О РАССМОТРЕНИИ ХОДАТАЙСТВ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЭКСПЕРТА. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 16.10.02 17-12/41248

                      О РАССМОТРЕНИИ ХОДАТАЙСТВ
                        ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЭКСПЕРТА

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          16 октября 2002 г.
                            N 17-12/41248

                                (НЦПИ)


     При назначении   экспертизы   по   делам   об    административных
правонарушениях (далее - АП) должностные лица,  в производстве которых
находится дело об АП (далее - должностные лица),  во многих случаях не
могут  принять правильное и квалифицированное решение при рассмотрении
ходатайств привлекаемых к ответственности лиц об изменении эксперта, в
связи с чем разъясняем следующее.
     
     В необходимых  случаях  для  участия в производстве по делу об АП
может быть привлечен  эксперт  (ст.25.9  КоАП  России).  О  назначении
эксперта должностные лица выносят определение (ст.26.4 КоАП России).
     В качестве   эксперта   может   быть    привлечено    любое    не
заинтересованное  в  исходе  дела  совершеннолетнее  лицо,  обладающее
специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле.
     Как показывает   практика,  лица,  в  отношении  которых  ведется
производство по делу об АП,  до направления определения  о  назначении
экспертизы  для исполнения в отдельных случаях заявляют ходатайства об
изменении эксперта.  Причиной заявления ходатайств выступает  сомнение
лиц  в  объективности  заключения эксперта,  назначаемого должностными
лицами,  так как в  большинстве  случаев  такими  экспертами  являются
работники   экспертных   таможенных  учреждений,  которые,  по  мнению
заявителей, заинтересованы в исходе дела, в том числе, и в привлечении
их к ответственности.
     В этой  связи   необходимо   учитывать,   что   закон   к   числу
обстоятельств,  дающих  основание  считать эксперта заинтересованным в
исходе дела,  относит такие обстоятельства, которые сами по себе или в
совокупности   с  другими  обстоятельствами  указывают  на  наличие  у
эксперта личного (прямого или  косвенного)  интереса  в  исходе  дела,
вызывают сомнения в его беспристрастности.  Такие обстоятельства могут
быть обусловлены дружескими или неприязненными отношениями  с  лицами,
участвующими  в  деле,  служебной зависимостью от них,  существованием
между ними отношений подчиненности или старшинства по служебной линии,
либо быть вызваны враждой, завистью, местью и т.п. мотивами.
     Личная заинтересованность   эксперта   в   исходе   дела   должна
определяться в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств
дела.
     Таким образом,  должностные  лица  при рассмотрении ходатайств об
изменении   эксперта    должны    устанавливать    обоснованность    и
аргументированность  ходатайств,  то  есть  наличие конкретных фактов,
свидетельствующих о личной заинтересованности эксперта в исходе  дела,
примерный перечень которых приведен выше.
     Кроме того,  при принятии решения об удовлетворении ходатайств об
изменении  эксперта  должностным  лицам  необходимо  учитывать  статус
экспертного учреждения, в котором работает эксперт (его специализацию,
виды проводимых экспертиз,  опыт экспертов,  репутацию учреждения),  а
также размер возможных издержек по делам об АП.
     Одновременно считаем  возможным  положительно  решать  вопрос  об
удовлетворении  ходатайств  привлекаемых  к  ответственности   лиц   о
проведении   независимой  экспертизы,  если  ими  выражена  готовность
добровольно оплатить возникшие  в  связи  с  этим  расходы.  При  этом
назначение   и   проведение   экспертизы,  по  нашему  мнению,  должно
осуществляться в соответствии с требованиями КоАП России.
     
Начальник Управления
таможенных расследований и дознания
генерал-майор таможенной службы
                                                      А.В.Константинов

16 октября 2002 г.
N 17-12/41248