О ХОДЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ НОВЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ РЕШЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 29 января 2002 г. N 2/2 (НЦПИ) Заслушав и обсудив сообщения начальника Управления дошкольного образования Минобразования России Т.И. Оверчук и председателя Комитета образования Новгородской области В.Н. Аверкина о ходе Всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования (далее - эксперимент), ознакомившись с опытом работы дошкольных образовательных учреждений г. Великого Новгорода, коллегия отмечает целенаправленную работу Министерства образования Российской Федерации и органов управления образованием субъектов Российской Федерации по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) и созданию условий для развития новых вариативных форм дошкольного образования на основе групп кратковременного пребывания детей в детских садах. Решение о проведении всероссийского эксперимента было продиктовано сложившимися в системе дошкольного образования негативными тенденциями. Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ (с 1990 г. она сократилась на 40%), стремительным повышением родительской платы за содержание детей в ДОУ; оттоком детей из детских садов, а следовательно, снижением охвата детей дошкольным образованием (около 50% детей сегодня не пользуются услугами ДОУ). Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи. В этих условиях одним из направлений решения проблемы может стать развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного, неполного пребывания в ДОУ. Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания ребенка в детском саду позволит сэкономить бюджетные средства, снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги ДОУ более доступными для населения. Совместные действия (федерального и регионального уровней образования позволили подготовить ряд практико-ориентированных документов и материалов по организации новых форм дошкольного образования. В экспериментальной работе созданы и апробируются документы и материалы по организационному, экономическому, кадровому, программно-методическому и нормативно-правовому обеспечению дошкольного образования. Эксперимент показал реальную возможность: - успешного сотрудничества детского сада с разными категориями семей по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в условиях их кратковременного пребывания в детском саду; - использования внутренних резервов ДОУ, позволяющих снизить расходы на содержание детей в них (в ряде регионов подтвердилось главное предположение: группы кратковременного пребывания могут быть доступными даже при самых неблагоприятных экономических условиях); - повышения охвата детей дошкольным образованием (в экспериментальных регионах он повышается ежегодно от 3 до 5%; сокращается количество неукомплектованных мест в ДОУ - на 3-4 единицы ежегодно). В ходе экспериментальной работы выявлена необходимость: - разработки подходов к изменению организационно-правовой основы дошкольного образования в целях обеспечения его общедоступности и бесплатности; - доработки и апробации программно-методических материалов для работы с детьми в условиях их неполного пребывания в ДОУ; - соответствующей подготовки педагогических кадров, обеспечивающих реализацию программ дошкольного образования в различных вариативных условиях; - упорядочения показателей статистической отчетности, отражающих охват детей дошкольным образованием. В целях дальнейшего развития новых форм дошкольною образования в современных социально-экономических условиях коллегия решила: 1. Принять к сведению информацию начальника Управления дошкольного образования Минобразования России Т.И. Оверчук о ходе всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду. 2. Одобрить опыт работы органов управления образованием Новгородской области, направленный на сохранение и развитие системы дошкольного образования, повышение охвата детей услугами дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ). 3. Отметить целенаправленную работу органов управления образованием субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте, по созданию условий для развития вариативных моделей дошкольного образования. 4. Продолжить в 2002 г. эксперимент, направленный на дальнейшую разработку и апробацию пакета документов по обеспечению функционирования новых форм дошкольного образования. 5. Управлению дошкольного образования (Т.И. Оверчук): 5.1. Разработать и направить до 01.08.02 в органы управления образованием субъектов Российской Федерации для использования в практической работе пакет документов по организационному и программно-методическому обеспечению новых форм дошкольного образования на основе групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. 5.2. Подготовить и направить до 01.09.02 в федеральные округа информационно-аналитическую справку о состоянии работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации по развитию новых моделей дошкольного образования и поддержке сети ДОУ. 5.3. Подготовить совместно с Управлением развития образования (П.Е. Кондрашовым) и направить до 20.03.02 в Госкомстат России обоснованные предложения по совершенствованию форм статистической отчетности, в том числе касающиеся новых, вариативных моделей дошкольного образования. 5.4. Подготовить к изданию в апреле 2002 г. сборник по итогам второго этапа эксперимента "Развитие вариативных форм дошкольного образования" (вып. 4) для использования руководящими и практическими работниками системы дошкольного образования. 5.5. Продолжить совместно с Управлением специального образования (Д.С. Шиловым) работу по подготовке к изданию в 2002 г. комплекта пособий организационно-методического обеспечения групп кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии (в том числе с глубокой умственной отсталостью и сложными нарушениями) в рамках Программы создания государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи. 5.6. Организовать и провести в ноябре 2002 г. заключительное совещание-семинар на тему "Итоги всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях". 5.7. Подготовить и согласовать с заинтересованными структурными подразделениями Министерства в срок до 15.12.02 проект приказа "О введении в действие вариативных форм дошкольного образования". 6. Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову) подготовить и внести до 01.06.02 органам управления образованием субъектов Российской Федерации предложения по формированию содержания образования в части дисциплин специализации, обеспечивающей подготовку выпускников педагогических колледжей и училищ к работе в условиях вариативных форм дошкольного образования. 7. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И. Кружалину) подготовить и направить до 01.09.02 высшим педагогическим учебным заведениям, реализующим профессиональные образовательные программы подготовки специалистов для работы в ДОУ, предложения по формированию содержания дисциплин специализации, дисциплин и курсов по выбору, обеспечивающих освоение студентами технологий обучения детей дошкольного возраста в условиях вариативных форм дошкольного образования. 8. Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М. Никитину) предусмотреть в программах курсов повышения квалификации специалистов системы дошкольного образования рассмотрение вопросов по развитию вариативных форм дошкольного образования. 9. Управлению дошкольного образования (Т.И. Оверчук) до 15.02.02 подготовить приказ по реализации решения коллегии. Председатель коллегии В.М. Филиппов |