  совместно  с  ЗАО  "Желдорипотека"  (на
Московской дороге - фондом "Соцжилипотека") ежегодно  в  установленные
сроки   представлять   предложения   для  рассмотрения  и  утверждения
отраслевого плана строительства (приобретения) жилья на следующий год.
     6. Начальникам железных дорог совместно с ЗАО "Желдорипотека" (на
Московской железной дороге - фондом "Соцжилипотека"):
     обеспечивать первоочередное включение жилых домов, не завершенных
строительством, в планы строительства жилья;
     при определении общей стоимости жилых помещений,  предоставляемых
железнодорожникам на платной  основе,  учитывать  в  стоимости  одного
квадратного   метра  только  затраты  на  строительство  жилого  дома,
внутриплощадочных   инженерных    сооружений    и    коммуникаций    и
благоустройство прилегающей к дому территории;
     в срок до 1 августа 2002 г.  совместно с  дорпрофсожами  привести
дорожные  положения  о  строительстве  платного жилья в соответствие с
настоящим указанием.
     7. Признать  утратившими  силу  приложения  1  и 2 к указанию МПС
России от 18 декабря 2000 г.  N 321у, указания МПС России от 19 января
2001 г.  N И-74у, 5 апреля 2001 г. N И-572у, 2 августа 2001 г. N 156у,
20 августа 2001 г. N ЦУКСр-11.
     8. Контроль   за   настоящим   указанием   возложить  на  первого
заместителя Министра М.В. Иванкова.
     С Российским    профсоюзом   железнодорожников   и   транспортных
строителей согласовано.

Министр
                                                            Г.М.ФАДЕЕВ


                                                        Приложение N 1

                                                 к указанию МПС России
                                                     от 4 июня 2002 г.
                                                                 N 85у

                              КОНЦЕПЦИЯ
           ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
                    ТРАНСПОРТЕ НА 2001 - 2005 ГОДЫ

                               Введение

     Концепция жилищной  политики   на   федеральном   железнодорожном
транспорте  на  2001  -  2005  годы  (далее - Концепция) направлена на
развитие жилищного  строительства  в  отрасли,  совершенствование  его
финансирования,   создание   условий   для  решения  жилищных  проблем
работников и пенсионеров  организаций  железнодорожного  транспорта  и
предусматривает основные пути и механизмы реализации указанных задач.
     Настоящая Концепция разработана  в  соответствии  с  Конституцией
Российской   Федерации,  Гражданским  кодексом  Российской  Федерации,
Федеральными законами "Об  инвестиционной  деятельности  в  Российской
Федерации,  осуществляемой в форме капитальных вложений",  "Об ипотеке
(залоге недвижимости)",  "О ветеранах",  Постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от 11 января 2000 г.  N 28 "О мерах по развитию
системы ипотечного кредитования в  Российской  Федерации",  Отраслевым
тарифным  соглашением  по  федеральному железнодорожному транспорту на
2001 - 2003 годы,  другими федеральными законами и иными  нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
     Положения Концепции являются основой для разработки и принятия на
федеральном   железнодорожном   транспорте   нормативных   правовых  и
организационных  документов,   регламентирующих   процесс   реализации
жилищной политики в отрасли.

                        1. Содержание проблемы

     За период  с  1994  по  2000  год  на  железнодорожном транспорте
введено в эксплуатацию около 7 млн.  кв.  метров жилья,  что позволило
улучшить жилищные условия около 130 тыс. семей железнодорожников.
     Успешно реализуется отраслевая программа переселения  пенсионеров
и  высвобождаемых работников из районов Крайнего Севера и приравненных
к ним местностей.  Более 2700 семей работников,  проживавших в районах
Крайнего  Севера и приравненных к ним местностях,  в 1997 - 2000 годах
получили  благоустроенные  квартиры   в   районах   с   благоприятными
климатическими условиями.
     На 1  января  2001  г.  численность  работников,  нуждающихся   в
улучшении жилищных условий в отрасли,  составила 206,1 тыс. семей, или
14,0%  от общей численности работающих.  Из них около  39  тыс.  семей
состоят   в   льготных   списках  очередников.  Свыше  19  тыс.  семей
железнодорожников проживают сегодня в ветхом и аварийном жилом  фонде,
имеющемся  на  балансе  железных  дорог.  Общая  расчетная потребность
работников и пенсионеров организаций отрасли в жилье  составляет  11,1
млн. кв. метров.
     На период до 2005 г.  предполагается  улучшить  жилищные  условия
67346 семей железнодорожников путем строительства и приобретения жилья
на вторичном рынке с доведением объемов ввода жилья к  2005  г.  до  1
млн. кв. м в год.
     В связи с  изменившимися  в  стране  подходами  к  финансированию
жилищного   строительства   появилась  необходимость  более  активного
привлечения  собственных  средств  железнодорожников,  нуждающихся   в
улучшении жилищных условий.

             2. Цели, принципы и задачи жилищной политики

     2.1. Главная  цель  развития  жилищной  политики  на  федеральном
железнодорожном транспорте -  создать  эффективно  работающую  систему
обеспечения  доступным  по  стоимости  жильем большинства работников и
пенсионеров  организаций  отрасли,  в  первую  очередь  нуждающихся  в
улучшении жилищных условий, за счет привлечения их собственных средств
путем  предоставления  жилья  на  платной  основе   с   использованием
механизма  продажи жилья с рассрочкой платежа и долгосрочных ипотечных
кредитов.
     Одним из   ключевых   требований   создаваемой  системы  является
обеспечение доступности  приобретения  жилья  на  платной  основе  для
железнодорожников с разными уровнями доходов.  При этом система должна
быть полностью прозрачной и понятной всем участникам процесса.
     Создание в  отрасли указанной системы позволит не только ускорить
решение проблем по улучшению жилищных условий работников, пенсионеров,
молодых  специалистов,  но  и  создать  такие  условия,  которые будут
способствовать решению вопросов закрепления кадров на длительный срок,
снятию  социальной  напряженности  и повышению стабильности в трудовых
коллективах.
     2.2. Эффективное   привлечение   денежных  средств  работников  и
пенсионеров   организаций   железнодорожного    транспорта    позволит
обеспечивать снижение расходов отрасли на приобретение жилья.
     2.3. Вместе с тем за организациями  отрасли  безусловно  остается
функция  обеспечения  жильем  на  условиях социального найма отдельных
категорий железнодорожников, а также предоставление служебного жилья в
связи с производственной необходимостью.
     2.4. Стратегическими задачами жилищной  политики  на  федеральном
железнодорожном транспорте являются:
     создание и   совершенствование   системы    приобретения    жилья
работниками отрасли с разными уровнями доходов;
     создание устойчивых   механизмов,   обеспечивающих    доступность
приобретения    жилья    в    соответствии    с    платежеспособностью
железнодорожников;
     активное привлечение сбережений железнодорожников в строительство
и приобретение жилья;
     обеспечение социальной   защиты   малоимущих   железнодорожников,
гарантирующей им жилищные  условия  в  соответствии  с  установленными
социальными стандартами;
     вовлечение в   оборот   жилья,   находящегося   в   собственности
работников отрасли;
     содействие ускоренному развитию  частного  жилищного  сектора  за
счет собственных средств железнодорожников;
     более полное использование строительного потенциала отрасли;
     привлечение средств сторонних инвесторов;
     создание эффективного механизма  финансирования  строительства  и
приобретения    жилья,    предоставляемого    на    платной    основе,
основывающегося на следующих источниках:
     - долгосрочных   займах,  предоставляемых  железными  дорогами  и
другими организациями;
     - собственных   средствах   железнодорожников,  в  том  числе  от
реализации имеющегося в их собственности жилого помещения;
     - других источниках.
     2.5. Министерство  путей   сообщения   Российской   Федерации   и
организации железнодорожного транспорта должны обеспечить:
     финансовую поддержку    жилищного    строительства    в    части,
предусмотренной настоящей Концепцией и разработанными в соответствии с
ней другими нормативными актами,  контроль за  расходованием  средств,
направляемых на эти цели;
     приоритетность развития первичного рынка жилья (при прочих равных
условиях), использование многообразия переходных форм, приспособленных
к низкой платежеспособности  железнодорожников,  инфляции  и  дефициту
финансовых средств;
     соблюдение социальных  стандартов  (порядка  постановки  на  учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий, норм предоставления жилья на
условиях социального  найма)  и  нормативно-технических  требований  к
качеству строительства.

                          3. Общие положения

     3.1. Жилищная  политика на федеральном железнодорожном транспорте
направлена  на  создание  условий,  обеспечивающих   железнодорожникам
доступность  приобретения  жилья  в  соответствии  с законодательством
Российской Федерации на условиях:
     социального найма;
     предоставления служебного жилья;
     приобретения жилья на платной основе.
     3.2. На условиях социального найма жилые помещения на федеральном
железнодорожном   транспорте   предоставляются   следующим  категориям
железнодорожников:
     работникам, переведенным  по  служебной  необходимости  в  другую
местность,  в первоочередном  порядке  в  соответствии  с  заключенным
трудовым договором (контрактом);
     работникам, переселяемым из сносимого аварийного и не подлежащего
восстановлению ветхого жилого фонда, состоящего на балансе организаций
железнодорожного транспорта, а также лицам, проживающим в жилых домах,
находящихся в площади застройки новых жилых домов;
     работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, проживающим
в  неблагоустроенном  ветхом жилом фонде и имеющим среднедушевой доход
семьи ниже прожиточного минимума;
     пенсионерам, переселяемым  из  неблагоустроенных жилых помещений,
расположенных в отдалении от благоустроенных  населенных  пунктов  (по
решению  жилищных  комиссий  организаций железнодорожного транспорта в
каждом конкретном случае),  при условии стажа  работы  в  организациях
железнодорожного  транспорта  не  менее 20 лет и уволенным на пенсию с
данных организаций в связи с достижением пенсионного возраста;
     пенсионерам и  высвобождаемым  по  сокращению  штата  работникам,
проработавшим в  районах  Крайнего  Севера  и  в  приравненных  к  ним
местностях  не  менее  15  лет  и  сдавшим  занимаемые  в этих районах
квартиры  для   повторного   заселения   работников   железнодорожного
транспорта;
     членам семей  погибших  работников   и   работникам,   потерявшим
трудоспособность  в  результате несчастного случая по вине организаций
железнодорожного транспорта, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
     участникам Великой Отечественной войны в соответствии со статьями
14 и 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах",
нуждающимся  в  улучшении  жилищных  условий  и  реализующим это право
впервые.
     Кроме указанных     категорий    железнодорожников    организация
железнодорожного транспорта в исключительных случаях вправе  принимать
решение  о  предоставлении жилья,  построенного из собственных средств
дороги,  по социальному найму другим категориям  железнодорожников  (в
каждом   конкретном   случае   по   ходатайству  жилищных  комиссий  и
согласованию с профсоюзными организациями).
     3.3. Служебные  жилые  помещения  предоставляются  работникам  по
договорам  найма  на  все  время  работы,  в  связи   с   которой   им
предоставлены эти помещения.  На эти цели необходимо выделять до 3% от
ежегодно вводимого (приобретаемого) объема жилья.
     3.4. Объемы   жилья,  предоставляемого  на  условиях  социального
найма,  и служебного жилья должны составлять 25% от ежегодно вводимого
(приобретаемого)  объема  жилья  и  могут  быть  увеличены  в  связи с
производственной необходимостью.
     3.5. На  платной  основе  приобретение  жилья  осуществляется  на
следующих условиях:
     3.5.1. Работники   и   пенсионеры   организаций  железнодорожного
транспорта,  нуждающиеся в улучшении жилищных условий (очередники),  в
порядке   очередности   приобретают   жилые   помещения   с  внесением
первоначального взноса не менее 15%  от стоимости приобретаемого жилья
и рассрочкой оплаты оставшейся стоимости жилого помещения сроком до 15
лет под 2% годовых в рублях.
     Молодым специалистам,  не  имеющим  жилой площади в местности,  в
которую   они   распределены,   жилая   площадь   предоставляется    в
первоочередном порядке с оплатой первоначального взноса не менее 5% от
стоимости  приобретаемого  жилья  и   рассрочкой   оплаты   оставшейся
стоимости жилого помещения сроком до 15 лет под 1% годовых в рублях.
     До 20%  жилья,  предоставляемого с рассрочкой платежа, может быть
предоставлено  вне  очереди категориям лиц,  указанным в абзаце первом
настоящего пункта, при условии погашения ими при первоначальном взносе
не менее 50%  стоимости приобретаемого жилого помещения или выполнения
обязательств по договору купли-продажи жилого помещения в  срок  до  5
лет.
     Организация железнодорожного  транспорта  вправе  из  собственных
средств    предоставлять   отдельным   категориям   железнодорожников,
нуждающихся  в  улучшении   жилищных   условий   (ветеранам   отрасли,
многодетным   семьям,   малоимущим,   молодым  специалистам  и  другим
категориям),  субсидии или материальную помощь на погашение  полностью
или  частично  первоначального взноса и (или) суммы рассрочки платежа.
Порядок предоставления субсидий  и  материальной  помощи  определяется
организацией  железнодорожного транспорта в соответствии с действующим
законодательством.
     3.5.2. Работники   и   пенсионеры   организаций  железнодорожного
транспорта имеют право приобрести  жилые  помещения  с  использованием
механизма  ипотечного  кредитования с внесением первоначального взноса
не менее 15%  от его стоимости.  Ипотечный кредит  предоставляется  на
срок до 15 лет под 10% годовых в рублях.
     3.5.3. Сумма ежемесячных выплат по  погашению  рассрочки  платежа
или  кредиту  не  должна  превышать  35%  совокупного семейного дохода
покупателя (заемщика),  а остающиеся в распоряжении семьи средства  не
должны  быть  ниже  прожиточного  минимума  на каждого члена семьи для
данного региона.
     В целях  сокращения  сроков исполнения обязательств по договору о
приобретении жилого помещения  сумма  ежемесячных  выплат  может  быть
пересмотрена  с  учетом  изменения совокупного дохода семьи покупателя
или заемщика.
     Покупатель (заемщик)  и все совершеннолетние члены его семьи дают
нотариально заверяемое  согласие  на  освобождение  приобретенного  на
платной основе жилого помещения в случае обращения на него взыскания.
     3.5.4. Покупатель  (заемщик)  вправе  оплатить  часть   стоимости
нового жилья за счет продажи уже имеющегося в собственности жилья.
     3.6. Работникам  и   пенсионерам   организаций   железнодорожного
транспорта  жилые  помещения  предоставляются по стоимости,  в которую
включаются   только   затраты   на    строительство    жилого    дома,
внутриплощадочных    инженерных    сооружений    и    коммуникаций   и
благоустройство прилегающей к дому территории.
     3.7. Объемы строительства и приобретения жилья,  предоставляемого
железнодорожникам  на  платной  основе  с  использованием   механизмов
рассрочки  платежа и ипотечного кредитования,  уточняются ежегодно при
формировании планов строительства и приобретения  жилья  на  следующий
год   с   учетом   предложений   железных   дорог,   согласованных   с
дорпрофсожами.
     3.8. За работниками, уволенными в связи с ликвидацией организации
железнодорожного  транспорта,  сокращением   численности   или   штата
работников,  в течение двух лет сохраняется очередь на получение жилья
на соответствующих условиях.