СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОВЕТА Х.М. АСНАРА, ПРИ СОДЕЙСТВИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ СОВЕТА ЕС / ВЫСОКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПО ВОПРОСАМ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЕС. Заявление. Президент РФ. 29.05.02

         СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      В.В. ПУТИНА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОВЕТА Х.М. АСНАРА,
          ПРИ СОДЕЙСТВИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ СОВЕТА ЕС /
         ВЫСОКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПО ВОПРОСАМ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
           И ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЕС Х. СОЛАНЫ,
        И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ Р. ПРОДИ

                              ЗАЯВЛЕНИЕ

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                            29 мая 2002 г.


                                 (Д)


     Мы, руководители России и ЕС, подробно рассмотрели вопросы нашего
двустороннего  сотрудничества,  а  также  широкий  круг  международных
проблем.  Мы подчеркнули важность  стратегического  партнерства  между
Россией  и ЕС,  основанного на нашей полной приверженности Уставу ООН,
обязательствах,  принятых в рамках Совета Европы и ОБСЕ,  а  также  на
общих  ценностях  и  взаимном  доверии.  Мы выразили твердую решимость
достичь конкретных результатов в нашем сотрудничестве. С этой целью мы
согласились   усилить  позитивные  тенденции,  характерные  для  наших
отношений.
     Мы подтвердили наше намерение эффективнее использовать Соглашение
о партнерстве и сотрудничестве (СПС),  а  также  Стратегию  России  по
развитию отношений с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу и
Коллективную стратегию Европейского Союза в отношении  России  с  тем,
чтобы  способствовать безопасности и стабильности в Европе,  развивать
торговлю и инвестиции и укреплять  общество,  основанное  на  уважении
демократических  принципов  и  прав  человека.  Защита свободы слова и
борьба против ксенофобии и дискриминации  на  этнической,  религиозной
или  любой  другой  основе  являются  фундаментальными  элементами для
сохранения этих принципов.
     Мы намерены наращивать совместные усилия для того,  чтобы успешно
противостоять  общим  вызовам,  особенно  международному   терроризму,
включая  вопросы  доступа  к  оружию  массового  уничтожения,  а также
производству и торговле  наркотиками,  незаконной  миграции  и  другим
проявлениям   организованной   преступности,  если  необходимо,  путем
создания новых механизмов.  В этом контексте мы приветствовали встречу
наших  министров  юстиции  и  внутренних  дел  25  апреля  2002  г.  в
Люксембурге.  Мы согласны в том,  что работа по  всем  этим  вопросам,
жизненно важным для нашей общей безопасности, является приоритетом как
для России, так и для Евросоюза.
     Мы подтвердили    свою    приверженность   дальнейшему   развитию
политического диалога Россия - ЕС.  Россия и  Европейский  Союз  будут
предпринимать  усилия,  чтобы  сделать  свое  сотрудничество  в  сфере
внешней  политики  и  политики  в  области  безопасности   еще   более
целенаправленным  и  оперативным.  С  этой  целью мы приняли отдельную
декларацию по дальнейшим практическим шагам в  развитии  политического
диалога и сотрудничества в области управления кризисами и безопасности
(Приложение 1).
     В целях  динамичного развития экономического сотрудничества между
Россией и ЕС мы приветствуем:
     а) доклад  Группы  высокого уровня по разработке концепции общего
европейского экономического пространства (ОЕЭП);
     б) доклад  о  развитии  энергодиалога,  который приложен к нашему
отдельному Заявлению по этому вопросу (Приложение 2);
     в) новый  механизм урегулирования споров,  который позволит более
эффективно использовать согласительные  процедуры  в  рамках  СПС  для
разрешения торговых споров.
     Мы считаем,  что скорейшее присоединение России к ВТО  еще  более
интегрирует  Россию  в мировую экономику и углубит экономические связи
между Россией и ЕС, способствуя таким образом созданию ОЕЭП.
     Признавая достижения Российской Федерации в установлении рыночных
отношений в своей экономике,  ЕС  заявил  о  намерении  изменить  свое
законодательство   с   целью  предоставления  России  полного  статуса
рыночной экономики.
     Российская Федерация   подтвердила   свое   намерение   завершить
реформы,  нацеленные,   в   частности,   на   постепенное   устранение
ограничений   на   торговлю   и   на   другие  шаги,  направленные  на
либерализацию  ее  энергетических  рынков  и  постепенную   реализацию
рыночных  принципов  в  ее  энергетической  политике,  в  том  числе в
отношении ценообразования.
     Предстоящее расширение   Европейского   Союза   открывает   новые
перспективы для наших отношений,  но в то же  время  возможно  создаст
новые  проблемы,  в  том  числе  в  области  торговли,  экономического
развития и  контактов  между  людьми.  Мы  согласились  более  активно
обсуждать суть российских озабоченностей в рамках СПС.
     Принимая во  внимание  юридические  и  практические   последствия
расширения ЕС,  Россия и ЕС согласились продолжить совместную работу с
целью достижения взаимоприемлемых решений по Калининградской  области.
Это   будет  иметь  ключевое  значение  для  развития  стратегического
партнерства между Российской Федерацией и  Европейским  Союзом  и  для
укрепления атмосферы добрососедства и взаимопонимания.
     Мы отметили, что экологическая составляющая отношений России и ЕС
приобретает   конкретные   очертания,  особенно  в  рамках  "Северного
измерения".  Поэтому   мы   нацелены   на   скорейший   запуск   Фонда
Природоохранного  партнерства  Северного  измерения.  Мы  приложим все
необходимые усилия для того,  чтобы Киотский протокол как можно скорее
стал  реальным  механизмом решения проблем глобального потепления.  Мы
также  подтверждаем  готовность  тесно   сотрудничать   в   подготовке
Всемирной конференции по изменению климата,  которая будет проведена в
России в 2003 году.
     Мы подтверждаем,  что Соглашение о сотрудничестве между Россией и
ЕС в области науки и технологий,  вступившее в силу 10  мая  2001  г.,
заложило  прочную  основу  для  долгосрочного  сотрудничества  в  этой
области.  Мы   позитивно   восприняли   разработку   Плана   действий,
структурирующего наш диалог в области науки и технологий,  и убеждены,
что его реализация внесет вклад  в  создание  интегрированных  научных
сетей    и    развитие   совместных   исследовательских   проектов   и
соответственно продвигает наше международное сотрудничество  в  рамках
шестой  Рамочной  программы  НИОКР ЕС,  которая должна быть запущена в
2003 году.  В этой  связи  мы  подчеркиваем  важную  дополняющую  роль
соответствующих   инструментов   для   дальнейшего  углубления  нашего
научно-технического   сотрудничества,   в   частности    Международной
ассоциации  содействия  сотрудничеству с учеными стран СНГ (ИНТАС) для
фундаментальной  науки  и  Международного  научно-технического  центра
(ISTC)  для  предотвращения распространения и для интеграции ученых из
военного сектора в гражданские исследования.
     Мы выражаем  удовлетворение  в  связи с углублением долгосрочного
партнерства  в  области  космических  исследований  между  Россией   и
Европейским  Союзом,  а  также  между  Росавиакосмосом  и  Европейским
космическим агентством.  В этом контексте мы ожидаем подписание нового
Соглашения  между  Правительством  Российской  Федерации и Европейским
космическим агентством о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и
использовании  открытого  космоса  в мирных целях.  Мы также призываем
экспертов  с  обеих  сторон  интенсифицировать  диалог   по   вопросам
сотрудничества   в   развитии   и  эксплуатации  следующего  поколения
космических кораблей,  глобальной  спутниковой  навигации  (ГАЛИЛЕО  и
ГЛОНАСС)  и  мониторинговых  систем (Глобальный мониторинг в интересах
охраны окружающей среды и безопасности (ГМЕС).
     При обсуждении  международных  вопросов  мы  подчеркнули ключевое
значение    имплементации    и    дальнейшего    укрепления     режима
нераспространения   и   разрешения  проблем  сокращения  вооружений  и
разоружения.  Мы  подтверждаем  нашу  решимость  углублять  диалог   и
сотрудничество  в  этой сфере,  включая осуществляемое ЕС значительное
содействие в рамках соответствующих программ по разоружению в  России.
Мы   будем  укреплять  диалог  и  сотрудничество  в  сфере  глобальной
безопасности и стабильности.  ЕС приветствует недавний  Договор  между
Российской    Федерацией    и   США   по   сокращению   стратегических
наступательных потенциалов.
     Стороны с  удовлетворением отмечают создание нового Совета Россия
-  НАТО,  что  является  крупным   позитивным   шагом   в   укреплении
всеобъемлющей безопасности в евроатлантической зоне.
     Мы подтверждаем  готовность  укреплять  центральную  роль  ООН  в
мировых  делах.  Мы  также  подчеркиваем  роль ОБСЕ,  в соответствии с
принятыми  решениями  и  обязательствами,  в  качестве   всеобъемлющей
региональной   организации   для   консультаций,  принятия  решений  и
сотрудничества  в  регионе  ОБСЕ.  Мы  согласны  в  том,  что   полная
реализация  потенциала  ОБСЕ  в области безопасности,  экономическом и
экологическом,  а  также  гуманитарном   измерениях   позволит   более
эффективно   действовать   в   ответ  на  новые  вызовы  глобальной  и
европейской  безопасности,  включая   борьбу   против   международного
терроризма.
     Были также обсуждены другие международные вопросы, представляющие
взаимный интерес для России и ЕС. Высокая степень взаимопонимания была
подтверждена при обсуждении региональных проблем, в частности ситуации
на  Ближнем  Востоке,  по  которой  мы  приняли  отдельное  Совместное
заявление (Приложение 3).
     Стороны провели  широкий  обмен мнениями по стабилизации ситуации
на Балканах. Они пришли к единому мнению о необходимости имплементации
резолюций Совета Безопасности ООН, касающихся региона, и обеспечить их
твердое  соблюдение,  включая  уважение  территориальной   целостности
государств  региона всеми заинтересованными сторонами.  Также жизненно
необходимо продолжить имплементацию Охридского рамочного соглашения  в
бывшей   югославской   Республике   Македонии,  а  также  Парижских  /
Дейтонских соглашений в Боснии и  Герцеговине.  Мы  отметили  значение
Соглашения  от  14  марта  с.г.  по  реструктуризации  отношений между
Сербией и Черногорией.
     Мы полны   решимости  содействовать  усилиям  по  постконфликтной
реабилитации в Афганистане,  возможно включая совместные проекты,  при
центральной   координирующей   роли   ООН.   Мы   по-прежнему   твердо
поддерживаем Боннское соглашение и ожидаем успеха  планирующейся  Лойя
джирги.  Мы призываем все афганские стороны к полному сотрудничеству в
этом процессе.
     Мы обсудили   с  глубокой  озабоченностью  нынешнее  ухудшение  в
индийско-пакистанских отношениях вследствие последних террористических
атак  в  Джамму  и  Кашмире  и военных инцидентов на границе,  а также
испытания ракет,  осуществленные  Пакистаном.  Мы  приняли  Совместное
заявление  по  развитию  ситуации  в  индийско-пакистанских отношениях
(Приложение 4).
     Россия и  ЕС  будут  сотрудничать с целью разрешения региональных
конфликтов, включая проблему Приднестровья в Молдавии.
     В заключение  мы согласны,  что Московский саммит является важной
вехой  в  развитии  и  укреплении  стратегического  партнерства  между
Россией и ЕС в XXI веке.


                                                          Приложение 1

                         СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
             О ДАЛЬНЕЙШИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГАХ ПО РАЗВИТИЮ
       ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА И СОТРУДНИЧЕСТВА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
                   КРИЗИСОВ И ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ

     Мы твердо   привержены   продолжению    и    укреплению    нашего
сотрудничества  по  политическим  вопросам  и  вопросам безопасности в
Европе.  Мы будем действовать вместе в целях  укрепления  безопасности
для  всех  в единой и свободной Европе,  признавая принцип неделимости
безопасности,  таким  образом  обеспечивая  мир  и  стабильность   для
нынешнего и будущих поколений европейцев. Наше сотрудничество является
неотъемлемой частью глобальной безопасности и должно составить одну из
незыблемых основ мировой стабильности.
     Мы достигли значительной степени успеха в  нашем  сотрудничестве.
Мы  основываемся  на  Совместной  декларации  по  укреплению диалога и
сотрудничества по политическим  вопросам  и  вопросам  безопасности  в
Европе,  принятой в Париже 30 октября 2000 г.,  и Совместном заявлении
об укреплении диалога и  сотрудничества  по  политическим  вопросам  и
вопросам  безопасности,  одобренном в Брюсселе 3 октября 2001 г.  Мы с
удовлетворением  отмечаем  хорошие  результаты  нашего   политического
диалога  на  всех  уровнях  после прошлого саммита.  Это позволяет нам
сделать дальнейшие значительные шаги в Брюсселе,  Москве  и  в  других
местах,  где это уместно,  к более тесному сотрудничеству и совместным
действиям.
     Наша деятельность  в этой сфере будет учитывать эволюцию ситуации
в Европе в области безопасности, а также развитие ЕС.
     Мы согласились  значительно углублять наш диалог и сотрудничество
по  регулированию  кризисов  и   вопросам   безопасности.   Российская
Федерация  предложила  "План  действий России и ЕС в сфере европейской
политики в области безопасности и обороны".
     ЕС проинформировал  Российскую  Федерацию  о принятом недавно его
министрами иностранных дел решении  внести  на  предстоящем  заседании
Европейского   совета   в  Севилье  "Модальности  для  консультаций  и
сотрудничества между Европейским Союзом  и  Россией  по  регулированию
кризисов"   с   целью  взаимодействия  в  операциях  по  регулированию
кризисов, ведомых Европейским Союзом.
     Мы осуществим    сравнительный   анализ   наших   соответствующих
концепций кризисного реагирования для выработки общих подходов к новым
политическим и стратегическим реалиям.
     Мы также предприняли важный шаг по развитию практического  обмена
информацией   по  военному  регулированию  кризисов  путем  назначения
российского представителя по контактам с Военным штабом ЕС.
     Кроме того,  29 мая 2002 г. состоялся визит в Москву председателя
Военного комитета ЕС для встречи с российским военным руководством.
     Мы наметили    следующие   вопросы,   которые   будут   регулярно
рассматриваться в рамках нашего интенсивного политического диалога  по
внешней политике и вопросам безопасности на различных уровнях:
     - предотвращение конфликтов,
     - разминирование,
     - возможное   использование   ЕС   российских    широкофюзеляжных
транспортных самолетов,
     - модальности возможного российского участия в полицейской миссии
ЕС в Боснии и Герцеговине.
     Россия и ЕС  будут  информировать  друг  друга  об  итогах  своих
ключевых   международных   контактов   и   переговоров   по  вопросам,
относящимся к безопасности и регулированию кризисов.
     Россия и  ЕС  обсудят  конкретные аспекты своего сотрудничества в
проведении экстренных  поисково-спасательных  работ,  реагировании  на
стихийные  бедствия  и  катастрофы,  а  также  в доставке гуманитарной
помощи в различные регионы Земного шара  в  ситуациях,  относящихся  к
кризисному регулированию.
     Мы договорились о поддержании в дальнейшем диалога по  конкретным
предложениям  в  области  сотрудничества  и  по  совместным действиям.
"Тройка" КПВБ и российский посол при ЕС будут  играть  важную  роль  в
координации  этой  работы.  Мы  рассмотрим прогресс в этих областях на
следующем саммите Россия - ЕС 11 ноября 2002 г. в Копенгагене.


                                                          Приложение 2

                СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПО ЭНЕРГОДИАЛОГУ

     Принимая во  внимание  доклад  о прогрессе энергодиалога Россия -
ЕС,   представленный   координаторами   высокого    уровня,    мы    с
удовлетворением  отмечаем,  что  он  сохранил  динамику и прагматичный
подход.  Продвигается работа в согласованных  областях  энергодиалога,
включая  подготовку  создания  Центра  Россия  -  ЕС по энергетическим
технологиям (в Москве  или  Санкт-Петербурге).  Продолжается  изучение
долгосрочной  энергетической  политики  России  и ЕС и соответствующих
энергетических стандартов,  пилотных проектов  по  энергосбережению  в
Архангельской   и  Астраханской  областях,  которые  могут  служить  в
качестве основы  для  других  региональных  проектов,  в  частности  в
Калининградской    области.    Все   это,   а   также   стимулирование
инвестиционных  проектов  в  энергетическом   секторе   России   будет
способствовать    прогрессу    в    достижении   стратегической   цели
энергетического  партнерства,  укрепляя   тем   самым   энергетическую
безопасность на Европейском континенте.
     Мы признаем,  что  энергетический  рынок  ЕС  сегодня  становится
наиболее  крупным  и  интегрированным среди мировых рынков и Россия по
праву должна иметь на него доступ.  Мы  отмечаем  важность  расширения
торговли  первичными энергоресурсами между Россией и ЕС и в этой связи
будем  совместно  изучать  области,  которые  должны   укрепить   наши
отношения в энергетическом секторе.
     Мы подчеркиваем  важное  значение  долгосрочных   контрактов   по
природному  газу,  в  частности  в целях гарантирования финансирования
определенных  нами  "проектов,  представляющих  общий   интерес".   По
ограниченному   кругу   вопросов,   относящихся   к   "территориальным
ограничениям   поставок",   происходит   продвижение   в   направлении
взаимоприемлемых  согласованных  решений.  Техническое  содействие  по
обеспечению быстрого совместного изучения "проектов  общего  интереса"
будет   способствовать   их   реализации   путем   объединения  усилий
заинтересованных сторон.
     В области   электроэнергетики  стороны,  признавая  необходимость
разработки  план-графика  для  решения  ряда  вопросов,  в  том  числе
взаимности  доступа  на  рынки,  экологических  и  ядерных стандартов,
сделали первые шаги  в  направлении  облегчения  условий  торговли  на
прочной  юридической  основе и начали диалог.  Прочная правовая основа
нужна для  того,  чтобы  операторы  рынка  смогли  достичь  технически
возможной стыковки энергосистем, которая при взаимовыгодности торговли
обеспечит  высокий   уровень   надежности   передачи   электроэнергии,
требуемый европейскими потребителями.
     Текущая ситуация в отношении импорта ядерных материалов в  страны
- члены ЕС вызывает озабоченность российской стороны.  Мы договорились
в соответствии со статьей 22 СПС и в контексте расширения  ЕС  достичь
взаимоприемлемого решения.


                                                          Приложение 3

               СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПО БЛИЖНЕМУ ВОСТОКУ

     Мы вновь   выражаем   нашу   глубокую   озабоченность   развитием
обстановки  на  Ближнем  Востоке,  которое  за  последние восемнадцать
месяцев привело к большим человеческим жертвам и разрушениям,  нанесло
серьезный   ущерб   израильскому  и  палестинскому  обществу.  Прерван
переговорный процесс,  отброшены перспективы политического решения. Мы
убеждены,  что  такая  критическая  ситуация  создала  реальную угрозу
региональной   стабильности   и    безопасности.    Мы    подтверждаем
необходимость   оказания   международным  сообществом  поддержки  всем
инициативам,  ведущим к мирному урегулированию конфликта  в  интересах
всех сторон - израильской, палестинской, сирийской и ливанской.
     Мы напоминаем о необходимости достижения  такого  урегулирования,
которое   определено,  в  том  числе,  в  идеях  и  предложениях  всех
заинтересованных  членов  международного  сообщества,  в  частности  в
Совместном  заявлении  участников "четверки" от 10 апреля 2002 г.  и в
решениях Бейрутского саммита  Лиги  арабских  государств,  одобрившего
инициативу  Королевства Саудовская Аравия.  Мы вновь заявляем,  что не
существует военного решения конфликта,  и напоминаем  о  необходимости
всеобъемлющего политического урегулирования,  основанного на принципах
Мадридской  конференции  1991  года,  Резолюциях  242  и  338   Совета
Безопасности ООН, формуле "земля в обмен на мир". Мы подтверждаем нашу
поддержку  идеям,  выраженным  Президентом  Бушем  и  содержащимся   в
резолюции  1397 СБ ООН,  о двух государствах - Израиле и Палестине,  -
живущих бок о бок в рамках безопасных и общепризнанных границ.
     Мы призываем обе стороны воспользоваться появившейся возможностью
для преодоления кризиса путем  возобновления  субстантивного  диалога,
предусматривающего параллельное решение вопросов политики, экономики и
безопасности.  Призываем все стороны конфликта к немедленному принятию
мер,  позволяющих  действенно  развивать этот процесс,  включая полное
выполнение Резолюций 1402 и 1403 СБ ООН.  Мы по-прежнему убеждены, что
тщательная  подготовка Международной конференции,  идея созыва которой
рассматривалась в последние недели на различных  уровнях  и  встречах,
является  насущной  задачей.  Россия  и  ЕС  будут добиваться в рамках
"четверки", а также в своих контактах со сторонами конфликта и другими
заинтересованными    членами   международного   сообщества   успешного
проведения конференции.


                                                          Приложение 4

                  СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПО СИТУАЦИИ В
                   ИНДИЙСКО-ПАКИСТАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

     Россия и ЕС с тревогой следят за  развитием  опасной  ситуации  в
индийско-пакистанских  отношениях.  Нынешняя  эскалация напряженности,
которая  подпитывается  непрекращающимися  провокационными  действиями
кашмирских  экстремистских  организаций,  угрожает  стабильности всего
Южноазиатского  региона.  Совершаемые  ими  террористические  акты   в
индийском  штате  Джамму  и Кашмир унесли десятки жизней,  в том числе
мирных жителей,  включая детей.  От них страдает и сам  Пакистан.  Для
того,   чтобы   обеспечить   мир   и   безопасность   в  регионе,  эти
террористические нападения должны быть прекращены.
     Проведенные на  днях Пакистаном испытания ракет среднего и малого
радиуса действия,  на наш взгляд,  не могут не осложнять  и  без  того
тревожную  ситуацию  в  Южной  Азии  и  идут  вразрез  с  неоднократно
выраженной   пакистанским   руководством   готовностью   совместно   с
международным   сообществом   предпринимать  усилия  по  политическому
урегулированию кризиса.
     Понимая, что  терроризм  является  общим врагом для всех нас,  мы
надеемся,  что оба правительства приложат усилия во  избежание  нового
витка  конфронтации  с непредсказуемыми последствиями,  а также быстро
предпримут все необходимое для того,  чтобы  снизить  напряженность  в
качестве  первого шага на пути к возобновлению продуктивного диалога с
целью мирного разрешения разногласий.