ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ В 2002 - 2003 ГОДАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЧЕТОВ ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ 6 сентября 2002 года (Д) Утверждаю Председатель Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу А.Ш.ШАМУЗАФАРОВ 6 сентября 2002 года Согласовано Заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации В.В.ШИПОВ 4 сентября 2002 года письмом Министерства финансов Российской Федерации от 4 сентября 2002 г. N 10-5-2/2-34 1. Эксперимент по осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов (далее именуется эксперимент) проводится в 2002 - 2003 годах для отработки нового механизма предоставления гражданам адресной целевой социальной помощи, повышения эффективности использования финансовых ресурсов, направляемых на предоставление указанной помощи гражданам, развития конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве и экономического стимулирования повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения в рамках реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4622). 2. В проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства могут принимать участие субъекты Российской Федерации, удовлетворяющие условиям участия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 490 "О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2701). Перечень субъектов Российской Федерации, принимающих участие в эксперименте в рамках реализации указанного Постановления Правительства Российской Федерации, утвержден Правительственной комиссией по жилищной политике 15 августа 2002 г. N 4880п-П10. 3. Порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов определяется положением о проведении эксперимента, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент (с учетом настоящего Порядка), в который рекомендуется включить: образцы заявлений граждан для назначения субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, обращающихся впервые, граждан, получающих субсидии, и граждан, проходящих переаттестацию; порядок перечисления дотаций на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг бюджетам муниципальных образований; перечень информации, отражаемой в счете-квитанции; условия договоров граждан с банком, определяющие порядок использования персонифицированных социальных счетов; требования по выбору уполномоченного банка, обслуживающего персонифицированные социальные счета граждан; образцы конкурсной документации по выбору уполномоченного банка; порядок снижения размера платежа за жилищно-коммунальные услуги при несоблюдении параметров их качества и др.; порядок установления дифференцированных ставок оплаты жилья и коммунальных услуг в зависимости от их количества и качества; порядок использования средств, зачисленных на персонифицированные социальные счета граждан, включая предоставление субсидий на оплату твердого топлива (при наличии печного отопления) и баллонов со сжиженным газом. 4. Средства из бюджета субъекта Российской Федерации направляются муниципальным образованиям, на территории которых проводится эксперимент, для софинансирования затрат на предоставление субсидий гражданам и выполнения работ по внедрению персонифицированных социальных счетов граждан в соответствии с порядком, утверждаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом правил предоставления дотаций из фонда софинансирования социальных расходов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принимающие участие в проведении эксперимента: формируют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации с учетом обеспечения средствами на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; определяют, совместно с соответствующими органами местного самоуправления, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, уполномоченные банки для обслуживания эксперимента; разрабатывают форму договора между органом местного самоуправления и уполномоченным банком; осуществляют контроль за проведением эксперимента в муниципальных образованиях. 6. Органы местного самоуправления публикуют в печати информацию о новой процедуре предоставления и использования субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с положением о проведении эксперимента, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 7. Орган местного самоуправления и уполномоченный банк при заключении договора, содержащего принципы обслуживания системы персонифицированных социальных счетов, предусматривают в нем обязательство банка заключать с гражданами договоры, содержащие условия использования средств персонифицированных социальных счетов. 8. Для предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг или при изменении порядка их получения путем перечисления на персонифицированные социальные счета граждане подают заявления в орган местного самоуправления или уполномоченные органом местного самоуправления учреждения (службы субсидий, отделы социальной защиты с участием расчетно-кассовых центров по сбору и обработке коммунальных платежей), на которые возложены функции предоставления гражданам субсидий с использованием персонифицированных социальных счетов. 9. Органы местного самоуправления муниципальных образований, участвующих в проведении эксперимента, обеспечивают формирование своих бюджетов с включением расходов на предоставление населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. 10. Орган местного самоуправления и уполномоченный банк, привлеченный для формирования и обслуживания системы персонифицированных социальных счетов, обеспечивают возможность открытия гражданином персонифицированного социального счета одновременно с принятием решения о предоставлении субсидии. 11. Перечисление на персонифицированные социальные счета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется ежемесячно не позднее чем за десять дней до окончания срока, установленного населению для оплаты жилья и коммунальных услуг. Субсидии на оплату твердого топлива (при наличии печного отопления) могут перечисляться на персонифицированные социальные счета гражданам, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома, один раз в год. 12. Оплата жилья и коммунальных услуг гражданином, получающим субсидию на персонифицированный социальный счет, производится в соответствии с платежным документом (счетом-квитанцией <*>) по установленным ставкам и тарифам и с учетом льгот, установленных законом или иными правовыми актами. -------------------------------- <*> Утверждена протоколом заседаний Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации от 24.05.99 N 3. 13. При невыполнении требований к качеству жилищных и коммунальных услуг, установленных нормативно-техническими документами и иными обязательными правилами или предусмотренных договорами, граждане вправе в соответствии с установленным в муниципальном образовании порядком оформить претензии о нарушении потребительских свойств или режима предоставления жилищно-коммунальных услуг и уменьшить размер платежа или не оплачивать отдельные жилищные и коммунальные услуги. Средства, образовавшиеся в виде экономии на социальных персонифицированных счетах в связи с уменьшением размера платежей граждан из-за нарушения потребительских свойств или режима предоставления жилищно-коммунальных услуг, остаются на указанных счетах и используются в дальнейшем для оплаты жилья и коммунальных услуг. 14. При неоплате в течение трех месяцев жилищных и коммунальных услуг гражданином, получающим субсидию, перечисление субсидий на его персонифицированный социальный счет после письменного уведомления гражданина может быть приостановлено до выяснения причин задержки оплаты, полного погашения им задолженности или согласования с ним сроков ее погашения, а при отсутствии объективных причин задержки оплаты предоставление субсидий может быть прекращено. Процедура безакцептного снятия средств с персонифицированного социального счета в случае прекращения предоставления субсидий в связи с неоплатой гражданином жилищно-коммунальных услуг определяется порядком проведения эксперимента, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 15. При обращении граждан с просьбой о переоформлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на другого члена семьи, совместно с ним проживающего, орган местного самоуправления или уполномоченное им учреждение обеспечивает возможность открытия таким гражданином персонифицированного социального счета одновременно с принятием решения о перечислении субсидий на открытый им счет. Дальнейшее перечисление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется на новый персонифицированный социальный счет. 16. По решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления установленные ими льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также льготы по оплате твердого топлива и баллонов со сжиженным газом могут быть переведены в форму субсидий и перечисляться на персонифицированные социальные счета граждан на условиях, установленных в соответствии с настоящим Порядком. 17. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют ежеквартально в Госстрой России информацию о ходе и результатах эксперимента по формам и в сроки, установленные Госстроем России и Минфином России. 18. На время проведения эксперимента на территории муниципальных образований, участвующих в проведении эксперимента, приостанавливается действие абзаца первого пункта 7 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 33, ст. 4136). |