ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕРАТИВНЫХ ОРГАНАХ (О ЦЕНТРАХ) ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство обороны РФ (Минобороны России). 07.12.02 482


Страницы: 1  2  


ограничений, полученных от военного сектора ЗЦ;
     д) обеспечение деятельности,  требующей  специальной  организации
использования воздушного пространства;
     е) предотвращение  опасных  сближений  и  столкновений  воздушных
судов, выполняющих полет вне воздушных трасс и местных воздушных линий
в районе;
     ж) выдача   гражданскому   сектору   и  пользователям  воздушного
пространства разрешений на использование воздушного  пространства  вне
воздушных трасс и местных воздушных линий;
     з) выдача разрешений  на  использование  воздушного  пространства
воздушным   судам,   вылетающим   с   аэродромов   государственной   и
экспериментальной авиации при выполнении полетов по воздушным  трассам
и местным воздушным линиям;
     и) выдача  разрешений  на  изменение  маршрутов  и  высот  полета
воздушных  судов  в  случаях  обхода  зон с опасными явлениями погоды,
изменения  полетного  задания  или  направления  воздушных  судов   на
запасные аэродромы,  информирование об этом органов ВВС и ПВО, органов
ОВД (управления полетами) пользователей воздушного пространства;
     к) выдача   разрешений   гражданскому  сектору  на  использование
спрямленных воздушных трасс в своем районе, а также на выход воздушных
судов   за   пределы   воздушных  трасс  и  местных  воздушных  линий,
информирование об этом органов ВВС и ПВО;
     л) согласование   с  гражданским  сектором  вопросов  обеспечения
полетов воздушных судов  по  воздушным  трассам  и  местным  воздушным
линиям  при  вылете  с  аэродромов государственной и экспериментальной
авиации;
     м) постановка   задачи   вспомогательным  пунктам  управления  на
управление  полетами  воздушных  судов,  организация  обмена  взаимной
информацией   между   ними,   контроль   передачи   управления   между
вспомогательными пунктами управления;
     н) доклад  о  литерных  и  подконтрольных полетах воздушных судов
военному сектору ЗЦ и информирование  гражданского  сектора  центра  в
части, его касающейся;
     о) передача флайт-планов в авиадиспетчерские пункты аэропортов на
международные   полеты   воздушных   судов,  вылетающих  с  аэродромов
государственной и экспериментальной авиации;
     п) согласование  с  гражданским  сектором  условий входа (выхода)
воздушных судов в (из) воздушные трассы и местные воздушные линии;
     р) доклад   военному   сектору  ЗЦ,  информирование  гражданского
сектора  РЦ  и  пользователей  воздушного  пространства  в  части,  их
касающейся,   о   начале  (окончании)  деятельности  по  использованию
воздушного  пространства  согласно   суточному   плану   использования
воздушного пространства военного сектора РЦ;
     с) по запросу военного сектора ЗЦ,  доклад о  движении  воздушных
судов Министерства обороны Российской Федерации по воздушным трассам и
местным воздушным линиям;
     т) информирование   экипажей   воздушных   судов,   смежных   РЦ,
гражданского  сектора  РЦ  и   органов   ОВД   (управления   полетами)
государственной  и  экспериментальной  авиации  о полетах беспилотных,
неуправляемых воздушных  судов  и  аэростатов,  а  также  органов  ОВД
иностранных государств, через гражданский сектор, о полетах аэростатов
с пересечением государственной границы;
     у) контроль    за    соблюдением   запретов   и   кратковременных
ограничений;
     ф) контроль  за  готовностью  аэродромов  назначения  и  запасных
аэродромов  государственной  и  экспериментальной  авиации  к   приему
воздушных   судов   и   за  работой  дополнительных  средств  связи  и
радиотехнического   обеспечения   Министерства   обороны    Российской
Федерации    согласно   суточному   плану   использования   воздушного
пространства,  принятие мер по замене указанных аэродромов и средств в
случае выхода их из строя;
     х) контроль  за  соблюдением  Федеральных  правил   использования
воздушного пространства Российской Федерации;
     ц) анализ   фактической   и   прогнозируемой    метеорологической
обстановки  для  выдачи  рекомендаций  на  изменение маршрутов и высот
полета воздушных судов в  случаях  обхода  зон  с  опасными  явлениями
погоды, изменения полетного задания или направления воздушных судов на
запасные аэродромы, информирование экипажей воздушных судов об опасных
метеорологических условиях;
     ч) оказание максимального внимания и содействия  по  сравнению  с
другими   воздушными  судами  воздушным  судам,  в  отношении  которых
известно или предполагается,  что они находятся в аварийном положении,
включая   акты   незаконного   вмешательства,   исходя  из  конкретных
обстоятельств;
     ш) уведомление  соответствующих органов и организаций о воздушных
судах,  нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб,  и  оказание
таким органам и организациям необходимого содействия;
     щ) контроль и координация действий военных секторов односекторных
РЦ и ВРЦ по вопросам использования воздушного пространства.
     62. Суточный план использования воздушного пространства  военного
сектора РЦ согласовывается с военным сектором ЗЦ, гражданским сектором
своего РЦ,  военными секторами смежных РЦ (ВРЦ),  органами ВВС и  ПВО,
пользователями  воздушного  пространства  в  части,  их касающейся,  и
утверждается начальником РЦ.
     63. Военный  сектор  РЦ  при  получении  информации  о нарушениях
Федеральных правил использования  воздушного  пространства  Российской
Федерации принимает меры к их прекращению,  осуществляет учет и анализ
нарушений.
     64. Технологии   работы   и  функциональные  обязанности  личного
состава  военного  сектора  РЦ  разрабатываются  начальником  военного
сектора.  Технологии работы согласовываются с гражданским сектором РЦ,
органами ВВС и ПВО и утверждаются  начальником  военного  сектора  ЗЦ.
Функциональные  обязанности  утверждаются начальником военного сектора
РЦ.
     65. Начальник военного сектора РЦ подчиняется начальнику военного
сектора ЗЦ.  Он является прямым начальником личного  состава  военного
сектора РЦ,  несет ответственность за выполнение задач, возложенных на
военный сектор, и обязан:
     а) организовывать   и   контролировать   работу  личного  состава
военного сектора;
     б) контролировать   обеспечение   суточного  плана  использования
воздушного пространства,  анализировать его выполнение и  вырабатывать
предложения по эффективному использованию воздушного пространства;
     в) организовывать и совершенствовать взаимодействие с гражданским
сектором   центра,  органами  ВВС  и  ПВО,  пользователями  воздушного
пространства;
     г) анализировать факты нарушения Федеральных правил использования
воздушного пространства  Российской  Федерации,  принимать  участие  в
расследовании  нарушений порядка использования воздушного пространства
и разрабатывать предложения по их предотвращению;
     д) принимать  участие  в  разработке  мероприятий по оснащению РЦ
средствами связи и радиотехнического обеспечения;
     е) участвовать     в    подготовке    проектов    оснащения    РЦ
автоматизированными  системами  и  средствами   управления   воздушным
движением и планов их внедрения;
     ж) анализировать и обобщать  опыт  эксплуатации  центром  средств
автоматизации  управления  воздушным  движением,  проводить  оценку их
эксплуатационных характеристик и  готовить  предложения  по  повышению
(поддержанию)   эксплуатационной   готовности   и  надежности  средств
автоматизации;
     з) разрабатывать  мероприятия  по  совершенствованию оборудования
рабочих мест военных секторов РЦ, ВРЦ;
     и) обобщать  и  внедрять  в  практику  эффективные формы и методы
работы дежурных смен военных секторов центров;
     к) руководить  деятельностью  военного сектора односекторного РЦ,
ВРЦ и осуществлять проверку их работы;
     л) уметь   самостоятельно   осуществлять   управление   воздушным
движением;
     м) организовывать  подготовку  личного состава и радиотехнических
средств к проведению облета этих средств;
     н) проводить   занятия   с   летным  составом  государственной  и
экспериментальной авиации,  специалистами гражданских  секторов  РЦ  и
ВРЦ,    органов    ОВД   (управления   полетами)   государственной   и
экспериментальной  авиации  по  организации  использования  воздушного
пространства района;
     о) планировать,  организовывать  и   проводить   профессиональную
подготовку личного состава военного сектора РЦ.

          Гражданский сектор двухсекторного районного центра

     66. На гражданский сектор РЦ возлагаются следующие функции:
     а) организация и осуществление обслуживания воздушного  движения,
предотвращение  опасных  сближений  и  столкновений  воздушных  судов,
выполняющих полет по воздушным трассам и местным воздушным  линиям,  а
по  согласованию  с  военным  сектором  РЦ  и  вне их в соответствии с
выпиской из суточного плана воздушного движения ЗЦ (ВЗЦ);
     б) доведение    запретов   и   кратковременных   ограничений   до
гражданских секторов односекторных РЦ,  ВРЦ и органов ОВД  гражданской
авиации,   расположенных   в  районе,  контроль  за  их  получением  и
соблюдением;
     в) прием   выписок  из  суточного  плана  воздушного  движения  и
изменений к нему от ЗЦ  (ВЗЦ),  доведение  изменений  суточного  плана
воздушного  движения до военного сектора центра,  гражданских секторов
односекторных РЦ,  ВРЦ и органов  ВВС  и  ПВО,  а  также  органов  ОВД
(управления полетами) гражданской авиации в части, их касающейся;
     г) постановка задачи  на  обслуживание  воздушного  движения  вне
воздушных трасс и местных воздушных линий односекторным гражданским РЦ
и ВРЦ;
     д) обеспечение полетов воздушных судов по литерным рейсам, доклад
гражданскому сектору ЗЦ (ВЗЦ) о  движении  литерных  и  подконтрольных
воздушных судов;
     е) согласование с военным сектором условий выхода (входа) из  (в)
воздушных трасс и местных воздушных линий;
     ж) выдача  органам  ОВД  гражданской  авиации   и   пользователям
воздушного  пространства  диспетчерских  разрешений  на  использование
воздушного пространства;
     з) согласование с военным сектором РЦ,  гражданскими секторами ЗЦ
(ВЗЦ),  односекторных РЦ и ВРЦ своего района и  смежных  РЦ  изменений
маршрутов  полета  воздушных  судов  по  воздушным  трассам  и местным
воздушным линиям в случаях перегрузки направлений  (секторов),  обхода
зон  с  опасными  явлениями  погоды,  изменения  полетного задания или
направления  воздушных  судов   на   запасные   аэродромы,   доведение
информации  об этом заинтересованным органам ОВД гражданской авиации и
органов ВВС и ПВО;
     и) согласование с военным сектором РЦ,  гражданскими секторами ЗЦ
(ВЗЦ),  односекторных РЦ,  ВРЦ своего  района  и  смежных  РЦ  порядка
использования  спрямленных  воздушных  трасс,  информирование  об этом
заинтересованных органов ОВД гражданской авиации и органов ВВС и ПВО;
     к) информирование   заинтересованных   органов   ОВД  гражданской
авиации о получении разрешений от военного  сектора  РЦ  на  изменение
маршрутов  и  высот полета воздушных судов при необходимости выхода их
за пределы воздушных трасс и местных воздушных линий;
     л) согласование  с военным сектором РЦ условий выполнения полетов
воздушных судов гражданской авиации  вне  воздушных  трасс  и  местных
воздушных  линий  при  вылете  их  с  гражданских  аэродромов согласно
суточному  плану  воздушного  движения,  доведение  этих  условий   до
односекторных  РЦ,  ВРЦ и органов ОВД гражданской авиации в части,  их
касающейся;
     м) информирование  военного  сектора  о  входе  (выходе)  в район
воздушных судов Министерства обороны Российской Федерации, выполняющих
полеты  по  воздушным  трассам  и  местным  воздушным линиям,  а также
предоставление другой информации об  их  полете  по  запросу  военного
сектора;
     н) информирование гражданских  секторов  односекторных  РЦ,  ВРЦ,
органов  ОВД гражданской авиации и экипажей воздушных судов о движении
беспилотных, неуправляемых воздушных судов и аэростатов;
     о) контроль  и  координация  действий  гражданских  секторов ВРЦ,
односекторных  РЦ  и  органов  ОВД  гражданской  авиации  по  вопросам
обслуживания воздушного движения;
     п) контроль  за  готовностью  аэродромов  назначения  и  запасных
аэродромов  гражданской  авиации  к  приему  воздушных судов,  работой
трассовых радиотехнических средств согласно суточному плану воздушного
движения,  принятие  мер  по  замене  указанных аэродромов и средств в
случае выхода их из строя;
     р) контроль   за  соблюдением  Федеральных  правил  использования
воздушного пространства Российской Федерации;
     с) анализ   фактической   и  прогнозируемой  метеорологической  и
орнитологической обстановки,  информирование экипажей воздушных  судов
об опасных явлениях погоды;
     т) предоставление  данных  о  фактически  выполненных  полетах  в
районе  в  гражданский  сектор  ЗЦ (ВЗЦ),  анализ выполнения суточного
плана воздушного движения;
     у) осуществление  контроля  за  пропускной  способностью секторов
гражданского сектора РЦ и информация ЗЦ (ВЗЦ) о ее изменении, принятие
мер по недопущению ее превышения;
     ф) оказание воздушным судам максимального внимания  и  содействия
по сравнению с другими воздушными судами, в отношении которых известно
или предполагается,  что они находятся в аварийном положении,  включая
акты незаконного вмешательства, исходя из конкретных обстоятельств;
     х) уведомление соответствующих органов и организаций о  воздушных
судах,  нуждающихся  в помощи поисково-спасательных служб,  и оказание
таким органам и организациям необходимого содействия;
     ц) разработка  предложений  по  повышению  пропускной способности
центра,   организации   воздушного   движения   и    радиотехнического
обеспечения полетов;
     ч) контроль за соблюдением табеля сообщений о движении  воздушных
судов Российской Федерации и принятие мер в случае его нарушения;
     ш) осуществление контроля  за  пропускной  способностью  секторов
центра и принятие мер по недопущению ее превышения.
     67. Гражданский сектор РЦ при получении информации  о  нарушениях
Федеральных  правил  использования  воздушного пространства Российской
Федерации принимает меры к их прекращению,  осуществляет учет и анализ
нарушений.
     68. Технологии  работы  и  должностные  инструкции   специалистов
гражданского  сектора  РЦ  разрабатываются начальником (руководителем)
гражданского  сектора  и  утверждаются  руководителем  предприятия,  в
состав  которого  гражданский сектор центра входит.  Технологии работы
согласовываются с начальниками гражданского сектора ЗЦ (ВЗЦ), военного
сектора РЦ и соответствующего органа ВВС и ПВО.
     69. Начальник (руководитель) гражданского сектора РЦ  подчиняется
руководителю предприятия гражданской авиации, в состав которого входит
гражданский сектор РЦ,  а  по  вопросам,  связанным  с  использованием
воздушного пространства и обслуживанием воздушного движения, выполняет
указания начальника гражданского сектора ЗЦ (ВЗЦ).
     70. Начальник  (руководитель)  гражданского  сектора  РЦ является
начальником специалистов гражданского сектора.
     71. Начальник   (руководитель)   гражданского  сектора  РЦ  несет
ответственность  за  выполнение  задач,  возложенных  на   гражданский
сектор, и обязан:
     а) организовывать   и    контролировать    работу    специалистов
гражданского сектора;
     б) контролировать  своевременность  составления   и   обеспечения
суточного  плана  воздушного движения,  анализировать его выполнение и
вырабатывать  предложения  по  эффективному  обслуживанию   воздушного
движения;
     в) организовывать и  совершенствовать  взаимодействие  с  военным
сектором РЦ,  органами ВВС и ПВО и органами ОВД гражданской авиации по
вопросам ОВД в районе;
     г) анализировать факты нарушения Федеральных правил использования
воздушного пространства  Российской  Федерации,  принимать  участие  в
расследовании  нарушений порядка использования воздушного пространства
и разрабатывать предложения по их предотвращению;
     д) разрабатывать  мероприятия  по  совершенствованию оборудования
рабочих мест гражданского сектора;
     е) участвовать    в   подготовке   проектов   оснащения   центров
автоматизированными средствами  и  системами  обслуживания  воздушного
движения и планов их внедрения;
     ж) анализировать и обобщать  опыт  эксплуатации  центрами  района
средств  автоматизации  обслуживания  воздушного  движения,  проводить
оценку их эксплуатационных характеристик  и  готовить  предложения  по
повышению   (поддержанию)  эксплуатационной  готовности  и  надежности
средств автоматизации;
     з) обобщать  и  внедрять  в  практику  эффективные формы и методы
работы дежурных смен гражданского сектора центра;
     и) принимать  участие  в разработке документов,  регламентирующих
порядок обслуживания воздушного движения в районе;
     к) контролировать работу гражданских секторов ВРЦ и односекторных
РЦ  и  оказывать  помощь  по  выполнению  задач,  возложенных  на  них
настоящим Положением;
     л) участвовать в проверках  работы  гражданских  секторов  ВРЦ  и
односекторных РЦ;
     м) планировать,  организовывать  и   проводить   профессиональную
подготовку специалистов гражданского сектора центра;
     н) разрабатывать предложения по повышению пропускной  способности
центров,   совершенствованию   организации   воздушного   движения   и
радиотехнического обеспечения полетов в зоне;
     о) проводить  занятия  со  специалистами  гражданских  и  военных
секторов  центров  района,  органов   ОВД   гражданской   авиации   по
организации воздушного движения в районе;
     п) участвовать   в    подготовке    соответствующих    соглашений
(договоров), обеспечивающих выполнение задач, возложенных на центр.

                 Военный односекторный районный центр

     72. На военный односекторный РЦ возлагаются следующие функции:
     а) составление  и  обеспечение  суточного   плана   использования
воздушного пространства района, доведение изменений суточного плана до
военного   сектора   двухсекторного   РЦ,   пользователей   воздушного
пространства,  органов  ВВС  и  ПВО  в  части,  их касающейся,  анализ
выполнения суточного плана;
     б) предотвращение  опасных  сближений  и  столкновений  воздушных
судов, выполняющих полет вне воздушных трасс и местных воздушных линий
в районе;
     в) по  согласованию  с   военным   сектором   двухсекторного   РЦ
разработка, доведение, введение и снятие кратковременных ограничений;
     г) доведение  до  пользователей  воздушного  пространства  района
запретов и кратковременных ограничений, полученных от военного сектора
двухсекторного РЦ;
     д) выдача  пользователям  воздушного  пространства  разрешений на
использование воздушного пространства вне воздушных  трасс  и  местных
воздушных линий;
     е) по согласованию с военным сектором двухсекторного  РЦ,  выдача
разрешений  на  использование воздушного пространства воздушным судам,
вылетающим с аэродромов государственной и  экспериментальной  авиации,
при  выполнении  полетов  по  воздушным  трассам  и  местным воздушным
линиям;
     ж) выдача  разрешений  на  изменение  маршрутов  и  высот  полета
воздушных судов в случаях обхода  зон  с  опасными  явлениями  погоды,
изменения   полетного  задания  или  направления  воздушных  судов  на
запасные  аэродромы,   информирование   об   этом   военного   сектора
двухсекторного   РЦ,  органов  ВВС  и  ПВО,  органов  ОВД  (управления
полетами) пользователей воздушного пространства;
     з) согласование  с  военным  сектором  двухсекторного РЦ вопросов
использования спрямленных воздушных трасс,  а также на выход воздушных
судов   за   пределы   воздушных  трасс  и  местных  воздушных  линий,
информирование об этом органов ВВС и ПВО;
     и) постановка   задачи   вспомогательным  пунктам  управления  на
управление  полетами  воздушных  судов,  организация  обмена  взаимной
информацией между ними, контроль передачи управления между ними;
     к) доклад о литерных и  подконтрольных  полетах  воздушных  судов
военному сектору двухсекторного РЦ;
     л) передача флайт-планов на международные полеты воздушных судов,
вылетающих  с  аэродромов государственной и экспериментальной авиации,
военному сектору двухсекторного РЦ;
     м) доклад  военному  сектору  двухсекторного  РЦ,  информирование
пользователей воздушного пространства в части, их касающейся, о начале
(окончании)  деятельности  по  использованию  воздушного  пространства
согласно суточному плану использования воздушного пространства;
     н) по   запросу  военного  сектора  двухсекторного  РЦ  доклад  о
движении воздушных судов  вне  воздушных  трасс  и  местных  воздушных
линий;
     о) информирование   экипажей   воздушных   судов,   органов   ОВД
(управления  полетами)  государственной  и экспериментальной авиации о
полетах беспилотных,  неуправляемых воздушных судов  и  аэростатов,  а
также   органов  ОВД  иностранных  государств,  через  военный  сектор
двухсекторного РЦ, о полетах аэростатов с пересечением государственной
границы;
     п) контроль   за   соблюдением   запретов    и    кратковременных
ограничений;
     р) контроль  за  готовностью  аэродромов  назначения  и  запасных
аэродромов   государственной  и  экспериментальной  авиации  к  приему
воздушных судов, работой средств связи и радиотехнического обеспечения
Министерства  обороны  Российской  Федерации  согласно суточному плану
использования  воздушного  пространства,  принятие   мер   по   замене
указанных аэродромов и средств в случае выхода их из строя;
     с) контроль  за  соблюдением  Федеральных  правил   использования
воздушного пространства Российской Федерации;
     т) анализ   фактической   и   прогнозируемой    метеорологической
обстановки  для  выработки рекомендаций на изменение маршрутов и высот
полета воздушных судов в  случаях  обхода  зон  с  опасными  явлениями
погоды, изменения полетного задания или направления воздушных судов на
запасные аэродромы;
     у) оказание  воздушным  судам максимального внимания и содействия
по сравнению с другими воздушными судами, в отношении которых известно
или предполагается,  что они находятся в аварийном положении,  включая
акты незаконного вмешательства, исходя из конкретных обстоятельств;
     ф) уведомление  соответствующих органов и организаций о воздушных
судах,  нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб,  и  оказание
таким органам и организациям необходимого содействия.
     73. Суточный  план  РЦ   согласовывается   с   военным   сектором
двухсекторного РЦ и пользователями воздушного пространства в части, их
касающейся, и утверждается начальником центра.
     74. Военный   односекторный   РЦ   при   получении  информации  о
нарушениях Федеральных правил  использования  воздушного  пространства
Российской  Федерации  принимает меры к их прекращению,  докладывает о
принятых мерах военному сектору двухсекторного РЦ и осуществляет  учет
и анализ нарушений.
     75. Технологии  работы  и  функциональные   обязанности   личного
состава   РЦ   разрабатываются   начальником   центра  и  утверждаются
начальником военного сектора двухсекторного РЦ.
     76. Начальник  военного  односекторного РЦ подчиняется начальнику
военного сектора  двухсекторного  РЦ  и  является  прямым  начальником
личного состава центра.  Он несет ответственность за выполнение задач,
возложенных на центр, и обязан:
     а) организовывать и контролировать работу личного состава центра;
     б) контролировать  своевременность  составления   и   обеспечения
суточного  плана использования воздушного пространства,  анализировать
его   выполнение   и   вырабатывать   предложения   по    эффективному
использованию воздушного пространства;
     в) организовывать и совершенствовать  взаимодействие  с  органами
ОВД  (управления  полетами),  пользователями воздушного пространства и
органами ВВС и ПВО;
     г) анализировать факты нарушения Федеральных правил использования
воздушного пространства  Российской  Федерации,  принимать  участие  в
расследовании  нарушений порядка использования воздушного пространства
и разрабатывать предложения по их предотвращению;
     д) принимать  участие  в  разработке  мероприятий по оснащению РЦ
средствами связи и радиотехнического обеспечения;
     е) участвовать    в    подготовке   проектов   оснащения   центра
автоматизированными  системами  и  средствами   управления   воздушным
движением и планов их внедрения;
     ж) анализировать и обобщать  опыт  эксплуатации  центром  средств
автоматизации  управления  воздушным  движением,  проводить  оценку их
эксплуатационных характеристик и  готовить  предложения  по  повышению
(поддержанию)   эксплуатационной   готовности   и  надежности  средств
автоматизации;
     з) разрабатывать  мероприятия  по  совершенствованию оборудования
рабочих мест центра;
     и) обобщать  и  внедрять  в  практику  эффективные формы и методы
работы дежурных смен центра;
     к) уметь   самостоятельно   осуществлять   управление   воздушным
движением;
     л) организовывать  подготовку  личного состава и радиотехнических
средств к проведению облета этих средств;
     м) проводить   занятия   с   летным  составом  государственной  и
экспериментальной  авиации,  личным  составом  центра  и  органов  ОВД
(управления   полетами),  пользователями  воздушного  пространства  по
организации использования воздушного пространства района;
     н) планировать,   организовывать   и  проводить  профессиональную
подготовку личного состава центра.

               Гражданский односекторный районный центр

     77. На  гражданский  односекторный   РЦ   возлагаются   следующие
функции:
     а) организация и осуществление обслуживания  воздушного  движения
по   воздушным   трассам  и  местным  воздушным  линиям  и  в  районах
авиационных  работ  в  соответствии  с  суточным   планом   воздушного
движения.  Предотвращение  опасных  сближений и столкновений воздушных
судов,  следующих по воздушным трассам и местным  воздушным  линиям  в
районе;
     б) обслуживание воздушного движения вне воздушных трасс и местных
воздушных линий по указанию гражданского сектора двухсекторного РЦ;
     в) доведение   запретов   и   кратковременных   ограничений    до
гражданских  односекторных  ВРЦ  и  органов  ОВД  гражданской авиации,
расположенных в районе, контроль за их получением и соблюдением;
     г) прием   выписок  из  суточного  плана  воздушного  движения  и
изменений к нему от гражданского сектора двухсекторного РЦ,  доведение
изменений суточного плана воздушного движения до односекторных ВРЦ,  а
также органов ОВД гражданской авиации района в части, их касающейся;
     д) доклад  гражданскому  сектору  двухсекторного  РЦ  о  движении
литерных воздушных судов;
     е) согласование  с гражданским сектором двухсекторного РЦ условий
выхода (входа) воздушных  судов  из  (в)  воздушных  трасс  и  местных
воздушных линий;
     ж) выдача  разрешений  пользователям  воздушного  пространства  и
органам   ОВД   гражданской   авиации   на   использование  воздушного
пространства;
     з) согласование  с гражданскими односекторными ВРЦ,  гражданскими
секторами двухсекторных РЦ и смежными гражданскими  односекторными  РЦ
изменений  маршрутов  полета  воздушных  судов  по воздушным трассам и
местным воздушным линиям в случаях перегрузки  (направлений)  секторов
обслуживания  воздушного  движения  РЦ  и  ВРЦ,  обхода зон с опасными
явлениями  погоды,  изменения  полетного   задания   или   направления
воздушных   судов   на  запасные  аэродромы,  информирование  об  этих
изменениях заинтересованных органов ОВД гражданской авиации и  органов
ВВС и ПВО в части, их касающейся;
     и) согласование со смежными гражданскими односекторными РЦ и ВРЦ,
гражданским  сектором двухсекторного РЦ и получение от него разрешения
на использование спрямленных воздушных трасс в воздушном  пространстве
района, информирование об этом органов ОВД гражданской авиации;
     к) доведение до органов ОВД гражданской  авиации,  полученных  от
гражданского  сектора  двухсекторного  РЦ,  условий выполнения полетов
воздушных судов вне воздушных трасс  и  местных  воздушных  линий  при
вылете  их  с  аэродромов гражданской авиации согласно суточному плану
воздушного движения;
     л) доклад  по  запросу  гражданскому  сектору двухсекторного РЦ о
движении воздушных судов Министерства обороны Российской Федерации;
     м) доведение   информации  о  полете  беспилотных,  неуправляемых
воздушных судов и аэростатов до гражданских односекторных ВРЦ, органов
ОВД гражданской авиации и экипажей воздушных судов;
     н) контроль и координация действий гражданских односекторных  ВРЦ
и  органов  ОВД  гражданской  авиации в соответствии с суточным планом
воздушного движения;
     о) контроль  за  готовностью  аэродромов  назначения  и  запасных
аэродромов гражданской авиации к приему воздушных судов и  за  работой
трассовых радиотехнических средств согласно суточному плану воздушного
движения,  а также принятие  мер  по  замене  указанных  аэродромов  и
средств в случае выхода их из строя;
     п) контроль  за  соблюдением  Федеральных  правил   использования
воздушного пространства Российской Федерации;
     р) анализ  фактической  и  прогнозируемой   метеорологической   и
орнитологической  обстановки,  информирование экипажей воздушных судов
об опасных явлениях погоды;
     с) предоставление  данных  о  фактически  выполненных  полетах  в
районе в  гражданский  сектор  двухсекторного  РЦ,  анализ  выполнения
суточного плана воздушного движения;
     т) осуществление контроля  за  пропускной  способностью  секторов
обслуживания  воздушного  движения  гражданского сектора РЦ и принятие
мер по недопущению ее превышения;
     у) оказание  воздушным  судам максимального внимания и содействия
по сравнению с другими воздушными судами, в отношении которых известно
или предполагается,  что они находятся в аварийном положении,  включая
акты незаконного вмешательства, исходя из конкретных обстоятельств;
     ф) уведомление  соответствующих органов и организаций о воздушных
судах,  нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб,  и  оказание
таким органам и организациям необходимого содействия;
     х) разработка предложений  по  повышению  пропускной  способности
центра,    организации   воздушного   движения   и   радиотехнического
обеспечения полетов;
     ц) контроль  за соблюдением табеля сообщений о движении воздушных
судов Российской Федерации и принятие мер в случае его нарушения.
     78. Гражданский  односекторный  РЦ  при  получении,  информации о
нарушениях Федеральных правил  использования  воздушного  пространства
Российской  Федерации  принимает  меры к их прекращению,  осуществляет
учет и анализ нарушений.
     79. Технологии   работы  и  должностные  инструкции  специалистов
гражданского односекторного РЦ разрабатываются  начальником  центра  и
утверждаются  руководителем предприятия гражданской авиации,  в состав
которого входит центр.
     80. Начальник   (руководитель)   гражданского  односекторного  РЦ
подчиняется руководителю предприятия  гражданской  авиации,  в  состав
которого  входит  центр,  а  по  вопросам,  связанным  с обслуживанием
воздушного  движения,  выполняет  указания  начальника  (руководителя)
гражданского сектора двухсекторного РЦ.
     81. Начальник  (руководитель)  гражданского   односекторного   РЦ
является начальником для специалистов центра.
     82. Начальник (руководитель) гражданского односекторного РЦ несет
ответственность за выполнение задач, возложенных на центр, и обязан:
     а) организовывать и контролировать работу специалистов центра;
     б) контролировать    обеспечение   суточного   плана   воздушного
движения,  анализировать его выполнение и разрабатывать предложения по
эффективному обслуживанию воздушного движения;
     в) организовывать    и    совершенствовать    взаимодействие    с
гражданскими  секторами  центров и органами ОВД гражданской авиации по
вопросам обслуживания воздушного пространства;
     г) анализировать факты нарушения Федеральных правил использования
воздушного пространства  Российской  Федерации,  принимать  участие  в
расследовании  нарушений порядка использования воздушного пространства
и разрабатывать предложения по их предотвращению;
     д) разрабатывать  мероприятия  по  совершенствованию оборудования
рабочих мест центра;
     е) участвовать  в  подготовке  проектов  оснащения центров района
автоматизированными средствами  и  системами  обслуживания  воздушного
движения и планов их внедрения;
     ж) анализировать и обобщать  опыт  эксплуатации  центрами  района
средств  автоматизации  обслуживания  воздушного  движения,  проводить
оценку их эксплуатационных характеристик  и  готовить  предложения  по
повышению   (поддержанию)  эксплуатационной  готовности  и  надежности
средств автоматизации;
     з) обобщать  и  внедрять  в  практику  эффективные формы и методы
работы дежурных смен центра;
     и) принимать  участие  в разработке документов,  регламентирующих
порядок ОВД;
     к) контролировать   работу  гражданских  секторов  ВРЦ  района  и
оказывать помощь по выполнению задач,  возложенных  на  них  настоящим
Положением;
     л) участвовать в проверках работы гражданских секторов ВРЦ;
     м) планировать,   организовывать   и  проводить  профессиональную
подготовку специалистов центра;
     н) проводить  занятия  со специалистами гражданских секторов ВРЦ,
органов ОВД по организации воздушного движения в районе.

          VI. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ
         ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     83. Вспомогательный районный центр предназначен для  обслуживания
(управления) воздушного движения и контроля за соблюдением Федеральных
правил использования воздушного пространства  Российской  Федерации  в
своем  районе  тех  районов,  где радиолокационный контроль воздушного
пространства средствами РЦ невозможен.

                    Военный сектор двухсекторного
                  вспомогательного районного центра

     84. На военный сектор ВРЦ возлагаются следующие функции:
     а) управление воздушным движением вне воздушных трасс  и  местных
воздушных   линий   в  соответствии  с  выпиской  из  суточного  плана
использования воздушного пространства военного сектора  двухсекторного
РЦ,  предотвращение опасных сближений и столкновений воздушных судов в
районе;
     б) доведение    до    пользователей    воздушного   пространства,
гражданского сектора центра запретов  и  кратковременных  ограничений,
полученных от военного сектора РЦ;
     в) доклад  военному  сектору  РЦ  о  движении  воздушных   судов,
выполняющих  литерные  и  подконтрольные полеты,  информирование о них
гражданского сектора центра в части, его касающейся;
     г) согласование  с  гражданским  сектором  центра  условий  входа
(выхода) воздушных судов в (из) воздушные трассы и  местные  воздушные
линии, доклад об этом военному сектору РЦ;
     д) изменение, с разрешения военного сектора РЦ, маршрутов и высот
полета  воздушных  судов  в  случаях  обхода  зон с опасными явлениями
погоды или направления их на запасные аэродромы;
     е) анализ  данных  о полете беспилотных,  неуправляемых воздушных
судов и  аэростатов,  доведение  необходимой  информации  до  экипажей
воздушных судов, военного сектора РЦ и гражданского сектора ВРЦ;
     ж) анализ   фактической    метеорологической    обстановки    для
информирования экипажей воздушных судов,  находящихся под управлением,
об опасных явлениях погоды;
     з) оказание  максимального внимания и содействия воздушным судам,
в отношении которых известно или предполагается,  что они находятся  в
аварийном   положении,  включая  акты  незаконного  вмешательства,  по
сравнению  с  другими  воздушными   судами,   исходя   из   конкретных
обстоятельств;
     и) уведомление соответствующих органов и организаций о  воздушных
судах,  нуждающихся  в помощи поисково-спасательных служб,  и оказание
таким органам и организациям необходимого содействия;
     к) контроль   за  соблюдением  Федеральных  правил  использования
воздушного пространства Российской Федерации.
     85. Военный  сектор  ВРЦ  при  получении  информации о нарушениях
Федеральных правил использования  воздушного  пространства  Российской
Федерации принимает меры к их прекращению.
     86. Технологии  работы  и  функциональные   обязанности   личного
состава  военного  сектора  ВРЦ  разрабатываются  начальником военного
сектора   центра   и   утверждаются   начальником   военного   сектора
двухсекторного  РЦ.  Технологии  работы  согласовываются с начальником
гражданского сектора ВРЦ.
     87. Начальник  военного  сектора  ВРЦ подчиняется непосредственно
начальнику военного сектора  двухсекторного  РЦ.  Он  является  прямым
начальником    для    личного    состава   военного   сектора,   несет
ответственность за выполнение задач,  возложенных  на  военный  сектор
ВРЦ, и обязан:
     а) организовывать  и  контролировать   работу   личного   состава
военного сектора;
     б) организовывать и совершенствовать взаимодействие с гражданским
сектором ВРЦ и пользователями воздушного пространства;
     в) анализировать факты нарушения Федеральных правил использования
воздушного  пространства  Российской  Федерации  и принимать участие в
расследовании нарушений порядка использования воздушного пространства;
     г) разрабатывать  мероприятия  по  совершенствованию оборудования
рабочих мест военного сектора центра;
     д) принимать  участие  в  разработке мероприятий по оснащению ВРЦ
средствами связи и радиотехнического обеспечения;
     е) обобщать  и  внедрять  в  практику  эффективные формы и методы
работы дежурных смен военного сектора центра;
     ж) уметь   самостоятельно   осуществлять   управление   воздушным
движением;
     з) организовывать  подготовку  личного состава и радиотехнических
средств к проведению облета этих средств;
     и) планировать,   организовывать   и  проводить  профессиональную
подготовку личного состава военного сектора центра.

          Гражданский сектор двухсекторного вспомогательного
                           районного центра

     88. На гражданский сектор ВРЦ возлагаются следующие функции:
     а) организация и осуществление обслуживания  воздушного  движения
по воздушным трассам, местным воздушным линиям и в районах авиационных
работ в соответствии с выпиской из суточного плана воздушного движения
гражданского   сектора   РЦ,   предотвращение   опасных   сближений  и
столкновений воздушных судов;
     б) доклад  гражданскому  сектору  двухсекторного  РЦ  о  движении
литерных воздушных судов;
     в) согласование  с военным сектором центра условий выхода (входа)
воздушных судов из (в) воздушных  трасс  и  местных  воздушных  линий,
доклад об этом гражданскому сектору двухсекторного РЦ;
     г) изменение,  с разрешения гражданского  сектора  двухсекторного
РЦ,  маршрутов  полета  воздушных судов по воздушным трассам и местным
воздушным линиям в случаях перегрузки сектора обслуживания  воздушного
движения  ВРЦ,  обхода  зон  с  опасными  явлениями погоды,  изменения
полетного  задания  или  направления  воздушных  судов   на   запасные
аэродромы,  информирование об этих изменениях заинтересованных органов
ОВД гражданской авиации и органов ВВС и ПВО;
     д) информирование органов ОВД гражданской авиации о полученных от
военного сектора центра разрешениях на изменение маршрутов и  эшелонов
(высот)  полета воздушных судов при необходимости их выхода за пределы
воздушных трасс и местных воздушных линий;
     е) по  запросу  гражданского  сектора  двухсекторного РЦ доклад о
движении воздушных судов Министерства  обороны  Российской  Федерации,
выполняющих полеты по воздушным трассам и местным воздушным линиям;
     ж) доведение  необходимой  информации   о   полете   беспилотных,
неуправляемых  воздушных  судов  и  аэростатов  до  экипажей воздушных
судов, военного сектора ВРЦ и гражданского сектора двухсекторного РЦ;
     з) контроль   за  соблюдением  Федеральных  правил  использования
воздушного пространства Российской Федерации;
     и) анализ      фактической      метеорологической     обстановки,
информирование воздушных судов об опасных явлениях погоды;
     к) оказание  максимального внимания и содействия воздушным судам,
в отношении которых известно или предполагается,  что они находятся  в
аварийном   положении,  включая  акты  незаконного  вмешательства,  по
сравнению  с  другими  воздушными   судами,   исходя   из   конкретных
обстоятельств;
     л) уведомление соответствующих органов и организаций о  воздушных
судах,  нуждающихся  в помощи поисково-спасательных служб,  и оказание
таким органам и организациям необходимого содействия;
     м) представление  в гражданский сектор двухсекторного РЦ данных о
фактически выполненных полетах;
     н) осуществление  контроля  за  пропускной  способностью секторов
центра и принятие мер по недопущению ее превышения;
     о) контроль  за соблюдением табеля сообщений о движении воздушных
судов Российской Федерации и принятие мер в случае его нарушения.
     89. Гражданский   сектор   центра   при  получении  информации  о
нарушениях Федеральных правил  использования  воздушного  пространства
Российской  Федерации  принимает  меры к их прекращению,  осуществляет
учет и анализ нарушений.
     90. Технологии   работы  и  должностные  инструкции  специалистов
гражданского сектора двухсекторного  ВРЦ  разрабатываются  начальником
(руководителем)    гражданского    сектора   центра   и   утверждаются
руководителем  предприятия  гражданской  авиации,  в  состав  которого
гражданский сектор центра входит.  Технологии работы согласовываются с
начальником (руководителем) гражданского сектора двухсекторного  РЦ  и
начальником военного сектора ВРЦ.
     91. Начальник (руководитель) гражданского сектора  двухсекторного
ВРЦ подчиняется руководителю предприятия гражданской авиации, в состав
которого входит центр,  а по вопросам обслуживания воздушного движения
начальнику (руководителю) гражданского сектора двухсекторного РЦ.
     92. Начальник (руководитель) гражданского сектора  двухсекторного
ВРЦ является начальником для специалистов гражданского сектора,  несет
ответственность  за  выполнение  задач,  возложенных  на   гражданский
сектор, и обязан:
     а) организовывать   и    контролировать    работу    специалистов
гражданского сектора центра;
     б) организовывать и  совершенствовать  взаимодействие  с  военным
сектором  центра  и  органами  ОВД аэропортов (аэродромов) гражданской
авиации;
     в) анализировать факты нарушения Федеральных правил использования
воздушного пространства  Российской  Федерации,  принимать  участие  в
расследовании  нарушений порядка использования воздушного пространства
и разрабатывать предложения по их предупреждению;
     г) разрабатывать  мероприятия  по  совершенствованию оборудования
рабочих мест гражданского сектора;
     д) участвовать    в    подготовке   проектов   оснащения   центра
автоматизированными средствами  и  системами  обслуживания  воздушного
движения и планов их внедрения;
     е) анализировать и обобщать  опыт  эксплуатации  центром  средств
автоматизации  обслуживания  воздушного движения,  проводить оценку их
эксплуатационных характеристик и  готовить  предложения  по  повышению
(поддержанию)   эксплуатационной   готовности   и  надежности  средств
автоматизации обслуживания воздушного движения;
     ж) обобщать  и  внедрять  в  практику  эффективные формы и методы
работы дежурных смен центра;
     з) планировать,   организовывать   и  проводить  профессиональную
подготовку специалистов центра;
     и) участвовать    в    подготовке    соответствующих   соглашений
(договоров), обеспечивающих выполнение задач, возложенных на центр.

              Гражданский односекторный вспомогательный
                            районный центр

     93. Гражданский  односекторный ВРЦ предназначен для осуществления
обслуживания воздушного движения,  контроля за соблюдением Федеральных
правил  использования  воздушного  пространства  Российской Федерации,
обеспечения  безопасности,  экономичности  и  регулярности  воздушного
движения по воздушным трассам и местным воздушным линиям в районе.
     94. На  гражданский  односекторный  ВРЦ   возлагаются   следующие
функции:
     а) обслуживание  воздушного  движения,   предотвращение   опасных
сближений и столкновений воздушных судов, выполняющих полет в пределах
района в соответствии с суточным планом воздушного движения;
     б) обслуживание воздушного движения вне воздушных трасс и местных
воздушных линий по указанию гражданского сектора двухсекторного РЦ;
     в) доклад  гражданскому  сектору  двухсекторного  РЦ  о  движении
литерных воздушных судов;
     г) изменение,  с  разрешения  гражданского сектора двухсекторного
РЦ,  направлений полета  гражданских  судов  по  воздушным  трассам  и
местным  воздушным  линиям в случаях перегрузки направлений (секторов)
обслуживания  воздушного  движения  центра,  обхода  зон  с   опасными
явлениями   погоды,   изменения   полетного  задания  или  направления
воздушных  судов  на  запасные  аэродромы,  информирование   об   этих
изменениях  заинтересованных органов ОВД гражданской авиации и органов
ВВС и ПВО;
     д) информирование  органов ОВД гражданской авиации о получении от
гражданского  сектора  двухсекторного  РЦ  разрешения   на   изменение
маршрутов  и  высот полета воздушных судов при необходимости их выхода
за пределы воздушных трасс и местных воздушных линий;
     е) контроль   за  соблюдением  Федеральных  правил  использования
воздушного пространства Российской Федерации;
     ж) доведение   необходимой  информации  о  движении  беспилотных,
неуправляемых воздушных судов и аэростатов до экипажей воздушных судов
и гражданского сектора двухсекторного РЦ;
     з) анализ   фактической   и   прогнозируемой    метеорологической
обстановки,   информирование   экипажей  воздушных  судов  об  опасных
явлениях погоды;
     и) оказание  максимального внимания и содействия воздушным судам,
в отношении которых известно или предполагается,  что они находятся  в
аварийном   положении,  включая  акты  незаконного  вмешательства,  по
сравнению  с  другими  воздушными   судами,   исходя   из   конкретных
обстоятельств;
     к) уведомление соответствующих органов и организаций о  воздушных
судах,  нуждающихся  в помощи поисково-спасательных служб,  и оказание
таким органам и организациям необходимого содействия;
     л) представление  в гражданский сектор двухсекторного РЦ данных о
фактически выполненных полетах;
     м) осуществление  контроля  за  пропускной  способностью секторов
обслуживания воздушного движения гражданского сектора ВРЦ  и  принятие
мер по недопущению ее превышения;
     н) контроль за соблюдением табеля сообщений о движении  воздушных
судов Российской Федерации и принятие мер в случае его нарушения.
     95. Технологии  работы  и  должностные  инструкции   специалистов
гражданского   односекторного   ВРЦ  разрабатываются  его  начальником
(руководителем) и утверждаются руководителем  предприятия  гражданской
авиации,   в   состав   которого   входит   центр.  Технологии  работы
согласовываются  начальником  (руководителем)   гражданского   сектора
двухсекторного РЦ.
     96. Начальник  (руководитель)  гражданского  односекторного   ВРЦ
подчиняется  руководителю  предприятия  гражданской авиации,  в состав
которого входит центр,  а по вопросам обслуживания воздушного движения
начальнику (руководителю) гражданского сектора двухсекторного РЦ.
     97. Начальник  (руководитель)  гражданского  односекторного   ВРЦ
является начальником для специалистов центра, несет ответственность за
выполнение задач, возложенных на центр, и обязан:
     а) организовывать и контролировать работу специалистов центра;
     б) анализировать факты нарушения Федеральных правил использования
воздушного   пространства   Российской  Федерации,  при  необходимости
принимать участие в расследовании нарушений, разрабатывать предложения
по их предотвращению;
     в) разрабатывать мероприятия  по  совершенствованию  оборудования
рабочих мест центра;
     г) участвовать   в   подготовке   проектов    оснащения    центра
автоматизированными  средствами  и  системами  обслуживания воздушного
движения и планов их внедрения;
     д) анализировать  и  обобщать  опыт  эксплуатации центром средств
автоматизации обслуживания воздушного движения,  проводить  оценку  их
эксплуатационных  характеристик  и  готовить  предложения по повышению
(поддержанию)  эксплуатационной  готовности   и   надежности   средств
автоматизации обслуживания воздушного движения;
     е) обобщать и внедрять в  практику  эффективные  формы  и  методы
работы дежурных смен центра;
     ж) планировать,  организовывать  и   проводить   профессиональную
подготовку специалистов центра.

          Гражданский односекторный вспомогательный районный
                  центр (без права самостоятельного
                  обслуживания воздушного движения)

     98. Гражданский односекторный вспомогательный районный центр (без
права самостоятельного обслуживания воздушного движения)  предназначен
для  контроля  обслуживания  воздушного  движения  в пределах участков
воздушных  трасс  и  местных   воздушных   линий,   определенных   ему
технологией работы.
     99. На  гражданский  односекторный  ВРЦ   возлагаются   следующие
функции:
     а) контроль за движением воздушных судов по воздушным  трассам  и
местным  воздушным линиям,  а также,  по указанию гражданского сектора
РЦ, вне воздушных трасс и местных воздушных линий;
     б) обслуживание  воздушного  движения  по  указанию  гражданского
сектора РЦ,  которому он подчинен,  а также  в  случаях,  не  терпящих
отлагательства,   когда   создается   угроза  безопасности  воздушного
движения;
     в) доклад  гражданскому  сектору  двухсекторного  РЦ  о  движении
литерных воздушных судов;
     г) контроль   за  соблюдением  Федеральных  правил  использования
воздушного пространства Российской Федерации и доклад о их нарушениях;
     д) доклад  о полете беспилотных,  неуправляемых воздушных судов и
аэростатов гражданскому сектору РЦ и информирование экипажей воздушных
судов;
     е) анализ   фактической   и   прогнозируемой    метеорологической
обстановки,  доклад об опасных явлениях погоды гражданскому сектору РЦ
и информирование экипажей воздушных судов;
     ж) оказание  максимального внимания и содействия воздушным судам,
в отношении которых известно или предполагается,  что они находятся  в
аварийном   положении,  включая  акты  незаконного  вмешательства,  по
сравнению  с  другими  воздушными   судами,   исходя   из   конкретных
обстоятельств;
     з) уведомление соответствующих органов и организаций о  воздушных
судах,  нуждающихся  в помощи поисково-спасательных служб,  и оказание
таким органам и организациям необходимого содействия;
     и) контроль  за соблюдением табеля сообщений о движении воздушных
судов Российской Федерации и принятие мер в случае его нарушения.
     100. Технологии  работы  и  должностные  инструкции  специалистов
центра разрабатываются начальником центра и утверждаются руководителем
предприятия гражданской авиации, в состав которого входит центр.
     Технологии работы согласовываются с  начальником  (руководителем)
гражданского сектора двухсекторного РЦ.
     101. Начальник  (руководитель)  гражданского  односекторного  ВРЦ
подчиняется  руководителю  предприятия  гражданской авиации,  в состав
которого входит центр,  а по вопросам обслуживания воздушного движения
начальнику (руководителю) гражданского сектора РЦ.
     102. Начальник  (руководитель)  гражданского  односекторного  ВРЦ
является начальником для специалистов центра, несет ответственность за
выполнение задач, возложенных на центр, и обязан:
     а) организовывать и контролировать работу специалистов центра;
     б) разрабатывать мероприятия  по  совершенствованию  оборудования
рабочих мест;
     в) обобщать и внедрять в  практику  эффективные  формы  и  методы
работы дежурных смен;
     г) планировать,  организовывать  и   проводить   профессиональную
подготовку специалистов центра;
     д) анализировать факты нарушения Федеральных правил использования
воздушного  пространства Российской Федерации в районе и разрабатывать
предложения по их предотвращению.


                                                            Приложение

                                                   к Положению (п. 19)

                               ПОРЯДОК
       ПРОВЕДЕНИЯ ИНСТРУКТАЖЕЙ И РАЗБОРОВ РАБОТЫ ДЕЖУРНЫХ СМЕН
          ВОЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СЕКТОРОВ ЦЕНТРА ЕС ОРВД РФ

                          I. Общие положения

     1. В  военном и гражданском секторах центра перед заступлением на
дежурство   производится   инструктаж   дежурных   смен.    Инструктаж
производится  начальником  соответствующего  сектора  центра  (при  их
отсутствии - начальником дежурной смены).
     2. При  подготовке  к  проведению  инструктажа начальники обязаны
ознакомить друг друга с особенностями суточного плана своего сектора и
поступившими   указаниями   по   вопросам   использования   воздушного
пространства и обслуживания (управления) воздушного движения в  части,
их касающейся.
     3. Разбор работы дежурной смены проводится  начальником  дежурной
смены  соответствующего  сектора центра после передачи дежурства новой
дежурной смене.
     4. Результаты   инструктажа   и  разбора  работы  дежурной  смены
заносятся  в  специальные  журналы,  которые  ведутся  в   военном   и
гражданском секторах.
     5. Решением  начальников  военного  и  гражданского  секторов   в
отдельных  случаях  в  центре  могут  производиться совместные разборы
работы дежурных смен.  Они  проводятся  под  руководством  начальников
секторов центра.

       II. Порядок подготовки и проведения инструктажа дежурной
                    смены военного сектора центра

     6. В период подготовки  к  инструктажу  дежурной  смены  военного
сектора центра производится:
     а) изучение   руководящих   документов    и    суточного    плана
использования воздушного пространства;
     б) получение информации от сменяемой дежурной смены о  воздушной,
навигационной обстановке и по другим вопросам;
     в) составление плана проведения инструктажа.
     7. При  проведении  инструктажа  дежурной  смены военного сектора
необходимо:
     а) проверить:
     явку личного состава дежурной смены на дежурство;
     прохождение медицинского осмотра;
     наличие допуска к самостоятельной работе;
     соблюдение формы одежды;
     б) заслушать информацию должностных лиц смены:
     об особенностях    суточного   плана   использования   воздушного
пространства (наличие воздушных судов,  выполняющих  литерные  полеты,
учения, перелеты боевой авиации и т.п.);
     о планируемых перелетах транспортных воздушных судов;
     об установленных временных (местных)  режимах  и  кратковременных
ограничениях;
     о готовности к управлению воздушным движением;
     о состоянии аэродромов назначения и запасных аэродромов;
     о выделенных поисково-спасательных силах и средствах;
     о состоянии   средств   связи   и  радиотехнического  обеспечения
воздушного движения;
     о фактической и прогнозируемой метеорологической обстановке;
     о состоянии  рабочих  мест  дежурной  смены,  готовности  средств
наземной и воздушной связи,  систем и средств автоматизации управления
воздушным движением;
     об особенностях  полетов по воздушным трассам и местным воздушным
линиям,  в районах авиационных работ и взаимодействии органов ОВД  при
обеспечении суточного плана использования воздушного пространства;
     в) указать:
     особенности выполнения суточного плана  использования  воздушного
пространства;
     порядок действий при  введении  временного  (местного)  режима  и
кратковременных ограничений;
     период наибольшей    интенсивности    использования    воздушного
пространства   и   дополнительные   задачи   по  управлению  воздушным
движением;
     порядок взаимодействия с гражданским сектором центра, органами
ВВС и ПВО и пользователями воздушного пространства;
     порядок использования   вспомогательных    пунктов    управления,
запасных  аэродромов,  средств  связи и радиотехнического обеспечения,
средств автоматизации управления воздушным движением;
     порядок поисково-спасательного обеспечения полетов;
     порядок использования спрямленных воздушных трасс;
     нарушения,  допущенные предыдущей сменой,  экипажами воздушных
судов и пользователями воздушного пространства;  меры,  обеспечивающие
     бесконфликтность суточного плана
использования воздушного  пространства,  обратив  особое  внимание  на
вопросы  обеспечения  безопасности  при  пересечении  воздушных трасс,
местных воздушных линий, районов работающих аэродромов, зон различного
назначения и маршрутов полета;
     г) разобрать:
     вопросы, возникающие у лиц дежурной смены и других специалистов;
     вновь поступившие документы: приказы, распоряжения и т.п.;
     д) разыграть:
     варианты управления воздушным движением согласно суточному плану;
     вопросы взаимодействия  с  гражданским сектором центра,  органами
ВВС и ПВО, смежными центрами, пользователями воздушного пространства;
     е) проверить знания руководящих документов (выборочно);
     ж) сделать выводы:
     об особенностях работы смены в период дежурства;
     о готовности смены к дежурству.
     8. Указания  записать в журнал инструктажа (на магнитофон).  Дать
указания о приеме дежурства.

           III. Порядок подготовки и проведения инструктажа
              дежурной смены гражданского сектора центра

     9. В  период подготовки к инструктажу дежурной смены гражданского
сектора центра производится:
     а) изучение  руководящих  документов и суточного плана воздушного
движения;
     б) получение  информации  от  сменяемой  смены и начальника смены
военного сектора центра о воздушной и навигационной обстановке, другим
вопросам;
     в) составление  плана  инструктажа  и  подготовка  вопросов   для
проведения розыгрыша.
     10. При  проведении  инструктажа  дежурной   смены   гражданского
сектора центра необходимо:
     а) проверить:
     явку специалистов на инструктаж;
     прохождение медицинского осмотра;
     наличие  свидетельств диспетчеров и допусков к самостоятельной
работе;
     б) заслушать информацию:
     об особенностях суточного плана воздушного движения;
     об установлении запретов и ограничений;
     о фактической и прогнозируемой метеорологической обстановке;
     о состоянии рабочих мест диспетчеров;
     о готовности аэродромов назначения и запасных аэродромов;
     о выделенных   поисково-спасательных   средствах   и   местах  их
дислокации;
     об особенностях выполнения авиационных работ;
     об особенностях взаимодействия;
     в) указать:
     особенности выполнения суточного плана воздушного движения;
     порядок обслуживания  воздушного  движения  в условиях запретов и
ограничений;
     наличие запасных аэродромов и их использование;
     порядок использования  спрямленных  воздушных  трасс  и   местных
воздушных линий;
     особенности пересечения  маршрутами  воздушных  трасс  и  местных
воздушных линий;
     порядок использования   средств   связи    и    радиотехнического
обеспечения,  систем  и  средств автоматизации обслуживания воздушного
движения;
     особенности обеспечения литерных и подконтрольных рейсов;
     порядок поисково-спасательного обеспечения полетов;
     период максимальной интенсивности воздушного движения;
     порядок взаимодействия с военным сектором центра,  органами ВВС и
ПВО  и  органами  ОВД  (управления  полетами) пользователей воздушного
пространства;
     г) разобрать:
     вопросы, возникшие у специалистов дежурной смены центра;
     вновь поступившие   документы,   регламентирующие   использование
воздушного пространства и обслуживание воздушного движения;
     д) разыграть:
     варианты обслуживания  воздушного  движения  согласно   суточному
плану воздушного движения;
     варианты взаимодействия с военным сектором центра и органами  ОВД
(управления полетами) пользователей воздушного пространства.
     11. Проверить    знания    нормативных    правовых    документов,
регламентирующих  использование воздушного пространства и обслуживание
воздушного движения.
     12. Сделать выводы:
     а) о готовности дежурной смены к дежурству;
     б) об  особенностях  обслуживания  воздушного  движения  в период
дежурства смены.
     13. Дать   указания   о   порядке   приема  дежурства  и  подмены
диспетчеров.

          IV. Порядок подготовки и проведения разбора работы
                дежурной смены военного сектора центра

     14. В  период  подготовки  разбора работы дежурной смены военного
сектора центра производится:
     а) определение содержания разбора;
     б) определение состава присутствующих;
     в) составление плана разбора;
     г) предварительный анализ  работы  смены,  нарушений  Федеральных
правил  использования  воздушного  пространства  Российской Федерации,
функциональных обязанностей  и  технологии  работы  (с  использованием
средств    объективного    контроля).    Выработка    мероприятий   по
предупреждению нарушений, оценка качества работы и взаимодействия;
     д) подготовка наглядных пособий (при необходимости).
     15. При проведении разбора работы дежурной смены военного сектора
центра необходимо:
     а) заслушать доклады старшего штурмана смены,  старшего помощника
начальника смены и старшего помощника начальника смены по перелетам:
     о выполнении    суточного    плана    использования    воздушного
пространства;
     о качестве  взаимодействия   с   гражданским   сектором   центра,
пользователями воздушного пространства и органами ВВС и ПВО;
     б) вскрыть:
     основные причины   невыполнения   суточного  плана  использования
воздушного пространства;
     причины нарушений  Федеральных  правил  использования  воздушного
пространства  Российской  Федерации,  функциональных  обязанностей   и
технологии работы;
     недостатки в  работе  смены  по   обеспечению   суточного   плана
использования воздушного пространства;
     недостатки в ведении документации;
     в) разобрать:
     причины и обстоятельства нарушений,  их периодичность, определить
виновных;
     действия лиц дежурной смены (правильные и неправильные);
     итоги работы дежурной смены;
     г) оценить:
     действия дежурной   смены   при   обеспечении   суточного   плана
использования воздушного пространства;
     работу каждого специалиста дежурной смены;
     качество взаимодействия в смене и с другими органами;
     работу средств  связи  и  радиотехнического обеспечения,  средств
автоматизации управления воздушным движением;
     д) указать:
     конкретные мероприятия   по   устранению   причин    невыполнения
суточного   плана   использования  воздушного  пространства  и  других
нарушений;
     обстоятельства и   направления   деятельности   смены,  требующие
повышенного внимания;
     е) поставить задачи:
     по подготовке  к  очередному  дежурству  (с   учетом   отмеченных
недостатков);
     по выполнению указаний вышестоящих начальников;
     по порядку   дальнейшей   работы  до  очередного  заступления  на
дежурство.

          V. Порядок подготовки и проведения разбора работы
             дежурной смены гражданского сектора центра

     16. В   период   подготовки   разбора   работы   дежурной   смены
гражданского сектора центра производится:
     а) предварительный   анализ   работы  дежурной  смены,  нарушений
Федеральных правил использования  воздушного  пространства  Российской
Федерации,   функциональных  обязанностей  и  технологии  обслуживания
воздушного движения (с использованием средств объективного  контроля),
оценка качества взаимодействия между направлениями, с военным сектором
центра и органами ОВД (управления полетами)  пользователей  воздушного
пространства;
     б) предварительный анализ и оценка работы обеспечивающих служб;
     в) составление плана разбора;
     г) определение состава участников разбора;
     д) подготовка   наглядных  пособий  и  помещения  для  проведения
разбора.
     17. При  проведении  разбора  работы  дежурной смены гражданского
сектора центра необходимо:
     а) заслушать доклады старших диспетчеров:
     о выполнении суточного плана воздушного движения;
     о нарушениях    Федеральных   правил   использования   воздушного
пространства Российской Федерации;
     о качестве  взаимодействия между военным и гражданским секторами,
направлениями и другими органами;
     об оценке работы каждого специалиста дежурной смены;
     б) вскрыть:
     причины невыполнения суточного плана воздушного движения;
     причины нарушений  функциональных   обязанностей   и   технологии
обслуживания  воздушного  движения,  Федеральных  правил использования
воздушного пространства Российской Федерации;
     недостатки в работе обеспечивающих служб;
     недостатки в организации взаимодействия;
     в) разобрать:
     обстоятельства и причины нарушений;
     действия личного состава (правильные и неправильные);
     г) оценить:
     работу каждого специалиста по обслуживанию воздушного движения;
     качество взаимодействия;
     работу обеспечивающих служб;
     д) поставить задачи:
     по подготовке к следующему дежурству и устранению недостатков;
     по выполнению  мероприятий,  которые  необходимо   провести   для
предупреждения нарушений;
     по выполнению указаний вышестоящих начальников.

                 VI. Порядок подготовки и проведения
          совместного разбора работы дежурных смен военного
                    и гражданского секторов центра

     18. В период подготовки к  совместному  разбору  работы  дежурных
смен военного и гражданского секторов центра (начальники дежурных смен
военного и гражданского  секторов  готовят  данные  по  своим  сменам)
производится:
     а) проверка работы личного состава дежурных смен и обеспечивающих
служб;
     б) предварительный анализ работы обеспечивающих служб;
     в) составление плана проведения разбора;
     г) определение состава участников разбора;
     д) подготовка   наглядных  пособий  и  помещения  для  проведения
разбора.
     19. При  проведении  совместного  разбора  работы  дежурных  смен
военного и гражданского секторов центра (под руководством  начальников
секторов центра) необходимо:
     а) заслушать информацию  начальников  дежурных  смен  военного  и
гражданского секторов центра:
     о выполнении суточного плана;
     о нарушениях    Федеральных   правил   использования   воздушного
пространства  Российской  Федерации,  функциональных  обязанностей   и
технологии работы;
     о качестве взаимодействия между секторами центра,  органами ВВС и
ПВО и другими органами ОВД (управления полетами);
     об оценке работы каждого специалиста дежурной смены;
     б) доклады представителей обеспечивающих служб;
     в) вскрыть:
     причины невыполнения суточного плана;
     причины нарушений  Федеральных  правил  использования  воздушного
пространства   Российской  Федерации,  функциональных  обязанностей  и
технологии работы;
     недостатки в работе обеспечивающих служб;
     недостатки в   организации   взаимодействия   между   военным   и
гражданским секторами центра;
     г) разобрать:
     обстоятельства и причины нарушений;
     действия личного состава (правильные и неправильные);
     д) оценить:
     работу каждой смены по выполнению суточного плана;
     качество взаимодействия  между  военным  и  гражданским секторами
центра;
     работу обеспечивающих служб;
     е) поставить задачи:
     по подготовке к следующему дежурству и устранению недостатков;
     по выполнению  мероприятий,  которые  необходимо   провести   для
предупреждения нарушений;
     по выполнению указаний вышестоящих начальников.

Страницы: 1  2