Страницы: 1 2 на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами, балансодержателями - некоммерческими образовательными организациями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) и органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, применяется порядок уплаты налога в бюджет, указанный в пункте 3 статьи 161 главы 21 части второй Кодекса. 18. При применении подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что ранее не относились к учреждениям культуры и искусства, услуги которых освобождены от налога, библиотеки и музеи, отнесенные к числу научных учреждений, а также заповедники, национальные, природные и ландшафтные парки, оказывающие услуги и реализующие билеты, перечисленные в данном подпункте, и освобождаемые от налогообложения с 1 января 2001 года. Формы входных билетов и абонементов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально - зрелищные, культурно - просветительные и зрелищно - развлекательные мероприятия и экскурсионных билетов приравниваются в целях главы 21 Кодекса к формам, утвержденным Приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" и прилагаемым к этому Приказу: экскурсионной путевки в музей и на выставку (образец которой приведен в приложении 1); абонемента на посещение концертов и спектаклей (образец которого приведен в приложении 2); входного билета для театрально - концертных, культурно - просветительных организаций и учреждений (образец которой приведен в приложении 3 к данному Приказу). Под учреждениями культуры и искусства, перечисленными в данном подпункте, понимаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности. При оказании перечисленных в данном подпункте услуг в сфере культуры и искусства иными организациями, имеющими в качестве обособленных или структурных подразделений библиотеку, музей, клуб и т.п., освобождение от налога предоставляется при наличии у организации соответствующего кода ОКОНХ и при обеспечении требований, предусмотренных пунктом 4 данной статьи. При оказании перечисленных выше услуг в сфере культуры и искусства индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется. 19. При применении подпунктов 22 и 23 пункта 2 статьи 149 Кодекса необходимо иметь в виду следующее. Согласно порядку, указанному в данных подпунктах, от налога освобождаются услуги, непосредственно относящиеся к обслуживанию воздушных судов в аэропортах, морских судов и судов внутреннего плавания. 20. При применении подпункта 1 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. При этом религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия (организации) в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. Указанное в данном подпункте налоговое освобождение не распространяется на организации, учредителями (участниками) которых являются религиозные объединения (организации). Также при применении указанного пункта необходимо иметь в виду, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (передача для собственных нужд) только тех предметов религиозного назначения, которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Не подлежит освобождению от налогообложения реализация (передача для собственных нужд) изделий, признаваемых подакцизными ювелирными изделиями в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 181 Кодекса. 21. При применении освобождения от налогообложения организациями, перечисленными в подпункте 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса, следует иметь в виду, что торговая, брокерская и посредническая деятельность всех перечисленных в указанном подпункте организаций (за исключением посреднической деятельности по реализации товаров (услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Кодекса), облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Перечень товаров, операции по производству и реализации которых организациями, перечисленными в подпункте 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не подлежат освобождению от налога на добавленную стоимость, утвержден Правительством Российской Федерации 22.11.2000 N 884. С введением в действие указанной нормы организации, среди работников которых инвалиды составляют не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, имеют право на налоговое освобождение вне зависимости от территориальной сферы деятельности общественных организаций, сформировавших их уставной капитал. При определении права на освобождение от налогообложения указанными организациями среднесписочная численность работников определяется в соответствии с Инструкцией Госкомстата от 07.12.98 N 121 "По заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения", согласно которой при ее определении не учитывается численность внешних совместителей и лиц, не состоящих в штате, выполняющих работы по договорам гражданско - правового характера. В целях определения права на освобождение принимаются фактические показатели среднесписочной численности работающих на конец налогового периода. От налога на добавленную стоимость не освобождается реализация товаров, работ, услуг общественными объединениями - участниками союза общественных организаций инвалидов, если эти объединения не имеют статус общественных организаций инвалидов. Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (союзы общественных организаций инвалидов), созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно - спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их родителям, имеют право на освобождение от налога по товарам (работам, услугам), реализуемым ими непосредственно инвалидам, детям - инвалидам и их родителям. Реализация товаров (работ, услуг) иным лицам, в том числе юридическим, облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ до 1 января 2002 года общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов, а также лечебно - производственные (трудовые) мастерские при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения будут иметь право на применение льготы по уплате налога на добавленную стоимость, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Перечень таких организации определяется Правительством Российской Федерации. Организации, указанные в подпункте 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса, освобождаются от уплаты налога также при осуществлении ими операций по передаче товаров, выполнению работ, оказанию услуг для собственных нужд. 22. При применении подпункта 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что предусмотренное этим подпунктом освобождение распространяется только на операции банков. При этом под термином "банки" следует понимать в соответствии со ст. 11 Кодекса коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации. К освобождаемым операциям банков относятся банковские операции, предусмотренные статьей 5 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", а также ряд сделок, которые ранее подлежали обложению налогом. При этом от налогообложения, в частности, освобождаются: 22.1. Привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады: - привлечение денежных средств как в рублях, так и в иностранной валюте, организаций и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); - зачисление привлеченных денежных средств на расчетные (текущие), депозитные счета и счета по вкладам (включая внесение третьими лицами денежных средств, в том числе заработной платы и пенсий на счет вкладчика, а также вклады в пользу третьих лиц); - оформление и выдача вкладчикам документов, подтверждающих наличие вклада. 22.2. Размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет: - кредитные операции с клиентами, включая открытие и ведение ссудного счета, пролонгацию срока погашения кредита; - операции по предоставлению межбанковского кредита, в том числе открытой кредитной линии; - депозиты, размещенные в других банках. 22.3. Открытие и ведение банковских счетов, в том числе валютных, юридических и физических лиц, включая: - оформление документов, связанное с открытием и ведением банковских счетов (списание со счетов и зачисление средств на счета; начисление процентов по средствам на счетах); - выдачу выписок по счетам; - снятие копий (дубликатов) со счетов; - выдачу справок о наличии средств на счетах и других документов по ведению счетов; - переоформление счетов; - выяснение (розыск) денежных средств по счетам клиентов; - направление запросов о переводе сумм по просьбе клиентов; изменение условий, аннулирование и возврат переводов; перевод вкладов в другой банк. 22.4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам: - аккредитивные операции (открытие аккредитива, авизование, подтверждение, проверка документов, осуществление платежей); - инкассовые операции (выдача документов против акцепта или платежа, прием, проверка или направление документов для акцепта или платежа, пересылка или возврат банку - корреспонденту документов, выставленных на инкассо, но не оплаченных клиентом, изменение условий инкассового поручения или его аннулирование, проверка и отсылка документов на инкассо); - переводные и клиринговые операции. 22.5. Осуществление расчетов платежными поручениями, чеками, аккредитивами, пластиковыми карточками, наличными; расчеты по системе электронной связи; - ведение документарных операций; - осуществление безналичных расчетов со счета по вкладам физических лиц с торговыми, коммунальными, бытовыми и другими организациями; - межбанковские расчеты, включая расчеты между эмитентом - эквайрером по операциям с использованием банковских карт, а также расчеты по поручению физических и юридических лиц с использованием банковских карт, включая расчеты между эмитентом - клиентом, эквайрером и держателем банковской карты, эквайрером и организацией торговли; - выдача (обновление, замена) платежно - расчетных документов (чековых книжек, пластиковых карт, сберегательных книжек и др.) при условии взимания с клиентов платы в пределах расходов банка на приобретение и внедрение этих платежно - расчетных документов. 22.6. Кассовое обслуживание физических и юридических лиц: - прием (включая прием наличных денег от граждан в счет оплаты коммунальных платежей, различных видов штрафов, налогов, пошлин и прочих платежей независимо от наличия в банке счета организации (предприятия), на который зачисляются принятые платежи); - выдача, пересчет, проверка подлинности, упаковка наличных денег, банкнот, монет; - оформление кассовых документов; - размен денежной наличности и иностранной валюты; - обмен неплатежных банкнот, включая замену неплатежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же государства; - обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства. 22.7. Купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли - продажи иностранной валюты). 22.8. Привлечение драгоценных металлов во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц: открытие и ведение обезличенных металлических счетов (за исключением металлических счетов ответственного хранения драгоценных металлов), включая зачисление драгоценных металлов на счет, возврат со счета, перевод драгоценных металлов с других обезличенных счетов, зачисление на металлические счета при физической поставке драгоценных металлов, а также зачисление на металлические счета драгоценных металлов, проданных клиенту. У банка, реализующего драгоценные металлы и зачисляющего их на металлический счет клиента, при изъятии их клиентом из хранилища банка возникает обязанность по уплате налога в том налоговом периоде, в котором они изымаются клиентом. Размещение драгоценных металлов от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках. 22.9. Выдача банковских гарантий. 22.10. Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). 22.11. Следует учитывать, что ранее облагались налогом, но подлежат освобождению с 1 января 2001 года следующие сделки банков: - выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; - оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент - банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала. 23. При применении подпункта 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что от налога освобождается осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации. Указанное освобождение от налога распространяются на следующие операции: - осуществление кредитных операций (за исключением услуг по хранению имущества, принятого в залог, его оценке и др.) ломбардами, имеющими лицензию на этот вид деятельности; - предоставление, в установленном законодательством Порядке, органами федеральной государственной службы занятости населения кредитов работодателям на организацию дополнительных рабочих мест; - предоставление, в установленном законодательством Порядке, кредитов фондами поддержки малого предпринимательства субъектам малого предпринимательства. 24. В целях применения подпункта 6 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что при реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 г. N 35, освобождение от налога предоставляется организациям любой формы собственности и индивидуальным предпринимателям. Услуги по реализации указанных изделий на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров налогом не облагаются. Не подлежит освобождению от налогообложения реализация изделий, признаваемых подакцизными ювелирными изделиями в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 181 Кодекса. 25. В соответствии с подп. 9 п. 3 ст. 149 Кодекса от налогообложения освобождается реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт. Обработкой признается производство ограненных вставок для ювелирных изделий, полуфабрикатов и изделий технического назначения. Драгоценными камнями, кроме алмазов, признаются в соответствии с Законом РФ от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) виде. К драгоценным камням приравниваются также уникальные янтарные образования, не подвергавшиеся обработке. Оценка отобранных добывающими организациями уникальных янтарных образований производится экспертной комиссией, образуемой Министерством финансов Российской Федерации. Решение экспертной комиссии оформляется протоколом, утверждаемым Министром финансов Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 759 "Об утверждении положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации" совершение сделок с сырыми несортированными драгоценными камнями на территории Российской Федерации не допускается. Сортировка и первичная классификация драгоценных камней - завершающая часть процесса обогащения, позволяющая на основании утвержденных коллекций типовых образцов и классификаторов выделить из извлеченного минерального сырья драгоценные камни, а также разделить их на отдельные сорта, соответствующие принятым на мировом рынке. Освобождение по реализации драгоценных камней в сырье предоставляется при условии последующей продажи на экспорт обрабатывающими предприятиями своей продукции, тогда как по другим товарам (работам, услугам) освобождение предоставляется только после подтверждения факта реального экспорта. Организации, реализующие драгоценные камни, имеют право осуществлять реализацию их в сырье на внутреннем рынке обрабатывающим организациям без начисления налога при наличии в договорах обязательств обрабатывающих организаций реализовать произведенную продукцию на экспорт. В последующем экспорт указанной продукции должен быть подтвержден в установленном порядке. В этом случае суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) организациями, реализующими драгоценные камни в сырье, включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организации. (До вступления в силу главы "Налог на доходы организаций" в целях применения налоговых вычетов следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552.) Налоговые органы могут проконтролировать реальность исполнения договорных условий и правомерность использования вышеуказанного освобождения от налога при проведении налоговых проверок, включая встречные проверки организаций, как реализующих драгоценные камни в сырье, так и обрабатывающих, согласно части первой Кодекса. При реализации обрабатывающими организациями драгоценных камней на внутреннем рынке, а не на экспорт у организаций, реализующих драгоценные камни в сырье, операции по их реализации облагаются налогом на общих основаниях. 25.1. По операциям реализации необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности освобождение предоставляется в соответствии с подпунктом 10 пункта 3 статьи 149 Кодекса. При этом необработанными алмазами в соответствии с Законом Российской Федерации от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" признаются природные алмазы. 25.2. В соответствии с подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налога освобождаются операции по реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа. Условие реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов для производства драгоценных металлов и аффинажа отражается в договоре по переходу права собственности на минеральное сырье, содержащее драгоценные металлы. Производство драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полуфабрикатов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов. В соответствии с пунктом 6 статьи 149 Кодекса, освобождение от налогообложения применяется при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, подпадающей под лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оптовая торговля драгоценными металлами относится к тем видам деятельности, на осуществление которых необходимо наличие отдельных лицензий. В Федеральном законе от 26.03.98 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" определено, что драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях. Реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов освобождается от налога при наличии у продавца лицензии на оптовую торговлю драгоценными металлами. Освобождение от налогообложения реализации услуг по переработке давальческого сырья, в том числе промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, действующим законодательством не предусмотрено. 25.3. В соответствии с подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налога освобождаются операции по реализации драгоценных металлов в слитках банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков). Под банками, в соответствии со статьей 11 Кодекса, подразумеваются коммерческие банки, имеющие лицензию (разрешение) Центрального банка Российской Федерации на совершение операций с драгоценными металлами. 26. При применении подпункта 12 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что налогом не облагается передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Передача товаров (работ, услуг), указанных в данном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов: - договора (контракта) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности; - копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); - актов или других документов, свидетельствующих о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг). Если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, в налоговый орган представляется документ, подтверждающий фактическое получение этим лицом товаров (работ, услуг). Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются. 27. При применении порядка освобождения от налога, предусмотренного подпунктом 13 пункта 3 статьи 149 Кодекса, следует иметь в виду, что формы входных билетов на проводимые организациями физической культуры и спорта спортивно - зрелищные мероприятия приравниваются в целях главы 21 Кодекса к формам входных билетов для посещения спортивно - массовых мероприятий, образцы которых утверждены Приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н и содержатся в приложении 3 к данному Приказу. При реализации таких входных билетов индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется. При оказании организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками спортивных сооружений, услуг по предоставлению в аренду указанных спортивных сооружений организациям физической культуры и спорта для проведения ими спортивно - зрелищных мероприятий налог не взимается. 28. При применении подпункта 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что в соответствии с данным пунктом не подлежит налогообложению плата за предоставление взаем денежных средств. Оказание услуг по предоставлению займа в иной форме облагается налогом. 29. При применении подпункта 19 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что с 1 января 2001 года работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе, подлежат налогообложению, за исключением работ (услуг) по тушению лесных пожаров, выполняемых и оказываемых на договорной основе лицами, указанными в статье 143 Кодекса. Освобождение от налогообложения работ (услуг) по тушению лесных пожаров распространяется на работы (услуги), выполняемые как предприятиями, организациями и учреждениями, на которых возложена охрана и защита лесов, так и привлекаемыми организациями и индивидуальными предпринимателями. С 1 января 2001 года подлежат обложению налогом: - пожарно - техническая продукция; - материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно - технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности. 30. При применении подпункта 20 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что в отношении организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, не подлежат налогообложению следующие операции: - реализация продукции собственного производства в счет натуральной оплаты труда; - реализация продукции собственного производства в счет натуральных выдач для оплаты труда; - реализация продукции собственного производства для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы. Указанные операции освобождаются от налогообложения при условии, что удельный вес доходов от производства и реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов от общей суммы доходов, полученных организацией, за отчетный налоговый период. Стоимость освобождаемых от налогообложения операций учитывается при исчислении удельного веса доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов, полученных организацией за отчетный налоговый период. @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений пунктов 31, 32.2, 36.2, 37.1 - 37.4, 37.6, 37.9, 37.10, 38, 39.5: редакция 2 - Приказ МНС от 22.05.01 N БГ-3-03/156 @ 31. В случае отмены с 01.01.2001 налогового освобождения по товарам (работам, услугам), действовавшего по 31.12.2000 (включительно) в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", и если оно не предусмотрено статьей 149 Кодекса, применяется следующий порядок налогообложения: - по товарам (работам, услугам), отгруженным по 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются без НДС. В случае, если оплата поступила после 1 января 2001 года, по этим товарам (работам, услугам) налогообложение не производится; - по товарам (работам, услугам), оплаченным полностью, но не отгруженным до 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются начиная с 01.01.2001 покупателям без НДС. В случае введения согласно ст. 149 Кодекса с 1 января 2001 года налогового освобождения по товарам (работам, услугам), не предусмотренного ранее ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", применяется следующий порядок налогообложения: - по товарам (работам, услугам), отгруженным по 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются с НДС. В случае, если оплата поступила после 1 января 2001 года, по этим товарам (работам, услугам) сумма налога подлежит перечислению в бюджет в общеустановленном порядке; - по товарам (работам, услугам), оплаченным полностью, но не отгруженным до 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются начиная с 01.01.2001 покупателям без НДС, в том случае если с покупателем произведен соответствующий перерасчет, предусматривающий возврат суммы налога, полученного при поступлении предоплаты и включенного в декларацию продавцом при получении от покупателя этой предоплаты. По итогам указанных перерасчетов с покупателем производятся в установленном порядке перерасчеты с бюджетом. 32. При применении статьи 153 необходимо руководствоваться следующим: 32.1. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Не учитываются при определении налоговой базы: - средства, полученные в виде вкладов в уставный (складочный) капитал (фонд) организации, включая эмиссионный доход, в виде инвестиций при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Не включаются в налоговую базу также денежные средства, направляемые собственниками (акционерами, участниками) юридическому лицу либо собственникам юридическим лицом, если указанные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг); - бюджетные средства, полученные организациями на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, если указанные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг), а также доходы, полученные бюджетами различных уровней за предоставление бюджетных средств. Такие средства не облагаются налогом только в момент их зачисления на счета организаций, выполняющих целевые программы и мероприятия. Приобретаемые товары (работы, услуги) за счет средств целевого бюджетного финансирования оплачиваются с учетом налога, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет вышеназванных источников; - денежные средства, перечисляемые исполнительному органу акционерного общества, минуя счета реализации, организациями (дочерними и зависимыми обществами) из прибыли, оставшейся в их распоряжении после окончательных расчетов с бюджетом по налогам, при условии, что они расходуются по утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению всеми организациями (дочерними и зависимыми обществами), входящими в состав акционерного общества, а также для формирования централизованных финансовых фондов (резервов); - денежные средства, перечисляемые исполнительным органом акционерного общества своим дочерним и зависимым обществам из централизованных финансовых фондов (резервов) в качестве вторичного перераспределения прибыли для расходования по целевому назначению; - средства, перечисляемые собственником на содержание созданных им учреждений; - осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, членские взносы в профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства (коллегии адвокатов, нотариальные палаты и иные аналогичные объединения), отчисления в фонд коллегии адвокатов, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляемые жертвователем за счет собственных источников. Настоящее положение применяется, если такие взносы не являются платой за предоставление некоммерческой организацией каких-либо работ (услуг); - денежные средства, полученные от организаций, осуществляющих благотворительную деятельность в рамках Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; - суммы финансирования из бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление основной уставной деятельности некоммерческих организаций. В целях данного пункта не являются целевыми поступлениями доходы, полученные от реализации некоммерческой организацией имущества, право на получение которых у некоммерческой организации возникает в силу того, что указанное имущество (работы, услуги) передаются ей собственником такого имущества в качестве взносов, вкладов, пожертвований или благотворительной помощи от организаций, осуществляющих благотворительную деятельность. Полученные в результате такого отчуждения доходы рассматриваются с момента их получения как доходы, подлежащие налогообложению. Настоящее положение применяется при условии, что зачисление и расходование целевых поступлений в денежной форме осуществляется на отдельном счете в банке. 32.2. В соответствии с п. 3 ст. 153 при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту определяется налогоплательщиком пересчетом выручки в иностранной валюте в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату реализации товаров (работ, услуг). Дата реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения в соответствии со статьей 167 Кодекса. Исходя из данной нормы Кодекса при получении налогоплательщиком авансовых или иных платежей в иностранной валюте в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) указанная сумма пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату поступления данных авансовых или иных платежей. При этом суммы налога, начисленные налогоплательщиком с суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежащих налогообложению, при последующей отгрузке товара (выполнении работы, оказании услуги) подлежат вычету. Для налогоплательщиков, определяющих дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки, налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту определяется путем пересчета стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в рубли по курсу Банка России на дату отгрузки. Для налогоплательщиков, определяющих дату возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается по курсу Банка России на дату ее получения. Налоговая база, указанная в пункте 1 статьи 161 Кодекса, при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, определяемая налоговым агентом, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату реализации товаров (работ, услуг), т.е. на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в оплату товаров (работ, услуг) иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Налоговый агент осуществляет пересчет налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату фактического осуществления расходов (в том числе, если эти расходы являются авансовыми или иными платежами), вне зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения. 33. При применении ст. 154 следует учитывать следующее. 33.1. Налоговую базу в соответствии с п. 1 ст. 154 необходимо определять с учетом положений ст. 40, согласно которой для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). 33.2. Согласно п. 3 ст. 154 при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 Кодекса с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). К такому имуществу, в частности, относятся: - имущество (основные средства), приобретаемое за счет средств целевого бюджетного финансирования и оплачиваемое с учетом НДС, который вычету не подлежит, а покрывается за счет соответствующего источника; - безвозмездно полученное имущество, учитываемое организацией по стоимости, включающей суммы налога, уплаченные передающей стороной; - приобретенное имущество, используемое при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ; - основные средства, учитываемые на балансе налогоплательщика с учетом налога; - служебные легковые автомобили и микроавтобусы, приобретенные до 1 января 2001 года и числящиеся на балансе налогоплательщика с учетом налога. 34. При применении ст. 156 необходимо учитывать, что суммы, полученные комиссионерами (поверенными, агентами) от комитентов (доверителей, принципалов) для исполнения сделки (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов), в налоговую базу не включаются. Суммы, полученные комиссионерами (поверенными, агентами) от покупателей товаров (работ, услуг) (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов), в налоговую базу не включаются. 35. При применении пункта 5 статьи 157 для обоснования права на уменьшение выручки от реализации услуг международной связи на суммы, указанные в подпунктах 1 - 3, в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы. По подпункту 1: - контракт (копия контракта) российского налогоплательщика с иностранными администрациями связи, международными организациями связи, иностранными организациями, признанными частными эксплуатационными организациями, на аренду международных каналов связи, а также на оказание услуг международной почтовой связи; - выписки банка, подтверждающие фактическую оплату услуг по аренде международных каналов связи и услуг международной почтовой связи российскими налогоплательщиками иностранным администрациям связи, международным организациям связи, иностранным организациям, признанным частными эксплуатационными организациями. По подпункту 2: - документы (копии документов), подтверждающие членство российского налогоплательщика в международной организации связи; - выписки банка, подтверждающие фактическую уплату взносов российским налогоплательщиком в международную организацию связи. По подпункту 3: - контракт (копия контракта) между российскими налогоплательщиками и иностранными организациями связи на оказание совместных услуг международной связи; - выписки банка, подтверждающие фактическую оплату совместных услуг международной связи. 36. При применении ст. 162 необходимо учитывать, что в соответствии со статьями 153 - 158 при исчислении налоговой базы в нее включаются следующие суммы: 36.1. Любые получаемые организациями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на счета в учреждения банков либо в кассу. В целях применения указанной статьи следует иметь в виду, что ценные бумаги (акции, облигации, векселя, в т.ч. и третьих лиц, а также право требования дебиторской задолженности), полученные поставщиком в качестве авансовых платежей, не увеличивают налоговую базу того налогового периода, в котором они приняты к учету. В случае если до поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организацией получены денежные средства по облигациям, векселям, как при наступлении срока оплаты по векселям (погашения облигаций), так и их досрочной оплате, то они увеличивают налогооблагаемую базу того периода, в котором получены эти денежные средства. У организации - продавца товаров (работ, услуг), получившей от покупателя в качестве аванса под предстоящую поставку товаров (работ, услуг) право требования дебиторской задолженности покупателя к третьему лицу, обязательство перед бюджетом по уплате налога с полученного аванса возникает у поставщика только в том случае, если до отгрузки в адрес покупателя товаров (работ, услуг) от должника, то есть третьего лица, будут получены денежные средства. Не облагаются авансы, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг): - при реализации на экспорт товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации); - при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не является территория Российской Федерации; - при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 Кодекса (в том числе авансы, полученные комиссионерами в счет оказания ими услуг, не облагаемых налогом, в соответствии с п. 2 ст. 156). 36.2. Денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня, на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу. Организации, производящие и реализующие товары (работы, услуги), по которым предоставляются дотации из соответствующих бюджетов, должны обеспечить раздельный учет производства, реализации таких товаров (работ, услуг). При этом возникающая разница подлежит возмещению (зачету, возврату) в установленном порядке. При выделении налогоплательщику из соответствующего бюджета суммы разницы между отпускной и регулируемой ценой указанная сумма включается в налоговую базу как средства, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). 36.3. Денежные средства, полученные в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. При применении указанного подпункта следует иметь в виду, что денежные средства, полученные в виде процента (дисконта) по векселям (в т.ч. и по векселю третьего лица), полученным организацией в качестве оплаты товаров (работ, услуг), увеличивают налогооблагаемую базу в части, превышающей размер процента (дисконта), рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшими в периодах, за которые производятся расчеты процента вне зависимости от того, кто производит оплату по векселю (банк, домицилиант, акцептант либо иной плательщик, указанный в векселе). 37. При применении ст. 164 необходимо учитывать следующие особенности. 37.1. В целях применения подпункта 1 пункта 1 статьи 164 и в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года до 1 июля 2001 года налоговая ставка 0 процентов применяется в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории государств - участников СНГ и предъявлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактический вывоз товаров за пределы территорий государств - участников СНГ. 37.2. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 предусмотрено, что в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 данной статьи, применяется налоговая ставка 0 процентов. Указанная норма в период с 1 января 2001 г. до 1 июля 2001 г. распространяется только на работы (услуги) по сопровождению (в т.ч. экспедированию), транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территорий государств - участников СНГ товаров. 37.3. Работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, то есть товаров, ввезенных на территорию России в режиме выпуска товаров для свободного обращения, облагаются по налоговой ставке 0 процентов. При этом следует иметь в виду, что в период с 1 января 2001 г. до 1 июля 2001 г. указанная ставка распространяется только на работы (услуги), связанные с обслуживанием ввозимых из-за пределов территорий государств - участников СНГ товаров. 37.4. Работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории России и под таможенным контролем, также облагаются налогом по налоговой ставке 0 процентов. В период с 1 января 2001 г. до 1 июля 2001 г. указанная ставка распространяется только на работы (услуги) по переработке товаров, ввозимых из-за пределов территорий государств - участников СНГ. 37.5. Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещаемых под таможенный режим транзита через указанную территорию, облагаются налогом по налоговой ставке 0 процентов. 37.6. Налогообложение услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории Российской Федерации при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов осуществляется по налоговой ставке 0 процентов. В период с 1 января 2001 г. до 1 июля 2001 г. указанная ставка распространяется только на услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы территорий государств - участников СНГ при оформлении перевозок едиными международными перевозочными документами, а также на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами между Россией и государствами - участниками СНГ, в связи с заключением Российской Федерацией межправительственных соглашений о воздушном сообщении с государствами - участниками СНГ. 37.7. Налогообложение работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, производится по налоговой ставке 0 процентов. При применении данного пункта необходимо учитывать, что работы (услуги), выполняемые (оказываемые) российскими налогоплательщиками непосредственно в космическом пространстве, а также на земле, если они технологически обусловлены и неразрывно связаны с осуществлением работ (услуг) непосредственно в космическом пространстве, как для российских организаций, так и для зарубежных организаций, облагаются налогом по налоговой ставке 0 процентов. 37.8. При реализации драгоценных металлов, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы в соответствии с п. 8 ст. 165 представляются контракт (копия контракта) на реализацию драгоценных металлов, документы, подтверждающие передачу драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам. Документы по реализации драгоценных камней не представляются, т.к. налогообложение по налоговой ставке 0 процентов при реализации драгоценных камней не предусмотрено. 37.9. При реализации на территории Российской Федерации продовольственных товаров, а также товаров для детей, входящих в товарную группу, указанную в пункте 2 статьи 164, следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации. При определении размеров в отношении детских товаров, перечисленных в подпункте 2 пункта 2 данной статьи, следует руководствоваться Таблицей предельных размеров по товарам для детей в соответствии с действующими государственными стандартами Российской Федерации. 37.10. В соответствии с п. 4 ст. 164 налогообложение производится по налоговым ставкам 9,09 процента и 16,67 процента (расчетные налоговые ставки) - при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 Кодекса, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 Кодекса, а также при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Кодекса, а также при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Кодекса. 38. В целях применения статьи 165 следует иметь в виду, что для подтверждения налоговых вычетов помимо документов, предусмотренных данной статьей с учетом особенностей, изложенных в комментариях к статье 164, налоговыми органами должны быть проанализированы также: - договор (копия договора) купли - продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) между налогоплательщиком, претендующим на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговые вычеты, и организацией - поставщиком товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налоговой ставкой 0 процентов; - документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению по налоговой ставке 0 процентов. 39. При применении ст. 167 следует учитывать следующее. 39.1. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 167 у налогоплательщика фактической оплатой реализованных на условиях мены товаров (работ, услуг) является день принятия на учет встречных товаров (работ, услуг). Суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) в рамках товарообмена подлежат вычету у налогоплательщика после поставки им товаров (работ, услуг) в счет встречных поставок в размере, не превышающем объем реализации товаров (работ, услуг), участвующих в товарообменной операции. 39.2. В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 167 оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признается передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом. При заключении договора переуступки права требования налогоплательщику следует руководствоваться следующими положениями для момента начисления и принятия к вычету сумм налога по реализованным товарам (работам, услугам). При передаче налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом числящаяся по балансу кредитора дебиторская задолженность по отгруженным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, подлежит налогообложению в объеме и на условиях, предусмотренных первоначальным договором, в момент вступления в силу договора цессии либо передачи дебиторской задолженности в соответствии с законом. При продаже дебиторской задолженности по стоимости большей величины выручки, предусмотренной договором поставки товаров (работ, услуг), с суммы превышения также должен быть уплачен налог. 39.3. На основании п. 2 ст. 167 определение даты оплаты товаров (работ, услуг) при исполнении обязательств путем перевода долга будет осуществляться следующим образом. Налогоплательщик - покупатель, являющийся должником по отношению к налогоплательщику - поставщику товаров (работ, услуг), может возложить исполнение обязательств на третье лицо по сделке перевода долга. У поставщика товаров (работ, услуг) при учетной политике "по оплате" датой реализации является дата оплаты товаров (работ, услуг) третьим лицом. 39.4. В соответствии с п. 4 ст. 167 в случае прекращения встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем - векселедателем собственного векселя оплатой указанных товаров (работ, услуг) признается оплата покупателем - векселедателем (либо иным лицом) указанного векселя или передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу. Передача товаров (работ, услуг) в счет погашения ценных бумаг, в том числе собственных векселей, облагается налогом в установленном порядке и является моментом их реализации независимо от установленной на предприятии в целях налогообложения учетной политики. 39.5. В целях применения пункта 9 данной статьи следует иметь в виду, что независимо от учетной политики, принятой налогоплательщиком, дата реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 164, определяется как наиболее ранняя из дат, перечисленных в подпунктах 1, 2 пункта 9. 40. При применении ст. 168 в целях подтверждения права на налоговые вычеты по товарам, приобретенным за наличный расчет, налогоплательщик кроме кассового чека с выделенной в нем отдельной строкой суммой налога должен иметь счет - фактуру на эти товары, оформленный в установленном порядке. 41. При применении главы 21 особое внимание следует обратить на то, что в указанной главе не используется понятие "издержки производства и обращения", содержавшееся ранее в Законе о налоге на добавленную стоимость. В главе 21 используется аналогичное по содержанию понятие - расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций. До вступления в силу главы "Налог на доходы организаций" в целях применения налоговых вычетов следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490, Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 491. При этом также следует учитывать, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом, если соответствующие расходы на их приобретение учитываются при исчислении организацией налога на прибыль. @ Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений пунктов 42, 46 - 51: редакция 2 - Приказ МНС от 22.05.01 N БГ-3-03/156 @ 42. В соответствии с пунктом 4 статьи 170 налогоплательщик, осуществляющий производство и реализацию товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом и освобождаемых от налогообложения, должен: - вести раздельный учет (в соответствии с принятой для целей налогообложения учетной политикой, утвержденной приказом, распоряжением руководителя организации) стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) и используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению и подлежащих налогообложению. Порядок ведения раздельного учета должен быть определен в соответствующем документе, регламентирующем учетную политику организации; - определить общую стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг); - определить общий объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период и стоимость товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения). Суммы налога, фактически уплаченные поставщикам основных средств, используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (в т.ч. не признаваемых реализацией), распределяются пропорционально удельному весу выручки, полученной от реализации облагаемых и необлагаемых товаров (работ, услуг) за налоговый период, в котором они приняты на учет, и принимаются к вычету в сумме, соответствующей удельному весу выручки, полученной от производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом. Сумма налога, соответствующая удельному весу выручки, полученной от производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (в т.ч. не признаваемых реализацией), к вычету не принимается и относится на увеличение балансовой стоимости основных средств. В целях применения пункта 2 статьи 170 Кодекса следует иметь в виду, что в расходы, принимаемые у покупателя к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц), включаются суммы налога, предъявленные продавцом покупателю товаров (работ, услуг) в соответствии со статьей 168 Кодекса, по мере списания этих товаров (работ, услуг) на себестоимость независимо от факта уплаты этого налога продавцу. 43. В целях применения пункта 2 статьи 171 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычету у налогоплательщика при условии принятия к учету на баланс налогоплательщика товаров (работ, услуг), их оплаты и наличия счета - фактуры с выделенной отдельной строкой суммы налога независимо от принятой им в целях налогообложения учетной политики. Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат вычету в полном объеме независимо от факта оплаты продавцу указанных товаров. 43.1. В целях применения пункта 4 статьи 171 суммы налога, уплаченные иностранным лицом при приобретении основных средств производственного назначения, подлежат вычету при условии постановки иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации. 43.2. В целях применения пункта 6 статьи 171 НК РФ: Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком по строительно - монтажным работам капитального строительства, работам по сборке (монтажу) основных средств, выполненным подрядными организациями с 1 января 2001 года, подлежат вычету у налогоплательщика после принятия налогоплательщиком на учет законченных капитальным строительством объектов производственного назначения в соответствии с пунктом 5 статьи 172. Суммы налога, уплаченные поставщикам по товарам, приобретенным и переданным подрядным организациям на давальческих условиях для выполнения строительно - монтажных работ с 1 января 2001 года, подлежат вычету у налогоплательщика после принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта производственного назначения в соответствии с пунктом 5 статьи 172. При приобретении с 1 января 2001 года не завершенного капитальным строительством объекта производственного назначения и продолжении строительства на данном объекте суммы налога, уплаченные поставщику (продавцу объекта), подлежат вычету у налогоплательщика по мере постановки на учет завершенного капитальным строительством объекта (основных средств) в соответствии с пунктом 5 статьи 172. При реализации приобретенного с 1 января 2001 года не завершенного капитальным строительством объекта, по которому было продолжено, но не завершено строительство, суммы налога, уплаченные поставщику (продавцу объекта), подлежат вычету у налогоплательщика по мере реализации не завершенного капитальным строительством объекта в соответствии с пунктом 5 статьи 172. При реализации налогоплательщиком не завершенного капитальным строительством объекта суммы налога, уплаченные по строительно - монтажным работам, выполненным подрядными организациями при строительстве такого объекта с 1 января 2001 года, а также суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам и переданным подрядным организациям на давальческих условиях для выполнения строительно - монтажных работ с 1 января 2001 года, подлежат вычету у налогоплательщика в момент реализации данного объекта в соответствии с пунктом 5 статьи 172. 44. При применении п. 1 ст. 172 следует учитывать, что суммы налога, уплаченные поставщикам за принятые к учету товары (работы, услуги) в иностранной валюте, подлежат вычету в рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действующему на дату фактического осуществления расходов. 45. При применении п. 2 ст. 172 необходимо учитывать следующее: При использовании налогоплательщиком в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) векселей налог, предъявленный продавцом этих товаров (работ, услуг), считается фактически уплаченным продавцу этих товаров (работ, услуг) и подлежит вычету в следующих случаях: - налогоплательщик - покупатель, использующий в расчетах собственный вексель, т.е. являющийся векселедателем, имеет право на вычет сумм налога только в момент оплаты им своего векселя денежными средствами его предъявителю, как при наступлении срока платежа, обозначенного на векселе, так и при его досрочной оплате. При этом в случае, если по соглашению сторон векселедатель вместо оплаты своего векселя денежными средствами поставляет векселедержателю товары (выполняет работы или оказывает услуги), то независимо от принятой у векселедателя для целей налогообложения учетной политики у него появляются обязательства по уплате налога по товарам (работам, услугам), отгруженным в порядке оплаты собственного векселя, и в этом же отчетном периоде он имеет право на вычет сумм налога по ранее приобретенным товарам, расчеты за которые производились этим векселем; - налогоплательщик - векселедатель, использующий в расчетах собственный переводной вексель, на котором указано наименование того лица, которое должно платить по векселю (третьего лица, домицилианта, авалиста), имеет право на вычет сумм налога только в том налоговом периоде, в котором векселедателем будет погашена задолженность по этому переводному векселю перед третьим лицом, домицилиантом, авалистом; - налогоплательщик - покупатель, акцептовавший вексель, предъявленный к оплате продавцом товаров (работ, услуг), имеет право на вычет налога по приобретенным (принятым к учету товарам) в том налоговом периоде, в котором акцептантом этот вексель будет оплачен; - налогоплательщик - индоссант, использующий для расчетов вексель третьего лица, имеет право на вычет сумм налога в момент передачи векселя третьего лица по индоссаменту в оплату приобретенных им товаров (работ, услуг), но при условии, что указанный вексель покупателем - индоссантом ранее был получен в качестве оплаты за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги. В этом случае сумма налога на балансе индоссанта принимается к вычету только в пределах стоимости приобретенных (принятых к учету) товаров (работ, услуг), не превышающей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) этим индоссантом своему покупателю, за которые ранее им был получен вексель. Использование в расчетах за приобретаемые товары векселя третьего лица, полученного покупателем в обмен на собственные векселя до их оплаты, не дает покупателю права на предъявление к вычету сумм налога, поскольку отсутствует фактическая их оплата денежными средствами. В случае, когда для расчетов с продавцом за поставленные товары передается финансовый вексель, т.е. вексель, который приобретен в качестве финансового вложения и за который фактически уплачены денежные средства, то сумма налога на балансе покупателя, использующего его в расчетах, принимается к вычету только в пределах фактически перечисленных денежных средств. При проведении расчета с продавцом товаров (работ, услуг) путем переуступки права требования дебиторской задолженности, полученной покупателем в качестве авансового платежа, сумма налога считается фактически уплаченной только в том налоговом периоде, в котором этим покупателем будут отгружены товары (работы, услуги) в адрес организации, уступившей право требования в качестве авансового платежа. 46. При выполнении строительно - монтажных работ хозяйственным способом необходимо учитывать следующее. В соответствии с пунктом 10 статьи 167 исчисление налога по строительно - монтажным работам, выполненным хозяйственным способом с 1 января 2001 года, производится по мере принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта. При выполнении хозспособом строительно - монтажных работ налоговая база определяется как стоимость выполненных с 1 января 2001 года работ, исчисленная в соответствии с п. 2 ст. 159 Кодекса. Суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для выполнения строительно - монтажных работ хозяйственным способом с 1 января 2001 года, также подлежат вычету у налогоплательщика после принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта или по мере реализации не завершенного капитальным строительством объекта в соответствии с пунктом 5 статьи 172. В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Кодекса вычету подлежит сумма налога, исчисленная налогоплательщиком при выполнении строительно - монтажных работ, выполненных хозяйственным способом с 1 января 2001 года, определяемая в соответствии со статьей 173 Кодекса как уменьшенная на суммы налога, предъявленные налогоплательщиком к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным им для выполнения указанных строительно - монтажных работ, сумма налога, исчисленная по выполненным хозяйственным способом строительно - монтажным работам в соответствии с пунктом 10 статьи 167 Кодекса. Указанная сумма налога подлежит вычету у налогоплательщика по мере принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта в соответствии с пунктом 5 статьи 172. При этом при строительстве хозяйственным способом объекта непроизводственного назначения вышеназванная сумма налога к вычету не принимается и подлежит уплате в бюджет. Указанная сумма налога относится на увеличение балансовой стоимости объекта. При реализации налогоплательщиком объекта, не завершенного капитальным строительством, осуществляемого хозяйственным способом, подлежат вычету суммы налога, уплаченные по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при выполнении указанных работ. Абзац исключен. 47. В соответствии с п. 5 ст. 173 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и подлежит уплате налогоплательщиками, применяющими освобождение от налогообложения операций, предусмотренное ст. 149, а также налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в соответствии со ст. 145, в случае выставления ими покупателю счета - фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете - фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). При этом у названных налогоплательщиков суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются. 48. Статьей 175 установлены особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации. Организации, имеющие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений расчет суммы налога, подлежащей уплате. Доля налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, исчисляется по формуле Сумма НДС x (Уд. вес ФОТ + Уд. вес ОПФ) x 1/2, где: Сумма НДС - сумма НДС, подлежащая уплате организацией в целом; Уд. вес ФОТ - удельный вес среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) по организации в целом; Уд. вес ОПФ - удельный вес среднегодовой стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в среднегодовой стоимости основных производственных фондов по организации в целом. Организации самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный организацией показатель должен быть неизмененным в течение отчетного года. При определении среднесписочной численности работников в соответствии с Инструкцией Госкомстата от 07.12.98 N 121 "По заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения", не учитывается численность внешних совместителей и лиц, не состоящих в штате, выполняющих работы по договорам гражданско - правового характера. При определении сумм налога, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений, принимаются фактические показатели среднесписочной численности работающих (фонда оплаты труда) на конец отчетного налогового периода. Определение среднегодовой стоимости основных производственных фондов производится исходя из их среднегодовой остаточной стоимости за предшествующий календарный год (т.е. с 1 января по 31 декабря). Абзац исключен. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов за предшествующий календарный год определяется как деленная на четыре сумма следующих показателей основных производственных фондов: - половины остаточной стоимости основных средств на первое января предшествующего календарного года; - остаточной стоимости основных средств на первое апреля предшествующего календарного года; - остаточной стоимости основных средств на первое июля предшествующего календарного года; - остаточной стоимости основных средств на первое октября предшествующего календарного года; - половины остаточной стоимости основных средств на первое января отчетного года. Если организация была создана в предшествующем календарном году, то среднегодовая стоимость основных производственных фондов определяется с момента создания организации и по 1 января текущего года. Если организация была создана в текущем году, то расчет доли налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда). 49. В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Кодекса любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, для целей налогообложения признается товаром. В связи с этим операция по продаже земельных участков облагается налогом на общих основаниях. Реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду земельных участков подлежит обложению налогом в общеустановленном порядке. Вместе с тем арендная плата, уплачиваемая арендаторами за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которая согласно Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" является формой платы за землю, не подлежит налогообложению в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса как платеж в бюджет за право пользования природным ресурсом (землей). 50. Сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения пункта 1 статьи 145 и пункта 2 статьи 163 Кодекса определяется исходя из выручки от реализации как облагаемых, в том числе по налоговой ставке 0 процентов, так и необлагаемых товаров (работ, услуг), фактически полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса), кроме выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) в части осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". В выручку от реализации товаров (работ, услуг) не включаются доходы, полученные при осуществлении следующих операций: - реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе; - операции, перечисленные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 1 и пункте 2 статьи 146, а также статье 162 Кодекса; - операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 Кодекса; - средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги). 51. При применении подпункта 11 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле": "валютой Российской Федерации" признаются находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты; "иностранной валютой" являются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. ---------------------------------------------------------------------- Юридическое информационное Агентство INTRALEX: Текст подготовлен с учетом изменений, внесенных в первоначальную редакцию (Приказ МНС РФ от 20.12.00 N БГ-3-03/447) на основе следующих нормативных актов: РЕДАКЦИЯ 2 - Приказ МНС РФ от 22.05.01 N БГ-3-03/156 Перейти в текущую или промежуточные редакции из этого текста можно по корреспондентским связям между документами в системе (см. карточка ЮИАИ N Ю1 от 14.07.00), либо используя контекстное меню - режим поиск из текста по дате и номеру. Страницы: 1 2 |