ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ПРОТОКОЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 7 августа 2002 г. N 1 (НЦПИ) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко Присутствовали: члены Правительственной комиссии - В.М. Азаров, К.И. Аристов, И.А. Герасимова, Б.В. Грызлов, А.В. Жидаков, А.А. Жученко, В.А. Лекарева, И.В. Мосин, Г.Ю. Мошков, В.В. Нелюбин, А.Ю. Романченко, А.Е.Сафонов, А.П. Сельцовский, Е.Н. Сидоренко, Г.Н. Тростанецкая, Р.А. Хальфин, Ю.Л. Шевченко заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти - Н.К. Долгушкин, В.С. Кислов, В.А. Княжев, И.А. Межаков, Г.М. Полищук, А.Н. Прусаков, Т.И. Стуколова, Е.Е. Чепурных заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - З.Р.Валеева ответственные работники Аппарата Правительства Российской Федерации - Г.Ф. Типпелъ, Т.Е. Максимова, А.Ж. Косаченко, В.А. Белоножко ответственные работники министерств и ведомств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, представители средств массовой информации 1. О РЕЗУЛЬТАТАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 1999 - 2001 ГОДЫ" (Матвиенко, Харичкин, Чепурных, Стуколова, Лекарева, Преснова, Грызлов) 1.1. Принять к сведению информацию МВД России (О.Н. Харичкина), Минобразования России (Е.Е. Чепурных) и Минздрава России (Т.И. Стуколовой) по данному вопросу. 1.2. Минздраву России (Ю.Л. Шевченко), Минобразованию России (В.М. Филиппову), МВД России (Б.В. Грызлову), МПР России (В.Г. Артюхову), ФСБ России (Н.П. Патрушеву), Роскартографии (А.А. Дражнюку), Российской академии сельскохозяйственных наук (А.А. Жученко) учесть недостатки при реализации федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы". В рамках организации исполнения новой федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы" принять дополнительные меры по реализации начатых работ и научных исследований. 1.3. Минфину России (А.В. Улюкаеву), Минэкономразвития России (Г.О. Трефу) с участием государственных заказчиков федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы" обеспечить начиная с 2002 года финансирование ее соответствующих мероприятий в запланированных объемах. Государственным заказчикам указанной Программы принять меры по представлению в Минфин России необходимых предложений об открытии финансирования мероприятий федеральной целевой программы и обеспечить своевременное направление бюджетных ассигнований на реализацию ее мероприятий. 1.4. Минобразованию России (В.М. Филиппову) совместно с другими заинтересованными организациями к 1 ноября 2002 года внести в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы" по вопросу увеличения количества реабилитационных центров в пределах ассигнований, запланированных на реализацию данных программных мероприятий. 1.5. Обратить внимание руководителей органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Мордовия, Республики Северная Осетия - Алания, Ивановской, Ленинградской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской областей, Санкт-Петербурга, других субъектов Российской Федерации на выполнение ранее принятых решений Правительства Российской Федерации и Правительственной комиссии о необходимости принятия до конца 2002 года комплексных региональных программ по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, а также их реализации в пределах средств бюджетов субъектов Российской Федерации и за счет внебюджетных источников. Обратить внимание органов государственной власти Республики Алтай, Республики Башкортостан, Республики Дагестан, Республики Карелия, Алтайского и Хабаровского краев, Архангельской, Мурманской, Пензенской, Ростовской областей, Коми-Пермяцкого автономного округа на отсутствие финансирования в 2002 году принятых региональных антинаркотических программ. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации представить копии действующих и вновь принятых комплексных региональных антинаркотических программ в Правительственную комиссию до 15 января 2003 года. 1.6. Руководителям министерств и ведомств - государственных заказчиков федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 - 2001 годы" рассмотреть вопрос о поощрении исполнителей Программы, внесших наибольший вклад в ее реализацию. 2. О РАЗВИТИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕТИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДЛЯ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ (Матвиенко, Шевченко, Чепурных, Лекарева, Гордеева, Грызлов, Сидоренко) 2.1. Принять к сведению информацию Минздрава России (Ю.Л. Шевченко), Минобразования России (Е.Е. Чепурных) и Минтруда России (М.В. Гордеевой) по данному вопросу. 2.2. Минздраву России (Ю.Л. Шевченко), Минобразованию России (В.М. Филиппову), Минтруду России (А.П. Починку) решить в 2002 - 2003 г.г. относящиеся к их компетенции вопросы нормативного и методического обеспечения деятельности реабилитационных учреждений и подразделений для больных наркоманией, центров психологической коррекции и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами. 2.3. Минздраву России (Ю.Л. Шевченко) совместно с МВД России и Минюстом России рассмотреть вопрос о создании учреждений закрытого типа для принудительного (недобровольного) лечения и реабилитации больных наркоманией, злостно уклоняющихся от добровольного лечения, и при необходимости представить предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации. О результатах проинформировать Правительственную комиссию в I квартале 2003 года. 2.4. Минздраву России (Ю.Л. Шевченко): - по итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 года проинформировать во II квартале 2003 года Правительственную комиссию о состоянии здоровья детей, а также представить аналитические материалы по проблеме потребления психоактивных веществ среди детей; - оказать содействие Национальному научному центру наркологии в проведении исследований по наиболее значимым проблемам профилактики наркомании, лечения, реабилитации больных наркоманией и о результатах проинформировать Правительственную комиссию в III квартале 2003 года. 2.5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом обсуждения данного вопроса рассмотреть до конца 2002 года состояние работы по лечению и реабилитации больных наркоманией и определить конкретные меры по ее дальнейшему развитию и совершенствованию. Материалы по результатам рассмотрения данного вопроса представить в Минздрав России. Минздраву России (Ю.Л. Шевченко) на основании изучения указанных материалов подготовить аналитическую справку и доложить результаты на заседании Правительственной комиссии во II квартале 2003 года. 3. О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ВВОЗОМ (ВЫВОЗОМ) НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ПРЕКУРСОРОВ. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОНТРАБАНДЕ НАРКОТИКОВ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО НА РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОЙ ГРАНИЦЕ (Матвиенко, Межаков, Шевченко, Харичкин, Литовченко, Хальфин, Сафонов) 3.1. Принять к сведению информацию ГТК России (И.А. Межакова) по данному вопросу. 3.2. В целях совершенствования контроля за ввозом (вывозом) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: 3.2.1. Минздраву России (Ю.Л. Шевченко), Минпромнауки России (И.И. Клебанову) совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 октября т.г. внести в Правительство Российской Федерации законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", устанавливающий порядок ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. 3.3. В целях повышения эффективности противодействия контрабанде наркотических средств и психотропных веществ на российско-казахстанской границе: 3.3.1. ГТК России (М.В. Ванину), ФПС России (К.В. Тоцкому), Минтрансу России (С.О. Франку) и МПС России (Г.М. Фадееву) продолжить работу по строительству и обустройству пунктов пропуска, развертыванию и укреплению сил и средств на российско-казахстанской границе. 3.3.2. МВД России (Б.В. Грызлову), ГТК России (М.В. Ванину), ФПС России (К.В. Тоцкому), ФСБ России (Н.П. Патрушеву) продолжить практику проведения оперативно-профилактических операций типа "Канал" во взаимодействии с правоохранительными органами Республики Казахстан. Развивать сотрудничество в области обмена оперативной информацией и подготовки кадров. 3.3.3. ГТК России (М.В. Ванину) решить вопрос об откомандировании 15-ти сотрудников для работы в Центре межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России, в случае необходимости внести в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. 3.3.4. МИДу России (И.С. Иванову), ФПС России (К.В. Тоцкому) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и администрациями приграничных с Республикой Казахстан субъектов Российской Федерации продолжить работу по международно-правовому оформлению государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан. 3.3.5. МПС России (Г.М. Фадееву) осуществить разработку графика движения пассажирских поездов на 2002 - 2003 годы с учетом предложений ГТК России и ФПС России об увеличении времени стоянок пассажирских поездов межгосударственного сообщения на пограничных станциях в целях проведения полноценного пограничного и таможенного контроля. 3.3.6. МИДу России (И.С. Иванову) продолжить работу по заключению Соглашения об оказании содействия со стороны Программы ООН по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП) правоохранительным органам России по перекрытию каналов контрабанды наркотиков на российско-казахстанской границе. Продолжить развитие сотрудничества с ООН в реализации конкретных проектов технического содействия по вопросам организации противодействия наркоугрозе, включая создание антинаркотического пояса вокруг Афганистана и на российско-казахстанском участке границы. С учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 1605-р о финансовом участии Российской Федерации в фонде ЮНДКП проинформировать в IV квартале т.г. Правительственную комиссию о принятых в этом направлении мерах в рамках обсуждения вопроса "О развитии международного сотрудничества в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту". 3.3.7. МИДу России (И.С. Иванову), Минобороны России (С.Б. Иванову), МВД России (Б.В. Грызлову), ФПС России (К.В. Тоцкому), Роскартографии (А.А. Дражнюку), Росавиакосмосу (Ю.Н. Коптеву), ФГУП "Рособоронэкспорт" (А.Ю. Бельянинову) осуществлять сотрудничество с Управлением ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности по вопросу привлечения финансовых средств ООН для проведения авиационно-космической съемки и картографирования незаконных посевов наркотикосодержащих растений и маршрутов наркотрафика в районе российско-казахстанской границы. 4. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ (Матвиенко, Валеева, Романченко, Шевченко, Чепурных) 4.1. Принять к сведению информацию Правительства Республики Татарстан (З.Р. Валеевой) и МПТР России (А.Ю. Романченко) по данному вопросу. 4.2. Отметить, что средства массовой информации Республики Татарстан с принятием республиканской комплексной программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 - 2001 годы усилили внимание к проблеме наркотизации общества, увеличили количество информационных, разъяснительных публикаций и передач, посвященных профилактике наркомании и нацеленных на добровольный, осознанный отказ от употребления наркотических средств и психотропных веществ. 4.3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: - усилить работу по созданию постоянного информационного пространства для антинаркотической пропаганды и формирования позитивных социальных стандартов как главной альтернативы наркотизации общества, шире использовать в этих целях сотрудничество со средствами массовой информации; - активно использовать средства массовой информации в пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни как основы профилактики наркомании детей и молодежи. 5. О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ (Матвиенко, Бахтиаров) 5.1. Минюсту России (Ю.И. Калинину) дополнительно проработать данный вопрос с учетом высказанных замечаний и доложить его на очередном заседании Правительственной комиссии. 6. РАЗНОЕ (Матвиенко, Стуколова, Хальфин, Чепурных, Романченко, Харичкин, Мосин) 6.1. Принять к сведению информацию Минздрава России (Т.И. Стуколовой) о реализации поручения Правительственной комиссии по рассмотрению вопроса о восстановлении системы медицинского обслуживания в образовательных учреждениях, в том числе проведении ежегодных медицинских профилактических осмотров обучающихся (п.1.3 протокола N 1 заседания от 13.03.2001 г.). Минздраву России (Ю.Л. Шевченко), Минобразованию России (В.М. Филиппову) принять меры к дальнейшему улучшению медицинского наблюдения в образовательных учреждениях. 6.2. Принять к сведению информацию Минздрава России (Р.А. Хальфина) о выполнении поручения Правительственной комиссии по рассмотрению вопроса об обеспечении разработки и внедрения современных методов диагностики фактов употребления наркотиков, лечения и реабилитации больных наркоманией, в том числе несовершеннолетних, развитии психолого-педагогической службы в образовательных учреждениях, подготовке квалифицированных специалистов (п.1.2.5 протокола N 2 заседания ПКПН от 23 июля 2001 г.). Минздраву России (Ю.Л. Шевченко), Минобразованию России (В.М. Филиппову), Минтруду России (А.П. Починку) обеспечить дальнейшее совершенствование рассмотренных направлений работы, обратив особое внимание на их внедрение в практическую деятельность соответствующих учреждений в субъектах Российской Федерации. 6.3. Принять к сведению информацию Минобразования России (Е.Е. Чепурных) о реализации поручения Правительственной комиссии по рассмотрению вопроса о введении в образовательных учреждениях дополнительных занятий по физической культуре в целях формирования здорового образа жизни, профилактики злоупотребления наркотиками среди несовершеннолетних и молодежи (п.2.3 протокола N 1 заседания от 13.03.2001 г.). 6.4. Принять к сведению информацию МПТР России (А.Ю. Романченко) о реализации поручения Правительственной комиссии по рассмотрению вопроса о порядке проведения независимой психолингвистической экспертизы материалов и программ, содержащих элементы пропаганды незаконного потребления наркотиков (п.3.5. протокола N 1 заседания ПКПН от 13.03.2001 г.). МПТР России (М.Ю. Лесину) продолжить работу по проведению независимой психолингвистической экспертизы материалов печатных и электронных средств массовой информации, контролю и пресечению возможного появления в средствах массовой информации материалов, в той или иной мере пропагандирующих наркотики и психоактивные вещества, по осуществлению координации действий средств массой информации, органов образования, здравоохранения, спортивных и общественных организаций в области антинаркотической пропаганды. 6.5. Принять к сведению информацию МВД России (О.Н. Харичкина) об анализе практики применения мер ответственности к юридическим лицам за нарушения законодательства Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности (п.1.2.2 протокола N 2 заседания ПКПН от 23 июля 2001 г.). Согласиться с мнением МВД России, согласованным с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, об отсутствии необходимости введения специального порядка принятия решений по применению соответствующих мер ответственности к юридическим лицам. 6.6. Принять к сведению информацию МВД России (О.Н. Харичкина) и утвердить прилагаемые составы постоянно действующих межведомственных рабочих групп: - по разработке показателей, подлежащих исследованию в ходе ежегодного мониторинга наркоситуации в Российской Федерации; - по осуществлению межведомственной координации антинаркотической деятельности, контролю за исполнением принятых решений, а также обеспечению взаимодействия с координационными антинаркотическими органами федеральных округов и субъектов Российской Федерации; 6.7. Принять к сведению информацию ответственного секретаря Правительственной комиссии (И.В. Мосина) и одобрить план работы Правительственной комиссии на 2002 год. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В. Матвиенко СПРАВКА о выполнении федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 - 2001 годы" 1. Общая часть Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы" (далее Программа) разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1128-р и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1030. Главной целью Программы являлось обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота и в последующем - поэтапное сокращение распространения наркомании, связанных с ней преступности и правонарушений. Программа была рассчитана на 1999-2001 годы и реализовалась в два этапа. На первом этапе (1999-2000 годы) Программа предполагала решение следующих задач: совершенствование нормативно-правовой базы и антинаркотической пропаганды, обеспечивающих условия реализации Программы; расширение межведомственного и международного сотрудничества; определение фактических масштабов распространения наркомании; активная разработка концепций, методов и средств противодействия; совершенствование системы профилактики, лечения и реабилитации больных наркоманией. Задачами второго этапа (2001 год) являлись: завершение проводимых научных разработок; апробация методов и средств противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту; переподготовка личного состава и материально-техническое оснащение органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Государственными заказчиками и исполнителями Программы являлись: Министерство внутренних дел Российской Федерации (координатор), Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по земельный политике, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, Федеральная служба геодезии и картографии Российской Федерации, Российская Академия сельскохозяйственных наук, Верховный Суд Российской Федерации. 2. Финансирование Программы В соответствии с программными мероприятиями основную часть позиций Программы предполагалось финансировать целевым назначением из федерального бюджета, в том числе в рамках государственного оборонного заказа. Частично - за счет средств текущего бюджетного финансирования соответствующих федеральных министерств и ведомств - государственных заказчиков. Капитальные вложения паспортом Программы не предусмотрены. Для реализации первоочередных мероприятий Программы в 1999 -2001 гг. были запланированы затраты в размере 516,27 млн. рублей, в том числе в 1999 году - 142,45 млн. рублей, в 2000 году - 245,37 млн. рублей, в 2001 году - 128,45 млн. рублей (по ценам, существовавшим до августа 1998 года). В 1999 году целевые средства на реализацию Программы из федерального бюджета практически не выделялись, в связи с чем мероприятия, реализация которых требовала ассигнований из федерального бюджета, были выполнены не полностью (МВД России в рамках государственного оборонного заказа выделено 4,0 млн. рублей). В 2000 году Минфином России за счет дополнительных доходов федерального бюджета госзаказчикам Программы были выделены денежные средства в объеме 84,3 млн. рублей, которые распределены следующим образом: Минздрав России - 23,4 млн. рублей, Минобразование России -20,0 млн. рублей, МВД России - 22,4 млн. рублей, Роскартография - 8,1 млн. рублей, ФПС России - 3,5 млн. рублей, ГТК России - 6,9 млн. рублей. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" на выполнение Программы было запланировано выделение бюджетных средств по всем госзаказчикам в объеме 230,9 млн. рублей, в том числе на НИОКР - 11,1 млн. рублей, профинансировано - 244,7 млн. руб., в том числе: Минобразование России - 35,0 млн. руб.; Минздрав России - 45,2 млн. руб.: МВД России- 129,1 млн. руб.; ГТК России - 7,3 млн. руб.; ФСБ России - 13,5 млн. руб.; МПР России - 0,8 млн. руб.; РАСХН - 13,8 млн. рублей. Таким образом, на реализацию всех запланированных мероприятий Программы в течение 1999-2001 г.г. из федерального бюджета профинансировано 333,0 млн. рублей. В связи с тем, что финансирование Программы осуществлялось не целевым назначением, ее мероприятия не были реализованы по причине не обеспечения госзаказчиками их финансовой поддержки в полном объеме. Созданный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1999 года N 544; НГР:Р9902311 федеральный внебюджетный фонд противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими не принимал участие в финансировании вышеуказанной программы из-за отсутствия в нем необходимых средств. 3. Результаты выполнения мероприятий Программы 3.1. По разделу "Организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" В целях определения фактических масштабов распространения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (далее - наркотики) и связанных с этим потерь общества проведены комплексные исследования и осуществлена разработка критериев оценки: масштабов потребления в России наркотиков без назначения врача (п.1.1.1., Минздрав России); уровня латентности незаконного оборота наркотиков и связанной с наркоманией преступности (п.1.1.2., МВД России); затрат медицины на лечение больных наркоманией, реабилитационные меры, содержание обслуживающего персонала и т.д. (1.1.3.2., Минздрав России); правопорядка и осуществления правосудия (затраты на процессуальную деятельность правоохранительных органов, проведение специальных мероприятий и т.д.) (п.1.1.3.3., МВД России). Реализуя требования Программы о совершенствовании нормативно-правовой базы и приведения ее в соответствие с международными нормами, разработаны и направлены в Правительство Российской Федерации проекты законов: "О социально-медицинской реабилитации больных наркоманией". В соответствии с заключением Главного государственного правового управления Администрации Президента Российской Федерации принято решение о доработке законопроекта со сроком представления его в Правительство Российской Федерации во 2 квартале 2002 года (п.1.2.1., Минздрав России). В проекте данного федерального закона предусмотрено законодательное обеспечение правовых и организационных аспектов выявления, освидетельствования и учета различных категорий граждан, потребляющих наркотики без назначения врача (п.1.2.5., Минздрав России) - "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (п.1.2.2., МВД России); Проекты вышеуказанных законов учтены при рассмотрении и принятии Кодексов. - "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (п.1.2.3., МВД России). Разработан и утвержден межведомственный приказ МВД России, Минюст России, Минздрав России, Минэкономразвития России, ГТК России, ФСБ России, ФПС России от 09.11.1999 г. N 840/ 320/ 388/ 472/ 726/ 530/ 585 "Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения". Приняты постановления Правительства Российской Федерации: от 18 июня 1999 г. N 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным". от 22 марта 2001 г. N 221 "Об утверждении перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ". Минпромнауки России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке разработки, производства, изготовления, переработки, хранения перевозки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, уничтожения наркотических средств и психотропных веществ, включенных в перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации", который в настоящее время находится на согласовании в заинтересованных министерствах и ведомствах. Минздравом России подготовлен законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части установления порядка ввоза (вывоза) на территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ, а также их транзита через территорию Российской Федерации. Данный законопроект согласован заинтересованными министерствами и ведомствами и направлен в Минюст России (п.1.2.4., МВД России). Программой предусматривалось проведение комплексных исследований и осуществление оценки материальных потерь от распространения наркомании в производственной сфере. В связи с отсутствием финансирования выполнение данного мероприятия осталось не реализованным (п.1.1.3.1., Минтруд России). С учетом того, что действующее законодательство позволяет ограничивать допуск к работам и отстранять лиц, больных наркоманией или находящихся в состоянии наркотического опьянения, от выполнения любых видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 553 пункт 1.3. Программы был исключен (Минтруд России). 3.2. По разделу "Профилактика злоупотребления наркотическими средствами" В целях предупреждения и сокращения спроса на наркотические средства разработаны и подготовлены: методики и учебные программы для проведения в общеобразовательных учреждениях антинаркотического просвещения (п.2.1.1., п.2.1.2., Минобразование России); учебные планы и программы по проблеме профилактики злоупотребления наркотиками для средних и высших учебных заведений (п.2.2.1., Минобразование России); пособия для педагогических работников образовательных учреждений, родителей, социальных работников по формированию у подростков негативного отношения к потреблению наркотиков. (Издан и направлен в органы управления образованием субъектов Российской Федерации ряд учебно-методических пособий, в том числе методический комплект "Подростковая наркомания", пособие для педагогов и родителей "Школа без наркотиков" (п.2.2.2., Минобразование России). подготовлены для телевидения информационные материалы антинаркотической направленности и научно-обоснованные методы оценки их эффективности (п.2.2.3., Минздрав России). В соответствии с Программой во многих регионах Российской Федерации в органах и учреждениях народного образования продолжали развиваться психолого-педагогические службы для детей с проблемами в развитии, обучении и поведении. В настоящее время в дошкольных и общеобразовательных учреждениях работает более 24 тыс. психологов, что в 2 раза больше, чем в 1999 году (п.2.3., Минобразование России). В порядке эксперимента в Московской области создано межрегиональное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков, больных наркоманией с филиалом (п.2.4., Минобразование России). Продолжается работа по созданию аналогичного учреждения в Калининградской области. Обеспечена поддержка 3-х опорно-экспериментальных центров в Республике Татарстан, Кировской и Омской областях в реализации инновационных программ и проектов по профилактике наркомании среди молодежи (п.2.5.1., Минобразование России). Начата и продолжается работа по обеспечению должного функционирования клубов по месту жительства, работа которых направлена на профилактику злоупотребления наркотиками (п.2.5.2., Минобразование России). 3.3. Лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача Разработаны и с 2002 года внедряются в практику: современная концепция лечения, реабилитации и ресоциализации больных наркоманией, а также организационно-методических моделей ее реализации (п.3.1.1., Минздрав России); методы психологической защиты, препятствующие потреблению наркотиков в экстремальных условиях (п.3.1.2., Минздрав России); лекарственные средства, отличающиеся меньшим наркотическим воздействием при высоком болеутоляющем эффекте (п.3.1.3., Минздрав России); комплект экспресс-тестов для идентификации расширенной номенклатуры наркотических средств и психотропных веществ во внелабораторных условиях (3.1.4., МВД России). Из-за отсутствия целевого бюджетного финансирования подготовка и переподготовка специалистов в области профилактики и лечения наркомании проводилась в рамках финансов, выделенных на основную деятельность по последипломному обучению подведомственными Минздраву России высшими медицинскими учреждениями (ежегодно подготовку проходят более 2 тыс. врачей) (п.3.2., Минздрав России). В связи с недофинансированием принято решение о создании вместо пяти межрегиональных учебно-методических центров (гг. Краснодар, Пермь, Томск, Калининград, Москва), обеспечивающих внедрение научно-обоснованных программ профилактики и лечения наркомании, только одного - Федерального научно-исследовательского наркологического реабилитационного центра (г. Москва) с клиникой на 250 мест. Данный центр создан в 2001 году (п.3.3., Минздрав России). В соответствии с Программой из средств федерального бюджета выделено и закуплено оборудование для городских и областных наркологических диспансеров в 25 субъектах Российской Федерации, в т.ч. в Санкт-Петербурге, Кемерове, Москве, Перми, Тюмени, Краснодаре, Самаре, Пятигорске, Ставрополе, Екатеринбурге, Казани, Владивостоке, Томске. При этом объем финансирования этого мероприятия составил только 68% от запланированного (п.3.4., Минздрав России). Проведены работы по созданию 3-х центров медико-социальной и психолого-педагогической помощи несовершеннолетним наркоманам в Кировской, Московской областях и г. Москве (ремонт помещений и закупка оборудования). Разработаны методические рекомендации проведения антинаркотической профилактической работы среди несовершеннолетних (п.3.5., Минобразование России). Разработана методика по повышению эффективности лечения лиц, потребляющих наркотики и осужденных за совершение преступлений (п.3.6., Минздрав России). 3.4. По разделу "Обеспечение контроля за производством и распределением наркотиков" Скорректирован и подготовлен с учетом произошедших изменений за последние годы на международном уровне соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении дополнений и изменений в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации который в настоящее время согласовывается с заинтересованными ведомствами (п.4.1., Минздрав России). В результате селекционной работы переданы на Государственное сортоиспытание сорт среднерусской конопли Антонио, содержащий в стеблях более 57% целлюлозы, и сорт Юлиана, предназначенный для пищевой и лакокрасочной промышленности (содержание масла в семенах составляет 37,6%), а также сорт южной конопли Славянка, сочетающий высокую урожайность с хорошим качеством волокна. В 2000 году включен в Госреестр Российской Федерации скороспелый, высокоурожайный сорт южной конопли Кубанская ранняя. Вновь созданные сорта имеют низкий (0,02%) уровень содержания ТГК (п.4.2., РАСХН). Научно-исследовательские работы по созданию высокопродуктивных и высокомасличных сортов и гибридов снотворного мака с низким содержанием опийных алкалоидов не проводились из-за отсутствия финансирования (п.4.3., РАСХН). Разработаны и утверждены агротехнические требования и техническое задание на полевую машину для уборки наркосодержащих растений с минимальными потерями. Предлагается создать уборочную полевую машину в виде высокопроходимого и высокоманевренного самоходного рулонного пресса, оборудованного жаткой для среза растений на высоте 5-6 см и подачи их в пресс. Полученные рулоны массой 600-800 кг предлагается перевозить специальными тракторными рулоновозами (п.4.4.1., РАСХН). Проведены исследования по подбору и оценке гербицидов для борьбы с наркотикосодержащими растениями. В 2001 году осуществлены полевые опыты по оценке эффективности использования гербицидов. Из отобранных для испытания 4-х препаратов для борьбы с коноплей и маком наиболее перспективными оказались 2 гербицида (арсенал и раундап), которые дали положительные эффекты (п.4.4.2., МПР России, РАСХН). Разработаны и изготовлены: 4 образца опрыскивателя для уничтожения наркотикосодержащих растений, опытный образец прибора дистанционного обнаружения наркотиков и комплект специальных экспресс-тестов (п.4.4.3., МВД России, РАСХН). опытный образец ручного ультрамалообъемного опрыскивателя для направленной обработки наркосодержащих растений в труднодоступных местах. Кроме того, разработана опрыскивающая аппаратура для сверхлегкого летательного аппарата с целью применения гербицидов против наркосодержащих растений (бак с емкостью 100 л с разовой заправкой обрабатывает до 20 га) (п.4.4.4., РАСХН). Проведен поиск узкоспециализированных вредителей и патогенов для использования в борьбе с дикорастущей коноплей и маком. В результате испытаний из числа таких патогенов выделен возбудитель септориоза, который поражает листья растений, вызывая обширные бурые пятнистости. Виды септории в достаточной степени разработаны в плане наработки биоматериала. Для дальнейших исследований и проведения экспедиционных сборов биоматериала необходимо соответствующее финансирование (п.4.4.5., РАСХН). В 1999-2001 годах разработанные методы уничтожения наркотикосодержащих растений на государственную экологическую экспертизу представлены не были (п.4.5., Госкомэкология - Министерство природных ресурсов). 3.5. По разделу "Пресечение незаконного оборота наркотических средств" На базе химических терминалов созданы два оборудованных таможенных склада для временного хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Прорабатывается вопрос о создании и оборудовании в 2002 году трех складов аналогичного профиля (п.5.1.1.,ГТК России). Завершено создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о лицах, участвующих в незаконном обороте наркотиков, ТАИС (телекоммуникационная автоматизированная информационная система ГУБНОН СКМ МВД России). Намечены направления развития ТАИС на следующих этапах, которые будут включать ее усовершенствование в соответствии с требованиями пользователей, проведение работ по интеграции с базами данных подразделений ФСБ России, ГТК России, НЦБ Интерпола, ГУВДТ и СП МВД России (п.5.1.2., МВД России). В соответствии с мероприятиями Программы в результате разработки и внедрения ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: создан базовый комплект наркотестов для анализа наркотических средств во внелабораторных условиях (п.5.2.1., ФСБ России); разработана методика диагностики табакокурения при анализе следов слюны (п.5.2.2., ФСБ России); разработана и внедрена в практику методика комплексного исследования слюны, потожировых выделений, волос и ногтей человека при присутствии остаточных количеств наркотических средств (п.5.2.3., ФОБ России); разработан вариант иммунохимического экспресс-анализа опиатов (п.5.2.4., ФСБ России); разработаны и отобраны методики определения регионов производства наркотических средств, в том числе по споропыльцевым признакам (п.5.2.5., ФСБ России); разработан опытный образец аппаратуры дистанционного обнаружения наркотиков на одорологическом принципе, который в настоящее время направлен на доработку (п.5.2.6., МВД России); создан опытный образец аппаратуры дистанционного обнаружения наркотиков ("След") на принципе лазерной флуоресценции (п.5.2.7., МВД России). Проведен комплекс подготовительных работ, связанных с выработкой методологических подходов к инвентаризации и картографированию земель с потенциально благоприятными условиями для произрастания дикорастущей конопли, выявлению объемов предстоящих работ в густонаселенных районах России, (п.5.3., Госкомзем России). Программой была поставлена задача по выявлению незаконных посевов и дикорастущих наркосодержащих растений с помощью аэрокосмических средств. С этой целью предполагалось, оснащение бортового авиакомплекса, его эксплуатация и создание специальных атласов и геоинформационной системы по борьбе с наркотиками. Однако начатый в 2000 году цикл работ в 2001 году не получил дальнейшего развития в связи с большим объемом работы и недостаточным финансированием (п.п.5.4. и 5.5., Роскартография). Организованы и проведены оперативно-профилактические операции "Мак", "Допинг", иные плановые мероприятия, направленные на обнаружение незаконных посевов наркокультур, уничтожение очагов произрастания дикорастущей конопли, выявление правонарушений в сфере легального оборота наркотиков, перекрытие каналов их утечки, выявление и ликвидацию подпольных нарколабораторий. За последних три года выявлено и уничтожено незаконных посевов наркокультур на 157 гектарах, при этом предотвращено поступление в незаконный оборот 59 тонн соломы мака, свыше 82 тонн марихуаны и 2,5 тонны опия. Проверено около 70 тысяч объектов легального оборота наркотиков, на которых пресечено и предотвращено более 14,2 тысячи фактов нарушений установленных правил хранения, реализации и использования наркопрепаратов. Органами внутренних дел выявлены и пресечена деятельность около 2000 подпольных нарколабораторий. В соответствии с мероприятиями Программы органами внутренних дел осуществляется охрана 8863 объектов хранения наркотикосодержащих средств и психотропных веществ, из них 8781 (99,1%) оборудованы охранной сигнализацией с подключением к пультам централизованного наблюдения. На 2684 объектах установлены химические ловушки. Всего за период реализации Программы выявлено свыше 600 тысяч преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими веществами и прекурсорами. Пресечено 20 тысяч преступлений, совершенных группами наркодельцов, в том числе около 6 тысяч - организованными наркоформированиями. Выявлено более 100 тысяч фактов сбыта наркотиков, а также более 3 тысяч фактов незаконного сбыта сильнодействующих веществ (п.п.5.6.;5.7., МВД России). В соответствии с Программой приняты меры по увеличению штатной численности органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков: за счет перераспределения имеющейся численности в органах внутренних дел дополнительно введено 2370 штатных единиц оперативного состава и экспертов-химиков (в том числе, 1700 единиц оперативного состава подразделений БНОН, из них 1000 за счет местного бюджета (31% от запланированного программой), 347 штатных единиц экспертов химиков (58%), 56 штатных единиц сотрудников БНОН на режимных объектах (62%), 267 штатных единиц оперативного состава для подразделений БНОН на транспорте (38%); в системе ФПС России численность оперативного состава подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков увеличена на 120 единиц; в системе ГТК России увеличена на 300 единиц численность подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков, которая в настоящее время доведена до 660 сотрудников: - в связи с отсутствием финансирования не осуществлено штатное увеличение судей в системе Верховного Суда Российской Федерации (п.5.8. Верховный Суд Российской Федерации). В соответствии с Программой на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России создан международный учебный Центр по подготовке сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Утверждена оргштатная структура центра, определены служебные помещения, табель положенности технических средств (п.5.9.1., МВД России). В настоящее время на базе центра проходят обучение сотрудники подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков органов внутренних дел, ФПС России и ГТК России, а также представители аналогичных подразделений стран СНГ. Работа по созданию межведомственного центра по повышению квалификации в Академии управления МВД России признана нецелесообразной и не проводилась в связи созданием вышеуказанного международного учебного Центра (п.5.9.2.). В рамках государственного оборонного заказа осуществлено финансирование мероприятий по укреплению материальной базы и приобретению специальных технических средств для подразделений органов внутренних дел, безопасности, пограничных войск и таможенных органов, специализирующихся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Закуплены и поставлены изделия "Наркотест", специальные технические средства, вычислительная техника, автотранспорт на сумму 57,6 млн. рублей или 70% средств, предусмотренных Программой (п.5.10.1., МВД России, ФСБ России, ФПС России, ГТК России). Продолжались работы по обеспечению экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел стандартными образцами (стандартами) чистых наркотиков для базовых экспертных подразделений органов внутренних дел (всего подготовлены перечни 120 наименований) (п.5.10.2., МВД России). 3.6. По разделу международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Реализуя мероприятия Программы, продолжалась работа по формированию международно-правовой базы сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. В настоящее время Россией заключено 80 соглашений полностью или частично посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков с 56 государствами, в том числе - 30 межправительственных соглашений. Только за последние 3 года подписаны межправительственные антинаркотические соглашения с 17 государствами (Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Вьетнам, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Нигерия, Пакистан, Панама, Узбекистан, Украина и Эквадор). С учетом тенденций, складывающихся в сфере незаконного оборота наркотиков, прорабатывается вопрос о подписании подобных соглашений с рядом государств Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Позитивно развивается сотрудничество на многосторонней основе в рамках Содружества Независимых Государств. Большим шагом в развитии договорно-правовой базы явилось подписание в ноябре 2000 года многостороннего Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (6.1., МИД России) В формате Россия - "тройка" ЕС ежегодно проходят консультации по проблемам борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Экспертами ЕС прорабатывается предложенная на таких консультациях идея создания сети международных сертифицированных лабораторий, специализирующихся на исследовании и представлении заключений по определенным видам наркотиков, с головными подразделениями, например, в России - по опиатам, в Европе - по синтетическим наркотикам. Вступление Российской Федерации в "Группу Помпиду" по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом способствует развитию сотрудничества по социально-медицинским аспектам проблемы с Советом Европы и входящими в него странами. Разработан и принят при участии России Региональный план по противодействию наркоугрозе, реализуемый в рамках "Группы 6+2" ("Группа соседей и друзей Афганистана" под эгидой ООН) (п.6.2., МИД России). Реализованы два соглашения с Управлением Секретариата ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП): "Об оказании срочного технического содействия в сфере контроля над наркотиками и организованной преступностью в Российской Федерации" и "Об оказании содействия со стороны ЮНДКП пограничной группе ФПС России в Таджикистане". Продолжается работа по заключению соглашения с Программой ООН по контролю за наркотиками (ЮНДКП), предусматривающему оказание содействия России и Казахстану в укреплении российско-казахстанской границы, что позволит значительно сократить транзит наркотиков в Россию и страны Европы (п.6.3., МИД России). Расширяется международное сотрудничество в рамках созданного в 2001 году Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу с соответствующими компетентными органами иностранных государств и международными организациями, прежде всего, с США, Италией, Германией, Англией и Швейцарией, по противодействию "отмыванию" преступных доходов и для налаживания практического сотрудничества в этой области (п.6.4., МИД России). С государствами, с которыми не заключены двусторонние соглашения, налажены рабочие контакты. На сегодняшний день они установлены более чем с 80 зарубежными полицейскими организациями. За три года проведено свыше 200 рабочих встреч с 19 офицерами связи, аккредитованными в Москве и 8 российскими офицерами связи, аккредитованными за рубежом. Организовано и проведено около 200 контролируемых поставок наркотических средств и десятки совместных антинаркотических операций (п.6.5., МВД России). 4. Краткий анализ и оценка эффективности выполнения федеральной целевой Программы Наркомания затрагивает множество проблем социального, экономического и иного характера. В значительной мере она является причиной роста преступности, деградации личности, порождает угрозу физическому и нравственному здоровью нации. Наркомания причиняет и колоссальный экономический ущерб, как прямой, так и косвенный: расходы на медицинское обслуживание и социальное обеспечение, производственные простои, травмы, аварии, потеря квалификации и трудоспособности, социальный паразитизм, расходы на правоохранительную систему, профилактику наркомании, научные исследования и т.д. Комплекс мер, направленных на борьбу с распространением этих явлений осуществлялся в соответствии с государственной целевой Программой, финансируемой из федерального бюджета, а также при реализации аналогичных Программ субъектов Российской Федерации. Выполнение многих ее мероприятий положило начало крупномасштабному наступлению на это социально опасное явление. В большинстве регионов Российской Федерации в органах и учреждениях народного образования продолжали развиваться психолого-педагогические службы для детей с проблемами в развитии, обучении и поведении. В Московской и Калининградской областях созданы два межрегиональных специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, больных наркоманией. Обеспечена финансовая поддержка 3-х опорно-экспериментальных центров в Республике Татарстан, Кировской и Омской областях в реализации инновационных программ и проектов по профилактике наркомании среди молодежи. Создан и функционирует Федеральный научно-исследовательский наркологический реабилитационный центр, который в 2001 году реорганизован в Национальный научный центр наркологии. Продолжалась работа по выведению сортов однодомной конопли без содержания каннабиноидных соединений; проведены исследования по подбору и оценке гербицидов для борьбы с наркотикосодержащими растениями; разработана методика обнаружения наркотиков, технологий картирования и уничтожения наркотикосодержащих растений. Осуществлены меры по укреплению материальной базы и приобретению необходимых технических средств, прежде всего специального назначения, для подразделений органов внутренних дел, безопасности, пограничных войск, таможенных учреждений, специализирующихся на борьбе с распространением наркотиков. Создана и функционирует единая межведомственная автоматизированная системы сбора, анализа и обобщения информации о лицах, участвующих в незаконном обороте наркотиков, а также данных по борьбе с их распространением с перспективой ее интеграции в международную систему. Углубляется международное сотрудничество правоохранительных органов Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Формируется необходимая для эффективной борьбы с преступностью нормативная правовая база. В результате принятых мер наметились некоторые, пока едва наметившиеся, позитивные тенденции в ситуации с незаконным оборотом наркотиков и их злоупотреблением в стране. В 2001 году впервые отмечено снижение количества преступлений этого вида (-0,8%). Начиная с 1998 года, наблюдается уменьшение числа несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками в среднем на 9-12%. Удельный вес лиц, допускающих их немедицинское потребление, в общем числе потребителей снизился с 16% в 1998 году до 9 % в 2001 году. За период реализации Программы правоохранительными органами из незаконного оборота изъято более 165 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ стоимостью, по ценам черного рынка, более 60-ти миллиардов рублей, а также 1657 тонн прекурсоров. Вместе с тем, следует констатировать, что ряд мероприятий Программы остались частично не выполненными. Это связано с большим объемом и сложностью запланированных работ. В связи с этим их дальнейшая реализация предусмотрена в рамках действующей в настоящее время федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы". Криминогенная ситуация, связанная с потреблением наркотиков и их незаконным оборотом сохраняет свою остроту в обществе. По данным органов здравоохранения, в России на учете в настоящее время состоит около полумиллиона лиц, злоупотребляющих наркотиками, из них более 335 тысяч - с диагнозом "наркомания". За последние 3 года увеличилось и количество зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками более чем в 2 раза. Не ослабевает острота проблемы, связанной с контрабандой наркотиков. Маршруты контрабандной транспортировки постоянно меняются, усиливается проникновение на российский наркорынок международных организованных преступных группировок и сообществ. В этой связи определенные надежды возлагаются на федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы", реализация которой, при условии надлежащего целевого финансирования, будет способствовать решению главных задач - снижению спроса на наркотики и минимизации их незаконного поступления в Россию. МВД России О РАЗВИТИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕТИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДЛЯ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ Эффективность оказания медицинской помощи больным наркоманией, заканчивающейся в стенах наркологического стационара, где больной проводит, как правило, 2-3 недели, в лучшем случае не превышает 20%. Это объясняется тем, что за время стационарного лечения больному проводится активная, нередко приближающаяся к реанимационной, терапия по купированию острого абстинентного синдрома, а в последующем он по результатам комплексного обследования, с учетом имеющихся у него сопутствующих заболеваний, получает необходимое, прежде всего, медикаментозное лечение. С больным проводится начальная психокоррекционная работа, направленная на выработку осознанного отношения к дальнейшей работе со специалистами. Вместе с тем, в построении лечебного процесса с больными наркоманией необходимо учитывать, что на сегодняшний день средняя длительность регулярного употребления наркотиков до первого обращения за медицинской помощью составляет около 5 лет. И в течение этих лет все поведение больного наркоманией было ориентировано на поиск денег и наркотиков в кругу общения таких же больных; потребление наркотиков и пребывание в состоянии наркотического опьянения часто сопровождается многими специфическими атрибутами жизни сообществ наркоманов. В результате за эти годы не только формируется наркомания как медико-биологическое заболевание, но и складывается особый образ жизни наркомана. Естественно, что за 2-3 недели, проведенные в стационаре, никакими таблетками и инъекциями изменить этот патологический образ жизни нельзя, и, выписавшись из стационара, больной вновь оказывается в прежнем сообществе наркоманов, с нерешенными социальными проблемами, как правило, без семьи и работы, с измененной жизненной мотивацией и шкалой социальных и культурных ценностей, что и предопределяет в конечном итоге возврат к потреблению наркотиков в большинстве случаев. Как показывает зарубежный опыт, где с проблемой наркомании столкнулись намного раньше, чем у нас, наиболее эффективным оказалось направление больных наркоманией после стационарного лечения в специализированные учреждения, рассчитанные на длительное (не менее 6 месяцев) проживание, где все это время проводится воспитательная, психокоррекционная работа, направленная на постепенное изменение сложившихся у больного жизненных стереотипов, формирование умения преодолевать возможные в жизни стрессовые ситуации без возврата к употреблению наркотиков. Больной получает (или восстанавливает) трудовые навыки, а порой - и специальность для последующей жизни в обществе. К моменту выписки больному по возможности помогают решить его семейные и жилищные проблемы. Подобные учреждения, как правило, называются реабилитационными центрами, диапазон используемых в них методов работы с больными очень широк - от так называемых принципов самои взаимопомощи (общинно-коммунный тип учреждений) где вся работа осуществляется проживающими в центре, "бывшими" наркоманами, до реабилитационных центров с большим количеством дипломированных специалистов (психологов, психотерапевтов, специалистов по социальной работе). При умело направленном реабилитационном процессе конечную эффективность лечения наркомании удается повысить в 2-3 раза. Минздрав России, понимая значимость реабилитационных центров как практически единственную возможность повышения результатов лечения наркомании и тщательно проанализировав накопленный зарубежный опыт, приступил к планомерной работе по созданию сети таких учреждений в России. При этом Минздравом учитывается, что подавляющее большинство зарубежных реабилитационных центров не относится к системе здравоохранения, а преимущественно организовано религиозными и общественными организациями, содержится на благотворительной основе, донорских пожертвованиях; значительно реже финансовые расходы на содержанке больных покрываются страховыми медицинскими компаниями. Да и по сути в осуществляемой в реабилитационных центрах работе собственно медицинские, лечебные аспекты занимают незначительное место. Тем не менее, учитывая реальную ситуацию в России, слабость имеющихся общественных организаций, а также катастрофическую остроту проблемы наркомании и необходимость принятия безотлагательных мер, направленных на повышение качества работы с больными, Минздрав России принял принципиальное решение - основную тяжесть первого этапа организации реабилитационной работы с больными наркоманией возложить на органы здравоохранения. С этой целью своим приказом N 76 от 18.08.1997 года Министерство ввело наркологические реабилитационные центры в номенклатуру учреждений здравоохранения, были утверждены примерное положение о работе таких центров, их штатные нормативы, предложено руководителям органов здравоохранением субъектов Российской Федерации приступить к организации в регионах необходимых реабилитационных подразделений. По инициативе Минздрава России в Распоряжение Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. N 343-р "О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими" вошла позиция, рекомендующая органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создавать наркологические реабилитационные центры. В последующем аналогичные установки повторялись во многих документах Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, комитетов Совета Безопасности Российской Федерации, решениях парламентских слушаний. Одновременно Минздрав России старался привлечь общественные и религиозные организации к созданию реабилитационных центров. В разработке современных методов реабилитации больных наркоманией Минздрав России расширяет сотрудничество с международными и зарубежными организациями с целью использования положительного мирового опыта в этой области. Так, отечественные специалисты принимали участие в реализуемом Управлением Организации Объединенных Наций по контролю над наркотиками и предупреждению преступности проекте "Международный тренинг по помощи больным наркоманией" для России, Белоруссии и Молдовы. В рамках указанного проекта в 2000-2001 гг. российские врачи-наркологи из четырех регионов участвовали в краткосрочных семинарах на базе реабилитационных центров в Италии, а затем с помощью итальянских экспертов состоялось 2 семинара в Самаре и Санкт-Петербурге, в которых приняли участие 80 врачей-наркологов из 15 регионов России. В настоящее время работа по указанному проекту продолжается. С помощью Группы Помпиду Совета Европы с 1999 г. реализуется проект по подготовке руководства по реабилитации больных наркоманией. К настоящему времени уже проведено 6 недельных консультативных встреч зарубежных специалистов в области реабилитации с российскими специалистами. В 2002 г. работа над руководством будет завершена. По договоренности Минздрава России Тримбос Институт в рамках программы "Матра" правительства Нидерландов на базе Ярославского областного наркологического диспансера внедрил амбулаторные программы реабилитации больных наркоманией. В сложившейся ситуации назрела необходимость создания мощного научно-исследовательского центра по проблеме реабилитации, на базе которого должны разрабатываться новые методики, обучаться специалисты со всей страны. С этой целью в текущем году Минздрав России организовал Федеральный научно-исследовательский наркологический реабилитационный центр, сейчас завершается решение практических вопросов, и к концу года этот центр примет первых больных. В этом году, готовя вопрос о развитии реабилитационной помощи больным наркоманиями на рассмотрение Правительственной комиссии, Минздрав России специально запросил от всех регионов подробную информацию о проделанной работе. Анализ состояния реабилитационного звена наркологической службы, осуществленный на основе сведений, полученных из 74 субъектов Федерации, показал, что в настоящее время в системе бюджетного здравоохранения специализированные реабилитационные койки для больных наркоманией развернуты в 25 регионах; всего таких коек немногим более 800. Наибольшую активность в работе по организации учреждений (подразделений) для реабилитации больных с наркотической зависимостью проявляют Республика Татарстан, Самарская и Оренбургская области. Так, в Татарстане сегодня действуют реабилитационные центры (РЦ) при Республиканском (на 8 коек) и городских наркологических диспансерах в Казани (на 25 коек) и Набережных Челнах (на 30 мест). Запланирован рост числа таких центров в 2001 г. до 9, а в 2002 г. - до 15. В Самарской области функционируют специализированные отделения при областном диспансере (на 20 мест), при диспансере г. Сызрани и РЦ "Воскресение" в г. Тольятти - один из первых центров такого рода в стране, открытый в марте 1997 г. Кроме того, в области действуют 3 негосударственных РЦ - "Надежда", имеющий койки как для взрослых (20), так и для подростков (10), "Ваше здоровье" (на 6 мест) и "Ковчег" (на 9 мест), а до конца 2002 г. планируется открыть еще 3 РЦ различных форм собственности. Оренбургская область открыла 2 РЦ - при областном наркодиспансере (на 15 коек) и на селе - в Сакмарском районе (на 25 мест), где предусмотрено пребывание пациентов до 2-х лет; кроме того, в 2001-2002 гг. предполагается создать еще 3 РЦ (примерно на 60 мест), в том числе на базе трудовых мастерских и фермерского хозяйства, а также для подростков. Интересный опыт накоплен в Калининградской области, где РЦ "Орехово" (на 25 мест) работает (в рамках общественного благотворительного фонда) еще с июня 1995 г., а его филиал "Знаменка" с 1999 г. С июня 2000 г. действует муниципальный РЦ в Калининграде (30 коек). В г. Санкт-Петербурге более 3-х лет (с апреля 1998 г.) функционирует специализированное отделение городского наркодиспансера, в котором сотрудниками ПНИ им. В.М. Бехтерева реализуется стационарная Миннесотская модель терапии и реабилитации. В Москве в конце 1998 г. был открыт РЦ для подростков (на 60 мест). Целенаправленно работают над созданием реабилитационного звена наркологической службы в Рязанской, Новгородской, Тюменской, Свердловской областях, Приморском и Хабаровском краях, Башкортостане, Ханты-Мансийском АО, ряде других регионов. В то же время на сегодняшний день отсутствуют государственные (бюджетные) реабилитационные структуры в таких пораженных эпидемией наркомании регионах, как Северный Кавказ (Краснодарский, Ставропольский края. Ростовская область, Адыгея, Дагестан), Урал (Пермская, Челябинская области), отдельные области Поволжья (Нижегородская, Ярославская) и сибирские регионы (Омская, Иркутская, Читинская, Курганская области. Алтайский и Красноярский края, Ямало-Ненецкий АО). У администрации ряда территорий нет даже конкретных планов их создания (Тверская, Белгородская, Курганская области, г. Москва). В отдельных субъектах Федерации задержка с открытием специализированных коек объясняется реальным отсутствием актуальной потребности в них (Корякский, Чукотский, Ненецкий АО, ряд областей и республик Нечерноземья). В большинстве же территорий несомненный дефицит реабилитационного звена наркологической помощи обуславливается отсутствием необходимых финансовых средств и материальной базы. Однако главная причина такого тревожного положения дел - явное нежелание администрации регионов заниматься этой острейшей проблемой. И хотя по меньшей мере в 50 регионах запланировано до конца 2002 года открытие реабилитационных центров или разворачивание специализированных коек в рамках других структурно-организационных форм, общая оценка ситуации с реабилитационной помощью остается пессимистической. К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на все организационные усилия Минздрава России, медицинских РЦ в стране недостаточно, по 1-2 даже в тех регионах, где они имеются. При этом действующие центры в основном небольшие, на 15-25 мест, с пребыванием пациентов в них от 3 недель до 12 месяцев, в подавляющем большинстве - в течение 1,5 - 2 месяцев. В целом по Российской Федерации в настоящее время действующие реабилитационные структуры составляют крайне незначительную часть от фактической суммарной потребности в оказании бесплатной реабилитационной помощи медицинскими учреждениями - согласно расчетам руководителей органов управления здравоохранением она удовлетворяется сегодня менее чем на 10%. По данным зарубежных и отечественных экспертов минимальная потребность в реабилитационных койках оценивается в 10% от общего количества больных наркоманией, обращающихся за медицинской помощью, и составляет на сегодняшний день для России 27000 мест. Особенно не хватает специализированных структур для подростков - сегодня для них в системе здравоохранения действует менее 100 реабилитационных коек. Конечно, необходимо учитывать, что развитие системы реабилитации наркологических больных находится в нашей стране только на начальном этапе. У Минздрава России сегодня нет стремления поощрять создание больших (до 500 мест) центров (как на Западе - типа "Синанона" или "Феникса"). Не ставится также задача, чтобы все РЦ находились в системе здравоохранения, - они могут и должны создаваться и другими ведомствами - прежде всего, Министерством образования, а также Минтруда и социальной защиты населения. Следует указать, что Минобразование считает приоритетными в своей деятельности вопросы организации реабилитационной помощи несовершеннолетним, злоупотребляющим психоактивными веществами. Им разработана Концепция реабилитации таких несовершеннолетних лиц. Осенью 2001 г. Министерство открывает специализированный РЦ для подростков в Московской области. В проект Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками в их незаконному обороту на 2002-2004 гг." внесено предложение об открытии еще 3-х таких центров - в Краснодарском крае, Самарской и Ульяновской областях. Представляется желательным создание таких структур в Сибири и на Урале. В рамках служб социальной защиты населения действуют реабилитационные центры в Ленинградской области ("Сосновый бор"), Ханты-Мансийском АО (г. Нижневартовск). Недостаточное обеспечение населения этим видом медицинской помощи частично компенсируется работой негосударственных структур, создаваемых общественными объединениями (региональные ассоциации "Родители против наркотиков", Российский благотворительный фонд "HAH" - "Нет алкоголизму и наркомании" и др.) и различными религиозными конфессиями, а также частными лицами, работающими в сфере наркологии, - на коммерческой, благотворительной или смешанной основе. Следует указать на энергичные усилия в этом направлении Русской Православной Церкви, большую работу, проделанную ее священнослужителями - Анатолием Берестовым (Москва, Патриаршее Крутицкое подворье), Алексеем Бабуриным (Московская область), Сергием Бельковым (Ленинградская область), Максимом Плетневым (С.-Петербург) и целым рядом других. Особенно активно различные негосударственные реабилитационные структуры создаются в Калининградской, Ленинградской (широко известный центр "Возвращение" и др.). Ульяновской (РЦ "Родник" и "Студия 12 шагов"), Свердловской (5 РЦ), Челябинской (3 РЦ), Кемеровской (3 церковные общины). Иркутской (10 РЦ), Тюменской (2 РЦ - "Надежда" и "Добрый самаритянин") областях и г. Москве (5 РЦ, в основном, созданных отдельными конфессиями). К сожалению, многие из них через какое-то время прекращают свое существование - по финансовым и организационным причинам. Применяемые в специализированных учреждениях программы и отдельные методики личностной (психологической) к социальной реабилитации основаны на работах ведущих зарубежных и отечественных специалистов и в большинстве случаев соответствуют современному научному уровню. В то же время руководители региональных наркологических служб в своих материалах, направленных в адрес Минздрава, справедливо указывают на необходимость создания полноценной совокупности концептуальных и методических разработок по организации деятельности РЦ, в том числе ориентированных на различные контингенты больных наркоманией, с разными сроками пребывания пациентов в РЦ, а также по режиму их работы, функциональным обязанностям отдельных специалистов (прежде всего по социальной работе). Ведущие научные учреждения системы здравоохранения должны предложить организаторам наркологической службы, практическим врачам и другим специалистам стандарты реабилитационных учреждений, позволяющие их успешно лицензировать и аккредитировать, стандарты (модели протоколов) реабилитации, дифференцированные модели реабилитационных программ (с проработкой рабочего механизма их тиражирования и внедрения), а также научно обоснованные критерии оценки качества и эффективности лечебно-реабилитационного процесса. Предлагается пересмотреть действующие нормативные документы Минздрава России в сфере реабилитации - в частности, Приказ N 76/1997 (необходимо: новое штатное расписание с введением дополнительных должностей психологов, психотерапевтов, отдельных "узких" специалистов, а также среднего и младшего медперсонала, организаторов хозяйственной и трудовой деятельности, культурной работы и т.д.; включение в структуру РЦ таких подразделений, как лечебно-трудовые мастерские, подсобные хозяйства; полный перечень форм обязательной документации; перечень оборудования и оснащения РЦ). Следует в самое ближайшее время обеспечить дополнительную подготовку значительного числа различных высококвалифицированных специалистов для работы как в уже действующих, так и во вновь создаваемых реабилитационных структурах, в том числе на основе так называемого государственного заказа; создать соответствующие образовательные стандарты; провести сертификацию всех специалистов, задействованных в сфере реабилитации; обеспечить создание специальных учебных центров, проведение специальных курсов, циклов, семинаров и т.д., оказание организационно-методической помощи действующим и создаваемым РЦ со стороны ведущих научно-практических учреждений. Министерство здравоохранения Российской Федерации в последние годы принимает серьезные меры по улучшению состояния реабилитационной помощи больных наркоманией - в организационном аспекте, в плане обеспечения специалистов научно-методическими разработками, проведения тематических семинаров и курсов переподготовки и повышения квалификации. Однако эффективность целевой работы Минздрава снижается в силу действия целого ряда объективных организационных и материальных причин, что подтверждается многочисленными фактами, содержащимися в справочно-аналитических материалах, полученных из регионов. Основной проблемой развития специализированной помощи является, как уже указывалось, недостаточное финансирование здравоохранения в целом и, в частности, наркологической службы, которое не позволяет в отдельных регионах даже планировать в обозримом будущем создание необходимых структур. Недостаточное финансирование службы не позволяет также приобретать для реабилитационных учреждений (подразделений) требуемое современное оборудование для пребывания больных в приемлемых бытовых условиях, проведения специальных психотерапевтических (лечебных) и учебных (воспитательных, образовательных) занятий с ними, организации необходимой трудовой терапии, обеспечения условий для развивающего досуга и т.д. Кроме того, существующий низкий уровень оплаты труда медицинских работников и других специалистов, задействованных в реабилитационном процессе, а также высокая рабочая нагрузка, определяемая штатными нормативами, значительно затрудняют привлечение их к работе в специализированных учреждениях. Требует разрешения вопрос об организации охраны РЦ (в том числе с участием подразделений МВД России). Необходимо обеспечить постоянную финансовую поддержку организации и деятельности РЦ на федеральном (целевые программы, отдельная строка в госбюджете) и региональном уровнях - через обеспечение их стабильного финансирования, решение вопроса о повышении зарплаты медработникам и другим сотрудникам РЦ. Следует рассмотреть вопрос о включении реабилитационных коек в объемы медицинской помощи в рамках государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью (на основе Постановления Правительства РФ). Важно решить все вопросы организационного и правового обеспечения функционирования негосударственных реабилитационных структур - с механизмом их финансовой поддержки государством, в том числе на основе территориальных государственных заказов. Требует законодательного обоснования организация реабилитационных учреждений в структуре других ведомств (Минобразование, Минтруда и социальной защиты населения). Необходимо постоянно помнить, что медицинская и социальная реабилитация больных наркоманией - это весьма сложный и длительный процесс, требующий пребывания больных в стационарных условиях сроком от 3-х до 6-и месяцев и более. В связи с этим важно незамедлительно решить вопросы пребывания этих больных в течение необходимого времени (в том числе до 1-го года и более) в реабилитационных стационарах и проведения их врачебно-трудовой экспертизы - с оформлением листков временной нетрудоспособности или определением им на тот или иной ограниченный срок инвалидности, их участия в трудовых процессах и оплаты их труда, а также целый ряд других проблем этого плана (о хозрасчетной деятельности РЦ, о механизме квотирования рабочих мест для лиц, прошедших реабилитацию и др.). Еще одной остро актуальной проблемой является недостаточное взаимодействие в деятельности по реабилитации наркозависимых лиц всех заинтересованных ведомств. Поскольку такое взаимодействие недостаточно четко регламентировано соответствующими нормативными актами, эффект медицинской реабилитации в значительной степени нивелируется слабой социальной защищенностью пациентов учреждений здравоохранения, выражающейся, в частности, в наличии у них существенных трудностей при попытках трудоустройства или желании продолжить обучение (общее или трудовое) после выписки. Особенно настоятельно требует скорейшей доработки действующая в проблемной сфере нормативно-законодательная база. В частности, сложившаяся судебная практика, базирующаяся на достаточно аморфном определении "принудительного лечения" в системе здравоохранения для лиц, условно осужденных по ст. 228 УК РФ, в недостаточной степени стимулирует этих правонарушителей, признанных наркозависимыми, к обращению в реабилитационные структуры наркологической службы. Необходимо принципиальное политико-юридическое решение на уровне высших административных и законодательных инстанций с целью создания эффективного, детально проработанного правового и организационного механизма назначения и реализации обязательного, недобровольного и принудительного лечения (с их четкой дискриминацией) и реабилитации больных наркоманией - как совершавших, так и не совершавших правонарушения. При этом надо иметь в виду, что законодательный блок проблемы реабилитации больных наркоманией будет отражен в готовящемся по заданию Правительства Российской Федерации Федеральном законе о профилактике немедицинского потребления наркотических средств и других психоактивных веществ, выявлении лиц, злоупотребляющих ими, проведении лечения и реабилитации этих лиц, а также больных наркоманией. Окончание работы над этим законом намечено на II квартал 2002 г. Решение указанных выше вопросов позволит Минздраву России и другим заинтересованным ведомствам более успешно проводить целенаправленную работу по организации и совершенствованию системы медицинской и социальной реабилитации лиц, страдающих наркоманией. |