Страницы: 1 2 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СБОРА И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ДАННЫХ ДЛЯ ПАСПОРТИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ 24 сентября 2002 г. N 1388 (Д) В целях реализации положений п. 46 раздела VII "Модернизация технического и технологического оснащения объектов культуры" Федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 N 955, и организации деятельности в сфере сбора и систематизации данных для паспортизации технической оснащенности объектов культуры приказываю: 1. Утвердить прилагаемые: - принципы паспортизации технической оснащенности объектов культуры (Приложение 1); - Методики сбора и обработки первичных данных в ходе паспортизации технической оснащенности объектов культуры (Приложение 2, Приложение 3); - паспорта технической оснащенности библиотеки, промышленного предприятия отрасли культуры и кинотеатра (Приложение 4); - календарный план - график работ по паспортизации технической оснащенности объектов культуры (2002 - 2005 годы) (Приложение 5). 2. Подведомственным организациям обеспечить предоставление необходимых данных для осуществления паспортизации. 3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра Голутву А.А. Министр культуры Российской Федерации М.Е. ШВЫДКОЙ 24 сентября 2002 г. N 1388 Приложение 1 к Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 24 сентября 2002 года N 1388 ПРИНЦИПЫ ПАСПОРТИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ 1. Введение Политика, осуществляемая государством, направлена на достижение конкретных целей, устанавливаемых в целом на уровне бюджетного сектора. Достижению этих целей служит деятельность организаций, находящихся в государственной собственности, и органов исполнительной власти Российской Федерации (министерств и ведомств), которым эти организации подведомственны. Методы управления организациями, находящимися в государственной собственности, нуждаются в постоянном совершенствовании в соответствии с меняющимися (в том числе и в сторону усложнения) целями деятельности государственного сектора. Для совершенствования методов управления государственными организациями Минэкономики России разработаны показатели экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, находящихся в собственности государства. В свою очередь Минимущество России осуществляет контроль и координацию использования государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении у государственных предприятий и учреждений. Отраслевые министерства и ведомства, входящие в структуру исполнительной власти Российской Федерации, курируют деятельность подведомственных организаций как объектов с определенной отраслевой спецификой, которая должна быть учтена при формировании государственной политики. Таким образом, организации, находящиеся в государственной собственности, могут рассматриваться как: 1. Единицы статистического учета, которые предоставляют некоторую информацию о своей деятельности в государственные и муниципальные органы статистического учета и наблюдения в форме обязательной статистической отчетности. 2. Субъекты экономической деятельности, оценивающие экономическую эффективность своей работы, финансовую устойчивость и ликвидность по утвержденным на федеральном уровне показателям. 3. Имущественные комплексы, включающие и использующие активы, переданные им в хозяйственное ведение (оперативное управление), а также анализирующие способы и результаты использования этих активов. 4. Организации с определенной отраслевой спецификой деятельности, курируемые отраслевыми министерствами и ведомствами. Рассмотрение организаций как объектов управления с целью достижения комплексного результата производится сегодня только в некоторых случаях, но и тогда не выявляются интегрированные показатели, по которым можно проанализировать все аспекты их деятельности, определить рациональные пути их модернизации. Для создания информационной основы проведения комплексного анализа деятельности организаций, находящихся в собственности государства, с целью выбора наиболее эффективных путей модернизации их технического и технологического оснащения Минкультуры России инициирует формирование базы данных паспортов технической оснащенности объектов культуры, содержащих основные сведения о различных аспектах работы подведомственных организаций. Информация, представленная в существующих формах отчетности и внутреннего учета организаций культуры, позволяет в основном сделать выводы об эффективности деятельности подведомственных организаций и частично исследовать отдельные аспекты их работы. Однако развитие и распространение средств вычислительной техники на сегодня диктует необходимость внедрения новых методов доступа, хранения и обработки имеющейся информации, автоматизации процессов учета, оценки и выбора перспективных направлений развития, выбора путей эффективного вложения средств. Паспортизация технической оснащенности объектов культуры представляет собой процесс сбора и систематизации данных, наполнения электронной базы, обеспечивающей автоматизированный поиск, обработку и анализ информации о деятельности и текущем состоянии подведомственных Минкультуры России организаций. Систематизация проводится по перечню первичных и расчетных показателей, составляющих паспорт технической оснащенности организаций культуры различных направлений деятельности. Автоматизированная обработка данных на новом уровне облегчает процесс принятия решений по технической и технологической модернизации объектов культуры, вложению средств в их развитие. Мероприятия по проведению паспортизации позволят: 1. Сформировать электронную базу данных по основным показателям деятельности организаций культуры и их технической оснащенности, которая сможет служить основой для принятия решений как по первичной информации о деятельности организации, так и по производным комплексным показателям технического и финансово - экономического состояния объектов культуры и выбора направлений их развития. 2. Создать систему мониторинга показателей, заложенных в паспорта организаций культуры, и постоянного обновления базы данных. 3. Классифицировать показатели деятельности организаций культуры по степени значимости для оценки эффективности их работы. 4. Создать основу для внедрения новых методов оценки эффективности деятельности. 5. Получить заключения о финансово - экономическом положении и техническом оснащении предприятий и учреждений (представляются как сравнительный анализ по выбранным объектам и отдельно по каждому предприятию и учреждению). 6. Выработать решения по выбору наиболее рационального пути развития предприятий, бизнес - планированию, формированию направлений модернизации их технической и технологической оснащенности, рациональному вложению денежных средств. 2. Правовая основа паспортизации технической оснащенности объектов культуры Среди целей управления имущественным комплексом, устанавливаемых для бюджетного сектора, содержащихся в Постановлении Правительства РФ N 1024 от 09.09.1999 "О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", присутствуют: оптимизация структуры собственности в соответствии с функциональным разделением полномочий и ответственности для достижения общих целей деятельности; вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления; использование государственных активов в качестве инструмента привлечения внебюджетных средств решения задач общественного сектора экономики. Вышеперечисленные цели становятся приоритетными и для Минкультуры России. Министерство, как и другие органы исполнительной власти Российской Федерации, в своих областях деятельности: разрабатывает и осуществляет государственную политику в сфере культуры; определяет цели и приоритеты в развитии отдельных видов культурной деятельности, музейного и библиотечного дела; координирует деятельность, контролирует эффективность и качество работы подведомственных организаций, степень достижения целей деятельности министерства. Минкультуры России в соответствии с п. п. 46 и 47 раздела 6 Положения о Минкультуры России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1997 г. N 679 "Об утверждении Положения о Министерстве культуры Российской Федерации", выполняет функции по: управлению подведомственными организациями в пределах предоставленных полномочий; проведению документальных ревизий и проверок производственной и финансово - хозяйственной деятельности; контролю расходования средств федерального бюджета и эффективности использования находящегося у подведомственных организаций в оперативном управлении или на праве хозяйственного ведения государственного имущества, относящегося к федеральной собственности; формированию направлений модернизации и содействию повышению технической оснащенности организаций сферы культуры; разработке рекомендаций для промышленного производства соответствующей продукции. Функции министерства могут быть выполнены лишь при существовании полной и достоверной информационной базы, обеспечивающей обоснованное и своевременное принятие решений. Кроме осуществления строгого учета и контроля целевого использования подведомственного имущества, целесообразной является оценка эффективности использования активов, в создание которых государство вложило бюджетные средства. В широком смысле активом является организация, функционирующая для достижения целей государства, в рассматриваемом случае - организации, подведомственные Минкультуры России. Исходя из этого, информационная база предполагает охват показателей, характеризующих не только использование имущественного комплекса, но и финансово - экономическое положение организации, специфику ее деятельности. Такой перечень первичных и расчетных показателей, входящий в информационную базу, и составляет паспорт технической оснащенности объекта культуры. Мероприятия по составлению паспортов технической оснащенности объектов культуры проводятся в рамках реализации Федеральной целевой программы "Культура России" (2001 - 2005 годы) в соответствии с пунктом 46 раздела VII "Модернизация технического и технологического оснащения объектов культуры". Перечень показателей, заложенный в паспорта технической оснащенности объектов культуры, охватывает показатели экономической эффективности деятельности ФГУП и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, необходимость ведения реестра которых закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 23. Таким образом, формируется отраслевая база данных показателей, характеризующих техническое оснащение и деятельность организаций культуры, искусства и кинематографии, подведомственных Минкультуры России, а также наиболее значимых объектов культуры субъектов Российской Федерации. 3. Этапы и календарный план проведения паспортизации объектов культуры Минкультуры России как органу исполнительной власти РФ подведомственны коммерческие и некоммерческие государственные организации сферы культуры, искусства и кинематографии. В настоящее время из общего числа организаций, находящихся в ведении Минкультуры России, зарегистрированы в организационно - правовой форме федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), федеральных предприятий и государственных предприятий 173 объекта, в организационно - правовой форме федеральных учреждений - 247 объектов. В состав ФГУП входят промышленные, научно - исследовательские, информационные, научно - производственные, проектные, строительные, реставрационные, снабженческо - сбытовые, транспортные и сервисные предприятия. Творческо - производственные ФГУП представлены кинопредприятиями, цирками, предприятиями монументального искусства. В состав федеральных учреждений (ФУ) входят театры, музеи, музеи - заповедники, музыкальные и концертные коллективы, концертные учреждения, библиотеки, культурно - просветительные учреждения, высшие учебные заведения, средние специальные учебные заведения, средние специальные музыкальные школы, прочие заведения по подготовке кадров. Действия Минкультуры России по управлению и распоряжению государственным имуществом направлены на обеспечение сохранности уникальных ценностей и повышение социальной отдачи от их целевого использования. Это принципиально отличает процесс управления имущественным комплексом в сфере культуры не только от производственного сектора экономики, но и от других отраслей социальной сферы. К объектам, требующим особого внимания на предмет их сохранности, относятся памятники истории и культуры, предметы музейного фонда, библиотечные фонды, а также кинофонд. Включая подведомственные Минкультуры России объекты, в Российской Федерации насчитывается 547 театров; 126 концертных учреждений; 63 цирка; около 2,5 тысячи крупных районных библиотек; около 1400 кинотеатров; примерно 2,5 тысячи музеев и 300 высших и средних учебных заведений сферы культуры, искусства и кинематографии. Паспортизация технической оснащенности объектов культуры охватывает большинство объектов культуры, искусства и кинематографии по всем направлениям деятельности Минкультуры России (федеральные и муниципальные учреждения; федеральные и муниципальные унитарные предприятия) и проходит в несколько этапов (см. Приложение 5 "Календарный план - график паспортизации объектов культуры (2002 - 2005 годы)"). При этом непосредственно сбор данных на местах предполагается осуществлять путем формирования выборки организаций культуры в размерах примерно 10% от общего их числа. Информацию по остальным объектам культуры предполагается формировать через запросы в субъекты Федерации непосредственно по конкретным организациям культуры. Составление паспортов планируется начать с наиболее крупных организаций, подведомственных Минкультуры России, при работе с которыми уточнятся формы представления и обработки первичной и производной информации. В дальнейшем паспортизация затронет наиболее значимые муниципальные, региональные и федеральные объекты культуры. На первом этапе (2002 год) составляются макеты, а также проводится сбор и обработка первичных данных паспортов библиотеки, кинотеатра, промышленного предприятия отрасли культуры. По промышленным предприятиям выводы по результатам паспортизации уже в 2002 году оформляются в виде аналитического заключения и предоставляются для принятия управленческих решений. В 2003 году составляются макеты паспортов и начинается паспортизация музеев, полностью проводится паспортизация киновидеопрокатных объектов, завершается паспортизация кинотеатров. До конца первого квартала 2004 года формируются макеты паспортов парков культуры, театров и цирков, а в течение 2004 года проводится окончательная обработка и анализ информации по паспортам музеев и парков культуры. 2005 год становится годом завершения паспортизации технической оснащенности объектов культуры. Завершается сбор, обработка и анализ данных по театрам и циркам. Формируются макеты паспортов и проводится паспортизация технической оснащенности образовательных и концертных организаций, НИИ и киностудий ("Календарный план - график паспортизации технической оснащенности объектов культуры (2002 - 2005 годы)"). В дальнейшем выводы предполагается обобщить и представить в виде общего аналитического заключения по всем видам объектов культуры, паспорта которых были составлены. 4. Программы мониторинга, проводимые в настоящее время по отдельным направлениям деятельности Минкультуры России Особое внимание в процессе своей деятельности Минкультуры России уделяет состоянию фондов учреждений культуры (библиотечных, музейных и кинофондов), а также памятникам истории и культуры. В настоящее время во исполнение распоряжения Правительства РФ от 26 июля 2000 г. N 1072-р в рамках утвержденного плана - графика по реализации мероприятий "Плана действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы" осуществляется создание общероссийской системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, предметов музейного фонда, библиотечных фондов, а также кинофонда. С целью начала работ по созданию системы мониторинга министерством издано 2 Приказа (N 575 от 29 сентября 2000 года и N 667 от 9 ноября 2000 года). Эта система по содержанию сходна с излагаемой в данном документе системой паспортизации объектов культуры, однако ориентирована только на те подведомственные организации, в которых хранятся специфичные фонды, требующие особых условий хранения и специальной системы управления. Система мониторинга предполагает контроль динамики изменения технического состояния памятников истории и культуры, качества проводимых реставрационных работ, соответствия характера использования данных объектов задачам сохранения культурного наследия, а также опросное и визуальное обследование хранилищ фондов музеев, книгохранилищ библиотек, архивохранилищ, хранилищ кинофонда с точки зрения обеспечения их безопасности, условий хранения, порядка их использования в деятельности организаций. В рамках программы мониторинга разработаны анкеты, включающие в себя обширный перечень закрытых и открытых вопросов, характеризующих условия и технологию текущей деятельности учреждений культуры. Результаты мониторинга после обработки экспертами будут использоваться Минкультуры России как база для принятия управленческих решений в отношении проведения первоочередных работ по реставрации памятников и предметов фондов хранения. Эти результаты послужат основой для оптимизации финансовых потоков, направляемых на эти работы. Таким образом, данный мониторинг проводится исключительно с целью выявления специфических условий деятельности организаций культуры для их изменения или совершенствования технологии работы. Однако логика программы мониторинга, заключающаяся в формировании некоего объема первичных данных для дальнейшего его использования в процессе принятия управленческих решений, может быть применима и для объектов культуры, не охваченных этой тематической программой. Сбор информации о подведомственных Минкультуры России объектах проводится не только в рамках мониторинга их фондов. Для получения достоверной информации о наличии и состоянии объектов государственной собственности, обеспечения эффективного управления государственным имуществом Минимущество России и Минкультуры России поставило перед подведомственными предприятиями и учреждениями задачу полной инвентаризации имущества и внесения соответствующих сведений в государственный реестр федерального имущества. Принимая во внимание специфический характер отдельных имущественных объектов, отсутствие утвержденной методики их оценки, тесную связь использования таких объектов с авторскими и смежными правами, межведомственный и международный характер целого ряда направлений деятельности, связанной с обеспечением сохранности и законности использования государственного имущества в сфере культуры, Минкультуры России осуществляет контроль в данной области в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти - Роспатентом, Минфином России, МНС России, ГТК России. Инвентаризация федерального имущества является первым шагом по сбору и систематизации информации об эффективности использования государственных активов. Процесс паспортизации технической оснащенности должен стать следующим шагом, который позволит создать централизованную электронную базу данных по наиболее значимым объектам культуры федерального, регионального и местного подчинения, на основе которой можно будет принимать управленческие решения текущего и долгосрочного характера. 5. Информация, сбор и обработка которой осуществляется в ходе паспортизации технической оснащенности объектов культуры Паспортизация технической оснащенности объектов культуры ставит своей целью создание основы для комплексной оценки эффективности деятельности объекта путем анализа значений показателей, характеризующих результаты его работы за выбранный период. Выбор комплексных показателей, по которым проводится аналитическая работа, зависит от направлений анализа, то есть от того, какую конечную информацию необходимо получить о результатах работы организации. Потребность в информации определяется задачами, стоящими перед министерством, закрепленными за ним функциями. К таким задачам следует отнести: 1) системное управление подведомственными организациями с регулярной оценкой степени достижения целей, поставленных перед министерством (управление по результатам); 2) внедрение методов расчета необходимых объемов расходования бюджетных средств и масштабов деятельности в разрезе каждой подведомственной организации, исходя из рассчитанного целесообразного объема оказания услуг (выпуска продукции) бюджетным сектором экономики в сфере культуры, искусства и кинематографии; 3) обеспечение доступа к культурным ценностям и доступности услуг организаций культуры для всех слоев населения; 4) замену бюджетного финансирования внебюджетным там, где это возможно и целесообразно; 5) перевод на контрактную и инвестиционную систему бюджетного финансирования подведомственных объектов в определенных сферах деятельности; 6) реорганизацию государственных унитарных предприятий путем преобразования их в открытые акционерные общества, ликвидацию недействующих и бесперспективных организаций; 7) повышение эффективности расходования бюджетных средств (деятельности подведомственных организаций), контроль эффективного и рационального использования в подведомственных предприятиях и учреждениях объектов недвижимости, оборудования, других имущественных объектов, полученных бюджетных и внебюджетных средств путем создания системы регулярного мониторинга основных показателей деятельности, финансово - экономического анализа состояния организаций, их технической технологической оснащенности; 8) мониторинг социально - культурного развития регионов России с целью осуществления общенациональной политики в области культуры, искусства и кинематографии. Выводы из анализа данных, собранных в результате проведения паспортизации технической оснащенности, будут использоваться для принятия решений именно по направлениям, означенным выше. В связи с этим первичная информация о деятельности подведомственных организаций по содержанию будет отражать следующие аспекты: общие данные (наименование, реквизиты, адрес и др.); правовой статус и документы, регулирующие деятельность; характеристика земельного участка, на котором расположена организация (общие, экономические, юридические параметры); персонал, особенности кадровой политики и мотивации работы сотрудников; имущественный комплекс (основные и оборотные активы) - в натуральных и стоимостных показателях, характеризующих имеющееся имущество, способы его использования и техническое состояние; обновление основных и оборотных активов (натуральные и стоимостные показатели); выпускаемая продукция (предоставляемые услуги) - в натуральном и денежном выражении (проектная мощность и фактические масштабы деятельности в отчетном периоде); кредиторская и дебиторская задолженность, в том числе просроченная (по видам, срокам и основным контрагентам); результаты деятельности организации в натуральных и денежных показателях (качественные и количественные показатели); возникшие в отчетном периоде хозяйственные споры и наложенные административные взыскания. Показатели, включаемые в паспорт технической оснащенности объекта культуры, предоставят возможность провести анализ работы организации: 1. Оценить текущее состояние организации как имущественного комплекса, степень эффективности и целевого использования государственного имущества, закрепленного за подведомственными организациями: - проконтролировать состояние государственного имущества; - охарактеризовать применяемые способы целевого использования имущества; - проконтролировать условия сдачи имущества в аренду, законность заключаемых договоров аренды, доходы от аренды и направлений их использования, в том числе полного и своевременного перечисления в федеральный бюджет государственными унитарными предприятиями доходов от аренды по объектам недвижимого имущества; - проконтролировать площади неиспользуемых помещений - оценка возможных вариантов их использования, реструктуризацию площадей; - согласовать продажу недвижимого имущества и проконтролировать перечисления доходов от продажи в федеральный бюджет; - проанализировать общие доходы от использования недвижимого имущества и перечисления части прибыли в федеральный бюджет; - проанализировать степень загрузки производственных мощностей на промышленных и аналогичных по характеру производства предприятиях отрасли. 2. Проанализировать масштабы деятельности, объемы выпускаемой продукции (предоставляемых услуг), ассортиментную и сбытовую политику: - оценить максимально возможный объем выпуска продукции (услуг) при существующем техническом и кадровом обеспечении; - оценить объемы выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг) в отчетном периоде по укрупненному ассортименту - сравнение план - факт; - оценить перспективы рынка - возможности расширения ассортимента, географию сбыта, возможности совершенствования сбытовой политики, расширения спектра или пересмотра выполняемых функций; - определить необходимость увеличения или уменьшения проектных мощностей в зависимости от складывающейся рыночной ситуации и целей министерства в данном секторе рынка; - проанализировать необходимость перепрофилирования, приватизации, изменения методов управления, изменения функций, выполняемых в структуре подведомственных министерству организаций, передачи выполняемых функций другим государственным или частным организациям, ликвидации. 3. Проанализировать эффективность управления обязательствами организации: - проанализировать структуру пассивов и активов в отчетном и прошлых периодах - оценить правильность выбора источников финансирования текущей деятельности и обновления оборотных и основных средств; - оценка правильности расчета финансового и операционного циклов; - анализ работы с просроченной задолженностью; - анализ ликвидности. 4. Оценка результатов деятельности организации: - анализ целесообразности применения выбранных количественных и качественных показателей и выводов, получаемых на их основе; - анализ необходимости внесения изменений в используемую систему показателей оценки результатов и совершенствование системы; - формирование заключения о методах повышения эффективности работы организации, необходимости реструктуризации этой организации как имущественного комплекса и других мерах совершенствования управления. На основе финансово - экономического анализа показателей предприятий комплексно оценивается их финансовая устойчивость, и делаются выводы о необходимости применения тех или иных мер по совершенствованию управления на предприятии, в том числе о возможностях реорганизации и реструктуризации активов. Также оцениваются финансово - экономические показатели деятельности учреждений культуры, задачей которых в большей степени является достижение социального эффекта. В ходе паспортизации технической оснащенности оцениваются показатели эффективности и качества работы организаций культуры, применяемые в зарубежной практике в качестве утвержденных стандартов, наиболее оптимальных и достоверных критериев эффективности деятельности организаций культуры (какими являются, например, показатели деятельности библиотек, используемые в практике IFLA - Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений). 6. Типы показателей, рассчитываемых и анализируемых в ходе паспортизации технической оснащенности объектов культуры В сформированной в ходе проведения паспортизации технической оснащенности электронной базе данных должна быть заложена возможность автоматического расчета показателей, анализ которых позволит сделать вывод о степени эффективности работы предприятия или учреждения культуры. В структуре информационной системы будет заложена возможность расчета следующих видов показателей: доля специалистов различных категорий в составе работников организации; удельный вес объектов имущественного комплекса (помещений, оборудования и др.) целевого назначения в общем имущественном комплексе объекта культуры (по площади или по балансовой стоимости) (%); износ различных видов основных средств (%); коэффициенты использования имущественного комплекса / масштабов деятельности организации (загрузки мощностей, использования помещений и др.) (показатели фондоотдачи в натуральном или денежном выражении); темпы обновления основных и оборотных фондов организации за период (%); коэффициенты оборачиваемости и покрытия общими доходами (валовой выручкой) активов и пассивов, а также отдельных их видов (дней, оборотов за период, раз); показатели фондоемкости, затратоемкости (в натуральном и денежном выражении); доля сумм по различным статьям доходов и затрат, соответственно, в общей величине доходов и затрат организации; экономические количественные показатели эффективности деятельности; качественные показатели эффективности деятельности. 7. Экономические показатели, характеризующие деятельность объектов культуры Показателями, по которым анализируется экономические аспекты деятельности предприятий (учреждений), подведомственных Минкультуры России, станут: 1. Оборачиваемость капитала Показатель отражает масштабы деятельности организации относительно объемов вложенных в активы средств. Несоответствие объемов деятельности величине вложенных в организацию с целью их достижения средств не позволяет получить планируемые результаты, а потому является показателем нерационального планирования использования активов. 2. Коэффициент обеспеченности внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования Показатель характеризует степень рискованности финансовой политики организации. Низкий коэффициент обеспеченности вложений во внеоборотные активы долгосрочными источниками финансирования свидетельствует о высоких рисках финансовой политики, проводимой организацией. 3. Доля просроченной кредиторской задолженности в ее общей величине Величина просроченной кредиторской задолженности непосредственно отражает существующие угрозы банкротства организации. 4. Период финансового цикла Продолжительность периода финансового цикла отражает эффективность управления оборотным капиталом в организации, то есть достижение оптимального равновесия в сроках оборачиваемости и, соответственно, в величинах запасов, кредиторской и дебиторской задолженности. 5. Величина отчислений от чистой прибыли (полученного дохода) в государственный бюджет Абсолютная величина отчислений от прибыли (дохода) организации в бюджет пропорционально зависит от полученной в отчетном периоде чистой прибыли (дохода), то есть одновременно говорит о ее объеме. Показатель отражает коммерческую эффективность вложения государственных ресурсов в деятельность организации. Норматив отчислений от прибыли (полученного дохода) целесообразно рассчитывать по регрессивной шкале, то есть в процентном от прибыли (дохода) выражении его величина будет убывать с ростом прибыли (дохода), целью чего служит мотивация организаций к увеличению абсолютной величины получаемой за период прибыли (дохода). На первом этапе данный показатель будет использован как для предприятий, так и для учреждений, подведомственных Минкультуры России. Впоследствии его применение для формирования аналитических выводов об эффективности текущей деятельности следует ограничить только предприятиями, так как работа учреждений направлена на достижение другого результата - выполнение социальных и других общественных функций, а не на получение дополнительных доходов в бюджет. 6. Рентабельность деятельности организации по чистой прибыли Данный показатель отражает прибыльность работы организации в целом, включая прибыльность вида деятельности организации. 7. Величина чистых активов организации Расчет значения чистых активов позволяет оценить соответствие взятых организацией обязательств величине ее активов. Экономические и специальные показатели, рассчитываемые с целью оценки эффективности деятельности организаций культуры, группируются в соответствии со значимостью их обоюдного сравнения, а в дальнейшем анализируются соотношения различных показателей, на основе чего делаются выводы об экономической и общей текущей ситуации в организации, применяемых методах управления и перспективах развития, направлениях модернизации ее технического и технологического оснащения. Механизмы расчета показателей, необходимых для проведения анализа эффективности работы организации, а также примеры возможных интерпретаций текущей ситуации в организации в зависимости от соотношения различных показателей изложены в Методике обработки первичных данных в ходе паспортизации технической оснащенности объектов культуры. В зависимости от сложившейся в организации экономической ситуации и перспектив, реальных для рассматриваемого направления деятельности, политика министерства по совершенствованию управления и реализации поставленных задач будет различной: от косвенной координации деятельности до прямого вмешательства в процесс работы с целью перестройки структуры управления, перепрофилирования, реорганизации, санации или проведения других мер, способствующих достижению целей деятельности Минкультуры России в целом. Таким образом, проведение паспортизации технической оснащенности позволит создать основу для построения системы эффективного комплексного управления подведомственными организациями для успешного выполнения задач, стоящих перед Минкультуры России как органом исполнительной власти Российской Федерации. Приложение 2 к Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 24 сентября 2002 года N 1388 МЕТОДИКА СБОРА ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ В ХОДЕ ПАСПОРТИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ Паспорт технической оснащенности объекта культуры состоит из двух составляющих: первичных и расчетных показателей. Расчетные показатели вычисляются после сбора первичных данных. Сбор информации о деятельности отдельных организаций культуры, искусства и кинематографии осуществляется в соответствии с составленным перечнем первичных показателей, включаемых в паспорта технической оснащенности этих объектов культуры. Сбор данных проводится, прежде всего, с использованием ресурсов исследуемых объектов культуры. Другими значимыми источниками информации при недостатке предоставленных и собранных в организациях культуры данных должны быть: - существующие источники обработанной и первичной информации органов государственной и муниципальной власти, собирающих формы обязательной статистической отчетности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; - СМИ, проведенные маркетинговые, аудиторские, социологические исследования. Информация в ходе паспортизации собирается путем: 1. Формирования официальных запросов в региональные органы управления культуры и непосредственно в организации культуры с определением закрытого перечня требуемых к предоставлению данных. 2. Проведения исследования непосредственно в учреждении (на предприятии), включающего исследование первичных документов, проведение анкетирования, интервью и опросов, работу независимых экспертов и др. На первом этапе паспортизации сбор информации осуществляется преимущественно путем запросов информации и сбора данных непосредственно в организациях культуры. Составляется календарный план сбора информации в ходе проведения паспортизации, основным содержанием которого является график сбора информации с указанием: конкретных объектов, по которым осуществляется сбор данных; лиц, ответственных за сбор информации на каждом объекте, а также других специалистов, участвующих в работе по сбору информации; ресурсного обеспечения, привлекаемого в процессе сбора информации; сроков проведения сбора информации по каждому объекту культуры; результатов, получаемых на каждом этапе сбора информации. Процесс сбора информации в ходе паспортизации технической оснащенности объектов культуры начинается с определения полного содержания данных, уже существующих в первичном или обработанном виде: в органах исполнительной власти РФ (Минкультуры России, Минимущество России и др.), например, по программе Мониторинг библиотечных фондов Минкультуры России; в результате проведенных статистических исследований, аудиторских проверок, технических инвентаризаций и др.; в федеральных и региональных СМИ. Информация, которая будет обобщена на первом этапе проведения паспортизации, в ходе следующих мероприятий проверяется и уточняется, а также дополняется по полному перечню первичных показателей, включаемых в паспорт технической оснащенности библиотеки и промышленного предприятия отрасли культуры. Следующими этапами сбора информации станут: 1. Составление официального запроса с просьбой подготовить информацию по представленному списку показателей: руководителям объектов культуры, по которым будет проводиться сбор данных; органам статистического наблюдения РФ и регионов, в которых находятся исследуемые организации; руководителям региональных органов исполнительной власти, курирующим культуру, искусство и кинематографию. 2. Выход на контакт с руководителями предприятий и учреждений, по которым планируется проводить сбор данных. Объяснение целей сбора информации, достижение предварительной договоренности о встречах в ходе проведения паспортизации и о санкционировании руководителями открытого доступа к информации о деятельности и текущем состоянии учреждений и предприятий. 3. Отправление запроса с указанием срока подготовки информации около 1 месяца. 4. Составление плана - графика командировок двух групп специалистов по выборочным объектам культуры - примерно около 10% от общего количества исследуемых объектов с момента подготовки ими информации с указанием: очередности и периода посещения отдельных объектов культуры с целью сбора информации (с учетом времени, необходимого для первоначальной обработки информации, собранной непосредственно на объектах культуры и полученной по почте, см. ниже); списка объектов, от которых информация на первом этапе (еще до приезда специалистов) будет получена по почте, - это будут все объекты культуры, кроме двух - четырех, на которые группы специалистов выйдут на первом этапе. 5. Выезд групп специалистов на первые предприятия и учреждения, предусмотренные планом - графиком командировок. 6. Первичная обработка данных, собранных по первым объектам, и сравнение их по полноте и содержанию с информацией, поступившей по почте, исходя из сформированных запросов. 7. Продолжение командировок и первичного свода собранной информации. При этом информация, присланная по почте, в ходе последующих командировок уточняется, детализируется и дополняется. Результатами сбора данных станут показатели деятельности и текущего состояния исследуемых предприятий и учреждений и обосновывающие их значения официальные документы. Сбор информации о значениях отдельных показателей будет проходить по следующим направлениям: ---------------------------------------------------------------------- | Группа показателей | Источники информации | |-----------------------------|--------------------------------------| | 1. Общие данные | Минкультуры России; | | | Минимущество России; | | | объект культуры | |-----------------------------|--------------------------------------| | 2. Характеристика активов | Минкультуры России; | | | Минимущество России; | | | объект культуры; | | | статистические бюро; | | | БТИ | |-----------------------------|--------------------------------------| | 3. Характеристика | Минкультуры России; | | непроизводственных | объект культуры; | | (библиотечных и др.) фондов | статистические бюро; | | | проведенные независимые исследования | |-----------------------------|--------------------------------------| | 4. Характеристика текущей | Минкультуры России; | | деятельности | объект культуры; | | 5. Результаты деятельности | статистические бюро; | | | органы исполнительной власти | | | субъектов РФ; | | | территориальное управление МНС РФ по | | | региону; | | | собственное исследование и анализ | | | текущей ситуации на предприятии | | | (в учреждении) | ---------------------------------------------------------------------- В ходе сбора данных в процессе паспортизации исследуется: - типовая бухгалтерская отчетность организации: типовые формы предприятия: бухгалтерский баланс (форма N 1); отчет о финансовых результатах (форма N 2); отчет о движении капитала (форма N 3); отчет о движении денежных средств (форма N 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5); типовые формы учреждения: отчет об исполнении сметы расходов (форма N 2); отчет об использовании бюджетных ассигнований (форма N 2-2); отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам (форма N 4); отчет о движении средств по текущему счету "Суммы по поручениям"; - специализированные формы отчетности организации; - пояснительные записки к бухгалтерской отчетности и отчетам руководителей; - аудиторские заключения; - информация, включаемая в статистическую отчетность федерального государственного статистического наблюдения, а именно в формы: N 1-п "Сведения о производстве промышленной продукции"; N 1-т "Сведения о численности и оплате труда работников"; N 1-ф "Сведения о состоянии расчетов на предприятии"; N 2-кс "Сведения о вводе в действие объектов, основных фондов и использовании капитальных вложений"; N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов"; N 6-нк "Сведения об общедоступной (публичной) библиотеке" и другие; - первичные документы учета, показатели которых расшифровывают и дополняют общие величины статей типовой отчетности. Приложение 3 к Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 24 сентября 2002 года N 1388 МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ В ХОДЕ ПАСПОРТИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ 1. Введение Обработка первичных данных проводится с целью получения аналитических выводов о текущих технической оснащенности и финансово - экономической ситуации в организации. Формирование аналитических заключений является последним этапом обработки данных, после которого появляется возможность принятия обоснованных решений о применении тех или иных методов государственной политики по отношению к исследованным организациям. Первичные данные, полученные в результате сбора информации, проходят несколько этапов обработки: 1. Группировка данных в соответствии с таблицей перечня первичных показателей паспорта. 2. Анализ причин расхождения данных в случае возникновения различных значений показателей, полученных из разных источников. Выявляется правильный или наиболее вероятный результат, который вносится в перечень первичных показателей паспортов исследуемых объектов. 3. Ввод первичных показателей паспортов в информационную систему (ИС) "Паспорт технической оснащенности организации культуры". Ввод данных проводится вручную в созданную в ИС структуру базы данных - карточки первичной информации по организации культуры. 4. Автоматический расчет производных показателей, характеризующих работу исследуемых объектов культуры, в соответствии с механизмом расчета, изложенным в таблицах 1, 2. 5. Автоматическое формирование в ИС паспортов технической оснащенности объектов отрасли культуры по соответствующим заложенным в систему макетам паспортов. 6. Автоматическая группировка показателей в соответствии с установленными критериями оценки эффективности работы организаций культуры (по определенным соотношениям показателей, охарактеризованным в принципах проведения паспортизации технической оснащенности объектов культуры и в данной Методике). 7. Анализ информации, заложенной в паспортах исследованных объектов культуры и формирование аналитических записок по результатам паспортизации. 2. Методика расчета показателей паспортов технической оснащенности библиотеки, промышленного предприятия отрасли культуры, кинотеатра Производные показатели рассчитываются по определенным формулам, закладываемым в информационную систему. При этом в ИС сохраняется возможность дополнить перечень рассчитываемых показателей и при необходимости изменить формулы их расчета. Таблица 1 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАСПОРТА БИБЛИОТЕКИ ---------------------------------------------------------------------------------------- | Показатели | Формулы расчета | Дополнительные | | | | замечания | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика основных средств | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Удельная доля | = Площадь неиспользуемых помещений | | | неиспользуемых | (кв. м) / Общая площадь помещений | | | помещений (%) | библиотеки (кв. м) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Удельная доля площадей, | = Площадь помещений, сданных в аренду | | | сданных в аренду (%) | (кв. м) / Общая площадь помещений | | | | библиотеки (кв. м) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Плотность мест в | = Количество мест в читальном зале | | | читальном зале (мест на | (ед.) / Площадь читального зала (кв. | | | 1 кв. м) | м) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Количество мест в | = Количество мест в читальном зале | | | читальном зале на 1 кв. | (ед.) / Площадь всех помещений | | | метр площади библиотеки | библиотеки (кв. м) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Процент износа основных | = 100% - (Балансовая (остаточная) | | | средств (%) | стоимость основных средств (тыс. | | | | руб.) / Первоначальная стоимость | | | | основных средств (тыс. руб.)) x 100% | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика библиотечных фондов | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Количество единиц | = Количество единиц хранения | | | хранения библиотечных | библиотечных фондов (ед.) / Площадь | | | фондов на 1 кв. метр | книгохранилищ (кв. м) | | | площади книгохранилищ | | | | (ед. хр. на 1 кв. м) | | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Количество единиц | = Количество единиц хранения | | | хранения библиотечных | библиотечных фондов (ед.) / Площадь | | | фондов на 1 кв. метр | библиотеки (кв. м) | | | площади библиотеки (ед. | | | | хр. на 1 кв. м) | | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Среднегодовой объем | = Суммарный объем новых поступлений | Показатель можно | | обновления фондов за | за период 1998 - 2001 гг. (ед. хр.) / | рассчитать только | | период 1998 - 2001 гг. | 4 | при наличии данных | | (ед. хр.) | | за последние 4 | | | | года | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Коэффициент обновления | = (Новые поступления книг (ед. хр.) - | Расчеты | | книжного фонда (%) | Выбытие книжных фондов (ед. хр.)) / | производятся по | | | (Книжные фонды на начало отчетного | книжным фондам | | | периода (ед. хр.) + Книжные фонды на | библиотек. Книжные | | | конец отчетного периода (ед. хр.)) / | фонды на конец | | | 2 | отчетного периода | | | | = Книжные фонды на | | | | начало отчетного | | | | периода + Новые | | | | поступления - | | | | Выбытие книжных | | | | фондов | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Коэффициент обновления | = (Новые поступления библиотечных | Расчеты проводятся | | библиотечных фондов (%) | фондов (ед. хр.) - Выбытие фондов | для библиотечных | | | (ед. хр.)) / (Библиотечные фонды на | фондов в целом | | | начало отчетного периода (ед. хр.) + | | | | Библиотечные фонды на конец отчетного | | | | периода (ед. хр.)) / 2 | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Темп обновления | = 1 / Коэффициент обновления | | | библиотечного фонда в | библиотечных фондов (%) | | | результате новых | | | | поступлений (лет) | | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Доля книг последних | = Количество книг последних лет | | | двух лет издания в | издания (ед. хр.) / Книжный фонд | | | составе библиотечного | библиотеки (ед. хр.) | | | фонда (%) | | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Доля книг последних | = Количество книг последних пяти лет | | | пяти лет издания в | издания (ед. хр.) / Книжный фонд | | | составе библиотечного | библиотеки (ед. хр.) | | | фонда (%) | | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика работы библиотеки | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Среднее количество | = (2 x Количество зарегистрированных | | | зарегистрированных | читателей на начало отчетного периода | | | читателей в отчетном | (чел.) + Запись новых читателей за | | | периоде (чел.) | отчетный период (чел.)) / 2 | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Среднее количество | = Среднее количество | | | зарегистрированных | зарегистрированных читателей в | | | читателей на одно | отчетном периоде (чел.) / Количество | | | посадочное место в | мест в читальных залах (ед.) | | | читальном зале в | | | | отчетном периоде (чел.) | | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Доля новых читателей в | = Количество зарегистрированных в | | | общей величине | отчетном периоде (чел.) / Среднее | | | зарегистрированных | количество зарегистрированных | | | читателей (%) | читателей в отчетном периоде (чел.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Среднедневное | = Количество посещений библиотеки за | | | количество посещений | отчетный период (ед.) / 365 | | | библиотеки за отчетный | | | | период (ед.) | | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Количество посещений на | = Количество посещений читальных | | | одно место в читальном | залов за период (ед.) / Количество | | | зале (ед.) | мест в читальном зале (ед.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Активность читателей | = Количество посещений читальных | | | (%) | залов и абонемента за отчетный период | | | | (читателей) / Общее число | | | | зарегистрированных в библиотеке | | | | читателей (чел.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Коэффициент | = (Количество посетителей читального | | | среднедневной | зала за отчетный период, работавших | | | загруженности | за компьютером (ед.) + Количество | | | компьютеров библиотеки | посетителей компьютерного зала | | | (пользователей на один | (чел.)) / (Количество мест, | | | компьютер в день) | оборудованных компьютерами, в | | | | читальном зале (ед.) + Количество | | | | рабочих мест (компьютеров) в | | | | компьютерном зале (ед.)) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Среднее количество | = Количество выданных наименований | | | выданных наименований | книг за отчетный период (ед. хр.) / | | | книг на одно посещение | Количество посещений читальных залов | | | (ед.) | (абонемента) за отчетный период (ед.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Оборачиваемость | = Количество выданных читателям за | Количество | | библиотечных фондов | период единиц хранения библиотечных | выданных читателям | | (книжных фондов) (раз) | фондов (книжных фондов) (ед. хр.) / | единиц хранения на | | | (2 x Библиотечные фонды (книжный | одну единицу | | | фонд) на начало отчетного периода | хранения | | | (ед. хр.) + Новые поступления в | библиотечных | | | библиотечный фонд (книжный фонд) за | фондов (книжных | | | отчетный период (ед. хр.)) / 2 | фондов) (ед.) | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Активные абоненты (%) | = Количество читателей, имеющих книги | | | | на руках в отчетном периоде (чел.) / | | | | Среднее количество зарегистрированных | | | | читателей в отчетном периоде (чел.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Доля специалистов среди | = Количество специалистов / | | | библиотекарей (%) | Количество библиотечных работников | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Финансово - экономические показатели деятельности | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Доля затрат на | = Затраты на комплектование книжного | | | комплектование книжного | фонда за период (тыс. руб.) / Затраты | | | фонда в общей величине | на комплектование библиотечных фондов | | | вложений в закупку | за период (тыс. руб.) | | | библиотечных фондов (%) | | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Собственные доходы | = Доходы, полученные от | | | библиотеки (тыс. руб.) | предпринимательской и иной | | | | деятельности, приносящей доход (тыс. | | | | руб.) + Доход от сдачи в аренду | | | | помещений (тыс. руб.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Соотношение собственных | = Доходы, полученные от | | | доходов и бюджетных | предпринимательской и иной | | | ассигнований (%) | деятельности, приносящей доход, а | | | | также от сдачи в аренду помещений | | | | (тыс. руб.) / Полученные в отчетном | | | | периоде бюджетные ассигнования (тыс. | | | | руб.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Доля собственных | = Собственные доходы библиотеки (тыс. | | | доходов в общей | руб.) / Поступления финансовых | | | величине финансовых | средств (тыс. руб.) | | | поступлений (%) | | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Текущие затраты на одно | = Текущие затраты за отчетный период | | | посещение библиотеки | (руб.) / Количество посещений за | | | (руб. / чел.) | отчетный период (чел.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Текущие затраты на | = Текущие затраты за отчетный период | Показатель может | | единицу выданной | (руб.) / Выдача литературы (книг) за | рассчитываться | | литературы (книг) | отчетный период (ед. хр.) | отдельно по | | (руб./ед. хр.) | | читальным залам и | | | | абонементу при | | | | наличии данных о | | | | затратах отдельно | | | | по абонементу и | | | | читальному залу | ---------------------------------------------------------------------------------------- Таблица 2 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАСПОРТА ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ ---------------------------------------------------------------------------------------- | Показатели | Формулы расчета | Дополнительные | | | | замечания | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика внеоборотных и оборотных активов предприятия | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Удельная доля | = Площадь неиспользуемых помещений | | | неиспользуемых | (кв. м) / Общая площадь помещений | | | помещений (%) | предприятия (кв. м) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Удельная доля площадей, | = Площадь помещений, сданных в аренду | | | сданных в аренду (%) | (кв. м) / Общая площадь помещений | | | | предприятия (кв. м) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Процент износа основных | = 100% - (Балансовая (остаточная) | | | средств (%) | стоимость основных средств (тыс. | | | | руб.) / Первоначальная стоимость | | | | основных средств (тыс. руб.)) x 100% | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика деятельности предприятия | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Загрузка мощностей | = Валовый выпуск продукции (услуг) в | | | предприятия в | натуральном выражении по основным | | | натуральном выражении | видам продукции (услуг) / Проектные | | | по основным видам | мощности предприятия в натуральном | | | продукции (услуг) (%) | выражении по основным видам продукции | | | | (услуг) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Загрузка мощностей | = Выручка предприятия от основной | | | предприятия по основным | деятельности за период по основным | | | видам продукции (услуг) | видам продукции (услуг) (тыс. руб.) / | | | в денежном выражении в | Проектные мощности предприятия по | | | действующих ценах (%) | основным видам продукции (услуг) в | | | | денежном выражении в действующих | | | | ценах (тыс. руб.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Оборачиваемость активов | = Выручка предприятия от основной | | | предприятия (раз) | деятельности за период по основным | | | | видам продукции (услуг) (тыс. руб.) / | | | | Величина активов (тыс. руб.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Прямые затраты на рубль | = (Затраты на оплату труда (тыс. | | | реализованной продукции | руб.) + Материальные затраты (тыс. | | | (руб.) | руб.)) / Выручка предприятия от | | | | реализации продукции (тыс. руб.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Средний месячный ФОТ | = ФОТ предприятия за период (тыс. | | | предприятия (тыс. руб.) | руб.) / 12 | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Среднемесячная | = (Средний месячный ФОТ предприятия | | | заработная плата одного | (тыс. руб.) / Численность персонала | | | работника предприятия | предприятия (чел.)) x 1000 | | | (руб.) | | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Единовременные | = (Единовременные поощрительные | | | поощрительные выплаты | выплаты (премии) за отчетный период | | | (премии) за отчетный | (тыс. руб.) / Численность персонала | | | период на одного | предприятия (чел.)) x 1000 | | | работника (руб.) | | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Степень мотивации | = Единовременные поощрительные | | | персонала (%) | выплаты (премии) за отчетный период | | | | (тыс. руб.) / ФОТ предприятия за | | | | период (тыс. руб.) | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика задолженности и пассивов предприятия | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Оборачиваемость | = 365 x Кредиторская задолженность | | | кредиторской | предприятия (тыс. руб.) / Выручка | | | задолженности (дней) | предприятия от основной деятельности | | | | за период по основным видам продукции | | | | (услуг) (тыс. руб.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Доля просроченной | = Просроченная кредиторская | | | кредиторской | задолженность (тыс. руб.) / | | | задолженности в ее | Кредиторская задолженность | | | общей величине (%) | предприятия (тыс. руб.) | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Результаты деятельности предприятия | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Общая рентабельность | = Прибыль после уплаты налогов за | | | (%) | отчетный период (тыс. руб.) / Выручка | | | | предприятия от основной деятельности | | | | за период по основным видам продукции | | | | (услуг) (тыс. руб.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Доля отчислений от | = Отчисления от чистой прибыли в | | | чистой прибыли | государственный бюджет (тыс. руб.) / | | | предприятия в бюджет | Прибыль после уплаты налогов за | | | (%) | отчетный период (тыс. руб.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Коэффициент | = Величина внеоборотных активов (тыс. | | | обеспеченности | руб.) / (Долгосрочные пассивы (тыс. | | | внеоборотных активов | руб.) - Задолженность учредителей | | | долгосрочными | (тыс. руб.) + Капитал и резервы (тыс. | | | источниками | руб.) - Накопленный убыток (тыс. | | | финансирования (%) | руб.)) | | ---------------------------------------------------------------------------------------- Таблица 3 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАСПОРТА ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ КИНОТЕАТРА ---------------------------------------------------------------------------------------- | Показатели | Формулы расчета | Дополнительные | | | | замечания | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика основных средств кинотеатра | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Удельная доля площадей, | = Площадь помещений, сданных в аренду | | | сданных в аренду (%) | (кв. м) / Общая площадь помещений | | | | предприятия (кв. м) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Процент износа основных | = 100% - (Балансовая (остаточная) | | | средств (%) | стоимость основных средств (тыс. | | | | руб.) / Первоначальная стоимость | | | | основных средств (тыс. руб.)) x 100% | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Характеристика работы кинотеатра | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Средняя цена кинобилета | = Выручка кинотеатра от кинопоказа в | | | (руб.) | отчетном периоде (тыс. руб.) / | | | | (Количество зрителей за отчетный | | | | период (чел.) x 1000) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Средняя заполняемость | = Количество зрителей кинозала в | | | зала кинотеатра в | отчетном периоде (чел.) / Количество | | | отчетном периоде (%) | сеансов в отчетном периоде (ед.) x | | | | Количество мест в кинозале (ед.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Доля российских фильмов | = Количество продемонстрированных за | | | в репертуаре кинотеатра | период в кинотеатре российских | | | за отчетный период (%) | фильмов (ед.) / Количество | | | | полнометражных художественных | | | | фильмов, продемонстрированных за | | | | отчетный период (ед.) | | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Финансово - экономические показатели деятельности | |--------------------------------------------------------------------------------------| | Оборачиваемость | = 365 x Кредиторская задолженность | | | кредиторской | (тыс. руб.) / Выручка от всей | | | задолженности (дней) | деятельности за период (тыс. руб.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Доля просроченной | = Просроченная кредиторская | | | кредиторской | задолженность (тыс. руб.) / | | | задолженности в ее | Кредиторская задолженность | | | общей величине (%) | предприятия (тыс. руб.) | | |-------------------------|---------------------------------------|--------------------| | Общая рентабельность | = Прибыль после уплаты налогов за | | | (%) | отчетный период (тыс. руб.) / Выручка | | | | от всей деятельности за период (тыс. | | | | руб.) | | ---------------------------------------------------------------------------------------- Выручка от кинопоказа за отчетный период по кинотеатру в целом и, в том числе, по каждому из имеющихся отдельных кинозалов определяется как сумма произведений показателей "Количество зрителей за отчетный период, приобретших кинобилет за данную цену" и "Цена кинобилета, уплаченная зрителем за просмотр фильма", рассчитанных для разных ценовых категорий кинобилетов. Пример расчетов 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ КИНОПОКАЗА ------------------------------------------------------------------------ | | Зал 1 (--- мест) |Зал 2 (--- мест)| |-----------------------------|-----------------------|----------------| | Цена кинобилета (руб.) |20 |50 |100 |50 |70 | |-----------------------------|-------|-------|-------|--------|-------| | Количество зрителей за |1700 |1200 |500 |350 |720 | | отчетный период, | | | | | | | посетивших определенный зал | | | | | | | кинотеатра за данную | | | | | | | цену билета (чел.) | | | | | | |-----------------------------|-------|-------|-------|--------|-------| | Выручка по ценовым |20 x |50 x |100 x |50 x 350|70 x | | категориям билетов (руб.) |1700 = |1200 = |500 = |= 17500 |720 = | | |34000 |60000 |50000 | |50400 | |-----------------------------|-----------------------|----------------| | Итого выручка за период |144000 |67900 | | по залам: | | | ------------------------------------------------------------------------ Таблица "Средняя заполняемость залов кинотеатра (в % к общему количеству мест)" составляется для каждого зала кинотеатра по кварталам отчетного периода отдельно для будних и выходных дней по утренним, дневным, вечерним и ночным сеансам (при наличии таковых). Заполняемость кинозалов в зависимости от времени суток в среднем за отчетный период вычисляется как среднее арифметическое поквартальных показателей заполняемости кинозалов в будние и выходные дни. Пример расчетов 2. СРЕДНЯЯ ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ ЗАЛОВ КИНОТЕАТРА (В % ОТ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА МЕСТ) ---------------------------------------------------------------------- | Рассматриваемый период | Зал 1 | Зал N | | | (количество | (количество | | | мест) | мест) | |---------------------------------|-----------------|----------------| | 1. I квартал | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Будни | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Утренние сеансы | 8 | 12 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 15 | 25 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 60 | 80 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Ночные сеансы (0.00 и позже) | 50 | 75 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Выходные | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Утренние сеансы | 16 | 23 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 20 | 35 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 85 | 95 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Ночные сеансы (0.00 и позже) | 60 | 70 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | 2. II квартал | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Будни | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Утренние сеансы | 8 | 12 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 15 | 25 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 70 | 80 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Ночные сеансы (0.00 и позже) | 60 | 75 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Выходные | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Утренние сеансы | 15 | 25 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 20 | 35 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 85 | 95 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Ночные сеансы (0.00 и позже) | 40 | 50 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | 3. III квартал | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Будни | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Утренние сеансы | 15 | 9 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 30 | 20 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 55 | 68 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Ночные сеансы (0.00 и позже) | 45 | 50 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Выходные | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Утренние сеансы | 20 | 30 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 15 | 25 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 85 | 90 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Ночные сеансы (0.00 и позже) | 50 | 65 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | 4. IV квартал | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Будни | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Утренние сеансы | 5 | 8 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 10 | 27 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 70 | 80 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Ночные сеансы (0.00 и позже) | 45 | 65 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Выходные | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Утренние сеансы | 10 | 18 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | 20 | 25 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | 85 | 95 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Ночные сеансы (0.00 и позже) | 60 | 60 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | 5. Итого средняя заполняемость | | | | за год по времени суток (сред- | | | | нее арифметическое квартальных | | | | показателей) | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Будни | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Утренние сеансы | (8 + 8 + 15 + 5)| (12 + 12 + 9 + | | | / 4 = 9 | 8) / 4 = 10,25 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | (15 + 15 + 30 + | (25 + 25 + 20 +| | | 10) / 4 = 17,5 | 27) / 4 = 24,5 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | (60 + 70 + 55 + | (80 + 80 + 68 +| | | 70) / 4 = 63,7 | 80) / 4 = 77 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Ночные сеансы (0.00 и позже) | (50 + 60 + 45 + | (75 + 75 + 50 +| | | 45) / 4 = 50 | 65) / 4 = 66,25| |---------------------------------|-----------------|----------------| | Выходные | | | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Утренние сеансы | (16 + 15 + 20 + | (23 + 25 + 30 +| | | 10) / 4 = 15,25 | 18) / 4 = 24 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Дневные сеансы (14.00 - 18.00) | (20 + 20 + 15 + | (35 + 35 + 25 +| | | 20) / 4 = 18,75 | 25) / 4 = 30 | |---------------------------------|-----------------|----------------| | Вечерние сеансы (18.00 - 23.00) | (85 + 85 + 85 + | (95 + 95 + 90 +| | | 85) / 4 = 85 | 95) / 4 = 93,75| |---------------------------------|-----------------|----------------| | Ночные сеансы (0.00 и позже) | (60 + 40 + 50 + | (70 + 50 + 65 +| | | 60) / 4 = 210 | 60) / 4 = 61,25| ---------------------------------------------------------------------- Данные таблицы "Дополнительные показатели работы кинотеатра за последний год (если отчетный период меньше года - за отчетный период)" заполняются для каждого зрительного зала кинотеатра. "Среднее количество зрителей, посмотревших один фильм за все время его показа в кинотеатре" = "Количество зрителей, посетивших в рассматриваемом периоде определенный кинозал" x "Количество наименований фильмов (составлявших репертуар кинотеатра), продемонстрированных за рассматриваемый период в этом кинозале". В дополнение к среднему показателю отношения количества посетивших кинотеатр в отчетном периоде зрителей к количеству демонстрировавшихся в кинотеатре фильмов важна информация по кинотеатру в целом о фильмах, собравших наименьшее и наибольшее количество зрителей за время показа и, соответственно, о количестве зрителей, посмотревших эти фильмы. Эти данные необходимо внести в таблицу далее в пункте 3 по кинозалам, в которых демонстрировались эти фильмы. 3. Механизмы расчета показателей экономической эффективности деятельности организаций культуры Некоторые экономические показатели, содержащиеся в паспортах объектов культуры, могут быть рассчитаны на основании данных официальной бухгалтерской отчетности организации. Среди них: 1. Оборачиваемость капитала = Выручка от основной деятельности (Валовый доход) / Активы Показатель отражает масштабы деятельности организации относительно объемов вложенных в активы средств. На этапе осуществления первоначальных вложений в деятельность организации устанавливается планируемый масштаб деятельности, от которого во многом зависит степень достижения поставленных учредителем целей. Несоответствие объемов деятельности величине вложенных в организацию с целью их достижения средств не позволяет получить планируемые результаты, а потому является показателем нерационального планирования использования активов. Показатель планируемых масштабов деятельности рассчитывается исходя из заложенной проектной мощности, кадрового состава работников, технических и конъюнктурных возможностей осуществления определенного объема работ. 2. Коэффициент обеспеченности внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования = (Долгосрочные пассивы + Собственные средства) / Внеоборотные активы Показатель характеризует степень рискованности финансовой политики организации. Значение показателя меньше единицы говорит о том, что организация финансирует долгосрочные активы за счет краткосрочных ненадежных источников, прежде всего кредиторской задолженности, что увеличивает риск непогашения кредиторской задолженности со всеми последствиями, включая инициирование процедуры банкротства. Рискованная финансовая политика в отдельных случаях может быть оправдана, а в некоторых и необходима, однако долгосрочное ее применение снижает финансовую устойчивость организации до неприемлемого уровня. Собственные средства рассчитываются на основе данных бухгалтерского баланса (данные представлены по предприятию): Собственные средства = Капитал и резервы (490) - Задолженность учредителей (244) - убытки (390) + (-) корректировки (переоценка основных средств и др.) + Целевое финансирование (стр. 460) (в части направления средств в качестве инвестиций (как вклад в уставный капитал), то есть за вычетом покрытия текущих расходов). 3. Доля просроченной кредиторской задолженности в ее общей величине = Просроченная кредиторская задолженность / Общая величина кредиторской задолженности Величина просроченной кредиторской задолженности непосредственно отражает существующие угрозы банкротства организации и говорит о степени ее вовлеченности в "экономику неплатежей", когда текущая деятельность финансируется за счет накопления просроченных долгов. 4. Период финансового цикла Период финансового цикла (ПФЦ) в днях рассчитывается по формуле: ---------------------------------------------------------------------- | ПФЦ = ВОЗ + ВОД - ВОК; | |--------------------------------------------------------------------| | Средние запасы за период | | ВОЗ = ----------------------------------- x Т, | | Себестоимость реализованных товаров | |--------------------------------------------------------------------| | Средняя дебиторская задолженность | | ВОД = --------------------------------- x Т, | | Валовая выручка от реализации | |--------------------------------------------------------------------| | Средняя кредиторская задолженность | | ВОК = ---------------------------------- x Т, | | Валовая выручка от реализации | ---------------------------------------------------------------------- где: ПФЦ - период финансового цикла; ВОК - время обращения кредиторской задолженности; ВОЗ - время обращения запасов; ВОД - время обращения дебиторской задолженности; Т - длина периода, по которому рассчитываются средние показатели (год = 360 дней, квартал = 90 дней, месяц = 30 дней и т.п.). Продолжительность периода финансового цикла отражает эффективность управления оборотным капиталом в организации, то есть достижение оптимального равновесия в сроках оборачиваемости и, соответственно, в величинах запасов, кредиторской и дебиторской задолженности. Оптимальное среднее значение показателя чуть меньше или больше нуля, так как это говорит о сбалансированном накоплении капитала в обороте и кредиторских обязательств. То есть организация не кредитует своих контрагентов в ущерб собственным интересам, одновременно не накапливая чрезмерную кредиторскую задолженность. Однако в организациях с быстрой оборачиваемостью капитала допустимо меньшее значение показателя, так как кредитуется оборот организации, который обеспечивает приемлемый уровень ликвидности. 5. Величина отчислений от чистой прибыли (полученного дохода) в государственный бюджет = % норматив отчислений x Объем полученной за период чистой прибыли (дохода) Абсолютная величина отчислений от прибыли (дохода) организации в бюджет пропорционально зависит от полученной в отчетном периоде чистой прибыли (дохода), то есть одновременно говорит о ее объеме. Показатель отражает коммерческую эффективность вложения государственных ресурсов в деятельность организации. Предприятиям, осуществляющим свою деятельность на хозрасчетной основе, необходимо приносить прибыль своему собственнику в лице государства, поэтому показатель отчислений от чистой прибыли в бюджет должен планироваться на перспективу (в идеальном случае, уже в момент создания новой организации, собственником которой является государство). Норматив отчислений от прибыли (полученного дохода) целесообразно рассчитывать по регрессивной шкале, то есть в процентном от прибыли (дохода) выражении его величина будет убывать с ростом прибыли (дохода), целью чего служит мотивация организаций к увеличению абсолютной величины получаемой за период прибыли (дохода). В настоящее время данный показатель будет использован как для предприятий, так и для учреждений, подведомственных Минкультуры России. Однако уже в ближайшем будущем его применение для формирования аналитических выводов об эффективности текущей деятельности следует ограничить только предприятиями, так как работа учреждений направлена на достижение другого результата - выполнение социальных и других общественных функций, а не на получение дополнительных доходов в бюджет. 6. Рентабельность деятельности организации по чистой прибыли = Чистая прибыль (Доход организации после отчислений налога на прибыль) (стр. 160) / Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (стр. 010) Данный показатель отражает прибыльность работы организации в целом, включая прибыльность вида деятельности организации. При его сравнении с долей отчислений из чистой прибыли организации в федеральный бюджет проясняется коммерческая значимость этой организации для государства и оценивается необходимость изменения коэффициента отчислений из прибыли в бюджет. Кроме того, сравнивается коммерческая и "государственная" эффективность деятельности организации. То есть оценивается чистый доход, получаемый от деятельности самой организацией и государством, но и качественные и количественные показатели, характеризующие результативность работы организации по достижению целей, определенных перед организацией государством как ее учредителем. 7. Величина чистых активов организации = Внеоборотные активы (раздел I баланса: стр. 190) + Оборотные активы (раздел II: стр. 290) - Балансовая стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров (стр. 252) - НДС по приобретенным ценностям (стр. 220) - Целевые финансирования и поступления (стр. 450) - Долгосрочные обязательства (раздел IV: стр. 490) - Краткосрочные обязательства (раздел V: стр. 690) + Доходы будущих периодов (стр. 640) Расчет значения чистых активов позволяет оценить соответствие взятых организацией обязательств величине ее активов. В случае значительного превышения расчетных активов расчетными пассивами (отрицательного значения чистых активов) организация финансирует за счет накопления обязательств затраты своей деятельности, которые не компенсируются получаемыми от текущей работы доходами. В результате часть взятых обязательств фактически не используется с целью дополнительного изыскания прибыли, что говорит о неэффективности работы организации и ее неустойчивом финансовом положении. Рассчитанные показатели создают основу для последующей оценки их значений путем сравнения с оптимальными величинами или с другими показателями, характеризующими различные аспекты деятельности организации. В ИС существует возможность дополнить описание выводов, характеризующих трактовку тех или иных сочетаний анализируемых показателей. Примером установления зависимостей между показателями может служить механизм оценки экономической эффективности деятельности, который будет применяться в ходе паспортизации объектов культуры. 4. Критерии оценки экономической эффективности деятельности объектов культуры Следствием анализа показателей, получивших отражение в паспортах объектов культуры, должно стать проведение мероприятий по совершенствованию управления организациями культуры. Исходя из этого, в результате аналитической обработки показателей их паспортов ситуация может быть интерпретирована несколькими способами: 1. Стабильные высокие показатели финансовой устойчивости и рентабельности указывают на эффективную деятельность с минимизацией рисков: Внеоборотные активы покрыты собственным капиталом Чистые активы > 0 (значительная положительная величина) Хороший показатель рентабельности или Собственный капитал (СК) (равный значению статьи "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса) < Внеоборотных активов (ВА) < СК + Долгосрочные пассивы (ДП) Чистые активы > 0 (значительная положительная величина) Рентабельность выше среднего уровня. 2. Хорошие показатели эффективности деятельности, которые необходимо подкреплять постоянным внедрением новых решений с целью увеличения объема получаемой прибыли, а также закрепления и улучшения положения на рынке. СК < ВА < СК + ДП СК > Чистые активы (ЧА) > 0 Рентабельность на среднем или приемлемом уровне. 3. Большая вероятность возникновения кризиса, связанного с необходимостью увеличения обязательств для финансирования вложений в активы из-за нехватки собственных средств в сочетании с проведением высокорисковой политики финансирования вложений во внеоборотные активы путем увеличения краткосрочных пассивов. Первоначальными мерами по уменьшению вероятности возникновения кризиса могут стать повышение уровня рентабельности или общего объема получаемой прибыли, уменьшение величины основных средств и совершенствование механизмов управления оборотным капиталом. ВА > СК + ДП - Убытки (У) (+ Прибыль (П)) СК = ЧА > 0 СК (на конец периода) - У (+ П) (за период) < ВА (на конец периода) + Оборотные активы (ОА) (на конец периода) - Краткосрочные пассивы (КП) (на начало периода) - ДП (на начало периода) Рентабельность > 0. 4. Существование кризисных явлений, возникновение которых во многом связано со случайными (внешними) чрезвычайными внутренними причинами (начисление штрафных санкций, общеотраслевой спад спроса на продукцию, политические и природные факторы и др.). Здесь многое зависит от того, существует ли проработанная стратегия развития, в том числе и маркетинговая; остаются ли у организации перспективы развития в связи с изменившимися условиями. Важно также и то, насколько профессионально налажен и эффективен управленческий процесс. СК + ДП < ВА < ЧА Накопленный убыток > 0 Рентабельность продаж > 0. 5. Ухудшение ситуации, связанное с появлением убытков от основной деятельности в текущем периоде при сохранении финансовой устойчивости на приемлемом уровне. При этом рискованность проводимой финансовой политики может быть низкой, что увеличивает шансы повышения эффективности с меньшими потерями, или высокой, что, соответственно, затрудняет процесс выхода из кризиса. СК + ДП = < ВА < ЧА > 0 Накопленный убыток = 0 Рентабельность продаж < 0. 6. Присутствие системного кризиса, вызванного во многом внутренними причинами, который, вполне возможно, не удастся преодолеть. ЧА < 0 ВА > СК + ДП Рентабельность < 0. Находящийся в решающей стадии развития системный кризис управления организацией почти с единичной вероятностью повлечет прекращение деятельности либо путем продажи активов, либо путем полного перепрофилирования с использованием только части активов и значительными инвестициями в основной и оборотный капитал, то есть фактически через реализацию нового проекта, подразумевающего взятие обязательств по выплате накопленной задолженности кредиторам в будущих периодах за счет полученной прибыли (что равноценно реструктуризации задолженности). Системный кризис организации может включать в себя: - получение убытков от хозяйственной деятельности, возрастающих в динамике и в сумме начинающих превышать квартальную выручку от реализации; - утрату собственного капитала в обороте, а также финансирование внеоборотных активов за счет краткосрочных пассивов, величина которых не покрывается ни выручкой от реализации за текущий период, ни имеющимся объемом оборотных активов; - увеличение объема просроченной кредиторской задолженности поставщикам, покупателям, а также бюджетам разных уровней и внебюджетным фондам, что влечет начисление штрафов, пеней и других штрафных санкций, то есть к дополнительным убыткам; - нарастающее отвлечение средств в незавершенное производство и запасы, а оборотного капитала - в дебиторскую задолженность с высокой возможностью ее невозврата (товарные ссуды потребителям, общая величина которых не покрывается полугодовой выручкой от реализации); - другие явления, ведущие в конечном счете к нарастанию убытков и отвлечения средств из реально работающего оборота. Сходный по форме анализ будет проводиться по качественным и специальным показателям, характеризующим деятельность организаций культуры. В результате же формируются аналитические выводы о текущей ситуации в организации культуры и рекомендации о возможных способах воздействия на повышение эффективности ее деятельности. Приложение 4 к Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 24 сентября 2002 года N 1388 ПАСПОРТА ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ ПАСПОРТ БИБЛИОТЕКИ --------------------------------------------------------------------- | 1. Общие данные | Страницы: 1 2 |