РЕДАКЦИЯ НА 08.01.03). Распоряжение. Правительство РФ. 17.07.02 983-Р

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           17 июля 2002 г.
                               N 983-р

                                (ЮИАИ)




     В соответствии   с   Федеральным   законом   "О   противодействии
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию  терроризма"  утвердить  прилагаемые  Рекомендации   по
разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами
или   иным   имуществом,   правил   внутреннего   контроля   в   целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. КАСЬЯНОВ
17 июля 2002 г.
N 983-р


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                  от 17 июля 2002 года
                                                               N 983-р


                             РЕКОМЕНДАЦИИ
              ПО РАЗРАБОТКЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ
         ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ,
         ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
             ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
            ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

     1. Настоящие  Рекомендации  определяют единый подход к разработке
организациями,  совершающими операции с денежными средствами или  иным
имуществом,  включая  профессиональных  участников рынка ценных бумаг,
страховые и  лизинговые  компании,  организации  федеральной  почтовой
связи,  ломбарды,  организации, осуществляющие скупку, куплю - продажу
драгоценных металлов и драгоценных камней,  ювелирных изделий из них и
лома   таких   изделий,   организации,   содержащие   тотализаторы   и
букмекерские конторы,  а также  проводящие  лотереи  и  иные  игры,  в
которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том
числе в  электронной  форме,  организации,  осуществляющие  управление
инвестиционными  фондами  или  негосударственными  пенсионными фондами
(далее  именуются  -  организации),   правил   внутреннего   контроля,
осуществляемого   в   целях  противодействия  легализации  (отмыванию)
доходов,  полученных преступным  путем,  и  финансированию  терроризма
(далее именуются - правила)
     2. Утратил силу.
     3. Правила должны содержать порядок документального  фиксирования
необходимой  информации,  обеспечения  конфиденциальности  информации,
квалификационные требования к подготовке и  обучению  кадров,  порядок
приостановления  операций с денежными средствами или иным имуществом в
случаях,  предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального  закона  "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем,  и финансированию терроризма",  а также  критерии  выявления  и
признаки    необычных   сделок   с   учетом   специфики   деятельности
соответствующей организации.
     4. По операциям с денежными средствами или иным имуществом (далее
именуются   -   операции),   подлежащим   обязательному   контролю   в
соответствии с  Федеральным  законом  "О  противодействии  легализации
(отмыванию)  доходов,  полученных  преступным путем,  и финансированию
терроризма", документально фиксируется:
     а) вид операции и основания ее совершения;
     б) дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;
     в) сведения,  необходимые  для  идентификации   физического   или
юридического лица, совершающего операцию;
     г) сведения,  необходимые  для  идентификации   физического   или
юридического  лица,  по  поручению  и  от  имени  которого совершается
операция;
     д) сведения,    необходимые   для   идентификации   представителя
физического или юридического  лица,  совершающего  операцию  от  имени
этого лица;
     е) сведения, необходимые для идентификации получателя по операции
с денежными средствами или иным имуществом и его представителя.
     5. Правила  должны  предусматривать  выявление  и  документальное
фиксирование наряду с операциями,  подлежащими обязательному контролю,
операций со следующими признаками:
     а) запутанный   или   необычный   характер   сделки,  не  имеющей
очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
     б) несоответствие    сделки   целям   деятельности   организации,
установленным ее учредительными документами;
     в) неоднократное совершение операций или сделок, характер которых
дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение
от процедур обязательного контроля;
     г) иные обстоятельства,  дающие основания  полагать,  что  сделки
осуществляются  в  целях  легализации (отмывания) доходов,  полученных
преступным путем, или финансирования терроризма.
     При разработке  критериев  выявления  и   определении   признаков
необычных  сделок учитывается также специфика деятельности организации
и  рекомендации,  утверждаемые  Комитетом  Российской   Федерации   по
финансовому  мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными
органами.
     6. В  правилах  должны  предусматриваться разработка и реализация
следующих программ осуществления внутреннего контроля:
     а) идентификация   и   изучение   клиентов   организации  и  иных
участников операции;
     б) выявление операций,  подлежащих обязательному контролю, и иных
операций,  связанных с легализацией (отмыванием)  доходов,  полученных
преступным путем, или финансированием терроризма;
     в) оценка  риска  совершения   клиентом   организации   операций,
связанных  с легализацией (отмыванием) доходов,  полученных преступным
путем, или финансированием терроризма;
     г) документальное фиксирование необходимой информации;
     д) обучение   сотрудников  организации  в  сфере  противодействия
легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,   и
финансированию  терроризма;
     е) иные программы.
     Указанные программы   разрабатываются   организациями   с  учетом
специфики  деятельности  организации  и   рекомендаций,   утверждаемых
Комитетом   Российской   Федерации   по   финансовому  мониторингу  по
согласованию с соответствующими надзорными органами.
     7. При  разработке  программы  идентификации  и изучения клиентов
организации и иных участников операции  целесообразно  предусматривать
использование   анкетирования  -  составления  документа,  содержащего
сведения о соответствующем лице и о его деятельности.
     Рекомендации по  разработке  формы  анкеты утверждаются Комитетом
Российской Федерации по  финансовому  мониторингу  по  согласованию  с
соответствующими надзорными органами.
     8. В целях идентификации физических лиц на  основании  документа,
удостоверяющего  личность,  устанавливаются  и  фиксируются  следующие
данные:
     а) фамилия, имя, а также отчество (если иное не следует из закона
или национального обычая);
     б) дата и место рождения;
     в) место жительства (регистрации);
     г) место пребывания;
     д) сведения о документе,  удостоверяющем личность (вид,  серия  и
номер, дата выдачи и орган, его выдавший).
     На основании свидетельства  о  постановке  на  учет  в  налоговом
органе  фиксируется идентификационный номер налогоплательщика (при его
наличии).
     9. В   целях   идентификации   юридических   лиц   на   основании
учредительных,  регистрационных и иных  документов  устанавливаются  и
фиксируются следующие данные:
     а) наименование;
     б) регистрационный номер и дата регистрации;
     в) место регистрации;
     г) место нахождения;
     д) почтовый адрес;
     е) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
     ж) коды  форм   федерального   государственного   статистического
наблюдения.
     10. При идентификации юридических лиц необходимо обращать  особое
внимание на следующие данные:
     а) состав учредителей (участников) юридического лица;
     б) структура   органов   управления   юридического   лица   и  их
полномочия;
     в) размер    зарегистрированного    и    оплаченного    уставного
(складочного)  капитала  или   размер   уставного   фонда,   стоимости
имущества.
     11. Правила должны предусматривать периодическое (как правило, не
реже  одного раза в год) обновление сведений,  полученных в результате
идентификации и изучения клиентов организации.
     12. В  правилах должно предусматриваться обязательное составление
сотрудником  организации   (по   форме,   утверждаемой   руководителем
организации)  сообщения  об операции при выявлении признаков операций,
подлежащих  обязательному  контролю,  и  иных  операций,  в  отношении
которых   возникают   подозрения,   что  они  осуществляются  в  целях
легализации (отмывания)  доходов,  полученных  преступным  путем,  или
финансирования терроризма.
     Рекомендации по  включаемым в такое сообщение данным утверждаются
Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу.
     13. Сообщение     об    операции    незамедлительно    передается
ответственному  лицу  для  предварительного  рассмотрения  и  принятия
решения о целесообразности его представления руководителю организации.
     О решении,  принятом ответственным лицом, в сообщении об операции
делается соответствующая запись.
     Окончательное решение о предоставлении сведений о соответствующей
операции  в  Комитет  Российской  Федерации по финансовому мониторингу
принимает руководитель организации.
     14. Если организация оценивает риск совершения клиентом операций,
связанных с легализацией (отмыванием) доходов,  полученных  преступным
путем,  и  финансированием  терроризма,  как высокий,  операциям этого
клиента уделяется повышенное внимание.
     15. Документальное  фиксирование  информации  осуществляется   на
основании   информации   и   документов,   предоставляемых   клиентами
организации.   Документы,   позволяющие    идентифицировать    клиента
организации  и иных участников операции,  а также определить основания
ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления.
     16. Способы  фиксирования  информации  для  целей противодействия
легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,   и
финансированию   терроризма,   предусматриваемые  в  правилах,  должны
обеспечивать  воспроизведение  всех   необходимых   деталей   операции
(сделки) с учетом специфики деятельности соответствующей организации.
     17. Правила и программы осуществления внутреннего контроля должны
предусматривать обеспечение конфиденциальности фиксируемой  информации
о  клиентах организации и совершенных ими операциях,  а также о мерах,
принимаемых организацией при реализации таких программ.
     18. При  разработке  программы  хранения информации и документов,
получаемых  при  осуществлении  внутреннего  контроля,   должно   быть
предусмотрено    хранение    оригиналов   документов   (заверенных   в
установленном  порядке   копий),   содержащих   сведения   о   клиенте
организации  или иных участниках операции,  в течение не менее 5 лет с
даты прекращения действия взаимных обязательств организации и клиента,
а   документов   (заверенных   в   установленном   порядке  копий)  по
соответствующим операциям клиентов и сообщений об операции - в течение
не менее 5 лет с даты совершения операции.
     Учет и   хранение   сообщений    об    операции    осуществляются
ответственным лицом.
     19. Квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а
также   функции   и  полномочия  ответственного  лица  устанавливаются
организациями с учетом рекомендаций, утвержденных Комитетом Российской
Федерации    по    финансовому    мониторингу    по   согласованию   с
соответствующими надзорными органами.