О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНЦЕПЦИЮ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НА 2001 - 2005 ГОДЫ УКАЗАНИЕ МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ 4 июня 2002 г. N 85у (Д) В целях развития жилищного строительства в отрасли, совершенствования его финансирования, повышения доступности приобретения работниками федерального железнодорожного транспорта жилья на платной основе и во исполнение Постановлений расширенных заседаний коллегий МПС России от 24 - 25 декабря 1999 г., 25 - 26 декабря 2001 г., а также с учетом опыта и результатов работы по улучшению жилищных условий железнодорожников в 2001 году: 1. Внести изменения и дополнения в Концепцию жилищной политики на федеральном железнодорожном транспорте на 2001 - 2005 годы, утвержденную указанием МПС России от 18 декабря 2000 г. N 321у, изложив ее в новой редакции согласно Приложению N 1 к настоящему указанию. 2. Первому заместителю Министра М.В. Иванкову, начальнику Кредитно-финансового центра О.А. Платонову, руководителям Департаментов: финансов М.Р. Винтер, капитального строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта С.Н. Новицкому, председателю ЦК профсоюза А.Б. Васильеву (по согласованию), генеральному директору ЗАО "Желдорипотека" (по согласованию) в срок до 1 июля 2002 г. подготовить и представить на утверждение вытекающие из настоящего указания изменения и дополнения в Правила продажи жилья работникам железнодорожного транспорта в рамках ипотечной жилищной программы, введенные в действие указанием МПС России от 4 июля 2001 г. N И-1222у. 3. Руководителю Департамента капитального строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта С.Н. Новицкому, начальникам железных дорог совместно с ЗАО "Желдорипотека" (на Московской железной дороге - фондом "Соцжилипотека") ежегодно в установленные сроки определять расходы на строительство: внеплощадочных инженерных коммуникаций, центральных тепловых и электрических распределительных пунктов, обеспечивающих теплом и электроэнергией несколько перспективных многоэтажных домов и существующего жилого фонда железных дорог, нежилых встроенно-пристроенных помещений для нужд организаций железнодорожного транспорта, и осуществлять их строительство по отдельным титулам, финансируемым по строке "коммунальное строительство"; жилья, передаваемого местным органам власти по техническим условиям и условиям строительства. 4. Первому заместителю Министра М.В. Иванкову, руководителям Департаментов: экономики Б.М. Лапидусу, финансов М.Р. Винтер, капитального строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта С.Н. Новицкому совместно с ЗАО "Желдорипотека" (на Московской дороге - фондом "Соцжилипотека") исходя из наличия средств предусматривать в лимитах капитального строительства и финансирования и платежных балансах железных дорог расходы: связанные с обеспечением выполнения ежегодных отраслевых объемов строительства и приобретения жилья; предусмотренные пунктом 3 настоящего указания. 5. Руководителю Департамента капитального строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта С.Н. Новицкому, начальникам железных дорог совместно с ЗАО "Желдорипотека" (на Московской дороге - фондом "Соцжилипотека") ежегодно в установленные сроки представлять предложения для рассмотрения и утверждения отраслевого плана строительства (приобретения) жилья на следующий год. 6. Начальникам железных дорог совместно с ЗАО "Желдорипотека" (на Московской железной дороге - фондом "Соцжилипотека"): обеспечивать первоочередное включение жилых домов, не завершенных строительством, в планы строительства жилья; при определении общей стоимости жилых помещений, предоставляемых железнодорожникам на платной основе, учитывать в стоимости одного квадратного метра только затраты на строительство жилого дома, внутриплощадочных инженерных сооружений и коммуникаций и благоустройство прилегающей к дому территории; в срок до 1 августа 2002 г. совместно с дорпрофсожами привести дорожные положения о строительстве платного жилья в соответствие с настоящим указанием. 7. Признать утратившими силу приложения 1 и 2 к указанию МПС России от 18 декабря 2000 г. N 321у, указания МПС России от 19 января 2001 г. N И-74у, 5 апреля 2001 г. N И-572у, 2 августа 2001 г. N 156у, 20 августа 2001 г. N ЦУКСр-11. 8. Контроль за настоящим указанием возложить на первого заместителя Министра М.В. Иванкова. С Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей согласовано. Министр Г.М.ФАДЕЕВ Приложение N 1 к указанию МПС России от 4 июня 2002 г. N 85у КОНЦЕПЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НА 2001 - 2005 ГОДЫ Введение Концепция жилищной политики на федеральном железнодорожном транспорте на 2001 - 2005 годы (далее - Концепция) направлена на развитие жилищного строительства в отрасли, совершенствование его финансирования, создание условий для решения жилищных проблем работников и пенсионеров организаций железнодорожного транспорта и предусматривает основные пути и механизмы реализации указанных задач. Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "О ветеранах", Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного кредитования в Российской Федерации", Отраслевым тарифным соглашением по федеральному железнодорожному транспорту на 2001 - 2003 годы, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Положения Концепции являются основой для разработки и принятия на федеральном железнодорожном транспорте нормативных правовых и организационных документов, регламентирующих процесс реализации жилищной политики в отрасли. 1. Содержание проблемы За период с 1994 по 2000 год на железнодорожном транспорте введено в эксплуатацию около 7 млн. кв. метров жилья, что позволило улучшить жилищные условия около 130 тыс. семей железнодорожников. Успешно реализуется отраслевая программа переселения пенсионеров и высвобождаемых работников из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Более 2700 семей работников, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в 1997 - 2000 годах получили благоустроенные квартиры в районах с благоприятными климатическими условиями. На 1 января 2001 г. численность работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в отрасли, составила 206,1 тыс. семей, или 14,0% от общей численности работающих. Из них около 39 тыс. семей состоят в льготных списках очередников. Свыше 19 тыс. семей железнодорожников проживают сегодня в ветхом и аварийном жилом фонде, имеющемся на балансе железных дорог. Общая расчетная потребность работников и пенсионеров организаций отрасли в жилье составляет 11,1 млн. кв. метров. На период до 2005 г. предполагается улучшить жилищные условия 67346 семей железнодорожников путем строительства и приобретения жилья на вторичном рынке с доведением объемов ввода жилья к 2005 г. до 1 млн. кв. м в год. В связи с изменившимися в стране подходами к финансированию жилищного строительства появилась необходимость более активного привлечения собственных средств железнодорожников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 2. Цели, принципы и задачи жилищной политики 2.1. Главная цель развития жилищной политики на федеральном железнодорожном транспорте - создать эффективно работающую систему обеспечения доступным по стоимости жильем большинства работников и пенсионеров организаций отрасли, в первую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет привлечения их собственных средств путем предоставления жилья на платной основе с использованием механизма продажи жилья с рассрочкой платежа и долгосрочных ипотечных кредитов. Одним из ключевых требований создаваемой системы является обеспечение доступности приобретения жилья на платной основе для железнодорожников с разными уровнями доходов. При этом система должна быть полностью прозрачной и понятной всем участникам процесса. Создание в отрасли указанной системы позволит не только ускорить решение проблем по улучшению жилищных условий работников, пенсионеров, молодых специалистов, но и создать такие условия, которые будут способствовать решению вопросов закрепления кадров на длительный срок, снятию социальной напряженности и повышению стабильности в трудовых коллективах. 2.2. Эффективное привлечение денежных средств работников и пенсионеров организаций железнодорожного транспорта позволит обеспечивать снижение расходов отрасли на приобретение жилья. 2.3. Вместе с тем за организациями отрасли безусловно остается функция обеспечения жильем на условиях социального найма отдельных категорий железнодорожников, а также предоставление служебного жилья в связи с производственной необходимостью. 2.4. Стратегическими задачами жилищной политики на федеральном железнодорожном транспорте являются: создание и совершенствование системы приобретения жилья работниками отрасли с разными уровнями доходов; создание устойчивых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья в соответствии с платежеспособностью железнодорожников; активное привлечение сбережений железнодорожников в строительство и приобретение жилья; обеспечение социальной защиты малоимущих железнодорожников, гарантирующей им жилищные условия в соответствии с установленными социальными стандартами; вовлечение в оборот жилья, находящегося в собственности работников отрасли; содействие ускоренному развитию частного жилищного сектора за счет собственных средств железнодорожников; более полное использование строительного потенциала отрасли; привлечение средств сторонних инвесторов; создание эффективного механизма финансирования строительства и приобретения жилья, предоставляемого на платной основе, основывающегося на следующих источниках: - долгосрочных займах, предоставляемых железными дорогами и другими организациями; - собственных средствах железнодорожников, в том числе от реализации имеющегося в их собственности жилого помещения; - других источниках. 2.5. Министерство путей сообщения Российской Федерации и организации железнодорожного транспорта должны обеспечить: финансовую поддержку жилищного строительства в части, предусмотренной настоящей Концепцией и разработанными в соответствии с ней другими нормативными актами, контроль за расходованием средств, направляемых на эти цели; приоритетность развития первичного рынка жилья (при прочих равных условиях), использование многообразия переходных форм, приспособленных к низкой платежеспособности железнодорожников, инфляции и дефициту финансовых средств; соблюдение социальных стандартов (порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, норм предоставления жилья на условиях социального найма) и нормативно-технических требований к качеству строительства. 3. Общие положения 3.1. Жилищная политика на федеральном железнодорожном транспорте направлена на создание условий, обеспечивающих железнодорожникам доступность приобретения жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации на условиях: социального найма; предоставления служебного жилья; приобретения жилья на платной основе. 3.2. На условиях социального найма жилые помещения на федеральном железнодорожном транспорте предоставляются следующим категориям железнодорожников: работникам, переведенным по служебной необходимости в другую местность, в первоочередном порядке в соответствии с заключенным трудовым договором (контрактом); работникам, переселяемым из сносимого аварийного и не подлежащего восстановлению ветхого жилого фонда, состоящего на балансе организаций железнодорожного транспорта, а также лицам, проживающим в жилых домах, находящихся в площади застройки новых жилых домов; работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, проживающим в неблагоустроенном ветхом жилом фонде и имеющим среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума; пенсионерам, переселяемым из неблагоустроенных жилых помещений, расположенных в отдалении от благоустроенных населенных пунктов (по решению жилищных комиссий организаций железнодорожного транспорта в каждом конкретном случае), при условии стажа работы в организациях железнодорожного транспорта не менее 20 лет и уволенным на пенсию с данных организаций в связи с достижением пенсионного возраста; пенсионерам и высвобождаемым по сокращению штата работникам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях не менее 15 лет и сдавшим занимаемые в этих районах квартиры для повторного заселения работников железнодорожного транспорта; членам семей погибших работников и работникам, потерявшим трудоспособность в результате несчастного случая по вине организаций железнодорожного транспорта, нуждающимся в улучшении жилищных условий; участникам Великой Отечественной войны в соответствии со статьями 14 и 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающимся в улучшении жилищных условий и реализующим это право впервые. Кроме указанных категорий железнодорожников организация железнодорожного транспорта в исключительных случаях вправе принимать решение о предоставлении жилья, построенного из собственных средств дороги, по социальному найму другим категориям железнодорожников (в каждом конкретном случае по ходатайству жилищных комиссий и согласованию с профсоюзными организациями). 3.3. Служебные жилые помещения предоставляются работникам по договорам найма на все время работы, в связи с которой им предоставлены эти помещения. На эти цели необходимо выделять до 3% от ежегодно вводимого (приобретаемого) объема жилья. 3.4. Объемы жилья, предоставляемого на условиях социального найма, и служебного жилья должны составлять 25% от ежегодно вводимого (приобретаемого) объема жилья и могут быть увеличены в связи с производственной необходимостью. 3.5. На платной основе приобретение жилья осуществляется на следующих условиях: 3.5.1. Работники и пенсионеры организаций железнодорожного транспорта, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (очередники), в порядке очередности приобретают жилые помещения с внесением первоначального взноса не менее 15% от стоимости приобретаемого жилья и рассрочкой оплаты оставшейся стоимости жилого помещения сроком до 15 лет под 2% годовых в рублях. Молодым специалистам, не имеющим жилой площади в местности, в которую они распределены, жилая площадь предоставляется в первоочередном порядке с оплатой первоначального взноса не менее 5% от стоимости приобретаемого жилья и рассрочкой оплаты оставшейся стоимости жилого помещения сроком до 15 лет под 1% годовых в рублях. До 20% жилья, предоставляемого с рассрочкой платежа, может быть предоставлено вне очереди категориям лиц, указанным в абзаце первом настоящего пункта, при условии погашения ими при первоначальном взносе не менее 50% стоимости приобретаемого жилого помещения или выполнения обязательств по договору купли-продажи жилого помещения в срок до 5 лет. Организация железнодорожного транспорта вправе из собственных средств предоставлять отдельным категориям железнодорожников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ветеранам отрасли, многодетным семьям, малоимущим, молодым специалистам и другим категориям), субсидии или материальную помощь на погашение полностью или частично первоначального взноса и (или) суммы рассрочки платежа. Порядок предоставления субсидий и материальной помощи определяется организацией железнодорожного транспорта в соответствии с действующим законодательством. 3.5.2. Работники и пенсионеры организаций железнодорожного транспорта имеют право приобрести жилые помещения с использованием механизма ипотечного кредитования с внесением первоначального взноса не менее 15% от его стоимости. Ипотечный кредит предоставляется на срок до 15 лет под 10% годовых в рублях. 3.5.3. Сумма ежемесячных выплат по погашению рассрочки платежа или кредиту не должна превышать 35% совокупного семейного дохода покупателя (заемщика), а остающиеся в распоряжении семьи средства не должны быть ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи для данного региона. В целях сокращения сроков исполнения обязательств по договору о приобретении жилого помещения сумма ежемесячных выплат может быть пересмотрена с учетом изменения совокупного дохода семьи покупателя или заемщика. Покупатель (заемщик) и все совершеннолетние члены его семьи дают нотариально заверяемое согласие на освобождение приобретенного на платной основе жилого помещения в случае обращения на него взыскания. 3.5.4. Покупатель (заемщик) вправе оплатить часть стоимости нового жилья за счет продажи уже имеющегося в собственности жилья. 3.6. Работникам и пенсионерам организаций железнодорожного транспорта жилые помещения предоставляются по стоимости, в которую включаются только затраты на строительство жилого дома, внутриплощадочных инженерных сооружений и коммуникаций и благоустройство прилегающей к дому территории. 3.7. Объемы строительства и приобретения жилья, предоставляемого железнодорожникам на платной основе с использованием механизмов рассрочки платежа и ипотечного кредитования, уточняются ежегодно при формировании планов строительства и приобретения жилья на следующий год с учетом предложений железных дорог, согласованных с дорпрофсожами. 3.8. За работниками, уволенными в связи с ликвидацией организации железнодорожного транспорта, сокращением численности или штата работников, в течение двух лет сохраняется очередь на получение жилья на соответствующих условиях. |