ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
Оглавление


Страницы: 1  2  


    
19 апреля 1991 г. N 1032-I


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                                ЗАКОН

             О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       (Редакция на 10.01.2003)

   

     Настоящий   Закон   определяет    правовые,    экономические    и
организационные основы государственной политики  содействия  занятости
населения,  в   том   числе   гарантии   государства   по   реализации
конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную
защиту от безработицы.
     Гарантии  государства  по  реализации  прав  граждан   Российской
Федерации, проживающих за ее  пределами,  определяются  международными
договорами (соглашениями) Российской Федерации.

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                     Статья 1. Занятость граждан

     1.  Занятость   -   это   деятельность   граждан,   связанная   с
удовлетворением личных и общественных потребностей, не  противоречащая
законодательству Российской Федерации и приносящая,  как  правило,  им
заработок, трудовой доход (далее - заработок).
     2.  Гражданам  принадлежит  исключительное  право   распоряжаться
своими   способностями   к   производительному,   творческому   труду.
Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается,  если  иное  не
предусмотрено законом.
     Незанятость граждан не может служить основанием  для  привлечения
их к административной и иной ответственности.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 2:
редакции 7 - Федеральный закон от 21.07.98 N 117-ФЗ,  9 -  Федеральный
закон от 17.07.99 N 175-ФЗ,  13 -  Федеральный  закон  от  25.07.02  N
116-ФЗ, 14  - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ (статья действует в
редакции (X),  статья в редакции  (Y)  вводится  по  истечении  одного
месяца после дня официального опубликования закона)
@

                      Статья 2. Занятые граждане

 (X) Занятыми считаются граждане:
     работающие  по  трудовому  договору  (контракту),  в  том   числе
выполняющие  работу  за  вознаграждение  на  условиях   полного   либо
неполного рабочего времени, а также имеющие иную  оплачиваемую  работу
(службу),  включая  сезонные,   временные   работы,   за   исключением
общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных  работах
и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);
     занимающиеся предпринимательской деятельностью;
     занятые  в  подсобных  промыслах  и  реализующие   продукцию   по
договорам;
     выполняющие  работы   по   договорам   гражданско   -   правового
характера, предметами которых являются  выполнение  работ  и  оказание
услуг,  в  том  числе  по  договорам,  заключенным  с  индивидуальными
предпринимателями, авторским договорам,  а  также  являющиеся  членами
производственных кооперативов (артелей);
     избранные,   назначенные   или   утвержденные   на   оплачиваемую
должность;
     проходящие военную службу, а также службу  в  органах  внутренних
дел, Государственной противопожарной  службе,  учреждениях  и  органах
уголовно-исполнительной системы;
     проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и
высшего  профессионального  образования   и   других   образовательных
учреждениях,   включая    обучение    по    направлению    федеральной
государственной службы занятости  населения  (далее  -  органы  службы
занятости);
     временно   отсутствующие   на   рабочем   месте   в    связи    с
нетрудоспособностью,     отпуском,     переподготовкой,     повышением
квалификации,  приостановкой  производства,   вызванной   забастовкой,
призывом на военные сборы, привлечением к  мероприятиям,  связанным  с
подготовкой  к  военной  службе,  исполнением  других  государственных
обязанностей или иными уважительными причинами.
     являющиеся    учредителями    (участниками)    организаций,    за
исключением  учредителей  (участников)  общественных   и   религиозных
организаций   (объединений),   благотворительных   и   иных    фондов,
объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов),  которые  не  имеют
имущественных прав в отношении этих организаций.

 (Y) Занятыми считаются граждане:
     работающие по трудовому договору,  в том числе выполняющие работу
за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени,
а  также имеющие иную оплачиваемую работу (службу),  включая сезонные,
временные работы,  за исключением общественных работ  (кроме  граждан,
участвующих  в  общественных  работах  и указанных в пункте 3 статьи 4
настоящего Закона);
     зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
     занятые  в  подсобных  промыслах  и  реализующие   продукцию   по
договорам;
     выполняющие  работы   по   договорам   гражданско   -   правового
характера, предметами которых являются  выполнение  работ  и  оказание
услуг,  в  том  числе  по  договорам,  заключенным  с  индивидуальными
предпринимателями, авторским договорам,  а  также  являющиеся  членами
производственных кооперативов (артелей);
     избранные,   назначенные   или   утвержденные   на   оплачиваемую
должность;
     проходящие военную службу,  альтернативную гражданскую службу,  а
также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной
службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
     проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и
высшего  профессионального  образования   и   других   образовательных
учреждениях,   включая    обучение    по    направлению    федеральной
государственной службы занятости  населения  (далее  -  органы  службы
занятости);
     временно   отсутствующие   на   рабочем   месте   в    связи    с
нетрудоспособностью,     отпуском,     переподготовкой,     повышением
квалификации,  приостановкой  производства,   вызванной   забастовкой,
призывом на военные сборы, привлечением к  мероприятиям,  связанным  с
подготовкой к  военной  службе  (альтернативной  гражданской  службе),
исполнением    других    государственных    обязанностей   или   иными
уважительными причинами.
     являющиеся    учредителями    (участниками)    организаций,    за
исключением  учредителей  (участников)  общественных   и   религиозных
организаций   (объединений),   благотворительных   и   иных    фондов,
объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов),  которые  не  имеют
имущественных прав в отношении этих организаций.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 3:
редакции 8  - Федеральный закон от 30.04.99 N 85-ФЗ,  14 - Федеральный
закон от 10.01.03 N 8-ФЗ (пункты 1  и  3  действуют  в  редакции  (X),
пункты  1 и 3 в редакции (Y) вводятся по истечении одного месяца после
дня официального опубликования закона)
@
 
                     Статья 3. Порядок и условия
                    признания граждан безработными

 (X) 1. Безработными признаются трудоспособные  граждане,  которые  не
имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы  занятости
в целях поиска подходящей работы, ищут работу и  готовы  приступить  к
ней. При этом в качестве заработка не  учитываются  выплаты  выходного
пособия и сохраняемого  среднего  заработка  гражданам,  уволенным  из
организаций (с военной  службы)  независимо  от  их  организационно  -
правовой формы и формы собственности (далее - организации) в  связи  с
ликвидацией, сокращением численности или штата.
     Порядок    регистрации    безработных    граждан     определяется
Правительством Российской Федерации.
 (Y) 1. Безработными признаются трудоспособные  граждане,  которые  не
имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы  занятости
в целях поиска подходящей работы, ищут работу и  готовы  приступить  к
ней. При этом в качестве заработка не  учитываются  выплаты  выходного
пособия и сохраняемого  среднего  заработка  гражданам,  уволенным  из
организаций (с военной  службы)  независимо  от  их  организационно  -
правовой формы и формы собственности (далее - организации) в  связи  с
ликвидацией   организации   либо  сокращением  численности  или  штата
работников организации.
     Порядок    регистрации    безработных    граждан     определяется
Правительством Российской Федерации.
     2. Решение о признании гражданина,  зарегистрированного  в  целях
поиска подходящей  работы,  безработным  принимается  органами  службы
занятости по месту жительства гражданина не позднее  11  дней  со  дня
предъявления органам службы занятости паспорта,  трудовой  книжки  или
документов,   их   заменяющих,    документов,    удостоверяющих    его
профессиональную  квалификацию,  справки  о   среднем   заработке   за
последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые  ищущих
работу (ранее не работавших), не имеющих профессии  (специальности)  -
паспорта и документа об образовании.
     В случае представления справки о среднем заработке  за  последние
три месяца по последнему месту  работы  в  иностранной  валюте  органы
службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты  в  рубли  по
официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
     При  невозможности  предоставления  органами   службы   занятости
подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации  в
целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными  с
первого дня предъявления указанных документов.
     Решение о признании  инвалида  безработным  принимается  органами
службы занятости в соответствии с Федеральным  законом  "О  социальной
защите инвалидов в Российской Федерации".
 (X) 3. Безработными не могут быть признаны граждане:
     не достигшие 16-летнего возраста;
     которым в соответствии с пенсионным законодательством  Российской
Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
     отказавшиеся в течение 10 дней со дня их  регистрации  в  органах
службы занятости в целях поиска подходящей работы  от  двух  вариантов
подходящей работы, включая  работы  временного  характера,  а  впервые
ищущие  работу   (ранее   не   работавшие),   не   имеющие   профессии
(специальности) - в случае двух отказов от получения  профессиональной
подготовки или от предложенной  оплачиваемой  работы,  включая  работу
временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же
работа (профессиональная подготовка  по  одной  и  той  же  профессии,
специальности) дважды;
     не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня  их
регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости
для предложения им подходящей работы, а также  не  явившиеся  в  срок,
установленный органами службы занятости для регистрации их в  качестве
безработных;
     осужденные по решению суда к исправительным работам  без  лишения
свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
     представившие документы, содержащие заведомо ложные  сведения  об
отсутствии  работы  и  заработка,   а   также   представившие   другие
недостоверные данные для признания их безработными.
 (Y) 3. Безработными не могут быть признаны граждане:
     не достигшие 16-летнего возраста;
     которым в соответствии с законодательством  Российской  Федерации
назначена трудовая  пенсия  по  старости  (часть  трудовой  пенсии  по
старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная  пунктом
2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за  выслугу
лет по государственному пенсионному обеспечению;
     отказавшиеся в течение 10 дней со дня их  регистрации  в  органах
службы занятости в целях поиска подходящей работы  от  двух  вариантов
подходящей работы,  включая  работы  временного  характера,  а впервые
ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом  не  имеющие  профессии
(специальности)  - в случае двух отказов от получения профессиональной
подготовки или от предложенной  оплачиваемой  работы,  включая  работу
временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же
работа  (профессиональная  подготовка,  переподготовка   и   повышение
квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
     не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня  их
регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости
для предложения им подходящей работы, а также  не  явившиеся  в  срок,
установленный органами службы занятости для регистрации их в  качестве
безработных;
     осужденные по решению суда к исправительным работам  без  лишения
свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
     представившие документы, содержащие заведомо ложные  сведения  об
отсутствии  работы  и  заработка,   а   также   представившие   другие
недостоверные данные для признания их безработными.
     перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
     4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании
их безработными, имеют право на повторное обращение  в  органы  службы
занятости  через  один  месяц  со  дня  отказадля  решения  вопроса  о
признании их безработными.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 4:
редакции 9 - Федеральный закон от 17.07.99 N 175-ФЗ,  14 - Федеральный
закон от 10.01.03 N 8-ФЗ (пункт 3 действует в редакции (X),  пункт 3 в
редакции  (Y)  вводится  по  истечении   одного   месяца   после   дня
официального опубликования закона)
@

              Статья 4. Подходящая и неподходящая работа

     1.  Подходящей  считается  такая  работа,  в  том  числе   работа
временного   характера,   которая    соответствует    профессиональной
пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки,
условиям  последнего  места  работы   (за   исключением   оплачиваемых
общественных  работ),  состоянию  здоровья,  транспортной  доступности
рабочего места.
     2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства
безработного    определяется    соответствующим    органом    местного
самоуправления с  учетом  развития  сети  общественного  транспорта  в
данной местности.
 (X) 3. Оплачиваемая  работа,  включая  работу  временного   характера
и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных
и иных особенностей граждан)  предварительной  подготовки,  отвечающая
требованиям законодательства Российской Федерации о  труде,  считается
подходящей для граждан:
     впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии
(специальности), уволенных более одного раза в  течение  одного  года,
предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины
и  другие   виновные   действия,   предусмотренные   законодательством
Российской   Федерации,   ранее    занимавшихся    предпринимательской
деятельностью, стремящихся  возобновить  трудовую  деятельность  после
длительного  (более  одного  года)  перерыва,  а  также   направленных
органами службы  занятости  на  обучение  и  отчисленных  за  виновные
действия;
     отказавшихся повысить (восстановить)  квалификацию  по  имеющейся
профессии  (специальности),  получить  смежную  профессию  или  пройти
переподготовку после окончания первоначального (12-месячного)  периода
безработицы;
     состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а
также более трех лет не работавших;
     обратившихся в органы службы занятости после  окончания  сезонных
работ.
 (Y) 3. Оплачиваемая  работа,  включая  работу  временного   характера
и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных
и иных особенностей граждан)  предварительной  подготовки,  отвечающая
требованиям  трудового  законодательства  и  иных нормативных правовых
актов,  содержащих   нормы   трудового   права   (далее   -   трудовое
законодательство), считается подходящей для граждан:
     впервые ищущих  работу  (ранее  не  работавших)  и  при  этом  не
имеющих профессии  (специальности);  уволенных  более  одного  раза  в
течение  одного  года,  предшествовавшего   началу   безработицы,   за
нарушение  трудовой   дисциплины   или   другие   виновные   действия,
предусмотренные законодательством Российской  Федерации;  прекративших
индивидуальную  предпринимательскую   деятельность   в   установленном
законодательством   Российской    Федерации    порядке;    стремящихся
возобновить трудовую  деятельность  после  длительного  (более  одного
года) перерыва, а также  направленных  органами  службы  занятости  на
обучение и отчисленных за виновные действия;
     отказавшихся повысить (восстановить)  квалификацию  по  имеющейся
профессии  (специальности),  получить  смежную  профессию  или  пройти
переподготовку после окончания  первого  периода  выплаты  пособия  по
безработице;
     состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а
также более трех лет не работавших;
     обратившихся в органы службы занятости после  окончания  сезонных
работ.
     4. Подходящей не может считаться работа, если:
     она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
     условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
     предлагаемый  заработок  ниже  среднего   заработка   гражданина,
исчисленного за последние  три  месяца  по  последнему  месту  работы.
Данное  положение  не  распространяется  на  граждан,   среднемесячный
заработок   которых   превышал    величину    прожиточного    минимума
трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум),  исчисленного
в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае
подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже
величины прожиточного минимума,  исчисленного  в  субъекте  Российской
Федерации в установленном порядке.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 5:
редакции 10 - Федеральный закон от 20.11.99 N 195-ФЗ, 14 - Федеральный
закон от 10.01.03 N 8-ФЗ (пункт 2 действует в редакции (X),  пункт 2 в
редакции   (Y)   вводится   по   истечении  одного  месяца  после  дня
официального опубликования закона)
@
 
                  Статья 5. Государственная политика
              в области содействия занятости населения

     1.  Государство  проводит  политику  содействия  реализации  прав
граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
 (X) 2.  Государственная  политика  в  области  содействия   занятости
населения направлена на:
     развитие трудовых ресурсов;
     обеспечение  равных  возможностей   всем   гражданам   Российской
Федерации независимо от национальности,  пола,  возраста,  социального
положения, политических убеждений и отношения к религии  в  реализации
права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
     создание условий,  обеспечивающих  достойную  жизнь  и  свободное
развитие человека;
     поддержку  трудовой  и  предпринимательской  инициативы  граждан,
осуществляемой   в   рамках   законности,   содействие   развитию   их
способностей к производительному, творческому труду;
     обеспечение социальной  защиты  в  области  занятости  населения,
проведение   специальных   мероприятий,   способствующих   обеспечению
занятости  граждан,  особо   нуждающихся   в   социальной   защите   и
испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на
содержании лиц, которым по заключению  уполномоченного  на  то  органа
необходимы постоянный уход, помощь  или  надзор;  лица,  осужденные  к
лишению свободы и  не  обеспеченные  работой  по  независящим  от  них
причинам; лица, освобожденные из  мест  лишения  свободы;  молодежь  в
возрасте  до  18  лет,  впервые ищущая  работу;  лица  предпенсионного
возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на
пенсию по старости (по  возрасту)); беженцы и вынужденные переселенцы;
граждане, уволенные с военной службы, и члены  их  семей;  одинокие  и
многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей  -
инвалидов;  семьи,  в  которых  оба  родителя  признаны  безработными;
граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и
других радиационных аварий и катастроф);
     предупреждение массовой и  сокращение  длительной  (более  одного
года) безработицы;
     поощрение  работодателей,  сохраняющих  действующие  и  создающих
новые рабочие места прежде всего  для  граждан,  особо  нуждающихся  в
социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
     сочетание самостоятельности органов власти  субъектов  Российской
Федерации, органов местного  самоуправления  в  обеспечении  занятости
населения с согласованностью их действий  при  реализации  федеральной
программы содействия занятости населения;
     координацию  деятельности  в  области   занятости   населения   с
деятельностью  по  другим  направлениям  экономической  и   социальной
политики,  включая  инвестиционно-структурную   политику,   социальное
обеспечение,   регулирование   роста    и    распределение    доходов,
предупреждение инфляции;
     координацию      деятельности      государственных       органов,
профессиональных союзов, иных представительных  органов  работников  и
работодателей в разработке и реализации мер по  обеспечению  занятости
населения и контроля за ними;
     обеспечение занятости в местах проживания коренных  малочисленных
народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом
их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся
видов занятости;
     международное  сотрудничество   в   решении   проблем   занятости
населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан
Российской Федерации за пределами территории  Российской  Федерации  и
иностранных граждан на  территории  Российской  Федерации,  соблюдение
международных трудовых норм.
 (Y) 2.  Государственная  политика  в  области  содействия   занятости
населения направлена на:
     развитие трудовых  ресурсов,  повышение  их  мобильности,  защиту
национального рынка труда;
     обеспечение  равных  возможностей   всем   гражданам   Российской
Федерации независимо от национальности,  пола,  возраста,  социального
положения, политических убеждений и отношения к религии  в  реализации
права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
     создание условий,  обеспечивающих  достойную  жизнь  и  свободное
развитие человека;
     поддержку  трудовой  и  предпринимательской  инициативы  граждан,
осуществляемой   в   рамках   законности,   содействие   развитию   их
способностей к производительному, творческому труду;
     обеспечение социальной  защиты  в  области  занятости  населения,
проведение   специальных   мероприятий,   способствующих   обеспечению
занятости  граждан,  особо   нуждающихся   в   социальной   защите   и
испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на
содержании лиц, которым по заключению  уполномоченного  на  то  органа
необходимы постоянный уход, помощь  или  надзор;  лица,  осужденные  к
лишению свободы и  не  обеспеченные  работой  по  независящим  от  них
причинам; лица,  освобожденные  из учреждений,  исполняющих наказание;
несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18  лет;  лица  предпенсионного
возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на
трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую
пенсию  по  старости));  беженцы и вынужденные переселенцы;  граждане,
уволенные с военной службы,  и члены их семей;  одинокие и многодетные
родители,  воспитывающие несовершеннолетних детей,  детей - инвалидов;
семьи,  в  которых  оба  родителя  признаны  безработными;   граждане,
подвергшиеся  воздействию  радиации  вследствие чернобыльской и других
радиационных аварий и катастроф);
     предупреждение массовой и  сокращение  длительной  (более  одного
года) безработицы;
     поощрение  работодателей,  сохраняющих  действующие  и  создающих
новые рабочие места прежде всего  для  граждан,  особо  нуждающихся  в
социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
     сочетание  самостоятельности   органов   государственной   власти
субъектов Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления  в
обеспечении занятости населения  и  согласованности  их  действий  при
реализации  федеральных  программ,  предусматривающих  мероприятия  по
содействию занятости населения;
     координацию  деятельности  в  области   занятости   населения   с
деятельностью  по  другим  направлениям  экономической  и   социальной
политики,  включая  инвестиционно-структурную   политику,   социальное
обеспечение,   регулирование   роста    и    распределение    доходов,
предупреждение инфляции;
     координацию      деятельности      государственных       органов,
профессиональных союзов, иных представительных  органов  работников  и
работодателей в разработке и реализации мер по  обеспечению  занятости
населения и контроля за ними;
     обеспечение занятости в местах проживания коренных  малочисленных
народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом
их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся
видов занятости;
     международное  сотрудничество   в   решении   проблем   занятости
населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан
Российской Федерации за пределами территории  Российской  Федерации  и
иностранных граждан на  территории  Российской  Федерации,  соблюдение
международных трудовых норм.

           Статья 6. Законодательство Российской Федерации
                        о занятости населения

     1. Законодательство Российской Федерации  о  занятости  населения
состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, других
федеральных  законов  и  нормативных  правовых   актов,   регулирующих
отношения в сфере занятости населения, и  принятых  в  соответствии  с
федеральными законами законов и нормативных правовых  актов  субъектов
Российской Федерации.
     2. Законодательство Российской Федерации  о  занятости  населения
распространяется также на иностранных граждан и лиц  без  гражданства,
если иное не предусмотрено федеральными  законами  или  международными
договорами Российской Федерации.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 7:
редакции 9 - Федеральный закон от 17.07.99 N 175-ФЗ,  14 - Федеральный
закон  от  10.01.03 N 8-ФЗ (статья действует в редакции (X),  статья в
редакции  (Y)  вводится  по  истечении   одного   месяца   после   дня
официального опубликования закона)
@

               Статья 7. Полномочия федеральных органов
        государственной власти, органов государственной власти
           субъектов Российской Федерации, органов местного
            самоуправления в осуществлении государственной
          политики в области содействия занятости населения

 (X) 1. К полномочиям федеральных  органов  государственной  власти  в
осуществлении государственной политики в области содействия  занятости
населения относятся:
     реализация  основных  направлений  государственной   политики   в
области  содействия  занятости  населения,   предупреждения   массовой
безработицы на территории Российской Федерации;
     принятие федеральных законов и иных нормативных  правовых  актов,
устанавливающих  общие  принципы  государственной  политики  в   сфере
занятости населения;
     разработка и финансовое обеспечение федеральных целевых  программ
в области содействия занятости населения;
     формирование и контроль  за  целевым  использованием  средств  на
финансирование   мероприятий   по   содействию   занятости   населения
(Государственный  фонд  занятости  населения   Российской   Федерации;
далее - фонд занятости);
     определение минимальных и  обязательных  в  Российской  Федерации
норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы;
     координация деятельности органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по вопросам занятости населения;
     формирование  основных  принципов  социальной  защиты  работников
несостоятельных организаций и организаций, осуществляющих  структурные
изменения производства.
     2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии со своей компетенцией решают  в  полном  объеме  вопросы,
связанные с  разработкой  и  осуществлением  государственной  политики
содействия  занятости  населения  с  учетом  национальных,  культурных
традиций,   а   также   исторически   сложившихся   видов   занятости,
обеспечением  реализации  прав  граждан,   предусмотренных   настоящим
Законом  и  другими  законами   и   нормативными   правовыми   актами,
определяющими государственную политику в области содействия  занятости
граждан,  особо  нуждающихся  в  социальной  защите   и   испытывающих
трудности в поиске работы.
     Органы государственной власти субъектов  Российской  Федерации  в
связи  с  осложнением  ситуации,  касающейся  занятости  населения  на
отдельных  территориях,  разрабатывают  и  реализуют  мероприятия   по
стабилизации положения на рынке труда, в том числе  по  предупреждению
массовых увольнений работников, сохранению существующих рабочих мест и
созданию новых рабочих  мест,  организации  временных  и  общественных
работ, определению других критериев подходящей работы по  сравнению  с
теми, которые  установлены  пунктом  1  статьи  4  настоящего  Закона,
упрощенной   регистрации   (перерегистрации)   безработных    граждан,
изменению  порядка  и  условий  назначения  и   выплаты   пособия   по
безработице,  стипендий  и  другие  мероприятия.   Порядок   отнесения
территорий к напряженным по  ситуации,  сложившейся  на  рынке  труда,
определяется Правительством Российской Федерации.
     3. Законодательством субъектов  Российской  Федерации,  решениями
органов местного самоуправления, а также  коллективными  договорами  и
соглашениями могут предусматриваться иные не противоречащие настоящему
Закону условия и порядок выплаты пособия по  безработице,  прохождения
безработными  перерегистрации,  уточнения  приведенного  в  статье   4
настоящего   Закона   определения   подходящей   работы,   усиливающие
социальную защищенность граждан, включая продление  сроков  выплаты  и
увеличение размеров пособия по безработице, вознаграждения за труд  на
оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения
за счет средств субъектов Российской Федерации.
     4. В случаях массового высвобождения работников и  затруднений  в
их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации, органы местного  самоуправления  по  предложению
органов   службы   занятости,    профсоюзных    органов    или    иных
представительных органов работников могут  приостановить  на  срок  до
шести месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о
проведении поэтапного их высвобождения  в  течение  года,  осуществляя
финансирование данных  мероприятий  за  счет  средств  соответствующих
бюджетов.

 (Y) 1. К полномочиям федеральных  органов  государственной  власти  в
осуществлении государственной политики в области содействия  занятости
населения относятся:
     реализация  основных  направлений  государственной   политики   в
области  содействия  занятости  населения,   предупреждения   массовой
безработицы на территории Российской Федерации;
     принятие федеральных законов и иных нормативных  правовых  актов,
устанавливающих  общие  принципы  государственной  политики  в   сфере
занятости населения;
     разработка  и  финансовое   обеспечение   федеральных   программ,
предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
     формирование средств на финансирование мероприятий по  содействию
занятости населения  и  социальной  поддержке  безработных  граждан  и
контроль за целевым использованием указанных средств;
     определение минимальных и  обязательных  в  Российской  Федерации
норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы;
     координация деятельности органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по вопросам занятости населения;
     формирование  основных  принципов  социальной  защиты  работников
несостоятельных организаций и организаций, осуществляющих  структурные
изменения производства.
     2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии   со  своей  компетенцией  решают  вопросы,  связанные  с
разработкой,  финансовым обеспечением и осуществлением государственной
политики   содействия   занятости  населения  с  учетом  национальных,
культурных традиций,  а также исторически сложившихся видов занятости,
обеспечением   реализации   прав  граждан,  предусмотренных  настоящим
Законом  и  другими  законами   и   нормативными   правовыми   актами,
определяющими  государственную политику в области содействия занятости
граждан,  особо  нуждающихся  в  социальной  защите   и   испытывающих
трудности в поиске работы.
     Органы государственной власти субъектов  Российской  Федерации  в
связи  с  осложнением  ситуации,  касающейся  занятости  населения  на
отдельных  территориях,  разрабатывают  и  реализуют  мероприятия   по
стабилизации положения на рынке труда, в том числе  по  предупреждению
массовых увольнений работников, сохранению существующих рабочих мест и
созданию новых рабочих  мест,  организации  временных  и  общественных
работ, определению других критериев подходящей работы по  сравнению  с
теми, которые  установлены  пунктом  1  статьи  4  настоящего  Закона,
упрощенной   регистрации   (перерегистрации)   безработных    граждан,
изменению  порядка  и  условий  назначения  и   выплаты   пособия   по
безработице, стипендий и другие мероприятия,  направленные на снижение
напряженности  на  рынке  труда  этих  территорий.  Порядок  отнесения
территорий к напряженным по  ситуации,  сложившейся  на  рынке  труда,
определяется Правительством Российской Федерации.
     3. Законодательством субъектов  Российской  Федерации,  решениями
органов местного самоуправления, а также  коллективными  договорами  и
соглашениями могут предусматриваться иные не противоречащие настоящему
Закону условия и порядок выплаты пособия по  безработице,  прохождения
безработными  перерегистрации,  уточнения  приведенного  в  статье   4
настоящего   Закона   определения   подходящей   работы,   усиливающие
социальную защищенность граждан, включая продление  сроков  выплаты  и
увеличение размеров пособия по безработице, вознаграждения за труд  на
оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения
за счет средств субъектов Российской Федерации.
     4. В случаях массового увольнения работников и затруднений  в  их
дальнейшем  трудоустройстве  органы  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации,  органы местного самоуправления  по  предложению
органов    службы    занятости,    профсоюзных    органов   или   иных
представительных органов работников могут  приостановить  на  срок  до
шести  месяцев  решение об увольнении работников или принять решение о
проведении поэтапного их высвобождения  в  течение  года,  осуществляя
финансирование  данных  мероприятий  за  счет  средств соответствующих
бюджетов.

             ГЛАВА II. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 8:
редакция 14 - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ (статья действует в
редакции  (X),  статья  в  редакции  (Y)  вводится по истечении одного
месяца после дня официального опубликования закона)
@

            Статья 8. Право граждан на выбор места работы

 (X) 1. Граждане имеют право  на  выбор  места  работы  путем  прямого
обращения  к  работодателю  (организация   (юридическое   лицо)   либо
физическое лицо, с которым гражданин вступает в  трудовые  отношения),
или путем бесплатного посредничества органов службы занятости,  или  с
помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
     2. Решение  о  приеме  на  работу  оформляется  путем  заключения
трудового  договора   (контракта)   между   работодателем   и   лицом,
принимаемым на работу.
     Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов)  при
трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации  о
труде.

 (Y) 1. Граждане имеют право  на  выбор  места  работы  путем  прямого
обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов
службы  занятости,  или  с  помощью других организаций по содействию в
трудоустройстве населения.
     2. Решение  о  приеме  на  работу  оформляется  путем  заключения
трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
     Порядок и    условия    заключения    трудовых    договоров   при
трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации  о
труде.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 9:
редакция 14  - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ  (статья действует
в редакции (X),  статья в редакции (Y) вводится  по  истечении  одного
месяца после дня официального опубликования закона)
@

             (X) Статья 9. Право граждан на консультацию,
            профессиональную ориентацию, профессиональную
          подготовку, переподготовку, повышение квалификации
          и получение информации в органах службы занятости

     1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию  и  бесплатное
получение информации в органах службы занятости в целях  выбора  сферы
деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
     Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также  имеют  право
на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах
службы занятости в целях  выбора  профессии  и  возможности  получения
профессионального обучения.
     2.  Безработные  граждане  имеют  также   право   на   бесплатные
профессиональную     ориентацию,     профессиональную      подготовку,
переподготовку и повышение квалификации по направлению органов  службы
занятости.

             (Y) Статья 9. Право граждан на консультацию,
       профессиональную ориентацию, психологическую поддержку,
             профессиональную подготовку, переподготовку
            и повышение квалификации, получение информации
                      в органах службы занятости

     1. Граждане имеют право на  бесплатную  консультацию,  бесплатное
получение информации  и  услуг,  которые  связаны  с  профессиональной
ориентацией,  в  органах  службы  занятости  в  целях   выбора   сферы
деятельности      (профессии),      трудоустройства,       возможности
профессионального обучения.
     2. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение
услуг  по  психологической  поддержке,  профессиональной   подготовке,
переподготовке и повышению квалификации по направлению органов  службы
занятости.

                       Статья 10. Право граждан
                   на профессиональную деятельность
             за пределами территории Российской Федерации

     Граждане  имеют  право  на   самостоятельный   поиск   работы   и
трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

           Статья 11. Право граждан на обжалование действий
            органов службы занятости и их должностных лиц

     Граждане вправе  обжаловать  решения,  действия  или  бездействие
органов службы занятости и их  должностных  лиц  в  вышестоящий  орган
службы  занятости,  а   также   в   суд   в   порядке,   установленном
законодательством Российской Федерации.

         ГЛАВА III. ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 12:
редакция 14 - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ (пункт 2  действует
в  редакции  (X),  пункт 2 в редакции (Y) вводится по истечении одного
месяца после дня официального опубликования закона)
@

                   Статья 12. Гарантии государства
                  в реализации права граждан на труд

     1. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации:
     свободу выбора рода деятельности, в том числе  работы  с  разными
режимами труда;
     охрану труда, правовую защиту от необоснованного  увольнения  или
необоснованного  отказа  в  приеме  на   работу   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации о труде;
     бесплатное   содействие   в   подборе   подходящей    работы    и
трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
 (X) 2. Государство гарантирует безработным гражданам:
     бесплатные    профессиональную    ориентацию,    профессиональную
подготовку, переподготовку и  повышение  квалификации  по  направлению
органов службы занятости;
     обеспечение социальной поддержки;
     компенсацию  в  соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации  материальных  затрат  в  связи  с  направлением  на  работу
(обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
     бесплатные     медицинское     обслуживание     и     медицинское
освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
     возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на
участие в оплачиваемых общественных  работах,  организуемых  с  учетом
возрастных и иных особенностей граждан.
 (Y) 2. Государство гарантирует безработным гражданам:
     бесплатное  получение  услуг  по  профессиональной  ориентации  и
психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке
и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
     обеспечение социальной поддержки;
     компенсацию  в  соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации  материальных  затрат  в  связи  с  направлением  на  работу
(обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
     бесплатные     медицинское     обслуживание     и     медицинское
освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
     возможность заключения  срочных  трудовых  договоров на участие в
оплачиваемых общественных работах,  организуемых с учетом возрастных и
иных особенностей граждан.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 13:
редакции 9 - Федеральный закон от 17.07.99 N 175-ФЗ,  12 - Федеральный
закон от 29.12.01 N 188-ФЗ,  14 - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ
(пункты  1  и 3 действует в редакции (X),  пункты 1 и 3 в редакции (Y)
вводится  по  истечении   одного   месяца   после   дня   официального
опубликования закона)
@

             Статья 13. Дополнительные гарантии занятости
                  для отдельных категорий населения

 (X) 1. Государство обеспечивает  дополнительные  гарантии  гражданам,
особо нуждающимся в  социальной  защите  и  испытывающим  трудности  в
поиске  работы,  путем  разработки  и  реализации   целевых   программ
содействия  занятости,  создания   дополнительных   рабочих   мест   и
специализированных  организаций   (включая   организации   для   труда
инвалидов),  установления  квоты  для  приема  на  работу   инвалидов,
предоставления услуг по профессиональной  ориентации,  а  также  путем
организации обучения по специальным программам и другими мерами.
 (Y) 1. Государство обеспечивает  дополнительные  гарантии  гражданам,
особо нуждающимся в  социальной  защите  и  испытывающим  трудности  в
поиске  работы,  путем  разработки  и  реализации   целевых   программ
содействия  занятости,  создания   дополнительных   рабочих   мест   и
специализированных  организаций   (включая   организации   для   труда
инвалидов),  установления  квоты  для  приема  на  работу   инвалидов,
организации временного трудоустройства несовершеннолетних в  возрасте
от 14 до 18 лет в свободное от учебы время,  предоставления  услуг  по
профессиональной  ориентации,  а  также  путем организации обучения по
специальным программам и другими мерами.
     2.  Квота  для  приема  на  работу  инвалидов  устанавливается  в
соответствии с Федеральным законом "О социальной  защите  инвалидов  в
Российской Федерации".
 (X) 3. Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением
численности или штата, в  соответствии  с  заключенными  коллективными
договорами (соглашениями) гарантируются  после  увольнения  сохранение
очереди на получение жилья (улучшение жилищных  условий)  по  прежнему
месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями,
а их детям - детскими дошкольными учреждениями на  равных  условиях  с
гражданами, работающими в данной организации.
 (Y) 3. Гражданам,  увольняемым  из организаций в связи с  сокращением
численности или штата,  в соответствии  с  заключенными  коллективными
договорами  (соглашениями)  гарантируются  после увольнения сохранение
очереди на получение жилья (улучшение жилищных  условий)  по  прежнему
месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями,
а их детям - детскими дошкольными учреждениями на  равных  условиях  с
гражданами, работающими в данной организации.
     4. Жены (мужья) военнослужащих и  граждан,  уволенных  с  военной
службы,  при  прочих  равных  условиях  имеют  преимущественное  право
поступления на работу на  государственные  и  муниципальные  унитарные
предприятия.

           ГЛАВА IV. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ
                              НАСЕЛЕНИЯ

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 14:
редакция 14 - Федеральный закон от 10.01.03 N  8-ФЗ  (абзац  четвертый
действует  в  редакции  (X),  абзац  четвертый в редакции (Y),  абзацы
шестой и  седьмой  вводятся  по  истечении  одного  месяца  после  дня
официального опубликования закона)
@
 
             Статья 14. Регулирование занятости населения

     В целях содействия  полной,  продуктивной  и  свободно  избранной
занятости населения государство осуществляет:
     разработку мер финансово-кредитной,  инвестиционной  и  налоговой
политики, направленных  на  рациональное  размещение  производительных
сил, повышение мобильности трудовых  ресурсов,  развитие  временной  и
самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов  труда,
и других мер, способствующих сохранению  и  развитию  системы  рабочих
мест;
     правовое регулирование в области занятости на  основе  соблюдения
законных прав и интересов граждан  и  соответствующих  государственных
гарантий, дальнейшее совершенствование  законодательства  о  занятости
населения;
 (X) разработку и реализацию федеральной  и  территориальных  программ
содействия занятости населения;
 (Y) разработку и реализацию федеральных и  территориальных  программ,
предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
     создание федеральной государственной службы занятости населения.
     внедрение эффективных  механизмов  проведения  активной  политики
занятости населения,  включая  организацию  и  проведение  специальных
мероприятий по профилированию (распределению  безработных  граждан  на
группы  в  зависимости  от  профиля  их  предыдущей   профессиональной
деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально  -
демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной
помощи  при  содействии  в  трудоустройстве  с  учетом  складывающейся
ситуации на рынке труда) безработных граждан;
     оказание   социальной   поддержки   гражданам,    признанным    в
установленном порядке безработными.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 15:
редакция 14 - Федеральный закон от 10.01.03  N  8-ФЗ  (пункты  1  и  5
действуют  в  редакции  (X),  пункты  1 и 5 в редакции (Y) вводятся по
истечении одного месяца после дня официального опубликования закона)
@

            Статья 15. Федеральная государственная служба
                         занятости населения

 (X) 1.  Федеральная  государственная   служба   занятости   населения
является  организационно   самостоятельной   службой   на   территории
Российской Федерации, деятельность которой направлена на:
     оценку  состояния  и  прогноз   развития   занятости   населения,
информирование о положении на рынке труда;
     разработку и реализацию  федеральной,  территориальных  (краевых,
областных, районных, городских) и других целевых  программ  содействия
занятости населения, включая программы содействия  занятости  граждан,
находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо  нуждающихся
в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
     содействие гражданам в поиске подходящей работы, а  работодателям
в подборе необходимых работников;
     организацию  при   необходимости   профессиональной   ориентации,
профессиональной подготовки, переподготовки и  повышения  квалификации
безработных граждан;
     осуществление социальных выплат в виде  пособия  по  безработице,
стипендии в период обучения по направлению органов  службы  занятости,
оказание материальной и иной помощи  безработным  гражданам  и  членам
семей безработных, находящимся на их содержании.
 (Y) 1. Федеральная   государственная   служба   занятости   населения
является   единой   федеральной   системой   органов   и   учреждений,
деятельность которой направлена на:
     оценку  состояния  и  прогноз   развития   занятости   населения,
информирование о положении на рынке труда;
     разработку    и    реализацию    федеральных,     территориальных
(республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских) и
других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости
населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся
под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске работы;
     содействие гражданам в поиске подходящей работы, а  работодателям
в подборе необходимых работников;
     организацию  при   необходимости   профессиональной   ориентации,
профессиональной подготовки, переподготовки и  повышения  квалификации
безработных граждан;
     осуществление   социальных   выплат   гражданам,   признанным   в
установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     Работу федеральной  государственной  службы  занятости  населения
возглавляет и  организует  федеральный  орган  исполнительной  власти,
ведающий вопросами в области занятости населения.
     2.  Территориальные   органы   службы   занятости   не   являются
структурными подразделениями  соответствующих  органов  исполнительной
власти    субъектов    Российской    Федерации,    органов    местного
самоуправления.
     3. На  территориях  субъектов  Российской  Федерации,  городских,
сельских поселений и на других  территориях  органы  службы  занятости
координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов
исполнительной власти, органов местного самоуправления в  пределах  их
компетенции.
     4. Органы службы занятости совместно с  органами  государственной
власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами  местного  самоуправления  осуществляют
разработку и реализацию государственной политики в области  содействия
занятости населения.
 (X) 5.   Услуги,   связанные   с   содействием   занятости   граждан,
предоставляются органами службы занятости бесплатно.
 (Y) 5. Услуги,   связанные   с   содействием   занятости   населения,
предоставляются гражданам бесплатно.
     Учреждения федеральной государственной службы занятости населения
могут оказывать  работодателям  платные  услуги,  перечень  и  порядок
предоставления   которых   определяются   Правительством    Российской
Федерации.

                 Статья 16. Статистическая отчетность
                  и информация о занятости населения

     Для объективной  оценки  состояния  рынка  труда  и  положения  в
области занятости населения  в  Российской  Федерации  устанавливается
государственная статистическая отчетность.
     Органы службы занятости обмениваются на  безвозмездной  основе  с
органами государственной  статистики,  налоговыми  органами,  органами
миграционной  службы  и  другими  заинтересованными   государственными
органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми  каждой  из
сторон для выполнения своих функций.

                 Статья 17. Привлечение на территорию
            Российской Федерации иностранной рабочей силы

     Привлечение  на  территорию  Российской   Федерации   иностранной
рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации.
     Привлечение и использование на  территории  Российской  Федерации
иностранной  рабочей  силы  осуществляются  в  порядке,   определяемом
законодательством Российской Федерации.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 18:
редакция 14 - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ (статья действует в
редакции (X),  статья в редакции  (Y)  вводится  по  истечении  одного
месяца после дня официального опубликования закона)
@

          Статья 18. Лицензирование деятельности, связанной
           с трудоустройством граждан Российской Федерации
             за пределами территории Российской Федерации

 (X) Деятельность, связанная  с  трудоустройством  граждан  Российской
Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется
на территории Российской  Федерации  только  российскими  юридическими
лицами на основании  лицензий,  выдаваемых  в  порядке,  установленном
законодательством Российской Федерации.

 (Y) Деятельность, связанная  с  трудоустройством  граждан  Российской
Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется
российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 19:
редакция 14   -   Федеральный   закон  от  10.01.03  N  8-ФЗ   (статья
исключается  по  истечении  одного  месяца  после   дня   официального
опубликования закона)
@

                Статья 19. Лицензирование деятельности
                  по содействию занятости населения

     Деятельность   по   оказанию   гражданам   услуг   в   содействии
трудоустройству,   профессиональной   ориентации   и   психологической
поддержке безработных граждан и  незанятого  населения  осуществляется
юридическими  лицами  на  основании  лицензий,   выдаваемых   органами
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  при  наличии
заключения органов службы занятости.


                 Статья 20. Координационные комитеты
                    содействия занятости населения

     В  целях  выработки  согласованных  решений  по   определению   и
осуществлению   политики   занятости   населения    на    федеральном,
территориальных уровнях в  рамках  социального  партнерства  создаются
координационные   комитеты   содействия   занятости    населения    из
представителей    объединений    профессиональных     союзов,     иных
представительных органов  работников,  работодателей,  органов  службы
занятости   и   других   заинтересованных   государственных   органов,
общественных  объединений,  представляющих  интересы  граждан,   особо
нуждающихся в социальной защите.
     Организация   и    порядок    работы    комитетов    определяются
представленными в комитетах сторонами.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 21:
редакция 14 - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ (статья действует в
редакции  (X),  статья  в  редакции  (Y)  вводится по истечении одного
месяца после дня официального опубликования закона)
@

              Статья 21. Участие профессиональных союзов
              и иных представительных органов работников
                   в содействии занятости населения

 (X) 1.  Профессиональные  союзы  и   иные   представительные   органы
работников вправе участвовать в разработке государственной политики  в
области содействия занятости населения.
     2.  Профессиональные  союзы  и   иные   представительные   органы
работников имеют право:
     вносить  в   органы   местного   самоуправления   предложения   о
перенесении сроков или временном прекращении  реализации  мероприятий,
связанных с массовым высвобождением работников;
     содействовать  обеспечению  социальных  гарантий   трудящихся   в
вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения,
предоставления льгот и компенсаций в соответствии с  законодательством
Российской Федерации.
     3. Массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией
производства,  совершенствованием  организации   труда,   ликвидацией,
перепрофилированием  организации  или  ее  структурных  подразделений,
полной  или  частичной  приостановкой   производства   по   инициативе
работодателя, может осуществляться лишь при  условии  предварительного
(не  менее  чем  за  три  месяца)  уведомления  в   письменной   форме
соответствующих профсоюзных органов и  иных  представительных  органов
работников.
     4.  Органы  исполнительной  власти,  работодатели   проводят   по
предложению профессиональных  союзов,  иных  представительных  органов
работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.
     По   итогам   консультаций    могут    заключаться    соглашения,
предусматривающие мероприятия, направленные  на  содействие  занятости
населения.
     5.   Профессиональные   союзы,   иные   представительные   органы
работников вправе требовать от работодателя включения  в  коллективный
договор конкретных мер по обеспечению занятости.
     6. Предложения  профессиональных  союзов,  иных  представительных
органов работников  в  связи  с  массовым  высвобождением  работников,
направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат
рассмотрению в установленном  законодательством  Российской  Федерации
порядке.

 (Y) 1. Профессиональные  союзы   и   иные   представительные   органы
работников вправе участвовать в разработке государственной политики  в
области содействия занятости населения.
     2. Профессиональные  союзы   и   иные   представительные   органы
работников имеют право:
     вносить в    органы   местного   самоуправления   предложения   о
перенесении сроков или временном прекращении  реализации  мероприятий,
связанных с массовым увольнением работников;
     содействовать обеспечению  социальных   гарантий   работников   в
вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения,
предоставления льгот и компенсаций в соответствии с  законодательством
Российской Федерации.
     3. Массовое увольнение работников может осуществляться  лишь  при
условии предварительного (не менее чем за три  месяца)  уведомления  в
письменной   форме   выборного   профсоюзного   органа   в    порядке,
установленном трудовым законодательством.
     4. Органы  исполнительной  власти,   работодатели   проводят   по
предложению  профессиональных  союзов,  иных  представительных органов
работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.
     По   итогам   консультаций    могут    заключаться    соглашения,
предусматривающие мероприятия, направленные  на  содействие  занятости
населения.
     5. Профессиональные   союзы,   иные    представительные    органы
работников  вправе  требовать от работодателя включения в коллективный
договор конкретных мер по обеспечению занятости.
     6. Предложения     выборных     профсоюзных     органов,     иных
представительных органов работников в  связи  с  массовым  увольнением
работников,   направленные   в   соответствующие   органы   власти   и
работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 22:
редакция 14 - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ (статья действует в
редакции (X),  статья в редакции  (Y)  вводится  по  истечении  одного
месяца после дня официального опубликования закона)
@
 
              (X) Статья 22. Финансирование мероприятий
                  по содействию занятости населения

     1. Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости
населения (фонд занятости) формируются за счет обязательных  страховых
взносов работодателей,  обязательных  страховых  взносов  с  заработка
работающих, ассигнований при необходимости  из  федерального  бюджета,
бюджетов  субъектов   Российской   Федерации   и   местных   бюджетов,
добровольных   взносов   юридических   и   физических   лиц,   включая
иностранных, других поступлений, в том числе средств,  взыскиваемых  с
работодателей  за  нарушение  требований,  предусмотренных   настоящим
Законом, и аккумулируются на счетах в учреждениях  Центрального  банка
Российской Федерации, других уполномоченных банков.
     2. Размеры  обязательных  страховых  взносов  в  фонд  занятости,
ассигнований из федерального бюджета, отчислений в  федеральную  часть
фонда занятости, категории работодателей  и  работников,  уплачивающих
страховые взносы  и  освобождаемых  от  их  уплаты,  объем  доходов  и
расходов  фонда  занятости  и  отчет  об  их  исполнении  утверждаются
федеральными  законами  по  представлению   Правительства   Российской
Федерации.
     3. Фонд занятости не  является  юридическим  лицом,  находится  в
оперативном управлении  и  распоряжении  органов  службы  занятости  и
расходуется на  финансирование  мероприятий  по  содействию  занятости
населения.
     4. Фонд занятости является  государственным  внебюджетным  фондом
Российской Федерации и федеральной государственной собственностью.
     Средства фонда занятости не входят в состав федерального бюджета.
     Средства, не использованные в отчетном году, изъятию не  подлежат
и переходят на следующий финансовый год.
     5. Средства фонда занятости,  формируемые  за  счет  обязательных
страховых взносов  работодателей,  обязательных  страховых  взносов  с
заработка работающих, ассигнований при необходимости  из  федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и  местных  бюджетов,
освобождаются от налогообложения в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации о налогах.

         (Y) Статья 22. Источники финансирования мероприятий
                  по содействию занятости населения

     1. За счет средств федерального бюджета  на  соответствующий  год
финансируются расходы на выплату пособий по безработице и стипендий  в
установленных настоящим Законом размерах, а также  расходы  на  прочие
выплаты безработным гражданам, осуществление мероприятий по содействию
трудоустройству  населения,  организацию  профессионального   обучения
безработных граждан и профессиональной ориентации граждан,  содержание
органов и  учреждений  федеральной  государственной  службы  занятости
населения и другие мероприятия по содействию занятости населения.
     2. В   соответствии   с  настоящим  Законом  по  решению  органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и   органов
местного самоуправления мероприятия по содействию занятости населения,
в том числе по социальной поддержке безработных, финансируются за счет
средств   бюджетов   субъектов   Российской   Федерации   и   бюджетов
муниципальных образований (местных бюджетов).
     3. Дополнительные  средства  для  финансирования  мероприятий  по
содействию  занятости  населения  могут   быть   также   получены   из
внебюджетных источников.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 23:
редакции 9 - Федеральный закон от 17.07.99 N 175-ФЗ,  14 - Федеральный
закон от 10.01.03 N 8-ФЗ (статья действует в редакции  (X),  статья  в
редакции   (Y)   вводится   по   истечении  одного  месяца  после  дня
официального опубликования закона)
@

             (X) Статья 23. Профессиональная подготовка,
               повышение квалификации и переподготовка
                         безработных граждан

     1.  Профессиональная   подготовка,   повышение   квалификации   и
переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению
органов службы занятости, если:
     невозможно  подобрать  подходящую  работу  из-за   отсутствия   у
гражданина необходимой профессиональной квалификации;
     необходимо изменить  профессию  (специальность,  род  занятий)  в
связи  с  отсутствием  работы,  отвечающей  имеющимся   у   гражданина
профессиональным навыкам;
     гражданином утрачена способность к выполнению работы  по  прежней
профессии (специальности).
     2.  Профессиональная   подготовка,   повышение   квалификации   и
переподготовка безработных граждан  осуществляются  в  образовательных
учреждениях профессионального и дополнительного  образования,  учебных
центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях,
образовательных  подразделениях  организаций  или   в   иных   учебных
заведениях в соответствии с  заключаемыми  органами  службы  занятости
договорами.
     3.  Право  в   приоритетном   порядке   пройти   профессиональную
подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют  безработные
инвалиды, безработные граждане  по  истечении  шестимесячного  периода
безработицы,  граждане,  уволенные  с  военной  службы,  жены  (мужья)
военнослужащих и  граждан,  уволенных  с  военной  службы,  выпускники
общеобразовательных  учреждений,  а  также  граждане,  впервые  ищущие
работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
     4.  Органы  образования  по  запросу  органов  службы   занятости
представляют   им   информацию   о    профессионально-квалификационной
структуре   выпуска   и   численности   выпускников,   нуждающихся   в
трудоустройстве.

             (Y) Статья 23. Профессиональная подготовка,
               переподготовка и повышение квалификации
                         безработных граждан

     1. Профессиональная  подготовка,   переподготовка   и   повышение
квалификации  безработных  граждан могут осуществляться по направлению
органов службы занятости, если:
     гражданин не имеет профессии (специальности);
     невозможно  подобрать  подходящую  работу  из-за   отсутствия   у
гражданина необходимой профессиональной квалификации;
     необходимо изменить  профессию  (специальность,  род  занятий)  в
связи  с  отсутствием  работы,  отвечающей  имеющимся   у   гражданина
профессиональным навыкам;
     гражданином утрачена способность к выполнению работы  по  прежней
профессии (специальности).
     2. Профессиональная   подготовка,   переподготовка   и  повышение
квалификации  безработных  граждан  осуществляются  в  образовательных
учреждениях  профессионального и дополнительного образования,  учебных
центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях,
образовательных   подразделениях   организаций   или  в  иных  учебных
заведениях в соответствии с  заключаемыми  органами  службы  занятости
договорами.
     3. Право   в   приоритетном   порядке   пройти   профессиональную
подготовку,  переподготовку и повышение квалификации имеют безработные
инвалиды,  безработные граждане по  истечении  шестимесячного  периода
безработицы,  граждане,  уволенные  с  военной  службы,  жены  (мужья)
военнослужащих и  граждан,  уволенных  с  военной  службы,  выпускники
общеобразовательных  учреждений,  а  также  граждане,  впервые  ищущие
работу  (ранее  не  работавшие)  и  при  этом  не  имеющие   профессии
(специальности).
     4.  Органы  образования  по  запросу  органов  службы   занятости
представляют   им   информацию   о    профессионально-квалификационной
структуре   выпуска   и   численности   выпускников,   нуждающихся   в
трудоустройстве.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 24:
редакции 9 - Федеральный закон от 17.07.99 N 175-ФЗ,  14 - Федеральный
закон от 10.01.03 N 8-ФЗ (статья действует в редакции  (X),  статья  в
редакции   (Y)   вводится   по   истечении  одного  месяца  после  дня
официального опубликования закона)
@

              Статья 24. Организация общественных работ

 (X) 1. Органы исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации,
органы местного самоуправления по предложению и  при  участии  органов
службы занятости организуют в целях  обеспечения  временной  занятости
населения проведение оплачиваемых общественных работ  в  организациях,
находящихся  в  их  собственности,  и  по   договорам   -   в   других
организациях.
     Под  общественными  работами  понимается  общедоступная  трудовая
деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая
в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
     К общественным работам не  относится  деятельность,  связанная  с
необходимостью  срочной  ликвидации  последствий   аварий,   стихийных
бедствий,  катастроф  и  других  чрезвычайных  ситуаций  и   требующая
специальной подготовки работников,  а  также  их  квалифицированных  и
ответственных действий в кратчайшие сроки.
     2.  С  лицами,  желающими  участвовать  в  общественных  работах,
заключается  срочный  трудовой  договор.  Преимущественным  правом  на
заключение  такого  договора  пользуются  безработные   граждане,   не
получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие  на
учете в  органах  службы  занятости  свыше  шести  месяцев.  Граждане,
зарегистрированные в органах службы  занятости, также имеют  право  на
участие в общественных работах.
     Участие граждан в общественных работах допускается  только  с  их
согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние
здоровья,  возрастные,  профессиональные   и   другие   индивидуальные
особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии гражданина  в
общественных работах может быть расторгнут им досрочно при  устройстве
на постоянную или временную работу.
     3.  Оплата  труда  граждан,  занятых  на  общественных   работах,
производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     В период участия безработных граждан в  общественных  работах  за
ними сохраняется право на  получение  пособия  по  безработице  (кроме
граждан, участвующих в общественных работах и  указанных  в  пункте  3
статьи 4 настоящего Закона).
     4. На граждан, занятых на общественных работах,  распространяется
законодательство   Российской   Федерации   о   труде   и   социальном
страховании.
     5. Финансирование общественных работ производится за счет средств
организаций, в которых организуются  эти  работы,  и  привлечения  при
необходимости  средств  субъектов   Российской   Федерации   и   фонда
занятости.
     6.  Положение  об  организации  общественных  работ  утверждается
Правительством Российской Федерации.

 (Y) 1. Органы исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации,
органы местного самоуправления по предложению и  при  участии  органов
службы занятости организуют в целях  обеспечения  временной  занятости
населения проведение оплачиваемых общественных работ  в  организациях,
находящихся  в  их  собственности,  и  по   договорам   -   в   других
организациях.
     Под общественными  работами  понимается  трудовая   деятельность,
имеющая  социально  полезную  направленность и организуемая в качестве
дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
     К общественным работам не  относится  деятельность,  связанная  с
необходимостью  срочной  ликвидации  последствий   аварий,   стихийных
бедствий,  катастроф  и  других  чрезвычайных  ситуаций  и   требующая
специальной подготовки работников,  а  также  их  квалифицированных  и
ответственных действий в кратчайшие сроки.

    

Страницы: 1  2  


Оглавление


Печать
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru