Страницы: 1 2 Таблица 7 Допустимые значения вибрации по виброскорости в учебных помещениях --------------------------------------------------------------------------- |Среднегеометрические|Допустимые значения| Корректированные и | | частоты полос, ГЦ |по осям X, Y, Z, дБ| эквивалентные корректированные | | | | значения, дБ | |--------------------|-------------------|--------------------------------| | 2 | 81 | | |--------------------|-------------------| | | 4 | 76 | | |--------------------|-------------------| | | 8 | 72 | 72 | |--------------------|-------------------| | | 16 | 72 | | |--------------------|-------------------| | | 31,5 | 72 | | |--------------------|-------------------| | | 63 | 72 | | --------------------------------------------------------------------------- 2.4.4.17. В период производственной практики уровни технологической вибрации категории 3 на рабочих местах должны соответствовать предельно допустимым значениям. Время работы в таких условиях для подростков, достигших 16 лет, не должно быть более 4 часов в день. 2.4.4.18. При прохождении производственной практики на транспортных и транспортно-технологических машинах, уровни вибрации которых не превышают нормативные (1 и 2 категории вибрации), подростки, достигшие 16 лет, могут обучаться не более 4 часов в день. При уровнях вибрации указанных категорий, достигающих значения класса условий труда 3.1, время производственного обучения ограничивается до 1 часа за рабочий день. 2.4.4.19. В период производственной практики при уровне локальной вибрации, соответствующей нормативным значениям, подростки, достигшие 16-ти лет, могут обучаться не более 4-х часов в день. При уровнях локальной вибрации, достигающих значения класса условий труда 3.1, суммарное время обучения (на оборудовании, являющемся источником локальной вибрации) ограничивается до 1 часа в день. 2.4.4.20. Производственная практика подростков, не достигших 18 лет, в условиях воздействия транспортной, транспортно - технологической и локальной вибрации не допускается во вредных условиях труда выше 3 класса 1 степени вредности. 2.4.5. Выбор рабочих мест для производственного обучения 2.4.5.1. Производственное обучение и практику на первом году обучения проводят преимущественно в мастерских учреждений НПО или учебных цехах, отвечающих гигиеническим требованиям, с широким использованием тренажеров, полигонов и технических средств обучения. 2.4.5.2. При отсутствии в учреждении НПО необходимой базы производственное обучение может быть организовано в организациях при обеспечении условий, отвечающих нормативным требованиям для подростков, за исключением подготовки по профессиям, входящим в перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. 2.4.5.3. Производственная практика на организациях различных отраслей промышленности по профессиям, входящим в вышеупомянутый перечень, допускается для обучающихся не моложе 16-летнего возраста при условии: - ограничения продолжительности рабочего дня обучающихся (не более половины рабочего дня взрослых рабочих); - исключения отдельных видов работ и условий, запрещенных для применения труда несовершеннолетних; - при условиях труда, не превышающих по параметрам условий класса 3.1 согласно гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда. 2.4.5.4. Для производственного обучения выделяют специальные участки или рабочие места с наиболее современной технологией и закрытыми производственными процессами, высоким уровнем механизации, отвечающие требованиям санитарных норм и правил для соответствующих отраслей, требованиям техники безопасности и охраны труда. 2.4.5.5. Обучающихся не используют на подсобных работах, не входящих в программу профессиональной подготовки, а также связанных с постоянным переносом и передвижением тяжести. 2.4.5.6. Выбор рабочих мест для производственного обучения осуществляется администрацией учреждений НПО при наличии соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения и заключения специалистов по охране труда и технике безопасности или, при их отсутствии, лиц, уполномоченных работодателем. 2.5. Требования к санитарно-бытовому обеспечению 2.5.1. Содержание помещений и участка 2.5.1.1. Все помещения учреждений НПО и участок содержат в порядке и чистоте: в кабинетах, классах, лабораториях, аудиториях и других помещениях проводят ежедневную влажную уборку при открытых окнах или фрамугах и форточках (в зависимости от погодных условий). 2.5.1.2. Генеральную уборку помещений проводят один раз в месяц с применением не только моющих средств, но и дезинфицирующих средств. Для этих целей используют разрешенные в установленном порядке дезинфицирующие средства. 2.5.1.3. Очистку стекол, рам и оконных проемов проводят 2 раза в течение учебного года. 2.5.1.4. Уборку кабинетов, лабораторий, аудиторий и других помещений осуществляют после последнего звонка, коридоров и рекреационных помещений - после каждой из перемен; обеденного зала - после каждого приема пищи; вестибюля и гардероба - после начала занятий и по мере их загрязнения в течение дня; актовый зал, комнаты кружковых занятий и административно-хозяйственные помещения - в конце дня, а также по мере необходимости. Проветривание и влажную уборку спортивного зала осуществляют после каждого урока. Очистку матов (выколачивание) следует проводить на открытом воздухе не реже одного раза в неделю и ежедневно чистить пылесосом (или протирать влажной тряпкой). 2.5.1.5. Уборку туалетов и умывальных комнат осуществляют ежедневно. Полы моют теплой водой с применением моющих и дезсредств после каждой перемены в училище; в общежитии - в течение дня по мере загрязнения. Унитазы ежедневно моют теплой водой с моющими и дезсредствами. С целью удаления мочекислых солей раз в неделю следует мыть унитазы щетками с использованием средств, содержащих соляную кислоту (санитарный, санита и др.), с последующим обильным промыванием их водой. 2.5.1.6. К мытью туалетов обучающихся не привлекают. 2.5.1.7. Уборочный инвентарь (тряпки, ведра, щетки) маркируют и хранят в отведенных для этих целей помещениях. После уборки весь инвентарь следует промыть горячей водой, используя при этом моющие средства. 2.5.1.8. Для сбора бытовых отходов на дворовой территории устанавливают на бетонированных площадках мусоросборники принятого для данной местности типа. Осуществляют регулярный вывоз твердых бытовых отходов. 2.5.1.9. Участок учреждений НПО систематически убирают: летом дорожки, тротуары, проезды поливают и подметают; зимой - освобождают от снега и льда. 2.5.1.10. Спортивную зону участка содержат в чистоте и по мере необходимости убирают. 2.5.1.11. Ранней весной и поздней осенью осуществляют уборку территории, вырубку сухих деревьев и веток, молодой поросли. Территорию не захламляют и не устраивают склады в неположенном месте. 2.5.1.12. Косметический ремонт с использованием лакокрасочных веществ и капитальный ремонт не производят при функционировании учреждения НПО. 2.5.2. Санитарно-бытовое обеспечение обучающихся во время производственного обучения и практики 2.5.2.1. В учебно-производственных мастерских должен быть организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных норм. 2.5.2.2. Учебно-производственные мастерские обеспечивают обычными или специальными моющими (очищающими) средствами, щетками, полотенцами или заменяющими их устройствами, а также средствами индивидуальной защиты в соответствии с профилем осваиваемой специальности. 2.5.2.3. Учебно-производственные мастерские обеспечивают аптечками, необходимыми для оказания первой помощи, перевязочными средствами, носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь. 2.5.2.4. Обучение и инструктаж обучающихся следует проводить с учетом возрастных особенностей подростков, учитывая склонность к недооценке потенциально опасных ситуаций и отсутствие необходимых навыков и опыта. Ответственность за своевременный и полный инструктаж по охране труда и технике безопасности обучающихся на рабочих местах несет администрация учебных заведений и предприятий. 2.5.2.5. При прохождении производственной практики обучающиеся выполняют правила производственной санитарии и гигиены, предусмотренные отраслевыми санитарными правилами и правилами по охране труда и технике безопасности. 2.5.2.6. Во время прохождения производственной практики обучающихся обеспечивают индивидуальными средствами защиты: спецодеждой, спецобувью, очками, масками, противошумами, шлемами, касками и др. - по нормам, установленным для рабочих данных профессий. Обучающихся не допускают к работе без соответствующей спецодежды и предохранительных приспособлений. 2.5.2.7. При прохождении производственной практики обучающихся обеспечивают моющими средствами, а также средствами, применяемыми для защиты и очищения кожи по нормам, установленным для работающих. 2.5.2.8. При прохождении производственной практики на штатном рабочем месте в организациях с наличием производственных вредностей обучающиеся должны пользоваться, как и кадровые рабочие, предусмотренным питанием, медицинским обслуживанием и т.д. 2.5.2.9. Во время прохождения производственной практики обучающиеся имеют доступ ко всем санитарно-бытовым помещениям организации (гардеробные, бельевые, душевые, туалеты, комнаты личной гигиены женщин, столовые, помещения для обогрева и отдыха, медицинский кабинет и др.). 2.5.2.10. Условия прохождения производственной практики документально фиксируются в договоре между администрацией учреждения НПО и организацией. 2.6. Требования к организации учебно-производственного процесса Построение гигиенически рационального учебно-производственного процесса основывается на соответствии суммарной учебно - производственной нагрузки возрастным особенностям и возможностям организма обучающихся. Оптимальный режим, обеспечивающий высокую работоспособность, сохранение и укрепление здоровья, предусматривает необходимое чередование труда и отдыха, смену различных видов деятельности, определенную длительность учебы и работы для подростков разного возраста с учетом условий обучения, эффективное использование свободного времени, средств физического воспитания и т.д. 2.6.1. Требования к организации учебно-производственных занятий 2.6.1.1. Объем учебно-производственной нагрузки не должен превышать 36 часов (академических) в неделю и 6 часов в день. 2.6.1.2. При прохождении производственной практики в организациях продолжительность рабочего дня зависит от возраста и составляет в соответствии с трудовым законодательством для подростков до 16 лет - 4 часа в день (24 часа в неделю), от 16 до 18 лет - 6 часов в день (36 часов в неделю). В возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю. Производственная практика при освоении профессий, входящих в перечень запрещенных для применения труда лиц моложе 18 лет, организуется в соответствии с п. 2.4.5.3. 2.6.1.3. Продолжительность перемен во время учебных занятий составляет не менее 10 мин. Отдых обучающихся в перерывах между занятиями проводится в рекреационных или специально отведенных помещениях, а в тех случаях, когда позволяют погодные условия, на свежем воздухе. Для питания обучающихся предусматривают перерыв не менее 45 мин. 2.6.1.4. Структура рабочего дня во время производственной практики обеспечивает постепенный переход от режима школы и учреждения НПО к режиму труда на производстве. Для этого на первом этапе, длительность которого зависит от сроков обучения и профессии, предусматривают десятиминутные перерывы через каждые 50 мин. работы, на втором этапе через 1,5 - 2 часа и на заключительном этапе производственной практики режим работы подростков приближают к режиму труда взрослых рабочих, с более ранним обеденным перерывом (после 3 часов работы). 2.6.1.5. При выборе режима учебно-производственной деятельности осуществляют дифференцированный подход с учетом характера осваиваемой профессии: - при освоении профессий, не связанных с воздействием выраженных профессиональных вредностей, лучшим вариантом режима обучения является такой, когда на первом курсе два дня практики разделены одним, максимум, двумя днями теоретических занятий; на II курсе целесообразно проведение производственного обучения сдвоенными днями; на III курсе допустимы строенные дни производственного обучения, а также чередование дней теоретических и практических занятий в различных сочетаниях; - при одно-полуторагодичном сроке подготовки (на базе общего среднего образования) рациональным является режим с равномерным чередованием теоретических и практических занятий через день; во втором полугодии возможно также применение режима с тремя днями практики, из которых два могут быть сдвоенными; - при освоении профессий, запрещенных для применения труда лиц моложе 18 лет (упомянуты в п. 2.4.5.3), для сокращения времени пребывания учащихся в условиях производства целесообразно использовать режим, предусматривающий чередование теоретических и практических занятий на протяжении дня; - производственную практику на I и II курсах обучения не рекомендуется начинать ранее 8 часов утра, а на III курсе и на одногодичных отделениях - ранее 7 час. 30 мин; обучение в вечернюю смену является нежелательным в связи с поздним окончанием работы, в ночную смену запрещено законодательством. 2.6.1.6. Все положения по организации режима труда и отдыха отражают в договоре о проведении производственной практики обучающихся, который заключают между учреждением НПО и организацией. 2.6.1.7. При составлении расписания необходимо учитывать динамику работоспособности обучающихся, степень сложности усвоения учебного материала (Приложение 2): - занятия по трудным для усвоения предметам теоретического обучения следует проводить в дни и часы более высокой работоспособности обучающихся, чередуя их с занятиями по другим предметам: в понедельник или субботу рекомендуется включать в расписание не более двух уроков по трудно усваиваемым предметам, в дни высокой работоспособности (вторник, среда) - три-четыре; - для изучения теоретических предметов профессионально-технического цикла следует выделять 2 - 4-й часы, так как занятия этого цикла являются для обучающихся более утомительными, чем по общеобразовательным предметам, особенно в первый год их изучения; - на начальном этапе освоения профессиональных навыков для производственного обучения необходимо отводить дни высокой работоспособности (кроме понедельника и субботы); - занятия по одному предмету должны проводить с интервалом один-два дня, но не реже, чем 1 раз в 3 дня; - необходимо предусматривать чередование общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов в течение учебного дня; проведение сдвоенных уроков разрешается по всем предметам, кроме уроков физкультуры в залах. Режим работы на дисплеях организуется в соответствии с санитарными правилами. 2.6.1.8. Расписание занятий составляют не менее чем на полгода и не меняют в целях выработки у обучающихся устойчивого стереотипа деятельности, обеспечивающего успешное усвоение учебного материала и практических навыков. 2.6.1.9. Используемые в учебном процессе учебники и пособия должны отвечать требованиям санитарных правил. 2.6.2. Организация физического воспитания 2.6.2.1. Ведущими принципами физического воспитания обучающихся являются обеспечение биологической потребности организма подростка в движениях, составляющей 10 - 12 часов организованной двигательной активности в неделю, и профессионально-прикладная направленность всех форм физического воспитания: уроков, занятий в спортивных секциях для развития профессионально-значимых функций (Приложение 3). 2.6.2.2. На основании данных медицинского осмотра всех обучающихся распределяют для занятий физической культурой на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Обучающихся, не прошедших медицинский осмотр, к занятиям не допускают. 2.6.2.3. Основной формой физического воспитания являются уроки по физической культуре, которые рекомендуется включать в учебный план в объеме не менее 4 часов в неделю. 2.6.2.4. В расписании занятий уроки физкультуры равномерно распределяют по дням недели. Уроки лыжной подготовки и занятия в бассейнах проводят 1 - 2 раза в неделю по 90 минут. 2.6.2.5. Для организации занятий по плаванию необходимо использовать бассейны, отвечающие нормативным требованиям. 2.6.2.6. Уроки физической культуры проводят с учетом возрастно-половых особенностей обучающихся; целесообразно раздельное проведение занятий для юношей и девушек при численности подростков одного пола более 8 человек. 2.6.2.7. Спортивная одежда и обувь должны соответствовать температурным условиям, времени года, виду спортивных занятий. 2.6.2.8. Уроки по лыжной подготовке не проводят при температуре ниже -20 град. С без ветра и при температуре ниже -18 град. С при наличии ветра, занятия по плаванию - при температуре воды ниже +18 град. С. Учебное время для перехода (переезда) обучающихся к месту проведения уроков не используют. 2.6.2.9. Рекомендуется организовывать еженедельно факультативные (дополнительные) занятия физической культурой и спортом в объеме 2 - 4 часа для оптимизации недельного объема организованной двигательной активности обучающихся. Учебные группы для факультативных занятий формируют из обучающихся, не занимающихся в спортивных секциях, численностью не менее 25 человек. Реализация дополнительной программы осуществляется также проведением дней здоровья, туристических походов, спортивных олимпиад, спартакиад и других спортивных мероприятий. 2.7. Требования к организации питания 2.7.1. Питание обучающихся должно отвечать принципам рационального и сбалансированного питания. 2.7.2. Суточная потребность обучающихся в белках (включая белки животного происхождения), в жирах (включая жиры растительного происхождения), углеводах, витаминах, минеральных веществах и энергетической ценности определяется нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения. Рекомендуемые величины для обучающихся даны в Приложении 4. 2.7.3. Организация питания предусматривает четырехразовое питание для проживающих в общежитии и одно-двухразовое горячее питание для проживающих в семье. Нормы питания на одного обучающегося в день даны в Приложении 5. Ассортимент основных рекомендуемых для использования продуктов питания дается в Приложениях 6 и 7. 2.7.4. Не рекомендуется выдавать обучающимся (или их родителям) денежную компенсацию взамен питания. 2.7.5. С целью профилактики витаминной недостаточности учащимся в зимне-весенний период года следует проводить дополнительную витаминизацию поливитаминными препаратами. 2.7.6. Хранение особо скоропортящихся продуктов осуществляют согласно соответствующим санитарным правилам об условиях и сроках хранения особо скоропортящихся продуктов. 2.8. Организация медицинского обеспечения 2.8.1. Учреждения НПО комплектуют кадрами врачей и средних медицинских работников в соответствии с действующими в области здравоохранения нормативами. 2.8.2. Поступающие в учреждения НПО проходят предварительные медицинские осмотры в установленном порядке. Состав комиссии, объем исследований и заключение о пригодности к обучению по выбранной специальности определяются соответствующими нормативными актами Минздрава России. 2.8.3. Обучающиеся до 18-летнего возраста подлежат ежегодным периодическим осмотрам. 2.8.4. Перед началом производственной практики в организациях, работники которых в связи с характером работы подлежат предварительному и периодическому медицинскому освидетельствованию, обучающиеся проходят осмотры в установленном для этих контингентов порядке. 2.8.5. При выявлении патологии, препятствующей продолжению освоения избранной специальности, обучающихся переводят на обучение другой специальности в соответствии с состоянием здоровья или отчисляют из образовательного учреждения с обязательными рекомендациями по выбору другого профиля подготовки или рациональному трудоустройству. 2.8.6. Администрация и педагогический персонал организуют и проводят работу по гигиеническому воспитанию и образованию учащихся, формированию навыков здорового образа жизни с участием медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, центров госсанэпиднадзора. 2.8.7. Медицинские осмотры работников кухни, педагогов и воспитателей осуществляются согласно установленному порядку. 2.9. Требования к соблюдению санитарных правил и норм 2.9.1. В соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в учреждении должны быть санитарные правила, а также другие нормативные документы с учетом профиля подготовки к профессиям. Руководитель учреждения НПО является ответственным за выполнение настоящих санитарных правил. 2.9.2. Медицинский персонал учреждения НПО осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарных правил. 2.9.3. Надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют территориальные центры госсанэпиднадзора. 2.9.4. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. 2.9.5. Руководитель учреждения обязан организовывать производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Приложение 1 к СанПиН 2.4.3.1186-03 УРОВНИ ИСКУССТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ЗРИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПОДРОСТКАМИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫХ ЛАМП --------------------------------------------------------------------------- | Наименование мастерских | Система искусственного | Освещенность в люкс | | | освещения | | |-------------------------|------------------------|----------------------| | швейные | общее | 600 для светлой | | | | поверхности | | |------------------------|----------------------| | | комбинированное * | 4750 для темной | | | | поверхности | |-------------------------|------------------------|----------------------| | сборочные цеха | комбинированное * | 4000 | | часового | | 5000 | | производства | | при использовании | | | | оптических приборов | | | | 30 - 65% рабочего | | | | времени | |-------------------------|------------------------|----------------------| | столярные | общее | 500 | |-------------------------|------------------------|----------------------| | слесарные | общее | 600 | | |------------------------|----------------------| | | комбинированное * | 1000 | |-------------------------|------------------------|----------------------| | токарные | комбинированное * | 1000 | |-------------------------|------------------------|----------------------| | фрезерные | комбинированное * | 1000 | --------------------------------------------------------------------------- Доля общего освещения при указанных видах зрительных работ подростков составляет не менее 50%. При использовании ламп накаливания нормы освещенности снижаются на 1 - 2 ступени шкалы освещенности в зависимости от точности работ по СНиП о естественном и искусственном освещении. Приложение 2 к СанПиН 2.4.3.1186-03 ГРУППИРОВКА ПРЕДМЕТОВ ПО СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Первая степень сложности - учебные дисциплины, изучение которых требует от учащихся умения оперировать абстрактными понятиями, способности усваивать сущность явлений, законов, категорий, а также запоминать большое количество фактического материала: математика, физика, история, обществоведение, изучение языков. Вторая степень сложности - предметы, в которых доля абстрактных понятий значительно снижается по сравнению с учебными дисциплинами первой группы, при этом учащиеся должны усваивать законы, факты, что вносит некоторое разнообразие в характер их умственной деятельности: химия, специальная технология и др. Третья степень сложности - предметы, имеющие прикладной характер; при их изучении учащиеся, используя известные законы и теории, усваивают фактический материал: материаловедение, организация и технология производства работ и др. Четвертая степень сложности - предметы, изучение которых помимо умственного труда требует значительного объема физических действий: физическое воспитание, начальная военная подготовка. Приложение 3 к СанПиН 2.4.3.1186-03 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НПО 1. В распорядке дня учреждения НПО рекомендуется отразить физкультурно - оздоровительные мероприятия, которые должны организовываться в течение учебного дня, - гимнастика до занятий, уроки физкультуры, подвижная перемена, факультативные занятия, расписание секций. 2. Гимнастику до начала теоретических занятий или производственной практики проводят ежедневно с целью ускорения врабатываемости организма. Продолжительность занятий около 10 минут. Используют как общеразвивающие, так и специальные гимнастические упражнения для тех групп мышц, которые преимущественно участвуют в предстоящей работе. Занятия проводят в учебных помещениях или мастерских под контролем преподавателя (мастера). 3. Физкультурные паузы продолжительностью 3 - 5 минут проводят при теоретическом обучении в середине третьего и пятого уроков с целью снятия утомления, улучшения кровообращения и дыхания организма обучающихся. При производственном обучении в мастерских или на базовых предприятиях физкультурные паузы также проводят во второй половине занятий с целью снятия утомления и повышения работоспособности организма. При наличии неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, запыленность, загазованность, наличие микроклимата) физкультурная пауза проводится вне производственного помещения, т.е. в местах, специально отведенных для отдыха. 4. Подвижная перемена проводится продолжительностью не менее 20 минут, после двух уроков теоретического обучения. Организация и проведение перемены возложены на руководителя физического воспитания и на преподавателя, проводящего предшествующий урок. Цель занятий - оптимизация двигательного режима и профилактика переутомления обучающихся. 5. При организации урока физической культуры продолжительностью 45 минут на подготовительную часть отводят 8 - 15 минут, на основную - 25 - 30 минут и на заключительную - 3 - 5 минут. Моторная плотность урока должна составлять 60 - 80%. В основной части урока задают физическую нагрузку на уровне частоты пульса 170 - 180 уд/мин. На профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП) отводят 20 - 40% от общего времени урока. 6. Рекомендуется проводить 1 - 2 специализированных урока физической культуры в неделю с высокой интенсивностью нагрузки (моторная плотность 80 - 100%) и избирательной направленностью на развитие ключевых профессионально-значимых функций, характерных для осваиваемой профессии. 7. На период производственной практики и каникул руководитель физического воспитания учреждения НПО дает обучающимся "домашнее задание" для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Задания должны быть связаны с учебной программой, быть конкретными и проверяемыми. 8. Педагогический коллектив учреждения НПО формирует у обучающихся положительную мотивацию к регулярным занятиям физкультурой и спортом во внеучебное время. Эти занятия включают утреннюю физическую зарядку в сочетании с закаливающими процедурами, самостоятельные занятия и тренировки с учетом профессионально-прикладной направленности и полезности для дальнейшей профессиональной деятельности. 9. При организации внеклассной спортивной работы следует культивировать те виды спорта, которые обладают профессионально-прикладной эффективностью и учитывают специфику выбранной профессии. Примеры представлены в таблице: Рекомендуемые виды спорта -------------------------------------------------------------------------- | 1. Машиностроение и | спортивные игры, легкая атлетика, борьба | | металлообработка | вольная и классическая, лыжные гонки, городки | |------------------------|-----------------------------------------------| | 2. Радиотехническое и | баскетбол, волейбол, ручной мяч, теннис, | | электронное | настольный теннис | | производство | | |------------------------|-----------------------------------------------| | 3. Химические и | легкая и тяжелая атлетика, баскетбол, ручной | | нефтехимические | мяч, волейбол, настольный теннис, плавание; | | производства | для слесарей-ремонтников - вольная и | | | классическая борьба, лыжный спорт, городки | |------------------------|-----------------------------------------------| | 4. Металлургическое | легкая и тяжелая атлетика, лыжный и | | производство | конькобежный спорт, гимнастика, велоспорт, | | | туризм, фехтование | |------------------------|-----------------------------------------------| | 5. Добыча и | гимнастика, борьба - для машинистов угольных | | переработка угля | комбайнов и электрослесарей шахтного | | | оборудования; баскетбол, настольный теннис - | | | для машинистов шахтных электровозов | |------------------------|-----------------------------------------------| | 6. Текстильное | легкая атлетика (бег на средние и длинные | | производство | дистанции, спортивная ходьба), баскетбол, | | | плавание | |------------------------|-----------------------------------------------| | 7. Производство обуви | баскетбол, волейбол, легкая атлетика | |------------------------|-----------------------------------------------| | 8. Строительство | спортивная гимнастика, плавание, лыжный спорт | | | (для каменщиков); прыжки в воду и батут (для | | | монтажников) | |------------------------|-----------------------------------------------| | 9. Сельское хозяйство | легкая атлетика, баскетбол, гимнастика (для | | | водителей с/х машин), фехтование | -------------------------------------------------------------------------- Приложение 4 к СанПиН 2.4.3.1186-03 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НПО ----------------------------------------------------------------------- | ПОКАЗАТЕЛЬ | КОНТИНГЕНТ | |-------------------------------|-------------------------------------| | |Юноши 15 - 18 лет|Девушки 15 - 18 лет| |-------------------------------|-----------------|-------------------| | белки, г | 98 - 113 | 90 - 104 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | в т.ч. животного | | | | происхождения | 59 - 68 | 54 - 62 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | жиры, г | 100 - 115 | 90 - 104 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | в т.ч. растительного | | | | происхождения | 30 - 35 | 27 - 31 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | углеводы, г | 425 - 489 | 360 - 414 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | энергетическая ценность, | | | | ккал | 3000 - 3450 | 2600 - 2990 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | витамины: | | | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | С, мг | 70 | 70 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | А, мкг ретинол эквивалент | 1000 | 800 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | Е, мг токоферол эквивалент | 15 | 12 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | тиамин, мг | 1,5 | 1,3 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | рибофлавин, мг | 1,8 | 1,5 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | пиридоксин, мг | 2,0 | 1,6 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | РР, мг ниац. экв | 20 | 17 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | фолат, мкг | 200 | 200 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | минеральные вещества, мг | | | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | кальций | 1200 | 1200 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | фосфор | 1800 | 1800 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | магний | 300 | 300 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | железо | 15 | 18 | |-------------------------------|-----------------|-------------------| | йод, мкг | 130 | 130 | ----------------------------------------------------------------------- Приложение 5 к СанПиН 2.4.3.1186-03 НОРМЫ ПИТАНИЯ НА 1 УЧАЩЕГОСЯ В ДЕНЬ ---------------------------------------------------------------------- | Наименование продуктов | Единица | Количественные величины | | | измерения |-------------------------| | | | При | При | | | | 4-разовом | 2-разовом | | | | питании | питании | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Мясо | грамм | 160 | 130 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Колбасные изделия | грамм | 10 | 5 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Субпродукты | грамм | 30 | 15 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Рыба, в т.ч. | грамм | 70 | 60 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | сельдь | грамм | 5 | 5 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Яйцо | штук | 0,7 | 0,5 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Молоко и кисломолочные про- | | | | | дукты | грамм | 300 | 100 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Творог полужирный | грамм | 60 | 35 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Сметана 30% жирности | грамм | 15 | 10 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Сыр | грамм | 15 | 10 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Масло сливочное, в т.ч. | грамм | 25 | 25 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | порционное | грамм | 20 | 20 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Маргарин | грамм | 30 | 20 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Масло растительное | грамм | 15 | 10 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Макаронные изделия | грамм | 20 | 10 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Крупы | грамм | 60 | 40 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Бобовые | грамм | 8 | 5 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Мука пшеничная | грамм | 50 | 15 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Сухари пшеничные | грамм | 10 | 5 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Крахмал | грамм | 3 | 2 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Сахар, в т.ч. кондитерские | | | | | изделия | грамм | 80 | 40 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Картофель | грамм | 300 | 210 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Овощи | грамм | 350 | 250 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Томат-пюре | грамм | 10 | 10 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Сухофрукты | грамм | 15 | 10 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Кофейный напиток | грамм | 2 | 2 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Чай | грамм | 2 | 1 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Какао | грамм | 0,5 | 0,5 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Желатин | грамм | 0,3 | 0,3 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Фрукты свежие или сок | грамм | 85 | 60 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Специи | грамм | 2 | 1,5 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Соль | грамм | 10 | 7 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Дрожжи | грамм | 1 | - | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Хлеб пшеничный | грамм | 280 | 180 | |------------------------------|-----------|------------|------------| | Хлеб ржаной | грамм | 170 | 120 | ---------------------------------------------------------------------- Приложение 6 к СанПиН 2.4.3.1186-03 ТАБЛИЦА ЗАМЕНЫ НЕКОТОРЫХ ПРОДУКТОВ ------------------------------------------------------------------------- | Продукт | Масса, г | Продукт-заменитель | Масса, г| |----------------|----------|---------------------------------|---------| | Мясо говядины | 100 | Мясо кролика | 96 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Печень говяжья | 116 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Печень свиная | 107 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Куры I категории | 110 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Куры II категории | 97 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Рыба (треска) | 125 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Творог | 120 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | Молоко цельное | 100 | Молоко сухое цельное | | | | | в герметической упаковке | 11 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Молоко сухое обезжиренное | 7,5| |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Молоко сгущенное с сахаром | 40 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Творог 9% | 17 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Мясо (говядина I категории) | 14 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Мясо (говядина II категории) | 17 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Рыба (треска) | 17,5| |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Сыр "Российский" | 12,5| |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Яйцо куриное | 22 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | Творог 9% | 100 | Мясо (говядина) | 83 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Рыба (треска) | 105 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | Яйцо куриное | | | | | (1 шт.) | 41 | Творог | 31 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Мясо (говядина) | 26 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Рыба (треска) | 30 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Молоко цельное | 186 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Сыр "Российский" | 20 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Яичный порошок | 11,5| |----------------|----------|---------------------------------|---------| | Рыба (треска) | 100 | Мясо (говядина) | 87 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Творог | 105 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | Картофель | 100 | Капуста белокочанная | 111 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Капуста цветная | 80 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Морковь | 154 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Свекла | 118 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Бобы (фасоль) | 35 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Горошек зеленый | 409 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Горошек зеленый | | | | | консервированный | 64 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Кабачки | 300 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | Яблоки свежие | 100 | Яблоки консервированные | 200 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Сок яблочный | 90 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Сок виноградный | 133 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Сок сливовый | 133 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Сухофрукты: яблоки | 12 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Чернослив | 17 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Курага | 8 | |----------------|----------|---------------------------------|---------| | | | Изюм | 22 | ------------------------------------------------------------------------- Приложение 7 к СанПиН 2.4.3.1186-03 АССОРТИМЕНТ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОРГАНИЗОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВАХ Мясопродукты: - говядина I и II категорий, - телятина - мясо птицы (курица, индейка), - мясо кролика, - сосиски и сардельки (говяжьи), не чаще, чем 1 - 2 раза в неделю; - колбасы вареные (докторская, отдельная и др.), не чаще 1 раза в неделю после тепловой обработки, - субпродукты (печень говяжья, язык). Рыба и рыбопродукты - треска, хек, минтай, ледяная рыба. Судак, сельдь (соленая). Яйца куриные - в виде омлетов или в вареном виде. Молоко и молочные продукты: - молоко (2,5%, 3,2%, 3,5% жирности), пастеризованное, стерилизованное, сухое; - сгущенное молоко (цельное и с сахаром), сгущенно-вареное молоко; - творог (9% и 18% жирности; 0,5% жирности - при отсутствии творога более высокой жирности) после термической обработки; - сыр неострых сортов (твердый, мягкий, плавленый, колбасный без специй); - сметана (10%, 15%, 30% жирности) - после термической обработки; - кефир; - йогурты (предпочтительнее не подвергшиеся термической обработке - "живые", молочные и сливочные); - ряженка, варенец, бифидок и др. кисломолочные продукты промышленного выпуска; - сливки (10%, 20% и 30% жирности). Пищевые жиры: - сливочное масло (в том числе крестьянское), - растительное масло (подсолнечное, кукурузное, соевое - только рафинированное, рапсовое, оливковое) - в салаты, винегреты, сельдь, вторые блюда; ограниченно для обжаривания в смеси с маргарином. Кондитерские изделия: - конфеты (предпочтительнее зефир, пастила, мармелад), карамель, шоколадные - не чаще одного раза в неделю; - галеты, печенья, крекеры, вафли, кексы (предпочтительнее с минимальным количеством пищевых ароматизаторов); - пирожные, торты (песочные и бисквитные без крема); - джемы, варенье, повидло, мед - промышленного выпуска. Овощи: - картофель, капуста белокочанная, капуста цветная, морковь, свекла, огурцы, томаты, кабачки, патиссоны, лук, чеснок, петрушка, укроп, сельдерей, томатная паста. Томат-пюре. Фрукты: - яблоки, груши, бананы, ягоды (за исключением клубники); - цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны) с учетом индивидуальной переносимости; - сухофрукты. Бобовые: горох, фасоль, соя. Соки и напитки: - натуральные отечественные и импортные соки и нектары промышленного выпуска (осветленные и с мякотью), предпочтительно в мелкоштучной упаковке; - напитки промышленного выпуска на основе натуральных фруктов; - витаминизированные напитки промышленного выпуска без консервантов и искусственных пищевых добавок; - кофе (суррогатный), какао, чай. Консервы: - говядина тушеная (в виде исключения при отсутствии мяса); - консервы обеденные (в виде исключения при отсутствии натуральных продуктов); - лосось, сайра (для приготовления супов); - компоты, фрукты дольками, баклажанная и кабачковая икра; - зеленый горошек; - томаты и огурцы стерилизованные. Хлеб, крупы, макаронные изделия - все виды без ограничения. Не рекомендуются в организованном детском питании: - мясо утки и гуся; - кулинарные жиры; - газированные напитки; - напитки на основе синтетических ароматизаторов (типа "Зукко" и т.п.); - закусочные консервы; маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки); - майонез, горчица, хрен. Страницы: 1 2 |