ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРИМЕНЯЕТ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 29.12.95 N 222-ФЗ. ОРГАНИЗАЦИЯ, ВЫСТУПАЯ В КАЧЕСТВЕ КОМИССИОНЕРА, РЕАЛИЗУЕТ ТОВАР КОМИ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 12.11.02 23-06/54410

     ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И
  ПРИМЕНЯЕТ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В
       СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 29.12.95 N 222-ФЗ.
    ОРГАНИЗАЦИЯ, ВЫСТУПАЯ В КАЧЕСТВЕ КОМИССИОНЕРА, РЕАЛИЗУЕТ ТОВАР
       КОМИТЕНТА ОТ СВОЕГО ИМЕНИ ПО ЦЕНАМ КОМИТЕНТА. РЕАЛИЗАЦИЯ
    ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ И ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ. ДОХОДОМ
          КОМИССИОНЕРА ЯВЛЯЕТСЯ КОМИССИОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ.
       ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КОМИССИОНЕР, ПРИМЕНЯЮЩИЙ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ
   НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ТОВАР КОМИТЕНТА
ПОКУПАТЕЛЮ (ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ) ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ, ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГА
  С ПРОДАЖ? КАК ПРОИЗВОДЯТСЯ РАСЧЕТЫ С КОМИТЕНТОМ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ?
     ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ ПОЛОЖЕНИЯ П. 3 СТ. 354 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "КОМИТЕНТ (ДОВЕРИТЕЛЬ, ПРИНЦИПАЛ) ПРИ ПОЛУЧЕНИИ
  ВЫРУЧКИ ОТ КОМИССИОНЕРА (ПОВЕРЕННОГО, АГЕНТА) НАЛОГ НЕ УПЛАЧИВАЕТ,
    ЕСЛИ ЭТОТ НАЛОГ УПЛАЧЕН КОМИССИОНЕРОМ (ПОВЕРЕННЫМ, АГЕНТОМ)".
   В КАКОЙ СИТУАЦИИ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГА С ПРОДАЖ ЯВЛЯЕТСЯ КОМИТЕНТ?

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          12 ноября 2002 г.
                            N 23-06/54410

                                 (Д)


     В соответствии со ст.  347 главы 27 "Налог с  продаж"  Налогового
кодекса   Российской   Федерации  (далее  -  Кодекс)  налог  с  продаж
устанавливается Кодексом и законами  субъектов  Российской  Федерации,
вводится  в  действие  в  соответствии  с  Кодексом законами субъектов
Российской   Федерации   и   обязателен   к   уплате   на   территории
соответствующего субъекта Российской Федерации.
     Статьей 349  Кодекса  установлено,  что  с  1  января  2002  года
объектом  налогообложения признаются операции по реализации физическим
лицам  товаров  (работ,  услуг)  на  территории  субъекта   Российской
Федерации и только в том случае,  если такая реализация осуществляется
за наличный расчет,  а также с использованием расчетных или  кредитных
банковских карт.
     Согласно п.  3 ст.  354 Кодекса в случае если  согласно  условиям
договора   комиссии   (поручения,   агентского  договора)  фактическая
реализация товаров покупателям производится комиссионером (поверенным,
агентом)  и  денежные  средства  поступают в кассу (на расчетный счет)
комиссионера (поверенного,  агента),  обязанность по уплате  налога  и
перечислению  его  в  бюджет возлагается на комиссионера (поверенного,
агента),  который признается налоговым агентом.  При этом сумма налога
исчисляется   исходя   из   полной  цены  продажи  товара,  включающей
вознаграждение   комиссионера    (поверенного,    агента).    Комитент
(доверитель,   принципал)   при   получении  выручки  от  комиссионера
(поверенного,  агента) налог с продаж не уплачивает,  если этот  налог
уплачен комиссионером (поверенным, агентом).
     Пунктом 4 ст.  24 Кодекса  предусмотрено,  что  налоговые  агенты
перечисляют удержанные налоги в порядке,  предусмотренном Кодексом для
уплаты налога налогоплательщиком.
     Федеральный закон  от  29.12.95  N  222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения,   учета   и   отчетности   для    субъектов    малого
предпринимательства"   предусматривает   замену   уплаты  совокупности
установленных  законодательством  Российской  Федерации   федеральных,
региональных  и местных налогов и сборов уплатой единого налога только
для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета
и отчетности.
     Таким образом,  организация,   применяющая   упрощенную   систему
налогообложения, учета и отчетности, не является плательщиком налога с
продаж только при  осуществлении  операций  по  реализации  физическим
лицам за наличный расчет собственных товаров (работ, услуг).
     Если организация, применяющая упрощенную систему налогообложения,
учета  и  отчетности,  является комиссионером (поверенным,  агентом) и
осуществляет операции  по  реализации  физическим  лицам  за  наличный
расчет  товаров (работ,  услуг),  принадлежащих комитенту (доверителю,
принципалу),  являющемуся плательщиком налога с продаж, в этом случае,
несмотря на то,  что сам комиссионер (поверенный,  агент) плательщиком
налога с продаж не является,  у него возникает обязанность  по  уплате
налога  с  продаж  за  комитента  (доверителя,  принципала) в качестве
налогового агента.  При этом сумма налога с продаж исчисляется  исходя
из полной цены товара.
     Местом уплаты налога с продаж  согласно  п.  2  ст.  354  Кодекса
является  место  осуществления  операций по реализации товаров (работ,
услуг), подлежащих обложению налогом с продаж.
     Если комитент  (доверитель,  принципал)  не является плательщиком
налога  с  продаж  как  организация,  применяющая  упрощенную  систему
налогообложения,   учета  и  отчетности,  в  этом  случае  комиссионер
(поверенный,  агент),  реализующий товары физическим лицам за наличный
расчет и получающий в кассу денежные средства за реализованные товары,
в качестве налогового агента обязанностей по уплате налога с продаж за
комитента не имеет.
     Таким образом,  в случае если комитент (доверитель, принципал) не
является   плательщиком  налога  с  продаж,  комиссионер  (поверенный,
агент), получивший в кассу наличные денежные средства за реализованные
товары,  налог  с  продаж  не  удерживает  и  не уплачивает.  При этом
освобождение  комиссионера  (поверенного,  агента)   от   обязанностей
налогового агента по налогу с продаж осуществляется только при наличии
у комиссионера (поверенного,  агента) документов,  подтверждающих, что
комитент  (доверитель,  принципал)  не  является плательщиком налога с
продаж (например,  заверенной  копии  патента  комитента  (доверителя,
принципала)  на  право  применения упрощенной системы налогообложения,
учета и отчетности).

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         А.Г. Луканина