ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 21.11.02 4066

                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
               О ФОРМИРОВАНИИ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ СРЕДНЕГО
                   СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
 
                          21 ноября 2002 г.
                                N 4066
 
                                 (Д)


     В целях улучшения качества формирования фонда  библиотек  средних
специальных    учебных    заведений,    повышения   эффективности   их
использования,        совершенствования        библиотечного         и
информационно-библиографического обслуживания читателей приказываю:
     1. Утвердить Примерное положение о формировании фонда  библиотеки
среднего специального учебного заведения (Приложение).
     2. Директорам    средних    специальных     учебных     заведений
руководствоваться  прилагаемым  Примерным  положением  о  формировании
фонда  библиотеки   среднего   специального   учебного   заведения   в
практической работе.
     3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Заместитель Министра
                                                          Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

21 ноября 2002 г.
N 4066


                                                            Приложение

                                                             к Приказу
                                                 Минобразования России
                                                  от 21 ноября 2002 г.
                                                                N 4066

                         ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
               О ФОРМИРОВАНИИ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ СРЕДНЕГО
                   СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

                          1. Общие положения

     1.1. Настоящее Примерное положение определяет  содержание  работы
библиотеки   по   комплектованию   и  организации  ее  фонда  с  целью
оперативного и полного обеспечения учебно-воспитательного  процесса  в
среднем  специальном  учебном  заведении  (далее  -  ссуз)  изданиями,
другими документами и информацией о них.
     1.2. Фонд  библиотеки  создается  как  единый  библиотечный  фонд
ссуза.
     1.3. Единый  фонд формируется в соответствии с учебными планами и
программами,  картотекой книгообеспеченности образовательного процесса
и информационными запросами читателей.
     1.4. При формировании фонда библиотека  ссуза  координируют  свою
деятельность с другими библиотеками региона.

                     2. Структура и состав фонда

     2.1. Единый   фонд   библиотеки   состоит   из   различных  видов
отечественных и зарубежных изданий (учебной,  научной,  художественной
литературы  и  др.),  неопубликованных,  аудиовизуальных и электронных
документов, микроформ.
     2.2. Степень     устареваемости    основных    учебных    изданий
устанавливается по циклам дисциплин в соответствии  с  требованиями  к
обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального
образования,   утвержденными   заместителем    Министра    образования
Российской Федерации от 15.10.1999:
     общегуманитарные, социально-экономические   и    специальные    -
последние 5 лет;
     общепрофессиональные, естественнонаучные   и   математические   -
последние 10 лет.
     2.3. Примерная структура фонда:
     Основной фонд  - часть единого фонда,  включающая наиболее полное
собрание  отечественных  и  зарубежных  изданий   и   неопубликованных
документов на традиционных и электронных носителях по профилю ссуза.
     Подсобный фонд - часть  единого  фонда,  пользующаяся  наибольшим
спросом  читателей.  Создается  при  читальных  залах  и  абонементах.
Подсобный фонд может быть специализированным, состоящим из документов,
отобранных  из  основного  фонда  по  какому-либо  из признаков (виду,
тематике,  читательскому назначению).  К подсобному фонду  может  быть
организован открытый доступ.
     Учебный фонд - специализированный подсобный  фонд,  включающий  в
свой   состав   издания   независимо  от  их  вида  и  экземплярности,
предназначенные для  обеспечения  образовательного  процесса.  Учебный
фонд формируется в соответствии с учебными планами и программами ссуза
и нормами книгообеспеченности.

              3. Общие принципы и порядок комплектования

     3.1. Порядок формирования учебного фонда определяется  картотекой
книгообеспеченности   образовательного  процесса.  Картотека  содержит
информацию об  учебных  дисциплинах,  читаемых  в  ссузе;  контингенте
студентов   и   формах   их   обучения;   изданиях,   рекомендуемых  к
использованию  в  образовательном  процессе  по   каждой   дисциплине,
независимо  от вида документа;  коэффициенте книгообеспеченности и др.
Картотека  может  быть  организована  в  карточном   или   электронном
варианте.
     3.2. Учебные издания  и  документы  приобретаются  по  письменной
заявке   преподавателей   ссуза  с  указанием  названия  дисциплины  и
количества   студентов,   изучающих   ее.   Библиотека   имеет   право
корректировать   экземплярность   заказываемого   издания   исходя  из
обеспеченности  предмета  и  установленных  нормативов.   Предпочтение
отдается  учебным  изданиям,  имеющим  гриф  Министерства  образования
Российской Федерации,  и  других  федеральных  органов  исполнительной
власти Российской Федерации,  имеющих подведомственные образовательные
учреждения.
     3.3. Учебные   издания   и  документы  приобретаются  из  расчета
обеспечения  каждого  обучающегося  минимумом   обязательной   учебной
литературы  по  всем  циклам  дисциплин,  реализуемых образовательными
программами.  При  этом  объем  фонда  учебной  литературы  с   грифом
Минобразования  России  и  других  федеральных  органов исполнительной
власти Российской Федерации,  имеющих подведомственные образовательные
учреждения,  должен составлять по количеству названий не менее 60%  от
всего учебного библиотечного фонда.

------------------------------------------------------------------
|   Фонд основной    |        Циклы дисциплин        |Коэффициент|
| учебной литературы |                               |           |
|--------------------|-------------------------------|-----------|
|                    |Общие гуманитарные и социально-|    0,5    |
|                    |экономические дисциплины       |           |
|--------------------|-------------------------------|-----------|
|                    |Математические и общие естест- |    0,5    |
|                    |веннонаучные дисциплины        |           |
|--------------------|-------------------------------|-----------|
|                    |Общепрофессиональные дисциплины|    0,5    |
|--------------------|-------------------------------|-----------|
|                    |Специальные дисциплины         |    0,3    |
|--------------------|-------------------------------|-----------|
|Фонд дополнительной |По всем циклам дисциплин       | 0,1 - 0,2 |
|литературы          |                               |           |
------------------------------------------------------------------

     3.4. Научные  издания  и  другие  виды  документов  приобретаются
исходя  из  принципа  удовлетворения читательских запросов в читальных
залах.
     3.5. Издания и документы приобретаются на основе предварительного
заказа,   который   составляется   путем   просмотра   и   отбора   по
библиографическим источникам информации.
     3.6. Источниками  комплектования  фонда   являются   библиотечные
коллекторы,  книготорговые  и  книгоиздательские  организации,  фирмы,
частные лица, обменные фонды других библиотек, агентство "Роспечать" и
др.
     3.7. Все    издания    и    документы,    приобретенные    любыми
подразделениями   ссуза   за   бюджетные  или  внебюджетные  средства,
полученные в дар или по обмену, поступают в единый фонд библиотеки.

                  4. Исключение документов из фонда

     4.1. В  целях   повышения   эффективности   использования   фонда
систематически проводится анализ его использования.
     4.2. Библиотека совместно с  председателями  предметных  комиссий
ежегодно   просматривает   фонд  с  целью  выделения  малоиспользуемых
документов для их списания из фонда.
     4.3. Ветхие,  дефектные,  дублетные,  устаревшие  по содержанию и
утраченные  издания  и  документы  исключаются  из  фонда  в  порядке,
установленном  "Инструкцией об учете библиотечного фонда" Министерства
культуры  Российской  Федерации  от  02.12.1998  N  590   и   Приказом
Министерства образования Российской Федерации от 24.08.2000 N 2488 "Об
учете фонда библиотек образовательных учреждений".
     4.4. Проверка фонда библиотеки проводится систематически в сроки,
установленные письмом Министерства финансов Российской  Федерации  "Об
инвентаризации библиотечных фондов" от 04.11.1998 за N 16-00-16-198.