КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ N 01-1/2-02 ПО ЗАПРОСУ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ О ТОЛКОВАНИИ ПУНКТА 9 ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА В РЕДАКЦИИ, ПРИНЯТОЙ СОВЕТОМ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ. Заключение. Экономический Суд Содружества Независимых Государств. 10.09.02 01-1/2-02

                КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ N 01-1/2-02
           ПО ЗАПРОСУ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОДРУЖЕСТВА
         НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ О ТОЛКОВАНИИ ПУНКТА 9 ПРАВИЛ
       ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ
             1993 ГОДА В РЕДАКЦИИ, ПРИНЯТОЙ СОВЕТОМ ГЛАВ
                 ПРАВИТЕЛЬСТВ ОТ 18 ОКТЯБРЯ 1996 ГОДА

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

                         10 сентября 2002 г.
                             N 01-1/2-02

                                 (Д)


     Исполнительный комитет    Содружества    Независимых   Государств
обратился в Экономический Суд СНГ с запросом о  толковании  применения
пункта  9  Правил  определения  страны  происхождения  товаров  от  24
сентября 1993 года в редакции,  принятой Советом глав правительств  18
октября   1996   года,   предусматривающего,   что   "товар  считается
происходящим  из  таможенной  территории   государств   -   участников
Соглашения  о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года,
если он соответствует  установленным  настоящими  Правилами  критериям
происхождения,   экспортируется  резидентом  одного  из  государств  -
участников данного Соглашения  и  ввозится  резидентом  государства  -
участника   данного   Соглашения   с   таможенной  территории  другого
государства - участника данного Соглашения.  При этом  под  резидентом
понимается  организация,  созданная  на  территории этого государства,
либо  физическое  лицо,  постоянно  проживающее  на  территории  этого
государства".
     В связи  с  тем,  что  у  резидентов  государств   -   участников
Содружества  возникают  разногласия  в  отношении  применения пункта 9
Правил определения  страны  происхождения  товаров  в  указанной  выше
редакции,  Исполнительный  комитет  СНГ  просит разъяснить,  при каких
условиях  импорт  товара,  происходящего  из  страны   государства   -
участника  Соглашения  о  создании  зоны  свободной  торговли,  влечет
предоставление тарифных преференций  резидентам  других  государств  -
участников данного Соглашения и обязательно ли при этом наличие прямой
хозяйственно-договорной связи между резидентами  страны  происхождения
товара и страны ввоза.
     Исследовав представленные по делу материалы и  в  соответствии  с
пунктом 127 Регламента, Экономический Суд дает следующее заключение.
     Толкование применения  пункта   9   Правил   определения   страны
происхождения   товаров  с  целью  дачи  ответа  по  существу  запроса
Исполнительного  комитета  СНГ  должно  быть  осуществлено  с   учетом
положений  пункта  1  статьи  3  Соглашения  о создании зоны свободной
торговли,  неотъемлемой частью  которого  являются  указанные  Правила
(пункт  4  статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли),  а
также с использованием иных норм международных договоров,  применяемых
в отношениях между государствами - участниками.
     Предоставление тарифных   преференций   во   взаимной    торговле
государств  - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли
является одной из мер по реализации Договора о создании Экономического
союза  от  24 сентября 1993 года (преамбула Соглашения о создании зоны
свободной торговли),  в частности достижения его цели по  формированию
общего  экономического  пространства государств - участников (статья 2
Договора о создании  Экономического  союза).  В  свою  очередь,  общее
экономическое пространство предполагает свободное перемещение товаров,
услуг,  рабочей силы и капиталов,  а  также  упрочение  прямых  связей
хозяйствующих  субъектов государств - участников (преамбула Договора о
создании Экономического союза).  Поэтому предусмотренная Соглашением о
создании  зоны  свободной  торговли отмена таможенных пошлин,  а также
налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие, направлена на
обеспечение  сбалансированности именно взаимной торговли участвующих в
Соглашении государств и  стабилизацию  их  внутреннего  экономического
положения (преамбула Соглашения о создании зоны свободной торговли). С
учетом указанных положений следует вывод,  что предоставление тарифных
преференций  государствами  -  участниками  Соглашения о создании зоны
свободной торговли возможно только во взаимной торговле между ними.
     Пункт 9  Правил указывает,  что условиями происхождения товара из
таможенной территории государства - участника  Соглашения  о  создании
зоны свободной торговли являются:
     1) соответствие товара критериям его происхождения, установленным
указанными Правилами;
     2) этот товар экспортируется резидентом государства  -  участника
Соглашения о создании зоны свободной торговли и
     3) товар ввозится резидентом государства - участника Соглашения о
создании  зоны  свободной  торговли  с  таможенной  территории другого
государства - участника того же Соглашения.
     В Правилах  определения страны происхождения товаров не определен
термин  "экспортируется".  Согласно  же  статье  90  Основ  таможенных
законодательств   государств   -  участников  Содружества  Независимых
Государств от 10 февраля 1995 года экспорт товаров  -  это  таможенный
режим,  при  котором товары вывозятся за пределы таможенной территории
без обязательства об их ввозе на эту территорию.  Аналогичным  образом
определяет  это  понятие  и  Соглашение о принципах взимания косвенных
налогов  при  экспорте  и  импорте  товаров   (работ,   услуг)   между
государствами  -  участниками Содружества Независимых Государств от 25
ноября 1998 года.  В соответствии со статьей 1 упомянутого  Соглашения
под  экспортом  понимается  вывоз товаров (работ,  услуг) с таможенных
территорий  Сторон  без  обязательства  об  обратном  ввозе.   Причем,
согласно  условиям  статьи  9  Правил определения страны происхождения
товаров,  вывоз  должен  быть  осуществлен  резидентом  государства  -
участника  Соглашения,  то есть организацией,  созданной на территории
этого государства,  либо физическим лицом,  постоянно  проживающим  на
территории этого государства.
     Что касается ввоза товара,  то пункт  1  статьи  3  Соглашения  о
создании зоны свободной торговли,  определяющий условия предоставления
тарифных  преференций  во  взаимной  торговле  между  государствами  -
участниками этого Соглашения, устанавливает, что ввозимый товар должен
быть  предназначен  для  таможенной   территории   этого   государства
(ввозящего   товар).   Правило   указанного  пункта  (как  в  редакции
Соглашения от 15 апреля 1994 года,  так и в редакции  Протокола  от  2
апреля   1999   года),   в   частности,  устанавливает,  что  тарифные
преференции касаются ввоза и (или)  вывоза  товаров,  "происходящих  с
таможенной    территории    одной   из   Договаривающихся   Сторон   и
предназначенных  для  таможенных  территорий  других  Договаривающихся
Сторон".
     Предназначение же товара для территории государства  определяется
на   основании   договоров,   заключаемых   резидентами  государств  -
участников Соглашения о создании зоны свободной  торговли.  Это  может
быть  как  договор,  заключенный между резидентом государства - страны
происхождения  товара  и  резидентом  страны  ввоза,  так  и  договор,
заключенный  с участием посредника - резидента государства - участника
Соглашения о  создании  зоны  свободной  торговли  (например,  договор
комиссии,  договоры  поставки,  опосредствующие  сложные хозяйственные
связи между резидентами государств - участников Соглашения о  создании
зоны  свободной торговли).  При этом товар должен ввозиться резидентом
государства - участника Соглашения о создании зоны свободной  торговли
с  таможенной  территории  другого  государства  -  участника  данного
Соглашения.
     На основании    изложенного    Экономический    Суд   Содружества
Независимых Государств пришел к следующим выводам.
     Ввоз товара,  происходящего из государства - участника Соглашения
о создании зоны свободной  торговли,  влечет  предоставление  тарифных
преференций   резидентам   других   государств  -  участников  данного
Соглашения при наличии следующих условий:
     1) товар    должен   соответствовать   критериям   происхождения,
установленным правилами определения страны происхождения товаров;
     2) товар  должен  быть заявлен резидентом государства - участника
Соглашения о создании зоны свободной  торговли  к  вывозу  в  одно  из
государств - участников данного Соглашения;
     3) товар  должен  быть  предназначен  для  таможенной  территории
государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли,
импортирующего товар;
     4) товар  должен  ввозиться  резидентом  государства  - участника
Соглашения о создании зоны свободной торговли с таможенной  территории
другого  государства  -  участника  данного  Соглашения  на  основании
договора  между  резидентами  государств  -  участников  Соглашения  о
создании зоны свободной торговли.
     Наличие прямой хозяйственно-договорной  связи  между  резидентами
страны   происхождения   товара   и   страны  его  ввоза  не  является
обязательным.

Председатель
                                                          А.Б. КАЖЕНОВ
10 сентября 2002 г.
N 01-1/2-02