РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ). Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 07.02.03 03-8ИН/22-03


                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          7 февраля 2003 г.
                            N 03-8ин/22-03
 
              ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                              И НАУКИ РФ

                          7 февраля 2003 г.
                                 N 11

                                 (Д)
 

     Министерство образования    Российской   Федерации   и   Профсоюз
работников  народного  образования  и   науки   Российской   Федерации
направляют  для  практического  использования  в работе разъяснения по
применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих
работников государственных и муниципальных образовательных учреждений,
утвержденного Приказом Минобразования  России  от  26.06.2000  N  1908
(зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный N 2322).

Первый заместитель
Министра образования
Российской Федерации
                                                          В.А. БОЛОТОВ
7 февраля 2003 г.
N 03-8ин/22-03

Заместитель Председателя
Профсоюза работников
народного образования и науки
Российской Федерации
                                                        Г.И. МЕРКУЛОВА
7 февраля 2003 г.
N 11


                                                            Приложение

                                               к письму Минобразования
                                         России и Профсоюза работников
                                         народного образования и науки
                                                  Российской Федерации
                                                от 7 февраля 2003 года
                                                     N 03-8ин/22-03/11

     В целях    единообразного    применения    органами    управления
образованием,   образовательными   учреждениями  Положения  о  порядке
аттестации педагогических и руководящих работников  государственных  и
муниципальных   образовательных   учреждений,  утвержденного  Приказом
Министерства образования Российской Федерации  от  26.06.2000  N  1908
(зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000,  регистрационный N 2322)
(далее - Положение),  Министерство образования Российской Федерации  и
Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации
разъясняют:
     1. В   соответствии   с  пунктом  1.8  Положения  не  допускается
установление   федеральными   ведомственными    органами    управления
образованием,  органами  управления  субъектов  Российской  Федерации,
местными   (муниципальными)    органами    управления    образованием,
образовательными  учреждениями иного порядка проведения аттестации,  а
также установление иных квалификационных категорий, званий, ступеней к
квалификационным категориям и др.
     2. В соответствии с пунктом 2.2 Положения аттестация для  каждого
педагогического  и руководящего работника осуществляется индивидуально
согласно графику,  утверждаемому соответственно  руководителем  органа
управления образованием, образовательного учреждения.
     Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого  не  должна
превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения.
     По письменному  заявлению  работника  в  случаях  его   временной
нетрудоспособности  в  период прохождения им аттестации,  нахождения в
командировке или другим уважительным  причинам  продолжительность  его
аттестации  может  быть  увеличена соответственно руководителем органа
управления образованием, образовательного учреждения.
     3. Положение  определяет единый порядок проведения аттестации для
всех педагогических и руководящих работников без каких-либо исключений
и преимуществ в отношении аттестуемого.
     До утверждения Минобразованием России вариативных форм аттестации
применяются  формы,  определенные федеральными ведомственными органами
управления образованием,  органами управления  образованием  субъектов
Российской Федерации и не противоречащие Положению,  в том числе могут
применяться особые формы аттестации для педагогических  и  руководящих
работников,  имеющих государственные или ведомственные награды, ученые
степени и звания, победителей и лауреатов профессиональных конкурсов и
др.
     4. Положение не содержит  ограничений  в  прохождении  работником
аттестации  на  более  высокую квалификационную категорию до истечения
срока  имеющейся  у  него  квалификационной   категории   в   порядке,
установленном Положением.
     5. В   соответствии   с   пунктом   2.6    Положения    работники
(преподаватели  вузов,  специалисты  органов  управления образованием,
методических кабинетов и др.),  выполняющие  педагогическую  работу  в
государственных   и   муниципальных   образовательных  учреждениях  на
условиях совместительства, проходят аттестацию на общих основаниях.
     6. Порядок  формирования аттестационной комиссии образовательного
учреждения,   регламент   ее   работы   осуществляются   в    порядке,
предусмотренном Уставом образовательного учреждения.
     7. На    основании    пункта    3.6    Положения    представитель
соответствующего профсоюзного органа в обязательном порядке включается
в состав аттестационной комиссии любого уровня.
     8. В   соответствии   с   пунктом   3.2   Положения  Министерство
образования Российской  Федерации,  федеральные  ведомственные  органы
управления образованием могут делегировать право проведения аттестации
на первую  квалификационную  категорию  педагогических  и  руководящих
работников (кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных
учреждений    федерального    подчинения    только     непосредственно
образовательному учреждению федерального подчинения.
     Присвоение работникам   первой   квалификационной   категории   в
указанных   случаях   осуществляется   руководителем  образовательного
учреждения.
     9. Проведение  аттестации педагогических и руководящих работников
на  высшую  квалификационную  категорию  находится  в   исключительной
компетенции   центральной   и   главной   аттестационных  комиссий,  а
присвоение  высшей  квалификационной   категории   -   в   компетенции
соответствующих  органов управления образованием,  при которых созданы
указанные аттестационные комиссии.
     10. Проведение  аттестации  педагогических  работников  на вторую
квалификационную  категорию  центральной,  главной   и   муниципальной
аттестационными комиссиями Положением не предоставлено.
     11. Аттестация  руководителя  образовательного   учреждения   как
педагогического      работника      осуществляется     соответствующей
аттестационной комиссией в зависимости от квалификационной  категории,
на которую он претендует.
     12. Для  педагогических  и  руководящих   работников,   достигших
пенсионного  возраста,  Положением  не  предусмотрено  особого порядка
аттестации.  Аттестация  таких  работников  осуществляется  на   общих
основаниях.
     13. В соответствии с пунктом 4.1 Положения на  основании  решения
аттестационной  комиссии  руководитель  образовательного  учреждения в
месячный срок издает приказ о  присвоении  работнику  квалификационной
категории  со  дня  принятия  решения аттестационной комиссии и вносит
соответствующую запись в трудовую книжку работника.
     14. По результатам аттестации в трудовую книжку работника (раздел
"Сведения о работе") о присвоенной квалификационной категории вносятся
следующие записи:
     в графе 1 - порядковый номер вносимой записи;
     в графе 2 - дата решения аттестационной комиссии;
     в графе 3 - "Присвоена вторая (первая,  высшая)  квалификационная
категория   по  должности  "учитель",  "преподаватель"  (без  указания
преподаваемого предмета),  "воспитатель"  и  т.п.;  "присвоена  первая
(высшая)    квалификационная   категория   по   должности   "директор"
(заведующий, начальник) и т.д.;
     в графе  4 - дата и номер приказа органа управления образованием,
образовательного учреждения, на основании которого внесена запись.
     Руководителю образовательного  учреждения,  прошедшему аттестацию
по должности руководителя  и  педагогического  работника,  в  трудовую
книжку вносятся две записи по соответствующим должностям.
     15. Квалификационные  категории,  присвоенные  педагогическим   и
руководящим  работникам  в  соответствии  с Положением,  учитываются в
течение срока их действия на всей территории Российской  Федерации,  в
том числе:
     при работе в должности,  по  которой  присвоена  квалификационная
категория,  независимо  от  типа  и  вида образовательного учреждения,
преподаваемого предмета (дисциплины);
     при возобновлении   работы  в  должности,  по  которой  присвоена
квалификационная категория, независимо от перерывов в работе;
     при переходе из негосударственного образовательного учреждения, а
также учреждений и организаций,  не  являющихся  образовательными,  на
работу  в  государственные и муниципальные образовательные учреждения,
при  условии,  если  аттестация  этих  работников   осуществлялась   в
соответствии с Положением;
     при переходе работников с одной руководящей должности  на  другую
руководящую  должность  из одного образовательного учреждения в другое
образовательное учреждение;
     при выполнении  педагогической  работы  на разных должностях,  по
которым совпадают должностные обязанности,  учебные программы, профили
работы в следующих случаях:

---------------------------------------------------------------------------
| Должность, по которой присвоена    | Должность, по которой может        |
|   квалификационная категория       | учитываться квалификационная       |
|                                    | категория, присвоенная по          |
|                                    | должности, указанной в графе 1     |
|------------------------------------|------------------------------------|
|                1                   |                 2                  |
|------------------------------------|------------------------------------|
| Учитель, преподаватель             | Воспитатель (независимо от места   |
|                                    | работы);   социальный   педагог,   |
|                                    | педагог-организатор;     педагог   |
|                                    | дополнительного образования (при   |
|                                    | совпадении    профиля    кружка,   |
|                                    | направления       дополнительной   |
|                                    | работы    профилю    работы   по   |
|                                    | основной  должности);   учитель,   |
|                                    | преподаватель,  ведущий  занятия   |
|                                    | по отдельным профильным темам из   |
|                                    | курса    "Основы    безопасности   |
|                                    | жизнедеятельности" (ОБЖ)           |
|------------------------------------|------------------------------------|
| Старший воспитатель                | Воспитатель                        |
|------------------------------------|------------------------------------|
| Преподаватель-организатор основ    | Учитель, преподаватель,  ведущий   |
| безопасности жизнедеятельности,    | занятия  с обучающимися по курсу   |
| допризывной подготовки             | "Основы             безопасности   |
|                                    | жизнедеятельности,   допризывной   |
|                                    | подготовки (ОБЖ)  сверх  учебной   |
|                                    | нагрузки,  входящей  в  основные   |
|                                    | должностные         обязанности;   |
|                                    | учитель,           преподаватель   |
|                                    | физкультуры (физвоспитания)        |
|------------------------------------|------------------------------------|
| Руководитель физвоспитания         | Учитель,           преподаватель   |
|                                    | физкультуры     (физвоспитания),   |
|                                    | инструктор    по    физкультуре;   |
|                                    | учитель,  преподаватель, ведущий   |
|                                    | занятия   из    курса    "Основы   |
|                                    | безопасности  жизнедеятельности"   |
|                                    | (ОБЖ)                              |
|------------------------------------|------------------------------------|
| Мастер производственного обучения  | Учитель труда,    преподаватель,   |
|                                    | ведущий преподавательскую работу   |
|                                    | по  аналогичной   специальности,   |
|                                    | инструктор   по  труду,  педагог   |
|                                    | дополнительного образования  (по   |
|                                    | аналогичному профилю)              |
|------------------------------------|------------------------------------|
| Учитель трудового обучения         | Мастер         производственного   |
| (технологии)                       | обучения, инструктор по труду      |
|------------------------------------|------------------------------------|
| Учитель-дефектолог,                | Учитель-логопед,                   |
| учитель-логопед                    | учитель-дефектолог,      учитель   |
|                                    | (независимо  от   преподаваемого   |
|                                    | предмета    либо   в   начальных   |
|                                    | классах)      в      специальных   |
|                                    | (коррекционных)  образовательных   |
|                                    | учреждениях    для    детей    с   |
|                                    | отклонениями     в     развитии,   |
|                                    | воспитатель,             педагог   |
|                                    | дополнительного образования (при   |
|                                    | совпадении    профиля    кружка,   |
|                                    | направления       дополнительной   |
|                                    | работы   профилю    работы    по   |
|                                    | основной должности)                |
|------------------------------------|------------------------------------|
| Учитель музыки                     | Преподаватель            детской   |
| общеобразовательного учреждения,   | музыкальной     школы     (школы   |
| преподаватель учреждения среднего  | искусств, культуры), музыкальный   |
| профессионального образования      | руководитель, концертмейстер       |
|------------------------------------|------------------------------------|
| Преподаватель детской музыкальной, | Учитель                   музыки   |
| художественной школы, школы        | общеобразовательного учреждения,   |
| искусств, культуры, музыкальный    | преподаватель         учреждения   |
| руководитель, концертмейстер       | среднего       профессионального   |
|                                    | образования                        |
|------------------------------------|------------------------------------|
| Старший тренер-преподаватель,      | Учитель,           преподаватель   |
| тренер-преподаватель, в т.ч. ДЮСШ, | физкультуры     (физвоспитания),   |
| СДЮШОР, ДЮКФП                      | инструктор по физкультуре          |
|------------------------------------|------------------------------------|
| Преподаватель учреждения           | Учитель того   же   предмета   в   |
| начального или среднего            | общеобразовательном учреждении     |
| профессионального образования      |                                    |
|------------------------------------|------------------------------------|
| Учитель общеобразовательного       | Преподаватель того же предмета в   |
| учреждения                         | учреждении начального и среднего   |
|                                    | профессионального образования      |
---------------------------------------------------------------------------

     Другие случаи  учета  квалификационной  категории  при  работе на
разных педагогических должностях,  по  которым  совпадают  должностные
обязанности,   учебные   программы,   профили  работы  рассматриваются
соответствующим    органом    управления    образованием    (в    т.ч.
ведомственным),    к    чьей    компетенции    относится    присвоение
квалификационной  категории,  на   основании   письменного   заявления
работника.
     16. Срок  действия  квалификационной   категории   по   заявлению
работника    в    исключительных    случаях    (например,    временная
нетрудоспособность,  нахождение в отпуске  по  беременности  и  родам,
уходу  за  ребенком,  нахождение  в  командировке  по специальности за
рубежом,  возобновление педагогической работы после ее  прекращения  в
связи  с  ликвидацией образовательного учреждения или ухода на пенсию,
нахождение в отпуске в соответствии  с  пунктом  5  статьи  55  Закона
Российской  Федерации  "Об  образовании"  и другие причины) может быть
продлен  до   одного   года   соответствующими   органами   управления
образованием.
     Заявления должны   быть   адресованы:   на    продление    высшей
квалификационной  категории - федеральному,  федеральным ведомственным
органам  управления  образованием,  органам  управления   образованием
субъектов   Российской   Федерации;   на  продление  первой  и  второй
квалификационных   категорий   -   местным   (муниципальным)   органам
управления  образованием.  Кроме  того,  орган управления образованием
субъекта Российской Федерации может принять общее решение  по  данному
вопросу.
     Срок рассмотрения заявлений граждан,  в том числе и по указанному
вопросу, не должен превышать одного месяца.
     17. В соответствии с пунктом  4.3  Положения  трудовые  споры  по
вопросам    аттестации   педагогических   и   руководящих   работников
рассматриваются в комиссиях  по  трудовым  спорам,  судах  в  порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     Административная процедура  рассмотрения   споров   по   вопросам
аттестации    Положением   не   предусмотрена,   поэтому   вышестоящие
аттестационные комиссии или органы управления  образованием  не  могут
отменить решение нижестоящих аттестационных комиссий.