ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ". Требования. Министерство образования РФ (Минобразование России). 20.03.00

                      ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
                    К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ
            ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
           ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
             УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
                 ПРОГРАММЕ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ"

                            ТРЕБОВАНИЯ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           20 марта 2000 г.


                                 (Д)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                                           Заместитель
                                                  Министра образования
                                                  Российской Федерации
                                                           А.Ф.КИСЕЛЕВ
                                                    20 марта 2000 года
 
 
     Государственные требования  к  минимуму   содержания   и   уровню
профессиональной      переподготовки      руководителей     дошкольных
образовательных и  общеобразовательных  учреждений  по  дополнительной
профессиональной  образовательной программе "Менеджмент в образовании"
согласованы  с  Управлением  образовательных  программ  и   стандартов
высшего и среднего профессионального образования, Департаментом общего
среднего    образования,    Управлением    дошкольного     образования
Минобразования России, Учебно-методическим объединением высших учебных
заведений по педагогическому образованию.
     Данные Требования  рассмотрены  на  Совете по проблемам повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников  образования
Минобразования России.

                       1. Общая характеристика
            профессиональной переподготовки руководителей
           дошкольных образовательных и общеобразовательных
                              учреждений

     1.1. Назначением  Требований  к  минимуму  содержания  и   уровню
профессиональной   переподготовки   (далее   -   Требования)  является
переподготовка руководителей образовательных учреждений  по  программе
"Менеджмент  в  образовании".  Требования  основываются  на положениях
Закона Российской Федерации "Об образовании" в  редакции  Федерального
закона  от  13  января  1996 г.  12-ФЗ,  разработаны на основе Приказа
Министерства  общего  и   профессионального   образования   Российской
Федерации  N  1221  от  18 июня 1997 года "Об утверждении требований к
содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" и
Типового   положения  об  образовательном  учреждении  дополнительного
профессионального образования  (повышения  квалификации)  специалистов
(Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610).
     Оформление Требований (макет) соответствует утвержденным  макетам
государственного  образовательного стандарта высшего профессионального
образования (Приказ МО РФ N 286 от 14.09.1999 "Об утверждении  макетов
государственных  образовательных  стандартов высшего профессионального
образования и требований - федерального компонента -  к  обязательному
минимуму содержания и уровню подготовки выпускника").
     1.2. Требования рассчитаны на профессиональную  переподготовку  в
области  управления действующих руководителей учреждений дошкольного и
общего (школьного) образования,  а также  подготовку  резерва  кадров.
Профессиональная   переподготовка  по  дополнительным  образовательным
программам "Менеджмент в образовании" осуществляется на  базе  высшего
профессионального   образования.  Обеспечена  корреляция  с  основными
образовательными программами высшего профессионального педагогического
образования по специальности 061200 - Менеджмент в социальной сфере.
     1.3. Нормативная   трудоемкость   образовательно-профессиональной
программы - 1200 часов.
     1.4. Целью  данной  программы  является  подготовка  руководителя
учреждения образования к следующим видам деятельности:
     - управленческая;
     - организационная;
     - информационно-аналитическая;
     - финансово-экономическая;
     - административно-хозяйственная;
     - инновационная;
     - методическая.
     1.5. Сферами   профессиональной   деятельности   лиц,   освоивших
программу,  являются дошкольные образовательные и  общеобразовательные
учреждения.
     1.6. Профессиональная переподготовка по программе  "Менеджмент  в
образовании"   при   наличии   высшего  профессионального  образования
предоставляет возможность занятия  должностей  директора,  заместителя
директора,   руководителя  структурного  подразделения  педагогических
учреждений.

                2. Требования к уровню подготовки лиц,
             успешно завершивших освоение дополнительной
              профессиональной образовательной программы
                      "Менеджмент в образовании"

     Менеджеру образования необходимо:
     знать:
     - Конституцию  Российской Федерации,  законодательство Российской
Федерации в области образования,  а также законодательные, нормативные
и правовые отраслевые акты (ОПД.02);
     - основы российского административного,  гражданского и трудового
права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров (ОПД.02);
     - правовые,  нормативно-технические  и   организационные   основы
безопасности  жизнедеятельности;  структуру  гражданской  обороны,  ее
предназначение и задачи (ОПД.04);
     - правовые  аспекты  взаимодействия образовательного учреждения с
семьей,          общественными,          общественно-государственными,
негосударственными,  государственными  структурами  и образовательными
учреждениями (СД.02, ОПД.02);
     - порядок   и  организацию  опеки,  попечительства,  усыновления,
лишения    родительских    прав,     направления     в     специальные
учебно-воспитательные учреждения (ОПД.02);
     - перспективные направления в развитии образовательных  систем  и
государственной политики в области образования (ОД.01, СД.04, СД.02);
     - основы прогнозирования развития образовательных систем с учетом
позитивных  и  негативных тенденций и адекватное планирование развития
(ОПД.05, СД.04, СД.02);
     - закономерности     педагогического     процесса,    современные
психолого-педагогические теории и технологии  обучения,  воспитания  и
развития (СД.01, СД.02, СД.04);
     - закономерности возрастной психологии (ОПД.03);
     - особенности  детей  с  отклонениями  в  развитии и специфику их
обучения, развития и воспитания (ОПД.03, ОПД.04, СД.02);
     - сущность и основные задачи управленческой деятельности (ОПД.03,
СД.02, СД.03);
     - базовые   варианты   организационных  структур  образовательных
учреждений (СД.02, СД.03);
     - основные принципы построения системы управления образовательным
учреждением (ОПД.06, СД.02, СД.03);
     - эффективные методы контроля качества образования и деятельности
сотрудников образовательного учреждения (СД.03);
     - основы  системного  анализа,  методы  анализа  и оценки внешней
среды (ОПД.06, ОПД.07, ОПД.05, СД.02);
     - основы планирования: виды планов, назначение, принципы и методы
их разработки, критерии оценки качества планов (СД.03);
     - основы   аттестации   педагогических   кадров;   подготовку   и
проведение лицензирования,  аттестации и аккредитации  образовательных
учреждений (СД.02);
     - принципы    эффективного     распределения     полномочий     и
ответственности  при  управлении  образовательным  учреждением (СД.06,
СД.03);
     - методы эффективного руководства персоналом;  различные модели и
методы мотивации сотрудников; системы стимулирования (СД.06);
     - эффективные  стили  руководства  коллективом  (ОПД.05,  ОПД.06,
СД.03);
     - методы      создания      и      поддержания     благоприятного
морально-психологического климата в коллективе (ОПД.05, ОПД.07, СД.03,
СД.06);
     - виды  и  закономерности  общения;  коммуникативные  процессы  в
образовательных учреждениях (ОПД.07, СД.03, СД.06);
     - основы  организации  и  проведения  опытно-экспериментальной  и
исследовательской  работы  в сфере образования (СД.04,  СД.05,  СД.11,
СДФ.01);
     - основы   организации   экономической   деятельности  учреждения
(ОПД.01, СД.07);
     - методы привлечения дополнительных внебюджетных средств (СД.07);
     - основы бухгалтерского учета (СД.07);
     - основы   организации   труда   и  заработной  платы  работников
образовательных учреждений (СД.07);
     - основы делопроизводства в образовательном учреждении (СД.08);
     - информационные  технологии,   применяемые   в   образовательном
процессе и управлении образовательными учреждениями (СД.09);
     уметь:
     - выделять    актуальные    и    перспективные    цели   развития
образовательного учреждения,  планировать мероприятия по их достижению
(СД.04);
     - разрабатывать  стратегию  и  тактику  развития  образовательных
учреждений (СД.02, СД.03);
     - прогнозировать и оценивать изменения внешних условий,  влияющих
на деятельность образовательного учреждения (СД.02, СД.04);
     - анализировать    внутренние    возможности     образовательного
учреждения,  выявлять  скрытые резервы,  вычленять проблемы и находить
эффективные пути их решения (СД.02);
     - организовать   образовательный   процесс,   ориентированный  на
воспитание и развитие личности ребенка (ОПД.06, СД.04, СД.01);
     - анализировать   и   оценивать   инновационную   деятельность  в
образовательном   учреждении;   организовывать    успешное    освоение
нововведений (СД.05);
     - выделить   полное   (системное)    описание    образовательного
учреждения (СД.04);
     - давать психологическую характеристику  личности,  интерпретацию
собственного психического состояния (ОПД.07);
     - оценивать  качество  организации   управления   учреждением   и
выделять   направления   организационного  совершенствования  (ОПД.05,
СД.02, СД.03);
     - определять    направления    совершенствования    контроля    в
образовательном учреждении (ОПД.05, СД.03);
     - адекватно     оценивать     качество     планов    деятельности
образовательных учреждений и  выделять  направления  совершенствования
планирования (ОПД.05, СД.03);
     - принимать решения, прогнозировать и оценивать последствия своих
решений (СД.03);
     - составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы,
регламентирующие     деятельность     образовательного     учреждения,
организовывать делопроизводство (ОПД.02, СД.07, СД.08);
     - использовать    информационные    технологии,   применяемые   в
управлении образовательными учреждениями (СД.09);
     - контролировать   и   анализировать  хозяйственную  деятельность
экономических единиц (СД.07);
     - осуществлять   посредничество  между  различными  общественными
государственными структурами (ОПД.02, СД.02);
     владеть:
     - методами  системного   анализа   показателей,   характеризующих
деятельность образовательного учреждения (СД.02, СД.04);
     - средствами   анализа   уровня   профессионального    мастерства
педагогов образовательного учреждения (СД.03, СД.04, СД.06);
     - методами   разработки   программ    развития    образовательных
учреждений (СД.04);
     - методами   разработки   учебно-программной   документации   для
обеспечения     развития     образовательных     систем:    реализации
образовательных концепций учебных программ, учебных авторских курсов и
т.д. (СД.04);
     - навыками  по  организации  безопасности   жизнедеятельности   в
образовательных учреждениях (ОПД.04);
     - методами   психолого-педагогической    диагностики;    методами
проектирования,   реализации,   мониторинга   развития,  экспертизы  и
коррекции образовательных систем (с учетом  различных  социокультурных
условий) (ОПД.06, ОПД.07, СД.04, СД.03);
     - методами  маркетинговых   исследований   в   социальной   сфере
(ОПД.06);
     - технологиями решения коммуникативных задач; навыками и приемами
делового общения (ОПД.08);
     - средствами предупреждения и разрешения конфликтов в  коллективе
(ОПД.07, СД.03, СД.06);
     - приемами психодиагностики и психической саморегуляции (ОПД.07);
     - методами  составления сметы доходов и расходов образовательного
учреждения (СД.07);
     - основами  социологического анализа и прогнозирования,  методами
социологических исследований (СД.04, СД.03, СД.11).

             3. Обязательный минимум содержания программы
            профессиональной переподготовки руководителей
             дошкольных и общеобразовательных учреждений
               по программе "Менеджмент в образовании"

------------------------------------------------------------------
|  Индекс  |            Наименование дисциплины            |Всего|
|          |                                               |часов|
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|    1     |                       2                       |  3  |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|ОПД.00    |Общепрофессиональные дисциплины                | 510 |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|ОПД.01    |Экономическая теория                           |  70 |
|          |Предмет экономической науки; введение в        |     |
|          |экономику (основы экономического анализа,      |     |
|          |основы обмена, функционирование конкурентного  |     |
|          |рынка, основы государственного сектора);       |     |
|          |основные понятия собственности: экономические и|     |
|          |правовые аспекты; введение в макроэкономику;   |     |
|          |деньги, денежное обращение и денежная политика;|     |
|          |национальный доход, совокупные расходы, спрос, |     |
|          |предложение, ценовой уровень, фискальная       |     |
|          |политика: макроэкономические проблемы инфляции |     |
|          |и безработицы; основные макроэкономические     |     |
|          |школы; мировая экономика и экономический рост; |     |
|          |спрос, потребительский выбор, издержки и       |     |
|          |предложение; формы конкуренции; структура      |     |
|          |бизнеса; регулирование и дерегулирование;      |     |
|          |факторные рынки и распределение доходов;       |     |
|          |сравнительные экономические системы,           |     |
|          |особенности экономики переходного периода      |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|ОПД.02    |Основы права                                   |  90 |
|          |Конституционные основы правовой системы и ее   |     |
|          |структура. Право в социальной и образовательной|     |
|          |сфере. Закон Российской Федерации "Об          |     |
|          |образовании". Права ребенка. Конвенция о правах|     |
|          |ребенка. Международные правовые нормы в сфере  |     |
|          |образования. Правовые основы деятельности      |     |
|          |работников образования, механизмы реализации и |     |
|          |защиты их прав. Основы административного права.|     |
|          |Понятие административного права.               |     |
|          |Административно-правовой механизм регулирования|     |
|          |общественных отношений. Административная       |     |
|          |ответственность. Административное взыскание.   |     |
|          |Дисциплинарное принуждение. Дисциплинарная     |     |
|          |ответственность. Правовые основы управления в  |     |
|          |социальной сфере. Гражданское право. Понятие   |     |
|          |гражданского права, основы его регулирования,  |     |
|          |гражданское процессуальное право, Гражданский  |     |
|          |кодекс.                                        |     |
|          |Трудовое право. Предмет, источники и субъекты  |     |
|          |трудового права. Понятие трудового             |     |
|          |правоотношения. Трудовой коллектив. Права и    |     |
|          |роль профсоюзов. Понятие коллективного         |     |
|          |договора, его роль. Правовое регулирование     |     |
|          |трудоустройства. Понятие трудового договора.   |     |
|          |Виды трудовых договоров. Контракт. Рабочее     |     |
|          |время и время отдыха. Система заработной платы.|     |
|          |Правила внутреннего трудового распорядка.      |     |
|          |Трудовая дисциплина. Материальная              |     |
|          |ответственность сторон трудового               |     |
|          |правоотношения. Охрана труда. Трудовые         |     |
|          |конфликты и порядок их разрешения. Правовые    |     |
|          |основы управления образовательным учреждением. |     |
|          |Управление образованием в Российской Федерации.|     |
|          |Законодательство об образовании. Структура     |     |
|          |нормативных актов об образовании. Правовой     |     |
|          |статус образовательного учреждения. Защита прав|     |
|          |и законных интересов образовательного          |     |
|          |учреждения. Особенности применения трудового   |     |
|          |законодательства в системе образования. Охрана |     |
|          |прав и защита интересов несовершеннолетних     |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|ОПД.03    |Основы здорового образа жизни                  |  70 |
|          |Закономерности возрастной психологии детей.    |     |
|          |Понятия "здоровье" и "образ жизни". Здоровье в |     |
|          |иерархии потребностей. Мотивация здоровья и    |     |
|          |здорового образа жизни. Понятие нормы.         |     |
|          |Концепции и основные составляющие здорового    |     |
|          |образа жизни. Сознание и здоровье. Движение и  |     |
|          |здоровье. Питание и здоровье. Информация и     |     |
|          |здоровье. Труд и здоровье. Экология и здоровье |     |
|          |Культура и здоровье. Возраст и здоровье.       |     |
|          |Вредные привычки, их профилактика и коррекция. |     |
|          |Система самооздоровления и                     |     |
|          |самосовершенствования. Традиционные и          |     |
|          |нетрадиционные методы оздоровления. Лекарства  |     |
|          |для здоровых. Основные факторы риска, их       |     |
|          |причины, распространенность среди различных    |     |
|          |возрастных групп населения России и других     |     |
|          |стран, связь с образом жизни. Особенности      |     |
|          |развития детей с ограничениями по здоровью.    |     |
|          |Основы коррекционной педагогики и специальной  |     |
|          |психологии. Дошкольные и школьные формы        |     |
|          |патологии: нарушение осанки, сколиоз,          |     |
|          |близорукость, нервные расстройства и др.       |     |
|          |Профилактика наркомании и токсикомании.        |     |
|          |Инфекционные болезни в современном обществе.   |     |
|          |Эпидемии. Основные принципы профилактики. СПИД |     |
|          |и его профилактика. Венерические болезни и их  |     |
|          |профилактика                                   |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|ОПД.04    |Безопасность и защита человека в чрезвычайных  |  40 |
|          |ситуациях                                      |     |
|          |Опасные и вредные факторы в окружающей среде:  |     |
|          |характеристика, закономерности появления и     |     |
|          |способы защиты от их последствий. Чрезвычайные |     |
|          |ситуации природного, техногенного и социального|     |
|          |происхождения. Правовые, нормативно-технические|     |
|          |и организационные основы обеспечения           |     |
|          |безопасности жизнедеятельности. Гражданская    |     |
|          |оборона, ее структура, задачи. Защита от       |     |
|          |последствий чрезвычайных ситуаций военного и   |     |
|          |мирного времени                                |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|ОПД.05    |Менеджмент в сфере образования                 |  60 |
|          |Развитие науки об управлении, эволюция         |     |
|          |управленческой мысли; методологические основы  |     |
|          |менеджмента; инфраструктура менеджмента;       |     |
|          |социофакторы и этика менеджмента; природа и    |     |
|          |состав функций менеджмента; стратегическое и   |     |
|          |тактическое планирование в системе менеджмента;|     |
|          |организационные отношения в системе            |     |
|          |менеджмента; формы организации; мотивация      |     |
|          |деятельности; регулирование и контроль в       |     |
|          |системе менеджмента; моделирование ситуаций и  |     |
|          |разработка решений; динамика групп и лидерство;|     |
|          |управление человеком и управление группой;     |     |
|          |руководство: власть и партнерство; стиль и     |     |
|          |имидж менеджера; конфликтность; факторы        |     |
|          |эффективности менеджмента                      |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|ОПД.06    |Образовательный маркетинг                      |  30 |
|          |Сущность образовательного маркетинга.          |     |
|          |Предпосылки маркетинга. Современная концепция  |     |
|          |маркетинга. Услуга (товар) в маркетинговой     |     |
|          |деятельности; комплексное исследование рынка   |     |
|          |образовательных услуг; методические основы     |     |
|          |исследования рынка, сегментация рынка. Оценка  |     |
|          |возможностей рынка; формирование политики      |     |
|          |выбора образовательных услуг и рыночной        |     |
|          |стратегии; роль маркетинговой деятельности в   |     |
|          |процессе разработки и создания услуг рыночной  |     |
|          |новизны. Разработка ценовой политики;          |     |
|          |продвижение образовательных услуг, сервис в    |     |
|          |маркетинговой деятельности; формирование спроса|     |
|          |и стимулирование сбыта. Организация            |     |
|          |деятельности маркетинговой службы в образовании|     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|ОПД.07    |Социальная психология и психология управления  |  60 |
|          |Теоретические и прикладные задачи социальной   |     |
|          |психологии. Социальная психология управления   |     |
|          |как отрасль психологической науки. Психология  |     |
|          |общения. Содержание, цели и средства общения.  |     |
|          |Виды и уровни общения. Основные закономерности |     |
|          |общения. Социально-психологический анализ      |     |
|          |восходящих и нисходящих коммуникаций.          |     |
|          |Восприятие и понимание человека человеком в    |     |
|          |системе коммуникаций. Приемы и техники         |     |
|          |управления партнером в процессе общения. Группа|     |
|          |как социально-психологический феномен. Виды    |     |
|          |групп. Формальная и неформальная структура     |     |
|          |группы. Нормативно-ролевые феномены малой      |     |
|          |группы. Лидерство. Групповая совместимость.    |     |
|          |Проблема групповой сплоченности. Проблема      |     |
|          |эффективности групповой деятельности. Феномены |     |
|          |межгруппового взаимодействия. Механизмы        |     |
|          |развития группы. Эффективные способы управления|     |
|          |малой группой. Коллектив как объект управления.|     |
|          |Формальная и неформальная структуры трудового  |     |
|          |коллектива. Факторы эффективности деятельности |     |
|          |коллектива. Социально-психологический климат   |     |
|          |коллектива. Социально-психологические аспекты  |     |
|          |руководства коллективом в образовании. Феномены|     |
|          |больших социальных групп. Проблема группового  |     |
|          |сознания. Социально-психологические аспекты    |     |
|          |этнопсихологии. Психология массовидных явлений.|     |
|          |Личность и общество. Понятие социализации.     |     |
|          |Конфликтология. Конфликты: классификация,      |     |
|          |причины, снятие конфликтных ситуаций. Функции и|     |
|          |структура деятельности руководителя            |     |
|          |образовательного учреждения.                   |     |
|          |Социально-психологические аспекты принятия     |     |
|          |управленческого решения. Стили руководства и их|     |
|          |эффективность. Личность руководителя и его     |     |
|          |организаторские способности                    |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|ОПД.08    |Деловое общение                                |  50 |
|          |Деловое общение как средство реализации        |     |
|          |управленческих функций руководителя            |     |
|          |образовательного учреждения. Структура         |     |
|          |коммуникативного акта. Цели, вербальные и      |     |
|          |невербальные средства и барьеры общения.       |     |
|          |Деловая беседа как форма делового общения. Цели|     |
|          |беседы, ее фазы и средства, позволяющие        |     |
|          |наиболее эффективно реализовать цель на каждой |     |
|          |из фаз. Критерии эффективности беседы. Функции |     |
|          |совещания в образовательном учреждении, его    |     |
|          |особенности как формы делового общения. Задачи |     |
|          |руководителя по ведению совещания. Структура и |     |
|          |участники совещания, их основные               |     |
|          |характеристики. Цели руководителя на совещании |     |
|          |и средства их достижения. Критерии             |     |
|          |эффективности проведения совещания. Публичное  |     |
|          |выступление как форма делового общения.        |     |
|          |Структура выступления и критерии его           |     |
|          |эффективности                                  |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|ОПД.09    |Финансы, денежное обращение и кредит           |  40 |
|          |Сущность и роль финансов и кредита.            |     |
|          |Государственный бюджет. Формирование и         |     |
|          |использование денежных накоплений. Безналичные |     |
|          |расчеты между образовательными структурами и   |     |
|          |организациями. Краткосрочный кредит в          |     |
|          |хозяйственном механизме управления             |     |
|          |образовательным учреждением. Финансовая работа |     |
|          |и финансовое планирование в системе управления |     |
|          |образовательным учреждением. Многоканальное    |     |
|          |финансирование образовательного учреждения     |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СД.00     |Специальные дисциплины                         | 520 |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СД.01     |Философия и развитие образования               |  80 |
|          |Социальная природа образования, его            |     |
|          |общечеловеческий конкретно-исторический        |     |
|          |характер. Общечеловеческое, национальное и     |     |
|          |индивидуальное в образовании и воспитании.     |     |
|          |Непрерывность воспитания и образования.        |     |
|          |Системный и функциональный подходы к           |     |
|          |образованию, онтология образования.            |     |
|          |Социально-деятельностная сущность личности и ее|     |
|          |отношения с окружающим миром. Философские      |     |
|          |аспекты целеполагания в образовании.           |     |
|          |Познаваемость образовательного процесса и      |     |
|          |образовательных систем, проблема истинности в  |     |
|          |образовании, кризис образования.               |     |
|          |Естественно-физиологические и                  |     |
|          |морально-этические пределы образования.        |     |
|          |Феноменология образования. Основные            |     |
|          |противоречия и закономерности развития         |     |
|          |образования. Современные теории и концепции    |     |
|          |развития образования и воспитания. Развивающее |     |
|          |образование. Идеи гуманизации в образовании.   |     |
|          |Личностно ориентированное образование,         |     |
|          |нравственные и духовные ценности личности      |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СД.02     |Основы управления образовательными учреждениями|  70 |
|          |Образовательное учреждение как объект          |     |
|          |управления. Внешняя среда образовательного     |     |
|          |учреждения. Органы управления образованием.    |     |
|          |Типы и виды образовательных учреждений,        |     |
|          |особенности их как объектов управления. Базовые|     |
|          |варианты организационных структур ОУ. Основные |     |
|          |понятия управления образовательным учреждением |     |
|          |с учетом его специфики. Управление             |     |
|          |функционированием и управление развитием       |     |
|          |образовательного учреждения. Функции           |     |
|          |управления. Система управления. Эффективность  |     |
|          |управления образовательным учреждением.        |     |
|          |Системный, процессный и ситуационный подходы к |     |
|          |управлению. Эволюция управленческой мысли:     |     |
|          |классическая теория управления; теория         |     |
|          |человеческих отношений; теория системного      |     |
|          |управления; теория ситуационного управления.   |     |
|          |Новые поиски идей эффективного управления.     |     |
|          |Лицензирование, аттестация и аккредитация      |     |
|          |образовательного учреждения; подготовка        |     |
|          |документации, роль коллектива в подготовке     |     |
|          |образовательного учреждения к государственной  |     |
|          |аттестации. Особенности управления дошкольным  |     |
|          |учреждением: специфика структуры, кадрового    |     |
|          |состава, взаимодействия с семьями детей,       |     |
|          |психология детского возраста и учет ее в       |     |
|          |построении образовательного процесса в ДОУ.    |     |
|          |Специфика управления общеобразовательным       |     |
|          |учреждением: модель (тип и вид)                |     |
|          |образовательного учреждения, кадровый состав   |     |
|          |сотрудников, выделение "трудных детей" и       |     |
|          |взаимодействие с ПМС-центрами, возрастная      |     |
|          |психология и ее учет в построении              |     |
|          |образовательного процесса. Управление          |     |
|          |воспитательным процессом, социальная практика  |     |
|          |обучаемых                                      |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СД.03     |Методы управления образовательными учреждениями|  70 |
|          |Планирование функционирования и развития       |     |
|          |образовательного учреждения. Виды и типы       |     |
|          |планов, иерархия планов. Методы планирования.  |     |
|          |Разработка управленческих решений: функции     |     |
|          |решения в методологии и организации процесса   |     |
|          |управления; типология управленческих решений;  |     |
|          |условия и факторы качества управленческих      |     |
|          |решений; модели, методология и организация     |     |
|          |процесса разработки управленческого решения;   |     |
|          |целевая ориентация управленческих решений;     |     |
|          |анализ альтернатив действий; анализ внешней    |     |
|          |среды и ее влияния на реализацию альтернатив;  |     |
|          |условия неопределенности и педагогического     |     |
|          |риска; приемы разработки и выбора              |     |
|          |управленческих решений в условиях              |     |
|          |неопределенности и риска; эффективность        |     |
|          |решений; контроль реализации управленческих    |     |
|          |решений; управленческие решения и              |     |
|          |ответственность. Организационные структуры     |     |
|          |образовательных учреждений и механизмы         |     |
|          |управления. Распределение полномочий и         |     |
|          |ответственности. Миссия организации.           |     |
|          |Руководство трудовым коллективом               |     |
|          |образовательного учреждения. Качества          |     |
|          |эффективного руководителя. Стили руководства.  |     |
|          |"Команда" руководителя.                        |     |
|          |Социально-психологические характеристики       |     |
|          |коллектива и уровень его развития. Групповые   |     |
|          |нормы и ценности как регулятор отношений в     |     |
|          |коллективе. Формирование организационной       |     |
|          |культуры коллектива. Мотивация организационного|     |
|          |поведения. Методы стимулирования трудовой      |     |
|          |активности. Контроль в управлении              |     |
|          |образовательным учреждением. Виды и формы      |     |
|          |контроля. Методы контроля                      |     |
|          |учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной |     |
|          |деятельности и исполнения решений              |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СД.04     |Проектирование образовательных систем.         |  50 |
|          |Образовательные технологии                     |     |
|          |Понятие образовательной системы. Виды          |     |
|          |образовательных систем и их особенности.       |     |
|          |Определение функционального назначения         |     |
|          |образовательных систем. Образовательные        |     |
|          |технологии: классификация, особенности         |     |
|          |применения, мониторинг и оценка качества       |     |
|          |образовательного процесса. Технологии обучения |     |
|          |и воспитания.                                  |     |
|          |Системное управление развитием образовательного|     |
|          |учреждения: принципы, целевая образовательная  |     |
|          |программа. Разработка целевой программы        |     |
|          |развития. Управление реализацией целевой       |     |
|          |программы. Целевое педагогическое              |     |
|          |проектирование. Этапы проектирования           |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СД.05     |Управление инновациями в образовательном       |  50 |
|          |учреждении                                     |     |
|          |Основные стратегии инновационного развития.    |     |
|          |Инновации в дошкольных учреждениях: новые      |     |
|          |подходы (концепции) к воспитанию дошкольников, |     |
|          |авторские программы, новые виды ДОУ и          |     |
|          |инновационные образовательные процессы.        |     |
|          |Инновации в школе: образовательные учреждения  |     |
|          |нового вида (модели, структура, содержание     |     |
|          |образования); новые воспитательные парадигмы,  |     |
|          |инновационные технологии; экологическая,       |     |
|          |валеологическая, коррекционная направленность  |     |
|          |педагогических процессов. Управление           |     |
|          |экспериментальной работой в образовательном    |     |
|          |учреждении: оценка и выбор приоритетного       |     |
|          |нововведения для экспериментального освоения,  |     |
|          |планирование и управление реализацией          |     |
|          |эксперимента, оценка результатов (механизм и   |     |
|          |критерии). Сопротивление нововведениям и пути  |     |
|          |устранения сопротивлений                       |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СД.06     |Управление персоналом в образовательном        |  50 |
|          |учреждении                                     |     |
|          |Персонал образовательного учреждения как объект|     |
|          |управления. Содержание и принципы управления   |     |
|          |персоналом. Функциональное разделение труда в  |     |
|          |образовательных учреждениях. Подбор и          |     |
|          |расстановка кадров. Управление работой         |     |
|          |методических объединений, кафедр, цикловых     |     |
|          |ассоциаций. Профессиональная и организационная |     |
|          |адаптация молодых специалистов. Становление    |     |
|          |педагога. Управление работой с молодыми        |     |
|          |кадрами. Подготовка, переподготовка и повышение|     |
|          |квалификации персонала. Обучение новым         |     |
|          |технологиям. Мотивация персонала к повышению   |     |
|          |профессионального мастерства. Мотивация и      |     |
|          |стимулирование труда персонала. Аттестация и   |     |
|          |оценка работы персонала. Оценка эффективности  |     |
|          |управления персоналом                          |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СД.07     |Организация финансово-хозяйственной            |  70 |
|          |деятельности образовательных учреждений.       |     |
|          |Бухгалтерский учет.                            |     |
|          |Основы организации экономической деятельности  |     |
|          |образовательных учреждений. Хозяйственный      |     |
|          |механизм. Приемы и методы хозяйствования, формы|     |
|          |и структуры организации экономической          |     |
|          |деятельности. Бухгалтерский учет. Учет         |     |
|          |материальных ценностей. Учет заработной платы. |     |
|          |Доходная часть бюджета. Расходы. Сальдо.       |     |
|          |Современные методы бухгалтерского учета.       |     |
|          |Депозиты. Анализ хозяйственной деятельности    |     |
|          |экономических единиц. Налоговая система.       |     |
|          |Сметное финансирование и бюджетное нормирование|     |
|          |расходов. Смета доходов и расходов             |     |
|          |образовательного учреждения. Сметное           |     |
|          |планирование. Нормативы, расчет нормативов.    |     |
|          |Внебюджетные средства образовательного         |     |
|          |учреждения, их виды и источники поступлений.   |     |
|          |Основы предпринимательства в образовании.      |     |
|          |Организация труда и заработной платы в         |     |
|          |образовании: основные принципы, модели и       |     |
|          |механизмы. Единая тарифная сетка. Категорийная |     |
|          |система оплаты. Системы материального          |     |
|          |стимулирования и принципы их построения        |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СД.08     |Организация делопроизводства в образовательных |  30 |
|          |учреждениях                                    |     |
|          |Содержание, значение делопроизводства. Службы: |     |
|          |документации и секретарская. Государственные   |     |
|          |стандарты по документированию: документ, формы,|     |
|          |классификация и унификация, реквизиты,         |     |
|          |требования к бланкам, формулярам. Основные виды|     |
|          |документов: служебные письма, телеграммы и     |     |
|          |телефонограммы, справки, акты, записки, приказы|     |
|          |и выписки из них, протоколы и выписки из них,  |     |
|          |другие виды. Организация документооборота,     |     |
|          |работа с документами. Дела: номенклатура дел,  |     |
|          |формирование дел. Средства составления         |     |
|          |текстовых документов, средства копирования и   |     |
|          |оперативного размножения, средства хранения и  |     |
|          |поиска документов, средства передачи           |     |
|          |информации, использование ПК в                 |     |
|          |делопроизводстве, программное обеспечение      |     |
|          |делопроизводства. Деловая переписка            |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СД.09     |Информационные технологии в образовательной    |  50 |
|          |деятельности                                   |     |
|          |Назначение и области применения ЭВМ в          |     |
|          |учебно-воспитательном процессе. Информационные |     |
|          |технологии в образовании (классификация,       |     |
|          |характеристика). Применение информационных     |     |
|          |технологий в образовательных процессах с учетом|     |
|          |возрастной специфики, психологии, здоровья и   |     |
|          |личностных особенностей учащихся.              |     |
|          |Автоматизированные обучающие системы.          |     |
|          |Мониторинг и экспертиза результатов учебной    |     |
|          |деятельности. Электронный учебник.             |     |
|          |Дистанционное обучение. Интернет.              |     |
|          |Программно-методическое обеспечение            |     |
|          |информационных технологий                      |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СДФ.00 <*>|Специальные дисциплины по выбору               |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СДФ.01    |Методика социологических исследований          |  40 |
|          |Понятие социологического исследования и его    |     |
|          |роль в педагогическом эксперименте. Метод,     |     |
|          |методика и процедура в социологическом         |     |
|          |исследовании. Выборка в социологическом        |     |
|          |исследовании. Социологические показатели и их  |     |
|          |измерения. Анализ документов. Метод наблюдения.|     |
|          |Опрос, социометрия. Социальный эксперимент в   |     |
|          |образовании. Методы анализа и обработки        |     |
|          |социологической информации и ее роль для       |     |
|          |развития образовательных систем                |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СДФ.02    |Методика педагогического исследования          |  40 |
|          |Педагогическое исследование: назначение,       |     |
|          |научный аппарат, методы, критерии оценки       |     |
|          |эффективности. Педагогический эксперимент как  |     |
|          |метод педагогического исследования.            |     |
|          |Репрезентативность педагогического исследования|     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СДФ.03    |Социодинамика культуры                         |  40 |
|          |Содержание и особенность социокультурных       |     |
|          |явлений; динамика культуры, типы культурных    |     |
|          |изменений, источники культурной динамики,      |     |
|          |динамические характеристики социокультурных    |     |
|          |явлений; факторы изменения и развития культуры;|     |
|          |показатели и индикаторы культурного развития   |     |
|          |личности, группы, территориальной общности,    |     |
|          |понятие культурного уровня; информация о       |     |
|          |социокультурных изменениях; понятия            |     |
|          |субкультуры, контркультуры, альтернативной     |     |
|          |культуры; традиционная, массовая, элитарная    |     |
|          |культура; интеллигенция как субъект культуры;  |     |
|          |городская культура и сельская; управление      |     |
|          |социокультурными процессами; прогнозирование и |     |
|          |моделирование социокультурных процессов,       |     |
|          |социальные институты культуры, учреждения      |     |
|          |культуры, управление социокультурными          |     |
|          |процессами                                     |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|СДФ.04    |Теория организации                             |  40 |
|          |Образовательная организация как система;       |     |
|          |организация и управление; теория организации и |     |
|          |ее место в системе научных знаний; закон       |     |
|          |синергии; закон информированности              |     |
|          |упорядоченности; закон самосохранения; закон   |     |
|          |единства анализа (синтеза); закон развития;    |     |
|          |закон композиции и пропорциональности;         |     |
|          |специфические законы образовательной           |     |
|          |организации; принципы статической организации; |     |
|          |принципы динамической организации;             |     |
|          |проектирование организационных систем; развитие|     |
|          |организаторской и организационно-управленческой|     |
|          |мысли; организационная культура; субъекты      |     |
|          |организаторской деятельности                   |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|ДС.00     |Дисциплины специализаций                       |  50 |
|          |(определяются в соответствии со специализацией |     |
|          |должности слушателя)                           |     |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|ДР.00     |Выпускная (дипломная) работа слушателей        |  80 |
|----------|-----------------------------------------------|-----|
|          |Всего                                          |1200 |
------------------------------------------------------------------

     --------------------------------
     <*> Курсы,  включающиеся  в  программу по выбору образовательного
учреждения или обучающихся (один из них  обязателен);  образовательные
учреждения  могут  разрабатывать  их с учетом потребностей региона или
слушателей.

                   4. Условия реализации программы

              4.1. Порядок и продолжительность обучения

     Дополнительная образовательная       программа       составляется
образовательным учреждением,  ведущим профессиональную переподготовку.
Введение новых факультативных курсов,  предлагаемых курсов  по  выбору
слушателей,  а  также  расширение  и дополнение содержания обучения по
отношению  к  данным  Требованиям  является  правом   образовательного
учреждения  (ИПК  или вуза).  Настоящие Требования регламентируют лишь
минимум содержания образовательных программ.
     Учебное заведение, осуществляющее профессиональную переподготовку
слушателей  по  данной  программе,  может  осуществлять   преподавание
дисциплин  в  форме  авторских лекционных курсов и разнообразных видов
коллективных  и  индивидуальных  практических  занятий,   заданий   по
самообразованию,  тренингов  и  тому  подобных,  но должно обязательно
обеспечивать реализацию минимума содержания образования, определяемого
настоящими Требованиями.

            4.2. Учебный план (примерный) профессиональной
              переподготовки руководителей дошкольных и
             общеобразовательных учреждений по программе
                      "Менеджмент в образовании"

------------------------------------------------------------------------
| N | Наименование       |Всего|Лекции, семинары,|Самост.|    Форма    |
|п/п|   разделов         |часов| практ. занятия, |работа |  контроля   |
|   |  программы         |     |    тренинги     |       |             |
|   |                    |     |   (аудиторн.)   |       |             |
|---|--------------------|-----|-----------------|-------|-------------|
|1  |Общепрофессиональные| 510 |       260       |  250  |Зач. по      |
|   |дисциплины          |     |                 |       |изучаемым    |
|   |                    |     |                 |       |дисциплинам  |
|---|--------------------|-----|-----------------|-------|             |
|2  |Специальные         | 520 |       280       |  240  |             |
|   |дисциплины          |     |                 |       |             |
|---|--------------------|-----|-----------------|-------|-------------|
|3  |Дисциплины          |  40 |        24       |   16  |Зачет        |
|   |по выбору           |     |                 |       |             |
|   |слушателя           |     |                 |       |             |
|---|--------------------|-----|-----------------|-------|-------------|
|4  |Дисциплины          |  50 |        24       |   26  |Зачет        |
|   |специализации       |     |                 |       |             |
|   |(определяется       |     |                 |       |             |
|   |в соответствии      |     |                 |       |             |
|   |со специализацией   |     |                 |       |             |
|   |должности           |     |                 |       |             |
|   |слушателя)          |     |                 |       |             |
|---|--------------------|-----|-----------------|-------|-------------|
|5  |Государственная     |  80 |        16       |   64  |Защита       |
|   |аттестация          |     |                 |       |диплома      |
|   |- выпускная         |     |                 |       |             |
|   |(дипломная)         |     |                 |       |             |
|   |работа              |     |                 |       |             |
|---|--------------------|-----|-----------------|-------|-------------|
|   |Итого               |1200 |       604       |  596  |             |
------------------------------------------------------------------------

                 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (ПРИМЕРНЫЙ)
            ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
             ДОШКОЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
               ПО ПРОГРАММЕ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ"

-----------------------------------------------------------------------
|  N   |   Наименование        |Всего|      В том числе     |  Форма  |
| п/п  |    разделов и         |часов|----------------------| контроля|
|      |    дисциплин          |     |лекции|семинары,| сам.|         |
|      |                       |     |(ауд.)|  практ. | раб.|         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|  1   |         2             |  3  |  4   |    5    |  6  |    7    |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|ОПД.00|Общепрофессиональные   | 510 |  140 |   120   | 250 |         |
|      |дисциплины             |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|ОПД.01|Экономическая          |  70 |   16 |    16   |  38 |Зачет    |
|      |теория                 |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|ОПД.02|Основы права           |  90 |   24 |    24   |  42 |Зачет    |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|ОПД.03|Основы здорового       |  70 |   16 |    16   |  38 |Зачет    |
|      |образа жизни           |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|ОПД.04|Безопасность и         |  40 |   12 |     8   |  20 |Зачет    |
|      |защита человека в      |     |      |         |     |         |
|      |чрезвычайных           |     |      |         |     |         |
|      |ситуациях              |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|ОПД.05|Менеджмент в сфере     |  60 |   16 |    16   |  28 |Интегр.  |
|      |образования            |     |      |         |     |зачет    |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|ОПД.06|Образовательный        |  30 |    8 |     8   |  14 |Зачет    |
|      |маркетинг              |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|ОПД.07|Социальная             |  60 |   24 |     8   |  28 |Зачет    |
|      |психология             |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|ОПД.08|Деловое общение        |  50 |   16 |    16   |  18 |Зачет    |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|ОПД.09|Финансы, денежное      |  40 |    8 |     8   |  24 |Сам. раб.|
|      |обращение и кредит     |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СД.00 |Специальные            | 520 |  152 |   128   | 240 |         |
|      |дисциплины             |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СД.01 |Философия и развитие   |  80 |   32 |    16   |  32 |Зачет    |
|      |образования            |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СД.02 |Основы управления      |  70 |   16 |    16   |  38 |Интегр.  |
|      |образовательными       |     |      |         |     |зачет    |
|      |учреждениями           |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СД.03 |Методы управления      |  70 |   24 |    16   |  30 |Интегр.  |
|      |образовательными       |     |      |         |     |зачет    |
|      |учреждениями           |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СД.04 |Проектирование         |  50 |   16 |     8   |  26 |Зачет    |
|      |образовательных систем.|     |      |         |     |         |
|      |Образовательные        |     |      |         |     |         |
|      |технологии             |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СД.05 |Управление инновациями |  50 |   16 |    16   |  18 |Зачет    |
|      |в образовательном      |     |      |         |     |         |
|      |учреждении             |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СД.06 |Управление персоналом  |  50 |   16 |    16   |  18 |Зачет    |
|      |в образовательном      |     |      |         |     |         |
|      |учреждении             |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СД.07 |Организация            |  70 |   16 |    16   |  38 |Инд.     |
|      |финансово-хозяйственной|     |      |         |     |работа   |
|      |деятельности           |     |      |         |     |         |
|      |образовательных        |     |      |         |     |         |
|      |учреждений             |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СД.08 |Организация            |  30 |    8 |     8   |  14 |Зачет    |
|      |делопроизводства в     |     |      |         |     |         |
|      |образовательном        |     |      |         |     |         |
|      |учреждении             |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СД.09 |Информационные         |  50 |    8 |    16   |  26 |Зачет    |
|      |технологии в           |     |      |         |     |         |
|      |образовательном        |     |      |         |     |         |
|      |учреждении             |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СДФ.00|Специальные            |  40 |    8 |    16   |  16 |         |
|      |дисциплины по выбору   |     |      |         |     |         |
|      |слушателей (одна       |     |      |         |     |         |
|      |изучается              |     |      |         |     |         |
|      |обязательно)           |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СДФ.01|Методика               |  40 |    8 |    16   |  16 |Зачет    |
|      |социологических        |     |      |         |     |         |
|      |исследований           |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СДФ.02|Методика               |  40 |    8 |    16   |  16 |Зачет    |
|      |педагогических         |     |      |         |     |         |
|      |исследований           |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СДФ.03|Социодинамика          |  40 |    8 |    16   |  16 |Зачет    |
|      |культуры               |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|СДФ.04|Теория организации     |  40 |    8 |    16   |  16 |Зачет    |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|ДС.00 |Дисциплины             |  50 |   16 |     8   |  26 |Зачет    |
|      |специализации          |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|ДР.00 |Государственная        |  80 |    4 |    12   |  64 |Защита   |
|      |аттестация -           |     |      |         |     |диплома  |
|      |выпускная              |     |      |         |     |         |
|      |(дипломная) работа     |     |      |         |     |         |
|      |слушателя              |     |      |         |     |         |
|------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------|
|      |Итого                  |1200 |  320 |   284   | 596 |         |
-----------------------------------------------------------------------

       4.3. Текущий, промежуточный и итоговый контроль обучения

     Текущий контроль   при   обучении   (аудиторном)   осуществляется
преподавателем   соответствующей  дисциплины.  Промежуточный  контроль
после  изучения   каждого   модуля   проводится   в   форме   зачетов,
собеседований,     самостоятельных    работ.    Возможно    проведение
интегрированных форм контроля по содержательно связанным модулям.
     Итоговая аттестация   включает   подготовку  и  защиту  выпускной
квалификационной    работы    (диплома),    которая     предварительно
рецензируется специалистами по данной проблеме.
     К выполнению   итоговой   квалификационной   работы   допускаются
слушатели,  выполнившие  все  требования  учебного  плана,  и в случае
успешной защиты по  решению  государственной  аттестационной  комиссии
получают  государственный  диплом о профессиональной переподготовке по
специализации "Менеджмент в образовании".

           4.4. Требования к профессорско-преподавательским
                   кадрам, ведущим учебный процесс

     К ведению    обучения    по    профессиональной    переподготовке
привлекаются доценты  и  профессора,  имеющие  опыт  преподавательской
деятельности  в  вузах и образовательных учреждениях системы повышения
квалификации и занимающиеся научно-исследовательской деятельностью  по
проблеме данного курса,  имеющие авторские разработки и научные школы.
К чтению лекций и проведению практических занятий  могут  привлекаться
ведущие специалисты по конкретным проблемам из вузов, академий и т.п.

                 4.5. Учебно-методическое обеспечение

     Учебно-методическое обеспечение  учебного  процесса  создается на
кафедрах образовательного учреждения и может быть представлено в  виде
брошюр  по  отдельным темам,  разделам курсов;  тестами,  позволяющими
оценить уровень  подготовки  слушателей;  материалами  с  разработками
тренингов, практических и семинарских занятий, ОДИ и т.п. Обязательной
является разработка вопросов для проведения зачетов  по  всем  учебным
дисциплинам,   примерная   тематика  дипломных  работ  и  методические
рекомендации по подготовке и защите дипломной работы.
     Дидактическое обеспечение   образовательного   процесса  включает
обязательный раздаточный материал для слушателей по темам занятий.

      4.6. Информационное и материально-техническое обеспечение

     Информационное и  материально-техническое  обеспечение   учебного
процесса  включает  наличие  компьютерной  базы  с выходом в Интернет,
мультимедийные проекторы,  кодоскопы,  кино-, теле- и аудиоаппаратуру.
Учебное  заведение  должно  иметь  необходимую  информационную базу на
бумажных  (библиотека)  и  электронных  носителях,  позволяющую  вести
индивидуальную работу со слушателями в период сессий.


	NVGUU(БdJjдE-\гГvЦfЖlЮ{ЛcТ`ИbВвM-SзB¦BкDйIв^¦]+Ф{ЮnЛdКnНcСЭwЯ¬O-V¬Z+P¬JпDбHhМbЪpЮuЙdЯjJдE¦U-\-^мIв^¦H-ЭuU¬ZгFиI¦Y-P-RаEоR¬D-СbХeАfВgКbЛUU[ШgIi¬KоOбCгNжYyУ¦@-^-QпП`ОjЙgХ{ЩsЫ¬P¬NbB-@пJ-_-СvЦtСaЩqУkГvV¬IлEаMе@`ДjЕkАmЕwТyЕhЖoOаP-Jп^пGйDдO¦^-YyЧvЖfБoНmЯzСmАnЗзH¬V¦EеIе^~\РuШ}ЩУvЫiIлЛeДtФsЭЯrЪrPUUчоfHhжG¬_¬MиC¬Rй@`МdЙaН~Т-CнIм\¦Z¬_аАoЯqТbВnВyY¦Fи\¦H¦Q¬R-YеHжOoАeХpЯqХvШjДfМdD+GнCбOлC-T¬Z¦УwЩaЛeОrЯdС-YyЧvПjДeХuТ|Ю~МiВ~УhЭ-N¦IмJоKжNзЗhЖжI¦W+DдHдAaCПjЗbЖ`МiДvV+ФzЫkЛlВ`АmЕmOUUыaOo-MжHкB-ЭmИhГkМlЪrЪ¦UеKиX¬T¬CUUэ)aO~Pp¬Qб^¦T-ЮvV¦IзCнFаH¦_+HеK¦H+ФzЫhЯzЧАUU¦ЯaO}SsаW-S-EмМcИhЕеНbТzЦsГnХ|UuЪjДpХdХ}У~ЮuЙdКcCмI¦\¦]¦Z+FиJаHhШkБoНcЗoЭxУvЯ¬[¦MзIв^¦H-ЭuU¬ZгFиI¦Y-P-RаEоR¬D-СbХeАfВgКbЛлDкКeХ{ШhИdИmMoгFлNкLаEиZzШ¬V¬Gз@оLмAйAcUUЪ8aO|RrаEп\еMдИиG¬Y¦P¦E¬YоC¬QqЩ¦QгMо@вY-РzФyЛ{Х~ВвLн^йLбI¦UUкPaO{UuзW-S-_¬R¦EeПп@-^кO-OбQаJдЙfЦsЬrЦvФtЖcИtЕoЗkKбAеU¦YuU¬R¦E-T¬ШkЬyШuОgGиX¦@еTеUU¦$aOzTtзP¦T¦WzЦsБoЛcФqАjДaAпNлZ¦PзBпGвUUT9aOyWw¬RжH¬T+BкDйDкOoЗзKлY-LдDпS-P}ПjЯrЪmИyУ}Ш¬V¬RгLй^¬V-[vUvUv