О ПРОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В XI КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2002/2003 УЧЕБНОМ ГОДУ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 28.10.02 13-51-125/13

           О ПРОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
             В XI КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2002/2003 УЧЕБНОМ ГОДУ
 
                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          28 октября 2002 г.
                            N 13-51-125/13

                                 (Д)
 
 
    В 2001/2002  учебном  году  Министерством  образования  Российской
Федерации  в  целях совершенствования организационной формы проведения
государственной  (итоговой)  аттестации  выпускников  XI  классов  был
проведен  письменный  экзамен  по  литературе по открытому перечню тем
сочинений,  сгруппированных в 35 комплектов. Каждый комплект имел свой
номер  и  включал  8  тем  сочинений,  подобранных  в  соответствии со
структурой  экзаменационного  пакета.  Общеобразовательные  учреждения
каждого  из  89  субъектов  Российской Федерации,  имеющие оперативную
связь, были информированы в день экзамена по региональному телевидению
о номере комплекта тем сочинений по литературе.
    Минобразование России  направило  в  регионы  письмо  с   просьбой
предоставить  подробную  информацию  по  итогам  проведения  экзамена.
Анализ писем,  пришедших из органов управления образованием  субъектов
Российской   Федерации,   свидетельствует   о  том,  что  новая  форма
организации итогового контроля по литературе в целом  себя  оправдала.
Она   содействовала  предотвращению  утечки  информации  о  содержании
письменных экзаменационных работ,  создавала благоприятные условия для
подготовки   к   экзамену,   способствовала   снижению  у  выпускников
психологической нагрузки, связанной с ситуацией экзамена.
    С учетом  предложений,  поступивших  из  регионов  по  дальнейшему
совершенствованию   формы   и    содержания    итоговой    аттестации,
Минобразование   России  устанавливает  следующий  порядок  проведения
государственной   (итоговой)   аттестации   выпускников   XI   классов
общеобразовательных учреждений по литературе в 2002/2003 учебном году.
    Новая форма   организации   итогового   контроля   по   литературе
распространяется   на  выпускников  школ  с  русским  (родным)  языком
обучения,  на  выпускников  школ  с  русским  (неродным)  и  с  родным
(нерусским) языком обучения, а также на выпускников вечерних (сменных)
школ,  сдающих  экзамен  в  сроки,  совпадающие  со  сроками   дневных
общеобразовательных школ.
    Экзаменационный материал для проведения государственной (итоговой)
аттестации  выпускников  XI  классов по литературе будет представлен в
двух документах:  "Перечень тем сочинений для подготовки к письменному
экзамену  по  литературе  за  курс  средней (полной) школы в 2002/2003
учебном году" и "Комплекты тем сочинений  для  проведения  письменного
экзамена  по  литературе  за  курс  средней (полной) школы в 2002/2003
учебном году".  Экзаменационные материалы  соответствуют  обязательным
минимумам  содержания  основного  общего  и  среднего (полного) общего
образования (Приказы Минобразования России от 19.05.98  N  1236  и  от
30.06.99 N 56).
    "Перечень тем сочинений для подготовки к письменному  экзамену  по
литературе  за  курс  средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году"
включает 500 тем.  В указанном Перечне темы сочинений  группируются  в
четыре раздела:  темы по литературе первой половины XIX века,  темы по
литературе второй половины XIX века,  темы по литературе  XX  века,  а
также  дополнительные  темы  для  школ  с  родным  (нерусским)  языком
обучения.
    "Перечень тем  сочинений  для подготовки к письменному экзамену по
литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году"  в
третьей  декаде  марта  2003 года будет направлен электронной почтой в
органы управления образованием субъектов Российской Федерации, а также
помещен   в  "Учительской  газете",  в  газетах  "Первое  сентября"  и
"Литература",  размещен на сайте  Минобразования  России  в  Интернете
(www.informika.ru).  He  позднее  второй  декады  апреля каждый регион
обеспечивает общеобразовательные учреждения  "Перечнем  тем  сочинений
для  подготовки  к  письменному экзамену по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" в количестве не менее  одного
экземпляра на образовательное учреждение.
    "Комплекты тем сочинений для проведения  письменного  экзамена  по
литературе  за  курс  средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году"
включают  70  комплектов.  Каждый  комплект  будет  состоять  из  пяти
экзаменационных  тем  сочинений,  сгруппированных  в  соответствии  со
следующей структурой экзаменационного пакета:
    1. Анализ   эпизода   из   художественного   произведения  русской
литературы XIX - XX века (эпизоды указаны)  или  анализ  стихотворения
поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны).
    2. Тема,  сформулированная  в   виде   проблемного   вопроса   или
высказывания о произведении.
    3. Тема,  связанная с  творчеством  писателя  XIX  века  (автор  и
произведение указаны).
    4. Тема,  связанная  с  творчеством  писателя  XX  века  (автор  и
произведение указаны).
    5. Тема,  связанная  с   философской,   нравственной,   социальной
проблематикой русской литературы (указан XIX или XX век;  произведение
художественной литературы выбирает учащийся).
    При комплектовании   тем   учитывается   специфика   литературного
образования  в  школах  с  родным  (нерусским)  языком   обучения:   в
комплектах  могут  содержаться  темы  сочинений,  имеющие  специальную
помету (*),  которая указывает на  право  выпускника  школы  с  родным
(нерусским)   языком  обучения  заменить  эту  тему  на  другую  тему,
включенную в комплект с пометой "для школ с родным (нерусским)  языком
обучения".
    Количество тем  сочинений  в   "Комплектах   тем   сочинений   для
проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной)
школы в 2002/2003 учебном году" будет примерно  на  15%  меньше  числа
тем,  которые  войдут  в  "Перечень  тем  сочинений  для  подготовки к
письменному экзамену по литературе за курс средней  (полной)  школы  в
2002/2003 учебном году".
    "Комплекты тем сочинений для проведения  письменного  экзамена  по
литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" во
второй декаде мая 2003 года будут помещены в "Учительской  газете",  в
газетах   "Первое   сентября"   и  "Литература",  размещены  на  сайте
Минобразования России в Интернете (www.informika.ru).  В день экзамена
в   прямом   эфире   с   использованием  лототрона  (или  аналогичного
устройства) определяется номер комплекта и  соответствующие  ему  темы
сочинений демонстрируются на телеэкране не менее 5 минут и объявляются
по радио.
    Каждая школа  Российской Федерации обеспечивается экзаменационными
материалами (один комплект тем сочинений) в  традиционном  порядке  на
случай невозможности проведения экзамена в новой организационной форме
по техническим причинам.  Экзаменационные  материалы  будут  взяты  из
"Комплектов  тем  сочинений  для  проведения  письменного  экзамена по
литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году"  и
направлены  в  марте  -  апреле по линии спецсвязи в органы управления
образованием субъектов  Российской  Федерации  в  установленном  ранее
порядке    в   соответствии   с   письмом   "О   порядке   обеспечения
общеобразовательных учреждений экзаменационными материалами".
    Традиционный порядок  проведения  итоговой  аттестации сохраняется
для  следующих  категорий  учащихся:  выпускников  общеобразовательных
школ,  не имеющих радио- и телевизионной связи;  выпускников,  сдающих
экзамен в щадящем режиме, выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих
экзамен в сроки, не совпадающие со сроками дневных общеобразовательных
школ.  Темы сочинений для всех  категорий  учащихся  комплектуются  из
опубликованного  "Перечня  тем  сочинений для подготовки к письменному
экзамену по литературе за курс  средней  (полной)  школы  в  2002/2003
учебном году".

Руководитель Департамента
общего образования
                                                       А.В. БАРАННИКОВ
28 октября 2002 г.
N 13-51-125/13


                                                            Приложение

                   ОБРАЗЦЫ КОМПЛЕКТОВ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ

                             Комплект N 1

     1. Стихотворение  Ф.И.  Тютчева   "Певучесть   есть   в   морских
волнах..." (восприятие, истолкование, оценка).
     2. Что изменилось в жизни ночлежников в финале пьесы М.  Горького
"На дне"?
     3. Губернский город и его обитатели в поэме Н.В.  Гоголя "Мертвые
души".
     4. Тема материнского страдания в поэме А.А.  Ахматовой  "Реквием"
<*>.
--------------------------------
     <*> Для школ с родным (нерусским) языком обучения:

     4. Тема родины в лирике А.А. Ахматовой.
     5. Тема  воспитания  в  одном  из произведений русской литературы
XVIII - XIX веков.

                             Комплект N 2

     1. Сон Татьяны (анализ эпизода из 5-й главы романа  А.С.  Пушкина
"Евгений Онегин").
     2. "В этом появлении Христа в конце вьюжной  петербургской  поэмы
нет  ничего неожиданного".  Обоснуйте или опровергните высказывание М.
Волошина о финале поэмы А.А. Блока "Двенадцать".
     3. Самодуры и самодурство в драме А.Н. Островского "Гроза".
     4. Город и деревня в лирике С. Есенина.
     5. "Без  страстей  и  противоречий  нет жизни,  нет поэзии" (В.Г.
Белинский). По 1 - 2 произведениям русской литературы XX века <*>.
--------------------------------
     <*> Для школ с родным (нерусским) языком обучения:

     5. "Без страстей и противоречий  нет  жизни,  нет  поэзии"  (В.Г.
Белинский). По произведениям русской и родной литературы XX века.