ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЕЙ 1 И 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 19.06.2000 N 82-ФЗ "О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА" ПРИ НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ В ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ). Письмо. Генеральная прокуратура РФ. 21.11.02 37/1-582-02

 
                                ПИСЬМО

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          21 ноября 2002 г.
                            N 37/1-582-02

                                 (Д)

 
     Генеральной прокуратурой    Российской    Федерации   рассмотрено
обращение по вопросу применения статей 1 и 5  Федерального  закона  от
19.06.2000   N   82-ФЗ   "О  минимальном  размере  оплаты  труда"  при
направлении материалов в  органы  налоговой  полиции  для  возбуждения
уголовных дел.
     Мнение управления  по  данному  вопросу  ранее  было  изложено  в
письмах,  адресованных  ГСУ  ФСНП России от 23.03.2001 N 37-15т.2-01 и
юридическому департаменту МНС России от 09.07.2001 N 37-2-01.
     В настоящее  время  позиция  управления  не  изменилась.  На  наш
взгляд,  при определении крупного и особо крупного  размера  уклонения
физического или юридического лица от уплаты налогов (ст.  ст. 198, 199
УК РФ), следует руководствоваться положением ст. 1 Федерального закона
от  19.06.2000  N 82-ФЗ (с последующими изменениями),  устанавливающей
минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
     В каждом  конкретном  случае  сумма  применяемого МРОТ зависит от
установленного Налоговым кодексом РФ  периода  времени,  по  истечении
которого налогоплательщик обязан уплатить конкретный вид налога.
     Данная позиция  основана,  во-первых,  на  положении   статьи   3
указанного Федерального закона,  в которой определено, что суммы МРОТ,
установленные статьей 1,  применяются исключительно для  регулирования
оплаты  труда...,  т.е.  именно для установления минимального размера,
ниже  которого  не  может  производиться  выплата  заработной   платы.
Во-вторых,  установленная статьей 5 базовая сумма в размере 100 рублей
не является минимальным размером оплаты труда,  а  является  временной
ставкой  и  ее  действие  распространяется только на период времени до
внесения изменений в соответствующие федеральные законы,  определяющие
порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей.
     В процессе уголовного судопроизводства МРОТ  является  мерой  для
определения  размеров ущерба и причиненного вреда,  что в свою очередь
влияет на вид ответственности за  совершенное  преступное  деяние.  Во
всех   случаях  судебная  практика  по  уголовным  делам  подтверждает
единообразие подходов при определении крупного  размера,  например,  в
делах   о   хищении   чужого  имущества,  и  исходит  из  суммы  МРОТ,
действовавшей во время совершения этого деяния.
     Суммы МРОТ  и  временные  периоды  их  действия определены ст.  1
Федерального закона от  19.06.2000  N  82-ФЗ  "О  минимальном  размере
оплаты  труда"  (ред.  от  29.04.2002  N  42-ФЗ).  Поэтому  для  целей
уголовного судопроизводства следует руководствоваться именно названной
нормой.

Начальник управления
по надзору за исполнением
налогового и таможенного
законодательства
                                                         Ю.В. ЛЕВЕНКОВ
21 ноября 2002 г.
N 37/1-582-02