О ПРИМЕНЕНИИ ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 23.1 КОАП РОССИИ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 31.03.03 27-16/13578

                                ПИСЬМО
 
                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
 
                           31 марта 2003 г.
                            N 27-16/13578
 
                                 (Д)


     В связи с обращениями таможенных органов о подведомственности дел
об   административных   правонарушениях,   производство   по   которым
осуществляется  в  форме  административного  расследования,   сообщаем
следующее.
     В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 23.1 КоАП  России  дела
об  административных  правонарушениях,  которые указаны в частях 1,  2
этой  статьи  и  производство  по  которым  осуществлялось   в   форме
административного   расследования,  рассматриваются  судьями  районных
судов.  В связи с этим высказывалась позиция, согласно которой дела об
административных правонарушениях, названных в части 2 статьи 23.1 КоАП
России и производство по которым проводилось в форме административного
расследования,  подлежат  рассмотрению  в  суде во всех случаях,  а не
только в  тех,  когда  административный  орган  или  должностное  лицо
передает дело на рассмотрение судье.
     Вместе с тем анализ нормы части  3  статьи  23.1  КоАП  России  в
совокупности   с   иными   положениями   данной  статьи  не  позволяет
согласиться с изложенной выше позицией.
     Статьей 23.1  КоАП  России  установлен  перечень административных
правонарушений,  дела о которых уполномочены рассматривать судьи.  При
этом  в  части  1  статьи приведен перечень дел,  рассмотрение которых
относится к исключительной компетенции суда.  Как правило, это дела об
административных     правонарушениях,     представляющих    наибольшую
общественную опасность.  Часть 2 статьи 23.1 КоАП России устанавливает
полномочия    судей    по   рассмотрению   дел   об   административных
правонарушениях в случаях,  когда должностное  лицо  административного
органа,   рассматривающее  дело  об  административном  правонарушении,
полагает необходимым применение  вида  или  размера  административного
наказания, назначить которое уполномочены только судьи.
     По общему  правилу,  дела  об  административных  правонарушениях,
указанных  в  частях  1  и 2 статьи 23.1 КоАП России,  рассматриваются
мировыми  судьями.  Исключения  из  этого  правила  составляют   дела,
подведомственные  судьям  арбитражных  и военных судов,  а также дела,
отнесенные к подсудности районных судов.
     В связи с изложенным полагаем,  что абзацем 2 части 3 статьи 23.1
КоАП России не установлена альтернативная  подведомственность  дел  об
административных правонарушениях административным или судебным органам
в зависимости от факта проведения административного  расследования  по
делам,  а  определена подсудность дел,  отнесенных к компетенции судей
общей юрисдикции и переданных им  на  рассмотрение  в  соответствии  с
частью 2 статьи 23.1 КоАП России.
     Иное противоречило бы части 2  статьи  23.1  КоАП  России,  прямо
предусматривающей  рассмотрение  указанных  в ней дел судьями только в
тех  случаях,  когда  орган,  должностное  лицо   передают   дело   на
рассмотрение судье.
     Кроме того,  следуя позиции,  изложенной в  абзаце  2  настоящего
письма,  дела об административных правонарушениях, указанных в части 2
статьи  23.1  КоАП  России   (например,   дела   об   административных
правонарушениях, ответственность за которые установлена статьями 16.2,
16.3,  частью 1 статьи 16.9 КоАП России и др.), должны рассматриваться
либо  мировыми  судьями  (по общему правилу,  установленному абзацем 4
части  3  статьи  23.1  КоАП  России,  если  по  делу  не  проводилось
административное  расследование),  либо  судьями районных судов,  если
административное  расследование  проводилось.  Однако   данный   вывод
неизбежно  вступает  в  противоречие с положениями части 1 статьи 23.8
КоАП   России,   согласно    которой    дела    об    административных
правонарушениях, предусмотренных статьями 16.2 - 16.22 КоАП России, то
есть  дела  о  всех   административных   правонарушениях   в   области
таможенного    дела,    предусмотренных   Кодексом,   за   исключением
правонарушения,  предусмотренного   статьей   16.1   КоАП   России   и
отнесенного   к   исключительной   компетенции   суда,   рассматривают
таможенные органы.
     Позиция, изложенная  в настоящем письме,  согласуется с пунктом 9
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской  Федерации
от  27  января  2003  года  N  2  "О  некоторых вопросах,  связанных с
введением в действие Кодекса Российской Федерации об  административных
правонарушениях",   согласно   которому   дело   об   административном
правонарушении,  подведомственном арбитражному суду в  соответствии  с
абзацем   3   части   3   статьи   23.1  КоАП  России,  не  становится
подведомственным   районному   суду,   если   по   нему    проводилось
административное  расследование,  а  подлежит рассмотрению арбитражным
судом.
     Начальникам таможенных управлений обеспечить доведение настоящего
письма до сведения таможенных органов региона.

Начальник Управления
контроля соблюдения
законодательства
в таможенном деле
генерал-лейтенант
таможенной службы
                                                            З.Я.АМИРОВ

31 марта 2003 г.
N 27-16/13578