ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ, ПРОИЗВОДСТВУ И ИСПЫТАНИЯМ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. Постановление. Правительство РФ. 19.03.01 205

        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
         ПО РАЗРАБОТКЕ, ПРОИЗВОДСТВУ И ИСПЫТАНИЯМ АВИАЦИОННОЙ
               ТЕХНИКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
                         ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           19 марта 2001 г.
                                N 205

                                (НТЦС)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности  по
разработке, производству и испытаниям авиационной техники, в том числе
авиационной техники двойного назначения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
19 марта 2001 г.
N 205



                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                 от 19 марта 2001 года
                                                                 N 205

                              ПОЛОЖЕНИЕ
      о лицензировании деятельности по разработке, производству,
      и испытаниям авиационной техники, в том числе авиационной
                     техники двойного назначения

     1. Настоящее  Положение  устанавливает   порядок   лицензирования
деятельности  по  разработке,  производству  и  испытаниям авиационной
техники,  в том числе авиационной техники двойного  назначения  (далее
именуется  - авиационная техника),  осуществляемой юридическими лицами
независимо от их организационно-правовой формы.
     2. Лицензирование  деятельности  по  разработке,  производству  и
испытаниям авиационной техники осуществляется в целях государственного
регулирования  развития авиации,  обеспечения национальных интересов и
безопасности государства, прав, законных интересов и здоровья граждан,
соблюдения  законодательства  и  международных обязательств Российской
Федерации.
     3. Лицензирование  деятельности  по  разработке,  производству  и
испытаниям авиационной техники осуществляет  Российское  авиационно  -
космическое агентство (далее именуется - лицензирующий орган).
     Деятельность по разработке, производству и испытаниям авиационной
техники составляют работы и услуги согласно приложению.
     4. Лицензионными   требованиями   и    условиями    осуществления
деятельности  по  разработке,  производству  и  испытаниям авиационной
техники являются:
     а) соблюдение  законодательства Российской Федерации,  требований
по защите сведений, составляющих государственную тайну, экологических,
санитарно-эпидемиологических,    гигиенических,    противопожарных   и
взрывобезопасных норм и правил;
     б) наличие специалистов, имеющих соответствующую квалификацию;
     в) наличие  зданий,  сооружений  и   производственных   площадей,
необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности;
     г) оснащение рабочих мест оборудованием, инструментом, контрольно
-   проверочной   аппаратурой   и   иными   техническими   средствами,
необходимыми для осуществления лицензируемого вида деятельности;
     д) осуществление  лицензируемого вида деятельности в соответствии
с нормативными документами,  регламентирующими состав работ и  порядок
их осуществления;
     е) организация учета и хранения авиационной техники (в том  числе
документации),  а  также  материалов,  полуфабрикатов  и комплектующих
изделий;
     ж) наличие системы управления качеством продукции;
     з) обеспечение  защиты  сведений,  составляющих   государственную
тайну,  а  также осуществление мероприятий,  направленных на повышение
технической  защиты  зданий,  сооружений   и   помещений   организаций
соискателя лицензии;
     и) обеспечение безопасности взрывоопасных производств.
     5. Для  получения  лицензии  соискатель  лицензии  представляет в
лицензирующий орган следующие документы:
     а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
     наименования и организационно-правовой формы соискателя лицензии,
места  его  нахождения  (в  том  числе места нахождения территориально
обособленных объектов), наименования банка и номера расчетного счета в
банке;
     лицензируемого вида деятельности,  в том числе работ и  услуг,  и
срока, в течение которого он будет осуществляться;
     б) копии   учредительных   документов   (устава,   учредительного
договора)   и   копия   свидетельства  о  государственной  регистрации
соискателя лицензии в качестве юридического лица;
     в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в
налоговом    органе    с    указанием    идентификационного     номера
налогоплательщика;
     г) копия документа,  подтверждающего право владения и пользования
зданиями,  сооружениями,  а  также  оборудованием и иными техническими
средствами,  необходимыми  для   осуществления   лицензируемого   вида
деятельности;
     д) пояснительная записка о работах и услугах,  выполняемых в ходе
осуществления  лицензируемого  вида деятельности,  видах продукции,  о
наличии    профессионально     подготовленных     специалистов,     об
укомплектованности   необходимым   производственными  оборудованием  и
наличии соответствующей нормативной и технической документации;
     е) документ, удостоверяющий наличие у соискателя лицензии системы
управления качеством продукции;
     ж) документ,   подтверждающий,   что  доля  участия  иностранного
капитала составляет менее 25 процентов уставного  капитала  соискателя
лицензии,  а  его  руководитель  и  входящие  в органы управления лица
являются гражданами Российской Федерации;
     з) копия  лицензии,  предусмотренной Законом Российской Федерации
"О государственной  тайне"  (в  случае  если  осуществление  работ  не
связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну,
представляется соответствующая справка);
     и) копия   документа,   подтверждающего  обеспечение  соискателем
технических   мероприятий    по    защите    сведений,    составляющих
государственную     тайну,     выданного    органом,    уполномоченным
Государственной  технической  комиссией  при   Президенте   Российской
Федерации, или заключение об отсутствии указанных сведений;
     к) копия сертификата безопасности  взрывоопасных  производств  (в
случае    отсутствия    взрывоопасных    производств    представляется
соответствующая справка);
     л) копия    документа    надзорного    органа,    подтверждающего
соответствие условий осуществления  лицензируемого  вида  деятельности
требованиям экологической безопасности;
     м) копия документа органа государственной противопожарной службы,
подтверждающего соответствие условий осуществления лицензируемого вида
деятельности требованиям пожарной безопасности;
     н) копия  свидетельства  о  регистрации  опасных производственных
объектов,  с  помощью   которых   осуществляется   лицензируемый   вид
деятельности,   в  государственном  реестре  опасных  производственных
объектов  и  копия  договора  страхования  риска  ответственности   за
причинение  вреда  при эксплуатации опасного производственного объекта
или  страхового  полиса  (при  отсутствии   опасных   производственных
объектов    уполномоченным    федеральным    органом    представляется
соответствующая справка);
     о) документ,   подтверждающий   наличие   у  соискателя  лицензии
условий, обеспечивающих сохранность и полный учет авиационной техники;
     п) копия   платежного  поручения  с  отметкой  банка  о  внесении
соискателем лицензии платы за рассмотрение заявления;
     р) копия   свидетельства   о   государственной   аккредитации   в
соответствии  с  Федеральным  законом  "О  науке   и   государственной
научнотехнической  политике"  соискателя  лицензии  в качестве научной
организации  при  осуществлении  им  научно-исследовательских   работ,
предусмотренных в приложении к настоящему Положению.
     6. В  случае  если  копии  документов,  указанных  в   пункте   5
настоящего  Положения,  не  заверены нотариусом,  они представляются с
предъявлением оригиналов.
     7. При лицензировании деятельности по разработке,  производству и
испытаниям авиационной техники  для  государственных  нужд  необходимо
согласовать   с  государственным  заказчиком  заявление,  указанное  в
подпункте "а",  с представителем государственного заказчика документы,
указанные в подпунктах "е",  "з",  "о",  а также заключение и справку,
указанные в подпунктах "и" и "к" пункта 5 настоящего Положения.
     8. Требовать от соискателя лицензий представления документов,  не
предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
     9. Документы,  представленные в лицензирующий орган для получения
лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается)
соискателю лицензии с отметкой о дате их приема.
     10. За  предоставление  недостоверных  или  искаженных   сведений
соискатель   лицензии   несет   ответственность   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     11. Решение  о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается
лицензирующим органом в срок,  не превышающий 30 дней с даты получения
заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
     12. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о  о
выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 3 дней после принятия
соответствующего решения.
     Соискателю лицензии направляется (вручается) уведомление о выдаче
лицензии с указанием срока уплаты  лицензионного  сбора  и  реквизитов
банковского  счета  либо  уведомление  об  отказе  в выдаче лицензии с
указанием причины отказа.
     13. Лицензия  выдается  на  5  лет,  если  в заявлении соискателя
лицензии не указан меньший срок.
     14. Передача лицензии другому юридическому лицу запрещается.
     15. Выдача  лицензии  производится  в  течение   3   дней   после
представления  соискателем лицензии документа,  подтверждающего уплату
лицензионного сбора.
     16. Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в
случае  его  отсутствия  -  заместителем  руководителя)  и  заверяется
гербовой печатью этого органа.
     17. В лицензии указывается:
     а) наименование лицензирующего органа;
     б) наименование и место нахождения лицензиата (с указанием  места
нахождения территориально обособленных объектов);
     в) код   по   Общероссийскому   классификатору   предприятий    и
организаций;
     г) идентификационный номер налогоплательщика;
     д) лицензируемый    вид    деятельности    (работы    и   услуги,
предусмотренные  в  приложении  к  настоящему   Положению,   а   также
наименование продукции);
     е) срок,  в течение которого будет  осуществляться  лицензируемый
вид деятельности;
     ж) номер лицензии и дата ее выдачи;
     з) лицензионные требования и условия.
     18. При  осуществлении  лицензируемого   вида   деятельности   на
нескольких    территориально    обособленных    объектах    лицензиату
одновременно с лицензией  выдаются  заверенные  лицензирующим  органом
копии  соответственно числу указанных объектов.  Плата за выдачу копий
не взимается.
     19. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
     а) наличие в  документах,  представленных  соискателем  лицензии,
недостоверной или искаженной информации;
     б) несоответствие деятельности соискателя  лицензии  лицензионным
требованиям и условиям.
     20. В случае отказа  в  выдаче  лицензии  плата  за  рассмотрение
заявления не возвращается.
     21. Соискатель лицензии имеет право обжаловать решения и действия
лицензирующего   органа  в  порядке,  установленном  законодательством
Российской Федерации.
     При обжаловании в административном порядке решения лицензирующего
органа об отказе в выдаче лицензии  соискатель  лицензии  имеет  право
требовать проведения независимой экспертизы.
     Независимая экспертиза проводится на договорной  основе  за  счет
соискателя лицензии.
     22. Лицензирующий орган  привлекает  для  проведения  независимой
экспертизы   по   согласованию   с  соискателем  лицензии  независимых
экспертов   или   экспертные   организации.   Независимая   экспертиза
проводится  в  течение  30  дней  с  даты  подачи соискателем лицензии
соответствующего заявления.
     Заключение независимых   экспертов   или  экспертной  организации
представляется в лицензирующий орган,  который в течение 5 дней  после
его получения уведомляет соискателя лицензии о принятом решении.
     23. Срок  действия  лицензии  может  быть  продлен  по  заявлению
лицензиата.
     Продление срока  действия  лицензии  осуществляется  в  таком  же
порядке, как и ее переоформление.
     В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае,
если   за  время  ее  действия  зафиксированы  нарушения  лицензионных
требований и условий.
     24. В    случае    преобразования   лицензиата,   изменения   его
наименования или места  нахождения  лицензиат  или  его  правопреемник
обязан  незамедлительно  подать  заявление о переоформлении лицензии с
приложением соответствующих документов.
     25. При   переоформлении   лицензии  лицензирующий  орган  вносит
изменения в реестр лицензий.
     26. Переоформление  лицензии  осуществляется  в  течение 5 дней с
даты представления лицензиатом соответствующего заявления.
     До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на
основании ранее выданного документа.
     27. Надзор  за  соблюдением  лицензионных  требований  и  условий
осуществляется лицензирующим органом,  государственными  надзорными  и
контрольными   органами   в   пределах   их   компетенции  в  порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
     28. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:
     а) проводить  проверки  соответствия  осуществляемой  лицензиатом
деятельности лицензионным требованиям и условиям;
     б) запрашивать у лицензиата объяснения и документы  по  вопросам,
возникающим при проведении проверок;
     в) составлять на основании результатов проверок акты  (протоколы)
с указанием конкретных нарушений;
     г) выносить решения,  обязывающие лицензиата устранить выявленные
нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
     д) выносить предупреждение лицензиату и приостанавливать действие
лицензии;
     е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской
Федерации полномочия.
     29. Лицензирующий  орган  не  вправе  требовать   от   лицензиата
возмещение расходов, связанных с проведением проверок.
     30. Государственные надзорные и контрольные органы,  а также иные
органы   государственной  власти  в  пределах  своей  компетенции  при
выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщать
в лицензирующий орган о выявленных нарушениях и принятых мерах.
     31. Лицензиат  в  соответствии  с  законодательством   Российской
Федерации  и  настоящим  Положением  обязан  обеспечивать  условия для
проведения  лицензирующим  органом,  государственными   надзорными   и
контрольными органами проверок,  в том числе предоставлять необходимую
информацию и документы.
     32. Лицензирующий   орган   имеет  право  приостановить  действие
лицензии в случае:
     а) выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и
контрольными  органами,  иными  органами  государственной   власти   в
пределах  их  компетенции нарушений лицензионных требований и условий,
которые могут повлечь  за  собой  нанесение  ущерба  правам,  законным
интересам, здоровью граждан, а также обороноспособности и безопасности
государства;
     б) невыполнения   лицензиатом   решений   лицензирующего  органа,
обязывающих его устранить выявленные нарушения.
     33. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной:
     а) в  случае   неуплаты   лицензиатом   в   течение   3   месяцев
лицензионного сбора;
     б) с  даты  ликвидации  юридического  лица  или  прекращения  его
деятельности   в   результате   реорганизации,   за   исключением  его
преобразования;
     34. Лицензия  может  быть аннулирована решением суда на основании
заявления лицензирующего органа или органа  государственной  власти  в
соответствии  с  его компетенцией.  Одновременно с подачей заявления в
суд лицензирующий орган вправе приостанавливать действие  лицензии  на
период до вступления в силу решения суда.
     35. Основанием для аннулирования лицензии является:
     а) обнаружение   недостоверной   или   искаженной   информации  в
документах, представленных для получения лицензии;
     б) неоднократное  или  грубое  нарушение лицензиатом лицензионных
требований и условий;
     в) незаконность решения о выдаче лицензии.
     36. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении
в  суд  заявления  об  аннулировании  лицензии доводится лицензирующим
органом до сведения лицензиата в письменной  форме  с  соответствующим
обоснованием в 3-дневный срок с даты принятия решения.
     Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     37. Лицензирующий орган устанавливает срок устранения лицензиатом
обстоятельств,  повлекших  за собой приостановление действия лицензии.
Указанный срок не может превышать 6 месяцев.
     В случае   если   в  установленный  срок  лицензиат  не  устранил
указанные обстоятельства,  лицензирующий  орган  обращается  в  суд  с
заявлением об аннулировании лицензии.
     При устранении  лицензиатом  обстоятельств,  повлекших  за  собой
приостановление  действия  лицензии,  лицензирующий орган в 15-дневный
срок принимает решение о возобновлении ее действия и в 3-дневный  срок
уведомляет  о  своем  решении  государственные надзорные и контрольные
органы и лицензиата.
     38. На период приостановления действия лицензии лицензиат сдает в
лицензирующий  орган  лицензию   и   ее   копии   (при   осуществлении
деятельности на территориально обособленных объектах).
     При возобновлении   действия   лицензии    лицензирующий    орган
возвращает ее лицензиату. Плата при этом не взимается.
     39. Лицензирующий орган  информирует  заинтересованные  органы  о
приостановлении  действия  лицензии,  о направлении в суд заявления об
аннулировании лицензии и аннулировании лицензии в письменной  форме  в
течение 3 дней с даты принятия решения.
     40. Лицензирующий  орган  ведет  реестр   лицензий,   в   котором
указываются:
     а) сведения  о   лицензиате   с   указанием   его   наименования,
организационно-правовой формы,  кода по Общероссийскому классификатору
предприятий и организаций и места его нахождения (в  том  числе  места
нахождения территориально обособленных объектов);
     б) лицензируемый вид деятельности;  в) номер лицензии и  дата  ее
     выдачи;  г)  срок действия лицензии;  д) сведения о лицензирующем
     органе;   е)   условия    осуществления    лицензируемого    вида
     деятельности; ж) сведения о переоформлении лицензии; з) основания
     и даты приостановления и возобновления действия
лицензии; и) основание и дата аннулирования лицензии.  41. Информация,
     содержащаяся в реестре лицензий, является открытой
в той    части,    которая    не   содержит   сведений,   составляющих
государственную тайну,  и предоставляется на  платной  основе  в  виде
выписок о лицензиатах.
     42. Органам   государственной   власти   и    органам    местного
самоуправления   информация   из   реестра   лицензий  предоставляется
бесплатно.
     43. Срок  предоставления  информации из реестра лицензий не может
превышать 3 дня с даты подачи (регистрации) соответствующего заявления
при   условии  предъявления  документа,  подтверждающего  оплату  этой
услуги.
     44. За  рассмотрение заявления соискателя лицензии вносится плата
в размере 300 рублей,  за выдачу лицензии вносится лицензионный сбор в
размере  1000  рублей,  за  переоформление  лицензии,  внесение  в нее
изменений и выдачу новой лицензии - плата  в  размере  10  рублей,  за
предоставление  из  реестра  лицензий информации об одном лицензиате -
плата в размере 10 рублей.
     45. Средства,   внесенные   в   качестве  платы  за  рассмотрение
заявлений, выдачу, продление, переоформление лицензий и предоставление
информации из реестра лицензий, зачисляются в федеральный бюджет.
     46. Финансирование расходов лицензирующего  органа,  связанных  с
осуществлением лицензионной деятельности, производится за счет средств
федерального  бюджета,  предусмотренных   Российскому   авиационно   -
космическому агентству на содержание центрального аппарата.
     47. За  нарушение  или  ненадлежащее  исполнение   установленного
порядка  лицензирования  должностные  лица лицензирующего органа несут
ответственность  в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.
     48. Решения  и  действия   лицензирующего   органа   могут   быть
обжалованы   в  порядке,  установленном  законодательством  Российской
Федерации.

                                                            Приложение

                             к Положению о лицензировании деятельности
                              по разработке, производству и испытаниям
                          авиационной техники, в том числе авиационной
                                           техники двойного назначения

                               ПЕРЕЧЕНЬ
        работ и услуг по разработке, производству и испытаниям
             авиационной техники, в том числе авиационной
                     техники двойного назначения

     Проведение научно-исследовательских,   опытно-конструкторских   и
экспериментальных работ.
     Создание систем для научных исследований, систем проектирования и
управления на основе компьютерных технологий.
     Разработка системных и прикладных программ.
     Разработка диагностических и экспертных систем.
     Разработка и      изготовление     наземного     технологического
оборудования,   контрольно-проверочной   аппаратуры,    испытательного
оборудования и запасных частей.
     Моделирование систем, комплексов, процессов.
     Проведение экспертизы проектов.
     Производство летательных  аппаратов,  двигателей,   агрегатов   и
оборудования  для  летательных аппаратов,  оборудования для контроля и
диагностики, тренажеров.
     Производство наземного    и    испытательного    технологического
оборудования, запасных частей.
     Производство учебно-тренировочных средств и тренажеров.
     Производство средств измерений и испытательного оборудования.
     Проведение летных   и  наземных  испытаний  образцов  авиационной
техники, авиационных двигателей и оборудования.
     Обеспечение испытаний     летательных    аппаратов    летным    и
инженернотехническим составом.