МОСКОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ (ГЕРМАНИЯ) ПРОСИТ РАЗЪЯСНИТЬ ПОРЯДОК ОБЛОЖЕНИЯ ЕСН ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ СОТРУДНИКОВ. В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ РАБОТАЮТ ДВЕ КАТЕГОРИИ ИНОСТРАННЫХ СОТРУДНИКОВ: 1) ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ, РАБОТАЮЩИЕ ПО ТРУДОВЫМ Д. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 06.11.02 28-11/53954

          МОСКОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ
      (ГЕРМАНИЯ) ПРОСИТ РАЗЪЯСНИТЬ ПОРЯДОК ОБЛОЖЕНИЯ ЕСН ДОХОДОВ
         ИНОСТРАННЫХ СОТРУДНИКОВ. В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ РАБОТАЮТ 
               ДВЕ КАТЕГОРИИ ИНОСТРАННЫХ СОТРУДНИКОВ:
      1) ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ, РАБОТАЮЩИЕ ПО ТРУДОВЫМ ДОГОВОРАМ,
  ЗАКЛЮЧЕННЫМ С ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (ВСЕ ДОХОДЫ ДАННЫЕ СОТРУДНИКИ
     ПОЛУЧАЮТ ТАКЖЕ В ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ТО ЕСТЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ
       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ПО ОКОНЧАНИИ НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА
  САМОСТОЯТЕЛЬНО УПЛАЧИВАЮТ НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ СОГЛАСНО
               ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ);
    2) ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ, РАБОТАЮЩИЕ ПО ДОГОВОРАМ ГРАЖДАНСКО  -
    ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА, ЗАКЛЮЧЕННЫМ НЕПОСРЕДСТВЕННО С МОСКОВСКИМ
     ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ (ДОХОД ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ,
  КОТОРОЕ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ, УДЕРЖИВАЮЩИМ И
       ПЕРЕЧИСЛЯЮЩИМ В БЮДЖЕТ НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ).
    ПРАВО НА  ПЕНСИОННОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗА
    СЧЕТ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФОНДОВ НЕ ОГОВОРЕНО НИ В ТРУДОВЫХ
  ДОГОВОРАХ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ОТ ИМЕНИ ГОЛОВНОЙ КОМПАНИИ, НИ В ДОГОВОРАХ
      ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА, ЗАКЛЮЧЕННЫХ С МОСКОВСКИМ
                         ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ.
         ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ ЕСН ДОХОДЫ УКАЗАННЫХ ВЫШЕ СОТРУДНИКОВ?
 
                                ПИСЬМО
 
                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
 
                           6 ноября 2002 г.
                            N 28-11/53954

                                 (Д)


     Согласно п.  2 ст. 239 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации   (далее   -  Кодекс)  в  редакции  Федерального  закона  от
31.12.2001 N 198-ФЗ освобождаются от уплаты единого социального налога
(далее   -   ЕСН)   налогоплательщики   -  работодатели  с  подлежащих
налогообложению выплат и иных вознаграждений,  выплачиваемых в  пользу
иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства,  в случае,  если такие
иностранные  граждане  и  лица  без  гражданства  в   соответствии   с
законодательством   Российской  Федерации  или  условиями  договора  с
работодателем  не  обладают  правом  на  государственное   пенсионное,
социальное    обеспечение   и   медицинскую   помощь,   осуществляемую
соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации,
Фонда    социального    страхования   Российской   Федерации,   фондов
обязательного медицинского страхования  в  части,  зачисляемой  в  тот
фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без
гражданства не обладает правом.
     В соответствии  со  ст.  7  Кодекса в случае,  если международным
договором  Российской  Федерации,  содержащим  положения,   касающиеся
налогообложения  и  сборов,  установлены  иные  правила  и нормы,  чем
предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными
правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы
международных договоров Российской Федерации.
     При применении  п.  2  ст.  239  Кодекса в первую очередь следует
принимать во внимание наличие международного договора между Российской
Федерацией   и   иностранным   государством,   содержащего   нормы,  в
соответствии с которыми на иностранных граждан распространяются или не
распространяются  нормы  законодательства  стороны  трудоустройства (в
рассматриваемом  случае  -  Российской  Федерации),  в  частности,   о
пенсионном   обеспечении   иностранных   работников,   работающих   на
территории стороны трудоустройства.
     В случае  отсутствия  международного  договора  между  Российской
Федерацией и иностранным государством,  гражданином которого  является
работник,  применение норм указанного выше пункта Кодекса регулируется
законодательством Российской Федерации.  При этом условия договора  не
должны противоречить законодательству Российской Федерации.
     Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О  трудовых
пенсиях   в   Российской  Федерации"  предусмотрено,  что  иностранные
граждане и лица без гражданства,  постоянно проживающие  в  Российской
Федерации,  имеют  право  на  трудовую  пенсию  наравне  с  гражданами
Российской   Федерации,   за   исключением   случаев,    установленных
федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
     В соответствии с п.  1 ст.  2 Федерального закона от 25.07.2002 N
115-ФЗ   "О   правовом  положении  иностранных  граждан  в  Российской
Федерации",  вступившего  в  действие  с  1  ноября  2002  года,   под
иностранным   гражданином,   постоянно   проживающим   на   территории
Российской Федерации, понимается лицо, получившее вид на жительство.
     Вид на  жительство  - документ,  выданный иностранному гражданину
или лицу без  гражданства  в  подтверждение  их  права  на  постоянное
проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд
из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
     Разрешение на   временное   проживание   -   подтверждение  права
иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать  в
Российской  Федерации  до получения вида на жительство,  оформленное в
виде  отметки  в  документе,  удостоверяющем   личность   иностранного
гражданина   или   лица   без   гражданства,  либо  в  виде  документа
установленной формы,  выдаваемого  в  Российской  Федерации  лицу  без
гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего личность.
     Иностранные граждане,  прибывшие  в   Российскую   Федерацию   на
основании  визы  или  в  порядке,  не  требующем получения визы,  и не
имеющие вида на жительство или  разрешения  на  временное  проживание,
считаются временно пребывающими в Российской Федерации.
     Определяющим обстоятельством для установления  права  иностранных
граждан   и   лиц   без   гражданства  на  пенсионное  обеспечение  по
законодательству Российской Федерации является их статус как постоянно
проживающих на территории Российской Федерации.
     С целью выяснения факта  возникновения  для  лица  (работодателя)
обязанности   производить   уплату  налога  в  федеральный  бюджет  за
иностранного  гражданина,  привлеченного  им  для  выполнения   работ,
необходимо установить, имеет ли иностранный гражданин статус постоянно
проживающего в  Российской  Федерации  (вид  на  жительство  с  правом
постоянного  проживания  и  отметку  в паспорте о регистрации по месту
жительства на территории  Российской  Федерации  или  наличие  у  него
свидетельства   о   регистрации  по  месту  жительства  на  территории
Российской Федерации).
     Таким образом,  налог в части,  зачисляемой в федеральный бюджет,
начисляется на выплаты  и  вознаграждения,  выплачиваемые  иностранным
гражданам и лицам без гражданства,  постоянно проживающим в Российской
Федерации и работающим как по трудовым договорам,  так и по  договорам
гражданско   -   правового   характера,   предметом  которых  является
выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам.
     Согласно п.   1   ст.  7  Федерального  закона  "Об  обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N  167-ФЗ
застрахованными   лицами   являются,   в   частности,  проживающие  на
территории  Российской  Федерации  иностранные  граждане  и  лица  без
гражданства.
     Следовательно, страховые  взносы  в  бюджет   Пенсионного   фонда
Российской  Федерации  не  начисляются  на  выплаты и вознаграждения в
пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих
на территории Российской Федерации.
     На основании изложенного за иностранных  граждан,  работающих  по
гражданско   -   правовым  договорам,  заключаемым  непосредственно  с
представительством,  ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, не
уплачивается,  а также не начисляются страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
в   том   случае,  если  такие  граждане  не  имеют  статус  постоянно
проживающих на территории Российской Федерации.
     Статьей 8  Закона  Российской  Федерации  от 28.06.91 N 1499-1 "О
медицинском страховании граждан в Российской  Федерации"  установлено,
что   иностранные   граждане,   постоянно   проживающие  в  Российской
Федерации,  имеют такие же права и обязанности в области  медицинского
страхования,  как и граждане Российской Федерации, если международными
договорами не предусмотрено иное.  Медицинское страхование иностранных
граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в
порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
     В целях   обеспечения  иностранных  граждан  медицинской  помощью
постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.98  N  1488
утверждено  Положение  о  медицинском страховании иностранных граждан,
временно находящихся в Российской Федерации.
     Налог в  части,  зачисляемой  в  фонды обязательного медицинского
страхования, начисляется:
     - на   выплаты,  производимые  иностранным  гражданам,  постоянно
проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым, так и
по   гражданско  -  правовым  договорам,  предметом  которых  является
выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам;
     - на   выплаты,   производимые  иностранным  гражданам,  временно
пребывающим  на  территории  Российской  Федерации  и  работающим   по
трудовым договорам.
     Таким образом,  на  выплаты  в  пользу  иностранного  гражданина,
работающего   по  гражданско  -  правовому  договору,  заключенному  с
представительством,  ЕСН  в  части,  зачисляемой  в  указанные  фонды,
начисляется  только  при наличии у такого гражданина статуса постоянно
проживающего в Российской Федерации.
     Согласно п.  2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об
основах обязательного социального страхования" к застрахованным  лицам
относятся граждане Российской Федерации,  а также иностранные граждане
и лица  без  гражданства,  работающие  по  трудовым  договорам,  лица,
самостоятельно   обеспечивающие   себя  работой,  или  иные  категории
граждан,  у которых отношения по обязательному социальному страхованию
возникают  в  соответствии  с федеральными законами о конкретных видах
обязательного социального страхования.
     Следовательно, социальное    страхование    распространяется   на
иностранных граждан,  работающих по трудовым договорам  независимо  от
времени   их   нахождения   на   территории  Российской  Федерации,  и
соответственно  на   оплату   труда   (выплаты),   производимую   этим
работникам,   начисляется   налог,   зачисляемый  в  Фонд  социального
страхования Российской Федерации.
     Таким образом, на выплаты в пользу сотрудников представительства,
работающих по гражданско - правовым  договорам,  страховые  взносы  на
социальное страхование не начисляются.
     В отношении иностранных граждан,  работающих в  представительстве
по трудовым договорам, сообщаем следующее.
     На основании  п.  1  ст.  236  Кодекса  в  объект  обложения  ЕСН
включаются     выплаты     и    иные    вознаграждения,    начисляемые
налогопательщиками в пользу физических лиц,  в частности,  по трудовым
договорам.
     Согласно ст.  13 Трудового кодекса Российской Федерации (далее  -
ТК  РФ) федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации,  содержащие  нормы  трудового  права,  распространяются  на
трудовые  отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения,
возникающие на всей территории Российской Федерации.
     Статья 16  ТК  РФ  определяет,  что  трудовые отношения возникают
между работником и  работодателем  на  основании  трудового  договора,
заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
     Так как  иностранные  граждане  заключают  трудовой   договор   с
головной   организацией,   находящейся   на   территории  иностранного
государства и в соответствии с законодательством  такого  государства,
то  указанные  граждане и организация не являются участниками трудовых
отношений, возникающих на территории Российской Федерации.
     В связи   с   тем,  что  выплаты  в  пользу  иностранных  граждан
осуществляются   головной   организацией   за   пределами   Российской
Федерации, такие выплаты не признаются объектом обложения ЕСН.
     Таким образом,   доход   иностранных   граждан,   работающих    в
представительстве   по  трудовым  договорам,  заключенным  с  головной
компанией за пределами Российской Федерации,  и получающих такой доход
на территории иностранного государства, не подлежит обложению ЕСН.
     Положения п.  2 ст.  239 Кодекса утрачивают силу с 1 января  2003
года.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин

6 ноября 2002 г.
N 28-11/53954