О ПРОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В XI КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2002/2003 УЧЕБНОМ ГОДУ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 28 октября 2002 г. N 13-51-125/13 (Д) В 2001/2002 учебном году Министерством образования Российской Федерации в целях совершенствования организационной формы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов был проведен письменный экзамен по литературе по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в 35 комплектов. Каждый комплект имел свой номер и включал 8 тем сочинений, подобранных в соответствии со структурой экзаменационного пакета. Общеобразовательные учреждения каждого из 89 субъектов Российской Федерации, имеющие оперативную связь, были информированы в день экзамена по региональному телевидению о номере комплекта тем сочинений по литературе. Минобразование России направило в регионы письмо с просьбой предоставить подробную информацию по итогам проведения экзамена. Анализ писем, пришедших из органов управления образованием субъектов Российской Федерации, свидетельствует о том, что новая форма организации итогового контроля по литературе в целом себя оправдала. Она содействовала предотвращению утечки информации о содержании письменных экзаменационных работ, создавала благоприятные условия для подготовки к экзамену, способствовала снижению у выпускников психологической нагрузки, связанной с ситуацией экзамена. С учетом предложений, поступивших из регионов по дальнейшему совершенствованию формы и содержания итоговой аттестации, Минобразование России устанавливает следующий порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов общеобразовательных учреждений по литературе в 2002/2003 учебном году. Новая форма организации итогового контроля по литературе распространяется на выпускников школ с русским (родным) языком обучения, на выпускников школ с русским (неродным) и с родным (нерусским) языком обучения, а также на выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, совпадающие со сроками дневных общеобразовательных школ. Экзаменационный материал для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов по литературе будет представлен в двух документах: "Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" и "Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году". Экзаменационные материалы соответствуют обязательным минимумам содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказы Минобразования России от 19.05.98 N 1236 и от 30.06.99 N 56). "Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" включает 500 тем. В указанном Перечне темы сочинений группируются в четыре раздела: темы по литературе первой половины XIX века, темы по литературе второй половины XIX века, темы по литературе XX века, а также дополнительные темы для школ с родным (нерусским) языком обучения. "Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" в третьей декаде марта 2003 года будет направлен электронной почтой в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, а также помещен в "Учительской газете", в газетах "Первое сентября" и "Литература", размещен на сайте Минобразования России в Интернете (www.informika.ru). He позднее второй декады апреля каждый регион обеспечивает общеобразовательные учреждения "Перечнем тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" в количестве не менее одного экземпляра на образовательное учреждение. "Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" включают 70 комплектов. Каждый комплект будет состоять из пяти экзаменационных тем сочинений, сгруппированных в соответствии со следующей структурой экзаменационного пакета: 1. Анализ эпизода из художественного произведения русской литературы XIX - XX века (эпизоды указаны) или анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны). 2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении. 3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны). 4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны). 5. Тема, связанная с философской, нравственной, социальной проблематикой русской литературы (указан XIX или XX век; произведение художественной литературы выбирает учащийся). При комплектовании тем учитывается специфика литературного образования в школах с родным (нерусским) языком обучения: в комплектах могут содержаться темы сочинений, имеющие специальную помету (*), которая указывает на право выпускника школы с родным (нерусским) языком обучения заменить эту тему на другую тему, включенную в комплект с пометой "для школ с родным (нерусским) языком обучения". Количество тем сочинений в "Комплектах тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" будет примерно на 15% меньше числа тем, которые войдут в "Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году". "Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" во второй декаде мая 2003 года будут помещены в "Учительской газете", в газетах "Первое сентября" и "Литература", размещены на сайте Минобразования России в Интернете (www.informika.ru). В день экзамена в прямом эфире с использованием лототрона (или аналогичного устройства) определяется номер комплекта и соответствующие ему темы сочинений демонстрируются на телеэкране не менее 5 минут и объявляются по радио. Каждая школа Российской Федерации обеспечивается экзаменационными материалами (один комплект тем сочинений) в традиционном порядке на случай невозможности проведения экзамена в новой организационной форме по техническим причинам. Экзаменационные материалы будут взяты из "Комплектов тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" и направлены в марте - апреле по линии спецсвязи в органы управления образованием субъектов Российской Федерации в установленном ранее порядке в соответствии с письмом "О порядке обеспечения общеобразовательных учреждений экзаменационными материалами". Традиционный порядок проведения итоговой аттестации сохраняется для следующих категорий учащихся: выпускников общеобразовательных школ, не имеющих радио- и телевизионной связи; выпускников, сдающих экзамен в щадящем режиме, выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, не совпадающие со сроками дневных общеобразовательных школ. Темы сочинений для всех категорий учащихся комплектуются из опубликованного "Перечня тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году". Руководитель Департамента общего образования А.В. БАРАННИКОВ 28 октября 2002 г. N 13-51-125/13 Приложение ОБРАЗЦЫ КОМПЛЕКТОВ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ Комплект N 1 1. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Певучесть есть в морских волнах..." (восприятие, истолкование, оценка). 2. Что изменилось в жизни ночлежников в финале пьесы М. Горького "На дне"? 3. Губернский город и его обитатели в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". 4. Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой "Реквием" <*>. -------------------------------- <*> Для школ с родным (нерусским) языком обучения: 4. Тема родины в лирике А.А. Ахматовой. 5. Тема воспитания в одном из произведений русской литературы XVIII - XIX веков. Комплект N 2 1. Сон Татьяны (анализ эпизода из 5-й главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"). 2. "В этом появлении Христа в конце вьюжной петербургской поэмы нет ничего неожиданного". Обоснуйте или опровергните высказывание М. Волошина о финале поэмы А.А. Блока "Двенадцать". 3. Самодуры и самодурство в драме А.Н. Островского "Гроза". 4. Город и деревня в лирике С. Есенина. 5. "Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии" (В.Г. Белинский). По 1 - 2 произведениям русской литературы XX века <*>. -------------------------------- <*> Для школ с родным (нерусским) языком обучения: 5. "Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии" (В.Г. Белинский). По произведениям русской и родной литературы XX века. |