ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА, УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ МНС РОССИИ ОТ 05.07.2002 N БГ-3-05/344 (ДАЛЕЕ - РЕКОМЕНДАЦИИ), У ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 06.11.02 28-11/53937

          ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ
     ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА, УТВЕРЖДЕННЫХ
      ПРИКАЗОМ МНС РОССИИ ОТ 05.07.2002 N БГ-3-05/344 (ДАЛЕЕ  -
    РЕКОМЕНДАЦИИ), У ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ В
      ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПУНКТОВ РЕКОМЕНДАЦИЙ.
          1. В ПУНКТЕ 4.2 РЕКОМЕНДАЦИЙ УКАЗАНО, ЧТО РАСХОДЫ,
      ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ В ПУНКТАХ 23, 29 И Т.Д. СТ. 270 НК РФ, НЕ
  УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА  ПРИБЫЛЬ,
   ДАЖЕ КОГДА ОБЯЗАННОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАКИХ РАСХОДОВ ЗАКРЕПЛЕНА В
                          ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ.
    ОТСЮДА СЛЕДУЕТ, ЧТО РАСХОДЫ  ОРГАНИЗАЦИИ НА ОПЛАТУ ПУТЕВОК, НА
   ЛЕЧЕНИЕ ИЛИ ОТДЫХ И Т.П. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ НЕ ОТНОСЯТСЯ К РАСХОДАМ,
   УМЕНЬШАЮЩИМ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ, И СОГЛАСНО П. 3
         СТ. 236 НК РФ НЕ ПРИЗНАЮТСЯ ОБЪЕКТОМ ОБЛОЖЕНИЯ ЕСН.
      ТОГДА НЕПОНЯТНО, ПОЧЕМУ В П. 5.2 РЕКОМЕНДАЦИЙ УКАЗАНО, ЧТО
       ЕСЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ ПРОИЗВОДИТ ОПЛАТУ СТОИМОСТИ ПУТЕВКИ ЗА
          РАБОТНИКА, ТО ЕЕ СТОИМОСТЬ ПОДЛЕЖИТ ОБЛОЖЕНИЮ ЕСН.
     ПОЛОЖЕНИЯ П. 5.2 РЕКОМЕНДАЦИЙ, НА ВЗГЛЯД НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА,
  ПРОТИВОРЕЧАТ НК РФ И П. 4.2 РЕКОМЕНДАЦИЙ В ЧАСТИ РАСШИРЕНИЯ КРУГА
    ОБЪЕКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВКЛЮЧЕНИЮ В НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ
                                 ЕСН.
    2. СИТУАЦИЯ, АНАЛОГИЧНАЯ ИЗЛОЖЕННОЙ В П. 1 ВОПРОСА, ВОЗНИКАЕТ
   ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ П. 9.2.1 И П. 5.1 РЕКОМЕНДАЦИЙ С П. 3 СТ. 236
    НК РФ (РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ВКЛЮЧЕНИИ В НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО
     ЕСН ВЫПЛАТ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ РАБОТНИКУ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В
  ОБЩЕСТВЕННОЙ РАБОТЕ И ДРУГИХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ В П. 5.1
      РЕКОМЕНДАЦИЙ; О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ СУММ КОМПЕНСАЦИИ СУТОЧНЫХ,
    КВАРТИРНЫХ И ДР., ПРЕВЫШАЮЩИХ УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
                     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОРМЫ).
          3. В ПУНКТЕ 3 СТ. 264 НК РФ УКАЗАНО, ЧТО ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
     НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С
   ОПЛАТОЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ РАБОТНИКОВ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ИМИ ВЫСШЕГО И
  СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПО П. 3 СТ. 236
       НК РФ ДАННЫЕ РАСХОДЫ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЪЕКТОМ ОБЛОЖЕНИЯ ЕСН.
    ОПЯТЬ НЕПОНЯТНО, ПОЧЕМУ В П. 9.1.6.6 РЕКОМЕНДАЦИЙ УКАЗАНО, ЧТО
  РАСХОДЫ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО  ОПЛАТЕ ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ  ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
       ИМИ ВПЕРВЫЕ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ЕСН.
                ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ ИЗЛОЖЕННУЮ ПОЗИЦИЮ.
 
                                ПИСЬМО
 
                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
 
                           6 ноября 2002 г.
                            N 28-11/53937

                                 (Д)


     В соответствии  с  п.  1  ст.  236  Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  в  редакции  Федерального   закона   от
31.12.2001  N  198-ФЗ  "О  внесении дополнений и изменений в Налоговый
кодекс  Российской  Федерации  и  в  некоторые  законодательные   акты
Российской  Федерации о налогах и сборах" объектом налогообложения для
налогоплательщиков   -   организаций   признаются   выплаты   и   иные
вознаграждения   по   трудовым  и  гражданско  -  правовым  договорам,
предметом  которых  является  выполнение  работ,  оказание  услуг  (за
исключением      вознаграждений,      выплачиваемых     индивидуальным
предпринимателям), а также по авторским договорам.
     Согласно п. 3 названной статьи указанные выплаты и вознаграждения
(вне зависимости от формы,  в которой они производятся) не  признаются
объектом  налогообложения,  если  у  налогоплательщиков  - организаций
такие выплаты не отнесены к расходам,  уменьшающим налоговую  базу  по
налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     Однако согласно п.  1 ст.  237 Кодекса при определении  налоговой
базы  учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм,
указанных в ст.  238 Кодекса) вне  зависимости  от  формы,  в  которой
осуществляются  данные  выплаты,  в  частности,  полная  или частичная
оплата  товаров  (работ,  услуг,   имущественных   или   иных   прав),
предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи,
в том  числе  коммунальных  услуг,  питания,  отдыха,  обучения  в  их
интересах,   оплата   страховых  взносов  по  договорам  добровольного
страхования (за исключением сумм страховых взносов,  указанных в подп.
7 п. 1 ст. 238 Кодекса).
     Согласно разъяснениям  Министерства   Российской   Федерации   от
04.04.2002  N  СА-6-05/415@  не  подлежат  налогообложению  выплаты  и
вознаграждения,  поименованные  в  п.   1   ст.   236   Кодекса,   для
налогоплательщиков - организаций, формирующих налоговую базу по налогу
на прибыль (в том числе и по отдельным видам деятельности организаций,
в части ее формирования),  которые не отнесены к расходам, уменьшающим
налоговую базу по налогу на прибыль  организаций  в  текущем  отчетном
(налоговом) периоде.
     Выплаты и вознаграждения,  указанные в п.  1 ст.  237 Кодекса,  в
виде полной или частичной оплаты товаров (работ,  услуг, имущественных
или иных прав),  предназначенных для физического лица - работника  или
членов  его семьи,  в том числе коммунальных услуг,  питания,  отдыха,
обучения  в  их  интересах,  оплата  страховых  взносов  по  договорам
добровольного страхования,  не подлежат включению в налоговую базу при
исчислении  единого  социального   налога,   если   они   отнесены   у
налогоплательщиков  -  организаций  к расходам,  уменьшающим налоговую
базу по налогу на прибыль организаций в текущем  отчетном  (налоговом)
периоде.
     Выплаты и вознаграждения,  указанные в  п.  1  ст.  237  Кодекса,
подлежат  обложению  единым  социальным налогом у налогоплательщиков -
организаций, не формирующих налоговую базу по налогу на прибыль.
     Таким образом,  положения пунктов 5.1, 5.2 и 9.1.6.6 Методических
рекомендаций  по  порядку  исчисления  и  уплаты  единого  социального
налога,  утвержденных  приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344
(далее - Методические рекомендации),  подлежат  применению  только  по
отношению к некоммерческим и бюджетным организациям.
     По вопросу налогообложения  компенсационных  выплат,  выплаченных
сверх  норм,  установленных  законодательством (п.  9.2.1 Методических
рекомендаций), необходимо учитывать следующее.
     В соответствии  с  подп.  2  п.  1  ст.  238  Кодекса  при оплате
налогоплательщиком расходов  на  командировки  работников  как  внутри
страны,  так  и  за  ее пределы не подлежат налогообложению суточные в
пределах  норм,  установленных  в  соответствии  с   законодательством
Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально
подтвержденные  целевые  расходы  на  проезд  до  места  назначения  и
обратно,  сборы за услуги аэропортов,  комиссионные сборы,  расходы на
проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления,  назначения  или
пересадок,  на  провоз  багажа,  расходы  по  найму  жилого помещения,
расходы  на  оплату  услуг  связи,  сборы  за  выдачу  (получение)   и
регистрацию   служебного   заграничного   паспорта,  сборы  за  выдачу
(получение) виз,  а также расходы на обмен наличной валюты или чека  в
банке на наличную иностранную валюту.  При непредставлении документов,
подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения,  суммы такой
оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных
в соответствии с законодательством Российской  Федерации.  Аналогичный
порядок   налогообложения   применяется   к   выплатам,   производимым
физическим  лицам,  находящимся  во  властном   или   административном
подчинении  организации,  а  также членам совета директоров или любого
аналогичного органа компании,  прибывающим  для  участия  в  заседании
совета  директоров,  правления  или  другого  аналогичного органа этой
компании.
     В свою  очередь,  согласно  абзацу  первому  названного подпункта
компенсационные выплаты,  связанные  с  выполнением  физическим  лицом
трудовых  обязанностей  (в  том  числе  переезд  на  работу  в  другую
местность  и  возмещение  командировочных   расходов),   не   подлежат
налогообложению  в  пределах  норм,  установленных  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     Статьей 166  Трудового  кодекса Российской Федерации установлено,
что   служебной   командировкой   считается   поездка   работника   по
распоряжению   работодателя   на   определенный  срок  для  выполнения
служебного  поручения  вне  места  постоянной  работы.  Следовательно,
организацией  в  командировку  могут  быть направлены физические лица,
состоящие с ней в трудовых отношениях.
     Организации, являющиеся   плательщиками   налога  на  прибыль,  в
соответствии с подп.  12 п.  1 ст. 264 Кодекса расходы по найму жилого
помещения,  а  также расходы работника на оплату дополнительных услуг,
оказываемых в гостиницах (за исключением расходов  на  обслуживание  в
барах  и  ресторанах,  расходов на обслуживание в номере,  расходов за
пользование рекреационно -  оздоровительными  объектами),  относят  на
расходы,  уменьшающие  налоговую  базу  по налогу на прибыль в текущем
отчетном  (налоговом)  периоде.   Следовательно,   указанные   расходы
являются объектом обложения единым социальным налогом в 2002 году,  но
не подлежат налогообложению в соответствии с положениями подп.  2 п. 1
ст. 238 Кодекса.
     Таким образом,   фактически   произведенные    и    документально
подтвержденные   расходы   по   найму  жилого  помещения  не  подлежат
налогообложению как у организаций,  являющихся плательщиками налога на
прибыль,  так  и  у  бюджетных  и  иных  некоммерческих  организаций в
пределах  норм,  установленных  в  соответствии  с   законодательством
Российской  Федерации.  Сверхнормативные  документально подтвержденные
расходы  по  найму  жилого  помещения   подлежат   налогообложению   в
установленном законодательством порядке.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин

6 ноября 2002 г.
N 28-11/53937