ОБ ОТДЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА О ККМ (РЕДАКЦИЯ НА 08.06.99). Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 27.07.98 ВК-6-16/472

                      ОБ ОТДЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
              ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
                     РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА О ККМ
                        (Редакция на 08.06.99)

                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                           27 июля 1998 г.
                            N ВК-6-16/472

                                (ЮИАИ)

   


     Конституционный Суд   Российской  Федерации,  рассмотрев  дело  о
проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6
и  абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от
18 июня 1993 года  "О  применении  контрольно  -  кассовых  машин  при
осуществлении  денежных  расчетов  с  населением"  в  связи с запросом
Дмитровского районного суда Московской  области  и  жалобами  граждан,
Постановлением  от 12.05.98 N 14-П признал соответствующей Конституции
Российской Федерации обязанность налоговых органов налагать штрафы  на
предприятия,  а также на физических лиц,  виновных в нарушении данного
Закона.
     Признано не   соответствующим  Конституции  Российской  Федерации
положение,  согласно которому предприятие,  ведущее денежные расчеты с
населением  без применения контрольно - кассовой машины,  подвергается
штрафу  в  350-кратном  установленном  законом   размере   минимальной
месячной оплаты труда.
     Госналогслужба России  направляет   для   применения   в   работе
Методические  рекомендации  по  организации  контроля  за  применением
контрольно - кассовых машин  при  осуществлении  денежных  расчетов  с
населением, разработанные во исполнение Постановления Конституционного
Суда Российской Федерации от 12 мая 1998 года N 14-П.
     Настоящие рекомендации не являются нормативным актом,  изданы для
применения  в  практической   работе   налоговых   органов   и   носят
методологический характер.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
                                                          В.Г.КОРАБЛЕВ


                                                            Приложение

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
              О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК,
            ПРОВЕДЕННЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ
         ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ
        КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ
                РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ" И ПРИНЯТИЮ МЕР
                    ПО ВЗЫСКАНИЮ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ


     В соответствии  с Постановлением Конституционного Суда Российской
Федерации от 12 мая 1998 года N 14-П рекомендуется  следующий  порядок
оформления  результатов  проверок,  проведенных налоговыми органами по
соблюдению  требований  Закона  Российской  Федерации  "О   применении
контрольно  -  кассовых  машин  при  осуществлении денежных расчетов с
населением" и принятию мер по взысканию штрафных санкций.
     1. За совершение правонарушения, указанного в абзаце втором части
первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно -
кассовых  машин  при осуществлении денежных расчетов с населением",  в
соответствии  с   указанным   Постановлением   Конституционного   Суда
Российской  Федерации,  штраф  налагается  в размере,  предусмотренном
статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях,  т.е.
от 50 до 100 минимальных месячных размеров оплаты труда.
     2. Согласно статье 79  Федерального  конституционного  закона  "О
Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.94 N 1-ФКЗ решения
судов   и   иных   органов,   основанные    на    актах,    признанных
неконституционными,  не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены
в установленных федеральным законом случаях.
     Указанное выше Постановление вступило в силу 12 мая 1998 года.
     2.1. Решения,  принятые   налоговыми   органами   по   материалам
проверок,  проведенных  до  принятия Постановления,  но не исполненные
субъектами  ответственности  после  12   мая   1998   года,   подлежат
пересмотру:
     - по заявлениям субъектов ответственности;
     - по   инициативе  налоговых  органов  (неисполненные  инкассовые
поручения);
     - в  том  числе  и  по  делам,  по которым юридическим лицам было
отказано арбитражными судами в признании недействительными  решений  о
взыскании штрафных санкций в 350-кратном установленном законом размере
минимальной месячной оплаты труда по факту ведения денежных расчетов с
населением без применения контрольно - кассовой машины.
     2.2. Руководители предприятий  и  индивидуальные  предприниматели
уведомляются государственной налоговой инспекцией об изменении решения
в части размера взыскания штрафа в порядке статьи 146.5 Кодекса  РСФСР
об  административных  правонарушениях  (50  - 100 минимальных месячных
размеров оплаты труда).
     2.3. Налоговые     органы     вносят    изменения    в    решение
госналогинспекции по акту ранее проведенной проверки (до 12  мая  1998
года)  о  взыскании  соответствующего  размера штрафа с предложением о
добровольной уплате в 15-дневный  срок,  предусмотренный  статьей  285
КоАП  (приложение  N  1),  и  доводят  их  до  сведения  руководителей
предприятий и индивидуальных предпринимателей.
     2.4. В  случае необжалования решения субъектами ответственности в
течение  10  дней  со  дня  вынесения  решения  (статья  268  КоАП)  и
невнесения  штрафа  в  добровольном  порядке  в течение 15 дней со дня
вручения решения о  наложении  штрафа  (статья  285  КоАП),  налоговые
органы принимают меры по бесспорному взысканию штрафа (для юридических
лиц - выставление инкассовых поручений; для физических лиц - обращение
в органы арбитражного суда с иском о взыскании штрафа).
     2.5. В случае обращения налоговых органов  с  иском  о  взыскании
штрафа   в   350-кратном  установленном  законом  размере  минимальной
месячной оплаты труда (по решениям,  принятым до  12  мая  1998  года)
следует  внести  дополнение  к исковому заявлению об изменении размера
взыскания штрафа в порядке статьи 146.5 КоАП (приложение N 2).
     3. При  оформлении  результатов  проведенных  налоговыми органами
проверок (после 12 мая 1998 года)  по  соблюдению  законодательства  о
применении  ККМ  налоговым органам следует соблюдать требования КоАП в
части сроков для применения таких санкций и определения их размеров.
     3.1. По   результатам   проверки   ведения  денежных  расчетов  с
населением без применения контрольно - кассовой машины  и  составления
акта проверки налоговые органы:
     - принимают решение (приложение N 3) в трехдневный  срок  (статья
257 КоАП);
     - наложение штрафа производится не позднее двух  месяцев  со  дня
совершения правонарушения (статья 38 КоАП).
     4. Налоговые органы:
     4.1. Отзывают  неисполненные  или частично исполненные инкассовые
поручения по решениям о наложении на предприятия  штрафных  санкций  в
350-кратном  установленном законом размере минимальной месячной оплаты
труда (по решениям, принятым до 12 мая 1998 года).
     4.2. Прекращают  взыскание  по  частично  исполненным  инкассовым
поручениям,  взысканная сумма штрафа  по  которым  превышает  санкцию,
предусмотренную   статьей  146.5  Кодекса  РСФСР  об  административных
правонарушениях.
     4.3. Производят  взыскание  в  бесспорном  порядке суммы штрафа в
размере,  предусмотренном  внесенными   изменениями   в   решение   (в
соответствии   с   пунктами   2.2   -   2.4   настоящих   Методических
рекомендаций),  с учетом ранее  уплаченной  суммы  штрафа  по  данному
решению.
     5. В  случае  обжалования  в  судебном  порядке  акта   (решения)
налогового   органа  или  постановления  по  его  жалобе,  вынесенного
вышестоящим    налоговым    органом,    взыскание     суммы     штрафа
приостанавливается   налоговым   органом,  принявшим  постановление  о
взыскании штрафа, до вступления в законную силу судебного акта.
     6. Остальные  положения  статьи  7 Закона Российской Федерации "О
применении контрольно -  кассовых  машин  при  осуществлении  денежных
расчетов   с   населением"   действуют  до  принятия  по  ним  решения
Федеральным Собранием. Порядок оформления результатов проверки по этим
составам правонарушений и сроки для взыскания штрафных санкций следует
сохранить прежними.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
                                                          В.Г.КОРАБЛЕВ


                                                        Приложение N 1

                              ИЗМЕНЕНИЯ
         В РЕШЕНИЕ ГОСНАЛОГИНСПЕКЦИИ ПО _____________________
         ОТ "__" _____________ 199_ Г. N ___ ПО АКТУ ПРОВЕРКИ
         ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНА РФ ОТ 18.06.93 N 5215-1
              "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН
                 ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
                            С НАСЕЛЕНИЕМ"

"__" _____________ 199_ г.                   _________________________
        (дата)                               (наименование населенного
                                                      пункта)

     Государственная налоговая  инспекция  по  _______________________
_______________________________ в  связи  с  тем,  что  Постановлением
Конституционного  Суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14-П признан
неконституционным абзац 2 части 1 статьи 7 Закона  РФ  от  18.06.93  N
5215-1  "О  применении  контрольно  - кассовых машин при осуществлении
денежных  расчетов  с   населением",   решила   согласно   статье   79
Конституционного  закона  РФ  от  21.07.94 N 1-ФКЗ внести в решение от
"__" _____________ 199_  г.  N  ________  по  акту  проверки  от  "__"
______________  199_  г.  N ____________ организации (предпринимателя)
______________________________________________________________________
          (наименование предприятия (Ф.И.О. предпринимателя)
следующие изменения:
     1) слова "...  ст. 7 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении
контрольно - кассовых машин  при  осуществлении  денежных  расчетов  с
населением"  ..."  заменить  словами  "статьей  146.5 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях";
     2) резолютивную  часть  решения  изложить  в  следующей редакции:
"наложить  на  предпринимателя   _____________________________________
штраф  в  _____________-кратном  размере  минимальной  месячной оплаты
труда в сумме _____________ предлагаем перечислить в 15-дневный срок:
     - федеральный бюджет счет N __________________________________
     - местный бюджет счет N ____________________________________".

Начальник Госналогинспекции
по ________________________
___________________________
___________________________      ________________    _________________
                                    (подпись)           (Ф.И.О.)


                                                        Приложение N 2

                                                       Арбитражный суд

                                      Истец: Государственная налоговая
                                      инспекция по ___________________
                                      ________________________________
                                      Ответчик: ______________________
                                      ________________________________
                                      ________________________________

                              ДОПОЛНЕНИЕ
           К ИСКОВОМУ ЗАЯВЛЕНИЮ ОТ ______________ N ______
           ОБ ИЗМЕНЕНИИ РАЗМЕРА ВЗЫСКАНИЯ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ
              ЗА ВЕДЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ
                          БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ККМ

     В связи  с  тем,   что   Постановлением   Конституционного   Суда
Российской  Федерации  от  12.05.98  N  14-П  положение абзаца 2 части
первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18.06.93  N  5215-1  "О
применении  контрольно  -  кассовых  машин  при осуществлении денежных
расчетов с населением" признано неконституционным,  в решение от  "__"
______________ 199_ г. N _______ по акту проверки от _______________ N
___________,  согласно статье 79  Конституционного  закона  Российской
Федерации  от  21.07.94  N  1-ФКЗ  "О  Конституционном Суде Российской
Федерации",  начальником  Госналогинспекции  по   ____________________
внесены изменения.
     На основании    вышеизложенного    прошу    суд    взыскать     с
___________________   штраф   в   размере   _______________   в  сумме
________________, из которого:
     - в республиканский бюджет счет N ____________________________
     - в местный бюджет счет N ____________________________________

     Приложение: копия изменения N 1 к решению от
     "__" _____________ 199_ г.

Начальник Госналогинспекции
по ________________________
___________________________
___________________________     ________________     _________________
                                   (подпись)             (Ф.И.О.)


                                                        Приложение N 3

                           РЕШЕНИЕ N _____
       ПО АКТУ ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
        ОТ 18.06.93 "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН
          ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ"

"__" ____________ 199_ г.                   __________________________

     Государственная налоговая  инспекция  по  _______________________
__________________________,  в  лице  начальника   (зам.   начальника)
Госналогинспекции  ______________________,  рассмотрев акт проверки от
"__" _____________ 199_ г.  N ________  выполнения  требований  Закона
Российской  Федерации  от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно -
кассовых машин при осуществлении денежных  расчетов  с  населением"  и
прилагаемые к нему доказательства,

                             УСТАНОВИЛА:

______________________________________________________________________
        (наименование объекта проверки, время, место и состав
______________________________________________________________________
                  правонарушения (указать подробно))
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
ведение денежных  расчетов  с  населением  без применения контрольно -
кассовой машины.
     Во исполнение   Постановления  Конституционного  Суда  Российской
Федерации от 12.05.98 N 14-П  за  нарушение  абзаца  второго  части  1
статьи  7  Закона  "О  применении  контрольно  -  кассовых  машин  при
осуществлении денежных расчетов с населением" и руководствуясь статьей
146.5  Кодекса  РСФСР  об  административных  правонарушениях  в  части
размера взыскания штрафа,

                               РЕШИЛА:

     Наложить на _____________________________________________________
                      (наименование субъекта ответственности)
______________________________________________________________________
штраф в  ________________  кратном размере минимальной месячной оплаты
труда  в  сумме  _______________  руб.  ________  коп.,   из   которых
предлагаем  перечислить в 15-дневный срок со дня получения нарушителем
копии настоящего решения:
     - в  республиканский  бюджет  счет N ____________________________
____________ руб. ______ коп.
     - в  местный  бюджет  счет N ____________________________________
____________ руб. ______ коп.
     Устранить выявленные  нарушения  Закона  Российской  Федерации от
18.06.93 N 5215-1  "О  применении  контрольно  -  кассовых  машин  при
осуществлении денежных расчетов с населением" в срок ____________.
     В случае  несогласия  с  настоящим  решением   оно   может   быть
обжаловано в установленном порядке.

Начальник Госналогинспекции
по ________________________
___________________________
___________________________     ________________     _________________
                                   (подпись)             (Ф.И.О.)
Решение получил:
"__" _______________ 199_ г.    ________________     _________________
                                   (подпись)             (Ф.И.О.)

Юридическое иформационное Агентство INTRALEX:

     Текст подготовлен с учетом изменений,  внесенных в первоначальную
редакцию (Письмо  Госналогслужбы  РФ  от  27.07.98  N  ВК-6-16/472) на
основе следующих нормативных актов:
РЕДАКЦИЯ 2 - Письмо МНС РФ от 08.06.99 N ШС-6-16/466
     Перейти в текущую или  промежуточную  редакции  из  этого  текста
можно   по   корреспондентским  связям  между  документами  в  системе
(см.карточка ЮИАИ N Ю1 от 14.07.00), либо используя контекстное меню -
режим поиск из текста по дате и номеру.