ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СТРУКТУРУ ТАРИФА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ). Письмо. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. 14.07.99 НЗ-2398/13


                                ПИСЬМО

                      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
          ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

                           14 июля 1999 г.
                             N НЗ-2398/13

                                 (Д)


     В соответствии   с   решением   Правительственной   комиссии   по
реформированию  жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации
(протокол N 2 от 18.02.99, п. 3) Госстроем России совместно с Минфином
России   и   Минэкономики   России   были  разработаны  и  согласованы
предложения  о  порядке  включения   инвестиционной   составляющей   в
структуру тарифа жилищно-коммунальных услуг.
     Настоящие предложения определяют порядок,  основные  положения  и
принципы  включения инвестиционных составляющих в структуру тарифов на
оплату жилья и коммунальных услуг.
     Предложения носят  рекомендательный  характер и предназначены для
возможного  использования  при  формировании  тарифов  для  возмещения
затрат,  направленных  на  обновление  и  модернизацию основных фондов
предприятий и организаций ЖКХ.

Заместитель Председателя
                                                       Н.В.ЗАЦАРИНСКИЙ


                                    К п. 3 заседания Правительственной
                                            комиссии по реформированию
                                       жилищно-коммунального хозяйства
                                                в Российской Федерации
                                  (протокол от 18 февраля 1999 г. N 2)

                                                 Одобрено на заседании
                                                секции "Реформирования
                                                 жилищно-коммунального
                                                         хозяйства НТС
                                                     29 июня 1999 года

                   ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧЕНИЯ
               ИНВЕСТИЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СТРУКТУРУ
                  ТАРИФА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

                          1. Общие положения

     1.1. Настоящие  предложения   разработаны   с   целью   отработки
механизма  возврата  инвестиций  в  ЖКХ при создании условий повышения
инвестиционной    привлекательности    сферы     жилищно-коммунального
хозяйства.
     1.2. Настоящие    предложения    о    включении    инвестиционной
составляющей  в  структуру  себестоимости  жилищно-коммунальных  услуг
определяют  порядок,   основные   положения   и   принципы   включения
инвестиционных  составляющих  в  структуру  затрат  на  оплату жилья и
коммунальных услуг.
     1.3. Порядок  разработан  в развитие Концепции ценовой и тарифной
политики  в  жилищно-коммунальном  хозяйстве   Российской   Федерации,
одобренной     Правительственной     комиссией    по    реформированию
жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации (протокол  N  1
от 22 января 1999 года, раздел I).
     1.4. Настоящий порядок регистрации в  соответствии  с  "Правилами
подготовки     нормативно-правовых     актов    федеральных    органов
исполнительной власти и  их  государственной  регистрации"  в  Минюсте
России не подлежит.
     1.5. Основные  понятия,  использованные  в   настоящем   порядке,
идентичны  основным  понятиям,  определенным  Положением  о проведении
экспертизы экономического обоснования  тарифов  на  товары,  работы  и
услуги,  учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным
Постановлением Госстроя России от 11.11.98 N 13.
     Кроме того, в порядке используются следующие определения основных
понятий:
     стоимость жилищно-коммунальной    услуги   -   совокупность   цен
предприятий  и   организаций,   задействованных   в   производстве   и
предоставлении ЖКУ;
     инвестиция -  долгосрочное   вложение   капитала   в   какое-либо
предприятие;  затраты денежных средств на цели создания или увеличения
основного производственного капитала;
     инвестор -  субъект  инвестиционного процесса:  юридическое лицо,
хозяйство  или  организация,  осуществляющие   долгосрочное   вложение
капитала в какое-либо предприятие ЖКХ;
     амортизационные отчисления  -  часть  стоимости  средств   труда,
перенесенная  на  производимую  продукцию  (услуги),  входит  в состав
издержек производства;
     кредит -  предоставление денежных средств или товаров в долг (как
правило, с уплатой процентов).

               2. Основные задачи регулирующих органов

     2.1. Деятельность регулирующего органа (органа  по  регулированию
цен  и  тарифов  на  жилищно-коммунальные услуги) на современном этапе
реформирования ЖКХ  должна  быть  направлена  на  создание  стабильных
условий долгосрочного кредитования инвестиционных мероприятий.
     2.2. Основной задачей регулирующих органов  на  уровне  субъектов
Российской  Федерации  и  муниципальном  уровне  является формирование
местной законодательной и нормативной базы, способствующей:
     - стимулированию   инвестиционной   активности   субъектов  рынка
жилищно-коммунальных услуг;
     - сокращению   инвестиционного  риска  с  помощью  предоставления
инвесторам льгот и гарантий;
     - разработке  и утверждению условий погашения и выплаты процентов
за кредит;
     - оперативному      регулированию     финансового     обеспечения
инвестиционных мероприятий;
     - разработке  механизма  возврата  кредита  инвесторам  (основные
требования к срокам реализации целевых программ; перечень показателей,
отражающих  стоимостные  характеристики  производства и предоставления
жилищно-коммунальных     услуг,     уровня     оплаты      населением,
платежеспособность населения, возможность бюджетного финансирования).
     2.3. В  целях  реализации  единой  политики  ценообразования   на
жилищно-коммунальные  услуги  и  стимулирования  инвестиций  в отрасль
регулирующие органы субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных
образований  должны  разработать  и  утвердить в установленном порядке
положение  о  включении  инвестиционной   составляющей   в   структуру
себестоимости жилищно-коммунальных услуг.

            3. Основные принципы включения инвестиционной
                составляющей в структуру себестоимости
                      жилищно-коммунальных услуг

     3.1. Структура платежей населения,  проживающего в жилищном фонде
всех   форм    собственности,    в    соответствии    с    действующим
законодательством должна включать оплату:
     - за  содержание  и  текущий  ремонт  жилищного  фонда   (включая
капитальный ремонт) мест общего пользования;
     - за коммунальные услуги;
     - за наем жилья (для нанимателей);  налог на имущество физических
лиц (для собственников жилых помещений).
     3.2. В  соответствии  с  п.  3.1  в  состав структуры тарифов уже
входят  такие  инвестиционные  составляющие,  как   "наем   жилья"   и
"капитальный ремонт". Назначение указанных инвестиционных составляющих
имеет  строгую  направленность  в  части  накопления  и  использования
финансовых средств на обновление основных фондов ЖКХ.
     3.3. В  целях  расширения   масштабов   реализации   мероприятий,
направленных   на   техническое   развитие   хозяйствующих  субъектов,
повышение эффективности их производственной деятельности, практическое
обеспечение  ресурсосбережения  и  т.д.,  в  тарифе  на оплату жилья и
коммунальных услуг возможно  предусмотреть  включение  соответствующей
инвестиционной  составляющей.  Суть - концентрация финансовых средств,
направленных  на  финансирование  (или  возврат  кредитов  инвесторам)
краткосрочных   и   долгосрочных   целевых  программ  технологического
переоснащения  жилищно-коммунального  хозяйства  субъектов  Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
     3.4. Расширенное воспроизводство  может  осуществляться  за  счет
двух   источников:   прибыли   и   себестоимости   (ремонтный  фонд  и
амортизационные отчисления). Помимо собственных средств финансирование
целевых программ может производиться за счет привлеченных средств:
     - заемных средств;
     - лизинговых схем.
     Возврат займа должен происходить из прибыли, проценты по займу по
существующему  законодательству  частично  включаются  в себестоимость
услуги (в части процентов  по  кредитам,  направляемых  на  пополнение
оборотных  средств,  в  пределах  ставки ЦБ +3%),  частично гасятся из
прибыли. Оплата лизинга включается в себестоимость продукции (ЖКУ).
     3.5. Объем   капитальных   инвестиций   во   многом   зависит  от
ежемесячных  платежей  потребителей  ЖКУ   как   основного   источника
получения доходов.  Критериями для определения размеров инвестиционных
составляющих тарифа являются:
     - объем инвестиций;
     - сроки возврата  инвестору  выделенных  хозяйствующему  субъекту
ассигнований (кредитов);
     - фактическая      величина      затрат      на      производство
жилищно-коммунальных  услуг в расчете на 1 кв.  м общей площади жилья,
отклонения  факта  от  установленного   федерального   (регионального)
стандарта;
     - прожиточный минимум и среднедушевой доход населения;
     - доля   расходов   на   оплату   жилищно-коммунальных   услуг  в
среднедушевом доходе населения;
     - уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг;
     - фактическая собираемость средств на оплату жилищно-коммунальных
услуг.
     3.6. При  определении  размера  инвестиционной   составляющей   в
структуре  тарифа  на  оплату  жилья  и  коммунальных  услуг  с учетом
перечисленных в п.  3.4 факторов  необходимо  исходить  из  следующего
положения.  Уровень  оплаты  ЖКУ  за  счет  средств населения с учетом
включения инвестиционной составляющей в структуру  стоимости  (тарифа)
на  ЖКУ  не  должен  превышать  установленный  региональной программой
реформирования ЖКХ  (прогнозируемый  к  установлению)  уровень  оплаты
жилья и коммунальных услуг на следующий год.
     3.7. Включение инвестиционной составляющей в структуру оплаты ЖКУ
в  обязательном  порядке  предопределяет  обязательность  ее учета при
формировании   прибыли   (расчете    рентабельности)    хозяйствующими
субъектами  и  представлении  в  регулирующие  органы  соответствующих
расчетов при обосновании величины тарифа.
     3.8. Прибыль,  включаемая в тариф,  должна определяться расчетным
путем на  основе  анализа  инвестиционной  потребности  хозяйствующего
субъекта,  потребностей  финансовых  ресурсов для погашения кредитов и
процентов  по  ним,  планируемой  суммы  налоговых  выплат,  а   также
планируемых отчислений в фонды потребления и накопления.