О НАПРАВЛЕНИИ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ, УЧЕТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ СПРАВКИ О РОЛИ И МЕСТЕ КАДЕТСКИХ ШКОЛ, КАДЕТСКИХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 27.06.02 01-50-841/32-05

               О НАПРАВЛЕНИИ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ, УЧЕТА И
            ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ СПРАВКИ О РОЛИ И МЕСТЕ
              КАДЕТСКИХ ШКОЛ, КАДЕТСКИХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
                  В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
                   С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
                           ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           27 июня 2002 г.
                          N 01-50-841/32-05

                                (НЦПИ)


     Министерство образования  Российской  Федерации  в соответствии с
решением Межведомственной комиссии  по  делам  несовершеннолетних  при
Правительстве Российской Федерации направляет для ознакомления,  учета
и использования в работе  Справку  о  роли  и  месте  кадетских  школ,
кадетских   школ-интернатов   в   современной  системе  образования  с
рекомендациями по организации их деятельности.
     
Заместитель министра
                                                         Е.Е. ЧЕПУРНЫХ

27 июля 2002 г.
N 01-50-841/32-05


                               СПРАВКА
       О РОЛИ И МЕСТЕ КАДЕТСКИХ ШКОЛ, КАДЕТСКИХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
                  В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
     
     В последнее   десятилетие   в   российском   обществе   произошли
изменения,  серьезно  повлиявшие  на  социальную   активность   людей,
требования к реализации личностного потенциала,  определение жизненных
позиций.
     Система образования  достаточно  быстро  реагировала  на  задачи,
поставленные новым этапом исторического  развития  России.  Унификация
образовательных   учреждений   сменилась   разнообразием   их   видов,
вариативностью планов и программ, внедрением новых методик образования
и воспитания, в основе которых лежит приоритет развития личности, учет
познавательных  интересов  и  способностей  подрастающего   поколения.
Впервые  за последние десятилетия у обучающихся появилось право выбора
образовательных учреждений.
     Заметным явлением  в  системе  российского образования стал новый
вид  общеобразовательных  учреждений  -  кадетские  школы,   кадетские
школы-интернаты (далее - интернаты).
     Важную роль в развитии кадетских  общеобразовательных  учреждений
сыграло возрождение лучших традиций и обычаев прошлого.
     За небольшой период кадетские школы (интернаты) не только  заняли
достойное   место   в   системе   российского   образования,  став  ее
неотъемлемой частью, но и оказывают влияние на ее развитие.
     Кадетские общеобразовательные    учреждения   стремятся   создать
уникальную   модель   учреждения,   разрабатывают   новое   содержание
образования  и  новые  технологии  обучения,  восполняют необходимость
мужского   воспитания   и   обучения,    целенаправленно    занимаются
военно-патриотическим  воспитанием,  создают  оптимальные  условия для
раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося,
формируют  основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению
Отечеству на гражданском и военном поприще,  осуществляют профилизацию
общего образования в старшей школе.
     Основные отличительные особенности кадетских школ (интернатов):
     - кадетская  школа  (интернат)  -  форма военизированного,  но не
военного образовательного учреждения;
     - форма одежды; символы, которые разрабатываются каждым кадетским
учреждением  персонально  с  учетом  специфики  учреждения   (морских,
казачьих, сухопутных, ракетных, спасателей, налоговой полиции и др.) и
утверждаются  геральдической  службой  при  Администрации   Президента
Российской Федерации;
     - реализация  дополнительных  образовательных  программ,  имеющих
целью военную подготовку, с учетом специфики учреждения;
     - проведение практических  полевых  занятий  для  кадет  6  -  10
классов (по окончании учебного года);
     - специфический  уклад  жизни,  включающий  в   себя   ежедневный
утренний  и вечерний осмотры,  проведение утренней физической зарядки,
ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой); широкое
использование ритуалов в общении,  принятых в военной среде;  вечерняя
прогулка, проверка, усиленные занятия спортом, строевые тренировки;
     - оформление  кадетских  учреждений:  наличие  специализированных
учебных    кабинетов    (основ     безопасности     жизнедеятельности,
предпрофессиональной   военной  подготовки  и  др.),  школьного  тира,
школьного музея;  особенности обустройства территории школьного  двора
(с учебным самолетом "Альбатрос" в Волжской кадетской школе, 3 танками
в Новосибирской кадетской школе-интернате и др.);
     - работа    с   кадетами   офицеров-воспитателей   (эти   военные
специалисты  призваны  организовать  особую  систему  отношений  между
кадетами,   способствовать   развитию  их  совместной  деятельности  в
условиях специфики данного образовательного учреждения).
     В настоящее   время   в  России  существуют:  кадетские  корпуса,
кадетские школы,  кадетские школы-интернаты.  Они отличаются  друг  от
друга по:
     а) ведомственной  принадлежности:  кадетские  корпуса  Минобороны
России,  МВД России,  ФПС России, ФСЖВ России, других ведомств готовят
юношей для поступления в вузы конкретного вида и рода войск; кадетские
школы, кадетские школы-интернаты системы Минобразования России создают
основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению  Отечеству
на гражданском и военном поприще;
     б) организационно-правовой        форме         (государственные,
негосударственные) ;
     в) источникам финансирования (кадетские корпуса военных  ведомств
полностью   финансируются  государством;  кадетские  школы,  кадетские
школы-интернаты - из бюджета субъектов Российской Федерации и  органов
местного самоуправления, а также средств родителей);
     г) продолжительности обучения (от 3-х до  7,  11  лет  обучения).
Всего  в  системе  Минобразования  России  на  5  сентября  2001  года
функционировало 43 кадетских учреждения,  в  которых  обучалось  15031
кадет;   из   них   -  30  кадетских  школ-интернатов  с  контингентом
воспитанников  -  8895  человек.   В   кадетских   школах,   кадетских
школах-интернатах   преимущественно   обучаются  дети  военнослужащих,
погибших при исполнении  служебных  обязанностей,  проходящих  военную
службу в зонах военных конфликтов;  дети-сироты,  дети, оставшиеся без
попечения родителей,  дети из многодетных  и  малообеспеченных  семей,
дети   одиноких   матерей   (отцов),   дети,  находящиеся  под  опекой
(попечительством).
     Социальный состав    кадет    из    кадетских   школ,   кадетских
школ-интернатов России:
     - 28,5% (примерно 4285 человек) - дети из неполных семей;
     - 12,5% (примерно 1883 человек) - дети из малообеспеченных семей;
     - 9,7% (примерно 1459 человек) - дети из многодетных семей;
     - 7,8%  (примерно 1176 человек) - дети-сироты и дети,  оставшиеся
без попечения родителей;
     - 3,4% (примерно 512 человек) - дети военнослужащих, погибших при
исполнении  служебных  обязанностей;  дети военнослужащих,  проходящих
военную службу в зонах военных конфликтов; дети военнослужащих;
     - 36,4% (примерно 5471 человек) - дети из других категорий семей,
в том числе служащих:
     - 1,6 % (примерно 245 человек) - дети из семей "риска".
     Как показывает практика,  кадетские школы (интернаты)  созданы  и
создаются только в тех регионах (республиках, краях, областях, крупных
городах Российской Федерации), в которых органы государственной власти
поддерживают создание таких учреждений. Кадетские школы (интернаты), в
основном,   находятся    под    патронажем    руководителей    органов
исполнительной  власти Российской Федерации (Республика Саха (Якутия),
Республика  Дагестан,  Республика  Северная  Осетия-Алания,  Ингушская
Республика,    Краснодарский,    Красноярский    края,   Владимирская,
Волгоградская, Иркутская, Новосибирская, Пермская, Ростовская и другие
области, г. Москва), глав администрации городов (Барнаул, Калининград,
Н.Новгород, Пенза и др.).
     В 1999/2000  учебном  году  Министерством  образования Российской
Федерации разработан Примерный учебный план кадетских школ,  кадетских
школ-интернатов,  который служит основой для разработки учебного плана
общеобразовательной    подготовки    кадетских     школ,     кадетских
школ-интернатов  с  учетом специфики (морских,  казачьих,  сухопутных,
ракетных,  спасателей,  налоговой  полиции  и  др.)   и   условий   их
функционирования.  Кроме  того,  часы,  предусмотренные для занятий по
выбору,   факультативные,   индивидуальные   и    групповые    занятия
используются  для  спецпредметов,  программу  которых  разрабатывает и
утверждает учебное заведение самостоятельно.
     Кадетские учреждения    России   реализуют:   общеобразовательные
программы начального  общего,  основного  общего,  среднего  (полного)
общего    образования;   дополнительные   образовательные   программы,
ориентирующие кадет на приобретение  профессии,  наиболее  необходимой
государству  (управленца,  экономиста,  юриста,  специалиста налоговой
службы и  др.),  а  также  дополнительные  образовательные  программы,
имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.
     В Пермской   кадетской   школе    выделяются    три    компонента
образовательного    процесса:    общеобразовательный   (профилирующими
предметами  по  общеобразовательной   подготовке   являются:   физика,
математика,   ОБЖ,   история  Отечества,  обществознание),  спортивный
(легкая атлетика, спортивная гимнастика), военно-технический (пожарная
безопасность, военно-медицинская подготовка, радио и связь, подготовка
водителей индивидуальных транспортных средств категории "В"). Пермская
кадетская   школа  работает  по  авторским  программам  по  физической
культуре.  За период с 1997 по 2001 год кадетами совершено более  2000
прыжков  с  парашютом;  подготовлено  спортсменов-парашютистов  -  131
человек;  222  кадета  получили  свидетельства  о  прохождении   курса
водителей  категории  "А"  и  "В",  из  них водительские удостоверения
категории "А" и "В" - 126 кадетов.
     В Барнаульской,     Воронежской,     Иркутской,    Краснодарской,
Калининградской,  Новосибирской, Новочеркасской, Смоленской, Якутской,
Московских  кадетских  школах-интернатах изучаемые общеобразовательные
предметы и спецпредметы служат для подготовки воспитанников  кадетских
учреждений как к гражданской, так и к военной службе.
     В образовательном   процессе   кадетская   школа   (интернат)   -
адаптивная  школа,  где выстроены индивидуальные "траектории" развития
детей,  нуждающихся  в  педагогической  поддержке   и   дополнительном
вариативном  образовании.  В качестве единой педагогической технологии
рассматривается,  в основном,  технология уровневого  обучения  (из-за
сложности    современного    контингента    кадет).    В   учреждениях
разрабатываются и апробируются программы дополнительного  развивающего
обучения,  где  с учетом психофизиологических особенностей для каждого
образовательного уровня  проводятся  занятия  с  кадетами,  во  второй
половине дня, по углубленному изучению военно-технических, спортивных,
художественно-эстетических дисциплин.  Как правило,  в начальной школе
упор  делается  на  целостные дидактические системы и модели обучения.
Это  системы  развивающего  обучения  Л.В.Занкова,   Д.Б.Эльконииа   -
В.В.Давыдова.  В  основной  и  старшей ступенях кадетских учреждений в
учебный план вводятся  новые  учебные  предметы,  такие,  как  военный
перевод,  экономика,  риторика,  история христианства, интегрированные
курсы;  проводится  целенаправленное  знакомство  кадет   с   основами
военного  дела.  Все это позволяет сделать вывод,  что кадетские школы
(интернаты)   по   сути   являются   Всероссийской   экспериментальной
площадкой,  где  разрабатываются  и  апробируются как новые технологии
управления,   так   и   педагогические    технологии,    новые    идеи
совершенствования образовательного процесса.
     Кадетские общеобразовательные учреждения  России  успешно  решают
общие  вопросы  проектирования  обучения  и  воспитания кадет в рамках
созданного воспитательно-образовательного пространства.
     Многие из    них    представляют   собой   многопарадигматическую
образовательную   кооперацию.   Например,   Новосибирская    кадетская
школа-интернат     представляет     собой    сложную    многоуровневую
образовательную   систему,   состоящую   из   нескольких   структурных
подразделений.  В ее состав входят: интернатные группы для детей-сирот
и детей,  оставшихся без попечения родителей (в возрасте с 4-х  до  18
лет);  военно-патриотическое объединение "Мужество,  героизм и воля" -
Центр   дополнительного   образования.   Основной    задачей    Центра
дополнительного   образования  в  системе  образовательного  комплекса
является создание условий для дополнительного  образования  не  только
кадет,    но    и    учащихся   других   школ,   желающих   заниматься
военно-спортивной,  технической, туристической деятельностью в клубах,
секциях     Новосибирска.    На    сегодняшний    день    в    составе
военно-патриотического объединения  работает  302  кружка,  в  которых
получает  дополнительное  образование более 2000 детей.  Это позволяет
Новосибирской кадетской школе-интернату выполнять функцию областного и
городского  методического центра по военно-патриотическому воспитанию.
Центральным   звеном    в    образовательной    структуре    кадетской
школы-интерната является кадетская школа.
     На базе    Новосибирского    государственного     педагогического
университета  и  кадетской  школы-интерната  г.  Новосибирска  создана
научно-методическая  лаборатория   развития   кадетского   образования
России.
     Педагогические коллективы   кадетских    учреждений    Российской
Федерации  успешно  сотрудничают с государственными высшими и средними
специальными образовательными учреждениями регионов.
     Красноярская кадетская   школа-интернат   ведет  целенаправленную
подготовку кадет для поступления как  в  гражданские,  так  и  военные
образовательные  учреждения.  В  период  с  1998 по 2001 год кадетская
школа-интернат  осуществила   четыре   выпуска   (окончило   кадетскую
школу-интернат - 170 кадетов, с золотой медалью - 6 чел., с серебряной
- 7 чел.,  в высших и средних специальных учебных заведениях обучаются
153 выпускника).
     Педагогические коллективы  кадетских  школ  (интернатов)  уделяют
серьезное  внимание  организации в учреждении психолого-педагогической
службы. Психологи участвуют в разработке индивидуальных учебных планов
кадет,    несколько    раз    в   течение   учебного   года   проводят
психолого-педагогическую диагностику  каждого  обучающегося  и  на  ее
основе осуществляют коррекционную работу. Результат такой деятельности
существенно влияет на положительную  динамику  обучения  и  воспитания
каждого кадета.
     В этом плане заслуживает внимания опыт работы Волжской  кадетской
школы     Волгоградской    области.    Психологическое    просвещение,
психологическая  профилактика,   психодиагностика   и   психокоррекция
направлены на формирование у кадет положительной "Я-концепции".
     Результаты психологической диагностики личностных  качеств  кадет
используются  всеми  службами  учреждения  при разработке и реализации
программ индивидуальной и групповой работы.
     Социометрическая диагностика   выявляет   группы  лидеров  кадет,
помогает офицерам-воспитателям определиться  в  назначении  командиров
отделений,  взводов,  оказать  поддержку  кадетам,  нуждающимся в ней,
сформировать детский коллектив на  основе  положительных,  общественно
значимых целей и задач.
     Профдиагностика кадет 9  -  11  классов  направлена  на  оказание
помощи при выборе профессии. Как показала практика, только около 50,0%
кадет - выпускников 9-х классов продолжают обучение  в  старшем  звене
кадетской  школы,  то  есть выбирают профессию кадрового военного.  Из
выпускников  11-го  класса  около  25,0%  кадет  ежегодно   становятся
курсантами  военных вузов.  К сожалению,  решающим аргументом "против"
часто бывает здоровье выпускника.
     В Волжской   кадетской   школе  реализуется  программа  "Здоровье
школьника".  В  кадетской  школе  функционируют  медицинские  кабинеты
(стоматологический,   физиотерапевтический),   бассейн,  зал  лечебной
физкультуры и массажа.  Для кадет 1 - 4 классов  ежедневно  проводится
утренняя радиогимнастика, в 1 - 7 классах обязательна физкультминутка,
учителя в системе проводят с кадетами зрительную гимнастику и  обучают
точечному  самомассажу  (в  период возникновения массовых простудных и
инфекционных заболеваний).
     Волжская кадетская   школа   Волгоградской  области  участвует  в
эксперименте  по  совершенствованию  структуры  и  содержания   общего
образования (приказ  Минобразования  России  от  07.06.01  N  2329 "Об
утверждении  перечня  субъектов   Российской   Федерации,   количества
общеобразовательных    учреждений   и   обучающихся,   участвующих   в
эксперименте  по  совершенствованию  структуры  и  содержания   общего
образования в 2001/02 учебном году"),
     В апреле 2002 года  на  заседании  Межведомственной  комиссии  по
делам  несовершеннолетних  при  Правительстве Российской Федерации был
рассмотрен и одобрен опыт работы администрации Красноярского  края  по
созданию     кадетских     учреждений     и     Мариинских     женских
гимназий-интернатов.
     При открытии   кадетских   школ-интернатов,   Мариинских  женских
гимназий-интернатов  администрация  края   целенаправленно   проводила
работу   по   сохранению   и   развитию  материально-технической  базы
расформированных или ликвидированных учреждений  (Красноярское  высшее
командное   училище   радиоэлектроники   и   ПВО,   Ачинское   военное
авиационно-техническое училище;  арсенал военно-морского  флота  в  г.
Канске;   дошкольный   детский   комплекс  "Белоснежка"  г.  Шарыпово;
оздоровительный  комплекс   "Солнечный-2"   ОАО   "Норильской   горной
компании", расположенный в с. Тесь Минусинского района).
     Кадетские школы-интернаты,  Мариинские женские гимназии-интернаты
были открыты в Красноярском крае в 1998 году.
     С 1999  года  руководство  указанными  учреждениями  осуществляет
Управление   по   делам   казачества  и  кадетских  учебных  заведений
администрации Красноярского края.
     В крае   создана   нормативно-правовая   база,   регламентирующая
деятельность    кадетских    школ-интернатов,    Мариинских    женских
гимназий-интернатов:
     закон Красноярского края  от  28.02.01  N  13-3187  "О  кадетских
корпусах и Мариинских женских гимназиях-интернатах";
     постановления администрации края:
     "Об утверждении  Положения  об  управлении  по делам казачества и
кадетских учебных заведений администрации края" (от 07.12.99 N 790);
     "О порядке  приема  в  государственные  кадетские школы-интернаты
(кадетские корпуса) и Мариинские женские гимназии-интернаты на 2001/02
учебный год" (от 07.05.01 N 306-п);
     "Об обеспечении  форменным  обмундированием   в   государственных
кадетских  школах-интернатах (кадетских корпусах) и Мариинских женских
гимназиях-интернатах" (от 07.05.01 N 311-п);
     "Об утверждении   норм   питания   воспитанников  государственных
кадетских   школ-интернатов   (кадетских   корпусов)   и   воспитанниц
Мариинских женских гимназий-интернатов" (от 17.12.01 N 879-п);
     постановления губернатора края об открытии:
     Центра дополнительного   образования   детей   "Честь   и   Слава
Красноярья" от 27.04.2000 N 312-п);
     Краевой детско-юношеской  спортивной  школы  "Кадеты  Красноярья"
(27.04.2000 N 312-п).
     Финансирование кадетских  школ-интернатов  и  Мариинских  женских
гимназий-интернатов осуществляется полностью из краевого бюджета.
     Администрацией края активно привлекаются внебюджетные средства на
содержание    кадетских    школ-интернатов    (Норильская    кадетская
школа-интернат    полностью    финансируется    горно-металлургическим
комбинатом "Норильский никель").
     Разработанная администрацией   края  нормативная  база  позволила
увеличить заработную плату офицерам-воспитателям на 20  %,  обеспечить
их  форменным  обмундированием,  ввести ставки психолога и социального
педагога  в  каждую  кадетскую  школу-интернат  и  Мариинскую  женскую
гимназию-интернат.
     В 2001/02 учебном году в 6-ти кадетских школах-интернатах края  и
2-х  Мариинских женских гимназиях-интернатах обучалось и воспитывалось
2480 кадетов и 440 воспитанниц,  76,5 % ( примерно 2157) из них - дети
из социально незащищенных слоев населения.
     На полное  государственное  обеспечение  зачислено  47   человек.
Программа    обучения    в    кадетских   учреждениях   и   Мариинских
гимназиях-интернатах рассчитана на 7 лет:
     - основное общее образование (5 - 9 классы);
     - среднее  (полное)  общее  образование  (10  -  11   классы)   -
профильная школа.
     Для организации старшей профильной школы и  включения  в  систему
довузовской  подготовки  при  вузах  Управление  по делам казачества и
кадетских учебных заведений администрации Красноярского края заключило
с  ректорами  всех  ведущих вузов края в декабре 2000 г.  Соглашение о
сотрудничестве  высших  учебных  заведений   с   кадетскими   учебными
заведениями  и  Мариинскими  женскими  гимназиями  Красноярского  края
(Сибирский   юридический    институт    МВД    России;    Красноярская
государственная  медицинская  академия;  Красноярский  государственный
университет и другие).  Уже два года кадеты  осваивают  юридический  и
медицинский  профили,  учатся  в заочной естественно-научной школе при
университете.  Как следствие,  обеспечивается  подготовленный  переход
обучающихся на следующую образовательную ступень в вузы в соответствии
с выбранным профилем как гражданской, так и военной направленности.
     Важным направлением   деятельности  кадетских  школ-интернатов  и
Мариинских женских гимназий-интернатов  края  является  дополнительное
образование   детей,   которое   расширяет   культурное   пространство
самореализации личности кадет, воспитанниц.
     В краевой  детско-юношеской  спортивной школе "Кадеты Красноярья"
реализуются образовательные программы  по  18  видам  спорта:  футбол,
баскетбол,  велоспорт,  плавание,  рукопашный бой,  настольный теннис,
волейбол, вольная борьба, скелетон и другие.
     Таким образом,   администрация   Красноярского   края,  используя
возможности кадетских учреждений, эффективно решает вопросы воспитания
и  образования,  социальной  защиты,  предоставления психологической и
педагогической помощи  и  поддержки  детям,  обучающимся  в  кадетских
школах-интернатах и Мариинских женских гимназиях-интернатах края.
     Воспитательная система   в   кадетских   учреждениях   Российской
Федерации   представляет  собой  комплекс  мер,  в  основе  построения
которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности  (быть
здоровым,  потребность в безопасности,  общении, уважении и признании,
самоуважении и самореализации,  потребность в поиске смысла  жизни,  в
творчестве, красоте, духовности).
     Важным направлением   этой   системы   является    дополнительное
образование   детей,   которое   расширяет   культурное   пространство
самореализации  личности  кадета,  стимулирует  к  творчеству.   Решая
проблему  занятости кадет,  дополнительное образование создает условия
для органического сочетания разнообразных видов организации  досуга  с
различными формами образовательной деятельности.
     Данные по  кружкам,  спортивным  секциям,  которые   работают   в
кадетских школах, кадетских школах-интернатах России.
     Кружки - 355.
     Художественно-эстетические: хореография,  бальные танцы;  игра на
музыкальном инструменте, хоровое и вокальное пение;
     - изобразительное  искусство,  духовой оркестр;  игра на народных
инструментах;  основы  театрального  искусства;  основы  керамического
мастерства, резьба по дереву, этикет и др.;
     - общегуманитарные:  культурология,  этика,  психология,   языки:
английский,  немецкий,  французский,  языки  народов  России,  русская
литература и др.;
     - спортивно-оздоровительные:  шахматы, теория и практика верховой
езды, туризм, юный геолог и др.;
     - технической    направленности:    авиамоделизм,   судомоделизм,
радиотехника,    основы    бумагопластики,    развитие    компьютерной
грамотности;
     - основы военной подготовки и др.
     Обязательными предметами  в  системе  дополнительного образования
являются:  общая хореография и  основы  военной  подготовки  с  учетом
специфики   конкретной   кадетской  школы-интерната,  кадетской  школы
(морской, сухопутной, воздушно-десантной, казачьей, ракетной и др.).
     Спортивные секции - 200.
     По разным видам спорта:  футбол,  баскетбол, велоспорт, плавание,
рукопашный   бой,   настольный   теннис,   волейбол,  вольная  борьба,
греко-римская  борьба,  классическая  борьба,  скелетон,   фехтование,
легкая     атлетика,     восточные    единоборства,    самбо,    лыжи,
парашютно-десантный, гиревой спорт и др.
     Воспитательная система  включает  базовый  кадетский  компонент -
целевые  программы  воспитания:   "Здоровье",   "Культура",   "Мужское
воспитание",  "Военно-патриотическое  воспитание" "Социальная практика
кадет" и программы формирования эмоционально-ценностных отношений.
     В спецкурсах  предусматриваются  занятия  по  танцам,  проведение
разноуровневой подготовки, углубленная подготовка кадет, поступающих в
высшие,  в  том  числе  военные  учебные заведения,  что соответствует
профилю кадетской школы, кадетской школы-интерната.
     Кадетские школы,  кадетские  школы-интернаты  с полным основанием
можно отнести к учреждениям,  практикующим  личностно  ориентированную
модель образования.
     Однако, как  и  всякое  новое  явление,  процесс  развития   сети
кадетских учреждений сопровождается рядом проблем, которые в настоящее
время решаются Министерством образования России с органами образования
субъектов Российской Федерации.
     Министерством совершенствуется     нормативно-правовая      база,
регулирующая деятельность кадетских учреждений.
     Разраба тываются:
     - примерное  штатное  расписание  и  инструкция  по  его расчету,
соответствующая современному типу и виду  образовательного  учреждения
(кадетской школе, кадетской школе-интернату);
     - технология   аттестации   и   аккредитации    кадетских    школ
(интернатов), учитывающая их специфику;
     - образовательные   программы    дисциплин    специализаций    по
специальностям   высшего   профессионального   образования,  повышения
квалификации и переподготовки кадров,  ориентированных  на  подготовку
для работы в кадетских школах, кадетских школах-интернатах;
     - государственные  требования  к  минимуму  содержания  и  уровню
профессиональной  подготовки  выпускников военных вузов для присвоения
дополнительной квалификации "воспитатель" кадетской  школы,  кадетской
школы-интерната;
     - примерная     дополнительная     образовательная     программа,
направленная на военную подготовку несовершеннолетних граждан (кадет).
     Проработан вопрос  по  обеспечению  кадетских   школ,   кадетских
школ-интернатов   централизованно   учебно-методической   литературой,
современным учебным программным оборудованием.
     В соответствии  с  решением  Межведомственной  комиссии  по делам
несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 24 апреля
2002  года  N  4 в проекте подпрограммы "Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" федеральной целевой программы "Дети
России"  на  2003-2006  гг.  предусмотрено обеспечение кадетских школ,
кадетских школ-интернатов реабилитационным,  технологическим,  бытовым
оборудованием, автотранспортом, сельскохозяйственной техникой.
     На основании вышеизложенного Министерство образования  Российской
Федерации   рекомендует   органам  управления  образованием  субъектов
Российской Федерации:
     - учесть    и    использовать    в    практической   деятельности
представленный  опыт  работы  некоторых  кадетских   школ,   кадетских
школ-интернатов  России,  в том числе опыт администрации Красноярского
края    по    созданию    кадетских    школ-интернатов    и    женских
гимназий-интернатов в крае;
     - осуществлять,  исходя  из  потребности  региона  и  социального
заказа общества,  формирование региональной образовательной политики и
региональных   программ   развития   кадетского   образования   и   их
финансово-экономическое обеспечение;
     - обеспечивать совершенствование системы кадетского  образования,
органически    сочетающей   в   себе   регионализацию   и   интеграцию
образовательных программ, повышение уровня самостоятельности кадетских
учреждений,  комплексности  в  развитии регионального образовательного
пространства;
     - провести    мониторинг   кадровой   обеспеченности,   состояния
подготовки,  переподготовки и  повышения  квалификации  педагогических
кадров для кадетских школ, кадетских школ-интернатов;
     - активизировать работу  соответствующих  структур  по  повышению
квалификации руководителей и педагогических работников кадетских школ,
кадетских школ-интернатов; способствовать организации межрегионального
и  межведомственного сотрудничества в области повышения квалификации и
профессиональной переподготовки  руководящих,  педагогических  кадров,
офицеров-воспитателей кадетских школ, кадетских школ-интернатов;
     - проводить  работу  по   укреплению   учебно-материальной   базы
учреждений  (как  показывает  практика,  вновь  создаваемые  кадетские
школы,  кадетские  школы-интернаты  открываются  на  базе   учреждений
образования  или  расформировываемых  воинских  частей,  материальная,
учебно-материальная  база   и   инфраструктура   которых   не   всегда
соответствует       требованиям      санитарно-гигиенических      норм
образовательного учреждения).
     
Управление социально-педагогической
Поддержки и реабилитации детей