ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 7 февраля 2003 г. N 03-8ин/22-03 ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 7 февраля 2003 г. N 11 (Д) Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации направляют для практического использования в работе разъяснения по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобразования России от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322). Первый заместитель Министра образования Российской Федерации В.А. БОЛОТОВ 7 февраля 2003 г. N 03-8ин/22-03 Заместитель Председателя Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Г.И. МЕРКУЛОВА 7 февраля 2003 г. N 11 Приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 7 февраля 2003 года N 03-8ин/22-03/11 В целях единообразного применения органами управления образованием, образовательными учреждениями Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2000 N 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322) (далее - Положение), Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации разъясняют: 1. В соответствии с пунктом 1.8 Положения не допускается установление федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации, а также установление иных квалификационных категорий, званий, ступеней к квалификационным категориям и др. 2. В соответствии с пунктом 2.2 Положения аттестация для каждого педагогического и руководящего работника осуществляется индивидуально согласно графику, утверждаемому соответственно руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения. Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения. По письменному заявлению работника в случаях его временной нетрудоспособности в период прохождения им аттестации, нахождения в командировке или другим уважительным причинам продолжительность его аттестации может быть увеличена соответственно руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения. 3. Положение определяет единый порядок проведения аттестации для всех педагогических и руководящих работников без каких-либо исключений и преимуществ в отношении аттестуемого. До утверждения Минобразованием России вариативных форм аттестации применяются формы, определенные федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации и не противоречащие Положению, в том числе могут применяться особые формы аттестации для педагогических и руководящих работников, имеющих государственные или ведомственные награды, ученые степени и звания, победителей и лауреатов профессиональных конкурсов и др. 4. Положение не содержит ограничений в прохождении работником аттестации на более высокую квалификационную категорию до истечения срока имеющейся у него квалификационной категории в порядке, установленном Положением. 5. В соответствии с пунктом 2.6 Положения работники (преподаватели вузов, специалисты органов управления образованием, методических кабинетов и др.), выполняющие педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на условиях совместительства, проходят аттестацию на общих основаниях. 6. Порядок формирования аттестационной комиссии образовательного учреждения, регламент ее работы осуществляются в порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения. 7. На основании пункта 3.6 Положения представитель соответствующего профсоюзного органа в обязательном порядке включается в состав аттестационной комиссии любого уровня. 8. В соответствии с пунктом 3.2 Положения Министерство образования Российской Федерации, федеральные ведомственные органы управления образованием могут делегировать право проведения аттестации на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников (кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных учреждений федерального подчинения только непосредственно образовательному учреждению федерального подчинения. Присвоение работникам первой квалификационной категории в указанных случаях осуществляется руководителем образовательного учреждения. 9. Проведение аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию находится в исключительной компетенции центральной и главной аттестационных комиссий, а присвоение высшей квалификационной категории - в компетенции соответствующих органов управления образованием, при которых созданы указанные аттестационные комиссии. 10. Проведение аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию центральной, главной и муниципальной аттестационными комиссиями Положением не предоставлено. 11. Аттестация руководителя образовательного учреждения как педагогического работника осуществляется соответствующей аттестационной комиссией в зависимости от квалификационной категории, на которую он претендует. 12. Для педагогических и руководящих работников, достигших пенсионного возраста, Положением не предусмотрено особого порядка аттестации. Аттестация таких работников осуществляется на общих основаниях. 13. В соответствии с пунктом 4.1 Положения на основании решения аттестационной комиссии руководитель образовательного учреждения в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории со дня принятия решения аттестационной комиссии и вносит соответствующую запись в трудовую книжку работника. 14. По результатам аттестации в трудовую книжку работника (раздел "Сведения о работе") о присвоенной квалификационной категории вносятся следующие записи: в графе 1 - порядковый номер вносимой записи; в графе 2 - дата решения аттестационной комиссии; в графе 3 - "Присвоена вторая (первая, высшая) квалификационная категория по должности "учитель", "преподаватель" (без указания преподаваемого предмета), "воспитатель" и т.п.; "присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности "директор" (заведующий, начальник) и т.д.; в графе 4 - дата и номер приказа органа управления образованием, образовательного учреждения, на основании которого внесена запись. Руководителю образовательного учреждения, прошедшему аттестацию по должности руководителя и педагогического работника, в трудовую книжку вносятся две записи по соответствующим должностям. 15. Квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам в соответствии с Положением, учитываются в течение срока их действия на всей территории Российской Федерации, в том числе: при работе в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от типа и вида образовательного учреждения, преподаваемого предмета (дисциплины); при возобновлении работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе; при переходе из негосударственного образовательного учреждения, а также учреждений и организаций, не являющихся образовательными, на работу в государственные и муниципальные образовательные учреждения, при условии, если аттестация этих работников осуществлялась в соответствии с Положением; при переходе работников с одной руководящей должности на другую руководящую должность из одного образовательного учреждения в другое образовательное учреждение; при выполнении педагогической работы на разных должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы в следующих случаях: --------------------------------------------------------------------------- | Должность, по которой присвоена | Должность, по которой может | | квалификационная категория | учитываться квалификационная | | | категория, присвоенная по | | | должности, указанной в графе 1 | |------------------------------------|------------------------------------| | 1 | 2 | |------------------------------------|------------------------------------| | Учитель, преподаватель | Воспитатель (независимо от места | | | работы); социальный педагог, | | | педагог-организатор; педагог | | | дополнительного образования (при | | | совпадении профиля кружка, | | | направления дополнительной | | | работы профилю работы по | | | основной должности); учитель, | | | преподаватель, ведущий занятия | | | по отдельным профильным темам из | | | курса "Основы безопасности | | | жизнедеятельности" (ОБЖ) | |------------------------------------|------------------------------------| | Старший воспитатель | Воспитатель | |------------------------------------|------------------------------------| | Преподаватель-организатор основ | Учитель, преподаватель, ведущий | | безопасности жизнедеятельности, | занятия с обучающимися по курсу | | допризывной подготовки | "Основы безопасности | | | жизнедеятельности, допризывной | | | подготовки (ОБЖ) сверх учебной | | | нагрузки, входящей в основные | | | должностные обязанности; | | | учитель, преподаватель | | | физкультуры (физвоспитания) | |------------------------------------|------------------------------------| | Руководитель физвоспитания | Учитель, преподаватель | | | физкультуры (физвоспитания), | | | инструктор по физкультуре; | | | учитель, преподаватель, ведущий | | | занятия из курса "Основы | | | безопасности жизнедеятельности" | | | (ОБЖ) | |------------------------------------|------------------------------------| | Мастер производственного обучения | Учитель труда, преподаватель, | | | ведущий преподавательскую работу | | | по аналогичной специальности, | | | инструктор по труду, педагог | | | дополнительного образования (по | | | аналогичному профилю) | |------------------------------------|------------------------------------| | Учитель трудового обучения | Мастер производственного | | (технологии) | обучения, инструктор по труду | |------------------------------------|------------------------------------| | Учитель-дефектолог, | Учитель-логопед, | | учитель-логопед | учитель-дефектолог, учитель | | | (независимо от преподаваемого | | | предмета либо в начальных | | | классах) в специальных | | | (коррекционных) образовательных | | | учреждениях для детей с | | | отклонениями в развитии, | | | воспитатель, педагог | | | дополнительного образования (при | | | совпадении профиля кружка, | | | направления дополнительной | | | работы профилю работы по | | | основной должности) | |------------------------------------|------------------------------------| | Учитель музыки | Преподаватель детской | | общеобразовательного учреждения, | музыкальной школы (школы | | преподаватель учреждения среднего | искусств, культуры), музыкальный | | профессионального образования | руководитель, концертмейстер | |------------------------------------|------------------------------------| | Преподаватель детской музыкальной, | Учитель музыки | | художественной школы, школы | общеобразовательного учреждения, | | искусств, культуры, музыкальный | преподаватель учреждения | | руководитель, концертмейстер | среднего профессионального | | | образования | |------------------------------------|------------------------------------| | Старший тренер-преподаватель, | Учитель, преподаватель | | тренер-преподаватель, в т.ч. ДЮСШ, | физкультуры (физвоспитания), | | СДЮШОР, ДЮКФП | инструктор по физкультуре | |------------------------------------|------------------------------------| | Преподаватель учреждения | Учитель того же предмета в | | начального или среднего | общеобразовательном учреждении | | профессионального образования | | |------------------------------------|------------------------------------| | Учитель общеобразовательного | Преподаватель того же предмета в | | учреждения | учреждении начального и среднего | | | профессионального образования | --------------------------------------------------------------------------- Другие случаи учета квалификационной категории при работе на разных педагогических должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы рассматриваются соответствующим органом управления образованием (в т.ч. ведомственным), к чьей компетенции относится присвоение квалификационной категории, на основании письменного заявления работника. 16. Срок действия квалификационной категории по заявлению работника в исключительных случаях (например, временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком, нахождение в командировке по специальности за рубежом, возобновление педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или ухода на пенсию, нахождение в отпуске в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и другие причины) может быть продлен до одного года соответствующими органами управления образованием. Заявления должны быть адресованы: на продление высшей квалификационной категории - федеральному, федеральным ведомственным органам управления образованием, органам управления образованием субъектов Российской Федерации; на продление первой и второй квалификационных категорий - местным (муниципальным) органам управления образованием. Кроме того, орган управления образованием субъекта Российской Федерации может принять общее решение по данному вопросу. Срок рассмотрения заявлений граждан, в том числе и по указанному вопросу, не должен превышать одного месяца. 17. В соответствии с пунктом 4.3 Положения трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Административная процедура рассмотрения споров по вопросам аттестации Положением не предусмотрена, поэтому вышестоящие аттестационные комиссии или органы управления образованием не могут отменить решение нижестоящих аттестационных комиссий. |