ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ МЕР ПО ВВЕДЕНИЮ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2002-2005 ГОДЫ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 03.09.02 18-51-1624/18-16

    ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ МЕР ПО
   ВВЕДЕНИЮ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
       СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2002-2005 ГОДЫ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          3 сентября 2002 г.
                          N 18-51-1624/18-16

                                (НЦПИ)

     
     Министерство образования  Российской  Федерации   подготовило   и
направляет      для      практического     использования     Программу
организационно-методических    мер    по    введению    в     действие
Государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования на 2002-2005 годы.
     

Первый заместитель министра
                                                          А.Ф. Киселев

                                                           "УТВЕРЖДАЮ"
                                                    Первый заместитель
                                                  министра образования
                                                  Российской Федерации
                                                          А.Ф. Киселев
                                                    20 августа 2002 г.

                              ПРОГРАММА
        организационно-методических мер по введению в действие
         Государственного образовательного стандарта среднего
            профессионального образования на 2002-2005 гг.

                               Введение
     
     Повышение качества  подготовки  современного   квалифицированного
специалиста   обусловлено   степенью   соответствия   профессиональной
образовательной системы вызовам  и  реалиям  XXI  века;  актуальным  и
перспективным  социально-экономическим  потребностям  развития страны;
запросам личности,  общества и  государства.  Решить  эту  проблему  в
области  среднего  профессионального  образования (СПО) предполагается
через  внедрение  и  реализацию  нового   поколения   Государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС
СПО).
     Процесс введения в действие и реализация нового поколения ГОС СПО
требует специальной  целенаправленной  скоординированной  деятельности
всех субъектов системы среднего профессионального образования в рамках
данной Программы.
     Основанием для     разработки     Программы    является    приказ
Минобразования России от  16.05.02  N  1799  "О  введении  в  действие
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования".
     Цель Программы:
     обеспечить современное    качество   среднего   профессионального
образования     в     Российской      Федерации      и      подготовку
высококвалифицированных,   социально   и   профессионально   мобильных
специалистов,  конкурентоспособных   на   рынке   труда;   готовых   к
эффективной   работе   на   уровне   мировых  стандартов,  постоянному
профессиональному росту.
     Задачи программы:
     - обеспечить эффективное введение в действие нового поколения ГОС
СПО;
     - сформировать нормативно-правовую и учебно-методическую базу для
введения в действие нового поколения ГОС СПО;
     - создать   систему   мониторинга   введения  в  действие  нового
поколения ГОС СПО;
     - организовать  повышение  квалификации  работников системы СПО в
соответствии с требованиями нового поколения ГОС СПО;
     - разработать  информационное  и  научное  обеспечение введения в
действие нового поколения ГОС СПО;
     - координировать     организационно-методическую     деятельность
министерств  и  ведомств,  имеющих  в  своем  ведении  образовательные
учреждения        среднего        профессионального       образования,
научно-исследовательских   учреждений,   а    также    образовательных
учреждений СПО по введению и реализации нового поколения ГОС СПО.
     Сроки реализации Программы: 2002-2005 годы.
     Исполнители и соисполнители Программы:
     Министерство образования   Российской   Федерации,   министерства
(ведомства)    Российской   Федерации,   имеющие   в   своем   ведении
образовательные  учреждения  среднего  профессионального  образования,
отраслевые методические службы министерств (ведомств),
     Институт проблем развития среднего профессионального  образования
Минобразования   России  (ИПР  СПО),  органы  управления  образованием
субъектов  Российской  Федерации,  Научно-исследовательский   институт
высшего  образования Минобразования России (НИИВО),  Институт среднего
профессионального  образования   РАО   (ИСПО   РАО),   образовательные
учреждения среднего профессионального образования.
     Ожидаемые конечные результаты Программы:
     - модернизация содержания среднего профессионального образования;
повышение    вариантности   и   гибкости   основных   профессиональных
образовательных    программ;    расширение    академических     свобод
образовательных  учреждений  в  формировании  содержания образования и
организации образовательного процесса;
     - обеспечение  требуемого  качества  подготовки  специалистов  со
средним профессиональным образованием и  их  конкуренто-способности  и
профессиональной мобильности;
     повышение уровня профессионализма руководителей и  преподавателей
образовательных учреждений СПО.
     Система контроля   за   выполнением   Программы    обеспечивается
Министерством   образования   Российской   Федерации;   министерствами
(ведомствами)  Российской  Федерации,   имеющими   в   своем   ведении
образовательные  учреждения  среднего  профессионального  образования;
органами управления образованием субъектов Российской Федерации.
     Периодичность контроля - один раз в полугодие.
     
 __________________________________________________________________________
|N п/п|Наименование мероприятии (работ)  |Срок исполнения|Ответственные    |
|     |                                  |               |исполнители      |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1    |2                                 |3              |4                |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|     |            1. Нормативно-методическое обеспечение|                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.1. |Разработка методических           |декабрь 2002 г.|Управление       |
|     |рекомендаций по формированию и    |               |среднего         |
|     |реализации основных               |               |профессионального|
|     |профессиональных образовательных  |               |образования      |
|     |программ по специальностям        |               |Минобразования   |
|     |среднего профессионального        |               |России (далее -  |
|     |образования в условиях введения   |               |Управление СПО), |
|     |нового поколения ГОС СПО          |               |ИПР СПО          |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.2. |Приказ Минобразования России "Об  |ноябрь 2003 г. |Управление СПО   |
|     |утверждении сроков обучения по    |               |                 |
|     |очно-заочной (вечерней) и заочной |               |                 |
|     |формам обучения для реализации    |               |                 |
|     |базового уровня профессиональной  |               |                 |
|     |образовательной программы по      |               |                 |
|     |специальностям среднего           |               |                 |
|     |профессионального образования"    |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.3. |Разработка методических           |июнь 2003 г.   |Управление СПО,  |
|     |рекомендаций по формированию      |               |ИПР СПО          |
|     |экономической культуры студентов  |               |                 |
|     |учреждений СПО и примерных учебных|               |                 |
|     |модулей с учетом специфики        |               |                 |
|     |специальностей                    |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.4. |Разработка методических           |октябрь 2002 г.|Управление СПО,  |
|     |рекомендаций по реализации        |               |ИПР СПО          |
|     |дисциплины "Физическая культура" в|               |                 |
|     |образовательных учреждениях СПО   |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.5. |Разработка рекомендаций по        |2003 г.        |Убавление СПО,   |
|     |организации производственной      |               |ИПР СПО          |
|     |(профессиональной) практики       |               |                 |
|     |студентов по профилям СПО         |               |                 |
|     |(экономический, технический,      |               |                 |
|     |педагогический)                   |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.6. |Разработка рекомендаций по        |октябрь 2004 г.|Управление СПО,  |
|     |формированию в образовательных    |               |ИПР СПО          |
|     |учреждениях СПО внутриссузовской  |               |                 |
|     |системы управления качеством      |               |                 |
|     |образования                       |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.7. |Разработка рекомендаций по        |май 2003 г.    |Управление СПО,  |
|     |формированию и реализации         |               |ИПР СПО          |
|     |специализаций по специальностям   |               |                 |
|     |среднего профессионального        |               |                 |
|     |образования в условиях введения   |               |                 |
|     |нового поколения ГОС СПО          |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.8. |Разработка рекомендаций по        |март 2003 г.   |Управление СПО,  |
|     |реализации регионального          |               |ИПР СПО          |
|     |(национально-регионального)       |               |                 |
|     |компонента нового поколения ГОС   |               |                 |
|     |СПО                               |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.9. |Разработка методических           |апрель 2003 г. |Управление СПО,  |
|     |рекомендаций по формированию      |               |ИПР СПО          |
|     |нового поколения Государственных  |               |                 |
|     |требований к минимуму содержания и|               |                 |
|     |уровню подготовки выпускников по  |               |                 |
|     |специальностям СПО повышенного    |               |                 |
|     |уровня (для всех профилей)        |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.10.|Разработка методических           |апрель 2003 г. |Управление СПО,  |
|     |рекомендаций по формированию      |               |ИПР СПО          |
|     |нового поколения Государственных  |               |                 |
|     |требований к минимуму содержания и|               |                 |
|     |уровню подготовки выпускников по  |               |                 |
|     |техническим специальностям СПО    |               |                 |
|     |повышенного уровня                |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.11.|Разработка методических           |апрель 2003 г. |Управление СПО,  |
|     |рекомендаций по формированию      |               |ИПР СПО          |
|     |нового поколения Государственные  |               |                 |
|     |требований к минимуму содержания и|               |                 |
|     |уровню подготовки выпускников по  |               |                 |
|     |экономическим специальностям СПО  |               |                 |
|     |повышенного уровня                |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.12.|Разработка концепции профильной   |декабрь 2003 г.|Управление СПО,  |
|     |общеобразовательной подготовки в  |               |ИПР СПО          |
|     |системе среднего профессионального|               |                 |
|     |образования                       |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.13.|Разработка рекомендации по        |март 2004 г.   |Управление СПО,  |
|     |содержанию и организации          |               |ИПР СПО          |
|     |профильной общеобразовательной    |               |                 |
|     |подготовки в учреждениях СПО      |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.14.|Разработка рекомендаций по        |февраль 2004 г.|Управление СПО,  |
|     |освоению рабочих профессий в      |               |ИПР СПО          |
|     |рамках основных профессиональных  |               |                 |
|     |образовательных программ СПО      |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.15.|Разработка методических           |январь 2003 г. |Управление СПО,  |
|     |рекомендаций по преподаванию      |               |ИПР СПО          |
|     |гуманитарных и                    |               |                 |
|     |социально-экономических дисциплин |               |                 |
|     |в образовательных учреждениях СПО |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|1.16.|Разработка рекомендаций по        |декабрь 2003 г.|Управление СПО,  |
|     |организации и проведению итоговой |               |ИПР СПО          |
|     |аттестации студентов по           |               |                 |
|     |специальностям СПО (экономические,|               |                 |
|     |педагогические, технические)      |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|     |              2. Учебно-методическое обеспечение  |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.1. |Тиражирование и распространение   |сентябрь-январь|Управление СПО,  |
|     |ГОС СПО базового уровня           |2003 г.        |министерства     |
|     |                                  |               |(ведомства), ИПР |
|     |                                  |               |СПО, отраслевые  |
|     |                                  |               |методические     |
|     |                                  |               |службы           |
|     |                                  |               |министерств      |
|     |                                  |               |(ведомств)       |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.2. |Разработка, экспертиза,           |2004-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |утверждение, тиражирование и      |               |министерства     |
|     |распространение ГОС СПО           |               |(ведомства), ИПР |
|     |повышенного уровня по закрепленным|               |СПО, отраслевые  |
|     |специальностям в части            |               |методические     |
|     |государственных требований к      |               |службы           |
|     |минимуму содержания и уровню      |               |министерств      |
|     |подготовки выпускников по         |               |(ведомств)       |
|     |специальностям СПО                |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.3. |Разработка, утверждение,          |июнь 2002 г. - |Управление СПО,  |
|     |тиражирование и распространение   |февраль 2003 г.|министерства     |
|     |примерных учебных программ по     |               |(ведомства). ИПР |
|     |дисциплинам ГОС СПО базового      |               |СПО, отраслевые  |
|     |уровня                            |               |методические     |
|     |                                  |               |службы           |
|     |                                  |               |министерств      |
|     |                                  |               |(ведомств)       |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.4. |Разработка Государственных        |по плану       |Управление СПО,  |
|     |требований к минимуму содержания и|Управления СПО |министерства     |
|     |уровню подготовки выпускников по  |Минобразования |(ведомства), ИПР |
|     |вновь вводимым специальностям СПО |России         |СПО, отраслевые  |
|     |                                  |               |методические     |
|     |                                  |               |службы           |
|     |                                  |               |министерств      |
|     |                                  |               |(ведомств)       |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.5. |Разработка примерных программ     |январь-июнь    |Управление СПО,  |
|     |производственной                  |2003 г.        |министерства     |
|     |(профессиональной) практики       |               |(ведомства), ИПР |
|     |студентов по специальностям       |               |СПО, отраслевые  |
|     |                                  |               |методические     |
|     |                                  |               |службы           |
|     |                                  |               |министерств      |
|     |                                  |               |(ведомств)       |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.6. |Разработка методических пособий по|2003-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |организации и проведению итоговой |               |ИПР СПО          |
|     |аттестации студентов по           |               |                 |
|     |специальностям СПО (экономическим,|               |                 |
|     |педагогическим, техническим)      |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.7. |Разработка методических           |2002-2004 гг.  |Управление СПО,  |
|     |рекомендаций и контрольных заданий|               |ИПРСПО           |
|     |по дисциплинам                    |               |                 |
|     |естественно-научного,             |               |                 |
|     |гуманитарного и                   |               |                 |
|     |социально-экономического,         |               |                 |
|     |общепрофессионального и           |               |                 |
|     |специального циклов по заочной    |               |                 |
|     |форме обучения для специальностей |               |                 |
|     |среднего профессионального        |               |                 |
|     |обучения (экономических,          |               |                 |
|     |технических, и педагогических)    |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.8. |Разработка методических указаний и|декабрь 2002 г.|Управление СПО,  |
|     |контрольных заданий для           |               |ИПР СПО          |
|     |студентов-заочников по основам    |               |                 |
|     |социологии и политологии          |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.9. |Разработка рекомендаций по        |ноябрь 2003 г. |Управление СПО.  |
|     |реализации различных сочетаний    |               |ИПР СПО          |
|     |форм обучения в образовательном   |               |                 |
|     |процессе ссузов в условиях        |               |                 |
|     |введения нового поколения ГОС СПО |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.10.|Разработка примерных сопряженных  |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |учебных планов и учебных программ |               |министерства     |
|     |в рамках непрерывного             |               |(ведомства), ИПР |
|     |профессионального образования     |               |СПО, отраслевые  |
|     |                                  |               |методические     |
|     |                                  |               |службы           |
|     |                                  |               |министерств      |
|     |                                  |               |(ведомств)       |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.11.|Разработка перспективного плана   |декабрь 2002 г.|Управление СПО,  |
|     |книгоиздания по системе СПО в     |               |министерства     |
|     |соответствии с новым поколением   |               |(ведомства), ИПР |
|     |ГОС СПО                           |               |СПО, отраслевые  |
|     |                                  |               |методические     |
|     |                                  |               |службы           |
|     |                                  |               |министерств      |
|     |                                  |               |(ведомств)       |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.12.|Подготовка предложений к          |2003 г.        |Управление СПО,  |
|     |Федеральной программе по          |               |ИПР СПО          |
|     |книгоизданию учебной литературы   |               |                 |
|     |для СПО                           |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.13.|Организация разработки учебников и|2003-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |учебных пособий нового поколения  |               |Управление       |
|     |для специальностей СПО            |               |учебного         |
|     |экономического, технического и    |               |книгоиздания,    |
|     |педагогического профиля (по       |               |библиотек и      |
|     |отдельному плану)                 |               |медиатек         |
|     |                                  |               |Минобразования   |
|     |                                  |               |России           |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.14.|Проведение экспертизы учебников и |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |учебных пособий для присвоения    |               |министерства     |
|     |грифа                             |               |(ведомства), ИПР |
|     |                                  |               |СПО, отраслевые  |
|     |                                  |               |методические     |
|     |                                  |               |службы           |
|     |                                  |               |министерств      |
|     |                                  |               |(ведомств)       |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.15.|Подготовка и выпуск прайс-листов  |ежегодно       |ИПР СПО          |
|     |на учебно-методическую            |               |                 |
|     |документацию к новому поколению   |               |                 |
|     |ГОС СПО                           |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.16.|Разработка методических пособий   |2002-2005 гг.  |ИПРСПО,          |
|     |нового поколения по организации   |               |отраслевые       |
|     |учебного процесса по              |               |методические     |
|     |специальностям СПО                |               |службы           |
|     |                                  |               |министерств      |
|     |                                  |               |(ведомств)       |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.17.|Разработка                        |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |контрольно-измерительных          |               |министерства     |
|     |материалов по экономическим,      |               |(ведомства), ИПР |
|     |техническим и педагогическим      |               |СПО              |
|     |специальностям СПО для проведения |               |образовательные  |
|     |промежуточной и итоговой          |               |учреждения       |
|     |государственной аттестации        |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.18.|Разработка                        |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |программно-инструментального      |               |ИПР СПО          |
|     |обеспечения конструирования и     |               |                 |
|     |применения тестов в соответствии с|               |                 |
|     |новым поколением ГОС СПО          |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|2.19.|Организация подготовки и издания  |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |для ссузов научно-методических    |               |ИПР СПО          |
|     |сборников по проблеме             |               |                 |
|     |"Воспитательный потенциал         |               |                 |
|     |образовательного процесса и его   |               |                 |
|     |реализация при подготовке         |               |                 |
|     |специалистов"                     |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|   3. Мониторинг введения в действие нового поколения Государственного    |
|    образовательного стандарта среднего профессионального образования     |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|3.1. |Разработка методических           |2002-2004 гг.  |Управление СПО,  |
|     |рекомендаций и анкеты по          |               |ИПР СПО          |
|     |организации и проведению          |               |                 |
|     |мониторинга реализации            |               |                 |
|     |государственного образовательного |               |                 |
|     |стандарта нового поколения в      |               |                 |
|     |образовательных учреждениях СПО   |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|3.2. |Мониторинг качества подготовки    |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |специалистов по специальностям СПО|               |министерства     |
|     |                                  |               |(ведомства),     |
|     |                                  |               |органы управления|
|     |                                  |               |образованием     |
|     |                                  |               |субъектов РФ, ИПР|
|     |                                  |               |СПО              |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|3.3. |Координация деятельности          |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |учебно-методических советов по    |               |министерства     |
|     |группам специальностей СПО,       |               |(ведомства), ИПР |
|     |учебно-методических комиссий по   |               |СПО              |
|     |скрепленным специальностям по     |               |                 |
|     |мониторингу реализации ГОС СПО в  |               |                 |
|     |образовательных учреждениях СПО   |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|3.4. |Экспертиза рабочей                |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |учебно-программной и              |               |министерства     |
|     |учебно-методической документации  |               |(ведомства). ИПР |
|     |образовательных учреждений СПО    |               |СПО, отраслевые  |
|     |(рабочих учебных планов, рабочих  |               |методические     |
|     |программ, учебно-методических     |               |службы           |
|     |пособий, методических разработок и|               |министерств      |
|     |др.)                              |               |(ведомств)       |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|3.5. |Анализ результатов итоговой       |2003-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |государственной аттестации        |               |министерства и   |
|     |выпускников образовательных       |               |ведомства, органы|
|     |учреждений СПО                    |               |управления       |
|     |                                  |               |образованием     |
|     |                                  |               |субъектов РФ, ИПР|
|     |                                  |               |СПО              |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|3.6. |Организация комплексного изучения |2003-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |проблем введения и реализации ГОС |               |министерства и   |
|     |СПО нового поколения в            |               |ведомства, органы|
|     |образовательных учреждениях (по   |               |управления       |
|     |регионам)                         |               |образованием     |
|     |                                  |               |субъектов РФ, ИПР|
|     |                                  |               |СПО              |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|3.7. |Мониторинг введения специализации |2003-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |по специальностям СПО             |               |министерства и   |
|     |                                  |               |ведомства, органы|
|     |                                  |               |управления       |
|     |                                  |               |образованием     |
|     |                                  |               |субъектов РФ, ИПР|
|     |                                  |               |СПО              |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|3.8. |Формирование банка данных по      |2003-2005 гг.  |Управление СПО   |
|     |специализациям СПО                |               |Минобразования   |
|     |                                  |               |Российской       |
|     |                                  |               |Федерации, ИПР   |
|     |                                  |               |СПО              |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|3.9. |Мониторинг открытия               |2003-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |экспериментальных площадок по     |               |ИПР СПО          |
|     |совершенствованию содержания СПО и|               |                 |
|     |организации образовательного      |               |                 |
|     |процесса                          |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|     |4. Повышение квалификации руководящих и педагогических кадров       |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|4.1. |Создание системы целевой          |2003-2004 гг.  |Управление СПО,  |
|     |переподготовки руководящих и      |               |министерства     |
|     |педагогических работников для     |               |(ведомства), ИПР |
|     |обеспечения повышения             |               |СПО              |
|     |профессионализма в соответствии с |               |                 |
|     |новым поколением ГОС СПО          |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|4.2. |Разработка программ повышения     |2003-2004 гг.  |Управление СПО,  |
|     |квалификации педагогических       |               |министерства     |
|     |работников образовательных        |               |(ведомства), ИПР |
|     |учреждений среднего               |               |СПО              |
|     |профессионального образования по  |               |                 |
|     |вопросам внедрения нового         |               |                 |
|     |поколения ГОС СПО в               |               |                 |
|     |образовательный процесс           |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|4.3. |Разработка программ повышения     |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |квалификации работников органов   |               |министерства     |
|     |управления образованием субъектов |               |(ведомства), ИПР |
|     |РФ, министерств и ведомств, их    |               |СПО              |
|     |методических служб по вопросам    |               |                 |
|     |введения в действие нового        |               |                 |
|     |поколения ГОС СПО                 |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|4.4. |Организация и проведение повышения|2003-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |квалификации педагогических       |               |министерства     |
|     |работников и методистов           |               |(ведомства), ИПР |
|     |образовательных учреждений,       |               |СПО              |
|     |работников органов управления     |               |                 |
|     |образованием субъектов РФ,        |               |                 |
|     |методических служб по вопросам    |               |                 |
|     |внедрения в образовательный       |               |                 |
|     |процесс нового поколения ГОС СПО и|               |                 |
|     |разработки рабочей                |               |                 |
|     |учебно-программной документации   |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|4.5. |Разработка программ повышения     |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |квалификация работников органов   |               |министерства     |
|     |управления образованием субъектов |               |(ведомства), ИПР |
|     |РФ, министерств и ведомств,       |               |СПО              |
|     |методистов образовательных        |               |                 |
|     |учреждений по вопросам разработки |               |                 |
|     |национально-регионального         |               |                 |
|     |компонента нового поколения ГОС   |               |                 |
|     |СПО и рабочей учебно-программной  |               |                 |
|     |документации                      |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|4.6. |Организация профессиональной      |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |переподготовки работников системы |               |министерства     |
|     |СПО по программе "Педагогика СПО" |               |(ведомства), ИПР |
|     |                                  |               |СПО              |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|4.7. |Организация в образовательных     |2001-2005 гг.  |Образовательные  |
|     |учреждениях СПО постоянно         |               |учреждения СПО   |
|     |дебетующих семинаров повышения    |               |                 |
|     |квалификации педагогических       |               |                 |
|     |работников по реализации ГОС СПО  |               |                 |
|     |нового поколения                  |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|     |                5. Информационное обеспечение     |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|5.1. |Формирование Общероссийского фонда|2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |нового поколения ГОС СПО,         |               |ИПРСПО           |
|     |учебно-программного и             |               |                 |
|     |учебно-методического обеспечения  |               |                 |
|     |его реализации                    |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|5.2. |Формирование банка данных тестов  |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |для проведения итоговой аттестации|               |ИПР СПО          |
|     |выпускников образовательных       |               |                 |
|     |учреждений                        |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|5.3. |Создание банка данных тестовых    |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |заданий по специальностям СПО для |               |ИПР СПО          |
|     |проведения промежуточной          |               |                 |
|     |аттестации                        |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|5.4. |Формирование банка данных по      |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |специализации СПО                 |               |ИПР СПО          |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|5.5. |Издание сборников ГОС СПО         |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |                                  |               |министерства     |
|     |                                  |               |(ведомства), ИПР |
|     |                                  |               |СПО              |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|5.6. |Формирование и издание            |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |каталогов-справочников учебников, |               |министерства     |
|     |методических пособий и            |               |(ведомства),     |
|     |учебно-программной документации по|               |ИПРСПО           |
|     |специальностям СПО                |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|5.7. |Формирование и издание сборников  |2002-2005 гг.  |Управление СПО   |
|     |нормативно-правовые документов в  |               |министерства     |
|     |области СПО                       |               |(ведомства), ИПР |
|     |                                  |               |СПО              |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|5.8. |Оперативное освещение в           |2002-2005 гг.  |Управление СПО.  |
|     |периодической печати (газете      |               |ИПР СПО          |
|     |"Вестник" и журнале "СПО")        |               |                 |
|     |материалов по проблемам разработки|               |                 |
|     |и введения нового поколения ГОС   |               |                 |
|     |СПО                               |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|     |                    6. Научное обеспечение        |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|6.1. |Разработка инструментария,        |В течение всего|Управление СПО,  |
|     |научно-методических подходов и    |периода        |ИПР СПО, ИСПО РАО|
|     |процедур мониторинга реализации   |               |                 |
|     |ГОС СПО                           |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|6.2. |Разработка проекта основных       |2003 г.        |Управление СПО,  |
|     |направлений модернизации          |               |ИПР СПО, ИСПО    |
|     |подготовки специалистов со средним|               |РАО, НИИВО       |
|     |техническим образованием для      |               |                 |
|     |промышленных отраслей экономики   |               |                 |
|     |России, в том числе для           |               |                 |
|     |высокотехнологичных               |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|6.3. |Разработка научно-методического   |2002-2004 гг.  |Управление СПО,  |
|     |обеспечения открытого образования |               |ИПР СПО          |
|     |в системе СПО                     |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|6.4. |Разработка комплексной            |В течение всего|ИПР СПО          |
|     |методической основы дидактической,|периода        |                 |
|     |нормативно-методической) и        |               |                 |
|     |комплекта учебно-методического    |               |                 |
|     |обеспеченного образования в       |               |                 |
|     |системе СПО                       |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|6.5. |Координация и развитие            |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |фундаментальных и прикладных      |               |ИПР СПО. ИСПО РАО|
|     |исследовании в области            |               |                 |
|     |педагогического тестирования      |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|6.6. |Разработка                        |В течение всего|Управление СПО,  |
|     |теоретико-методологических основ  |периода        |ИПР СПО, ИСПО РАО|
|     |формирования и функционировании   |               |                 |
|     |системы управления качеством СПО  |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|6.7. |Разработка научно-методических    |В течение всего|Управление СПО,  |
|     |основ формирования содержания     |периода        |ИПР СПО          |
|     |электронных учебников и учебных   |               |                 |
|     |пособий для системы СПО           |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|6.8. |Разработка научно-методического   |В течение всего|Управление СПО.  |
|     |обеспечения                       |периода        |ИПР СПО          |
|     |психолого-педагогической          |               |                 |
|     |подготовки, переподготовки и      |               |                 |
|     |повышения квалификации            |               |                 |
|     |руководителей, преподавателей     |               |                 |
|     |средних специальных учебных       |               |                 |
|     |заведений в условиях внедрения    |               |                 |
|     |нового поколения ГОС СПО          |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|6.9. |Разработка и внедрение            |2002-2005 гг.  |Управление СПО,  |
|     |инновационных технологий контроля |               |министерства     |
|     |и оценки качества подготовки      |               |(ведомства), ИПР |
|     |специалистов в системе СПО        |               |СПО, ИСПО РАО,   |
|     |                                  |               |отраслевые       |
|     |                                  |               |методические     |
|     |                                  |               |службы           |
|     |                                  |               |министерств      |
|     |                                  |               |(ведомств)       |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|6.10.|Экспериментальная проверка в      |сентябрь 2003  |Управление СПО,  |
|     |пилотных регионах различных       |г.             |министерства     |
|     |моделей профильной                |               |(ведомства),     |
|     |общеобразовательной подготовки в  |               |органы управления|
|     |учреждениях СПО                   |               |образованием     |
|     |                                  |               |субъектов РФ, ИПР|
|     |                                  |               |СПО              |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|6.11.|Проведение семинара-совещания     |ноябрь 2002 г. |Управление СПО   |
|     |"Использование дистанционной      |               |                 |
|     |технологии обучения в системе СПО"|               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|6.12.|Проведение семинара-совещания     |ноябрь 2002 г. |Управление СПО   |
|     |"Проблемы и перспективы развития  |               |                 |
|     |модульные технологий в            |               |                 |
|     |образовательных учреждениях СПО"  |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|6.13.|Совещание-семинар "Качество       |май 2003 г.    |Управление СПО   |
|     |среднего профессионального        |               |                 |
|     |образования как основной фактор   |               |                 |
|     |совершенствования подготовки      |               |                 |
|     |специалистов в условиях           |               |                 |
|     |модернизации российского          |               |                 |
|     |образования"                      |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|
|6.14.|Проведение научно-практических    |2002-2005 гг.  |Управление СПО   |
|     |конференций по проблемам          |               |                 |
|     |совершенствования содержания СПО, |               |                 |
|     |качества подготовки выпускников   |               |                 |
|     |ссузов                            |               |                 |
|_____|__________________________________|_______________|_________________|

     В результате реализации Программы должны быть сформированы:
     - банк  данных  и  комплекты  примерных   учебных   программ   по
дисциплинам  нового поколения ГОС СПО базового и повышенного уровней и
программ производственной (профессиональной) практики студентов;
     - комплект   методических  рекомендаций,  указаний,  пособий  для
руководителей и преподавателей учреждений СПО по организации работы  в
условиях действия нового поколения ГОС СПО;
     - пакет         научно-методических         материалов          и
программно-инструментального   обеспечения  получения  СПО  в  системе
открытого дистанционного образования (по группам специальностей);
     - комплект  профессиональных образовательных программ СПО на базе
начального профессионального образования;
     - перспективный план книгоиздания по специальностям СПО;
     - комплект  учебников  и  учебных  пособий  нового  поколения  по
специальностям СПО;
     - научно-методические  рекомендации  по  формированию  содержания
электронных учебников и учебных пособий и критерии их апробации;
     - концепция,  база  данных  и пакеты программно-инструментального
обеспечения  инновационных  технологий  контроля  и  оценки   качества
подготовки  студентов  и  выпускников ссузов,  в том числе для системы
федерального тестирования уровня обученности студентов;
     - пакет  методических рекомендаций и программно-инструментального
обеспечения  мониторинга  реализации   ГОС   СПО   в   образовательных
учреждениях;
     - пакеты программ и научно-методических материалов по организации
психолого-педагогической   подготовки,   переподготовки   и  повышения
квалификации руководящих и педагогических  работников  образовательных
учреждений СПО;
     - база данных о результатах научной и инновационной  деятельности
образовательных  учреждений СПО по формированию содержания образования
и организации образовательного процесса;
     - пакет   нормативно-правовых   документов  по  совершенствованию
содержания  образования  и  организации  образовательного  процесса  и
повышению качества подготовки специалистов со средним профессиональным
образованием;
     - научно-методические    сборники    по    актуальным   проблемам
деятельности образовательных  учреждений  СПО  в  условиях  реализации
нового поколения ГОС СПО.