О ТОРГОВО - ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Редакция на 21.03.2002) ЗАКОН ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РФ 7 июля 1993 г. N 5340-1 (ЮИАИ) Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы создания торгово - промышленных палат в Российской Федерации, устанавливает организационно - правовые формы и направления их деятельности, определяет принципы их взаимоотношений с государством. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие торгово - промышленной палаты 1. Торгово - промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. 2. Торгово - промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная ею прибыль между членами торгово - промышленной палаты не распределяется. 3. Торгово - промышленная палата является юридическим лицом. 4. Торгово - промышленная палата отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. 5. Торгово - промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, так же как и члены торгово - промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам. 6. Торгово - промышленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею предприятий, так же как и эти предприятия не отвечают по обязательствам торгово - промышленной палаты. 7. Торгово - промышленная палата, выполняя функции, предусмотренные ее уставом, действует в рамках Конституции и законов Российской Федерации. Статья 2. Законодательство о торгово - промышленных палатах 1. Законодательство о торгово - промышленных палатах состоит из настоящего Закона, других законов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. 2. Действие настоящего Закона не распространяется на членов торгово - промышленных палат при осуществлении деятельности, не связанной с членством в торгово - промышленных палатах. 3. Наименование "торгово - промышленная палата" и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями настоящего Закона. Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания "торгово - промышленная палата", "торговая палата" или "промышленная палата" и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания. Статья 3. Цели и задачи торгово - промышленных палат 1. Торгово - промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово - экономических и научно - технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран. 2. Торгово - промышленные палаты выполняют следующие задачи: оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей; содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий; организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами; содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области; оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства; содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово - экономического и научно - технического сотрудничества; принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства; содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями; обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций; выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации. Статья 4. Государство и торгово - промышленные палаты 1. Государственные органы оказывают торгово - промышленным палатам содействие в выполнении ими своих уставных задач, принимают меры по обеспечению помещениями торгово - промышленных палат. 2. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность торгово - промышленных палат, равно как и вмешательство торгово - промышленных палат в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается. 3. Соответствующие государственные органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации торгово - промышленными палатами. Глава II. ОБРАЗОВАНИЕ ТОРГОВО - ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 5. Принципы образования торгово - промышленных палат 1. Торгово - промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного объединения их учредителей. 2. Торгово - промышленные палаты образуются на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также на территории других административно - территориальных образований Российской Федерации. На одной и той же территории может быть образована только одна торгово - промышленная палата. Статья 6. Порядок образования торгово - промышленной палаты 1. Торгово - промышленная палата образуется по инициативе не менее пятнадцати учредителей. 2. Учредители торгово - промышленной палаты созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и образуются руководящие органы торгово - промышленной палаты. Статья 7. Членство в торгово - промышленной палате Членами торгово - промышленной палаты могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно - правовой формы и предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей. Статья 8. Устав торгово - промышленной палаты 1. Устав торгово - промышленной палаты должен предусматривать: а) наименование, цели, задачи и функции торгово - промышленной палаты; б) наименование территории, в пределах которой торгово - промышленная палата осуществляет свою деятельность; в) условия и порядок приема в члены торгово - промышленной палаты и выхода из нее; г) права и обязанности членов торгово - промышленной палаты; д) порядок образования руководящих органов торгово - промышленной палаты и их компетенцию, сроки их полномочий и порядок принятия ими решений; е) источники формирования имущества торгово - промышленной палаты; ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово - промышленной палаты; з) порядок прекращения деятельности торгово - промышленной палаты. 2. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности торгово - промышленной палаты. 3. Устав торгово - промышленной палаты не должен противоречить законодательству Российской Федерации и уставу Торгово - промышленной палаты Российской Федерации. Статья 9. Государственная регистрация торгово - промышленных палат 1. Торгово - промышленные палаты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом установленного настоящим Законом специального порядка государственной регистрации торгово - промышленных палат. 2. Решение о государственной регистрации торгово - промышленной палаты принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее - федеральный орган юстиции) или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации торгово - промышленных палат, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом юстиции или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации торгово - промышленных палат определяется Правительством Российской Федерации. 3. Решение о государственной регистрации торгово - промышленной палаты, созданной на территории нескольких субъектов Российской Федерации, и Торгово - промышленной палаты Российской Федерации принимается федеральным органом юстиции. 4. Решение о государственной регистрации торгово - промышленной палаты, созданной на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа юстиции в соответствующем субъекте Российской Федерации. 5. Для государственной регистрации торгово - промышленной палаты в месячный срок со дня принятия устава в федеральный орган юстиции или его территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации подаются следующие документы: заявление учредителей торгово - промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово - промышленной палаты; устав торгово - промышленной палаты в трех экземплярах; протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово - промышленной палаты; решение Торгово - промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово - промышленной палаты; документ об уплате государственной пошлины. 6. Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации торгово - промышленной палаты направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации торгово - промышленной палаты. Федеральный орган юстиции или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о торгово - промышленной палате выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации торгово - промышленной палаты, документ, подтверждающий факт внесения записи о торгово - промышленной палате в единый государственный реестр юридических лиц, должен быть выдан заявителю не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации торгово - промышленной палаты. 7. Торгово - промышленная палата приобретает права юридического лица со дня внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц. 8. Торгово - промышленная палата обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента такого изменения. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от торгово - промышленной палаты сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о торгово - промышленной палате. Неоднократное непредставление торгово - промышленной палатой в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации данной торгово - промышленной палаты, в суд с требованием о ее ликвидации. 9. Изменения, вносимые в устав торгово - промышленной палаты, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация торгово - промышленной палаты. 10. За государственную регистрацию торгово - промышленной палаты, изменений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Статья 10. Отказ в регистрации торгово - промышленной палаты 1. Отказ в регистрации торгово - промышленной палаты возможен лишь в случае нарушения установленного настоящим Законом порядка создания торгово - промышленной палаты или несоответствия ее устава законодательству Российской Федерации. Отказ в регистрации торгово - промышленной палаты по другим мотивам является незаконным. 2. Об отказе в регистрации торгово - промышленной палаты орган, принимающий решение о ее государственной регистрации, обязан сообщить заявителю в письменной форме в месячный срок со дня подачи заявления с указанием положений законодательства Российской Федерации, которым противоречит представленный устав. 3. Отказ в регистрации торгово - промышленной палаты может быть обжалован в арбитражный суд. Статья 11. Прекращение деятельности торгово - промышленных палат 1. Деятельность торгово - промышленных палат прекращается путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) или ликвидации. 2. Реорганизация и ликвидация торгово - промышленных палат осуществляются решениями их высших руководящих органов. Торгово - промышленные палаты могут быть ликвидированы также в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. 3. Государственная регистрация торгово - промышленной палаты в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация торгово - промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Законом. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации торгово - промышленной палаты в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной торгово - промышленной палаты при ее создании. Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации торгово - промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, представляются в федеральный орган юстиции или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом перечень указанных документов и порядок их представления определяются Правительством Российской Федерации. Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации торгово - промышленной палаты в связи с ее ликвидацией или торгово - промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения, принятого федеральным органом юстиции или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение. Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации торгово - промышленной палаты в связи с ее ликвидацией и торгово - промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, определяется Правительством Российской Федерации. Государственная регистрация торгово - промышленной палаты в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов. Государственная регистрация торгово - промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в указанной государственной регистрации на основании статьи 10 настоящего Закона, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов. 4. В случае слияния двух или нескольких торгово - промышленных палат все имущественные права и обязанности каждой из них переходят к вновь образованной торгово - промышленной палате. При присоединении торгово - промышленной палаты к другой торгово - промышленной палате к последней переходят все имущественные права и обязанности присоединенной палаты. 5. В случае разделения торгово - промышленной палаты к образованным в результате этого разделения торгово - промышленным палатам переходят в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованной торгово - промышленной палаты. При выделении из торгово - промышленной палаты одной или нескольких торгово - промышленных палат к каждой из них переходят в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованной торгово - промышленной палаты. Разделение имущественных прав и обязанностей утверждается высшим руководящим органом реорганизованной торгово - промышленной палаты. 6. Имущество ликвидированной торгово - промышленной палаты после удовлетворения претензий кредиторов направляется на цели, предусмотренные ее уставом. Глава III. ПРАВА ТОРГОВО - ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ Статья 12. Права торгово - промышленных палат 1. Торгово - промышленные палаты имеют право: а) осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей; б) представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах; в) оказывать содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров; г) проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров; д) удостоверять в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности; е) вести негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом; ж) организовывать международные выставки, а также обеспечивать подготовку и проведение выставок российских товаров за границей; з) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в Российской Федерации и за границей предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и предпринимателями учреждать смешанные торгово - промышленные палаты; и) издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности; к) самостоятельно определять методы осуществления своей деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты труда и материального стимулирования их труда; л) открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей; м) для разрешения экономических споров в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами; н) осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Российской Федерации. 2. Юридические документы, выданные торгово - промышленными палатами в пределах их компетенции, признаются на всей территории Российской Федерации. 3. Права торгово - промышленных палат закрепляются в их уставах и осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Статья 13. Собственность торгово - промышленных палат 1. Торгово - промышленные палаты имеют в собственности здания, сооружения, оборудование, акции, иные ценные бумаги и другое обособленное имущество, необходимое для выполнения уставных задач. 2. Предприятия, созданные торгово - промышленными палатами, владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве полного хозяйственного ведения в соответствии с целями и задачами, предусмотренными их уставами, а также договорами, заключаемыми торгово - промышленными палатами с указанными предприятиями. За учреждениями, созданными торгово - промышленными палатами, имущество закрепляется на праве оперативного управления. 3. Источниками формирования имущества торгово - промышленных палат являются вступительные и членские взносы, прибыль от хозяйственной деятельности созданных ими предприятий, иные поступления. Имущество торгово - промышленных палат используется для обеспечения их деятельности и образования их фондов. В случае выхода из торгово - промышленной палаты ее членов уплаченные взносы не возвращаются и претензии на часть имущества торгово - промышленной палаты не принимаются. 4. Право собственности торгово - промышленных палат охраняется законом. Глава IV. ТОРГОВО - ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 14. Членство в Торгово - промышленной палате Российской Федерации Членами Торгово - промышленной палаты Российской Федерации являются торгово - промышленные палаты, созданные в соответствии с настоящим Законом, российские предприятия и предприниматели, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей. Статья 15. Деятельность Торгово - промышленной палаты Российской Федерации 1. Торгово - промышленная палата Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями настоящего Закона, других законов Российской Федерации и своего устава. 2. Торгово - промышленная палата Российской Федерации выполняет свои задачи и функции на федеральном уровне и обладает всеми правами, необходимыми для их осуществления. Торгово - промышленная палата Российской Федерации в соответствии со своим уставом и положениями настоящего Закона осуществляет представительские функции как в Российской Федерации, так и за границей, объединяет на федеральном уровне торгово - промышленные палаты, осуществляет общую координацию их деятельности. 3. Торгово - промышленная палата Российской Федерации: выдает разрешения на открытие в Российской Федерации представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово - промышленных палат; свидетельствует обстоятельства форс - мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации; определяет порядок ведения негосударственного Реестра предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом. 4. Деятельность Международного коммерческого арбитражного суда, Морской арбитражной комиссии и Ассоциации диспашеров при Торгово - промышленной палате Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации. Статья 16. Участие Торгово - промышленной палаты Российской Федерации в подготовке нормативных актов Часть первая исключена. Торгово - промышленная палата Российской Федерации принимает участие в подготовке проектов законов Российской Федерации, постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации, решений министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих интересы предпринимателей. Глава V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ТОРГОВО - ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ. УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ Статья 17. Международные связи торгово - промышленных палат и участие в международных организациях 1. Торгово - промышленные палаты в соответствии с их уставами могут поддерживать прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения. 2. Торгово - промышленная палата Российской Федерации представляет интересы своих членов в Международной торговой палате, Международной ассоциации по охране промышленной собственности, Международном бюро выставок, Международной организации труда, а также в других международных организациях в части, связанной с предпринимательской деятельностью. Статья 18. Международные договоры Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора. 7 июля 1993 г. N 5340-1 |