О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ВЫБОРУ ВИДА ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА ЗАКОНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО) ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ Ф. Постановление. Центральная избирательная комиссия РФ. 25.12.02 167/1419-3


Страницы: 1  2  



                     О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
                   ПО ВЫБОРУ ВИДА ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ
             ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА
            ЗАКОНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ
            ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО)
                ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ

                          25 декабря 2002 г.
                             N 167/1419-3

                                 (Д)


     На основании статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" от 12  июня  2002  г.  N  67-ФЗ  Центральная  избирательная
комиссия Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить   Методические   рекомендации   по    выбору    вида
пропорциональной  избирательной  системы при подготовке проекта закона
субъекта Российской Федерации  о  выборах  депутатов  законодательного
(представительного)  органа государственной власти субъекта Российской
Федерации (прилагаются).
     2. Направить  Методические  рекомендации в избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации для использования в работе.
     3. Опубликовать   настоящее   Постановление  в  журнале  "Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
                                                          А.А.ВЕШНЯКОВ

Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
                                                          Н.А.КУЛЯСОВА


                                                            Утверждены

                                                        Постановлением
                                             Центральной избирательной
                                         комиссии Российской Федерации
                                                 от 25 декабря 2002 г.
                                                          N 167/1419-3

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
                   ПО ВЫБОРУ ВИДА ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ
             ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА
            ЗАКОНА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ
            ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО)
                ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     В соответствии  с  пунктом 16 статьи 35 Федерального закона от 12
июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на  участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации"  (далее -
Федеральный  закон)  не  менее   половины   депутатских   мандатов   в
законодательном   (представительном)   органе  государственной  власти
субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются
между  списками кандидатов,  выдвинутыми избирательными объединениями,
избирательными блоками,  пропорционально  числу  голосов  избирателей,
полученных  каждым из списков кандидатов.  Законом субъекта Российской
Федерации может предусматриваться необходимый  для  допуска  к  такому
распределению   депутатских   мандатов   минимальный  процент  голосов
избирателей,  полученных  списком  кандидатов.  При  этом  минимальный
процент  голосов  избирателей должен устанавливаться с таким расчетом,
чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух
списков  кандидатов,  получивших  в  совокупности  более  50 процентов
голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
     Пунктом 5  статьи  80  Федерального  закона  установлен  срок для
приведения   законодательства   субъекта   Российской   Федерации    в
соответствие с вышеуказанной нормой - до 14 июля 2003 года.
     Федеральный закон не устанавливает какого-либо  конкретного  вида
(типа)   смешанной   (пропорциональной)   избирательной   системы,   в
соответствии   с   которой   должны   проводиться   выборы   депутатов
законодательных   (представительных)  органов  государственной  власти
субъектов Российской Федерации.
     Настоящие Методические  рекомендации  подготовлены с учетом того,
что  закон  субъекта  Российской   Федерации   о   выборах   депутатов
законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти
субъекта Российской  Федерации  (далее  -  закон  субъекта  Российской
Федерации)  может предусматривать применение одного из множества видов
пропорциональных избирательных систем.
     Изложенные в   Федеральном   законе   избирательные   правила   и
процедуры,  связанные с образованием избирательных блоков, выдвижением
списков    кандидатов,   проведением   избирательными   объединениями,
избирательными блоками,  выдвинувшими списки кандидатов,  предвыборной
агитации,  финансирования  избирательных  кампаний  этих избирательных
объединений,  избирательных  блоков,   рассматриваются   в   настоящих
Методических  рекомендациях  в той мере,  в которой это необходимо для
раскрытия основных новелл Федерального закона применительно к  выборам
по пропорциональной избирательной системе.
     В Приложениях к настоящим Методическим  рекомендациям  приводятся
варианты  нормативного  регулирования отдельных вопросов,  возникающих
при  внесении  в  законодательство  субъекта  Российской  Федерации  о
выборах     норм     об     избрании     депутатов    законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта  Российской
Федерации по пропорциональной избирательной системе.
     Настоящие Методические  рекомендации   направлены   на   оказание
методической  помощи органам законодательной (представительной) власти
субъектов  Российской   Федерации,   избирательным   комиссиям,   иным
субъектам  права  законодательной  инициативы  в  субъектах Российской
Федерации,  участвующим  в   приведении   законодательства   субъектов
Российской Федерации о выборах в соответствие с Федеральным законом.

                    1. ЧИСЛО ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ,
              РАСПРЕДЕЛЯЕМЫХ ПО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

     В Федеральном законе не указывается абсолютное число  депутатских
мандатов, распределяемых по пропорциональной системе. Конкретное число
распределяемых  по  пропорциональной  системе   депутатских   мандатов
определяется  субъектом Российской Федерации самостоятельно.  При этом
следует руководствоваться  тем,  что  указанное  распределение  должно
осуществляться  пропорционально числу голосов избирателей,  полученных
каждым из списков кандидатов.  При малом  числе  депутатских  мандатов
высока   вероятность   возникновения   ситуации,   когда   два  списка
кандидатов,  за  один  из  которых  проголосовало  существенно  больше
избирателей,   чем   за  другой,  получают  равное  число  депутатских
мандатов,   что   может   поставить   под   сомнение    сам    принцип
пропорциональности  такого  распределения  мандатов и,  следовательно,
соблюдение пункта 16 статьи 35 Федерального закона.
     Пример.
     Предположим, что было зарегистрировано пять списков кандидатов  и
голоса избирателей распределились следующим образом:

------------------------------------------------------------------
|Список|     Процент голосов (от проголосовавших за списки)      |
|------|---------------------------------------------------------|
|  А   |                           43                            |
|------|---------------------------------------------------------|
|  Б   |                           27                            |
|------|---------------------------------------------------------|
|  В   |                           14                            |
|------|---------------------------------------------------------|
|  Г   |                           10                            |
|------|---------------------------------------------------------|
|  Д   |                            6                            |
------------------------------------------------------------------

     В соответствии  с  методом  наибольших  остатков (см.  раздел 3.2
настоящих   Рекомендаций)   в   зависимости   от    числа    мандатов,
распределяемых  по пропорциональной системе,  результаты выборов будут
выглядеть так:

------------------------------------------------------------------------
|Список|%      |                   Число мандатов                      |
|      |голосов|-------------------------------------------------------|
|      |       | 5 мандатов |итог| 10 мандатов |итог| 20 мандатов |итог|
|------|-------|------------|----|-------------|----|-------------|----|
|А     |43     |43 x 5 / 100|2   |43 x 10 / 100|4   |43 x 20 / 100|9   |
|      |       |= 2,15      |    |= 4,3        |    |= 8,6        |    |
|------|-------|------------|----|-------------|----|-------------|----|
|Б     |27     |27 x 5 / 100|1   |27 x 10 / 100|3   |27 x 20 / 100|5   |
|      |       |= 1,35      |    |= 2,7        |    |= 5,4        |    |
|------|-------|------------|----|-------------|----|-------------|----|
|В     |14     |14 x 5 / 100|1   |14 x 10 / 100|1   |14 x 20 / 100|3   |
|      |       |= 0,7       |    |= 1,4        |    |= 2,8        |    |
|------|-------|------------|----|-------------|----|-------------|----|
|Г     |10     |10 x 5 / 100|1   |10 x 10 / 100|1   |10 x 20 / 100|2   |
|      |       |= 0,5       |    |= 1          |    |= 2          |    |
|------|-------|------------|----|-------------|----|-------------|----|
|Д     |6      |6 x 5 / 100 |0   |6 x 10 / 100 |1   |6 x 20 / 100 |1   |
|      |       |= 0,3       |    |= 0,6        |    |= 1,2        |    |
------------------------------------------------------------------------

     Из приведенного примера видно,  что  в  случае  распределения  по
пропорциональной системе пяти мандатов списки Б и Г будут представлены
равным числом депутатов, хотя за первый из них проголосовало в 2,7 раз
больше  избирателей,  чем  за  второй.  В  случае распределения десяти
мандатов равным числом депутатов будут представлены списки В и Д, хотя
за список Д проголосовало в 2,3 раза меньше избирателей, чем за список
В.
     Подобные ситуации    уже    возникали    на   выборах   депутатов
законодательных  (представительных)  органов  государственной   власти
субъектов Российской Федерации.  Так, по результатам выборов депутатов
Калининградской областной Думы,  проходивших 5 ноября 2000  года,  все
избирательные   объединения,   избирательные   блоки,   допущенные   к
распределению депутатских мандатов,  получили равное представительство
(по 1 мандату), хотя доля голосов избирателей, поданных за эти списки,
колебалась от 11,29 до 16,34 процентов.
     Таким образом,  рекомендуется,  чтобы число депутатских мандатов,
распределяемых по пропорциональной системе,  составляло не  менее  20.
Если  же  численность  депутатов  законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации  невелика,
а  ее  увеличение  по  каким-либо  причинам  окажется невозможным,  то
рекомендуется не применять смешанную систему,  а избирать весь  состав
указанного органа по пропорциональной системе.

            2. ВИДЫ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

                   2.1. Закрытые и открытые списки

     В Российской  Федерации на выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации и депутатов законодательных
(представительных)  органов государственной власти некоторых субъектов
Российской  Федерации   применяется   пропорциональная   избирательная
система  закрытых списков (в литературе такие списки иногда называются
также  связанными,  жесткими),   при   которой   избиратель   голосует
исключительно  за  список  кандидатов  в  целом.  Кандидаты  в  списке
располагаются  в  порядке,  определенном  избирательным  объединением,
избирательным   блоком   при   выдвижении  списка,  и  именно  в  этой
последовательности происходит распределение мандатов внутри списка.
     Главным недостатком  этой  системы  считается  невозможность  для
рядового избирателя повлиять на распределение мандатов  внутри  списка
кандидатов  и  как  результат  - слабая связь депутатов,  избранных по
спискам,  с  избирателями.  Система  закрытых   списков   способствует
прохождению   в   представительный   орган  кандидатов,  не  известных
избирателям, за счет авторитета кандидатов, стоящих в начале списка. В
определенной мере решает эту проблему,  делает список кандидатов более
"прозрачным"  для  избирателя,  способствует  их  осознанному   выбору
разделение закрытого списка кандидатов на региональные части.
     При применении пропорциональной  избирательной  системы  открытых
списков  (в  литературе  такие  списки  называются  также  свободными,
гибкими) избирательное объединение,  избирательный блок так же,  как и
при системе закрытых списков, своим решением устанавливает очередность
кандидатов  в  списке.  Однако  любой  избиратель  вправе  не   только
голосовать за определенный список кандидатов, выдвинутый избирательным
объединением,  избирательным блоком,  но  и  выражать  предпочтение  в
отношении  одного  либо  нескольких (в зависимости от того,  сколькими
голосами наделит его закон субъекта Российской  Федерации)  кандидатов
из списка, что в той или иной мере, в зависимости от выбранной законом
субъекта  Российской  Федерации  системы   распределения   депутатских
мандатов внутри списка кандидатов (см. раздел 4), определяет получение
депутатского мандата конкретным  кандидатом  из  списка.  На  практике
система  открытых  списков  позволит  депутатам,  ранее избиравшимся в
одномандатных  мажоритарных  избирательных  округах,  рассчитывать  на
поддержку  избирателей  этих  округов  даже  в  случае изменения схемы
избирательных округов.
     Выбирая между  открытыми и закрытыми списками,  следует учитывать
опыт ряда регионов Российской Федерации,  где  проведение  выборов  по
пропорциональной  избирательной  системе с закрытыми списками повлекло
высокий процент протестного голосования.  Так,  на  выборах  депутатов
Калининградской  областной  Думы,  проходивших  5  ноября  2000 года с
использованием системы  закрытых  списков,  относительное  большинство
избирателей,  голосовавших  по общерегиональному избирательному округу
(20,59%),  проголосовало против всех списков кандидатов,  а за список,
получивший  наибольшее число голосов избирателей,  проголосовало 16,34
процента.  Высоким  оказалось  число  голосов,  поданных  против  всех
списков  кандидатов,  и  на  выборах  депутатов  Псковского областного
Собрания депутатов, проходивших 31 марта 2002 года (17,29%).
     О предпочтительности системы открытых списков свидетельствует то,
что на выборах в Сейм Литовской Республики в 2000 году после  перехода
на  избирательную  систему открытых списков явка избирателей оказалась
более чем на 10 процентов выше прогнозируемой.  Показательным является
и  такой пример.  На выборах в Сейм Литовской Республики партии вправе
"закрыть" свои списки.  Единственная партия ("Союз  Центра"),  которая
"закрыла"  свой  список на выборах в 2000 году,  потеряла значительное
число своих сторонников и не была допущена к распределению депутатских
мандатов.
     Система открытых списков  применяется  на  выборах  в  парламенты
Австрии, Латвии, Польши, Чехии и других стран.
     Таким образом,    для    выборов    депутатов    законодательного
(представительного)  органа государственной власти субъекта Российской
Федерации по пропорциональной системе рекомендуется применять  систему
открытых  списков.  Если  применяется  система закрытых списков,  то в
законе  субъекта  Российской  Федерации  целесообразно   предусмотреть
требование  о  разделении списка кандидатов на региональные части (см.
раздел 2.2).

                  2.2. Возможность разделения списка
                   кандидатов на региональные части

     Необходимость разделения   федеральных   списков   кандидатов  на
региональные группы,  соответствующие одному или нескольким  субъектам
Российской  Федерации,  установлена  Федеральным законом от 20 декабря
2002  г.  N  175-ФЗ  "О   выборах   депутатов   Государственной   Думы
Федерального  Собрания Российской Федерации" (пункт 8 статьи 40).  Эта
норма ставит получение депутатского мандата кандидатом из той или иной
региональной  группы  в  зависимость  от уровня поддержки избирателями
политической   партии,   избирательного   блока   на   соответствующей
территории.
     Федеральный закон не  устанавливает  аналогичные  требования  для
списков    кандидатов    на    выборах    депутатов    законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
     Вместе с тем для того,  чтобы сделать закрытые списки  кандидатов
более  "прозрачными"  для  избирателей,  целесообразно разделить их на
региональные  части.  Это  означает,  что  избирательное  объединение,
избирательный   блок,   выдвигая   список  кандидатов,  разбивает  его
полностью или частично на региональные части,  соответствующие  одному
или  нескольким одномандатным избирательным округам,  образованным для
проведения  выборов  депутатов  законодательного   (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
     Число региональных частей рекомендуется установить на  уровне  не
менее трети от числа одномандатных избирательных округов.
     При применении   системы   закрытых   списков,   разделенных   на
региональные     части,     представляется     необходимым    введение
общесубъектовой  (общереспубликанской,   общекраевой,   общеобластной,
общеокружной)   части   списка,   включающей  в  себя  не  более  трех
кандидатов.  Потребность максимально использовать личностный потенциал
партийных   лидеров,   что   соответствует  и  общемировым  тенденциям
восприятия избирателями партий прежде всего через их  лидеров,  должна
быть  ограничена  определенными  рамками  с  тем,  чтобы распределение
депутатских  мандатов  внутри   списка   зависело   и   от   поддержки
избирателей.
     В положении о разделении списка кандидатов на региональные  части
следует учитывать существующую систему избирательных комиссий, чтобы в
дальнейшем можно было производить подсчет голосов, поданных на той или
иной территории за конкретную региональную часть.
     Кроме того,  следует  иметь  в  виду,  что  для  голосования   по
партийным  спискам  в каждом одномандатном избирательном округе должен
будет  изготавливаться   свой   комплект   избирательных   бюллетеней,
отличающихся по тексту от бюллетеней,  изготовленных для голосования в
других одномандатных избирательных округах.
     Если применяется  система  открытых  списков,  внесение  в  закон
субъекта Российской Федерации положения о разделении списка кандидатов
на региональные части нецелесообразно,  поскольку тогда ограничивается
право  граждан  выбрать  кандидата  из  всего  представленного  списка
кандидатов избирательного объединения, избирательного блока.
     Таким образом,  в  случае  применения  системы  закрытых  списков
рекомендуется разделение списков кандидатов на региональные части.

                    2.3. Число кандидатов в списке

     При использовании  смешанной  избирательной системы,  при которой
возможно  выдвижение  кандидата   одним   и   тем   же   избирательным
объединением,   избирательным  блоком  одновременно  по  мажоритарному
избирательному округу и в составе списка кандидатов (пункт 9 статьи 32
Федерального закона),  уже на этапе распределения депутатских мандатов
может оказаться,  что  значительная  часть  кандидатов,  выдвинутых  в
составе  списка  кандидатов,  избрана в мажоритарных округах.  В таком
случае   соответствующий   список   может   оказаться   допущенным   к
распределению   депутатских  мандатов  в  таком  составе,  численность
которого  окажется  недостаточной  для  замещения   всех   депутатских
мандатов, причитающихся соответствующему списку.
     Кроме того,  устанавливая требование к  количеству  кандидатов  в
списке,  следует  учитывать  и  возможность  выбытия  в  течение срока
полномочий  законодательного  (представительного)  органа   депутатов,
избранных  по  пропорциональной  системе  (по собственному желанию,  в
связи с занятием должности,  не совместимой со  статусом  депутата,  в
связи со смертью и по другим причинам).  В этих случаях освободившийся
депутатский мандат должен передаваться кандидату из того же списка, не
получившему  мандат  при  первоначальном  распределении  (кому  именно
достанется мандат,  зависит от вида избирательной  системы).  Если  же
окажется,  что таких кандидатов нет,  освободившиеся мандаты останутся
вакантными до следующих выборов.  Это может привести к тому, что орган
государственной  власти  останется  в  неправомочном  составе и должны
будут досрочно проводиться новые основные выборы.
     Таким образом,     законом    субъекта    Российской    Федерации
рекомендуется устанавливать,  что число кандидатов в выдвинутом списке
в  любом  случае  не  может  быть  менее  числа  депутатских мандатов,
распределяемых по пропорциональной системе,  и не может превышать  это
число более чем в 1,5 - 2 раза.

                 2.4. Форма избирательного бюллетеня

     Статья 63   Федерального  закона  содержит  перечень  требований,
предъявляемых к форме избирательного бюллетеня.  Так, в соответствии с
пунктами  6,  8  и  16  указанной  статьи в избирательном бюллетене по
единому избирательному  округу  размещаются  в  порядке,  определяемом
жеребьевкой,    краткие    наименования   избирательных   объединений,
избирательных блоков,  а также фамилии,  имена,  отчества не менее чем
первых   трех   кандидатов  из  списка  и  (или)  его  соответствующей
региональной части и символы избирательных объединений,  избирательных
блоков    (в   одноцветном   исполнении).   Справа   от   наименования
избирательного объединения,  избирательного  блока  должен  помещаться
пустой   квадрат.   В   конце   перечня   наименований   избирательных
объединений,  избирательных  блоков  помещается  строка  "Против  всех
списков кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. На
лицевой стороне всех избирательных бюллетеней,  полученных  участковой
избирательной  комиссией,  в правом верхнем углу ставятся подписи двух
членов участковой  комиссии,  которые  заверяются  печатью  участковой
комиссии. Исходя из требований пункта 4 статьи 63 и пункта 3 статьи 68
Федерального   закона   необходимые    сведения    об    избирательных
объединениях,  избирательных  блоках,  кандидатах  из списков не могут
быть размещены на оборотной стороне избирательного бюллетеня.
     При применении    системы    закрытых    списков   не   требуется
дополнительных нормативных требований,  чтобы изготовить избирательный
бюллетень для голосования по единому избирательному округу.
     При применении системы открытых списков  избирательный  бюллетень
должен  содержать  наименования  и  символы избирательных объединений,
избирательных блоков, а также может содержать фамилии, имена, отчества
всех  кандидатов  из  каждого  списка  кандидатов  и квадраты напротив
данных о каждом кандидате.  Вместе с тем следует учитывать,  что  даже
если   число  замещаемых  по  пропорциональной  избирательной  системе
мандатов невелико,  может  быть  выдвинуто  такое  количество  списков
кандидатов,   что  окажется  невозможным  разместить  всю  необходимую
информацию на лицевой стороне одного листа.
     В связи   с   этим   в   законе   субъекта  Российской  Федерации
рекомендуется дополнительно установить,  что в избирательном бюллетене
должна  помещаться строка "Из отмеченного списка кандидатов голосую за
кандидата N" с расположенным справа  от  нее  пустым  прямоугольником.
Соответственно,  голосуя по единому избирательному округу,  избиратель
вносит в избирательный бюллетень любой знак в квадрат,  относящийся  к
списку  кандидатов,  в  пользу  которого  сделан  выбор,  а  также (по
желанию) проставляет номер кандидата  из  соответствующего  списка,  в
пользу   которого   сделан  выбор,  в  вышеуказанный  прямоугольник  в
избирательном бюллетене.  Если  избиратель  наделен  законом  субъекта
Российской Федерации не одним,  а несколькими голосами, то число таких
прямоугольников должно  быть  равно  числу  голосов,  которым  наделен
избиратель.
     С целью    обеспечения    избирателей    возможностью    детально
ознакомиться  со  списками  кандидатов  и  найти порядковый номер того
кандидата,  за  которого  они  хотят  проголосовать,  закон   субъекта
Российской Федерации должен предусматривать, что в каждой кабине (ином
специально оборудованном месте) для  тайного  голосования  размещаются
зарегистрированные   избирательной   комиссией   субъекта   Российской
Федерации списки кандидатов.
     Образец избирательного  бюллетеня  для  выборов  по избирательной
системе открытых списков дан в Приложении 3 к настоящим Рекомендациям.
     Федеральный закон предусматривает,  что в избирательном бюллетене
после кратких наименований  избирательных  объединений,  избирательных
блоков  должны  быть размещены фамилии,  имена,  отчества не менее чем
первых  трех  кандидатов  из  списка  и  (или)   его   соответствующей
региональной   части.  В  то  же  время  законом  субъекта  Российской
Федерации   может   быть   предусмотрено,   что   при   малом    числе
зарегистрированных  списков кандидатов избирательная комиссия субъекта
Российской Федерации при утверждении  формы  избирательного  бюллетеня
вправе указывать и большее количество фамилий кандидатов, выдвинутых в
составе списков.  При этом должен соблюдаться равный  подход  ко  всем
избирательным объединениям, избирательным блокам.

                3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ
                      МЕЖДУ СПИСКАМИ КАНДИДАТОВ

                      3.1. Заградительный пункт

     Во избежание излишней политической раздробленности  парламента  в
ряде  стран  при  проведении выборов с использованием пропорциональной
избирательной системы применяют заградительный  пункт  или  барьер,  -
установленный  законом о выборах минимальный процент голосов от общего
числа  проголосовавших  избирателей,  который  должен  набрать  список
кандидатов для того, чтобы быть допущенным к распределению депутатских
мандатов.  Так,  заградительные пункты устанавливались на  уровнях:  в
Израиле  - 1 процент;  в Испании и Румынии - 3 процента;  в Болгарии и
Украине - 4 процента;  в  Германии  -  5  процентов;  в  Турции  -  10
процентов; в Греции - 17 процентов.
     В то же время установление заградительного пункта на произвольном
уровне  не  может  быть  признано  оправданным.  В  этой связи следует
учитывать зарубежный опыт применения смешанной избирательной системы в
субъектах  Федерации.  Так,  при  отсутствии  в  Конституции ФРГ норм,
регулирующих порядок проведения выборов, в том числе и региональных, и
при  наличии  в  законе  о выборах в Бундестаг пятипроцентного барьера
Федеральный конституционный суд ФРГ в своем решении от 5  апреля  1952
года  по  делу  о  конституционности  закона о выборах в ландтаг земли
Шлезвиг-Гольштейн    признал    установленный    земельным     законом
заградительный  пункт  в 7,5 процентов необоснованным,  поскольку "это
приведет к тому, что политическая партия для Бундестага будет являться
"важной", а для ландтага - нет".
     Рассматривая вопрос  об   установлении   заградительного   пункта
необходимо   учитывать   общую   численность   депутатских   мандатов,
распределяемых  по  пропорциональной  системе.  Заградительный   пункт
следует  устанавливать  таким образом,  чтобы преодолевшему его списку
кандидатов  в  любом  случае  достался  депутатский  мандат.  Введение
пятипроцентного  барьера  (по  образцу  федеральных выборов) при малом
числе депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе
(например,  меньшем  чем  20),  не  исключает  создание ситуации,  при
которой списку кандидатов,  допущенному  к  распределению  депутатских
мандатов,  указанные  мандаты все же не достанутся,  что может вызвать
обжалование в суд как установленных результатов выборов,  так и  нормы
самого закона субъекта Российской Федерации об установлении барьера.
     В любом случае,  рассматривая вопрос о  введении  заградительного
пункта,  следует  руководствоваться  нормой,  содержащейся в пункте 16
статьи 35 Федерального закона, в соответствии с которой если таковой и
устанавливается,   то   с   таким   расчетом,  чтобы  к  распределению
депутатских мандатов было допущено не менее двух  списков  кандидатов,
получивших  в  совокупности  более  50  процентов голосов избирателей,
принявших участие в голосовании.  В  то  же  время  в  новой  редакции
Федерального   закона   "О   выборах  депутатов  Государственной  Думы
Федерального  Собрания  Российской  Федерации"  установлено,   что   к
распределению  депутатских  мандатов допускается не менее трех списков
кандидатов,  получивших в  совокупности  более  50  процентов  голосов
избирателей.
     Таким образом,  рекомендуется,  чтобы   устанавливаемый   законом
субъекта  Российской  Федерации  заградительный  пункт  не  превышал 5
процентов.  В то же время законом субъекта Российской Федерации должно
быть  предусмотрено,  что  указанный  заградительный пункт понижается,
если к распределению депутатских мандатов оказался  допущенным  только
один список кандидатов или если за списки, преодолевшие заградительный
пункт,  проголосовало 50 или менее  процентов  избирателей,  принявших
участие в голосовании.

                3.2. Методы распределения депутатских
                  мандатов между списками кандидатов

     Для распределения   депутатских    мандатов    в    избирательном
законодательстве  разных  стран  используются  разные  способы  (метод
д`Ондта,  метод Сент-Лагюе, использование квот Друпа, Гогенбах-Бишофа,
Империалли).
     Как и   в   большинстве   стран,   применяющих   пропорциональную
избирательную  систему,  в  российском  избирательном законодательстве
(как федеральном,  так  и  тех  субъектов  Российской  Федерации,  где
используется   пропорциональная   избирательная   система)  для  этого
применяется метод наибольших остатков,  называемый иногда естественной
квотой или квотой Хэра.
     Суть метода заключается в следующем.  Сумма голосов  избирателей,
поданных  за  списки кандидатов,  допущенные к распределению мандатов,
делится на общее число депутатских мандатов,  подлежащих распределению
по    пропорциональной   системе.   Полученный   результат   именуется
избирательным  метром  (в  Федеральном  законе  "О  выборах  депутатов
Государственной   Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации"
используется  термин  "первое  избирательное  частное").  Затем  число
голосов избирателей,  поданных за каждый из указанных списков, делится
на избирательный метр.  Целая часть частного, полученного в результате
такого  деления,  есть  число  депутатских мандатов,  которые получает
соответствующий   список   кандидатов    в    результате    первичного
распределения  мандатов.  Очевидно,  что в результате распределить все
мандаты не  удастся.  Поэтому  проводится  вторичное  распределение  -
оставшиеся  нераспределенными депутатские мандаты передаются по одному
тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть
указанного выше частного.
     Этот метод   целесообразно   применять   на   выборах   депутатов
законодательных   (представительных)  органов  государственной  власти
субъектов Российской Федерации.

                4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ
                       ВНУТРИ СПИСКА КАНДИДАТОВ

                  4.1. Методы распределения мандатов
                       внутри списка кандидатов

     После того,  как мандаты распределены между списками  кандидатов,
возникает   необходимость   их  распределения  внутри  каждого  списка
кандидатов.
     Методы распределения    депутатских    мандатов   внутри   списка
кандидатов и  порядок  замещения  вакантных  депутатских  мандатов  по
единому  избирательному  округу  зависят  от  того,  какой  именно вид
избирательной системы был избран.
     Для системы закрытых списков без разделения на региональные части
очередность получения депутатских мандатов определяется  исключительно
порядком размещения кандидатов в списке кандидатов,  установленном при
его  выдвижении,  для  системы  закрытых  списков  с  разделением   на
региональные  части - также процентом голосов избирателей,  полученных
той  или  иной  региональной  частью   (см.   раздел   4.3   настоящих
Рекомендаций).
     Для системы открытых списков в  принципе  может  быть  установлен
такой   порядок   распределения   депутатских   мандатов,   в  котором
очередность получения депутатских мандатов определяется  исключительно
результатами  голосования за кандидатов,  выдвинутых в составе списка.
При установлении  результатов  выборов  организующая  выборы  комиссия
упорядочивает  список  кандидатов  в  порядке  убывания  числа голосов
избирателей,  поданных за включенных  в  него  кандидатов.  Полученный
порядок размещения кандидатов представляет собой очередность получения
депутатских мандатов.  Такая система дает результат при высоком уровне
активности   избирателей,  голосующих  персонально  за  кандидатов  из
списков. В то же время, если большинство избирателей, отдав свой голос
за  тот  или  иной  список  кандидатов  в  целом,  не  выскажут в ходе
голосования свои предпочтения в отношении кандидатов из этого  списка,
очередность  получения  депутатских  мандатов  будет  определяться  на
основе волеизъявления незначительного меньшинства,  что представляется
неоправданным.  Кроме  того,  при  такой  системе  избиратель не имеет
возможности,  голосуя за список кандидатов,  согласиться с  партийными
преференциями в распределении депутатских мандатов. В мировой практике
для преодоления таких последствий применяются различные методы.
     Например, при  выборах  в  Палату  депутатов  Чешской  Республики
голоса за кандидатов,  выдвинутых в составе списка, учитываются только
в  том  случае,  если правом голосования за кандидатов воспользовалось
свыше 10 процентов от числа избирателей,  проголосовавших  за  список.
При   выборах   депутатов   Сейма   Литовской  Республики  очередность
кандидатов в списке определяется на основе рейтинга,  вычисляемого как
произведение   числа  голосов,  полученных  каждым  из  кандидатов,  и
"партийного  рейтинга",  устанавливаемого  для  каждого  кандидата   в
зависимости от его места в списке: чем выше место, тем выше "партийный
рейтинг" (см. раздел 4.2.2).
     Эти методы   позволяют   учитывать   как  интересы  избирательных
объединений, избирательных блоков, так и предпочтения избирателей.
     Следующий метод  распределения депутатских мандатов внутри списка
кандидатов  при  применении  избирательной  системы  открытых  списков
позволяет   учитывать   установленную  партией  очередность  получения
депутатских мандатов лишь в той степени,  в какой сами  избиратели  не
смогли  или  не  захотели  высказать  свое  предпочтение кандидатам из
списка.  При применении данного метода если кандидат,  которого партия
поставила   в   конец   списка,   персонально  получит  число  голосов
избирателей,  соответствующее числу  голосов,  приходящемуся  на  один
мандат, этот кандидат становится депутатом.
     Этот метод исходит  из  презумпции,  что  избиратели,  голосующие
только за список кандидатов и не голосующие за отдельных кандидатов из
списка,   согласны   с    очередностью    кандидатов,    установленной
избирательным   объединением,   избирательным  блоком.  При  получении
кандидатами депутатских мандатов полностью учитывается  волеизъявление
практически   всех  избирателей,  проголосовавших  за  соответствующий
список   кандидатов.   Метод   позволяет   учитывать   интересы    как
избирательного  объединения,  избирательного блока,  так и избирателей
(см. раздел 4.2.1).
     4.2.1. Распределение    депутатских    мандатов   внутри   списка
кандидатов при применении системы открытых списков  без  использования
рейтинга
     При применении  системы   открытых   списков   избиратели   могут
проголосовать  как  за  список  в  целом (проставив отметку в квадрате
напротив  наименования  соответствующего  избирательного  объединения,
избирательного блока), так и за кандидатов, выдвинутых в составе этого
списка  (одного  или  нескольких,  если  законом  субъекта  Российской
Федерации  избиратель  наделен более чем одним голосом для голосования
за кандидатов внутри  списка).  Для  определения  результатов  выборов
необходимы сведения о числе голосов,  поданных за каждого кандидата из
списка,  полученных из  нижестоящих  избирательных  комиссий.  Образец
протокола  участковой  избирательной  комиссии  об  итогах голосования
содержится в Приложении  4  к  настоящим  Рекомендациям.  Организующая
выборы     избирательная    комиссия    устанавливает    окончательную
последовательность получения мандатов кандидатами из списка  следующим
образом.
     Для списка кандидатов вычисляется второе избирательное частное  -
результат  деления  числа  голосов  избирателей,  поданных  за  список
кандидатов,  на  число  депутатских  мандатов,  причитающихся  данному
списку.
     Затем список кандидатов упорядочивается на основе расчетных чисел
голосов избирателей,  поданных за каждого из кандидатов,  выдвинутых в
составе  данного  списка   кандидатов   (далее   -   расчетные   числа
кандидатов).  Для  этого  прежде всего определяется число избирателей,
проголосовавших  за   соответствующий   список   кандидатов,   но   не
определившихся с его персональным составом (назовем его "избирательная
сумма списка кандидатов").
     Избирательная сумма  списка  кандидатов  определяется  как  число
избирательных  бюллетеней,  содержащих  отметки  в  квадрате  напротив
наименования избирательного объединения,  избирательного блока,  но не
содержащих  отметок,  позволяющих  определить,  за  кого   именно   из
кандидатов проголосовал избиратель.
     Для избирательных  бюллетеней,  содержащих  графу  для   указания
номера кандидата,  за которого голосует избиратель, это могут быть как
бюллетени,  не содержащие отметок  в  этой  графе,  так  и  бюллетени,
содержащие  отметки,  не  позволяющие с достоверностью определить,  за
кого именно из кандидатов проголосовал избиратель.
     После этого  число  голосов  избирателей,  поданных за первого (в
соответствии  с  порядком,  определенным  избирательным  объединением,
избирательным блоком при выдвижении списка кандидатов) из кандидатов в
соответствующем  списке  кандидатов  за   счет   избирательной   суммы
увеличивается   до  второго  избирательного  частного  данного  списка
кандидатов.  За счет остатка  избирательной  суммы  также  до  второго
избирательного   частного  увеличивается  число  голосов  избирателей,
поданных за  второго  и  последующих  кандидатов  из  соответствующего
списка   кандидатов.  Если  число  голосов  избирателей,  поданных  за
какого-либо из кандидатов,  равно второму избирательному частному  или
превышает  его,  то число голосов,  поданных за данного кандидата,  не
увеличивается.  Указанная операция продолжается до полного  исчерпания
избирательной  суммы.  Полученное  в  таком  порядке каждым кандидатом
число и есть расчетное число этого кандидата.
     Затем избирательная комиссия,  организующая выборы, упорядочивает
список  кандидатов  (то  есть   расставляет   кандидатов   в   порядке
очередности   получения   депутатских  мандатов)  в  порядке  убывания
расчетных чисел кандидатов,  выдвинутых в составе данного списка. Если
у   нескольких   кандидатов   расчетное   число  окажется  равным,  то
преимущество отдается  кандидату,  имеющему  меньший  номер  в  списке
кандидатов  в  соответствии  с  порядком,  определенным  избирательным
объединением,  избирательным блоком при выдвижении списка. Кроме того,
если  разница  в расчетном числе у нескольких кандидатов незначительна
(например,  меньше числа депутатов  соответствующего  законодательного
(представительного) органа), то взаимная очередность этих кандидатов в
списке  также  определяется   порядком,   определенным   избирательным
объединением, избирательным блоком при выдвижении списка.
     Полученный порядок  размещения  кандидатов   представляет   собой
очередность  получения  депутатских мандатов как при первоначальном их
распределении, так и при замещении вакантных депутатских мандатов.
     Пример.
     Предположим, что   законодательный    (представительный)    орган
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации состоит из 50
депутатов. В соответствии с распределением депутатских мандатов список
кандидатов, выдвинутый избирательным объединением "Оранжевые", получил
3 депутатских мандата.  В список были включены кандидаты  в  следующей
последовательности:
     1. Иванов Илья Васильевич
     2. Петренко Павел Петрович
     3. Сергеев Андрей Семенович
     4. Павлова Валентина Ивановна
     5. Ибрагимова Алия Сафиуловна.
     За указанный  список  было подано 141000 голосов.  Соответственно
второе избирательное частное для данного списка кандидатов  составляет
141000 : 3 = 47000.
     Голоса избирателей,    проголосовавших    за    данный    список,
распределились следующим образом:

------------------------------------------------------------------
|Число голосов избирателей, поданных за список без      |        |
|указания преференций кандидатов                        |65000   |
|-------------------------------------------------------|--------|
|Число избирательных бюллетеней, поданных за список     |        |
|кандидатов и содержащих отметки, не позволяющие        |        |
|определить волеизъявление избирателя в отношении       |        |
|кандидатов, выдвинутых в составе данного списка        |5000    |
|-------------------------------------------------------|--------|
|1. Иванов Илья Васильевич                              |1000    |
|-------------------------------------------------------|--------|
|2. Петренко Павел Петрович                             |4000    |
|-------------------------------------------------------|--------|
|3. Сергеев Андрей Семенович                            |5480    |
|-------------------------------------------------------|--------|
|4. Павлова Валентина Ивановна                          |55000   |
|-------------------------------------------------------|--------|
|5. Ибрагимова Алия Сафиуловна                          |5520    |
------------------------------------------------------------------

     Избирательная сумма  списка  кандидатов  определяется  как  сумма
числа избирательных бюллетеней,  поданных  за  список  кандидатов  без
указания  преференций  кандидатов  и  числа  избирательных бюллетеней,
поданных за список и содержащих  отметки,  не  позволяющие  определить
волеизъявление избирателя в отношении кандидатов, выдвинутых в составе
данного списка.  В данном случае избирательная сумма составит 65000  +
5000 = 70000.
     Затем определяются  расчетные  числа  каждого  из  кандидатов.  У
кандидата  Иванова до второго избирательного частного не хватает 47000
- 1000 = 46000 (полученное число - разность между вторым избирательным
частным и числом голосов, полученных кандидатом Ивановым).
     Расчетное число кандидата Иванова определяется путем суммирования
числа голосов, полученных им персонально, и вышеуказанной разности.
     Соответственно после  увеличения   расчетного   числа   кандидата
Иванова  остаток избирательной суммы списка кандидата составляет 70000
-  46000  =  24000.  Затем  определяется  расчетное  число   кандидата
Петренко.  У  этого  кандидата  до  второго избирательного частного не
хватает 47000 - 4000 = 43000.
     Однако сейчас   остаток  избирательной  суммы  списка  кандидатов
составляет лишь 24000.  Таким образом,  весь  этот  остаток  переходит
кандидату Петренко, для которого расчетное число составит 4000 + 24000
= 28000,  а для остальных кандидатов из списка расчетные  числа  будут
совпадать с числом голосов, поданных за них персонально.
     После совершения  указанных  вычислений  избирательная   комиссия
упорядочивает  список  кандидатов  в порядке убывания расчетного числа
голосов избирателей:

------------------------------------------------------------------
|1. Павлова Валентина Ивановна (N 4 в списке)         |55000     |
|-----------------------------------------------------|----------|
|2. Иванов Илья Васильевич (N 1 в списке)             |47000     |
|-----------------------------------------------------|----------|
|3. Петренко Павел Петрович (N 2 в списке)            |28000     |
|-----------------------------------------------------|----------|
|4. Сергеев Андрей Семенович (N 3 в списке)           |5480      |
|-----------------------------------------------------|----------|
|5. Ибрагимова Алия Сафиуловна (N 5 в списке)         |5520      |
------------------------------------------------------------------

     Поскольку список получил 3  депутатских  мандата,  то  избранными
признаются   кандидаты   Павлова,  Иванов  и  Петренко.  В  случае  же
досрочного выбытия кого-либо  из  избранных  депутатов  освободившийся
мандат   достанется   не   кандидату,   получившему   больше   голосов
(Ибрагимовой),  а стоявшему  третьим  в  списке  (Сергеев),  поскольку
разница  в числе полученных ими персонально голосов не превышает числа
депутатов законодательного (представительного) органа  государственной
власти  субъекта Российской Федерации (50).  То же самое произошло бы,
если бы число голосов,  поданных за Ибрагимову и  Сергеева,  оказалось
одинаковым.
     Очевидно, что при применении системы закрытых списков  избранными
могли бы оказаться первые три кандидата (Иванов,  Петренко и Сергеев).
В данном же случае список получил  дополнительную  поддержку  за  счет
голосов   избирателей,   поданных  персонально  за  кандидата  Павлову
(55000).  При  применении  системы  закрытых  списков  эта   категория
избирателей  могла  бы  проголосовать  за  другой  список кандидатов и
соответственно   список,   выдвинутый    избирательным    объединением
"Оранжевые",  мог  быть  вообще не допущен к распределению депутатских
мандатов.
     Данный пример  показывает,  что  хотя  избранным в составе списка
может оказаться кандидат,  получивший персонально голосов меньше,  чем
неизбранный кандидат из этого же списка,  система открытых списков все
же позволяет соблюдать баланс между партийными интересами и интересами
избирателей,  поскольку  позволяет избрать в составе списка кандидата,
пользующегося большой личной популярностью.
     4.2.2. Распределение    депутатских    мандатов   внутри   списка
кандидатов при применении системы открытых  списков  с  использованием
рейтингов кандидатов
     При распределении депутатских мандатов внутри списка кандидатов с
использованием   рейтингов   учитываются  только  голоса  избирателей,
проголосовавших  за  кандидатов  из  выбранного  ими   списка   и   не
учитываются   голоса   тех  избирателей,  которые  проставили  отметку
напротив  наименования  избирательного   объединения,   избирательного
блока,  но  не  проставили  отметку  напротив  фамилии  кандидата,  за
которого они голосуют персонально (не проставили соответствующий номер
в прямоугольнике в избирательном бюллетене).
     Для того,  чтобы депутатские  мандаты  внутри  списка  кандидатов
распределялись   с   учетом   партийного  рейтинга,  законом  субъекта
Российской  Федерации  должно  быть   установлено,   что   очередность
кандидатов в списке определяется на основе рейтинга,  вычисляемого как
произведение  числа  голосов,  полученных  каждым  из  кандидатов,  на
партийный рейтинг, устанавливаемый для каждого кандидата в зависимости
от его места в списке.
     Законом субъекта   Российской   Федерации   также   должно   быть
установлено,  что  партийный  рейтинг  кандидата,  стоящего  первым  в
списке, должен быть в определенное число раз (например, в 5 раз) выше,
чем у кандидата,  стоящего  последним.  Также  в  законе  должно  быть
предусмотрено,  что  партийный рейтинг является целым числом,  которое
определяется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации,  в
отношении  каждого  кандидата  по номеру кандидата в списке кандидатов
таким образом, чтобы для кандидатов, номер которых в списке отличается
на  единицу,  разница  партийных  рейтингов  была  на  единицу  меньше
указанного  установленного  определенного  числа  (в  данном   примере
разница  партийных рейтингов равна 4),  а партийный рейтинг кандидата,
внесенного в список последним,  - на единицу меньше числа кандидатов в
этом списке.
     Пример.
     Политическая партия выдвинула список, состоящий из 50 кандидатов.
Кандидату,  стоящему в списке под номером 50,  присваивается партийный
рейтинг на единицу меньше,  чем его порядковый номер в списке (то есть
равный 49).  Законом установлено,  что  партийный  рейтинг  кандидата,
стоящего первым в списке,  должен быть в 5 раз выше,  чем у кандидата,
стоящего последним. Тогда для кандидата, стоящего в списке под номером
49,  партийный  рейтинг  устанавливается  на  4 единицы больше,  чем у
кандидата,  стоящего под номером 50, то есть для кандидата, стоящего в
списке   под  номером  49,  партийный  рейтинг  равен  53.  Далее  для
кандидата,  стоящего  в  списке  под  номером  48,  партийный  рейтинг
устанавливается  на  4 единицы больше,  чем у кандидата,  стоящего под
номером 49, то есть 57, и так далее.
     Нормативное регулирование  данного метода содержится в Приложении
1 к настоящим Рекомендациям. При применении данного метода также может
быть использован протокол,  образец которого приводится в Приложении 4
к настоящим Рекомендациям.

               4.3. Распределение депутатских мандатов
           внутри списка кандидатов при применении системы
          закрытых списков с разделением списков кандидатов
                        на региональные части

     При применении  системы  закрытых  списков  с разделением списков
кандидатов  на  региональные  части  и  наличии  в  списке  кандидатов
общесубъектовой  части  депутатские мандаты,  полученные избирательным
объединением,  избирательным  блоком,  передаются  в  первую   очередь
кандидатам из этой части.
     Депутатские мандаты,  оставшиеся   после   передачи   кандидатам,
включенным   в   общесубъектовую   часть  списка  кандидатов  (а  если
общесубъектовая  часть  отсутствует  -  то  все  депутатские  мандаты,
полученные избирательным объединением,  избирательным блоком),  должны
доставаться  тем  региональным   частям   списка,   которые   получили
наибольший  процент голосов избирателей среди иных региональных частей
данного  списка  кандидатов.  Для  этого  региональные  части   списка
кандидатов упорядочиваются в зависимости от процента голосов, поданных
за список кандидатов на соответствующей территории.  В соответствии  с
получившимся  порядком  региональных  частей  и  будут  распределяться
депутатские мандаты внутри соответствующего списка кандидатов.
     Нормативное регулирование  данного метода содержится в Приложении
2 к настоящим Рекомендациям.

               5. ИНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕШАННОЙ
               (ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ) ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

                5.1. Особенности предвыборной агитации
           избирательных объединений, избирательных блоков

     При регулировании вопросов,  связанных с предвыборной  агитацией,
следует   уделить  особое  внимание  новелле  Федерального  закона,  в
соответствии с которой изменен агитационный период.  В соответствии  с
пунктом  1  статьи  49 Федерального закона избирательным объединениям,
избирательным  блокам  разрешено  проводить  предвыборную  агитацию  с
момента  выдвижения  списка  кандидатов  и  создания  соответствующего
избирательного  фонда.   При   этом   следует   учитывать   требование
Федерального  закона  о  том,  что  предвыборная  агитация  на каналах
организаций  телерадиовещания  и  в  периодических  печатных  изданиях
начинается за 30 дней до дня голосования.
     Федеральный закон   не    устанавливает    конкретного    порядка
распределения  эфирного  времени  и печатной площади,  предоставленных
избирательным  объединениям,  избирательным  блокам   государственными
организациями   телерадиовещания   и  государственными  периодическими
печатными изданиями.  В то же время  реализация  требования  пункта  1
статьи   50  Федерального  закона  об  обязанности  государственных  и
муниципальных организаций телерадиовещания, редакций государственных и
муниципальных периодических печатных изданий обеспечить равные условия
проведения  предвыборной  агитации  возможна   лишь   при   проведении
жеребьевки  и оформлении ее результатов протоколом в целях определения
даты и времени выхода  в  эфир  предвыборных  агитационных  материалов
избирательных   объединений,   избирательных   блоков.   Кроме   того,
предусмотренное пунктом 8 статьи 51 Федерального закона требование  об
обязанности  негосударственных организаций телерадиовещания обеспечить
равные условия проведения предвыборной агитации возможно реализовать с
использованием жеребьевки.
     Проведение жеребьевки рекомендуется  закрепить  за  избирательной
комиссией субъекта Российской Федерации и организациями,  выпускающими
средства массовой информации:
     за избирательной   комиссией   субъекта  Российской  Федерации  -
жеребьевки по  определению  времени  выхода  на  каналах  региональных
государственных  организаций  телерадиовещания агитационных материалов
избирательных объединений,  избирательных блоков, размещаемых в рамках
предоставленного бесплатного эфирного времени;
     за организацией телерадиовещания-жеребьевки, в результате которой
определяются  даты  и  время  выхода  в эфир предвыборных агитационных
материалов избирательных объединений и избирательных блоков  в  рамках
зарезервированного  эфирного  времени,  предоставляемого региональными
государственными и муниципальными  организациями  телерадиовещания  за
плату, а также негосударственными организациями телерадиовещания;
     за редакцией  государственного,   муниципального   периодического
печатного издания-жеребьевки,  определяющей размещение в периодическом
печатном издании агитационных  материалов  избирательных  объединений,
избирательных  блоков  в рамках печатной площади,  предоставляемой как
бесплатно, так и за плату.

                    5.2. Обязанности избирательных
              объединений, избирательных блоков в сфере
                 информационного обеспечения выборов

     Законом субъекта Российской Федерации должно быть  предусмотрено,
что  избирательное  объединение,  в том числе входящее в избирательный
блок,  в случае выдвижения им или соответствующим избирательным блоком
списка  кандидатов  и  последующей регистрации этого списка кандидатов
избирательной комиссией  субъекта  Российской  Федерации,  обязано  не
позднее   чем   за  10  дней  до  дня  голосования  опубликовать  свою
предвыборную   программу   не   менее   чем   в   одном   региональном
государственном  периодическом печатном издании,  а также в Интернете.
При этом должно быть  предусмотрено,  что  избирательное  объединение,
входящее в избирательный блок, вправе не публиковать свою предвыборную
программу,  если этот избирательный блок в указанный  срок  опубликует
свою.
     Такая публикация должна быть осуществлена в рамках  использования
бесплатной печатной площади,  предоставляемой в соответствии с законом
субъекта Российской Федерации,  либо оплачена из избирательного  фонда
избирательного   объединения,   избирательного   блока.  Рекомендуется
предусмотреть в  законе  обязанность  выделять  дополнительную  равную
бесплатную  площадь для публикации предвыборных программ избирательных
объединений  и   избирательных   блоков,   зарегистрировавших   списки
кандидатов.
     Федеральный закон не устанавливает конкретного механизма проверки
выполнения   избирательными   объединениями,   избирательными  блоками
указанных  положений  об  опубликовании  (обнародовании)  предвыборных
программ.  В  этой  связи  данный  механизм  может быть предусмотрен в
законе субъекта Российской Федерации. Одним из вариантов могло бы быть
возложение   на   избирательные   объединения,   избирательные   блоки
обязанности предоставлять в избирательную комиссию субъекта Российской
Федерации    экземпляр    либо   копию   экземпляра   соответствующего
регионального государственного  периодического  печатного  издания,  а
также   сообщать   адрес  сайта,  на  котором  в  Интернете  размещена
предвыборная  программа  избирательного  объединения,   избирательного
блока,  а  на  избирательную  комиссию субъекта Российской Федерации -
доведение этой информации до избирателей через СМИ.

           5.3. О предельных размерах расходования средств
             избирательных фондов и порядке их исчисления

     При регулировании    вопросов,    связанных   с   финансированием
избирательными    объединениями,    избирательными    блоками    своей
избирательной  кампании,  не  рекомендуется  использовать  в  качестве
единицы измерения минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ). Если
же  в  законе  субъекта  Российской  Федерации  при регулировании этих
вопросов будет использоваться МРОТ, то избирательная комиссия субъекта
Российской  Федерации,  определяя  конкретные величины соответствующих
предельных  размеров  расходования  средств  избирательных  фондов   и
перечислений   в   избирательные   фонды,   должна   руководствоваться
Федеральным законом от 19 июня 2000 г.  N 82-ФЗ "О минимальном размере
оплаты  труда",  в  соответствии  с которым установленный с 1 мая 2002
года МРОТ в сумме 450 рублей в  месяц  применяется  исключительно  для
регулирования  оплаты труда,  а также для определения размеров пособий
по  временной  нетрудоспособности  и  выплат   в   возмещение   вреда,
причиненного   увечьем,   профессиональным   заболеванием   или   иным
повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.
Применительно   к  другим  ситуациям,  в  том  числе  при  определении
предельных  размеров  расходования  средств  избирательных  фондов   и
перечислений в избирательные фонды, указанных в законах о выборах, с 1
января 2001 года МРОТ определяется исходя из базовой суммы, равной 100
рублям.
     Закон субъекта   Российской   Федерации   должен    устанавливать
предельные  размеры  перечисляемых  в  избирательные фонды собственных
средств избирательного объединения, избирательного блока, добровольных
пожертвований  граждан  и юридических лиц,  а также предельные размеры
расходования средств избирательных фондов избирательного  объединения,
избирательного блока.
     Федеральный закон  не  содержит  каких-либо  нормативов,  которым
должен   следовать  законодатель  субъекта  Российской  Федерации  при
установлении  вышеуказанных  предельных  размеров.  В  то   же   время
представляется необходимым их установление на уровне,  достаточном для
финансирования полноценной избирательной кампании.  В  новой  редакции
Федерального   закона   "О   выборах  депутатов  Государственной  Думы
Федерального  Собрания  Российской   Федерации"   предельные   размеры
расходования   средств   избирательных   фондов   были  увеличены  для
кандидатов более чем в 3,5  раза,  а  для  избирательных  объединений,
избирательных  блоков  -  почти в 6 раз и составили соответственно 6 и
250 миллионов рублей.


                                                          Приложение 1

                                          к Методическим рекомендациям
                                       по выбору вида пропорциональной
                                                 избирательной системы
                                         при подготовке проекта закона
                                         субъекта Российской Федерации
                                  о выборах депутатов законодательного
                                            (представительного) органа
                                                государственной власти
                                         субъекта Российской Федерации

     В настоящем   Приложении   предлагается   примерное   нормативное
регулирование   отдельных   положений   закона   субъекта   Российской
Федерации,    предусматривающего    систему    открытых    списков   с
использованием  рейтингов  кандидатов,  установленным   заградительным
пунктом и числом голосов у избирателя при голосовании за кандидатов из
списка,  равным одному.  Статьи текста закона приводятся без  указания
номеров и, как правило, не в полном объеме - приводится только вариант
нормативного  регулирования  отдельных   вопросов,   рассмотренных   в
Рекомендациях.

                  Статья. Единый избирательный округ

     Единый избирательный   округ   включает  в  себя  всю  территорию
субъекта Российской Федерации.

                    Статья. Выдвижение кандидатов

     Состав списка кандидатов,  порядок размещения кандидатов в списке
определяются   избирательным   объединением,   избирательным   блоком.
Кандидат может упоминаться в списке кандидатов только один раз.
     В список  кандидатов могут входить кандидаты,  выдвигаемые тем же
избирательным  объединением,  избирательным  блоком  по  одномандатным
избирательным округам.
     Общее число кандидатов,  выдвигаемых избирательным  объединением,
избирательным  блоком по единому избирательному округу,  не может быть
меньше числа депутатских мандатов,  распределяемых по пропорциональной
системе, и не может превышать это число более чем в 1,5 раза.

                  Статья. Помещение для голосования

     В помещении  для  голосования,  а  также  в  каждой  кабине (ином
специально  оборудованном  месте)  для  тайного   голосования   должны
находиться   зарегистрированные   избирательной   комиссией   субъекта
Российской Федерации списки кандидатов.

                   Статья. Избирательный бюллетень
                   по единому избирательному округу

     При проведении  голосования  за  списки  кандидатов в бюллетене в
порядке,  определяемом жеребьевкой,  размещаются краткие  наименования
зарегистрировавших   списки   кандидатов   избирательных  объединений,
избирательных блоков,  а также эмблемы этих избирательных объединений,
избирательных  блоков  (если  они  были  представлены  в избирательную
комиссию субъекта Российской  Федерации  в  соответствии  с  настоящим
Законом)    в   одноцветном   исполнении.   Справа   от   наименования
избирательного объединения,  избирательного  блока  помещается  пустой
квадрат.  Под наименованием избирательного объединения, избирательного
блока помещаются фамилия,  имя  и  отчество  каждого  из  первых  трех
кандидатов  из  соответствующего  списка  кандидатов.  В конце перечня
наименований   избирательных   объединений,    избирательных    блоков
помещается  строка  "Против  всех  списков кандидатов" с расположенным
справа от нее пустым квадратом.  После перечисленных строк  помещается
строка  "Из  отмеченного  списка  кандидатов голосую за кандидата N" с
расположенным справа от нее пустым прямоугольником.

                     Статья. Порядок голосования

     При голосовании избиратель вносит в избирательный бюллетень любой
знак  в  квадрат,  относящийся к списку кандидатов,  в пользу которого
сделан выбор,  либо в квадрат,  относящийся  к  позиции  "Против  всех
списков кандидатов",  а также (по желанию) проставляет номер кандидата
из соответствующего списка кандидатов в прямоугольнике,  расположенном
справа   от  строки  "Из  отмеченного  списка  кандидатов  голосую  за
кандидата N".

          Статья. Протокол участковой избирательной комиссии
                   по единому избирательному округу

     К протоколу  об  итогах  голосования  по  единому  избирательному
округу   прилагаются   таблицы,   содержащие   данные    персонального
голосования  избирателей  за кандидатов,  выдвинутых в составе списков
кандидатов.  При  этом  число   голосов   избирателей,   поданных   за
кандидатов,  выдвинутых в составе одного списка кандидатов,  заносится
на  отдельный  лист.  Каждый  лист  приложения  к   протоколу   должен
содержать:
     а) краткое    наименование    соответствующего     избирательного
объединения, избирательного блока и его номер;
     б) в порядке,  установленном при регистрации  списка  кандидатов,
фамилии,  имена, отчества зарегистрированных кандидатов, их порядковые
номера   и   число   голосов   избирателей,   поданных   за    каждого
зарегистрированного кандидата.
     Каждый лист приложения к протоколу  должен  быть  подписан  всеми
присутствующими  членами участковой комиссии с правом решающего голоса
с указанием даты и времени его подписания.

       Статья. Подсчет голосов по единому избирательному округу

     Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса
сортируют,  раскладывая  в  отдельные пачки,  избирательные бюллетени,
извлеченные из переносных и стационарных ящиков  для  голосования,  по
голосам,  поданным  за  каждый список кандидатов,  против всех списков
кандидатов,  одновременно отделяя бюллетени  неустановленной  формы  и
недействительные избирательные бюллетени.
     Число голосов избирателей,  поданных за каждый список кандидатов,
вносится  в  соответствующие строки протокола участковой избирательной
комиссии об итогах голосования.
     После этого  для  каждого  списка  кандидатов  в  отдельные пачки
раскладываются бюллетени по голосам, поданным:
     за каждого из кандидатов из списка кандидатов;
     за список  кандидатов  с  отметками  в  прямоугольниках  напротив
строки  "Из отмеченного списка кандидатов голосую за кандидата N",  не
позволяющими с достоверностью определить, за кого именно из кандидатов
проголосовал избиратель;
     за список кандидатов без указания номера кандидата из  указанного

Страницы: 1  2