ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2003 ГОД. Руководящий документ. Центральный банк РФ (ЦБР). 16.11.02


Страницы: 1  2  


| трансфертов                  |              |      |          |          |
|------------------------------|--------------|------|----------|----------|
| Счет операций с капиталом    | -25,5        |-17,6 |  -18,8   |  -16,0   |
| и финансовыми инструментами  |              |      |          |          |
|------------------------------|--------------|------|----------|----------|
|  Финансовый счет (кроме      |  25,0        |-17,2 |  -18,2   |  -15,4   |
| резервных активов)           |              |      |          |          |
|------------------------------|--------------|------|----------|----------|
|   Государственный сектор и   |  9,0         | -8,2 |  -7,1    |  -7,1    |
| Центральный банк             |              |      |          |          |
|------------------------------|--------------|------|----------|----------|
|   Частный сектор (включая    | -16,0        | -9,0 |  -11,1   |  -8,2    |
| чистые ошибки и пропуски)    |              |      |          |          |
|------------------------------|--------------|------|----------|----------|
| Изменение валютных резервов  |  -8,2        |-11,8 |   0,0    |  -7,0    |
| ("+" - снижение, "-" - рост) |              |      |          |          |
----------------------------------------------------------------------------

     Примечание. Версии прогноза построены с учетом  вариантов  оценок
Минэкономразвития  России  на  2003  год относительно динамики макро -
показателей,  а также  цен  на  топливно  -  энергетические  товары  и
физических объемов их поставки на экспорт. Цена на нефть сорта "Юралс"
для варианта 1 прогноза составляет 18,5  долл.  США  за  баррель,  для
варианта  2  -  21,5 долл.  США за баррель.  Цена на природный газ для
варианта 1 прогноза составляет 78,5 долл.  США  за  одну  тысячу  куб.
метров, для варианта 2 - 85,4 долл. США за одну тысячу куб. метров.

     Как уже  отмечалось,  фактором,  способствующим снижению скорости
обращения денег,  является происходивший на протяжении последних  двух
лет  процесс повышения степени монетизации расчетов.  Однако возможный
вклад этого фактора в снижение скорости  обращения  денег  практически
исчерпан  и  в  дальнейшем  не следует ожидать каких-либо кардинальных
изменений  в  этом  направлении,  о  чем  говорит  динамика   расчетов
денежными  средствами  российских  налогоплательщиков  в  общем объеме
оплаченной продукции в прошлом и текущем годах.  Так, если за январь -
август   прошлого   года   доля   расчетов  денежными  средствами  <*>
увеличилась с 75,2 до 77,8%,  то за январь  -  август  2002  года  она
возросла с 81,4 до 82,1%. Поэтому в предстоящем году ожидать повышения
степени монетизации расчетов  можно  лишь  с  небольшой  вероятностью.
Скорее всего, ее уровень мало изменится.
--------------------------------
     <*> По  данным  Госкомстата  России  о   структуре   расчетов   с
крупнейшими   российскими   налогоплательщиками   и   организациями  -
монополистами в промышленности.

     Фактором, который на протяжении последних лет сдерживает снижение
скорости  обращения  денег,  является  сохранение в структуре денежной
массы высокой доли наличных денег.
     Вместе с тем для предстоящего периода существенное значение имеет
рост удельного веса "длинных" денег в структуре  денежной  массы,  что
оказывает  понижательное  воздействие  на динамику скорости обращения.
Сохраняется тенденция опережающего роста срочных  депозитов  (особенно
на  сроки  более  года)  в  общем  объеме  рублевых вкладов населения.
Увеличению  организованных  сбережений  граждан   на   длинные   сроки
способствуют  рост  реальных  доходов  населения и повышение доверия к
банковской системе.  Кроме того,  последовательное снижение инфляции и
устойчивость  валютного  курса  являются  базовыми условиями повышения
доверия к национальной валюте и предпочтения  экономическими  агентами
активов  в  российских  рублях  по  сравнению с активами в иностранной
валюте,  что  способствует  дальнейшему  снижению  скорости  обращения
денег.
     Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в 2003 году следует
ожидать  некоторого  дальнейшего  снижения  скорости обращения денег и
соответственно повышения  степени  монетизации  экономики,  которая  к
концу  III квартала текущего года составила по агрегату М2 около 15,5%
в среднегодовом исчислении по сравнению с 13,7% годом ранее.
     С учетом  анализа  влияния вышеуказанных факторов и тенденций и в
соответствии  с  макроэкономическими  прогнозами  наиболее   вероятный
прогнозный  диапазон  увеличения  спроса  на деньги (по агрегату М2) в
2003 году составит 20 - 26%.  При этом Банк  России  не  рассматривает
этот  расчетный  параметр  как  жестко  заданный  и  в  зависимости от
развития экономической ситуации допускает  возможность  отклонения  от
этих ориентиров.

              IV. Цели и инструменты денежно - кредитной
                         политики в 2003 году

            IV.1. Количественные цели денежно - кредитной
                         политики в 2003 году

     Банк  России  на  основе  предварительных  расчетов  состояния
платежного  баланса  страны,  проекта федерального бюджета на 2003
год   и анализа  состояния  реального  сектора  экономики  считает
возможным  определить в качестве цели денежно - кредитной политики
ограничение  прироста  потребительских  цен  в пределах 10 - 12% в
расчете декабрь 2003 года к декабрю 2002 года.

                  Основные социально - экономические
                          показатели (%) <*>

-------------------------------------------------------------------
|                                               |      2003 год   |
|-----------------------------------------------|-----------------|
|                                               | вариант| вариант|
|                                               |   1    |   2    |
|-----------------------------------------------|--------|--------|
| Валовой внутренний продукт                    |  3,5   |   4,4  |
|-----------------------------------------------|--------|--------|
| Прирост потребительских цен (декабрь к декабрю|        |        |
| предыдущего года)                             |10 - 12 | 10 - 12|
|-----------------------------------------------|--------|--------|
| Продукция промышленности                      |  3,2   |   4,1  |
|-----------------------------------------------|--------|--------|
| Инвестиции в основной капитал                 |  6,3   |   7,5  |
|-----------------------------------------------|--------|--------|
| Реальные располагаемые денежные доходы        |        |        |
| населения                                     |  5,0   |   6,0  |
|-----------------------------------------------|--------|--------|
| Численность безработных (по методологии МОТ)  |        |        |
| в % к экономически активному населению        |  9,0   |   8,8  |
|-----------------------------------------------|--------|--------|
| Оборот розничной торговли                     |  6,0   |   7,0  |
|-----------------------------------------------|--------|--------|
| Курс доллара (среднегодовой), рублей за       |        |        |
| доллар США                                    | 33,5   |  33,0  |
-------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> По данным Минэкономразвития России.

     Для достижения поставленной цели  по  общему  уровню  инфляции  с
учетом   предполагаемого   Министерством   экономического  развития  и
торговли Российской Федерации повышения в 2003 году регулируемых цен и
тарифов  на товары и услуги естественных монополий и на платные услуги
населению уровень базовой инфляции должен составить 8,0 - 8,5%.
     Последовательное снижение  инфляции  по  сравнению  с  2002 годом
должно быть обеспечено не только мерами денежно - кредитной  политики,
но   также   и   мерами   государственного  контроля  над  проводимыми
структурными  преобразованиями   в   отраслях   экономики,   поскольку
необходимость  компенсации чрезмерного влияния структурного компонента
на  индекс  потребительских  цен  за  счет  более  жестких  монетарных
действий  Банка России по подавлению базовой инфляции может привести к
замедлению темпов роста экономики.
     Для достижения  конечной  цели  денежно - кредитной политики Банк
России будет контролировать исполнение  денежной  программы,  а  также
выберет приемлемую для поставленных целей политику валютного курса.
     Соблюдение Банком  России параметров денежной программы,  а также
ежедневные действия  по  управлению  ликвидностью  банковской  системы
позволят  сгладить  разброс  в  уровнях  процентных ставок на денежном
рынке как во временном разрезе, так и по секторам денежного рынка. При
этом  среднемесячная  ставка  по  кредитам "овернайт" на межбанковском
рынке,  как  ожидается,  может  колебаться  в  пределах  6  -  10%  на
протяжении большей части года.

                  Основные показатели инфляции
                  на потребительском рынке (%)

-------------------------------------------------------------------------------------------------
|                               | Сентябрь   |  Декабрь  | Сентябрь    |  Декабрь  |  Декабрь   |
|                               | 2001 года  | 2001 года | 2002 года   | 2002 года | 2003 года  |
|                               | к сентябрю | к декабрю | к сентябрю  | к декабрю | к декабрю  |
|                               | 2001       | 2000 года | 2001        | 2001 года | 2002 года  |
|                               | года       |           | года        |           |            |
|-------------------------------|------------|-------------------------|-----------|------------|
|                               |            |   отчет                 |  оценка   |  прогноз   |
|-------------------------------|------------|-------------------------|-----------|------------|
| Прирост потребительских цен   |   20,0     |   18,6    |   14,9      |   14      |  10 - 12   |
|-------------------------------|------------|-----------|-------------|-----------|------------|
| В том числе:                  |            |           |             |           |            |
|-------------------------------|------------|-----------|-------------|-----------|------------|
| - базовая инфляция            |   16,9     |   14,8    |    9,8      |    9,5    | 8,0 - 8,5  |
|-------------------------------|------------|-----------|-------------|-----------|------------|
| - прирост цен и тарифов на    |   38,0     |   36,9    |   35,2      |    ...    |   ...      |
| платные услуги населению      |            |           |             |           |            |
|-------------------------------|------------|-----------|-------------|-----------|------------|
| - прирост цен на плодоовощную |   20,2     |   27,6    |   27,7      |    ...    |   ...      |
| продукцию                     |            |           |             |           |            |
-------------------------------------------------------------------------------------------------

                    IV.2. Политика валютного курса

     В 2003 году Банк России продолжит использование режима плавающего
валютного  курса.  Это  объективно  обусловлено,  как  уже отмечалось,
высокой   степенью   зависимости   макроэкономических   и   финансовых
показателей   от   внешних   факторов   конъюнктурного   характера   и
складывающейся нестабильной ситуацией на мировых товарных и финансовых
рынках.  Кроме  того,  механизм  плавающего  валютного курса позволяет
активно использовать инструменты  денежно  -  кредитной  политики  для
управления   объемом   денежного   предложения   в  условиях  роста  и
структурной  перестройки  российской   экономики.   Поэтому   задачами
курсовой   политики   останутся   сглаживание   резких,   экономически
неоправданных колебаний обменного курса и  поддержание  золотовалютных
резервов на достаточном уровне.
     Темпы номинальной девальвации рубля,  как ожидается, будут меньше
темпов  инфляции,  что  было  характерным для последних лет.  Реальное
укрепление  национальной  валюты  традиционно   сопутствует   успешным
рыночным преобразованиям в странах с переходной экономикой. Прогресс в
проведении  структурных  преобразований   повышает   привлекательность
активов, номинированных в национальной валюте, что привлекает прямые и
портфельные инвестиции,  поддерживает рост производительности труда, а
также  процесс  дедолларизации  экономики  и  как результат приводит к
объективно обусловленному укреплению национальной валюты.  Банк России
считает  допустимым  укрепление  реального  эффективного курса рубля в
2003 году в пределах  4  -  6%.  Это  позволит  ограничить  негативное
влияние    иностранной    конкуренции    на   российские   предприятия
обрабатывающего сектора, сохранит привлекательность рублевых активов и
простимулирует    обновление    производственных    фондов    и   рост
производительности труда за счет внедрения в производство  современных
мировых технологий.

                 IV.3. Денежная программа на 2003 год

     Денежная программа  представляет  собой  взаимосвязанную  систему
проектируемых денежных индикаторов,  куда входят  показатели  денежной
базы и основных источников ее формирования:
     - чистых международных  резервов  органов  денежно  -  кредитного
регулирования;
     - чистых  внутренних  активов  органов   денежно   -   кредитного
регулирования,  включая  чистый  кредит  расширенному  правительству и
чистый кредит банкам.
     Расчеты показателей  денежной  программы на 2003 год определены в
двух вариантах исходя из базовых сценариев социально -  экономического
развития Российской Федерации и соответственно двух вариантов прогноза
платежного  баланса  России.  При  этом  наиболее  значимые   факторы,
влияющие   на  параметры  денежной  программы,  связаны  с  состоянием
платежного баланса и бюджетной политикой.
     В первом   варианте   валовые   международные   резервные  активы
останутся неизменными,  в связи с чем увеличения денежного предложения
по  каналу  операций  Банка  России  на  валютном  рынке не ожидается.
Поэтому основным источником формирования денежного  предложения  будет
увеличение  чистых  внутренних  активов  органов  денежно - кредитного
регулирования за счет роста чистого кредита расширенному правительству
примерно  на  100  млрд.  рублей и валового кредита банкам на 30 млрд.
рублей.  Это соответствует планам Правительства  Российской  Федерации
использовать накопленные средства государственного финансового резерва
для финансирования предстоящих расходов бюджета по погашению  внешнего
долга.   Однако   проект   бюджета   на   следующий   год  основан  на
предположениях второго сценария (цена барреля нефти  сорта  "Юралс"  -
21,5  доллара).  При  умеренных  ценах  на  экспортные товары и низких
темпах роста мировой экономики,  как предполагается в первом сценарии,
будет   происходить   сокращение  профицита  бюджета  по  сравнению  с
профицитом,  предусмотренным в проекте федерального  бюджета  на  2003
год.
     Первый сценарий  предполагает  довольно  существенное  ослабление
притоков  капитала  и  экспортной  выручки  в страну и как следствие -
ограниченную инвестиционную активность.  В результате спрос на  деньги
вырастет  в меньшей степени по сравнению со вторым вариантом.  Поэтому
для того,  чтобы обеспечить достижение ориентира по базовой  инфляции,
темп прироста денежной базы не должен превышать 19%.
     По второму варианту рост валовых международных резервных  активов
органов денежно - кредитного регулирования на 7 млрд.  долларов станет
одним из главных источников денежного предложения. Однако в отличие от
текущего года этот источник не будет единственным. Сокращение остатков
средств на счетах  органов  государственного  управления,  планируемое
правительством,  также  приведет  к  росту денежного предложения,  что
потребует  дополнительных  усилий   со   стороны   Банка   России   по
стерилизации  ликвидности  для  достижения  целей  денежно - кредитной
политики.  Эффективность проводимых в настоящее время  операций  Банка
России  по стерилизации носит весьма ограниченный характер,  поскольку
участники денежного рынка самостоятельно принимают решения о  размерах
размещения  денежных средств и Банк России не имеет возможности жестко
контролировать состояние ликвидности  банковского  сектора.  В  рамках
этого  сценария  номинальная девальвация рубля будет происходить более
низкими темпами и прирост денежной базы в этом случае может  составить
около 25%.
     Более высокие  темпы  роста  денежного  предложения  по   второму
сценарию  тем  не  менее  сохраняют  возможность обеспечить достижение
целей денежно  -  кредитной  политики,  поскольку  в  связи  с  ростом
инвестиционной  активности  за  счет  притока  капитала  и  экспортной
выручки спрос на деньги будет увеличиваться более высокими темпами.  В
этом   варианте   сильный   платежный   баланс  сохраняется  благодаря
благоприятной  внешнеэкономической  ситуации.  Однако  для  сохранения
финансовой стабильности и защищенности российской экономики от внешних
шоков бюджетная политика в будущем должна формироваться таким образом,
чтобы  при  ценах  на  нефть  и  газ  на  мировом  рынке,  превышающих
долгосрочный  тренд,  бюджет   исполнялся   с   существенным   уровнем
профицита.
     Все показатели денежной программы не являются жестко заданными  и
в  зависимости от развития внутренней и внешней экономической ситуации
могут быть скорректированы для достижения цели по уровню инфляции. При
этом  Банк России в качестве базового выбирает второй вариант денежной
программы.  Основанием для ее корректировки могут  служить  результаты
анализа  состояния  платежного баланса,  внутри- и внешнеэкономической
динамики и других факторов, оказывающих влияние на формирование спроса
на деньги и уровень инфляции.
     Снижение среднегодового уровня  цен  на  нефть  в  2003  году  до
значений  ниже  18,5 доллара за баррель,  по предварительным расчетам,
приведет  к  тенденции  сокращения  валовых  резервных  активов  Банка
России,  а также к некоторому ускорению номинального обесценения рубля
по отношению к доллару. При этом темпы роста денежной базы будут иметь
тенденцию  к  снижению  и  в  отличие  от  первого  варианта  денежной
программы ее достаточность будет обеспечиваться  в  основном  за  счет
сокращения  валютной позиции банковского сектора и рефинансирования со
стороны Банка России.  Неизбежное в этом случае уменьшение ликвидности
банковского  сектора  приведет  к  формированию  более привлекательных
процентных  ставок  по  рублевым  активам,  что  будет  препятствовать
существенному сокращению международных резервов Банка России.  В целом
рост денежной базы и денежной массы может быть  ниже  планируемого  по
первому   варианту   денежной   программы.   Это  позволит  обеспечить
достижение целей по  инфляции  на  2003  год,  несмотря  на  некоторое
ускорение номинального обесценения рубля по отношению к доллару.

                          Денежная программа
                  на 2003 год (млрд. рублей на конец
                     года, если не указано иное)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                          | 01.01.2002 | 01.10.2002 | 01.01.2003 |      01.01.2004      |
|------------------------------------------|------------|------------|------------|----------------------|
|                                          |    факт    |   факт     |  оценка    | вариант 1 | вариант 2|
|------------------------------------------|------------|------------|------------|-----------|----------|
| ДЕНЕЖНАЯ БАЗА (узкое определение)        |   717,2    |    828,2   |    916     |   1090    |   1145   |
|------------------------------------------|------------|------------|------------|-----------|----------|
| - наличные деньги в обращении            |            |            |            |           |          |
|   (вне Банка России)                     |   623,5    |    715,3   |    795     |    932    |    979   |
|------------------------------------------|------------|------------|------------|-----------|----------|
| - обязательные резервы                   |    93,7    |    112,9   |    121     |    159    |    167   |
|------------------------------------------|------------|------------|------------|-----------|----------|
| ЧИСТЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЗЕРВЫ <*>         |   817,1    |   1151,6   |   1193     |   1248    |   1459   |
|------------------------------------------|------------|------------|------------|-----------|----------|
| - валовые международные резервные        |  1041,1    |   1348,1   |   1377     |   1377    |   1588   |
|   активы Банка России и                  |            |            |            |           |          |
|   Правительства Российской Федерации     |            |            |            |           |          |
|------------------------------------------|------------|------------|------------|-----------|----------|
| - международные резервные                |   224,0    |    196,5   |    183     |    129    |    129   |
|   обязательства Правительства            |            |            |            |           |          |
|   Российской Федерации                   |            |            |            |           |          |
|------------------------------------------|------------|------------|------------|-----------|----------|
| ЧИСТЫЕ ВНУТРЕННИЕ АКТИВЫ                 |   -99,9    |   -323,5   |   -278     |   -158    |   -314   |
|------------------------------------------|------------|------------|------------|-----------|----------|
| Чистый кредит расширенному правительству |    55,1    |    -74,8   |      5     |    107    |     45   |
|------------------------------------------|------------|------------|------------|-----------|----------|
| - чистый кредит федеральному             |   211,3    |     18,8   |    115     |    186    |    150   |
|   правительству                          |            |            |            |           |          |
|------------------------------------------|------------|------------|------------|-----------|----------|
| - остатки средств на счетах субъектов    |  -156,2    |    -93,6   |   -110     |    -80    |   -105   |
|   Российской Федерации, местных органов  |            |            |            |           |          |
|   власти и государственных внебюджетных  |            |            |            |           |          |
|   фондов Российской Федерации            |            |            |            |           |          |
|------------------------------------------|------------|------------|------------|-----------|----------|
| Чистый кредит банкам                     |  -127,4    |   -145,6   |   -154     |   -127    |   -242   |
|------------------------------------------|------------|------------|------------|-----------|----------|
| - валовой кредит банкам                  |    20,8    |     19,8   |     20     |     50    |     25   |
|------------------------------------------|------------|------------|------------|-----------|----------|
| - корреспондентские счета кредитных      |  -148,2    |   -165,4   |   -174     |   -177    |   -267   |
|   организаций, депозиты банков в Банке   |            |            |            |           |          |
|   России и другие инструменты            |            |            |            |           |          |
|   абсорбирования свободной банковской    |            |            |            |           |          |
|   ликвидности                            |            |            |            |           |          |
|------------------------------------------|------------|------------|------------|-----------|----------|
| Прочие чистые неклассифицированные       |   -27,5    |   -103,1   |   -128     |   -138    |   -117   |
| активы                                   |            |            |            |           |          |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------
     <*> Рассчитаны по официальному курсу рубля на начало 2002 года.

     Качественно противоположная   ситуация   может   сложиться    при
формировании цен на нефть, превышающих 21,5 доллара за баррель. В этом
случае из-за увеличения активного сальдо текущего баланса рост валовых
резервных активов Банка России ускорится и, видимо, окажется выше, чем
это заложено в расчет денежной программы 2003  года.  Ускоренный  рост
валовых  международных  резервов  приведет  к существенному замедлению
темпов номинального обесценения рубля  по  отношению  к  доллару,  что
отразится   с   некоторым   лагом   на  объемах  экспорта  и  импорта.
Дополнительное   поступление   ликвидности   может    быть    частично
стерилизовано   за  счет  роста  остатков  средств  консолидированного
бюджета на счетах Банка  России.  С  целью  стерилизации  Банк  России
активизирует депозитные операции с банковской системой,  продаст часть
государственных ценных бумаг из своего портфеля,  возможно,  в крайнем
случае  повысит  норму  обязательного  резервирования.  Цель по уровню
инфляции  10  -  12%,  несмотря  на  более   быстрый   рост   денежных
индикаторов, может быть достигнута в связи с более быстрым укреплением
рубля в реальном выражении и  возможным  ускорением  роста  спроса  на
деньги.
     Для выполнения  денежной  программы  и   компенсации   чрезмерной
волатильности  международного  нефтяного  рынка  Банк  России  намерен
ввести  в  практику   управления   денежной   ликвидностью   кредитных
организаций набор стандартных инструментов по предоставлению и изъятию
ликвидности.

            IV.4. Инструменты денежно - кредитной политики
                          и их использование

     Опыт применения  инструментов денежно - кредитной политики в 2002
году   продемонстрировал   необходимость    поиска    такого    набора
инструментов,  который  мог бы применяться с одинаковой эффективностью
при разных состояниях  денежно  -  кредитной  сферы  и  способствовать
достижению целей денежно - кредитной политики.
     Варианты базовых прогнозов платежного баланса показывают,  что  с
точки  зрения  ориентиров денежной программы ситуация с ликвидностью в
2003 году будет варьировать от небольшого дефицита  до  избытка,  а  в
рамках  менее  вероятных сценариев - от глубокого дефицита ликвидности
до ее опасного  с  точки  зрения  цели  по  уровню  инфляции  избытка.
Очевидно,  что  для  сглаживания  столь  возможно  широкого  диапазона
колебания  ликвидности   банковской   системы   Банк   России   должен
располагать   адекватным  набором  инструментов  денежно  -  кредитной
политики,  включая постоянно действующие  инструменты  стерилизации  и
рефинансирования   банковской   системы.  Использование  только  одних
интервенций  Банка  России  на  валютном  рынке  и  депозитного   окна
постоянного  доступа  для  достижения  поставленных  целей  денежно  -
кредитной политики в 2003 году может оказаться недостаточным.
     В связи  с этим для управления ликвидностью Банк России намерен в
предстоящем  году  развивать  все  типы  инструментов  стерилизации  и
предоставления     ликвидности,     включая     нормы    обязательного
резервирования,   операции   постоянного   действия,   проводимые   на
фиксированных   условиях   (окна  постоянного  доступа),  операции  на
открытом рынке.  По срочности воздействия  на  ликвидность  банковской
системы инструменты, которыми располагает Банк России, можно разделить
на кратко-, средне- и долгосрочные.
     В перспективе   Банк  России  будет  стремиться  к  использованию
широкого   набора    инструментов    (краткосрочных,    среднесрочных,
долгосрочных) как по стерилизации ликвидности, так и по ее пополнению.
     В целях  краткосрочного  влияния  на  ликвидность  банков   будут
применяться  инструменты  со  сроками преимущественно от 1 до 7 дней -
депозитные операции,  операции прямого и обратного  РЕПО  и  валютного
свопа,  ломбардные  кредиты,  а  также внутридневные кредиты и кредиты
"овернайт".  Среднесрочные инструменты  могут  быть  использованы  для
периодов от 2 недель до 3 месяцев как на фиксированных условиях, так и
на  условиях   аукциона.   Банк   России   рассматривает   возможность
использования   на   этот   срок   следующих   инструментов:  в  целях
стерилизации  -  депозитные  операции,  операции  обратного   РЕПО   и
валютного  свопа;  в  целях  предоставления  ликвидности  - ломбардные
кредиты,  операции  прямого  РЕПО.  Срок  использования   долгосрочных
инструментов - более 3 месяцев. К этим операциям относятся продажа или
покупка  иностранной  валюты,   повышение   или   снижение   резервных
требований, прямая покупка или продажа государственных ценных бумаг.
     Выбор набора инструментов по  срочности  и  типу  воздействия  на
ликвидность   будет   зависеть  от  того,  по  какому  сценарию  будет
развиваться  макроэкономическая  ситуация  в  предстоящем  году.  Банк
России  может проводить только стерилизационные операции или же только
операции по предоставлению ликвидности. Однако в складывающихся в 2003
году  условиях  Банк России считает целесообразным применять смешанную
стратегию,  то есть использовать как инструменты стерилизации,  так  и
инструменты предоставления ликвидности банкам.
     При этом акцент будет сделан на сочетании использования средне- и
долгосрочных  инструментов  стерилизации  преимущественно  на условиях
аукциона с  краткосрочными  инструментами  предоставления  ликвидности
банкам на фиксированных условиях.
     При таком  подходе   будут   созданы   приемлемые   условия   для
осуществления   краткосрочных   операций   рефинансирования,  так  как
денежный рынок будет "очищен"  от  влияния  избытка  ликвидности,  что
позволит   Банку   России   предложить   денежному   рынку   ориентиры
краткосрочной процентной ставки.  Параллельное использование  Минфином
России  государственных облигаций для целей бюджетной политики создаст
рынок,  долгосрочные ставки на котором определяются операциями Минфина
России,  а  краткосрочные - операциями Банка России.  Тем самым органы
денежно - кредитного  регулирования  получат  возможность  существенно
усилить  роль  процентной  ставки  в  управлении  денежно  - кредитной
сферой,  а банки  получат  дополнительные  возможности  по  управлению
собственной ликвидностью.
     В 2003 году будут использованы следующие варианты  вышеупомянутых
инструментов  денежно  -  кредитной политики.  При избытке ликвидности
Банк России  активизирует  депозитные  аукционы  как  с  точки  зрения
предложения  достаточно  высоких  ставок,  так и по частоте проведения
аукционов.    При    этом     канал     предоставления     ликвидности
(рефинансирования)   будет  практически  закрыт,  так  как  ставка  по
однодневным кредитам не может быть ниже достаточно высокой  ставки  на
аукционе по привлечению депозитов.  Стерилизующий эффект этих операций
может быть усилен прямой продажей Банком России государственных ценных
бумаг   из  собственного  портфеля,  а  в  особо  сложной  ситуации  -
изменением норм обязательных резервов.  При противоположной  ситуации,
когда  на  рынке  наблюдается  дефицит ликвидности,  Банк России резко
снизит  объемы  привлечения  на  депозитном  аукционе,  что   позволит
увеличить  свободные  средства  банковской системы и снизить чрезмерно
высокие ставки  межбанковского  рынка.  При  этом  Банк  России  будет
стремиться  к  формированию  таких ставок межбанковского рынка и такой
курсовой политики,  которые бы поддерживали большую  привлекательность
рублевых  активов  по сравнению с иностранными активами.  Для усиления
эффективности мер денежно  -  кредитной  политики  Банк  России  может
прибегнуть  к прямой покупке государственных ценных бумаг на вторичном
рынке,  а также к изменению норм  обязательных  резервов.  Наконец,  в
равновесной ситуации Банк России будет проводить депозитные аукционы и
аукционы РЕПО,  стремясь к  установлению  стабильных  сбалансированных
рыночных   котировок  денежного  рынка  по  привлечению  и  размещению
ресурсов.

                              V. Приложение

          V.1. Мероприятия Банка России по совершенствованию
         банковской системы и банковского надзора в 2003 году

     Одним из ключевых условий эффективности государственной денежно -
кредитной   политики  является  развитие  финансового  посредничества,
прежде всего банковского, основанного на повышении качества банковских
услуг   и   общей   эффективности   банковского  дела.  Усиление  роли
банковского  сектора  в  экономике,  существенное  улучшение  качества
функционирования   самих   кредитных   организаций,  совершенствование
правовых основ банковской деятельности,  а также  банковского  надзора
должны быть ориентированы на лучшую международную практику.
     Задачи развития  банковского  сектора  и  меры  по   их   решению
определены  принятой  Правительством  Российской  Федерации  и  Банком
России "Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации".
     Приоритеты модернизации   банковского   сектора  требуют  решения
следующих задач:
     - создание системы страхования вкладов;
     - завершение  подготовки  к  переходу  кредитных  организаций  на
международные  стандарты  бухгалтерского учета и финансовой отчетности
(МСФО) с 1 января 2004 года;
     - подготовка   и   принятие   пакета  законодательных  изменений,
направленных на создание более благоприятных  условий  для  банковской
деятельности;
     - оптимизация регулятивных и надзорных процедур Банка России.
     Создание системы    страхования    вкладов    требует    принятия
Федерального закона "О страховании вкладов  физических  лиц  в  банках
Российской  Федерации".  В рамках практических мероприятий по созданию
системы страхования  вкладов  Банк  России  осуществит  комплекс  мер,
позволяющих  минимизировать  риски  создаваемой  системы  страхования,
прежде  всего  путем  предотвращения  доступа  в  систему  страхования
финансово неустойчивых банков.
     Предстоит завершить  комплекс  подготовительных  мероприятий   по
внедрению  международных  стандартов в практику бухгалтерского учета и
отчетности в кредитных  организациях.  Базовой  предпосылкой  введения
МСФО должно стать принятие нового Федерального закона "О бухгалтерском
учете".  Соответствующие  коррективы  должны  быть  внесены  также   в
налоговое  законодательство.  В  ближайшие месяцы Банк России внесет в
свои нормативные документы изменения, вытекающие из требований МСФО, с
тем   чтобы   у  кредитных  организаций  было  достаточно  времени  на
подготовку к практическому переходу на новые стандарты.
     В 2003   году   предстоит   повысить   требования  к  учредителям
(участникам) кредитных организаций,  установить требования по вопросам
предоставления  информации  о  финансовом  положении,  деятельности  и
деловой репутации учредителей (участников) в случае  приобретения  ими
10%  и  более акций (долей) кредитной организации.  В этих целях будут
внесены предложения по изменениям в Федеральные законы "О  Центральном
банке  Российской  Федерации  (Банке России)" и "О банках и банковской
деятельности".
     Необходимо дальнейшее   совершенствование   процедур  финансового
оздоровления  и   ликвидации   кредитных   организаций,   деятельности
временных    администраций,    аттестации    арбитражных   управляющих
(ликвидаторов) кредитных организаций.  Предстоит  внести  изменения  в
Гражданский   кодекс   Российской   Федерации   и  законодательство  о
несостоятельности (банкротстве),  направленные на обеспечение правовой
защиты кредиторов,  требования которых обеспечены залогом. Кроме того,
в 2003 году будет продолжена работа над  совершенствованием  механизма
капитализации  долгов кредитной организации в соответствии с пунктом 2
статьи  8  Федерального  закона  "О  несостоятельности   (банкротстве)
кредитных организаций".
     Дополнительный импульс  развитию  банковского  сектора   способно
придать создание в 2003 году условий для снижения затрат,  упрощения и
сокращения продолжительности процедур, связанных с вхождением на рынок
банковских  услуг,  получением  разрешений  на осуществление отдельных
банковских  операций,  открытием  филиалов  и  внутренних  структурных
подразделений    кредитных   организаций.   Банк   России   подготовит
предложения по изменению законодательства,  направленные на  упрощение
процедур    слияний,    присоединений   и   преобразований   кредитных
организаций.
     Общим направлением  совершенствования  процедур  регулирования  и
надзора в 2003 году остается развитие содержательных подходов к оценке
ситуации в банковской сфере и в конкретной кредитной организации.
     Будут подготовлены   предложения   по   внесению   изменений    в
Федеральные  законы  "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" и "О  банках  и  банковской  деятельности",  направленные  на
дальнейшее   приведение   правовых   основ  осуществления  банковского
регулирования и банковского надзора в  соответствие  с  международными
подходами.
     Банком России будет проведена дальнейшая работа,  направленная на
оптимизацию  системы  обязательных  нормативов.  Предполагается внести
предложения   по   определенному   сокращению   перечня   обязательных
нормативов,   которые   Банк   России  может  устанавливать  кредитным
организациям, а также уточнить подходы к расчету отдельных нормативов.
     Предстоит реализовать   меры   по  развитию  проактивной  функции
банковского  надзора,  включая  дальнейшее  совершенствование  системы
раннего предупреждения, базирующейся на данных документарного анализа,
развитие  надзора  на  консолидированной  основе.  Банк  России  будет
обращать   особое   внимание  на  качественные  параметры  банковского
капитала,  что предполагает всестороннюю оценку финансового  положения
учредителей  и  приобретателей  существенных  долей (акций) в уставных
капиталах кредитных  организаций,  предотвращение  использования  схем
фиктивной  капитализации  кредитных  организаций.  Эффективное решение
этих задач сопряжено с реализацией принципов, предусмотренных МСФО.
     В целях   содействия   развитию   кредитных   операций  банков  с
субъектами малого предпринимательства Банк  России  намерен  упростить
порядок  оценки  кредитных рисков и формирования резервов на возможные
потери по небольшим ссудам.
     Позитивным фактором  укрепления  рыночной дисциплины в банковской
сфере станет подготовка Банком России предложений по уточнению перечня
информации, публикуемой кредитными организациями.
     В 2003  году  Банк  России  подготовит  предложения  по  внесению
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах",
предусматривающих,   что   утверждение   годовых   отчетов,    включая
бухгалтерский баланс,  счет прибылей и убытков общества, распределение
прибылей,  определение источников покрытия убытков, производится общим
собранием   акционеров   на   основе   данных,  достоверность  которых
подтверждена аудитором.

          V.2. Мероприятия Банка России по совершенствованию
                    финансовых рынков в 2003 году

     В 2003 году одной из  целей  развития  финансовых  рынков  станет
повышение  их  эффективности  как трансмиссионного механизма денежно -
кредитной политики.  В этой связи необходимо активизировать банковские
операции с реальным сектором экономики, что позволит распространить за
пределы финансового сектора  сигналы,  подаваемые  Банком  России  при
проведении   денежно   -  кредитной  политики.  Рынок  государственных
облигаций должен начать выполнять ключевую роль  индикатора  стоимости
безрисковых заимствований,  что позволит корпоративным заемщикам более
точно  оценивать  потенциальные  расходы  по  обслуживанию  займов   и
соответственно  будет  способствовать  развитию  рынка среднесрочных и
долгосрочных финансовых ресурсов в национальной валюте.
     Задача повышения   роли   финансовых   рынков   должна   решаться
совместными усилиями органов законодательной и  исполнительной  власти
при участии Банка России.  Активную роль в этом процессе должны играть
также  саморегулируемые  организации,  объединяющие   профессиональных
участников финансовых рынков.
     Развитие инструментов финансового рынка
     Основным фактором,   определяющим   привлекательность  рынка  для
инвесторов и эффективность его функционирования,  является наличие  на
нем инструментов,  отвечающих интересам участников. В этой связи Банку
России   совместно   с   Правительством   Российской   Федерации    во
взаимодействии  с  законодательной властью необходимо сконцентрировать
усилия на разработке и принятии законодательных и  нормативных  актов,
обеспечивающих  участникам  денежного,  фондового  и  валютного рынков
возможность  полноценного  использования  инструментов,   положительно
зарекомендовавших себя в странах с рыночной экономикой.
     В целях повышения прозрачности рынка внедрение новых инструментов
должно  сопровождаться разработкой методов адекватного отражения новых
операций в финансовой отчетности  участников.  Ключевое  значение  при
этом  имеет  переход  банков  на  международные  стандарты  финансовой
отчетности,   позволяющие    пользователям    отчетности    объективно
интерпретировать проводимые банками операции.
     Одним из  основных  условий  повышения  эффективности  финансовых
рынков является расширение спектра используемых производных финансовых
инструментов.  Необходимость этого связана как с растущей потребностью
в   механизмах  страхования  рыночных  рисков,  так  и  с  интеграцией
российского  рынка  в  мировую   финансовую   систему,   поскольку   в
экономически  развитых  странах на долю данного сегмента приходится до
90%  всех  сделок  на  рынке.  Так  как  одними  из  участников  рынка
производных  инструментов  являются  кредитные  организации,  развитие
данного сегмента финансового рынка должно осуществляться при  активном
участии Банка России.
     Развитие инфраструктуры
     На этом  направлении  Банк  России  намерен  продолжать работу по
обеспечению  стабильного  функционирования  и   дальнейшего   развития
эффективной    инфраструктуры.   Результатом   работы   должны   стать
консолидация и повышение надежности и технологичности инфраструктурных
организаций,  снижение  трансакционных  издержек.  Одним  из  основных
приоритетов для Банка России является обеспечение  равного  доступа  к
финансовым  ресурсам  и  инструментам  для  всех  участников,  включая
региональных.  Работа  по  развитию  рыночной  инфраструктуры   должна
проводиться  в тесном контакте и при непосредственном участии широкого
круга заинтересованных участников рынка.
     В целях обеспечения эффективной работы инфраструктуры Банк России
будет поддерживать функционирование клиринговых  и  расчетных  систем,
обеспечивая их связь с платежной системой и системой рефинансирования.
Банк  России  примет  участие   в   создании   единого   депозитарного
клирингового центра Российской Федерации.
     Повышение прозрачности  российского  финансового  рынка,   защита
интересов инвесторов
     Необходимой предпосылкой  притока  новых  средств  на  российские
финансовые   рынки   является   повышение   прозрачности   российского
финансового рынка,  а также степени защищенности  его  участников.  Во
исполнение  правительственной  Программы  социально  -  экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу Банк России
намерен  активизировать  деятельность  по развитию механизмов правовой
защиты участников,  что повысит интерес к российскому рынку как  среди
отечественных, так и среди иностранных участников.
     Этой же цели должно способствовать улучшение  имиджа  российского
финансового  рынка  среди  международных  финансовых структур.  В этой
связи Банк  России  намерен  продолжить  работу  во  взаимодействии  с
Правительством  Российской  Федерации  по совершенствованию механизмов
борьбы с отмыванием денег и манипулированием ценами.
     Развитие рынка государственных ценных бумаг
     На рынке ГКО-ОФЗ ситуация в  2003  году  будет  определяться  как
политикой  Минфина  России  в  отношении  новых  заимствований,  так и
операциями  Банка  России  на  открытом  рынке.   Существенный   объем
предстоящих выплат по внешнему долгу повышает значимость рынка ГКО-ОФЗ
как   источника   финансирования   федерального   бюджета.    Учитывая
перспективы   перехода  Банка  России  к  более  активному  управлению
процентными ставками,  растет и роль рынка  государственных  облигаций
как   ориентира   цены   денег.  Данные  обстоятельства  обусловливают
необходимость активизации деятельности по повышению ликвидности  рынка
ГКО-ОФЗ.
     Первоочередной мерой   в    этом    направлении    представляется
продолжение начатой в текущем году политики правительства по отказу от
эмиссии большого числа мелких  выпусков  и  переходу  к  ограниченному
набору  крупных  выпусков,  которые  должны выполнять роль индикаторов
стоимости заимствования на различные сроки.
     Дополнительным источником  повышения  ликвидности и емкости рынка
ГКО-ОФЗ является снижение трансакционных  издержек  его  участников  и
совершенствование   системы   управления   рисками,  которое  позволит
отказаться от обязательного  предварительного  депонирования  денежных
средств при заключении сделок.
     Перспективным направлением повышения  ликвидности  рынка  ГКО-ОФЗ
представляется возрождение Банком России института первичных дилеров -
участников,  принимающих  на   себя   обязательства   по   обеспечению
ликвидности рынка. Однако возрождение системы обязательств для дилеров
должно  быть  постепенным  и   сопровождаться   рядом   дополнительных
возможностей,  предоставляемых  как  со  стороны  эмитента,  так  и со
стороны Банка России.
     В целях   расширения   круга   участников  рынка  государственных
облигаций  и  предоставления  широким  слоям   населения   возможности
инвестирования  средств  в  государственные  ценные бумаги Банк России
готов участвовать совместно с Минфином России в создании  Национальной
системы   сбережений,   предусматривающей   возможность  использования
пластиковой карточки для граждан как платежного средства с доступом  к
информационно   -   операционной   системе,   обеспечивающей  вложение
свободных средств граждан в государственные ценные  бумаги  простым  и
защищенным   способом.  Одним  из  результатов  создания  Национальной
системы сбережений  станет  расширение  залоговой  базы,  используемой
коммерческими банками для кредитования населения.
     Рынок ценных бумаг кредитных организаций
     В целях  расширения  финансовых  возможностей  банковской системы
Банк  России   намерен   изменить   условия   работы   с   депозитными
сберегательными    сертификатами,   разрешив   промежуточные   выплаты
процентов.  Указанная мера позволит кредитным  организациям  расширить
возможности привлечения среднесрочных и долгосрочных денежных средств.
     Кроме того,  Банк России поддержит законодательные инициативы  по
упрощению  процедуры  выпуска  и  регистрации краткосрочных облигаций,
отмене налога на выпуск указанных ценных бумаг и снятию ограничений на
выпуск   кредитными   организациями  облигаций  в  пределах  уставного
капитала или предоставленного обеспечения.
     Рынок межбанковских кредитов
     На рынке  межбанковского  кредитования  Банк   России   планирует
сохранить  за  собой  функции  непосредственного  участника  операций,
органа контроля за участниками рынка,  а также намерен  способствовать
созданию   условий   для   более   эффективного   проведения  операций
участниками.
     В целях  снижения  рисков  и  расширения  возможностей  взаимного
кредитования коммерческих  банков  Банк  России  будет  способствовать
использованию  государственных  и  негосударственных  ценных  бумаг  в
качестве обеспечения по кредитам и в качестве объекта купли -  продажи
по  сделкам  РЕПО.  Для этого подготовлены и будут приняты нормативные
документы,  регламентирующие заключение сделок РЕПО с государственными
облигациями,   одним   из   участников  которых  станет  Банк  России.
Планируется  рассмотреть  возможность  расширения  ломбардного  списка
Банка России за счет включения в него новых государственных облигаций,
в  том  числе  номинированных  в  иностранной  валюте,   и   ипотечных
облигаций, гарантированных Правительством Российской Федерации.
     Условием эффективного использования операций РЕПО для  проведения
денежно  -  кредитной  политики  является  наличие  адекватного учета,
налогообложения и эффективной  технологии  проведения  этих  операций.
Поэтому  необходимым  элементом  станет  предстоящий переход банков на
проведение  учет  этих  операций  в  соответствии   с   международными
стандартами.  Унификация  финансовой  отчетности  позволит  банкам  не
только более корректно отражать собственные операции, но и формировать
адекватное  представление  о  финансовом  состоянии контрагентов,  что
должно внести свой вклад в развитие межбанковского рынка.
     По собственным  операциям на денежном рынке Банк России планирует
расширить состав контрагентов и активизировать  проведение  регулярных
депозитных аукционов на условиях, отвечающих потребностям рынка.
     В рамках  выравнивания  возможностей   доступа   региональных   и
московских   банков  к  финансовым  ресурсам  Банк  России  предпримет
необходимые действия для того,  чтобы банки любого региона  Российской
Федерации  могли  воспользоваться  механизмом  поддержания  мгновенной
банковской ликвидности (внутридневной кредит и кредит "овернайт").

                   V.3. Мероприятия Банка России по
            совершенствованию валютного рынка в 2003 году

     В целях совершенствования валютного рынка в Российской  Федерации
Банк  России  в  2002  году  внес ряд изменений в порядок обязательной
продажи экспортной  валютной  выручки  и  механизм  торгов  на  Единой
торговой  сессии  межбанковских валютных бирж (ЕТС).  С 1 декабря 2002
года  обязательная   продажа   экспортной   валютной   выручки   может
осуществляться  на  биржевом  и  внебиржевом  валютном рынке,  а также
непосредственно  Банку  России.  Одновременно  вступит  в  силу  новый
порядок проведения торгов на ЕТС, в рамках которого предусмотрен отказ
от  обязательного  стопроцентного  депонирования  средств   участников
торгов перед их проведением.  Новый порядок позволит обеспечить доступ
к торгам на ЕТС региональных банков и  повысить  конкурентоспособность
этой  площадки  по  сравнению  с  внебиржевым  рынком за счет снижения
издержек участия в торгах,  сохранив при  этом  все  преимущества  ЕТС
(отсутствие кредитного риска и транспарентность курсообразования).
     Банк России  прогнозирует   снижение   доли   валютной   выручки,
реализуемой   непосредственно   Банку   России   в   рамках  механизма
обязательной продажи экспортной валютной выручки,  а также  увеличение
доли   внебиржевого   сегмента   в  суммарном  обороте  межбанковского
валютного рынка.  В этой связи для проведения валютных  операций  Банк
России будет более активно использовать внебиржевой рынок, осуществляя
сделки с уполномоченными банками - основными операторами рынка.
     В целях  поддержания  стабильности  на  денежном рынке и развития
инструментария управления текущей ликвидностью Банк  России  продолжит
проведение операций "валютный своп".  Параметры сделок устанавливаются
на ежедневной основе и могут оперативно изменяться  в  зависимости  от
ситуации на денежном и валютном рынках.
     Проведение сделок  "валютный  своп"  с  кредитными  организациями
создаст      дополнительные     возможности     для     краткосрочного
рефинансирования,  что  особенно   актуально   в   случае   реализации
пессимистического сценария, характеризующегося близкими к нулю темпами
прироста  золотовалютных  резервов  и   низкими   темпами   пополнения
денежного предложения.
     В связи с растущим спросом на операции по  хеджированию  валютных
рисков  в  2002  году  Банк  России  примет  участие  в  разработке  и
совершенствовании нормативно - правовой базы срочного валютного рынка.

           V.4. Мероприятия по совершенствованию платежной
                   системы Банка России в 2003 году

     Мероприятия по совершенствованию платежной системы  Банка  России
будут  направлены на обеспечение эффективного и надежного обслуживания
всех ее  участников,  а  также  на  дальнейшее  содействие  реализации
мероприятий   денежно  -  кредитной  политики,  что  предполагает  как
расширение и укрепление нормативной и методологической базы в  области
платежной   системы,   так  и  проведение  практических  работ  по  ее
совершенствованию.
     Работа по  совершенствованию  нормативной  базы в 2003 году будет
нацелена  на  расширение  сферы   применения   электронных   платежных
документов,   используемых  при  осуществлении  безналичных  расчетов,
унификацию  правил   электронного   документооборота,   стандартизацию
форматов   электронных   сообщений,   совместимых  с  соответствующими
форматами,  применяемыми   в   международной   практике.   Это   будет
способствовать   совершенствованию  технологий  и  повышению  скорости
обработки информации,  а также  автоматизации  учетно  -  операционных
работ,  выполняемых  при осуществлении платежей,  что позволит снизить
уровень операционных рисков.
     В соответствии   с  международной  практикой  получит  дальнейшее
развитие  методологическая  база  в  части  наблюдения  за  платежными
системами  в  Российской  Федерации с целью обеспечения их стабильного
функционирования.
     Наблюдение Банка  России  за собственной платежной системой будет
строиться  на  основе  определения  комплекса   базовых   показателей,
используемых  для  анализа  ее  состояния  и принятия мер по повышению
эффективности ее функционирования.
     Проводимая работа    увеличит    информационную    открытость   и
прозрачность платежной системы для пользователей и  общественности  за
счет публикации показателей ее работы как в системе Банка России,  так
и в российской и международной печати.
     Практические мероприятия  по  совершенствованию платежной системы
Банка России будут касаться  повышения  ее  технических  возможностей,
увеличения  количества  клиентов,  в  том  числе  органов федерального
казначейства Министерства финансов Российской Федерации, участвующих в
обмене электронными платежными документами с учреждениями Банка России
и в проведении электронных платежей.
     Решение данных  задач  приведет  к дальнейшему сокращению времени
совершения расчетных  операций,  что  будет  способствовать  повышению
эффективности  использования  средств  кредитных  организаций и других
хозяйствующих субъектов  для  расчетов,  своевременности  формирования
доходов бюджетов всех уровней и финансирования за счет этих средств.
     В соответствии  с  задачей  совершенствования  платежной  системы
России,   определенной   "Стратегией   развития   банковского  сектора
Российской Федерации",  принятой Правительством Российской Федерации и
Банком России в 2001 году,  Банком России в 2003 году будет продолжена
отработка механизмов построения  и  функционирования  системы  валовых
расчетов   в  режиме  реального  времени,  введение  которой  призвано
обеспечить  быстрое  и   полноценное   распространение   положительных
тенденций денежно - кредитной политики Банка России.

                   V.5. План важнейших мероприятий
            Банка России на 2003 год по совершенствованию
               банковской системы Российской Федерации,
                   банковского надзора, финансовых
                      рынков и платежной системы

----------------------------------------------------------------------
|             Содержание мероприятий               | Срок исполнения |
|--------------------------------------------------------------------|
|              Банковская система и банковский надзор                |
|--------------------------------------------------------------------|
| 1. Участие  в  подготовке  федеральных  законов, | в течение года  |
| упрощающих доступ малого и  среднего  бизнеса  к |                 |
| источникам банковского кредитования,  разработка |                 |
| соответствующих нормативных актов Банка России   |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 2. Участие  в  подготовке  проектов  федеральных | в течение года  |
| законов,  направленных  на  развитие  ипотечного |                 |
| бизнеса,  разработка соответствующих нормативных |                 |
| актов Банка России                               |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 3. Участие  в  подготовке  проектов  федеральных | в течение года  |
| законов,  упрощающих   процедуры   реорганизации |                 |
| кредитных   организаций   в   форме   слияния  и |                 |
| присоединения,    разработка     соответствующих |                 |
| нормативных актов Банка России                   |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 4. Участие  в  подготовке законодательных актов, | в течение года  |
| обеспечивающих осуществление перехода  кредитных |                 |
| организаций на МСФО,  разработка соответствующих |                 |
| нормативных актов Банка России                   |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 5. Участие  в  подготовке  проекта  Федерального | в течение года  |
| закона  "О  страховании вкладов физических лиц в |                 |
| банках   Российской    Федерации",    разработка |                 |
| нормативных  актов Банка России в целях создания |                 |
| системы страхования вкладов                      |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 6. Участие  в  подготовке  проектов  федеральных | в течение года  |
| законов   о  внесении  изменений  в  Гражданский |                 |
| кодекс Российской Федерации и законодательство о |                 |
| несостоятельности (банкротстве), направленных на |                 |
| обеспечение    правовой    защиты    кредиторов, |                 |
| требования которых обеспечены залогом <*>        |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 7. Разработка  нормативных  актов  Банка России, | в течение года  |
| направленных  на   совершенствование   механизма |                 |
| капитализации  долгов  кредитной  организации  в |                 |
| соответствии с пунктом 2 статьи  8  Федерального |                 |
| закона    "О   несостоятельности   (банкротстве) |                 |
| кредитных организаций"                           |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 8. Разработка нормативных  актов  Банка  России, | в течение года  |
| направленных  на  создание  условий для снижения |                 |
| затрат, упрощения и сокращения продолжительности |                 |
| процедур,   связанных   с  вхождением  на  рынок |                 |
| банковских  услуг,  получением   разрешений   на |                 |
| осуществление   отдельных  банковских  операций, |                 |
| открытием  филиалов  и  внутренних   структурных |                 |
| подразделений кредитных организаций              |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 9. Участие  в  подготовке  проекта  изменений  и | в течение года  |
| дополнений  в  Федеральный  закон  "О  банках  и |                 |
| банковской  деятельности",  уточняющего  порядок |                 |
| предоставления информации о реальных  владельцах |                 |
| кредитных организаций органу банковского надзора |                 |
| <*>                                              |                 |
|--------------------------------------------------------------------|
|                      Финансовые рынки                              |
|--------------------------------------------------------------------|
| 10. Расширение  спектра  производных  финансовых |   II квартал    |
| инструментов                                     |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 11. Возрождение института первичных дилеров      |   II квартал    |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 12. Участие  в  создании  единого  депозитарного | в течение года  |
| клирингового центра Российской Федерации         |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 13. Участие  в  создании  Национальной   системы |    II - IV      |
| сбережений                                       |    кварталы     |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 14. Упрощение процедуры  выпуска  и  регистрации |    I - III      |
| краткосрочных облигаций кредитных организаций    |    кварталы     |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 15. Проведение сделок  РЕПО  с  государственными |   I квартал     |
| облигациями с участием Банка России              |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 16. Расширение  ломбардного  списка Банка России | в течение года  |
| за  счет  включения   в   него   государственных |                 |
| облигаций,  номинированных в иностранной валюте, |                 |
| а  также  ипотечных  облигаций,  гарантированных |                 |
| Правительством России                            |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 17. Введение    на    Единой   торговой   сессии |     I - II      |
| межбанковских валютных бирж новых  инструментов: |    кварталы     |
| конверсионные   сделки   со   сроками   расчетов |                 |
| "неделя", "две недели", "месяц"                  |                 |
|--------------------------------------------------------------------|
|                       Платежная система                            |
|--------------------------------------------------------------------|
| 18. Утверждение       правил        электронного |   IV квартал    |
| документооборота  при  осуществлении расчетов по |                 |
| аккредитиву,  по инкассо,  а также при частичной |                 |
| оплате расчетных документов                      |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 19. Разработка      унифицированных     форматов |   IV квартал    |
| электронных     сообщений,     совместимых     с |                 |
| международным стандартом SWIFT                   |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 20. Внедрение    безбумажных    технологий   при | по плану,       |
| расчетном       обслуживании       подразделений | cjuласованному с|
| Федерального казначейства                        | Минфином России |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 21. Совершенствование    системы    показателей, |   II квартал    |
| используемых  в  целях   мониторинга   платежной |                 |
| системы Банка России                             |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 22. В  целях повышения информационной открытости |   IV квартал    |
| и  прозрачности  выпуск   совместно   с   Банком |                 |
| международных     расчетов    "Красной    книги" |                 |
| (Платежные системы в России)                     |                 |
|--------------------------------------------------|-----------------|
| 23. Совершенствование технической инфраструктуры | в течение года  |
| платежной системы на принципах стандартизации  и |                 |
| унификации                                       |                 |
----------------------------------------------------------------------

---------------------------------
     <*> Из  первоочередных  мероприятий   по   реализации   положений
"Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации".

Страницы: 1  2