ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Главный государственный санитарный врач РФ. 09.09.02 28

               ОБ АКТИВИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
           НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
                        В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

              ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ

                          9 сентября 2002 г.
                                 N 28

                                 (Д)


     Я, Главный государственный санитарный врач Российской  Федерации,
Онищенко    Геннадий    Григорьевич,   проанализировав   эпидемическую
обстановку  по  ВИЧ-инфекции  в  стране  и  эффективность   проводимых
организационных и профилактических мероприятий,  установил, что в 2001
-  2002  гг.  как  на  федеральном,  так  и  на  региональном  уровнях
активизировалась     работа,     направленная     на    предупреждение
распространения ВИЧ-инфекции.
     Советом глав  правительств  государств  -  участников Содружества
Независимых Государств 30.05.2002 подписана "Программа неотложных  мер
государств  - участников СНГ по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД",  в
рамках которой проведена конференция  стран  Содружества  с  принятием
соответствующей     резолюции,    определяющей    основные    принципы
взаимодействия государственных и общественных  структур  в  реализации
межгосударственной стратегии борьбы с ВИЧ-инфекцией.
     В 2001  г.  значительно  улучшилось  финансирование   Федеральной
целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД",  на ее реализацию было выделено 123
млн. рублей, в 2002 г. - 162 млн. рублей, что в 3 - 4 раза больше, чем
в  предыдущие годы.  Это позволило обеспечить лечебно-профилактические
учреждения высокоэффективными препаратами для лечения ВИЧ-инфекции,  а
центры  по  профилактике  и  борьбе со СПИД - современным лабораторным
оборудованием.
     Для обеспечения безопасности донорской крови в 2001 г. в практику
введено обследование доноров тест-системами,  выявляющими одновременно
антиген  и  антитела к ВИЧ,  что позволяет сократить время обнаружения
скрытого периода инфекции с 2 - 3 месяцев до 7 - 10 дней.
     В целях  повышения  уровня  информированности  населения  о путях
заражения ВИЧ-инфекцией и ее тяжелых последствиях для  здоровья  людей
только  за  2001  г.  выпущено  6 видеоклипов,  транслировавшихся по 4
федеральным и региональным телевизионным каналам,  а также  свыше  500
тыс. плакатов, буклетов и других наглядных пособий.
     Минздравом России установлены контакты с  рядом  международных  и
российских   неправительственных   организаций   с  целью  координации
мероприятий   по   противодействию    распространению    эпидемии    и
рациональному  использованию  привлекаемых  на  эти цели ассигнований.
Создан ряд  ассоциаций  государственных  и  общественных  организаций,
работающих  в  этой  области.  В  18  субъектах  Российской  Федерации
осуществляются пилотные проекты  по  профилактике  ВИЧ-инфекции  среди
лиц,  оказывающих сексуальные услуги за плату. Получила развитие новая
форма работы с подростками: "Дружественные клиники для молодежи".
     В 63   регионах   Российской   Федерации  действуют  региональные
программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией.  Особое внимание уделяется работе
с  группами  повышенного  риска  заражения  ВИЧ-инфекцией и,  в первую
очередь,  с  потребителями  инъекционных  наркотиков.  В  41  субъекте
Российской Федерации при поддержке международных организаций и местных
органов  власти  осуществляются  программы  профилактики  ВИЧ-инфекции
("снижение вреда") среди этой категории населения.
     При этом в ряде регионов в результате скоординированной работы  с
заинтересованными  ведомствами  и  учреждениями,  проведения  активной
информационной  политики  в  работе  с  населением   и   осуществления
целенаправленных  профилактических  программ  с группами риска удалось
сдержать   развитие   эпидемии   (Алтайский    край,    Архангельская,
Астраханская,   Вологодская,   Липецкая,   Нижегородская,   Псковская,
Тверская области).
     Вместе с тем за 8 месяцев 2002 г. зарегистрировано 30 тысяч новых
случаев заражения,  что в 1,9 раза меньше по сравнению  с  аналогичным
периодом  прошлого  года.  Проводимая  работа  не  позволила  добиться
коренного изменения эпидемической обстановки  в  стране.  В  настоящее
время    в    Российской    Федерации   зарегистрировано   207   тысяч
ВИЧ-инфицированных,  в 2001 г. число их возросло на 47% по сравнению с
предыдущим  годом и достигло 87177 человек,  что является максимальным
за весь период регистрации этой инфекции.  Серьезную тревогу  вызывает
тот   факт,   что  около  90%  инфицированных  по-прежнему  составляют
потребители наркотических средств,  70%  из них - лица в возрасте 17 -
25 лет.
     Наибольшее количество   ВИЧ-инфицированных   зарегистрировано   в
Свердловской области (17030),  г. г. Санкт-Петербурге (16372) и Москве
(15681),  Московской (17075),  Самарской (13689),  Иркутской  (13291),
Челябинской (10620), Оренбургской (9149) областях.
     Все это является следствием серьезных  недостатков  и  нерешенных
вопросов в области борьбы с ВИЧ-инфекцией и прежде всего недостаточной
профилактической  работы  среди  молодежи  и  групп   высокого   риска
заражения.
     Органы управления  здравоохранением  и   органы   образования   в
субъектах Российской Федерации не приняли действенных мер по внедрению
в  школах,  учреждениях  начального   и   среднего   профессионального
образования  специальных  программ,  включающих  вопросы  профилактики
наркомании и ВИЧ-инфекции,  адаптированных  для  различных  возрастных
групп, не проводят оценку эффективности этой работы.
     До сих  пор   органы   управления   здравоохранением   практикуют
необоснованно  широкие  обследования  населения  на ВИЧ-инфекцию,  что
приводит к нерациональному расходованию  финансовых  средств.  Так,  в
Приморском   крае   в   нарушение   международного   и   национального
законодательства  введены  эпидемиологически   неоправданные   платные
обследования  российских  граждан,  выезжающих за рубеж даже на период
менее трех суток.
     Несмотря на   введение  в  практику  тестирования  крови  доноров
современных   диагностических   тест-систем,   в    2001    г.    было
зарегистрировано   11   случаев  переливания,  приведших  к  заражению
пациентов в лечебно-профилактических учреждениях  ВИЧ-инфекцией  через
донорскую кровь (в г.  Москве, Республике Саха (Якутия), Кемеровской и
других  областях),  в  текущем  году  -  5  случаев  инфицирования   в
Белгородской области и Республике Башкортостан. Это явилось следствием
грубых нарушений правил обеспечения  безопасности  донорской  крови  и
недостатков в подготовке кадровых доноров.
     За последние годы резко возросло количество детей,  рожденных  от
ВИЧ-инфицированных матерей,  только за 8 месяцев 2002 г. родилось 1025
таких детей.  Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос  о  необходимости
введения  полномасштабной  медикаментозной  профилактики  вертикальной
передачи ВИЧ от матери к ребенку  и  сокращении  сроков  диспансерного
наблюдения за ними.
     В Иркутской,  Московской,  Свердловской  и  других  областях   не
решаются  вопросы  содержания  детей,  рожденных от ВИЧ-инфицированных
матерей, родители от которых отказались.
     Не решен  вопрос  наиболее  эффективного управления ограниченными
ресурсами  для   обеспечения   специфической   терапии   максимальному
количеству пациентов путем подбора наиболее дешевых и эффективных схем
лечения.   Остается   неудовлетворительной    обеспеченность    службы
профилактики     и     борьбы     с     ВИЧ-инфекцией     необходимыми
организационно-распорядительными  и   методическими   документами   по
различным аспектам проблемы.
     Требует реорганизации система мониторинга в  части  разработки  и
внедрения  в  практику стандарта диагностики и нормативов по различным
видам лабораторных исследований.
     В результате  недостаточной  подготовки медицинских работников по
проблеме  ВИЧ-инфекции  и  незнания  ими  мер  личной  и  общественной
профилактики     нередко     имеют    место    случаи    дискриминации
ВИЧ-инфицированных,  выражающиеся  в  отказе  им   в   госпитализации,
предоставлении     специализированной     медицинской     помощи     и
санаторно-курортного обслуживания.
     Органы и учреждения здравоохранения,  органы и учреждения системы
МВД России и Минюста России не обеспечили широкое  внедрение  программ
по профилактике ВИЧ-инфекции среди наркопотребителей, лиц, оказывающих
сексуальные услуги за плату, а также лиц, находящихся в пенитенциарных
учреждениях.  Программы  "снижения вреда",  предусматривающие комплекс
мероприятий  по  предупреждению  распространения  ВИЧ-инфекции   среди
указанных  категорий,  в  ряде регионов свелись в основном к раздаче и
обмену шприцев и игл (Пермская, Ростовская, Самарская области).
     МПТР России,  Минздрав  России и Минобразование России не приняли
должных      мер      по      созданию      постоянно      действующей
информационно-пропагандистской      системы,      направленной      на
распространение среди населения и, в первую очередь, молодежи знаний о
мерах   профилактики  ВИЧ-инфекции  и  наркомании,  последствиях  этих
заболеваний для личности и общества.
     В целях  активизации и повышения эффективности мер,  направленных
на   противодействие   распространению   ВИЧ-инфекции   в   Российской
Федерации,  руководствуясь  Федеральным законом от 30.03.95 N 38-ФЗ "О
предупреждении распространения  в  Российской  Федерации  заболевания,
вызываемого  вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (Собрание
законодательства Российской Федерации,  N 14,  ст.  1212) и статьей 51
Федерального      закона      от      30.03.99      N     52-ФЗ     "О
санитарно-эпидемиологическом   благополучии    населения"    (Собрание
законодательства Российской Федерации, N 14 , ст. 1650), постановляю:
     1. Рекомендовать МВД России,  Минюсту  России,  Минздраву  России
принять   действенные   меры   по   внедрению   программ  профилактики
ВИЧ-инфекции среди  наркопотребителей,  лиц,  оказывающих  сексуальные
услуги   за   плату,   а   также  лиц,  находящихся  в  пенитенциарных
учреждениях,  с целью  предупреждения  распространения  этой  инфекции
среди широких слоев населения.
     2. Рекомендовать МПТР России,  Минобразованию России и  Минздраву
России     решить    вопрос    о    развитии    и    совершенствовании
информационно-пропагандистской      системы,      направленной      на
распространение  среди  населения  знаний  об  опасности  наркомании и
ВИЧ-инфекции для общества и национальной  безопасности  страны,  более
эффективном   использовании  имеющихся  и  привлечению  дополнительных
ресурсов для осуществления этой работы.
     3. Рекомендовать   Минэкономразвития   России  и  Минфину  России
рассмотреть  вопрос   об   увеличении   ассигнований   на   реализацию
подпрограммы "Анти-ВИЧ/СПИД".
     4. Рекомендовать   органам   исполнительной   власти    субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления:
     4.1. Обеспечить финансирование региональных и местных программ по
борьбе с ВИЧ-инфекцией, своевременно вносить в них коррективы с учетом
меняющейся эпидемиологической обстановки и необходимости организации и
широкого   проведения  профилактических  мероприятий  среди  молодежи,
потребителей наркотиков и лиц,  предоставляющих сексуальные услуги  за
плату.
     4.2. Оказать органам управления здравоохранением помощь в срочном
приобретении  препаратов  для  проведения медикаментозной профилактики
передачи ВИЧ от матери к ребенку во  время  беременности  и  родов,  а
также   для  комплексного  специфического  лечения  ВИЧ-инфицированных
дополнительно к препаратам, выделяемым Минздравом России на эти цели.
     4.3. Усилить контроль за соблюдением местными средствами массовой
информации Федерального  закона  от  18.07.95  N  108-ФЗ  "О  рекламе"
(Собрание  законодательства Российской Федерации,  N 30,  ст.  2864) в
части выделения времени  на  социальную  рекламу  и  прежде  всего  на
проведение разъяснительной работы среди населения о мерах общественной
и личной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании.
     5. Руководителям  органов  управления  здравоохранением субъектов
Российской Федерации,  главным государственным  санитарным  врачам  по
субъектам Российской Федерации:
     5.1. Считать  первоочередной  задачей  совершенствование  системы
профилактических  мер,  направленных на предупреждение распространения
ВИЧ-инфекции,  обратив особое внимание  на  активизацию  работы  среди
молодежи и групп повышенного риска заражения.
     5.2. Обеспечить расширение сотрудничества с  неправительственными
и  общественными организациями,  работающими в области противодействия
распространению ВИЧ/СПИДа.
     5.3. Совместно  с  органами  и  учреждениям  системы  МВД  России
принять меры по поддержке  и  расширению  программ  "снижения  вреда",
обеспечив  комплексный профилактический подход при их реализации среди
наркопотребителей и лиц, оказывающих сексуальные услуги за плату.
     5.4. Принять   неотложные   меры   по  совершенствованию  системы
обеспечения   безопасности   донорской   крови,   ускорив    внедрение
карантинизации   донорской   крови  и  ее  компонентов,  использование
кровезаменителей,  создание банков данных на кадровых доноров  и  лиц,
отстраненных от донорства.
     6. Органам  управления  здравоохранением   субъектов   Российской
Федерации:
     6.1. Ввести в штат центров  по  профилактике  и  борьбе  со  СПИД
социальных  работников,  возложив  на них обязанности по организации и
осуществлению  профилактических  мероприятий  в   среде   потребителей
наркотиков и лиц,  оказывающих сексуальные услуги за плату, а также по
оказанию помощи ВИЧ-инфицированным и их семьям.
     6.2. Усилить       работу       по      подготовке      персонала
лечебно-профилактических учреждений по проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДа.
     6.3. Провести  анализ целесообразности и эффективности проводимых
обследований  населения  на  ВИЧ-инфекцию,  принять  срочные  меры  по
сокращению    неоправданных   массовых   обследований   и   запрещению
обследований,     осуществляемых     в     нарушение      действующего
законодательства.
     7. Департаменту госсанэпиднадзора  Минздрава  России,  Управлению
медицинских  проблем  материнства  и  детства  организовать подготовку
методических документов по  проведению  мероприятий,  направленных  на
предупреждение  передачи  ВИЧ  от  матери к ребенку,  изменению сроков
диспансерного наблюдения за детьми,  родившимися от ВИЧ-инфицированных
матерей.
     8. Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России:
     8.1. Организовать  апробацию  новых  средств  и методов,  включая
ПЦР-диагностику,   для   тестирования   донорской   крови   в    целях
максимального сокращения серонегативного "периода окна".
     8.2. Организовать  разработку  и   внедрение   специализированных
информационно-аналитических   компьютерных  программ  для  центров  по
профилактике и борьбе со СПИД и  станций  переливания  крови  в  целях
предотвращения допуска к донорству ВИЧ-инфицированных лиц.
     8.3. Обеспечить  разработку  стандартов   лечения,   лабораторной
диагностики  и  временных  нормативов  по различным видам лабораторных
исследований  ВИЧ-инфекции,  а  также  организационно-распорядительных
документов   по   оптимизации   эпидемиологического  надзора  за  этой
инфекцией.
     8.4. Подготовить  предложения  по  внесению  изменений в перечень
контингентов,  подлежащих обязательному медицинскому  обследованию  на
ВИЧ-инфекцию.
     9. Главным  государственным  санитарным   врачам   по   субъектам
Российской  Федерации доложить о ходе выполнения данного Постановления
до 01.01.2003.

Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО