ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 2 ЧАСТИ ПЕРВОЙ И ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 232 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН Л.И. БАТИЩЕВА, Ю.А. ЕВГРАФОВА, О.В. ФРОЛОВА И А.В. ШМЕЛЕВА. Постановление. Конституционный Суд РФ. 04.03.03 2-П

            ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ
           ПУНКТА 2 ЧАСТИ ПЕРВОЙ И ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 232
            УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР В СВЯЗИ
          С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН Л.И. БАТИЩЕВА, Ю.А. ЕВГРАФОВА,
                     О.В. ФРОЛОВА И А.В. ШМЕЛЕВА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
 
                           4 марта 2003 г.
                                N 2-П
 
                                 (Д)


     Именем Российской Федерации

     Конституционный Суд    Российской     Федерации     в     составе
председательствующего А.Я.  Сливы,  судей Н.С.  Бондаря, Н.В. Витрука,
Г.А.  Гаджиева,  Ю.Д.  Рудкина,  В.Г.  Стрекозова,  О.И. Тиунова, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
     с участием  постоянного  представителя  Государственной  Думы   в
Конституционном Суде Российской Федерации В.В. Лазарева, представителя
Совета Федерации - члена Совета Федерации Ю.А. Шарандина, полномочного
представителя  Президента  Российской Федерации в Конституционном Суде
Российской Федерации М.А. Митюкова,
     руководствуясь статьями  125  (часть  4)  Конституции  Российской
Федерации,  пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи
3,  пунктом  3  части  второй  статьи  22,  статьями 36,  74,  96 и 97
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации",
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
положений пункта 2 части первой и части третьей статьи 232 УПК РСФСР.
     Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан Л.И. Батищева,
Ю.А.   Евграфова,   О.В.  Фролова  и  А.В.  Шмелева  на  нарушение  их
конституционных    прав    и     свобод     указанными     положениями
Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
     Учитывая, что все жалобы касаются  одного  и  того  же  предмета,
Конституционный  Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 48
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской   Федерации"   соединил   дела  по  этим  жалобам  в  одном
производстве.
     Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Г.  Ярославцева, объяснения
представителей Государственной Думы,  Совета  Федерации  и  Президента
Российской  Федерации,  заключение эксперта - доктора юридических наук
И.Б.    Михайловской,    выступления    приглашенных    в    заседание
представителей:  от  Верховного  Суда  Российской  Федерации  -  судьи
Верховного Суда Российской Федерации В.В.  Дорошкова,  от Генерального
прокурора    Российской   Федерации   -   Г.Н.   Родиной,   исследовав
представленные  документы  и  иные  материалы,   Конституционный   Суд
Российской Федерации

                              установил:

     1. Граждане  Л.И.  Батищев,  Ю.А.  Евграфов,  О.В.  Фролов и А.В.
Шмелев в своих жалобах  в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации
оспаривают  конституционность  положения  пункта 2 части первой статьи
232 УПК РСФСР, на основании которого их уголовные дела были направлены
судами  общей  юрисдикции для дополнительного расследования со ссылкой
на  допущенные  в  ходе  предварительного  расследования  существенные
нарушения уголовно-процессуального закона.  Кроме того,  граждане Ю.А.
Евграфов  и  А.В.  Шмелев  просят  проверить  конституционность  части
третьей  статьи 232 УПК РСФСР,  допускающей оставление ранее избранной
меры пресечения в  отношении  обвиняемого  при  направлении  дела  для
дополнительного расследования.
     Как следует  из  представленных  материалов,  в  ходе   судебного
разбирательства  по  делу  Л.И.  Батищева,  обвиняемого  в  совершении
преступлений,  предусмотренных пунктом "б" части третьей статьи 159  и
пунктами "а", "б" статьи 160 УК Российской Федерации, Южно-Сахалинский
городской суд вынес  определение  о  возвращении  дела  прокурору  для
дополнительного  расследования  в  связи с тем,  что в постановлении о
привлечении Л.И.  Батищева в качестве  обвиняемого  не  было  указано,
какие  конкретно  пункты  устава  акционерного  общества,  генеральным
директором которого он являлся,  были им нарушены,  а также  поскольку
обвиняемый  и  его  защитник  не были ознакомлены с материалами дела в
полном объеме.
     Определением судебной  коллегии по уголовным делам Архангельского
областного суда приговор в  отношении  О.В.  Фролова,  осужденного  по
обвинению  в  преступлении,  предусмотренном пунктом "б" части третьей
статьи 229 УК Российской Федерации,  был  отменен  и  дело  направлено
прокурору  для  дополнительного  расследования  на том основании,  что
ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела
и  составление  обвинительного  заключения  производились по истечении
срока  предварительного  следствия,  а  потому  не   имеют   правового
значения.   Суд  кассационной  инстанции  признал  также  существенным
нарушением уголовно-процессуального  закона  отклонение  судом  первой
инстанции    ходатайства   обвиняемого   о   проведении   стационарной
психиатрической экспертизы без его обсуждения в совещательной  комнате
и ходатайства о допуске в качестве защитника отца обвиняемого.
     Верховный Суд Республики Коми неоднократно  направлял  дело  Ю.А.
Евграфова  и  А.В.  Шмелева,  обвиняемых  в  совершении  преступлений,
предусмотренных частью второй статьи 163 и частью второй статьи 105 УК
Российской Федерации, для дополнительного расследования, мотивируя это
существенными   нарушениями   следователем    уголовно-процессуального
законодательства,  выразившимися  в  непринятии  решений по заявленным
обвиняемыми  ходатайствам   об   отводе   следователя   и   проведении
следственного  эксперимента,  а  также  в  нарушении  права  на защиту
обвиняемого А.В.  Шмелева,  которому участие адвоката было  обеспечено
уже   после   окончания  предварительного  расследования  -  на  этапе
ознакомления с материалами дела.  Кроме того,  суд признал необходимым
проведение  следственного эксперимента,  дополнительной экспертизы,  а
также ряда мероприятий по установлению и допросу новых свидетелей.
     При направлении  дел  заявителей для производства дополнительного
расследования суды,  руководствуясь  частью  третьей  статьи  232  УПК
РСФСР,  оставили  без  изменения  ранее избранные в отношении них меры
пресечения:  Л.И. Батищеву - подписку о невыезде, а О.В. Фролову, А.В.
Шмелеву и Ю.А. Евграфову - содержание под стражей.
     Оспаривая конституционность положений пункта  2  части  первой  и
части  третьей  статьи  232  УПК  РСФСР,  заявители утверждают,  что в
результате применения  указанных  положений  их  уголовные  дела  были
необоснованно  направлены прокурору для дополнительного расследования,
чем нарушаются гарантируемые статьями 46 (части 1 и  2),  49,  52,  55
(часть 3),  118 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации права
и свободы человека и гражданина.
     2. Отдельные  положения  Уголовно-процессуального  кодекса РСФСР,
регламентирующие основания и порядок направления уголовного  дела  для
дополнительного   расследования,   уже   были  предметом  рассмотрения
Конституционного   Суда    Российской    Федерации.    В    частности,
Постановлением  от  20  апреля  1999 года признаны не соответствующими
Конституции Российской Федерации положения пунктов 1 и 3 части  первой
статьи 232 и части первой статьи 258 УПК РСФСР, как возлагающие на суд
обязанность  по  собственной  инициативе  возвращать  уголовное   дело
прокурору  в  случае  не  восполнимой  в  судебном заседании неполноты
расследования,  а  также  при  наличии  оснований   для   предъявления
обвиняемому другого обвинения либо изменения обвинения на более тяжкое
или  существенно  отличающееся  по  фактическим   обстоятельствам   от
обвинения, содержащегося в обвинительном заключении.
     Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела,  направление
прокурору уголовных дел граждан Л.И.  Батищева,  Ю.А. Евграфова и А.В.
Шмелева в порядке пункта 2 части первой статьи 232 УПК РСФСР, согласно
которому   судья  при  рассмотрении  вопроса  о  назначении  судебного
заседания направляет уголовное дело для дополнительного  расследования
в   случае  существенного  нарушения  уголовно-процессуального  закона
органами дознания или предварительного следствия, суды обосновывали, в
частности,   необходимостью   проведения  дополнительных  следственных
действий   (следственного    эксперимента,    повторной    экспертизы,
установления и допроса новых свидетелей).
     Инициировав тем самым продолжение  следственной  деятельности  по
обоснованию   обвинения,   суды,   по  сути,  исходили  из  того,  что
необходимые и достаточные доказательства,  непосредственно  касающиеся
существа обвинения,  отсутствуют, аналогично тому, как это имеет место
в случае не восполнимой в судебном заседании  неполноты  расследования
(пункт 1 части первой статьи 232 УПК РСФСР).  Между тем принятие судом
по   собственной   инициативе   решения   о   возвращении   дела   для
дополнительного  расследования  в  таких случаях фактически приводит к
осуществлению судом несвойственной ему обвинительной  функции.  Данная
правовая  позиция,  изложенная в Постановлении от 20 апреля 1999 года,
была распространена  Конституционным  Судом  Российской  Федерации  на
пункт  2  части первой статьи 232 УПК РСФСР - в той части,  в какой он
возлагает на суд  обязанность  по  собственной  инициативе  возвращать
уголовное дело прокурору в случае признания доказательств,  полученных
органами  дознания  или  предварительного   следствия   с   нарушением
уголовно-процессуального  закона,  не имеющими юридической силы,  если
такое признание влечет не восполнимую в судебном  заседании  неполноту
расследования.
     В Определении от 3 февраля 2000 года  по  жалобе  гражданки  Л.Ю.
Берзиной Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что
пункт 2 части первой статьи 232  УПК  РСФСР  в  указанной  части,  как
содержащий положение, аналогичное ранее признанным не соответствующими
Конституции  Российской  Федерации,  не  подлежит  применению  судами,
другими  органами и должностными лицами.  В силу пункта 3 части первой
статьи  43  и  статьи  68  Федерального  конституционного  закона   "О
Конституционном Суде Российской Федерации" это является основанием для
прекращения производства по настоящему делу в данной части.
     Следовательно, предметом   рассмотрения   Конституционного   Суда
Российской  Федерации  по  настоящему  делу  являются  взаимосвязанные
положения, содержащиеся в пункте 2 части первой статьи 232 УПК РСФСР -
в  части,  допускающей  возвращение  уголовного  дела  прокурору   для
устранения  существенных  нарушений  уголовно-процессуального  закона,
если это не связано с восполнением неполноты расследования,  а также в
части   третьей   той  же  статьи,  на  основании  которой  судья  при
направлении дела для дополнительного расследования разрешает вопрос  о
мере пресечения в отношении обвиняемого.
     3. Согласно статьям 118 (части 1 и 2) и 123 (часть 3) Конституции
Российской  Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется
только  судом,  который  осуществляет  судебную   власть   посредством
конституционного,   гражданского,   административного   и   уголовного
судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.
     Применительно к  уголовному  судопроизводству это означает прежде
всего строгое разграничение судебной функции разрешения дела и функции
обвинения,  каждая из которых возлагается на соответствующие субъекты.
Возбуждение уголовного преследования,  формулирование обвинения и  его
поддержание  перед судом обеспечивается указанными в законе органами и
должностными лицами,  а в  предусмотренных  законом  случаях  -  также
потерпевшими.  Возложение  же  на суд обязанности в той или иной форме
осуществлять функцию обвинения не согласуется  с  предписанием  статьи
123   (часть   3)  Конституции  Российской  Федерации  и  препятствует
независимому и беспристрастному  осуществлению  правосудия,  как  того
требуют  статья 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации и нормы
ратифицированных  Российской  Федерацией  международных  договоров   -
Конвенции  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод (статья 6) и
Международного пакта о гражданских  и  политических  правах  (пункт  1
статьи 14).
     Кроме того,  конституционные  принципы  правосудия   предполагают
неукоснительное  следование  процедуре  уголовного преследования,  что
гарантирует  соблюдение  процессуальных  прав  участников   уголовного
судопроизводства.  Поэтому  в  случае  выявления  допущенных  органами
дознания или предварительного следствия процессуальных нарушений  суд,
самостоятельно   осуществляя   правосудие   (статья   120  Конституции
Российской   Федерации),   вправе   принимать   в    соответствии    с
уголовно-процессуальным   законом   меры  по  их  устранению  с  целью
восстановления нарушенных прав, что позволяет всесторонне и объективно
рассмотреть  дело по существу.  Тем самым обеспечивается право каждого
на судебную защиту его прав и свобод (статья 46 Конституции Российской
Федерации)  и  право потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию
причиненного ущерба (статья 52 Конституции Российской Федерации).
     4. Основанием  для  возвращения  прокурору  уголовных дел граждан
Л.И. Батищева, Ю.А. Евграфова, О.В. Фролова и А.В. Шмелева послужили и
допущенные   органами   предварительного   расследования  существенные
нарушения  уголовно-процессуального  закона,  которые  не  могли  быть
исправлены в ходе судебного разбирательства.
     Существенное процессуальное нарушение является  препятствием  для
рассмотрения  дела,  которое  суд  не может устранить самостоятельно и
которое,  как повлекшее лишение или  стеснение  гарантируемых  законом
прав  участников  уголовного  судопроизводства,  исключает возможность
постановления законного и  обоснованного  приговора  и  фактически  не
позволяет суду реализовать возложенную на него Конституцией Российской
Федерации функцию осуществления правосудия.
     Такие процессуальные   нарушения   не   касаются  ни  фактических
обстоятельств,  ни вопросов квалификации действий и доказанности  вины
обвиняемых,   а   их   устранение  не  предполагает  дополнение  ранее
предъявленного обвинения.  Направляя в  этих  случаях  уголовное  дело
прокурору,  суд не подменяет сторону обвинения, - он лишь указывает на
выявленные  нарушения,  ущемляющие  процессуальные  права   участников
уголовного судопроизводства, требуя их восстановления.
     Возвращение уголовного  дела  прокурору  имеет  целью  приведение
процедуры    предварительного    расследования    в   соответствие   с
требованиями,  установленными в  уголовно-процессуальном  законе,  что
дает    возможность    после    устранения   выявленных   существенных
процессуальных нарушений вновь направить дело в суд  для  рассмотрения
по   существу   и   принятия   решения.   Тем   самым   обеспечиваются
гарантированные Конституцией Российской Федерации право обвиняемого на
судебную  защиту  и  право  потерпевшего  на  доступ  к  правосудию  и
компенсацию причиненного ущерба (статьи 46 и 52).
     Таким образом,  пункт  2  части первой статьи 232 УПК РСФСР в той
части,  в какой он допускает возвращение уголовного дела прокурору для
устранения  существенных  нарушений  уголовно-процессуального  закона,
если это не связано с восполнением неполноты  произведенного  дознания
или предварительного следствия, не противоречит Конституции Российской
Федерации.
     5. Конституция Российской Федерации,  гарантируя каждому право на
свободу и личную неприкосновенность (статья 22, часть 1), вместе с тем
предусматривает  и  возможность  его ограничения федеральным законом в
той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны  и  безопасности  государства  (статья  55,
часть  3).  Меры  пресечения  служат указанным конституционно значимым
целям,  если они направлены на воспрепятствование обвиняемому  в  том,
чтобы  он  мог  скрыться  от  следствия и суда,  помешать установлению
истины по уголовному делу или продолжить преступную деятельность.  При
этом  избыточное  или  не ограниченное по продолжительности применение
мер,  связанных с ограничением прав, гарантированных статьей 22 (часть
1)   Конституции   Российской   Федерации   и   пунктом  3  статьи  14
Международного пакта о гражданских и политических правах, недопустимо,
а решение об избрании меры пресечения, включая заключение под стражу и
подписку  о  невыезде,  может  быть  вынесено   только   при   условии
подтверждения достаточными данными,  устанавливаемыми в соответствии с
уголовно-процессуальным законом, оснований ее применения.
     Такая правовая  позиция выражена Конституционным Судом Российской
Федерации в Постановлении от 13 июня 1996  года  по  делу  о  проверке
конституционности   части  пятой  статьи  97  УПК  РСФСР,  а  также  в
официально опубликованных определениях от 25 декабря 1998 года по делу
о  проверке конституционности частей четвертой,  пятой и шестой статьи
97 УПК РСФСР,  от 8 октября 1999  года  по  жалобам  ряда  граждан  на
нарушение их конституционных прав статьями 89,  91 и 96 УПК РСФСР и от
15  мая  2002  года  по  жалобам  ряда   граждан   на   нарушение   их
конституционных прав частью седьмой статьи 239.1 УПК РСФСР.
     Кроме того,  поскольку в ходе  производства  в  судебных  стадиях
уголовного  процесса  именно  суд  является  тем единственным органом,
который  вправе   принимать   обязательные   решения,   обеспечивающие
дальнейшее движение дела и определяющие права и обязанности участников
уголовного судопроизводства,  наделение  суда  полномочием  применять,
изменять  или  отменять  в  отношении  обвиняемого  меру пресечения не
выходит за рамки возлагаемой на суд функции правосудия  (Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 1998 года по делу
о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464  УПК
РСФСР).
     Часть третья  статьи  232  УПК  РСФСР  не   содержит   каких-либо
положений,  которые  противоречили  бы  данному  Конституционным Судом
Российской Федерации истолкованию оснований и порядка  применения  мер
пресечения  и  наделяли  суд  как орган правосудия несвойственными ему
полномочиями, позволяющими применять меры пресечения в каких-либо иных
целях,   нежели  предусмотренные  уголовно-процессуальным  законом,  и
предопределять его отношение к основному вопросу -  о  виновности  или
невиновности обвиняемого в инкриминируемом ему деянии.
     Таким образом,  часть третья статьи 232 УПК РСФСР,  на  основании
которой  судья  при  направлении  уголовного  дела для дополнительного
расследования  разрешает  вопрос  о  мере   пресечения   в   отношении
обвиняемого, не противоречит Конституции Российской Федерации.
     Исходя из изложенного и руководствуясь  пунктом  3  части  первой
статьи 43, статьей 68, частями первой и второй статьи 71, статьями 72,
75 и 79 Федерального конституционного закона "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                             постановил:

     1. Признать  не  противоречащими Конституции Российской Федерации
пункт 2 части  первой  статьи  232  УПК  РСФСР  в  части,  допускающей
возвращение  уголовного  дела  прокурору  для  устранения существенных
нарушений уголовно-процессуального  закона,  если  это  не  связано  с
восполнением  неполноты  произведенного  дознания или предварительного
следствия,  а также часть третью статьи 232 УПК  РСФСР,  на  основании
которой  суд  при  направлении  уголовного  дела  для  дополнительного
расследования  разрешает  вопрос  о  мере   пресечения   в   отношении
обвиняемого.
     2. Прекратить производство по настоящему делу в части, касающейся
проверки  конституционности пункта 2 части первой статьи 232 УПК РСФСР
в той части,  в какой  он  возлагает  на  суд  обязанность  направлять
уголовное   дело   для  дополнительного  расследования  в  случаях  не
восполнимой в судебном заседании  неполноты  расследования,  поскольку
этот  вопрос  получил  разрешение  в  сохраняющих  свою  силу решениях
Конституционного Суда Российской Федерации.
     3. Согласно   частям  первой  и  второй  статьи  79  Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации"
настоящее   Постановление   окончательно,   не  подлежит  обжалованию,
вступает   в   силу   немедленно   после   провозглашения,   действует
непосредственно   и   не  требует  подтверждения  другими  органами  и
должностными лицами.
     4. Согласно  статье  78  Федерального  конституционного закона "О
Конституционном Суде  Российской  Федерации"  настоящее  Постановление
подлежит  незамедлительному  опубликованию  в  "Российской  газете"  и
"Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно
быть  опубликовано  также в "Вестнике Конституционного Суда Российской
Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации

4 марта 2003 г.
N 2-П