ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ (РЕДАКЦИЯ НА 10.01.03). Закон. Президент РФ. 24.06.98 89-ФЗ

                ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
                       (Редакция на 10.01.2003)

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                           24 июня 1998 г.
                               N 89-ФЗ

                                (ГДФС)


(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА  ПРАВОВЫМ  УПРАВЛЕНИЕМ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В  РЕД.  -  ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  ОТ  29
ДЕКАБРЯ  2000  Г.  N  169-ФЗ  -  СОБРАНИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, 2001, N 1, СТ. 21; ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 10 ЯНВАРЯ 2003 Г.
N 15-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,  2003,  N 2,
СТ. 167)

     Принят Государственной Думой                    22 мая  1998 года
     Одобрен Советом Федерации                       10 июня 1998 года

     Настоящий Федеральный  закон определяет правовые основы обращения
с отходами производства и потребления в целях предотвращения  вредного
воздействия  отходов производства и потребления на здоровье человека и
окружающую  природную  среду,  а  также  вовлечения  таких  отходов  в
хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                      Статья 1. Основные понятия

     В настоящем  Федеральном  законе  используются следующие основные
понятия:
     отходы производства  и  потребления  (далее  -  отходы) - остатки
сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые
образовались  в процессе производства или потребления,  а также товары
(продукция), утратившие свои потребительские свойства;
     опасные отходы  -  отходы,  которые  содержат  вредные  вещества,
обладающие  опасными   свойствами   (токсичностью,   взрывоопасностью,
пожароопасностью,  высокой  реакционной  способностью)  или содержащие
возбудителей инфекционных болезней,  либо которые  могут  представлять
непосредственную  или потенциальную опасность для окружающей природной
среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в  контакт
с другими веществами;
     обращение с  отходами  -   деятельность,   в   процессе   которой
образуются  отходы,  а  также  деятельность  по сбору,  использованию,
обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
     размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
     хранение отходов  -  содержание  отходов  в  объектах  размещения
отходов  в  целях  их  последующего  захоронения,  обезвреживания  или
использования;
     захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему
использованию,  в  специальных  хранилищах  в   целях   предотвращения
попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
     использование отходов  -  применение  отходов  для   производства
товаров   (продукции),   выполнения  работ,  оказания  услуг  или  для
получения энергии;
     обезвреживание отходов - обработка отходов,  в том числе сжигание
и обеззараживание отходов на специализированных  установках,  в  целях
предотвращения  вредного  воздействия  отходов  на здоровье человека и
окружающую природную среду;
     объект размещения  отходов - специально оборудованное сооружение,
предназначенное  для  размещения  отходов  (полигон,   шламохранилище,
хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
     трансграничное перемещение  отходов  -  перемещение   отходов   с
территории,   находящейся   под  юрисдикцией  одного  государства,  на
территорию (через территорию),  находящуюся  под  юрисдикцией  другого
государства,  или в район,  не находящийся под юрисдикцией какого-либо
государства,  при условии,  что такое перемещение отходов  затрагивает
интересы не менее чем двух государств;
     лимит на размещение отходов  -  предельно  допустимое  количество
отходов  конкретного вида,  которые разрешается размещать определенным
способом на установленный срок в объектах размещения отходов с  учетом
экологической обстановки на данной территории;
     норматив образования отходов - установленное  количество  отходов
конкретного вида при производстве единицы продукции;
     паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность
отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий
сведения об их составе;
     вид отходов - совокупность отходов,  которые имеют общие признаки
в соответствии с системой классификации отходов;
     лом и  отходы  цветных  и  (или)  черных  металлов  - пришедшие в
негодность или утратившие свои  потребительские  свойства  изделия  из
цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в
процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и  их
сплавов,  а также неисправимый брак, возникший в процессе производства
указанных изделий (абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 г. N
169-ФЗ  - Собрание законодательства Российской Федерации,  2001,  N 1,
ст. 21).

         Статья 2. Правовое регулирование в области обращения
                              с отходами

     1. Правовое  регулирование  в  области   обращения   с   отходами
осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
     2. Отношения в области обращения  с  радиоактивными  отходами,  с
выбросами  вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в
водные   объекты   регулируются   соответствующим    законодательством
Российской Федерации.

         Статья 3. Основные принципы государственной политики
                    в области обращения с отходами

     Основными принципами государственной политики в области обращения
с отходами являются:
     охрана здоровья   человека,   поддержание   или    восстановление
благоприятного  состояния  окружающей  природной  среды  и  сохранение
биологического разнообразия;
     научно обоснованное   сочетание   экологических  и  экономических
интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
     использование новейших   научно-технических  достижений  в  целях
реализации малоотходных и безотходных технологий;
     комплексная переработка  материально-сырьевых  ресурсов  в  целях
уменьшения количества отходов;
     использование методов экономического регулирования деятельности в
области обращения с отходами в целях уменьшения количества  отходов  и
вовлечения их в хозяйственный оборот;
     доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации  к
информации в области обращения с отходами;
     участие в международном  сотрудничестве  Российской  Федерации  в
области обращения с отходами.

           Статья 4. Отходы как объект права собственности

     1. Право  собственности на отходы принадлежит собственнику сырья,
материалов,  полуфабрикатов,  иных  изделий  или  продуктов,  а  также
товаров  (продукции),  в  результате  использования которых эти отходы
образовались.
     2. Право  собственности  на  отходы может быть приобретено другим
лицом на основании договора  купли-продажи,  мены,  дарения  или  иной
сделки об отчуждении отходов.
     3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы  в
собственность другому лицу,  передавать ему,  оставаясь собственником,
право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у
этого  лица  имеется  лицензия на осуществление деятельности в области
обращения с опасными отходами.
     4. В  случае,  если отходы брошены собственником или иным образом
оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в
собственности,  во  владении  либо  в  пользовании  которого находится
земельный участок,  водоем или иной объект,  где  находятся  брошенные
отходы,  может  обратить  их  в  свою  собственность,  приступив  к их
использованию  или  совершив  иные  действия,   свидетельствующие   об
обращении   их   в   собственность   в   соответствии   с  гражданским
законодательством.

         ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ
        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
                    В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

         Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области
                         обращения с отходами

     К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами
относятся:
     разработка и  принятие  федеральных  законов  и  иных нормативных
правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;
     проведение в Российской Федерации единой государственной политики
в области обращения с отходами;
     осуществление надзора  за исполнением законодательства Российской
Федерации в области обращения с отходами;
     организация и  осуществление  государственного контроля и надзора
за деятельностью в области обращения с отходами;
     определение компетенции   специально  уполномоченных  федеральных
органов исполнительной власти в области обращения с отходами;
     разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программ
в области обращения с отходами;
     лицензирование деятельности   в   области  обращения  с  опасными
отходами;
     установление государственных  стандартов,  правил,  нормативов  и
требований безопасного обращения с отходами;
     осуществление мер  по  предупреждению  и  ликвидации чрезвычайных
ситуаций  природного   и   техногенного   характера,   возникших   при
осуществлении обращения с отходами;
     организация государственного  учета  и   отчетности   в   области
обращения с отходами;
     обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;
     определение порядка  ведения  государственного кадастра отходов и
организация его ведения;
     обеспечение экономических,  социальных  и  правовых  условий  для
более полного использования отходов и уменьшения их образования;
     осуществление международного  сотрудничества Российской Федерации
в области обращения с отходами;
     осуществление иных  предусмотренных  законодательством Российской
Федерации полномочий.

         Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации
                    в области обращения с отходами

     К полномочиям  субъектов Российской Федерации в области обращения
с отходами относятся:
     обеспечение проведения   государственной   политики   в   области
обращения с отходами;
     осуществление правового   регулирования  в  области  обращения  с
отходами в соответствии с  законодательством  Российской  Федерации  и
контроль за осуществлением такого регулирования;
     проектирование и строительство  объектов  размещения  отходов,  а
также объектов использования и обезвреживания отходов;
     определение органов исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации в области обращения с отходами и компетенции данных органов;
     организация и осуществление государственного контроля  и  надзора
за деятельностью в области обращения с отходами;
     проведение мероприятий    по    предупреждению    и    ликвидации
чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера,  возникших
при осуществлении обращения с отходами;
     разработка и  реализация  региональных целевых программ в области
обращения с отходами,  участие в разработке и  выполнении  федеральных
целевых программ в области обращения с отходами;
     обеспечение экономических,  социальных  и  правовых  условий  для
более полного использования отходов и уменьшения их образования;
     обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;
     участие в ведении государственного кадастра отходов;
     участие в международном  сотрудничестве  Российской  Федерации  в
области обращения с отходами;
     иные полномочия в области обращения с отходами,  не отнесенные  к
полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами.

        Статья 7. Специально уполномоченные федеральные органы
         исполнительной власти в области обращения с отходами

     Специально уполномоченными федеральными  органами  исполнительной
власти  в  области  обращения  с  отходами являются федеральные органы
исполнительной власти,  на которые в установленном  порядке  возложено
выполнение  задач  и  функций  государственного  управления  в области
обращения с отходами.

         Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
                    в области обращения с отходами

     Органы местного  самоуправления  осуществляют свою деятельность в
области обращения с отходами в пределах полномочий, предоставленных им
законодательством  Российской  Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.

          ГЛАВА III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

          Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению
                         с опасными отходами

     Деятельность по    обращению   с   опасными   отходами   подлежит
лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации
(статья  введена  Федеральным  законом  от  10.01.2003  г.  N  15-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167).

        Статья 10. Требования к проектированию, строительству,
         реконструкции, консервации и ликвидации предприятий,
             зданий, строений, сооружений и иных объектов

     1. При проектировании,  строительстве, реконструкции, консервации
и   ликвидации   предприятий,  зданий,  строений,  сооружений  и  иных
объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане,
которые  осуществляют  индивидуальную предпринимательскую деятельность
без   образования   юридического   лица   (далее   -    индивидуальные
предприниматели), и юридические лица обязаны:
     соблюдать экологические,   санитарные    и    иные    требования,
установленные  законодательством Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды и здоровья человека;
     иметь техническую     и     технологическую    документацию    об
использовании, обезвреживании образующихся отходов.
     2. Строительство,   реконструкция,   консервация   и   ликвидация
предприятий,   зданий,   строений,   сооружений   и   иных   объектов,
эксплуатация которых связана с обращением с отходами,  допускаются при
наличии  положительного   заключения   государственной   экологической
экспертизы.
     3. При проектировании жилых зданий,  а также предприятий, зданий,
строений,  сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых
образуются отходы,  необходимо предусматривать  места  (площадки)  для
сбора   таких  отходов  в  соответствии  с  установленными  правилами,
нормативами и требованиями в области обращения с отходами.

      Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий,
                 строений, сооружений и иных объектов

     Индивидуальные предприниматели    и    юридические    лица    при
эксплуатации  предприятий,  зданий,  строений,   сооружений   и   иных
объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
     соблюдать экологические,   санитарные    и    иные    требования,
установленные  законодательством Российской Федерации в области охраны
окружающей природной среды и здоровья человека;
     разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на
размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
     внедрять малоотходные     технологии     на    основе    новейших
научно-технических достижений;
     проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
     проводить мониторинг  состояния  окружающей  природной  среды  на
территориях объектов размещения отходов;
     предоставлять в установленном порядке  необходимую  информацию  в
области обращения с отходами;
     соблюдать требования   предупреждения   аварий,    связанных    с
обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
     в случае возникновения или угрозы аварий,  связанных с обращением
с  отходами,  которые  наносят  или  могут  нанести  ущерб  окружающей
природной среде,  здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу
юридических   лиц,   немедленно   информировать   об  этом  специально
уполномоченные федеральные  органы  исполнительной  власти  в  области
обращения   с   отходами,   органы   исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления.

         Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

     1. Создание объектов размещения отходов допускается на  основании
разрешений,  выданных специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией.
     2. Определение места строительства  объектов  размещения  отходов
осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и
иных)  исследований   в   порядке,   установленном   законодательством
Российской   Федерации,   и   при  наличии  положительного  заключения
государственной экологической экспертизы.
     3. На  территориях  объектов  размещения  отходов и в пределах их
воздействия  на  окружающую  природную  среду  собственники   объектов
размещения  отходов,  а  также  лица,  во  владении  или в пользовании
которых  находятся  объекты  размещения  отходов,  обязаны   проводить
мониторинг   состояния   окружающей   природной   среды   в   порядке,
установленном   специально   уполномоченными   федеральными   органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией.
     4. Собственники  объектов  размещения отходов,  а также лица,  во
владении  или  в  пользовании  которых  находятся  объекты  размещения
отходов,   после   окончания   эксплуатации  данных  объектов  обязаны
проводить контроль за  их  состоянием  и  воздействием  на  окружающую
природную  среду  и  работы  по  восстановлению  нарушенных  земель  в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     5. Запрещается  захоронение  отходов  на  территориях городских и
других поселений,  лесопарковых,  курортных,  лечебно-оздоровительных,
рекреационных зон,  а также водоохранных зон,  на водосборных площадях
подземных водных объектов,  которые используются в целях  питьевого  и
хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в
местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях,
если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и
безопасности ведения горных работ.
     6. Объекты  размещения  отходов вносятся в государственный реестр
объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов
размещения    отходов    осуществляется    в   порядке,   определенном
Правительством Российской Федерации.

           Статья 13. Требования к обращению с отходами на
               территориях городских и других поселений

     1. Территории  городских  и  других поселений подлежат регулярной
очистке от отходов в  соответствии  с  экологическими,  санитарными  и
иными требованиями.
     2. Организацию деятельности в области  обращения  с  отходами  на
территориях  городских и других поселений осуществляют органы местного
самоуправления   в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.
     3. Порядок  сбора  отходов  на  территориях  городских  и  других
поселений,  предусматривающий  их  разделение на виды (пищевые отходы,
текстиль,   бумага   и   другие),   определяется   органами   местного
самоуправления  и  должен соответствовать экологическим,  санитарным и
иным  требованиям  в  области  охраны  окружающей  природной  среды  и
здоровья  человека  (в  ред.  Федерального  закона от 29.12.2000 г.  N
169-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,  2001,  N  1,
ст. 21).

        Статья 13-1. Требования к обращению с ломом и отходами
           цветных и (или) черных металлов и их отчуждению

     1. Физические лица могут осуществлять  в  порядке,  установленном
законодательством  Российской  Федерации,  отчуждение  лома  и отходов
цветных металлов,  образующихся при использовании изделий  из  цветных
металлов  в  быту и принадлежащих им на праве собственности,  согласно
перечню разрешенных для  приема  от  физических  лиц  лома  и  отходов
цветных   металлов,   утвержденному  органами  государственной  власти
субъектов Российской Федерации.
     2. Юридические   лица   и  индивидуальные  предприниматели  могут
осуществлять обращение с  ломом  и  отходами  цветных  металлов  и  их
отчуждение в случае,  если имеются документы,  подтверждающие их право
собственности на указанные лом и отходы.
     3. Правила  обращения  с  ломом  и отходами цветных металлов и их
отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     4. Правила  обращения  с  ломом  и  отходами черных металлов и их
отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья
13-1 введена Федеральным законом от 29.12.2000 г.  N 169-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 21).

        Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами

     1. Опасные  отходы  в  зависимости   от   степени   их   вредного
воздействия   на   окружающую  природную  среду  и  здоровье  человека
подразделяются  на  классы  опасности  в  соответствии  с  критериями,
установленными   специально   уполномоченными   федеральными  органами
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией.
     2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица,  в процессе
деятельности  которых  образуются опасные отходы,  обязаны подтвердить
отнесение данных отходов к конкретному  классу  опасности  в  порядке,
установленном   специально   уполномоченными   федеральными   органами
исполнительной власти в области обращения с отходами.
     3. На  опасные  отходы  должен  быть  составлен паспорт.  Паспорт
опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах
опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет
Правительство Российской Федерации.
     4. Деятельность  индивидуальных  предпринимателей  и  юридических
лиц,  в  процессе  которой  образуются  опасные  отходы,  может   быть
ограничена  или запрещена в установленном законодательством Российской
Федерации порядке при  отсутствии  технической  или  иной  возможности
обеспечить  безопасное  для  окружающей  природной  среды  и  здоровья
человека обращение с опасными отходами.

       Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц,
              допущенных к обращению с опасными отходами

     1. Лица,  которые  допущены  к  обращению  с  опасными  отходами,
обязаны    иметь    профессиональную    подготовку,     подтвержденную
свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
     2. Ответственность за  допуск  работников  к  работе  с  опасными
отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

      Статья 16. Требования к транспортированию опасных отходов

     1. Транспортирование  опасных  отходов  должно осуществляться при
следующих условиях:
     наличие паспорта опасных отходов;
     наличие специально  оборудованных   и   снабженных   специальными
знаками транспортных средств;
     соблюдение требований безопасности  к  транспортированию  опасных
отходов на транспортных средствах;
     наличие документации для  транспортирования  и  передачи  опасных
отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов,  цели
и места назначения их транспортирования.
     2. Порядок  транспортирования  опасных  отходов  на  транспортных
средствах,  требования к  погрузочно-разгрузочным  работам,  упаковке,
маркировке  опасных отходов и требования к обеспечению экологической и
пожарной  безопасности  определяются   государственными   стандартами,
правилами  и  нормативами,  разработанными  и утвержденными специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в  области
обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

            Статья 17. Трансграничное перемещение отходов

     1. Ввоз  отходов  на  территорию  Российской Федерации в целях их
захоронения и обезвреживания запрещается.
     2. Ввоз  отходов  на  территорию  Российской Федерации в целях их
использования осуществляется  на  основании  разрешения,  выданного  в
установленном порядке.
     3. Порядок трансграничного  перемещения  отходов  устанавливается
Правительством Российской Федерации.

      ГЛАВА IV. НОРМИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
                    В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

        Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

     1. В  целях  обеспечения  охраны  окружающей  природной  среды  и
здоровья  человека,  уменьшения  количества  отходов  применительно  к
индивидуальным предпринимателям и  юридическим  лицам,  осуществляющим
деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы
образования отходов и лимиты на их размещение.
     2. Лимиты  на  размещение  отходов устанавливают в соответствии с
нормативами предельно допустимых  вредных  воздействий  на  окружающую
природную   среду   специально   уполномоченные   федеральные   органы
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией.
     3. Индивидуальные    предприниматели    и    юридические    лица,
осуществляющие   деятельность   в   области   обращения   с  отходами,
разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов  на  их
размещение.
     4. Порядок  разработки  и  утверждения   нормативов   образования
отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской
Федерации.
     5. При  нарушении  нормативов образования отходов и лимитов на их
размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и  юридических
лиц   в   области   обращения   с   отходами  может  быть  ограничена,
приостановлена   или    прекращена    в    порядке,    предусмотренном
законодательством Российской Федерации.

          Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с
                               отходами

     1. Индивидуальные    предприниматели    и    юридические    лица,
осуществляющие деятельность в области обращения  с  отходами,  обязаны
вести  в  установленном  порядке учет образовавшихся,  использованных,
обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а
также  размещенных  отходов.  Порядок  учета  в  области  обращения  с
отходами устанавливают специально  уполномоченные  федеральные  органы
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией;  порядок статистического учета в области обращения
с    отходами    -   специально   уполномоченный   федеральный   орган
исполнительной власти в области статистического учета.
     2. Индивидуальные    предприниматели    и    юридические    лица,
осуществляющие деятельность в области обращения  с  отходами,  обязаны
представлять  отчетность  в  порядке  и  в  сроки,  которые определены
специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти  в
области   статистического   учета   по   согласованию   со  специально
уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в  области
обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
     3. Индивидуальные    предприниматели    и    юридические    лица,
осуществляющие   деятельность   в   области   обращения   с  отходами,
обеспечивают хранение материалов учета в течение срока,  определенного
специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти
в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

              Статья 20. Государственный кадастр отходов

     1. Государственный кадастр отходов включает  в  себя  федеральный
классификационный  каталог  отходов,  государственный  реестр объектов
размещения отходов,  а также банк данных об отходах  и  о  технологиях
использования и обезвреживания отходов различных видов.
     2. Государственный  кадастр  отходов  ведется   по   единой   для
Российской   Федерации   системе.   Порядок  ведения  государственного
кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации.

            ГЛАВА V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
                         ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

      Статья 21. Основные принципы экономического регулирования
                    в области обращения с отходами

     Основными принципами  экономического  регулирования   в   области
обращения с отходами являются:
     уменьшение количества отходов и  вовлечение  их  в  хозяйственный
оборот;
     платность размещения отходов;
     экономическое стимулирование  деятельности  в области обращения с
отходами.

         Статья 22. Программы в области обращения с отходами

     1. В целях планирования мер по уменьшению количества отходов,  их
использованию,   обезвреживанию   и   размещению  с  учетом  состояния
окружающей природной среды,  а также  уровня  социально-экономического
развития  территорий федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации  разрабатывают
соответственно  федеральные  целевые  программы и региональные целевые
программы в области обращения с отходами.
     2. Финансирование   программ   в  области  обращения  с  отходами
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской Федерации.

                Статья 23. Плата за размещение отходов

     1. Плата   за   размещение  отходов  взимается  с  индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц в соответствии с  законодательством
Российской Федерации.
     2. Базовые  нормативы  платы  за  размещение  отходов  определяет
Правительство Российской Федерации.
     3. Дифференцированные  ставки   платы   за   размещение   отходов
устанавливают  с  учетом  экологической  обстановки на соответствующих
территориях  на  основании  базовых  нормативов  платы  за  размещение
отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации  по  согласованию
со  специально  уполномоченными  федеральными  органами исполнительной
власти  в  области  обращения  с  отходами  в  соответствии  со  своей
компетенцией.

         Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности
                    в области обращения с отходами

     1. Экономическое стимулирование деятельности в области  обращения
с отходами осуществляется посредством:
     понижения размера  платы  за  размещение  отходов  индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам,  осуществляющим деятельность,  в
процессе которой образуются  отходы,  при  внедрении  ими  технологий,
обеспечивающих уменьшение количества отходов;
     применения ускоренной   амортизации   основных   производственных
фондов,  связанных с осуществлением деятельности в области обращения с
отходами.
     2. Меры  экономического  стимулирования  деятельности  в  области
обращения с отходами осуществляются в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

          ГЛАВА VI. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

         Статья 25. Государственный контроль за деятельностью
                    в области обращения с отходами

     1. Государственный контроль за деятельностью в области  обращения
с  отходами  осуществляют специально уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со
своей компетенцией и органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
     2. Государственный  контроль за деятельностью в области обращения
с отходами включает в себя:
     контроль за   выполнением   экологических,   санитарных   и  иных
требований в области обращения с отходами;
     контроль за  соблюдением требований к трансграничному перемещению
отходов;
     контроль за   соблюдением   требований  пожарной  безопасности  в
области обращения с отходами;
     (абзац пятый исключен - в ред.  Федерального закона от 10.01.2003
г.  N 15-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,  2003, N
2, ст. 167);
     контроль за соблюдением требований  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
     контроль за соблюдением  требований  и  правил  транспортирования
опасных отходов;
     контроль за  выполнением  мероприятий  по  уменьшению  количества
отходов  и  вовлечению  отходов  в  хозяйственный  оборот  в  качестве
дополнительных источников сырья;
     контроль за  достоверностью  предоставляемой информации в области
обращения с отходами и отчетности об отходах;
     выявление нарушений   законодательства   Российской  Федерации  в
области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению
таких нарушений;
     привлечение в  установленном  порядке   виновных   индивидуальных
предпринимателей  и  юридических  лиц  к  ответственности,  применение
штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного
окружающей  природной среде и здоровью человека в результате нарушения
законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
     3. Решения  органов,  осуществляющих  государственный контроль за
деятельностью в области обращения с отходами,  могут быть обжалованы в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

            Статья 26. Производственный контроль в области
                         обращения с отходами

     1. Юридические  лица,  осуществляющие  деятельность   в   области
обращения  с  отходами,  организуют  и  осуществляют  производственный
контроль  за  соблюдением   требований   законодательства   Российской
Федерации в области обращения с отходами.
     2. Порядок осуществления  производственного  контроля  в  области
обращения  с  отходами  определяют  юридические  лица,  осуществляющие
деятельность в  области  обращения  с  отходами,  по  согласованию  со
специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти
в области обращения с отходами.

         Статья 27. Общественный контроль в области обращения
                              с отходами

     Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют
граждане  или  общественные  объединения  в  порядке,  предусмотренном
законодательством Российской Федерации.

       ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

             Статья 28. Виды ответственности за нарушение
               законодательства Российской Федерации в
                     области обращения с отходами

     Неисполнение или    ненадлежащее    исполнение   законодательства
Российской Федерации  в  области  обращения  с  отходами  должностными
лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную,  административную,
уголовную или гражданско-правовую  ответственность  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.

           Статья 29. Исковые требования об ограничении, о
         приостановлении или о прекращении деятельности лиц,
             осуществляемой с нарушением законодательства
         Российской Федерации в области обращения с отходами

     1. Исковые требования  об  ограничении,о  приостановлении  или  о
прекращении деятельности юридических лиц,  осуществляемой с нарушением
законодательства Российской Федерации в области обращения с  отходами,
рассматриваются   судом   или   арбитражным  судом  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     2. Исковые  требования  об  ограничении,  о приостановлении или о
прекращении     деятельности     индивидуальных      предпринимателей,
осуществляемой  с  нарушением  законодательства Российской Федерации в
области обращения с отходами, рассматриваются судом.

                 ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

         Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона
                                в силу

     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.

          Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в
             соответствие с настоящим Федеральным законом

     Нормативные правовые   акты   Российской    Федерации    подлежат
приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

24 июня 1998 г.
N 89-ФЗ