ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ" ТРЕБОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 20 марта 2000 г. (Д) УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации А.Ф.КИСЕЛЕВ 20 марта 2000 года Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений по дополнительной профессиональной образовательной программе "Менеджмент в образовании" согласованы с Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования, Департаментом общего среднего образования, Управлением дошкольного образования Минобразования России, Учебно-методическим объединением высших учебных заведений по педагогическому образованию. Данные Требования рассмотрены на Совете по проблемам повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобразования России. 1. Общая характеристика профессиональной переподготовки руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений 1.1. Назначением Требований к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки (далее - Требования) является переподготовка руководителей образовательных учреждений по программе "Менеджмент в образовании". Требования основываются на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. 12-ФЗ, разработаны на основе Приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации N 1221 от 18 июня 1997 года "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" и Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610). Оформление Требований (макет) соответствует утвержденным макетам государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ МО РФ N 286 от 14.09.1999 "Об утверждении макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и требований - федерального компонента - к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника"). 1.2. Требования рассчитаны на профессиональную переподготовку в области управления действующих руководителей учреждений дошкольного и общего (школьного) образования, а также подготовку резерва кадров. Профессиональная переподготовка по дополнительным образовательным программам "Менеджмент в образовании" осуществляется на базе высшего профессионального образования. Обеспечена корреляция с основными образовательными программами высшего профессионального педагогического образования по специальности 061200 - Менеджмент в социальной сфере. 1.3. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы - 1200 часов. 1.4. Целью данной программы является подготовка руководителя учреждения образования к следующим видам деятельности: - управленческая; - организационная; - информационно-аналитическая; - финансово-экономическая; - административно-хозяйственная; - инновационная; - методическая. 1.5. Сферами профессиональной деятельности лиц, освоивших программу, являются дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения. 1.6. Профессиональная переподготовка по программе "Менеджмент в образовании" при наличии высшего профессионального образования предоставляет возможность занятия должностей директора, заместителя директора, руководителя структурного подразделения педагогических учреждений. 2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших освоение дополнительной профессиональной образовательной программы "Менеджмент в образовании" Менеджеру образования необходимо: знать: - Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также законодательные, нормативные и правовые отраслевые акты (ОПД.02); - основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров (ОПД.02); - правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; структуру гражданской обороны, ее предназначение и задачи (ОПД.04); - правовые аспекты взаимодействия образовательного учреждения с семьей, общественными, общественно-государственными, негосударственными, государственными структурами и образовательными учреждениями (СД.02, ОПД.02); - порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения (ОПД.02); - перспективные направления в развитии образовательных систем и государственной политики в области образования (ОД.01, СД.04, СД.02); - основы прогнозирования развития образовательных систем с учетом позитивных и негативных тенденций и адекватное планирование развития (ОПД.05, СД.04, СД.02); - закономерности педагогического процесса, современные психолого-педагогические теории и технологии обучения, воспитания и развития (СД.01, СД.02, СД.04); - закономерности возрастной психологии (ОПД.03); - особенности детей с отклонениями в развитии и специфику их обучения, развития и воспитания (ОПД.03, ОПД.04, СД.02); - сущность и основные задачи управленческой деятельности (ОПД.03, СД.02, СД.03); - базовые варианты организационных структур образовательных учреждений (СД.02, СД.03); - основные принципы построения системы управления образовательным учреждением (ОПД.06, СД.02, СД.03); - эффективные методы контроля качества образования и деятельности сотрудников образовательного учреждения (СД.03); - основы системного анализа, методы анализа и оценки внешней среды (ОПД.06, ОПД.07, ОПД.05, СД.02); - основы планирования: виды планов, назначение, принципы и методы их разработки, критерии оценки качества планов (СД.03); - основы аттестации педагогических кадров; подготовку и проведение лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений (СД.02); - принципы эффективного распределения полномочий и ответственности при управлении образовательным учреждением (СД.06, СД.03); - методы эффективного руководства персоналом; различные модели и методы мотивации сотрудников; системы стимулирования (СД.06); - эффективные стили руководства коллективом (ОПД.05, ОПД.06, СД.03); - методы создания и поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе (ОПД.05, ОПД.07, СД.03, СД.06); - виды и закономерности общения; коммуникативные процессы в образовательных учреждениях (ОПД.07, СД.03, СД.06); - основы организации и проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования (СД.04, СД.05, СД.11, СДФ.01); - основы организации экономической деятельности учреждения (ОПД.01, СД.07); - методы привлечения дополнительных внебюджетных средств (СД.07); - основы бухгалтерского учета (СД.07); - основы организации труда и заработной платы работников образовательных учреждений (СД.07); - основы делопроизводства в образовательном учреждении (СД.08); - информационные технологии, применяемые в образовательном процессе и управлении образовательными учреждениями (СД.09); уметь: - выделять актуальные и перспективные цели развития образовательного учреждения, планировать мероприятия по их достижению (СД.04); - разрабатывать стратегию и тактику развития образовательных учреждений (СД.02, СД.03); - прогнозировать и оценивать изменения внешних условий, влияющих на деятельность образовательного учреждения (СД.02, СД.04); - анализировать внутренние возможности образовательного учреждения, выявлять скрытые резервы, вычленять проблемы и находить эффективные пути их решения (СД.02); - организовать образовательный процесс, ориентированный на воспитание и развитие личности ребенка (ОПД.06, СД.04, СД.01); - анализировать и оценивать инновационную деятельность в образовательном учреждении; организовывать успешное освоение нововведений (СД.05); - выделить полное (системное) описание образовательного учреждения (СД.04); - давать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния (ОПД.07); - оценивать качество организации управления учреждением и выделять направления организационного совершенствования (ОПД.05, СД.02, СД.03); - определять направления совершенствования контроля в образовательном учреждении (ОПД.05, СД.03); - адекватно оценивать качество планов деятельности образовательных учреждений и выделять направления совершенствования планирования (ОПД.05, СД.03); - принимать решения, прогнозировать и оценивать последствия своих решений (СД.03); - составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения, организовывать делопроизводство (ОПД.02, СД.07, СД.08); - использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными учреждениями (СД.09); - контролировать и анализировать хозяйственную деятельность экономических единиц (СД.07); - осуществлять посредничество между различными общественными государственными структурами (ОПД.02, СД.02); владеть: - методами системного анализа показателей, характеризующих деятельность образовательного учреждения (СД.02, СД.04); - средствами анализа уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения (СД.03, СД.04, СД.06); - методами разработки программ развития образовательных учреждений (СД.04); - методами разработки учебно-программной документации для обеспечения развития образовательных систем: реализации образовательных концепций учебных программ, учебных авторских курсов и т.д. (СД.04); - навыками по организации безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях (ОПД.04); - методами психолого-педагогической диагностики; методами проектирования, реализации, мониторинга развития, экспертизы и коррекции образовательных систем (с учетом различных социокультурных условий) (ОПД.06, ОПД.07, СД.04, СД.03); - методами маркетинговых исследований в социальной сфере (ОПД.06); - технологиями решения коммуникативных задач; навыками и приемами делового общения (ОПД.08); - средствами предупреждения и разрешения конфликтов в коллективе (ОПД.07, СД.03, СД.06); - приемами психодиагностики и психической саморегуляции (ОПД.07); - методами составления сметы доходов и расходов образовательного учреждения (СД.07); - основами социологического анализа и прогнозирования, методами социологических исследований (СД.04, СД.03, СД.11). 3. Обязательный минимум содержания программы профессиональной переподготовки руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений по программе "Менеджмент в образовании" ------------------------------------------------------------------ | Индекс | Наименование дисциплины |Всего| | | |часов| |----------|-----------------------------------------------|-----| | 1 | 2 | 3 | |----------|-----------------------------------------------|-----| |ОПД.00 |Общепрофессиональные дисциплины | 510 | |----------|-----------------------------------------------|-----| |ОПД.01 |Экономическая теория | 70 | | |Предмет экономической науки; введение в | | | |экономику (основы экономического анализа, | | | |основы обмена, функционирование конкурентного | | | |рынка, основы государственного сектора); | | | |основные понятия собственности: экономические и| | | |правовые аспекты; введение в макроэкономику; | | | |деньги, денежное обращение и денежная политика;| | | |национальный доход, совокупные расходы, спрос, | | | |предложение, ценовой уровень, фискальная | | | |политика: макроэкономические проблемы инфляции | | | |и безработицы; основные макроэкономические | | | |школы; мировая экономика и экономический рост; | | | |спрос, потребительский выбор, издержки и | | | |предложение; формы конкуренции; структура | | | |бизнеса; регулирование и дерегулирование; | | | |факторные рынки и распределение доходов; | | | |сравнительные экономические системы, | | | |особенности экономики переходного периода | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |ОПД.02 |Основы права | 90 | | |Конституционные основы правовой системы и ее | | | |структура. Право в социальной и образовательной| | | |сфере. Закон Российской Федерации "Об | | | |образовании". Права ребенка. Конвенция о правах| | | |ребенка. Международные правовые нормы в сфере | | | |образования. Правовые основы деятельности | | | |работников образования, механизмы реализации и | | | |защиты их прав. Основы административного права.| | | |Понятие административного права. | | | |Административно-правовой механизм регулирования| | | |общественных отношений. Административная | | | |ответственность. Административное взыскание. | | | |Дисциплинарное принуждение. Дисциплинарная | | | |ответственность. Правовые основы управления в | | | |социальной сфере. Гражданское право. Понятие | | | |гражданского права, основы его регулирования, | | | |гражданское процессуальное право, Гражданский | | | |кодекс. | | | |Трудовое право. Предмет, источники и субъекты | | | |трудового права. Понятие трудового | | | |правоотношения. Трудовой коллектив. Права и | | | |роль профсоюзов. Понятие коллективного | | | |договора, его роль. Правовое регулирование | | | |трудоустройства. Понятие трудового договора. | | | |Виды трудовых договоров. Контракт. Рабочее | | | |время и время отдыха. Система заработной платы.| | | |Правила внутреннего трудового распорядка. | | | |Трудовая дисциплина. Материальная | | | |ответственность сторон трудового | | | |правоотношения. Охрана труда. Трудовые | | | |конфликты и порядок их разрешения. Правовые | | | |основы управления образовательным учреждением. | | | |Управление образованием в Российской Федерации.| | | |Законодательство об образовании. Структура | | | |нормативных актов об образовании. Правовой | | | |статус образовательного учреждения. Защита прав| | | |и законных интересов образовательного | | | |учреждения. Особенности применения трудового | | | |законодательства в системе образования. Охрана | | | |прав и защита интересов несовершеннолетних | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |ОПД.03 |Основы здорового образа жизни | 70 | | |Закономерности возрастной психологии детей. | | | |Понятия "здоровье" и "образ жизни". Здоровье в | | | |иерархии потребностей. Мотивация здоровья и | | | |здорового образа жизни. Понятие нормы. | | | |Концепции и основные составляющие здорового | | | |образа жизни. Сознание и здоровье. Движение и | | | |здоровье. Питание и здоровье. Информация и | | | |здоровье. Труд и здоровье. Экология и здоровье | | | |Культура и здоровье. Возраст и здоровье. | | | |Вредные привычки, их профилактика и коррекция. | | | |Система самооздоровления и | | | |самосовершенствования. Традиционные и | | | |нетрадиционные методы оздоровления. Лекарства | | | |для здоровых. Основные факторы риска, их | | | |причины, распространенность среди различных | | | |возрастных групп населения России и других | | | |стран, связь с образом жизни. Особенности | | | |развития детей с ограничениями по здоровью. | | | |Основы коррекционной педагогики и специальной | | | |психологии. Дошкольные и школьные формы | | | |патологии: нарушение осанки, сколиоз, | | | |близорукость, нервные расстройства и др. | | | |Профилактика наркомании и токсикомании. | | | |Инфекционные болезни в современном обществе. | | | |Эпидемии. Основные принципы профилактики. СПИД | | | |и его профилактика. Венерические болезни и их | | | |профилактика | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |ОПД.04 |Безопасность и защита человека в чрезвычайных | 40 | | |ситуациях | | | |Опасные и вредные факторы в окружающей среде: | | | |характеристика, закономерности появления и | | | |способы защиты от их последствий. Чрезвычайные | | | |ситуации природного, техногенного и социального| | | |происхождения. Правовые, нормативно-технические| | | |и организационные основы обеспечения | | | |безопасности жизнедеятельности. Гражданская | | | |оборона, ее структура, задачи. Защита от | | | |последствий чрезвычайных ситуаций военного и | | | |мирного времени | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |ОПД.05 |Менеджмент в сфере образования | 60 | | |Развитие науки об управлении, эволюция | | | |управленческой мысли; методологические основы | | | |менеджмента; инфраструктура менеджмента; | | | |социофакторы и этика менеджмента; природа и | | | |состав функций менеджмента; стратегическое и | | | |тактическое планирование в системе менеджмента;| | | |организационные отношения в системе | | | |менеджмента; формы организации; мотивация | | | |деятельности; регулирование и контроль в | | | |системе менеджмента; моделирование ситуаций и | | | |разработка решений; динамика групп и лидерство;| | | |управление человеком и управление группой; | | | |руководство: власть и партнерство; стиль и | | | |имидж менеджера; конфликтность; факторы | | | |эффективности менеджмента | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |ОПД.06 |Образовательный маркетинг | 30 | | |Сущность образовательного маркетинга. | | | |Предпосылки маркетинга. Современная концепция | | | |маркетинга. Услуга (товар) в маркетинговой | | | |деятельности; комплексное исследование рынка | | | |образовательных услуг; методические основы | | | |исследования рынка, сегментация рынка. Оценка | | | |возможностей рынка; формирование политики | | | |выбора образовательных услуг и рыночной | | | |стратегии; роль маркетинговой деятельности в | | | |процессе разработки и создания услуг рыночной | | | |новизны. Разработка ценовой политики; | | | |продвижение образовательных услуг, сервис в | | | |маркетинговой деятельности; формирование спроса| | | |и стимулирование сбыта. Организация | | | |деятельности маркетинговой службы в образовании| | |----------|-----------------------------------------------|-----| |ОПД.07 |Социальная психология и психология управления | 60 | | |Теоретические и прикладные задачи социальной | | | |психологии. Социальная психология управления | | | |как отрасль психологической науки. Психология | | | |общения. Содержание, цели и средства общения. | | | |Виды и уровни общения. Основные закономерности | | | |общения. Социально-психологический анализ | | | |восходящих и нисходящих коммуникаций. | | | |Восприятие и понимание человека человеком в | | | |системе коммуникаций. Приемы и техники | | | |управления партнером в процессе общения. Группа| | | |как социально-психологический феномен. Виды | | | |групп. Формальная и неформальная структура | | | |группы. Нормативно-ролевые феномены малой | | | |группы. Лидерство. Групповая совместимость. | | | |Проблема групповой сплоченности. Проблема | | | |эффективности групповой деятельности. Феномены | | | |межгруппового взаимодействия. Механизмы | | | |развития группы. Эффективные способы управления| | | |малой группой. Коллектив как объект управления.| | | |Формальная и неформальная структуры трудового | | | |коллектива. Факторы эффективности деятельности | | | |коллектива. Социально-психологический климат | | | |коллектива. Социально-психологические аспекты | | | |руководства коллективом в образовании. Феномены| | | |больших социальных групп. Проблема группового | | | |сознания. Социально-психологические аспекты | | | |этнопсихологии. Психология массовидных явлений.| | | |Личность и общество. Понятие социализации. | | | |Конфликтология. Конфликты: классификация, | | | |причины, снятие конфликтных ситуаций. Функции и| | | |структура деятельности руководителя | | | |образовательного учреждения. | | | |Социально-психологические аспекты принятия | | | |управленческого решения. Стили руководства и их| | | |эффективность. Личность руководителя и его | | | |организаторские способности | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |ОПД.08 |Деловое общение | 50 | | |Деловое общение как средство реализации | | | |управленческих функций руководителя | | | |образовательного учреждения. Структура | | | |коммуникативного акта. Цели, вербальные и | | | |невербальные средства и барьеры общения. | | | |Деловая беседа как форма делового общения. Цели| | | |беседы, ее фазы и средства, позволяющие | | | |наиболее эффективно реализовать цель на каждой | | | |из фаз. Критерии эффективности беседы. Функции | | | |совещания в образовательном учреждении, его | | | |особенности как формы делового общения. Задачи | | | |руководителя по ведению совещания. Структура и | | | |участники совещания, их основные | | | |характеристики. Цели руководителя на совещании | | | |и средства их достижения. Критерии | | | |эффективности проведения совещания. Публичное | | | |выступление как форма делового общения. | | | |Структура выступления и критерии его | | | |эффективности | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |ОПД.09 |Финансы, денежное обращение и кредит | 40 | | |Сущность и роль финансов и кредита. | | | |Государственный бюджет. Формирование и | | | |использование денежных накоплений. Безналичные | | | |расчеты между образовательными структурами и | | | |организациями. Краткосрочный кредит в | | | |хозяйственном механизме управления | | | |образовательным учреждением. Финансовая работа | | | |и финансовое планирование в системе управления | | | |образовательным учреждением. Многоканальное | | | |финансирование образовательного учреждения | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СД.00 |Специальные дисциплины | 520 | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СД.01 |Философия и развитие образования | 80 | | |Социальная природа образования, его | | | |общечеловеческий конкретно-исторический | | | |характер. Общечеловеческое, национальное и | | | |индивидуальное в образовании и воспитании. | | | |Непрерывность воспитания и образования. | | | |Системный и функциональный подходы к | | | |образованию, онтология образования. | | | |Социально-деятельностная сущность личности и ее| | | |отношения с окружающим миром. Философские | | | |аспекты целеполагания в образовании. | | | |Познаваемость образовательного процесса и | | | |образовательных систем, проблема истинности в | | | |образовании, кризис образования. | | | |Естественно-физиологические и | | | |морально-этические пределы образования. | | | |Феноменология образования. Основные | | | |противоречия и закономерности развития | | | |образования. Современные теории и концепции | | | |развития образования и воспитания. Развивающее | | | |образование. Идеи гуманизации в образовании. | | | |Личностно ориентированное образование, | | | |нравственные и духовные ценности личности | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СД.02 |Основы управления образовательными учреждениями| 70 | | |Образовательное учреждение как объект | | | |управления. Внешняя среда образовательного | | | |учреждения. Органы управления образованием. | | | |Типы и виды образовательных учреждений, | | | |особенности их как объектов управления. Базовые| | | |варианты организационных структур ОУ. Основные | | | |понятия управления образовательным учреждением | | | |с учетом его специфики. Управление | | | |функционированием и управление развитием | | | |образовательного учреждения. Функции | | | |управления. Система управления. Эффективность | | | |управления образовательным учреждением. | | | |Системный, процессный и ситуационный подходы к | | | |управлению. Эволюция управленческой мысли: | | | |классическая теория управления; теория | | | |человеческих отношений; теория системного | | | |управления; теория ситуационного управления. | | | |Новые поиски идей эффективного управления. | | | |Лицензирование, аттестация и аккредитация | | | |образовательного учреждения; подготовка | | | |документации, роль коллектива в подготовке | | | |образовательного учреждения к государственной | | | |аттестации. Особенности управления дошкольным | | | |учреждением: специфика структуры, кадрового | | | |состава, взаимодействия с семьями детей, | | | |психология детского возраста и учет ее в | | | |построении образовательного процесса в ДОУ. | | | |Специфика управления общеобразовательным | | | |учреждением: модель (тип и вид) | | | |образовательного учреждения, кадровый состав | | | |сотрудников, выделение "трудных детей" и | | | |взаимодействие с ПМС-центрами, возрастная | | | |психология и ее учет в построении | | | |образовательного процесса. Управление | | | |воспитательным процессом, социальная практика | | | |обучаемых | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СД.03 |Методы управления образовательными учреждениями| 70 | | |Планирование функционирования и развития | | | |образовательного учреждения. Виды и типы | | | |планов, иерархия планов. Методы планирования. | | | |Разработка управленческих решений: функции | | | |решения в методологии и организации процесса | | | |управления; типология управленческих решений; | | | |условия и факторы качества управленческих | | | |решений; модели, методология и организация | | | |процесса разработки управленческого решения; | | | |целевая ориентация управленческих решений; | | | |анализ альтернатив действий; анализ внешней | | | |среды и ее влияния на реализацию альтернатив; | | | |условия неопределенности и педагогического | | | |риска; приемы разработки и выбора | | | |управленческих решений в условиях | | | |неопределенности и риска; эффективность | | | |решений; контроль реализации управленческих | | | |решений; управленческие решения и | | | |ответственность. Организационные структуры | | | |образовательных учреждений и механизмы | | | |управления. Распределение полномочий и | | | |ответственности. Миссия организации. | | | |Руководство трудовым коллективом | | | |образовательного учреждения. Качества | | | |эффективного руководителя. Стили руководства. | | | |"Команда" руководителя. | | | |Социально-психологические характеристики | | | |коллектива и уровень его развития. Групповые | | | |нормы и ценности как регулятор отношений в | | | |коллективе. Формирование организационной | | | |культуры коллектива. Мотивация организационного| | | |поведения. Методы стимулирования трудовой | | | |активности. Контроль в управлении | | | |образовательным учреждением. Виды и формы | | | |контроля. Методы контроля | | | |учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной | | | |деятельности и исполнения решений | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СД.04 |Проектирование образовательных систем. | 50 | | |Образовательные технологии | | | |Понятие образовательной системы. Виды | | | |образовательных систем и их особенности. | | | |Определение функционального назначения | | | |образовательных систем. Образовательные | | | |технологии: классификация, особенности | | | |применения, мониторинг и оценка качества | | | |образовательного процесса. Технологии обучения | | | |и воспитания. | | | |Системное управление развитием образовательного| | | |учреждения: принципы, целевая образовательная | | | |программа. Разработка целевой программы | | | |развития. Управление реализацией целевой | | | |программы. Целевое педагогическое | | | |проектирование. Этапы проектирования | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СД.05 |Управление инновациями в образовательном | 50 | | |учреждении | | | |Основные стратегии инновационного развития. | | | |Инновации в дошкольных учреждениях: новые | | | |подходы (концепции) к воспитанию дошкольников, | | | |авторские программы, новые виды ДОУ и | | | |инновационные образовательные процессы. | | | |Инновации в школе: образовательные учреждения | | | |нового вида (модели, структура, содержание | | | |образования); новые воспитательные парадигмы, | | | |инновационные технологии; экологическая, | | | |валеологическая, коррекционная направленность | | | |педагогических процессов. Управление | | | |экспериментальной работой в образовательном | | | |учреждении: оценка и выбор приоритетного | | | |нововведения для экспериментального освоения, | | | |планирование и управление реализацией | | | |эксперимента, оценка результатов (механизм и | | | |критерии). Сопротивление нововведениям и пути | | | |устранения сопротивлений | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СД.06 |Управление персоналом в образовательном | 50 | | |учреждении | | | |Персонал образовательного учреждения как объект| | | |управления. Содержание и принципы управления | | | |персоналом. Функциональное разделение труда в | | | |образовательных учреждениях. Подбор и | | | |расстановка кадров. Управление работой | | | |методических объединений, кафедр, цикловых | | | |ассоциаций. Профессиональная и организационная | | | |адаптация молодых специалистов. Становление | | | |педагога. Управление работой с молодыми | | | |кадрами. Подготовка, переподготовка и повышение| | | |квалификации персонала. Обучение новым | | | |технологиям. Мотивация персонала к повышению | | | |профессионального мастерства. Мотивация и | | | |стимулирование труда персонала. Аттестация и | | | |оценка работы персонала. Оценка эффективности | | | |управления персоналом | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СД.07 |Организация финансово-хозяйственной | 70 | | |деятельности образовательных учреждений. | | | |Бухгалтерский учет. | | | |Основы организации экономической деятельности | | | |образовательных учреждений. Хозяйственный | | | |механизм. Приемы и методы хозяйствования, формы| | | |и структуры организации экономической | | | |деятельности. Бухгалтерский учет. Учет | | | |материальных ценностей. Учет заработной платы. | | | |Доходная часть бюджета. Расходы. Сальдо. | | | |Современные методы бухгалтерского учета. | | | |Депозиты. Анализ хозяйственной деятельности | | | |экономических единиц. Налоговая система. | | | |Сметное финансирование и бюджетное нормирование| | | |расходов. Смета доходов и расходов | | | |образовательного учреждения. Сметное | | | |планирование. Нормативы, расчет нормативов. | | | |Внебюджетные средства образовательного | | | |учреждения, их виды и источники поступлений. | | | |Основы предпринимательства в образовании. | | | |Организация труда и заработной платы в | | | |образовании: основные принципы, модели и | | | |механизмы. Единая тарифная сетка. Категорийная | | | |система оплаты. Системы материального | | | |стимулирования и принципы их построения | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СД.08 |Организация делопроизводства в образовательных | 30 | | |учреждениях | | | |Содержание, значение делопроизводства. Службы: | | | |документации и секретарская. Государственные | | | |стандарты по документированию: документ, формы,| | | |классификация и унификация, реквизиты, | | | |требования к бланкам, формулярам. Основные виды| | | |документов: служебные письма, телеграммы и | | | |телефонограммы, справки, акты, записки, приказы| | | |и выписки из них, протоколы и выписки из них, | | | |другие виды. Организация документооборота, | | | |работа с документами. Дела: номенклатура дел, | | | |формирование дел. Средства составления | | | |текстовых документов, средства копирования и | | | |оперативного размножения, средства хранения и | | | |поиска документов, средства передачи | | | |информации, использование ПК в | | | |делопроизводстве, программное обеспечение | | | |делопроизводства. Деловая переписка | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СД.09 |Информационные технологии в образовательной | 50 | | |деятельности | | | |Назначение и области применения ЭВМ в | | | |учебно-воспитательном процессе. Информационные | | | |технологии в образовании (классификация, | | | |характеристика). Применение информационных | | | |технологий в образовательных процессах с учетом| | | |возрастной специфики, психологии, здоровья и | | | |личностных особенностей учащихся. | | | |Автоматизированные обучающие системы. | | | |Мониторинг и экспертиза результатов учебной | | | |деятельности. Электронный учебник. | | | |Дистанционное обучение. Интернет. | | | |Программно-методическое обеспечение | | | |информационных технологий | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СДФ.00 <*>|Специальные дисциплины по выбору | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СДФ.01 |Методика социологических исследований | 40 | | |Понятие социологического исследования и его | | | |роль в педагогическом эксперименте. Метод, | | | |методика и процедура в социологическом | | | |исследовании. Выборка в социологическом | | | |исследовании. Социологические показатели и их | | | |измерения. Анализ документов. Метод наблюдения.| | | |Опрос, социометрия. Социальный эксперимент в | | | |образовании. Методы анализа и обработки | | | |социологической информации и ее роль для | | | |развития образовательных систем | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СДФ.02 |Методика педагогического исследования | 40 | | |Педагогическое исследование: назначение, | | | |научный аппарат, методы, критерии оценки | | | |эффективности. Педагогический эксперимент как | | | |метод педагогического исследования. | | | |Репрезентативность педагогического исследования| | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СДФ.03 |Социодинамика культуры | 40 | | |Содержание и особенность социокультурных | | | |явлений; динамика культуры, типы культурных | | | |изменений, источники культурной динамики, | | | |динамические характеристики социокультурных | | | |явлений; факторы изменения и развития культуры;| | | |показатели и индикаторы культурного развития | | | |личности, группы, территориальной общности, | | | |понятие культурного уровня; информация о | | | |социокультурных изменениях; понятия | | | |субкультуры, контркультуры, альтернативной | | | |культуры; традиционная, массовая, элитарная | | | |культура; интеллигенция как субъект культуры; | | | |городская культура и сельская; управление | | | |социокультурными процессами; прогнозирование и | | | |моделирование социокультурных процессов, | | | |социальные институты культуры, учреждения | | | |культуры, управление социокультурными | | | |процессами | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |СДФ.04 |Теория организации | 40 | | |Образовательная организация как система; | | | |организация и управление; теория организации и | | | |ее место в системе научных знаний; закон | | | |синергии; закон информированности | | | |упорядоченности; закон самосохранения; закон | | | |единства анализа (синтеза); закон развития; | | | |закон композиции и пропорциональности; | | | |специфические законы образовательной | | | |организации; принципы статической организации; | | | |принципы динамической организации; | | | |проектирование организационных систем; развитие| | | |организаторской и организационно-управленческой| | | |мысли; организационная культура; субъекты | | | |организаторской деятельности | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |ДС.00 |Дисциплины специализаций | 50 | | |(определяются в соответствии со специализацией | | | |должности слушателя) | | |----------|-----------------------------------------------|-----| |ДР.00 |Выпускная (дипломная) работа слушателей | 80 | |----------|-----------------------------------------------|-----| | |Всего |1200 | ------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Курсы, включающиеся в программу по выбору образовательного учреждения или обучающихся (один из них обязателен); образовательные учреждения могут разрабатывать их с учетом потребностей региона или слушателей. 4. Условия реализации программы 4.1. Порядок и продолжительность обучения Дополнительная образовательная программа составляется образовательным учреждением, ведущим профессиональную переподготовку. Введение новых факультативных курсов, предлагаемых курсов по выбору слушателей, а также расширение и дополнение содержания обучения по отношению к данным Требованиям является правом образовательного учреждения (ИПК или вуза). Настоящие Требования регламентируют лишь минимум содержания образовательных программ. Учебное заведение, осуществляющее профессиональную переподготовку слушателей по данной программе, может осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий по самообразованию, тренингов и тому подобных, но должно обязательно обеспечивать реализацию минимума содержания образования, определяемого настоящими Требованиями. 4.2. Учебный план (примерный) профессиональной переподготовки руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений по программе "Менеджмент в образовании" ------------------------------------------------------------------------ | N | Наименование |Всего|Лекции, семинары,|Самост.| Форма | |п/п| разделов |часов| практ. занятия, |работа | контроля | | | программы | | тренинги | | | | | | | (аудиторн.) | | | |---|--------------------|-----|-----------------|-------|-------------| |1 |Общепрофессиональные| 510 | 260 | 250 |Зач. по | | |дисциплины | | | |изучаемым | | | | | | |дисциплинам | |---|--------------------|-----|-----------------|-------| | |2 |Специальные | 520 | 280 | 240 | | | |дисциплины | | | | | |---|--------------------|-----|-----------------|-------|-------------| |3 |Дисциплины | 40 | 24 | 16 |Зачет | | |по выбору | | | | | | |слушателя | | | | | |---|--------------------|-----|-----------------|-------|-------------| |4 |Дисциплины | 50 | 24 | 26 |Зачет | | |специализации | | | | | | |(определяется | | | | | | |в соответствии | | | | | | |со специализацией | | | | | | |должности | | | | | | |слушателя) | | | | | |---|--------------------|-----|-----------------|-------|-------------| |5 |Государственная | 80 | 16 | 64 |Защита | | |аттестация | | | |диплома | | |- выпускная | | | | | | |(дипломная) | | | | | | |работа | | | | | |---|--------------------|-----|-----------------|-------|-------------| | |Итого |1200 | 604 | 596 | | ------------------------------------------------------------------------ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (ПРИМЕРНЫЙ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПРОГРАММЕ "МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ" ----------------------------------------------------------------------- | N | Наименование |Всего| В том числе | Форма | | п/п | разделов и |часов|----------------------| контроля| | | дисциплин | |лекции|семинары,| сам.| | | | | |(ауд.)| практ. | раб.| | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |ОПД.00|Общепрофессиональные | 510 | 140 | 120 | 250 | | | |дисциплины | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |ОПД.01|Экономическая | 70 | 16 | 16 | 38 |Зачет | | |теория | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |ОПД.02|Основы права | 90 | 24 | 24 | 42 |Зачет | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |ОПД.03|Основы здорового | 70 | 16 | 16 | 38 |Зачет | | |образа жизни | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |ОПД.04|Безопасность и | 40 | 12 | 8 | 20 |Зачет | | |защита человека в | | | | | | | |чрезвычайных | | | | | | | |ситуациях | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |ОПД.05|Менеджмент в сфере | 60 | 16 | 16 | 28 |Интегр. | | |образования | | | | |зачет | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |ОПД.06|Образовательный | 30 | 8 | 8 | 14 |Зачет | | |маркетинг | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |ОПД.07|Социальная | 60 | 24 | 8 | 28 |Зачет | | |психология | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |ОПД.08|Деловое общение | 50 | 16 | 16 | 18 |Зачет | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |ОПД.09|Финансы, денежное | 40 | 8 | 8 | 24 |Сам. раб.| | |обращение и кредит | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СД.00 |Специальные | 520 | 152 | 128 | 240 | | | |дисциплины | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СД.01 |Философия и развитие | 80 | 32 | 16 | 32 |Зачет | | |образования | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СД.02 |Основы управления | 70 | 16 | 16 | 38 |Интегр. | | |образовательными | | | | |зачет | | |учреждениями | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СД.03 |Методы управления | 70 | 24 | 16 | 30 |Интегр. | | |образовательными | | | | |зачет | | |учреждениями | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СД.04 |Проектирование | 50 | 16 | 8 | 26 |Зачет | | |образовательных систем.| | | | | | | |Образовательные | | | | | | | |технологии | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СД.05 |Управление инновациями | 50 | 16 | 16 | 18 |Зачет | | |в образовательном | | | | | | | |учреждении | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СД.06 |Управление персоналом | 50 | 16 | 16 | 18 |Зачет | | |в образовательном | | | | | | | |учреждении | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СД.07 |Организация | 70 | 16 | 16 | 38 |Инд. | | |финансово-хозяйственной| | | | |работа | | |деятельности | | | | | | | |образовательных | | | | | | | |учреждений | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СД.08 |Организация | 30 | 8 | 8 | 14 |Зачет | | |делопроизводства в | | | | | | | |образовательном | | | | | | | |учреждении | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СД.09 |Информационные | 50 | 8 | 16 | 26 |Зачет | | |технологии в | | | | | | | |образовательном | | | | | | | |учреждении | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СДФ.00|Специальные | 40 | 8 | 16 | 16 | | | |дисциплины по выбору | | | | | | | |слушателей (одна | | | | | | | |изучается | | | | | | | |обязательно) | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СДФ.01|Методика | 40 | 8 | 16 | 16 |Зачет | | |социологических | | | | | | | |исследований | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СДФ.02|Методика | 40 | 8 | 16 | 16 |Зачет | | |педагогических | | | | | | | |исследований | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СДФ.03|Социодинамика | 40 | 8 | 16 | 16 |Зачет | | |культуры | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |СДФ.04|Теория организации | 40 | 8 | 16 | 16 |Зачет | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |ДС.00 |Дисциплины | 50 | 16 | 8 | 26 |Зачет | | |специализации | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| |ДР.00 |Государственная | 80 | 4 | 12 | 64 |Защита | | |аттестация - | | | | |диплома | | |выпускная | | | | | | | |(дипломная) работа | | | | | | | |слушателя | | | | | | |------|-----------------------|-----|------|---------|-----|---------| | |Итого |1200 | 320 | 284 | 596 | | ----------------------------------------------------------------------- 4.3. Текущий, промежуточный и итоговый контроль обучения Текущий контроль при обучении (аудиторном) осуществляется преподавателем соответствующей дисциплины. Промежуточный контроль после изучения каждого модуля проводится в форме зачетов, собеседований, самостоятельных работ. Возможно проведение интегрированных форм контроля по содержательно связанным модулям. Итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (диплома), которая предварительно рецензируется специалистами по данной проблеме. К выполнению итоговой квалификационной работы допускаются слушатели, выполнившие все требования учебного плана, и в случае успешной защиты по решению государственной аттестационной комиссии получают государственный диплом о профессиональной переподготовке по специализации "Менеджмент в образовании". 4.4. Требования к профессорско-преподавательским кадрам, ведущим учебный процесс К ведению обучения по профессиональной переподготовке привлекаются доценты и профессора, имеющие опыт преподавательской деятельности в вузах и образовательных учреждениях системы повышения квалификации и занимающиеся научно-исследовательской деятельностью по проблеме данного курса, имеющие авторские разработки и научные школы. К чтению лекций и проведению практических занятий могут привлекаться ведущие специалисты по конкретным проблемам из вузов, академий и т.п. 4.5. Учебно-методическое обеспечение Учебно-методическое обеспечение учебного процесса создается на кафедрах образовательного учреждения и может быть представлено в виде брошюр по отдельным темам, разделам курсов; тестами, позволяющими оценить уровень подготовки слушателей; материалами с разработками тренингов, практических и семинарских занятий, ОДИ и т.п. Обязательной является разработка вопросов для проведения зачетов по всем учебным дисциплинам, примерная тематика дипломных работ и методические рекомендации по подготовке и защите дипломной работы. Дидактическое обеспечение образовательного процесса включает обязательный раздаточный материал для слушателей по темам занятий. 4.6. Информационное и материально-техническое обеспечение Информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса включает наличие компьютерной базы с выходом в Интернет, мультимедийные проекторы, кодоскопы, кино-, теле- и аудиоаппаратуру. Учебное заведение должно иметь необходимую информационную базу на бумажных (библиотека) и электронных носителях, позволяющую вести индивидуальную работу со слушателями в период сессий. NVGUU(БdJjдE-\гГvЦfЖlЮ{ЛcТ`ИbВвM-SзB¦BкDйIв^¦]+Ф{ЮnЛdКnНcСЭwЯ¬O-V¬Z+P¬JпDбHhМbЪpЮuЙdЯjJдE¦U-\-^мIв^¦H-ЭuU¬ZгFиI¦Y-P-RаEоR¬D-СbХeАfВgКbЛUU[ШgIi¬KоOбCгNжYyУ¦@-^-QпП`ОjЙgХ{ЩsЫ¬P¬NbB-@пJ-_-СvЦtСaЩqУkГvV¬IлEаMе@`ДjЕkАmЕwТyЕhЖoOаP-Jп^пGйDдO¦^-YyЧvЖfБoНmЯzСmАnЗзH¬V¦EеIе^~\РuШ}ЩУvЫiIлЛeДtФsЭЯrЪrPUUчоfHhжG¬_¬MиC¬Rй@`МdЙaН~Т-CнIм\¦Z¬_аАoЯqТbВnВyY¦Fи\¦H¦Q¬R-YеHжOoАeХpЯqХvШjДfМdD+GнCбOлC-T¬Z¦УwЩaЛeОrЯdС-YyЧvПjДeХuТ|Ю~МiВ~УhЭ-N¦IмJоKжNзЗhЖжI¦W+DдHдAaCПjЗbЖ`МiДvV+ФzЫkЛlВ`АmЕmOUUыaOo-MжHкB-ЭmИhГkМlЪrЪ¦UеKиX¬T¬CUUэ)aO~Pp¬Qб^¦T-ЮvV¦IзCнFаH¦_+HеK¦H+ФzЫhЯzЧАUU¦ЯaO}SsаW-S-EмМcИhЕеНbТzЦsГnХ|UuЪjДpХdХ}У~ЮuЙdКcCмI¦\¦]¦Z+FиJаHhШkБoНcЗoЭxУvЯ¬[¦MзIв^¦H-ЭuU¬ZгFиI¦Y-P-RаEоR¬D-СbХeАfВgКbЛлDкКeХ{ШhИdИmMoгFлNкLаEиZzШ¬V¬Gз@оLмAйAcUUЪ8aO|RrаEп\еMдИиG¬Y¦P¦E¬YоC¬QqЩ¦QгMо@вY-РzФyЛ{Х~ВвLн^йLбI¦UUкPaO{UuзW-S-_¬R¦EeПп@-^кO-OбQаJдЙfЦsЬrЦvФtЖcИtЕoЗkKбAеU¦YuU¬R¦E-T¬ШkЬyШuОgGиX¦@еTеUU¦$aOzTtзP¦T¦WzЦsБoЛcФqАjДaAпNлZ¦PзBпGвUUT9aOyWw¬RжH¬T+BкDйDкOoЗзKлY-LдDпS-P}ПjЯrЪmИyУ}Ш¬V¬RгLй^¬V-[vUvUv |