Страницы: 1 2 дверей и сигнал требования остановки на автобусе, аварийные выходы автобуса и устройства приведения их в действие, приборы внутреннего освещения салона автобуса, привод управления дверями и сигнализация их работы должны быть работоспособны. Замки боковых навесных дверей АТС должны быть работоспособны и фиксироваться в двух положениях запирания: промежуточном и окончательном. 4.7.5. Аварийные выходы в автобусах должны быть обозначены и иметь таблички по правилам их использования. Не допускается оборудование салона автобуса дополнительными элементами конструкции, ограничивающими свободный доступ к аварийным выходам. 4.7.6. Средства измерения скорости (спидометры) и пройденного пути должны быть работоспособны. Тахографы должны быть работоспособны, метрологически поверены в установленном порядке и опломбированы. 4.7.7. Ослабление затяжки болтовых соединений и разрушения деталей подвески и карданной передачи АТС не допускаются. Рычаг регулятора уровня пола (кузова) АТС с пневмоподвеской в снаряженном состоянии должен находиться в горизонтальном положении. Давление на контрольном выводе регулятора уровня пола АТС с пневмоподвеской, изготовленных после 01.01.97, должно соответствовать указанному в табличке изготовителя. 4.7.8. На АТС категорий N2, N3 и O2 - O4 демонтирование установленного изготовителем заднего защитного устройства (ЗЗУ) не допускается. ЗЗУ по длине должно быть не более длины задней оси и не короче ее более чем на 100 мм с каждой стороны. 4.7.9. Деформации передних и задних бамперов легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей, при которых радиус кривизны выступающих наружу частей бампера (за исключением деталей, изготовленных из неметаллических эластичных материалов) менее 5 мм, не допускаются. 4.7.10. Видимые разрушения, короткие замыкания и следы пробоя изоляции электрических проводов не допускаются. 4.7.11. Замок седельно - сцепного устройства седельных автомобилей - тягачей должен после сцепки закрываться автоматически. Ручная и автоматическая блокировки седельно - сцепного устройства должны предотвращать самопроизвольное расцепление тягача и полуприцепа. Трещины и местные разрушения деталей сцепных устройств не допускаются. Прицепы должны быть оборудованы предохранительными цепями (тросами), которые должны быть исправны. Длина предохранительных цепей (тросов) должна предотвращать контакт сцепной петли дышла с дорожной поверхностью и при этом обеспечивать управление прицепом в случае обрыва (поломки) тягово - сцепного устройства. Предохранительные цепи (тросы) не должны крепиться к деталям тягово - сцепного устройства или деталям его крепления. Прицепы (кроме одноосных и роспусков) должны быть оборудованы устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговым автомобилем. Продольный люфт в беззазорных тягово - сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача не допускается. Тягово - сцепные устройства легковых автомобилей должны обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром. Самопроизвольная расцепка не допускается. 4.7.12. Передние буксирные устройства АТС (за исключением прицепов и полуприцепов), оборудованных этими устройствами, должны быть работоспособны. 4.7.13. Диаметр сцепного шкворня сцепных устройств полуприцепов разрешенной максимальной массой до 40 т должен быть в пределах от номинального, равного 50,9 мм, до предельно допустимого, составляющего 48,3 мм, а наибольший внутренний диаметр рабочих поверхностей захватов сцепного устройства - от 50,8 до 55 мм. Диаметр в продольной плоскости зева тягового крюка тягово - сцепной системы "крюк - петля" грузовых автомобилей - тягачей должен быть в пределах от минимального, составляющего 48,0 мм, до предельно допустимого, равного 53,0 мм, а наименьший диаметр сечения прутка сцепной петли - от 43,9 до 36 мм. Диаметр шкворня беззазорных тягово - сцепных устройств с тяговой вилкой должен быть в пределах от номинального, составляющего 38,5 мм, до предельно допустимого, равного 36,4 мм. Диаметр шара тягово - сцепного устройства легковых автомобилей должен быть в пределах от номинального, равного 50,0 мм, до предельно допустимого, составляющего 49,6 мм. 4.7.14. АТС должны быть оснащены ремнями безопасности согласно требованиям эксплуатационных документов. Не допускается эксплуатация ремней безопасности со следующими дефектами: - надрыв на лямке, видимый невооруженным глазом; - замок не фиксирует "язык" лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства; - лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку); - при резком вытягивании лямки ремня не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки), оборудованного механизмом двойной блокировки лямки. 4.7.15. АТС должны быть оснащены медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки (или мигающим красным фонарем), а АТС категорий M3, N2, N3, кроме того, еще и противооткатными упорами (не менее чем двумя). Легковые и грузовые автомобили должны быть оснащены не менее чем одним огнетушителем, а автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, - двумя, один из которых должен размещаться в кабине водителя, а второй - в пассажирском салоне (кузове). Использование огнетушителей без пломб и (или) с истекшими сроками годности не допускается. Медицинская аптечка должна быть укомплектована пригодными для использования препаратами. 4.7.16. Поручни в автобусах, запасное колесо, аккумуляторные батареи, сиденья, а также огнетушители и медицинская аптечка на АТС, оборудованных приспособлениями для их крепления, должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных конструкцией АТС. 4.7.17. На АТС, оборудованных механизмами продольной регулировки положения подушки и угла наклона спинки сиденья или механизмом перемещения сиденья (для посадки и высадки пассажиров), указанные механизмы должны быть работоспособны. После прекращения регулирования или пользования эти механизмы должны автоматически блокироваться. 4.7.18. Высота подголовника от подушки сиденья в свободном (несжатом) состоянии на АТС, изготовленных после 01.01.99 и оборудованных нерегулируемыми по высоте подголовниками, должна быть не менее 800 мм, высота регулируемого подголовника в среднем положении - (800 +/- 5) мм. Для АТС, изготовленных до 01.01.99, допускается уменьшение указанного значения до (750 +/- 5) мм. 4.7.19. АТС должны быть оборудованы предусмотренными конструкцией надколесными грязезащитными устройствами. Ширина этих устройств должна быть не менее ширины применяемых шин. 4.7.20. Вертикальная статическая нагрузка на тяговое устройство автомобиля от сцепной петли одноосного прицепа (прицепа - роспуска) в снаряженном состоянии не должна быть более 490 Н. При вертикальной статической нагрузке от сцепной петли прицепа более 490 Н передняя опорная стойка должна быть оборудована механизмом подъема - опускания, обеспечивающим установку сцепной петли в положение сцепки (расцепки) прицепа с тягачом. 4.7.21. Держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема - опускания запасного колеса должны быть работоспособны. Храповое устройство лебедки должно четко фиксировать барабан с крепежным канатом. 4.7.22. Полуприцепы должны быть оборудованы опорным устройством, которое должно быть работоспособно. Фиксаторы транспортного положения опор, предназначенные для предотвращения их самопроизвольного опускания при движении АТС, должны быть работоспособны. Механизмы подъема и опускания опор должны быть работоспособны. Храповое устройство лебедок подъема и опускания опор должно четко фиксировать барабан с крепежным канатом, не допуская его провисания. 4.7.23. Каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на АТС гидравлических устройств не допускается. 4.7.24. Оборудование АТС специальными световыми и (или) звуковыми сигналами, нанесение специальной цветографической окраски по ГОСТ Р 50574 без соответствующего разрешения не допускаются. 4.7.25. Цветографические схемы окраски АТС оперативных и специальных служб, специальные световые и звуковые сигналы должны соответствовать ГОСТ Р 50574. 4.7.26. Размещение специальных световых сигналов не на крыше кузова (кабины) АТС не допускается. 4.8. Требования к маркировке АТС 4.8.1. На АТС, изготовленных после 01.01.2000, должна быть нанесена маркировка, содержание и место расположения которой должны соответствовать требованиям нормативных документов. 4.8.2. Государственные регистрационные знаки на АТС должны быть установлены и закреплены на предусмотренных местах по ГОСТ Р 50577. 4.8.3. УАТС, оснащенных газовой системой питания, на наружной поверхности газовых баллонов должны быть нанесены их паспортные данные, в том числе даты действующего последующего освидетельствования. 5. Методы проверки 5.1. Методы проверки тормозного управления 5.1.1. Характеристики методов проверки тормозного управления: 5.1.1.1. Эффективность торможения и устойчивость АТС при торможении проверяют на стендах или в дорожных условиях. 5.1.1.2. Рабочую и запасную тормозные системы проверяют по эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а стояночную и вспомогательную тормозные системы - по эффективности торможения. Использование показателей и методов проверки эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении различными тормозными системами в обобщенном виде представлено в Приложении В. 5.1.1.3. Средства измерений, применяемые при проверке, должны быть работоспособны и метрологически поверены. Погрешность измерения не должна превышать при определении: - тормозного пути - +/- 5,0%; - начальной скорости торможения - +/- 1,0 км/ч; - тормозной силы - +/- 3,0%; - усилия на органе управления - +/- 7,0%; - времени срабатывания тормозной системы - +/- 0,03 с; - времени запаздывания тормозной системы - +/- 0,03 с; - времени нарастания замедления - +/- 0,03 с; - установившегося замедления - +/- 4,0%; - давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе - +/- 5,0%; - усилия вталкивания сцепного устройства прицепов, оборудованных инерционным тормозом - +/- 5,0%; - продольного уклона площадки для выполнения торможений - +/- 1,0%; - массы транспортного средства - +/- 3,0%. Примечание. Требование к погрешности измерения тормозного пути не распространяется на расчетное определение данного показателя по Приложению Г. 5.1.1.4. Допускается проверять показатели эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении методами и способами, эквивалентными установленным настоящим стандартом, если они регламентированы нормативными документами. 5.1.2. Условия проведения проверки технического состояния тормозного управления: 5.1.2.1. АТС подвергают проверке при "холодных" тормозных механизмах. 5.1.2.2. Шины проверяемого на стенде АТС должны быть чистыми, сухими, а давление в них должно соответствовать нормативному, установленному изготовителем АТС в эксплуатационной документации. Давление проверяют в полностью остывших шинах с использованием манометров, соответствующих ГОСТ 9921. 5.1.2.3. Проверки на стендах и в дорожных условиях (кроме проверки вспомогательной тормозной системы) проводят при работающем и отсоединенном от трансмиссии двигателе, а также отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и разблокированных трансмиссионных дифференциалах (при наличии указанных агрегатов в конструкции АТС). 5.1.2.4. Показатели по 4.1.1, 4.1.3 - 4.1.5 проверяют на роликовом стенде для проверки тормозных систем при наличии на переднем сиденье АТС категорий M1 и N1 водителя и пассажира. Усилие воздействия на орган управления тормозной системы увеличивают до значения, предусмотренного 4.1.1, или 4.1.5, или 4.1.7, за время приведения в действие согласно руководству (инструкции) по эксплуатации стенда. 5.1.2.5. Износ роликов стенда до полного стирания рифленой поверхности или разрушения абразивного покрытия роликов не допускается. 5.1.2.6. Проверки в дорожных условиях проводят на прямой ровной горизонтальной сухой чистой дороге с цементно- или асфальтобетонным покрытием. Торможение рабочей тормозной системой осуществляют в режиме экстренного полного торможения путем однократного воздействия на орган управления. Время полного приведения в действие органа управления тормозной системой не должно превышать 0,2 с. 5.1.2.7. Корректировка траектории движения АТС в процессе торможения при проверках рабочей тормозной системы в дорожных условиях не допускается (если этого не требует обеспечение безопасности проверок). Если такая корректировка была произведена, то результаты проверки не учитывают. 5.1.2.8. Общая масса технических средств диагностирования, применяемых при проверках в дорожных условиях, не должна превышать 25 кг. 5.1.2.9. АТС, оборудованные АБС, проверяют в указанных в 5.1.2.6 дорожных условиях. 5.1.2.10. При проведении проверок технического состояния на стендах и в дорожных условиях должны соблюдаться предписания по технике безопасности работ [3] и руководства (инструкции) по эксплуатации роликового стенда. 5.1.3. Проверка рабочей тормозной системы: 5.1.3.1. Для проверки на стендах АТС последовательно устанавливают колесами каждой из осей на ролики стенда. Отключают от трансмиссии двигатель, дополнительные ведущие мосты и разблокируют трансмиссионные дифференциалы, пускают двигатель и устанавливают минимальную устойчивую частоту вращения коленчатого вала. Измерения проводят согласно руководству (инструкции) по эксплуатации роликового стенда. Для роликовых стендов, не обеспечивающих измерение массы, приходящейся на колеса АТС, используют весоизмерительные устройства или справочные данные о массе АТС. Измерения и регистрацию показателей на стенде выполняют для каждой оси АТС и рассчитывают показатели удельной тормозной силы и относительной разности тормозных сил колес оси по 4.1.1, 4.1.3, 4.1.4. 5.1.3.2. Для автопоездов при проверках на стендах должны определяться значения удельной тормозной силы отдельно для тягача и прицепа (полуприцепа), оборудованного тормозным управлением. Полученные значения сравнивают с нормативами для АТС с двигателем по 4.1.1, а для прицепов и полуприцепов - по 4.1.4. 5.1.3.3. При проверках в дорожных условиях эффективности торможения АТС без измерения тормозного пути допускается непосредственное измерение показателей установившегося замедления и времени срабатывания тормозной системы или вычисление показателя тормозного пути по методике, указанной в Приложении Г, на основе результатов измерения установившегося замедления, времени запаздывания тормозной системы и времени нарастания замедления при заданной начальной скорости торможения. 5.1.3.4. При проверках на стендах относительную разность тормозных сил рассчитывают по Приложению Г и сопоставляют полученное значение с предельно допустимыми по 4.1.3. Измерения и расчеты повторяют для колес каждой оси АТС. 5.1.3.5. Устойчивость АТС при торможении в дорожных условиях проверяют путем выполнения торможений в пределах нормативного коридора движения. Ось, правую и левую границы коридора движения предварительно обозначают параллельной разметкой на дорожном покрытии. АТС перед торможением должно двигаться прямолинейно с установленной начальной скоростью по оси коридора. Выход АТС какой-либо его частью за пределы нормативного коридора движения устанавливают визуально по положению проекции АТС на опорную поверхность или по прибору для проверки тормозных систем в дорожных условиях при превышении измеренной величиной смещения АТС в поперечном направлении половины разности ширины нормативного коридора движения и максимальной ширины АТС. 5.1.3.6. При проверках в дорожных условиях эффективности торможения рабочей тормозной системой и устойчивости АТС при торможении допускаются отклонения начальной скорости торможения от установленного в 4.1.1, 4.1.2 значения не более +/- 4 км/ч. При этом должны быть пересчитаны нормативы тормозного пути по методике, изложенной в Приложении Д. 5.1.3.7. По результатам выполнения проверок в дорожных условиях или на стендах вычисляют указанные соответственно в 5.1.3.3, 5.1.3.5 или 5.1.3.1, 5.1.3.2, 5.1.3.4 показатели, используя изложенную в Приложении Г методику. АТС считают выдержавшими проверку эффективности торможения и устойчивости при торможении рабочей тормозной системой, если рассчитанные значения указанных показателей соответствуют приведенным в 4.1.1 - 4.1.4 нормативам. Для АТС, не оборудованных АБС, вместо соответствия удельной тормозной силы нормативам 4.1.1 допускается блокирование всех колес АТС на роликах стенда. 5.1.4. Проверка стояночной и запасной тормозной системы: 5.1.4.1. Проверку стояночной тормозной системы в дорожных условиях проводят посредством размещения АТС на опорной поверхности с уклоном, равным указанному в 4.1.5 нормативному, затормаживания АТС рабочей тормозной системой, а затем - стояночной тормозной системой с одновременным измерением динамометром усилия, приложенного к органу управления стояночной тормозной системы, и последующего отключения рабочей тормозной системы. При проверке определяют возможность обеспечения неподвижного состояния АТС под воздействием стояночной тормозной системы в течение не менее 1 мин. 5.1.4.2. Проверку на стенде проводят путем поочередного приведения во вращение роликами стенда и торможения колес оси АТС, на которую воздействует стояночная тормозная система. К органу управления стояночной тормозной системой прикладывают усилие по 4.1.5, контролируя его с погрешностью не более указанной в 5.1.1.3. По результатам проверки, аналогично изложенному в 5.1.3.1, вычисляют удельную тормозную силу по методике, изложенной в Приложении Г, с учетом примечаний к таблице А.1 Приложения А, и сравнивают полученное значение с нормативным, рассчитанным по 4.1.5. АТС считают выдержавшим проверку эффективности торможения стояночной тормозной системой, если удельная тормозная сила не менее рассчитанной нормативной или если колеса проверяемой оси блокируются на роликах стенда по 4.1.5. 5.1.4.3. Требования 4.1.7 проверяют на стендах методами, установленными для проверки рабочей тормозной системы в 5.1.2.1 - 5.1.2.4, 5.1.2.9, 5.1.3.1, 5.1.3.2, 5.1.3.7. 5.1.5. Проверка вспомогательной тормозной системы: 5.1.5.1. Вспомогательную тормозную систему проверяют в дорожных условиях путем приведения ее в действие и измерения замедления АТС при торможении в диапазоне скоростей, указанном в 4.1.6. При этом в трансмиссии АТС должна быть включена передача, исключающая превышение максимальной допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя. 5.1.5.2. Показателем эффективности торможения вспомогательной тормозной системой в дорожных условиях является значение установившегося замедления. АТС считают выдержавшим проверку эффективности торможения вспомогательной тормозной системой, если установившееся замедление соответствует нормативному по 4.1.6. 5.1.6. Проверка узлов и деталей тормозных систем: 5.1.6.1. Требования 4.1.8, 4.1.9 и 4.1.15 проверяют с использованием манометров или электронных измерителей, подключаемых к контрольным выводам или соединительным головкам тормозного привода неподвижного тягача и прицепа. При использовании измерителей падения давления с меньшими погрешностями измерения допускается корректировать нормативы периода измерения и величины предельно допустимого падения давления воздуха в тормозном приводе по методике, изложенной в Приложении Е. При проверке требования 4.1.15 к значению усилия натяжения пружины регулятора тормозных сил используют динамометр. Негерметичность колесных тормозных камер выявляют с помощью электронного детектора утечек сжатого воздуха или органолептически. 5.1.6.2. Требования 4.1.10, 4.1.12 - 4.1.13 проверяют визуально на неподвижном АТС. 5.1.6.3. Требования 4.1.11 проверяют на неподвижном АТС при работающем двигателе посредством визуального наблюдения за рабочим функционированием проверяемых узлов. 5.1.6.4. Требования 4.1.14 проверяют на стендах или в дорожных условиях в процессе проведения проверок эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении рабочей тормозной системой по 5.1.3 без выполнения дополнительных торможений посредством наблюдения за характером изменения тормозных сил или замедления АТС при воздействиях на орган управления тормозной системы. 5.1.6.5. Требования 4.1.16 проверяют в дорожных условиях посредством предварительного разгона АТС, контроля скорости движения, выполнения экстренных торможений и наблюдения следов торможения колес, а также визуального контроля функционирования сигнализаторов АБС на всех режимах ее работы. 5.1.6.6. Требования 4.1.17 проверяют с использованием линейки. 5.1.6.7. Требования 4.1.18 проверяют посредством отсоединения тяги тормозного инерционно - механического привода от устройства управления и приложения усилия к головке сцепного устройства с использованием динамометра сжатия с погрешностью не более указанной в 5.1.1.3. 5.2. Методы проверки рулевого управления 5.2.1. Требования 4.2.1, 4.2.4 проверяют на неподвижном АТС при работающем двигателе посредством поочередного поворота рулевого колеса на максимальный угол в каждую сторону. 5.2.2. Требование 4.2.2 проверяют наблюдением за положением рулевого колеса на неподвижном АТС с усилителем рулевого управления после установки рулевого колеса в положение, примерно соответствующее прямолинейному движению, и пуска двигателя. 5.2.3. Требование 4.2.3 проверяют на неподвижном АТС с использованием приборов для определения суммарного люфта в рулевом управлении, фиксирующих угол поворота рулевого колеса и начало поворота управляемых колес. 5.2.3.1. Управляемые колеса должны быть предварительно приведены в положение, примерно соответствующее прямолинейному движению, а двигатель АТС, оборудованного усилителем рулевого управления, должен работать. 5.2.3.2. Рулевое колесо поворачивают до положения, соответствующего началу поворота управляемых колес АТС в одну сторону, а затем - в другую сторону до положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в противоположную сторону. При этом измеряют угол между указанными крайними положениями рулевого колеса, который является суммарным люфтом в рулевом управлении. 5.2.3.3. Допускается максимальная погрешность измерений суммарного люфта не более 1Ь. АТС считают выдержавшим проверку, если суммарный люфт не превышает нормативов по 4.2.3. 5.2.4. Требования 4.2.5 проверяют органолептически на неподвижном АТС при неработающем двигателе путем приложения нагрузок к узлам рулевого управления и простукивания резьбовых соединений. 5.2.4.1. Осевое перемещение и качание рулевого колеса, качание рулевой колонки производят путем приложения к рулевому колесу знакопеременных сил в направлении оси рулевого вала и в плоскости рулевого колеса перпендикулярно к колонке, а также знакопеременных моментов сил в двух взаимоперпендикулярных плоскостях, проходящих через ось рулевой колонки. 5.2.4.2. Взаимные перемещения деталей рулевого привода, крепление картера рулевого механизма и рычагов поворотных цапф проверяют посредством поворота рулевого колеса относительно нейтрального положения на 40 - 60Ь в каждую сторону и приложением непосредственно к деталям рулевого привода знакопеременной силы. Для визуальной оценки состояния шарнирных соединений используют стенды для проверки рулевого привода. 5.2.4.3. Работоспособность устройства фиксации положения рулевой колонки проверяют посредством приведения его в действие и последующего качания рулевой колонки при ее зафиксированном положении путем приложения знакопеременных усилий к рулевому колесу в плоскости рулевого колеса перпендикулярно к колонке во взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось рулевой колонки. 5.2.5. Требования 4.2.6 проверяют визуально на неподвижном АТС. 5.2.6. Требования 4.2.7 проверяют измерением натяжения ремня привода насоса усилителя рулевого управления на неподвижном АТС с помощью специальных приборов для одновременного контроля усилия и перемещения или с использованием линейки и динамометра с максимальной погрешностью не более 7%. 5.3. Методы проверки внешних световых приборов и светоотражающей маркировки 5.3.1. Требования 4.3.1, 4.3.3, 4.3.12, 4.3.15 - 4.3.17, 4.3.19 - 4.3.21 проверяют визуально, в том числе при включении и выключении световых приборов. 5.3.2. Требования 4.3.2, 4.3.22 проверяют визуально. 5.3.3. Требования 4.3.4 - 4.3.11, 4.3.13, 4.3.14 проверяют при неработающем двигателе АТС на специальном посту, оборудованном рабочей площадкой, плоским экраном с матовым покрытием, люксметром с фотоприемником (защищенным от посторонних засветок) и приспособлением, ориентирующим взаимное расположение АТС и экрана. Требования 4.3.4, 4.3.6, 4.3.10 проверяют на АТС в снаряженном состоянии (за исключением АТС категории M1), а на АТС категории M1 - с нагрузкой (70 +/- 20) кг на сиденье водителя (человек или груз). 5.3.3.1. Размеры рабочей площадки должны при размещении на ней АТС обеспечивать расстояние не менее 5 м между рассеивателем светового прибора АТС и экраном по оси отсчета. Допускаются неровности рабочей площадки не более 3 мм на 1 м. 5.3.3.2. Угол между плоскостью экрана и рабочей площадкой должен быть (90 +/- 3)Ь. 5.3.3.3. Ориентирующее приспособление должно обеспечивать установку АТС таким образом, чтобы ось отсчета светового прибора была параллельна плоскости рабочей площадки и находилась в плоскости, перпендикулярной к плоскостям экрана и рабочей площадки, с погрешностью не более +/- 0,5Ь. 5.3.3.4. Разметка экрана должна обеспечивать проверку требований 4.3.4 - 4.3.8, 4.3.10, 4.3.11. Допускаемая погрешность при измерении показателей по 4.3.4 и 4.3.10 не должна быть более: для угловых значений - +/- 15`, для линейных значений на расстоянии 10 м до экрана - +/- 44 мм, на расстоянии 5 м до экрана - +/- 22 мм. 5.3.3.5. При проверке требований 4.3.13, 4.3.14 фотоприемник располагают на расстоянии (3 +/- 0,1) м от рассеивателя светового прибора по его оси отсчета. 5.3.4. Для проверки требований 4.3.4 - 4.3.8, 4.3.10, 4.3.11 допускается вместо экрана использовать измерительный прибор с ориентирующим приспособлением. 5.3.4.1. Диаметр входного отверстия объектива должен быть не менее габаритов фары. 5.3.4.2. Оптическая ось измерительного прибора должна быть направлена параллельно рабочей площадке с погрешностью не более +/- 0,25Ь. 5.3.4.3. В фокальной плоскости объектива должен быть установлен подвижный экран с разметкой, обеспечивающей проверку требований 4.3.4 - 4.3.8, 4.3.10, 4.3.11. 5.3.4.4. Ориентирующее приспособление должно обеспечивать установку оптической оси прибора параллельно продольной плоскости симметрии АТС (или перпендикулярно к оси задних колес) с погрешностью не более +/- 0,5Ь. 5.3.5. Измерения силы света по 4.3.5, 4.3.9, 4.3.11, 4.3.13 проводят при помощи фотоприемника, откоррегированного под среднюю кривую спектральной чувствительности глаза. Чувствительность фотоприемника должна соответствовать интервалам допускаемых значений силы света по 4.3.5, 4.3.9, 4.3.11, 4.3.13. Допускаемая погрешность при измерении показателей по 4.3.5, 4.3.9, 4.3.11, 4.3.13, 4.3.18 не должна превышать 15%. Диаметр фотоприемника должен быть не более 30 мм при работе с экраном по 5.3.3 и не более 6 мм при работе с измерительным прибором по 5.3.4. 5.3.6. Требования 4.3.18 к частоте следования проблесков указателей поворотов проверяют не менее чем по 10 проблескам с помощью измерительного прибора или универсального измерителя времени с отсчетом от 1 до 60 с и ценой деления не более 1 с. 5.4. Методы проверки стеклоочистителей и стеклоомывателей Работоспособность стеклоочистителей и стеклоомывателей проверяют визуально в процессе их рабочего функционирования при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу двигателя АТС. При проверке стеклоочистителей с электрическим приводом должны быть включены фары дальнего света. Требования 4.4.2 проверяют с использованием универсального измерителя времени с отсчетом от 1 до 60 с (часов, секундомера и т.п.) и ценой деления не более 1 с. 5.5. Методы проверки шин и колес 5.5.1. Требования 4.5.1 проверяют путем измерения остаточной высоты рисунка протектора шин с помощью специальных шаблонов или линейки. 5.5.1.1. Высоту рисунка при равномерном износе протектора шин измеряют на участке, ограниченном прямоугольником, ширина которого не более половины ширины беговой дорожки протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины (соответствует длине дуги, хорда которой равна радиусу шины), расположенным посередине беговой дорожки протектора, а при неравномерном износе - на нескольких участках с разным износом, суммарная площадь которых имеет такую же величину. 5.5.1.2. Высоту рисунка измеряют в местах наибольшего износа протектора, но не на участках расположения индикаторов износа, полумостиков и ступенек у основания рисунка протектора. Предельный износ шин, имеющих индикаторы износа, фиксируют при равномерном износе рисунка протектора по появлению одного индикатора, а при неравномерном износе - по появлению двух индикаторов в каждом из двух сечений колеса. Высоту рисунка протектора шин, имеющих сплошное ребро по центру беговой дорожки, измеряют по краям этого ребра. Высоту рисунка протектора шин повышенной проходимости измеряют между грунтозацепами по центру или в местах, наименее удаленных от центра беговой дорожки, но не по уступам у основания грунтозацепов и не по полумостикам. 5.5.2. Требования 4.5.3 - 4.5.8 проверяют визуально и простукиванием болтовых соединений и деталей крепления дисков и ободьев колес. 5.6. Методы проверки двигателя и его систем 5.6.1. Требования 4.6.1 проверяют по ГОСТ 17.2.2.03. 5.6.2. Требования 4.6.2 проверяют по ГОСТ 21393. 5.6.3. Требования 4.6.3 проверяют по ГОСТ 17.2.02.06. 5.6.4. Требования 4.6.4 - 4.6.6 проверяют органолептически и посредством приведения в действие запорных устройств топливных баков и устройств перекрытия топлива при работающем двигателе. Техническое состояние крышек топливных баков проверяют путем их двукратного открывания - закрывания, сохранность уплотняющих элементов крышек - визуально. Герметичность газовой системы питания проверяют с использованием специального прибора - индикатора течеискателя. 5.6.5. Требования 4.6.7 проверяют визуально. 5.7. Методы проверки прочих элементов конструкции 5.7.1. Требования 4.7.1 - 4.7.3, 4.7.5, 4.7.10, 4.7.12, 4.7.15, 4.7.26 проверяют визуально. Светопропускание стекол по 4.7.3 проверяют по ГОСТ 27902. 5.7.2. Требования 4.7.4, 4.7.11, 4.7.14, 4.7.17, 4.7.21, 4.7.22, 4.7.24, 4.7.25 проверяют путем осмотра, приведения в действие и наблюдения функционирования и технического состояния частей АТС. 5.7.3. Требования 4.7.6 проверяют визуально по изменению показаний спидометра при движении АТС в дорожных условиях или на роликовом стенде для проверки спидометров либо для проверки тягово - мощностных качеств. Работоспособность тахографов проверяют органолептически. 5.7.4. Требования 4.7.7 проверяют визуально и простукиванием болтовых соединений, а при необходимости - с использованием динамометрического ключа. Давление на контрольном выводе регулятора уровня пола измеряют манометром или электронным измерителем, максимальная погрешность измерений для которых не превышает 5,0%. 5.7.5. Требования 4.7.8, 4.7.18, 4.7.19 проверяют визуально и с помощью линейки, а требование 4.7.18 допускается проверять с помощью специального шаблона. 5.7.6. Требования 4.7.9, 4.7.13 проверяют визуально с помощью специальных шаблонов для контроля внутренних и внешних диаметров изнашивающихся деталей или путем измерения указанных диаметров с помощью штангенциркуля после расцепления тягача и прицепа (полуприцепа). 5.7.7. Требования 4.7.16 проверяют путем приложения ненормируемых усилий к частям АТС. 5.7.8. Требования 4.7.20 проверяют путем измерения динамометром вертикальной нагрузки на сцепной петле прицепа в положении дышла, соответствующем положению сцепки. 5.7.9. Требования 4.7.23 проверяют визуально через 3 мин. после остановки АТС, при работающем двигателе. 5.8. Методы проверки маркировки АТС Требования 4.8.1 - 4.8.3 проверяют визуально. Приложение А (обязательное) КЛАССИФИКАЦИЯ АТС АТС подразделяют на категории, приведенные в таблице А.1. Таблица А.1 ------------------------------------------------------------------------ |Категория|Разрешенная максимальная | Характеристика АТС | | | масса <1>, т | | |---------|--------------------------|---------------------------------| |M1 |- |Для перевозки пассажиров (АТС, | | | |имеющие не более восьми мест для | | | |сидения, кроме водителя) | |---------|--------------------------|---------------------------------| |M2 |До 5 <2> |То же (АТС, имеющие более восьми | |---------|--------------------------|мест для сидения, кроме места | |M3 |Св. 5 <2> |водителя) | |---------|--------------------------|---------------------------------| |N1 |До 3,5 <3> |Для перевозки грузов | |---------|--------------------------| | |N2 |Св. 3,5 до 12,0 <3> | | |---------|--------------------------| | |N3 |Св. 12,0 <3> | | |---------|--------------------------|---------------------------------| |O1 |До 0,75 |Буксируемые АТС - прицепы | |---------|--------------------------|---------------------------------| |O2 |Св. 0,75 до 3,5 |Буксируемые АТС - прицепы и полу-| | | |прицепы | |---------|--------------------------|---------------------------------| |O3 |От 3,5 до 10 <4> |Буксируемые АТС - прицепы | |---------|--------------------------|и полуприцепы <3> | |O4 |Более 10 <4> | | ------------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <1> Специальное оборудование, устанавливаемое на специальных АТС, рассматривают как эквивалент груза. <2> Сочлененный автобус состоит из двух или более нераздельно скрепленных секций, в которых размещены пассажирские салоны, связанные между собой проходом для свободного перемещения пассажиров; нераздельные секции постоянно скреплены друг с другом и могут быть разделены только с помощью специального оборудования, имеющегося обычно только в мастерских. Сочлененный автобус, состоящий из двух или более нераздельных, но сочлененных секций, рассматривают как одно транспортное средство. <3> Для седельных тягачей, предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно - сцепное устройство, а также, в случае необходимости, максимальной массы груза тягача. <4> Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси(ей), когда полуприцеп или прицеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен. АТС категорий M2, M3 дополнительно подразделяют на: класс 1 - городские автобусы - транспортные средства, оборудованные сиденьями и местами для перевозки стоящих вне проходов пассажиров; класс 2 - междугородные автобусы - транспортные средства, оборудованные сиденьями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров; класс 3 - туристские автобусы - транспортные средства, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров. Прицепы (полуприцепы) категорий O2, O3, O4 дополнительно классифицируют по типам: - полуприцеп - буксируемое АТС, ось(и) которого расположена(ы) позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованное седельно - сцепным устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на тягач. Одна или более осей полуприцепа может быть ведущей с приводом от тягача; - прицеп - буксируемое АТС, оборудованное по меньшей мере двумя осями и тягово - сцепным устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и управляет направлением передней(их) оси(ей), но передает незначительную статическую нагрузку на тягач. Одна или более осей полуприцепа могут быть ведущими с приводом от тягача; - прицеп с центральной осью - буксируемое АТС, оборудованное тягово - сцепным устройством, которое не может двигаться относительно тягача в вертикальной плоскости. Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа таким образом, что только незначительная статическая вертикальная загрузка, не превышающая 10% массы прицепа или 10 кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу. Одна или более осей могут быть ведущими с приводом от тягача. Приложение В (справочное) СВОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ И УСТОЙЧИВОСТИ АТС ПРИ ТОРМОЖЕНИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕРКАХ НА СТЕНДАХ (ТАБЛИЦА В.1) И В ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ (ТАБЛИЦА В.2) Таблица В.1 -------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Тормозная система | | показателя |-----------------------------------------------------------------| | | рабочая |запасная | стояночная | |------------------|--------------------------|-------------|------------------------| | |эффективность|устойчивость|эффективность|эффективность | | |торможения |АТС при |торможения |торможения АТС массой: | | | |торможении | |------------------------| | | | | |снаряженной|разрешенной | | | | | | |максимальной| |------------------|-------------|------------|-------------|-----------|------------| |Удельная тормозная| + | | + | + | + | |сила | | | | | | |------------------|-------------|------------|-------------|-----------|------------| |Относительная | | + | | | | |разность тормозных| | | | | | |сил колес оси | | | | | | |------------------|-------------|------------|-------------|-----------|------------| |Блокирование колес| + | | + | + | + | |АТС на роликовом | | | | | | |стенде <*> | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Используется только вместо показателя удельной тормозной силы. Таблица В.2 ---------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Тормозная система | | показателя |--------------------------------------------------------------| | | рабочая |запасная|стояночная|вспомогательная| | | | | |тельная | | |--------------------------|-----------------------------------| | |эффективность|устойчивость| эффективность торможения | | |торможения |АТС при | | | | |торможении | | | | | | | | | | | | |------------------|-------------|------------|-----------------------------------| |Тормозной путь | + | | + | | | |------------------|-------------|------------|--------|----------|---------------| |Установившееся | + | | + | | + | |замедление <*> | | | | | | |------------------|-------------|------------|--------|----------|---------------| |Время срабатывания| + | | + | | | | тормозной | | | | | | |системы <*> | | | | | | |------------------|-------------|------------|--------|----------|---------------| |Коридор движения | | + | | | | |------------------|-------------|------------|--------|----------|---------------| |Уклон дороги, на | | | | + | | |котором АТС | | | | | | |удерживается | | | | | | |неподвижно | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Используется только вместо показателя тормозного пути. Примечание к таблицам В.1 и В.2. Знак "+" означает, что соответствующий показатель должен использоваться при оценке эффективности торможения или устойчивости АТС при торможении. Приложение Г (обязательное) МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ И УСТОЙЧИВОСТИ АТС ПРИ ТОРМОЖЕНИИ Г.1. Удельную тормозную силу гамма рассчитывают по т результатам проверок тормозных сил P на колесах АТС раздельно для т тягача и прицепа (полуприцепа) по формуле: ---------------------------------------------------------------------- | SUM P | | | т | | | гамма = ------, | (Г.1) | | т M x g | | ---------------------------------------------------------------------- где: SUM P - сумма тормозных сил P на колесах тягача или т т прицепа (полуприцепа), H; M - масса тягача или прицепа (полуприцепа) при выполнении проверки с учетом пояснений к классификации Приложения А, равная частному от деления суммы всех реакций опорной поверхности на колеса АТС в неподвижном состоянии на ускорение свободного падения, кг; g - ускорение свободного падения, м/кв. с. Г.2. Относительную разность F (в процентах) тормозных сил колес оси рассчитывают по результатам проверок тормозных сил P на т колесах АТС по формуле: ---------------------------------------------------------------------- | |P - P | | | | | т пр т лев| | | | F = |--------------| x 100, | (Г.2) | | | P | | | | | т max | | | ---------------------------------------------------------------------- где: P , P - тормозные силы на правом и левом колесах т пр т лев проверяемой оси АТС соответственно, H; P - наибольшая из указанных тормозных сил. т max Г.3. Допускается вычисление тормозного пути S (в метрах) для т начальной скорости торможения ню по результатам проверок 0 показателей замедления АТС при торможении (см. Приложение Д) по формуле: ---------------------------------------------------------------------- | 2 | | | ню ню | | | 0 0 | | | S = --- (тау + 0,5тау ) + ------, | (Г.3) | | т 3,6 н 26j | | | уст | | ---------------------------------------------------------------------- где: ню - начальная скорость торможения АТС, км/ч; 0 тау - время запаздывания тормозной системы, с; тау - время нарастания замедления, с; н j - установившееся замедление, м/кв. с. уст Приложение Д (обязательное) МЕТОДИКА ПЕРЕСЧЕТА НОРМАТИВОВ ТОРМОЗНОГО ПУТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЧАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ АТС Д.1. Нормативы тормозного пути S (в метрах) для торможений т АТС с начальной скоростью ню , отличной от указанной в 4.1.1, 0 4.1.2 нормативной, допускается рассчитывать по формуле: ---------------------------------------------------------------------- | 2 | | | ню | | | 0 | | | S = А x ню + ------, | (Д.1) | | т 0 26j | | | уст | | ---------------------------------------------------------------------- где: ню - начальная скорость торможения АТС, км/ч; 0 j - установившееся замедление, м/кв. с; уст А - коэффициент, характеризующий время срабатывания тормозной системы. Д.2. При пересчетах нормативов тормозного пути S следует т использовать значения коэффициента А и установившегося замедления j для различных категорий АТС, приведенные в таблице Д.1. уст Таблица Д.1 --------------------------------------------------------------------- | АТС | Категория АТС | Исходные данные для расчета | | |(тягач в составе| норматива тормозного пути S | | | автопоезда) | т | | | | АТС в снаряженном состоянии: | | | |------------------------------| | | | А |j , м/кв. с| | | | | уст | |-------------------|----------------|----------------|-------------| |Пассажирские и |M1 |0,10 |5,8 | |грузопассажирские |----------------|----------------|-------------| | автомобили |M2, M3 |0,10 |5,0 | |-------------------|----------------|----------------|-------------| |Легковые автомобили|M1 |0,10 |5,8 | | с прицепом | | | | |-------------------|----------------|----------------|-------------| |Грузовые |N1, N2, N3 |0,15 |5,0 | |автомобили | | | | |-------------------|----------------|----------------|-------------| |Грузовые автомомили|N1, N2, N3 |0,18 |5,0 | |с прицепом | | | | |(полуприцепом) | | | | --------------------------------------------------------------------- Приложение Е (обязательное) МЕТОДИКА ПЕРЕСЧЕТА НОРМАТИВОВ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОГО ПАДЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ПНЕВМАТИЧЕСКОМ И ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКОМ ТОРМОЗНОМ ПРИВОДЕ Е.1. При проверке герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозного привода АТС приборами допускается корректирование установленных 4.1.9 нормативных значений периода определения падения давления воздуха в тормозном приводе и предельно допустимого падения давления воздуха в приводе. Е.2. Нормативы предельно допустимого падения давления воздуха в пневматическом и пневмогидравлическом тормозном приводе АТС при измерении давления с погрешностью, меньшей нормативной, указанной в 4.1.9, допускается корректировать по формулам: ---------------------------------------------------------------------- | m | | | П = П ---; | (Е.1) | | н m | | | н | | |-------------------------------------------------------|------------| | m | | | Т = Т ---, | (Е.2) | | н m | | | н | | ---------------------------------------------------------------------- где: П - нормативная предельно допустимая величина падения н давления воздуха в приводе от значения нижнего предела регулирования регулятором давления при неработающем двигателе и нормативной величине максимальной погрешности измерения давления m = 5%; н П - предельно допустимая величина падения давления воздуха в приводе от значения нижнего предела регулирования регулятором давления при неработающем двигателе и обеспечиваемой прибором максимальной погрешности измерения давления не более m%; Т - нормативная величина периода определения падения давления н воздуха в тормозном приводе; Т - минимально допустимый период определения величины падения давления воздуха в тормозном приводе при обеспечиваемой прибором максимальной погрешности измерения давления не более m%. Приложение Ж (справочное) БИБЛИОГРАФИЯ [1] Сводная резолюция о конструкции транспортных средств (СР. 3), принятая Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (документ TRANS/WP.29/78/Rev.1 от 11.08.97, приложение 7). [2] Правила эксплуатации автомобильных шин. Утверждены Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации 05.05.97. Введены в действие с 01.07.97. [3] Правила по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ РО-200-01-95. Утверждены Министерством транспорта Российской Федерации 13.12.95, Приказ N 106. Страницы: 1 2 |