Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 31 марта 2003 г. N 86 (Д) В целях обеспечения единого подхода МАП России и его территориальных управлений при анализе и оценке состояния конкурентной среды на финансовых рынках в рамках реализации Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" приказываю: 1. Утвердить Методические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг (приложение). 2. Довести Методические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг до территориальных управлений МАП России. 3. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Кашеварова А.Б. Министр И.А.ЮЖАНОВ 31 марта 2003 г. N 86 Приложение к Приказу МАП России от 31.03.2003 N 86 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ 1. Общие положения 1.1. Настоящие методические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг разработаны в целях реализации положений Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон) и определяют процедуру проведения анализа и оценки конкурентной среды на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг (далее - рынок финансовых услуг). 1.2. Настоящие методические рекомендации применяются при: определении доминирующего положения финансовой организации; рассмотрении ходатайств и уведомлений, представляемых в соответствии с требованиями статей 16 - 19 Закона; осуществлении контроля за соглашениями и согласованными действиями финансовых организаций, ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг, в соответствии с требованиями статей 6 - 10 Закона; осуществлении контроля за созданием объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций в соответствии с требованиями статьи 11 Закона. Настоящие методические рекомендации могут применяться и в иных случаях, связанных с анализом и оценкой конкурентной среды на рынке финансовых услуг, в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. 1.3. В настоящих методических рекомендациях понятия: финансовая услуга, финансовая организация, рынок финансовых услуг, конкуренция, недобросовестная конкуренция, доминирующее положение, концентрация капитала, соглашение используются в значении понятий, определенных статьей 3 Закона; понятия: группа лиц, аффилированные лица используются в значении понятий, определенных Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В целях настоящих методических рекомендаций также применяются следующие понятия: продуктовые границы рынка финансовых услуг - определенная финансовая услуга, либо финансовые услуги, рассматриваемые в совокупности в силу единства их функционального назначения, применения, цены и (или) других параметров; географические границы рынка финансовой услуги - территория Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям; структура рынка финансовых услуг - совокупность количественных и качественных показателей, характеризующих состояние конкуренции на рынке; барьеры входа на рынок (выхода с рынка) финансовых услуг - факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие (затрудняющие) финансовой организации вхождение на рынок финансовых услуг, а также выход с указанного рынка. 1.4. Оценка состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг осуществляется на основе получаемой информации от государственных органов, осуществляющих государственное регулирование на рынке финансовых услуг, Центрального банка Российской Федерации, финансовых организаций, саморегулируемых организаций, объединений, союзов, экспертов и иных юридических и физических лиц. В качестве исходной информации о рынке финансовых услуг могут использоваться: данные государственной статистической отчетности; информация государственных органов власти, Центрального банка Российской Федерации и органов местного самоуправления; сведения об объеме финансовых услуг, полученные антимонопольными органами непосредственно от финансовых организаций; данные бухгалтерской отчетности финансовых организаций; данные выборочных опросов клиентов финансовых организаций - потребителей финансовых услуг (юридических и (или) физических лиц), характеризующие границы продуктового рынка финансовых услуг и географические границы рынка финансовых услуг; данные независимых экспертиз о продуктовых границах рынка финансовых услуг; данные информационных агентств и средств массовой информации о состоянии и структуре рынка финансовых услуг. 1.5. Для оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг рекомендуется определять: продуктовые границы рынка финансовых услуг; географические границы рынка финансовых услуг; институциональную структуру рынка финансовых услуг и состав клиентов финансовых организаций; качественные показатели конкурентной среды рынка финансовых услуг; емкость финансового рынка и доли финансовых организаций на рынке финансовых услуг; показатели рыночной концентрации; рыночный потенциал финансовой организации. В каждом конкретном случае указанная выше процедура оценки состояния конкурентной среды может осуществляться в различном объеме и последовательности в зависимости от особенностей финансового рынка, целей анализа; возможен также пропуск отдельных этапов (если определены продуктовые и географические границы рынка финансовых услуг). После прохождения каждого этапа при необходимости осуществляется корректировка показателей, определенных на предыдущем этапе. По результатам проведенного исследования делаются выводы о структуре рынка, о развитости или неразвитости конкуренции на рынке финансовых услуг, целесообразности и формах воздействия антимонопольных органов на изменение ситуации. 1.6. При расчете показателей, характеризующих состояние конкурентной среды на рынке финансовых услуг, должны использоваться данные, относящиеся к конкретному временному интервалу. Выбор временного интервала зависит от целей исследования, стабильности изучаемого рынка финансовых услуг, наличия исходных данных и других факторов. При изучении рынка финансовых услуг в связи с нарушением законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг его характеристики рекомендуется определять за период, предшествующий событию (факту), изложенному в заявлении, либо дате получения заявления о таком нарушении. В качестве отрезка времени, для которого определяются характеристики рынка финансовых услуг, может быть рекомендован годовой период. Возможен выбор иных временных интервалов. Все характеристики рынка финансовых услуг по факту определяются для одного временного интервала. Точно так же при изучении перспектив развития рынка финансовых услуг все характеристики определяются для одного будущего временного интервала. 2. Определение основных характеристик рынка финансовых услуг 2.1. Продуктовые границы рынка финансовых услуг 2.1.1. Определение продуктовых границ рынка финансовых услуг представляет собой процедуру определения финансовой услуги исходя из видов деятельности финансовой организации и (или) финансовых услуг, рассматриваемых в совокупности в силу единства их функционального назначения, применения, цены и (или) других параметров. 2.1.2. При определении финансовой услуги первоначально устанавливается ее принадлежность к группам в зависимости от видов деятельности финансовых организаций, в том числе лицензируемых, с использованием классификаторов видов экономической деятельности и услуг, правил лицензирования, статистической отчетности, материалов опросов потребителей, данных экспертиз, других источников. 2.1.3. Финансовые услуги могут рассматриваться в совокупности в случае их единства по функциональному назначению, применению, цене и (или) другим параметрам. 2.1.4. Границы продуктового рынка финансовых услуг определяются исходя из видов деятельности финансовых организаций на основе изучения рынка со стороны спроса (клиентов финансовых организаций - потребителей финансовых услуг) и со стороны предложения (финансовых организаций-конкурентов). Изучение рынка со стороны спроса включает определение групп клиентов конкретной финансовой организации - потребителей финансовой услуги. Группировку потребителей следует производить в зависимости от экономических возможностей потребителей: юридические лица - нефинансовые организации, финансовые организации, физические лица, малые предприятия, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и т.д. Изучение рынка со стороны предложения включает определение конкурентов - финансовых организаций, предоставляющих услуги в продуктовых границах рынка. Если в задачу исследования входит определение перспектив развития рынка финансовых услуг, тогда следует учитывать и потенциальных конкурентов из числа организаций, не участвующих в выделенных продуктовых границах рынка (не предоставляющих финансовую услугу), но в потенциале способных к эффективному вхождению на данный продуктовый рынок финансовой услуги. 2.1.5. В целях уточнения определенных продуктовых границ рынка финансовых услуг возможно проведение опроса (выборочного и (или) сплошного) клиентов и конкурентов финансовых организаций, а также привлечение независимых экспертов. Однако, учитывая, что данные опроса могут отражать многообразие субъективных требований клиентов и конкурентов к финансовой услуге и привести к чрезмерной сегментации финансовой услуги, окончательное решение о продуктовых границах рынка финансовых услуг (степень сегментации и агрегации) остается за специалистом антимонопольного органа, проводящим анализ рынка. Данные опроса следует связывать с наиболее общими характеристиками финансовой услуги, а также учитывать общие принципы организации деятельности финансовой организации. 2.1.6. Рынок финансовых услуг, как правило, подразделяется в зависимости от основного вида деятельности финансовой организации на рынок ценных бумаг, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг и рынок иных финансовых услуг (в том числе: рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению, рынок лизинговых услуг и т.д.). Финансовые организации вправе действовать одновременно на всех либо нескольких финансовых рынках в зависимости от наличия (отсутствия) законодательных ограничений по совмещению видов деятельности и соответствующих законодательству лицензий. При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг учитываются финансовые организации, осуществляющие операции на каждом из рынков финансовых услуг. 2.1.7. Рынок финансовых услуг, определенный в зависимости от основного вида деятельности финансовой организации, последовательно сегментируется с целью характеристики распределения участников на рынке и, соответственно, оценки уровня концентрации на таких сегментах. 2.1.1. Рынок банковских услуг 2.1.1.1. Рынок банковских услуг определяется наличием спроса и предложения при осуществлении банковских операций и сделок. 2.1.1.2. К основным видам банковских услуг относятся предоставляемые кредитными организациями в соответствии с лицензией на осуществление банковских операций (часть 1 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности") услуги: по привлечению средств клиентов (до востребования и на определенный срок); по предоставлению ссуд и кредитов; по расчетно-кассовому обслуживанию; по валютному обслуживанию; по инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов; по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов; по выдаче банковских гарантий; по осуществлению переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). 2.1.1.3. К предоставляемым кредитными организациями услугам относятся также сделки по разрешенным видам деятельности (части 2 и 3 статьи 5 и статья 6 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"): приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; лизинговые операции; предоставление ссуд под залог недвижимости; выпуск, покупка, продажа и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функцию платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета; доверительное управление ценными бумагами; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями и прочее. Услуги кредитных организаций, связанные с осуществляемыми ими разрешенными видами деятельности, за исключением услуг, связанных с осуществлением банковских операций, следует относить к соответствующему рынку финансовых услуг в зависимости от характера такой услуги <*>. -------------------------------- <*> Например, брокерские операции кредитной организации на рынке ценных бумаг должны быть отнесены к услугам на рынке ценных бумаг. 2.1.1.4. При анализе и оценке конкурентной среды на рынке банковских услуг следует проводить следующую сегментацию рынка. Привлечение средств клиентов (до востребования и на определенный срок) (рынок депозитов). В зависимости от целей исследования рынок депозитов сегментируется: - по группам клиентов - физическим и юридическим лицам (пример учета балансовых счетов при анализе рынка депозитов - Приложение 1). В отдельных случаях в качестве сегмента рынка депозитов, имеющего высокие барьеры входа, возможно выделение по другим группам клиентов. Например, если законом или иными нормативными актами установлены льготы либо особенности учета по операциям по привлечению денежных средств отдельной группы клиентов. - по срокам депозита: до востребования; до года (включая на срок до 30 дней, на срок от 31 до 90 дней, на срок от 91 до 180 дней, на срок от 181 дня до 1 года); на срок от 1 года до 3 лет; на срок свыше 3 лет. В зависимости от целей исследования, наличия высоких барьеров входа, характера нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг возможна иная сегментация рынка депозитов. Предоставление ссуд и кредитов (рынок кредитов). В зависимости от целей исследования рынок кредитов сегментируется: - по группам заемщиков (пример учета балансовых счетов при анализе рынка кредитов - Приложение 2): физическим лицам; юридическим лицам, за исключением кредитных организаций; кредитным организациям; - по сумме ссуд и кредитов: до 3 тысяч минимальных размеров оплаты труда; от 3 тысяч до 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда; свыше 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда; - по срокам предоставления ссуд и кредитов: до востребования; до года (включая "овердрафт", на срок до 30 дней, на срок от 31 до 90 дней, на срок от 91 до 180 дней, на срок от 181 дня до года); от 1 года до 3 лет; свыше 3 лет. В зависимости от целей исследования, наличия высоких барьеров входа, характера нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг возможна иная сегментация рынка кредитов. Так, например, возможно дополнительное сегментирование рынка кредитов, например по потребительскому кредитованию; выдаче ссуд и кредитов в виде драгоценных металлов; по кредитам, предоставленным федеральным бюджетом финансовым органам субъектов Российской Федерации и местным органам власти, государственным внебюджетным фондам, предприятиям, находящимся в федеральной собственности, и т.д. 2.1.1.5. В зависимости от целей исследования, наличия высоких административных, экономических, технологических и иных барьеров, характера нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг рынок банковских услуг может быть сегментирован также в зависимости от иных операций, осуществляемых кредитными организациями. Так, например, при анализе конкурентной среды на рынке депозитов с использованием банковских карт учитываются операции, отражаемые по следующим балансовым счетам кредитных организаций, - сч. сч. 42308, 41408, 41508, 41608, 41708, 41808, 41908, 42008, 42108, 42208. 2.1.1.6. Рекомендуемые показатели, характеризующие деятельность кредитной организации на рынке банковских услуг, - сумма собственных средств (капитала) кредитных организаций <*>, оборот по финансовой услуге кредитной организации - оборот по депозитам, оборот предоставленных ссуд и кредитов. В целях проведения анализа и оценки конкурентной среды на рынке банковских услуг могут быть применены и иные показатели, отражающие объем определенного вида банковских услуг. -------------------------------- <*> Положение Банка России от 26.11.2001 N 159-П "О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций". 2.1.2. Рынок страховых услуг 2.1.2.1. Рынок страховых услуг определяется наличием спроса и предложения при осуществлении страхования. 2.1.2.2. К страховым услугам относятся услуги по отраслям и видам страхования. 2.1.2.3. При анализе и оценке конкурентной среды на рынке страховых услуг следует проводить сегментацию рынка: - по отраслям страхования: рынок обязательного страхования; рынок добровольного страхования имущества; рынок добровольного страхования ответственности; рынок добровольного страхования жизни; рынок добровольного личного страхования (за исключением страхования жизни); рынок добровольного перестрахования; рынок добровольного взаимного страхования, - по видам страхования. 2.1.2.4. В зависимости от целей исследования, наличия высоких барьеров входа, характера нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг возможна иная сегментация рынка. 2.1.2.5. Состав участников рынка страховых услуг определяется по институционально-функциональному признаку: страховые компании, перестраховочные компании, общества взаимного страхования, страховые агенты и страховые брокеры и иные финансовые организации, оказывающие услуги на страховом рынке. При анализе состава участников рынка страховых услуг учитывается наличие объединений (союзов, ассоциаций) страховщиков, а также различных форм совместного осуществления страховой деятельности, в том числе страховых пулов. 2.1.2.6. Рекомендуемые показатели, характеризующие деятельность участников рынка страховых услуг, - размер собственных средств, сумма страховых премий, количество заключенных договоров, объем страховых выплат, величина страховых резервов (для анализа рынка страхования жизни). В целях проведения анализа и оценки конкурентной среды на рынке страховых услуг могут быть применены и иные показатели. 2.1.3. Рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению 2.1.3.1. Рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению определяется наличием спроса и предложения при осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения в аспекте взаимодействия негосударственного пенсионного фонда (НПФ) с вкладчиками (юридическими и физическими лицами) по поводу заключения пенсионных договоров и перечисления пенсионных взносов, а также в аспекте взаимодействия НПФ с участниками в связи с выплатами негосударственных пенсий. 2.1.3.2. При анализе и оценке конкурентной среды на рынке услуг по негосударственному пенсионному обеспечению рекомендуется проводить сегментацию рынка по вкладчикам - физическим и юридическим лицам. 2.1.3.3. В зависимости от целей исследования, наличия высоких барьеров входа, характера нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг возможна иная сегментация рынка. 2.1.3.4. Рекомендуемые показатели, характеризующие деятельность НПФ, - объем сформированных резервов НПФ, сумма пенсионных взносов вкладчиков - физических лиц, сумма взносов вкладчиков - юридических лиц, количество участников. В целях проведения анализа и оценки конкурентной среды на рынке услуг по негосударственному пенсионному обеспечению могут быть применены и иные показатели. 2.1.4. Рынок ценных бумаг 2.1.4.1. Рынок ценных бумаг определяется наличием спроса и предложения при предоставлении услуг и осуществлении операций и сделок на рынке ценных бумаг. 2.1.4.2. При анализе и оценке конкурентной среды на рынке ценных бумаг следует проводить сегментацию рынка по видам деятельности на рынке ценных бумаг: - по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: брокерская деятельность; дилерская деятельность; деятельность по управлению ценными бумагами; клиринговая деятельность; депозитарная деятельность; деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг; деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг; - по иным видам деятельности на рынке ценных бумаг: деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; иная деятельность, связанная с осуществлением операций и сделок на рынке ценных бумаг. 2.1.4.3. В зависимости от целей исследования, наличия высоких барьеров входа, характера нарушения антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг возможна иная сегментация рынка ценных бумаг, в том числе в зависимости от видов ценных бумаг. 2.1.4.4. Состав участников рынка ценных бумаг определяется составом профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих на основании соответствующих лицензий, и иными финансовыми организациями, осуществляющими деятельность на рынке ценных бумаг. 2.1.4.5. Рекомендуемым показателем, характеризующим долю участника на рынке брокерских услуг, является объем сделок с ценными бумагами. Данный показатель является определяющим вне зависимости от инструмента, являющегося объектом торговли на данном секторе рынка ценных бумаг. 2.1.4.6. Рекомендуемым показателем, характеризующим деятельность по управлению ценными бумагами, является общая стоимость имущества (ценных бумаг, денежных средств, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги, денежных средств и ценных бумаг, полученных в процессе управления ценными бумагами), находящегося в доверительном управлении доверительного управляющего. 2.1.4.7. Рекомендуемым показателем, характеризующим долю участника на рынке услуг по управлению активами коллективных инвесторов, является общая стоимость чистых активов, принятых в управление данной управляющей компанией. Стоимость чистых активов <*>, принятых в управление, отражает тот объем финансовых средств, которым распоряжается управляющая компания по договору о доверительном управлении активами того или иного коллективного инвестора. -------------------------------- <*> Положение о порядке оценки и составления отчетности о стоимости чистых активов открытых паевых инвестиционных фондов, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 25 мая 1998 г. N 14, и Положение о порядке оценки и составления отчетности о стоимости чистых активов интервальных паевых инвестиционных фондов, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 21 мая 1998 г. N 12. Кроме показателя чистых активов, принятых в управление, рекомендуется использование показателя количества коллективных инвесторов. 2.1.4.8. Рекомендуемым показателем, характеризующим долю участника на рынке услуг по организации торговли на рынке ценных бумаг, является объем совершенных сделок на данной торговой площадке. 2.1.4.9. Рекомендуемым показателем, характеризующим долю участника на рынке клиринговых услуг, является объем предоставленных услуг. 2.1.4.10. Рекомендуемым показателем, характеризующим долю участника на рынке депозитарных услуг, является объем предоставленных услуг, количество счетов депо, открытых у депозитария. 2.1.4.11. Рекомендуемым показателем, характеризующим долю участника на рынке услуг по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг, является объем предоставленных услуг, количество лицевых счетов, открытых у регистратора. 2.1.4.12. В качестве дополнительного показателя рекомендуется использовать такой показатель, как количество заключенных договоров на оказание соответствующей услуги. В целях проведения анализа и оценки конкурентной среды на рынке ценных бумаг могут быть применены и иные показатели, характеризующие деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных финансовых организаций, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг. 2.1.5. Рынок лизинговых услуг 2.1.5.1. Рынок лизинговых услуг определяется наличием спроса и предложения при осуществлении финансовой аренды (лизинга). 2.1.5.2. При анализе и оценке конкурентной среды на рынке лизинговых услуг следует проводить сегментацию рынка в зависимости от вида имущества, передаваемого в лизинг: машины и оборудование, в том числе: сухопутные транспортные средства; водные транспортные средства; воздушные суда; сельскохозяйственные машины и оборудование; и т.д. 2.1.5.3. В зависимости от целей исследования, наличия высоких барьеров входа, характера нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг возможна иная сегментация рынка лизинговых услуг. 2.1.5.4. Рекомендуемым показателем, характеризующим долю участника на рынке лизинговых услуг, является показатель стоимости имущества, переданного в лизинг <*>. В целях проведения анализа и оценки конкурентной среды на рынке лизинговых услуг могут быть применены и иные показатели, характеризующие деятельность участников рынка. -------------------------------- <*> Указания Минфина России "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга", утвержденные Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15, - стоимость имущества, переданного в лизинг, определяется как сумма значений по счету 03 "Доходные вложения в материальные ценности" и по забалансовому счету 021 "Основные средства, переданные в лизинг". Пример запроса сведений о деятельности на рынке лизинговых услуг приведен в Приложении 3. 2.1.5.5. При проведении анализа следует иметь в виду, что к потенциальным конкурентам лизинговых компаний могут быть отнесены банки, предоставляющие кредиты на покупку машин и оборудования, а также предприятия и организации, осуществляющие продажу машин и оборудования в кредит, при условии сопоставимости вознаграждения лизингодателя и процентов по кредитам. 2.1.6. Иные рынки финансовых услуг 2.1.6.1. В целях определения продуктовых границ рынка иных финансовых услуг рекомендуется руководствоваться общими принципами исследования, указанными выше. 2.2. Географические границы рынка финансовых услуг 2.2.1. Географические границы рынка финансовых услуг определяются в пределах установленных продуктовых границ рынка финансовых услуг. 2.2.2. Географические границы рынка финансовых услуг определяют территорию Российской Федерации или ее части, на которой финансовая организация предоставляет либо имеет возможность предоставлять финансовую услугу потребителям. При определении географических границ рынка финансовых услуг анализируется отсутствие экономической возможности потребителей из выделенной группы приобрести данную финансовую услугу за пределами этой территории. Под отсутствием экономической возможности понимается в том числе существенное ограничение потребителя в получении финансовой услуги, которое определяется размером его дополнительных расходов, включая транспортные расходы, на приобретение такой услуги, за пределами рассматриваемого региона, превышающим 3% - 5% разницы предполагаемого дохода потребителя. 2.2.3. Географические границы рынка уточняются наличием экономических, административных, структурных и иных барьеров входа на рынок. 2.2.4. При определении географических границ рынка учитываются следующие факторы: несущественность дополнительных расходов, включая транспортные расходы, потребителя на получение финансовой услуги в другом регионе (части территории Российской Федерации); наличие технических возможностей получения потребителем финансовой услуги в другом регионе (части территории Российской Федерации); отсутствие административных ограничений на получение финансовой услуги в данном регионе (части территории Российской Федерации) у определенной финансовой организации, группы финансовых организаций; условия, правила и обычаи делового оборота при заключении договоров по предоставлению финансовых услуг и осуществлении деятельности финансовых организаций. 2.3. Институциональная структура рынка финансовых услуг и состав клиентов финансовых организаций 2.3.1. Институциональная структура рынка финансовых услуг и состав клиентов финансовых организаций определяется в пределах выявленных продуктовых и географических границ рынка финансовых услуг. 2.3.2. Для определения институциональной структуры рынка финансовых услуг выявляются количество и состав финансовых организаций <*> в зависимости от их видов деятельности. -------------------------------- <*> Выявляются финансовые организации, в том числе действующие на рынке через свои филиалы. 2.3.3. Определяются основные группы клиентов (потребителей), приобретающих услугу у конкретной финансовой организации на основании дифференциации структуры потребностей. 2.3.4. Если в задачу исследования входит определение перспектив развития рынка финансовых услуг, следует учитывать возможное изменение количества и состава финансовых организаций и их клиентов. Выявляются потенциальные возможности действующих на данном географическом рынке финансовых организаций предоставлять определенную финансовую услугу. Определяется потенциальная возможность входа на данный продуктовый и географический рынок других финансовых организаций и потребителей. 2.4. Качественные показатели конкурентной среды рынка финансовых услуг 2.4.1. Качественными показателями, характеризующими структуру рынка финансовых услуг, являются: наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, возможность их преодолимости; наличие (или отсутствие) барьеров выхода с рынка для конкурентов, действующих на рынке; вертикальная и горизонтальная интеграция финансовых организаций и клиентов (потребителей), аффилированность участников рынка финансовых услуг; адекватность информации (степень информационной доступности; источники информации). 2.4.2. К потенциальным конкурентами могут быть отнесены: финансовые организации, действующие в рассматриваемых географических границах рынка финансовых услуг, не имеющие соответствующей лицензии на осуществление деятельности на рынке финансовых услуг, но имеющие равную конкурентную возможность получить такую лицензию; организации, действующие на товарном рынке и имеющие возможность на основании закона получить лицензию на осуществление деятельности на финансовых рынках; финансовые организации, действующие вне рассматриваемых географических границ рынка финансовых услуг, имеющие соответствующие лицензии на осуществление деятельности на рынке финансовых услуг и намеревающиеся войти на данный рынок финансовых услуг. 2.4.3. Анализ рынка финансовых услуг включает анализ барьеров входа на финансовый рынок потенциальных конкурентов, которые могут быть обусловлены в том числе: структурными особенностями данного рынка (стартовые и текущие затраты, объем спроса, развитость рынка, тип конкуренции); действиями органов государственной власти в процессе государственного регулирования (лицензирование, налогообложение и др.); соглашениями и действиями со стороны уже действующих на рынке организаций. 2.4.4. Барьеры, обусловленные структурными особенностями финансового рынка и действиями органов государственной власти в процессе государственного регулирования: ограничение емкости регионального рынка - высокая степень удовлетворения спроса, отражающая как высокую насыщенность рынка, так и низкую платежеспособность потребителя, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами и делает этот рынок малопривлекательным для новых финансовых организаций; высокий уровень первоначальных затрат - одно из решающих ограничений возможности входа на рынок; превосходство в уровне затрат - затраты на осуществление финансовых услуг уже действующих финансовых организаций ниже, чем у вновь входящих на рынок финансовых организаций вследствие: неравенства стартовых условий на рынке, технологического превосходства действующих на рынке финансовых организаций перед потенциальными конкурентами, затрат на рекламу и развитие филиальной сети; эффект масштаба - если максимально эффективный масштаб деятельности на данном рынке высок, то вновь входящие на рынок финансовые организации на первоначальный период могут иметь существенно более высокие удельные затраты, чем действующие на рынке финансовые организации, и, следовательно, быть менее конкурентоспособными; вертикальная и горизонтальная интеграция действующих на рынке финансовых организаций. Финансовые организации, интегрированные в вертикальные или горизонтальные структуры, пользуются всеми преимуществами внутрикорпоративных связей в виде доступа к совокупным инвестиционным, финансовым и информационным ресурсам; экономические и организационные ограничения - инвестиционная, кредитная, налоговая <*>, ценовая, таможенная политика государства; -------------------------------- <*> Правила налогообложения влияют на сравнительную эффективность различных финансовых услуг для потребителя (клиента), воздействуя тем самым на мнение потребителя на сравнительные преимущества различных финансовых организаций. административные ограничения - лицензирование финансовых организаций, усложненный порядок регистрации и прочее, в том числе: лицензионные барьеры - ограничения и правила, устанавливаемые органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, Центральным банком Российской Федерации на основании закона <*>; -------------------------------- <*> По сравнению с товарными рынками регулирующие органы оказывают существенное воздействие на спрос и на количество конкурентов на финансовых рынках. Лицензионные требования к финансовым организациям задают высоту барьеров входа на финансовые рынки, влияя тем самым на уровень концентрации и состав участников рынка. административные барьеры, не основанные на требовании федерального законодательства, - ограничение доступа на рынок за счет установления необоснованных критериев членства в ассоциациях (объединениях) или инфраструктурных институтах рынка и/или необоснованных требований к лицензированию, иных критериев допуска к тому или иному сектору финансового рынка <*>, в том числе административные ограничения, установленные органами управления субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. -------------------------------- <*> Например, установление стандартов профессиональной деятельности, малоприемлемых для мелких и средних участников рынка, так как следование им вызывает высокие удельные затраты для организаций с относительно небольшим объемом предоставляемых финансовых услуг. 2.4.5. Барьеры, обусловленные деятельностью действующих на рынке финансовых организаций по предотвращению внедрения на него новых конкурентов, в том числе: меры, предпринимаемые действующей на рынке финансовой организацией в ответ на появление нового конкурента, например, изменения в политике процентных ставок; антиконкурентные соглашения и согласованные действия финансовых организаций, в том числе с органами государственной власти и местного самоуправления; лоббирование в органах государственной власти критериев лицензирования или иных критериев допуска к тому или иному сектору финансового рынка, ограничивающих вход на рынок потенциальным конкурентам. 2.4.6. Перечень факторов, анализируемых в процессе выявления барьеров входа на данный финансовый рынок, может быть шире (или уже) перечисленного, отличаться от него, в связи с особенностями основных видов деятельности финансовых организаций и спецификой региона. 2.4.7. При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок финансовых услуг следует учитывать равнозначность барьера для каждой финансовой организации, его временный либо постоянный характер. 2.4.8. Анализ рынка финансовых услуг включает анализ барьеров выхода с рынка действующих финансовых организаций, в том числе: связанных с необходимостью удовлетворения спроса и сохранения финансовой организации на рынке; связанных с необходимостью привлечения значительных финансовых ресурсов для сворачивания деятельности или изменения ее направленности и т.д. 2.4.9. Выявление вертикальной и горизонтальной интеграции финансовых организаций и потребителей основано на анализе аффилированных лиц участников рынка. Анализ аффилированности предполагает выявление имущественной и управленческой зависимости между субъектами экономического оборота, в той или иной степени воздействующей на деятельность органов управления юридического лица, а также на юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности. На основе анализа аффилированности финансовых организаций, идентификации групп лиц уточняются расчеты показателей концентрации на рынке финансовых услуг, обосновывается потенциал финансовой организации. 2.4.10. Важным фактором, воздействующим на конкуренцию между финансовыми организациями, является адекватность информации. Потенциальный клиент (потребитель) должен обладать объемом информации, который бы ему позволил оценить риски, связанные с получением финансовой услуги. Оценка ожидаемой доходности и риска, связанного с данной финансовой услугой, зависит от общей оценки рынка и характеристик действующих на нем финансовых организаций. Проблема адекватности информации на рынке финансовых услуг тем больше, чем менее стабилен рынок. При проведении исследования адекватности информации следует определить наличие источников информации и дифференцировать их с точки зрения доступности различным группам потребителей финансовых услуг, оценить качество и своевременность информации. 2.5. Определение емкости финансового рынка и доли финансовой организации на рынке финансовых услуг 2.5.1. Емкость рынка финансовых услуг и доля финансовой организации определяются в пределах выявленных продуктовых и географических границ рынка финансовых услуг, составов клиентов (потребителей) и конкурентов. 2.5.2. Емкость финансового рынка может быть определена как сумма объема (оборота) финансовых услуг, осуществляемых всеми финансовыми организациями за определенный период: n Vfr = SUM Vi, (1) i=1 где: Vfr - емкость рынка финансовых услуг; Vi - объем финансовых услуг i-й финансовой организации; i = 1, 2, ..., n - количество финансовых организаций, действующих на рынке финансовых услуг. 2.5.3. Для определения финансовых ресурсов рынка емкость рынка финансовых услуг может быть определена как сумма активов (основного капитала) финансовых организаций, действующих на определенном рынке. Этот показатель в большей степени применим к рынку с идентичным институциональным составом финансовых организаций. Например, такой показатель применим к рынку банковских услуг, где действуют исключительно кредитные организации, к рынку страховых услуг, если большинство действующих страховщиков могут быть сравнимы <*> по сумме активов (основного капитала), и т.д. -------------------------------- <*> Сравнение может быть осуществлено при условии единых правил бухгалтерского учета операций и расчета суммарных активов финансовых организаций, действующих на рассматриваемом рынке финансовых услуг. m Vfr(a) = SUM Vi(a), (2) i=1 где: Vfr(a) - емкость финансовых ресурсов рассматриваемого рынка финансовых услуг; Vi(a) - сумма активов (основного капитала) i-й финансовой организации; i = 1, 2, ..., m - количество финансовых организаций, действующих на рынке финансовых услуг. 2.5.4. При определении емкости регионального рынка финансовых услуг следует учитывать объем финансовых услуг, предоставленных финансовыми организациями, зарегистрированными в рассматриваемом регионе (с учетом объемов финансовых услуг их филиалов, отделений, представительств, операционных касс, дополнительных офисов и т.д., расположенных в этом регионе), и объем финансовых услуг филиалов (отделений, представительств, операционных касс, дополнительных офисов и т.д.) организаций, расположенных в ином регионе. В случае отсутствия данных по филиалам (отделениям, представительствам, операционным кассам, дополнительным офисам и т.д.) финансовых организаций емкость регионального рынка может быть рассчитана по формуле: k k Vfr` = SUM Vi - SUM Vi", (3) i=1 i=1 где: Vfr` - емкость регионального рынка финансовых услуг; Vi - объем услуг, предоставленных i-й финансовой организацией на федеральном рынке финансовых услуг; Vi" - объем услуг, предоставленных i-й финансовой организацией на иных региональных рынках. 2.5.5. Доля финансовой организации на рассматриваемом рынке финансовых услуг определяется как процентное отношение оказанных ею финансовых услуг определенного вида к общей емкости рынка определенного вида услуг: Di = Vi / Vfr. (4) 2.5.6. Доля финансовой организации по финансовым ресурсам на рассматриваемом рынке финансовых услуг определяется как процентное отношение суммы активов (основного капитала) финансовой организации к емкости финансовых ресурсов рассматриваемого рынка: Di(a) - Vi(a) / Vfr(a). (5) 2.5.7. Если расчет емкости рынка финансовых услуг и доли финансовой организации указанными способами затруднен, рекомендуется использование альтернативных или косвенных способов оценки таких показателей (с обоснованием их применения). 2.5.8. Доля на рынке финансовых организаций, входящих в группу лиц, действующих на одном и том же рынке финансовых услуг, определяется в совокупности для группы лиц. Таким образом, при определении состава независимых, самостоятельных в принятии решений финансовых организаций уменьшается общее число действующих на рынке финансовых организаций и появляются агрегированные участники. Исходя из определенного количества независимых участников рынка финансовых услуг, следует рассчитывать показатели рыночной концентрации. 2.6.1. Для оценки уровня концентрации рынка используются, как правило, следующие показатели: а) коэффициент концентрации рынка (CR-n), который рассчитывается как процентное отношение объема финансовых услуг, оказываемых определенным числом крупнейших участников <*> рынка финансовых услуг, к общей емкости данного финансового рынка: -------------------------------- <*> Под участником понимается независимая, самостоятельно действующая на данном рынке финансовая организация или группа лиц. CR-n = V1 + V2 + ... + Vn / V х 100%, (6) где: V1 + V2 + ... + Vn - объем финансовых услуг n-крупнейшими участниками рынка финансовых услуг; б) индекс концентрации рынка Герфиндаля-Гиршмана (HHI), который рассчитывается возведением в квадрат процентной доли на рынке каждого участника и суммированием полученных результатов: 2 2 2 HHI = (D1) + (D2) + ... + (Dm) , (7) где: Di - доля на рынке i-го участника, выраженная в процентах, i = 1, 2, ... m. 2.6.2. При наличии данных о крупнейших участниках рынка финансовых услуг и отсутствии необходимой информации о всех финансовых организациях оценка концентрации рынка целесообразна с помощью коэффициента концентрации. Поскольку коэффициент концентрации не позволяет дифференцировать "рыночную роль" различных участников, то при наличии полной информации о финансовых организациях предпочтительной является оценка концентрации рынка с помощью коэффициента концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана, который показывает, какое место на данном рынке занимают более мелкие участники и есть ли предпосылки при сложившемся составе финансовых организаций к противодействию со стороны более мелких участников рынка рыночной власти крупнейших. При этом следует иметь в виду, что определение индекса концентрации Герфиндаля-Гиршмана как суммы квадратов долей участников рынка увеличивает вес более крупных участников. Это означает, что если точные данные о долях на рынке мелких участников отсутствуют, то итоговая ошибка по неполному числу слагаемых не будет большой, если доля крупных участников была определена верно. При отсутствии данных о долях мелких участников для расчета индекса концентрации Герфиндаля-Гиршмана возможно использовать их среднее или максимальное значение, оцененное по статистическим или иным данным либо экспертным путем. 2.6.3. Коэффициенты концентрации определяются обычно для трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8) и более крупнейших участников (в зависимости от общего числа участников рынка). Для оценки уровня концентрации изучаемого рынка финансовых услуг рекомендуется определять коэффициент концентрации рынка трех крупнейших участников и индекс концентрации рынка Герфиндаля-Гиршмана. 2.6.4. В зависимости от значений показателей концентрации рынок может быть признан высоко-, умеренно- или низкоконцентрированным: высококонцентрированные рынки: при 70% < CR-3 < 100%; 1800 < НН1 < 10000; умеренноконцентрированные рынки: при 35% < CR-3 < 70%; 800 < НН1 < 1800; низкоконцентрированные рынки: при CR-3 < 35%; HHI < 800. 3. Итоговая оценка состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг 3.1. Сопоставление и анализ количественных и качественных характеристик рынка финансовых услуг позволяет определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый рынок финансовых услуг, оценить степень развитости (неразвитости) конкуренции на данном рынке финансовых услуг. На основании полученных характеристик рынка финансовых услуг делаются выводы о состоянии и перспективах развития конкуренции, о целесообразности и формах государственного воздействия на рынок. 3.2. В зависимости от уровня концентрации рынка финансовых услуг дифференцируются действия антимонопольных органов по отношению к различным рынкам и действующим на них финансовым организациям. Для высококонцентрированных рынков целесообразны следующие меры: контроль за рыночным поведением финансовых организаций, занимающих доминирующее положение на рынке финансовых услуг; действия по снижению барьеров входа на рынок финансовых услуг, по созданию равных условий деятельности; предупреждение и пресечение злоупотреблений финансовой организации доминирующим положением; запрещение слияний, присоединений финансовых организаций и приобретений блокирующих и контрольных пакетов акций (долей) в уставных капиталах финансовых организаций; рекомендации Центральному банку Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынке финансовых услуг. Для умеренноконцентрированных рынков целесообразны следующие меры: наблюдение за динамикой показателей концентрации. При усилении процесса концентрации необходим переход к мерам, предусмотренным для высококонцентрированных рынков; контроль за рыночным поведением финансовых организаций, занимающих доминирующее положение на рынке финансовых услуг; действия по снижению барьеров входа на рынок финансовых услуг, по созданию равных условий деятельности; предупреждение и пресечение злоупотреблений финансовой организации доминирующим положением; разрешение слияний, присоединений финансовых организаций и приобретений блокирующих и контрольных пакетов акций (долей) в уставных капиталах финансовых организаций, при условии, что рыночный потенциал не увеличится либо не превысит среднего значения показателей для умеренноконцентрированных рынков. Для низконцентрированных рынков целесообразно наблюдение за динамикой показателей концентрации рынка финансовых услуг. При усилении процесса концентрации необходим переход к мерам, предусмотренным для умеренноконцентрированных рынков. Приложение 1 к Методическим рекомендациям по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг ПРИМЕР УЧЕТА СРЕДСТВ НА БАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ АНАЛИЗЕ РЫНКА ДЕПОЗИТОВ ПО ГРУППАМ КЛИЕНТОВ Привлечение средств физических лиц (до востребования и на определенный срок) ------------------------------------------------------------------ | Номер счета | Наименования разделов |Признак| | 1 (2) порядка | и счетов баланса | счета | | | | А, П | |----------------------|---------------------------------|-------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | | Раздел 4 | | | | | | | | | | ОПЕРАЦИИ С КЛИЕНТАМИ | | | | | | | | | | СРЕДСТВА НА СЧЕТАХ | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | 423 | |Депозиты и прочие привлеченные| | | | |средства физических лиц | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42301 |Депозиты до востребования | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42302 |Депозиты на срок до 30 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42303 |Депозиты на срок от 31 до 90 дней| П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42304 |Депозиты на срок от 91 до 180| П | | | |дней | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42305 |Депозиты на срок от 181 дня до 1| П | | | |года | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42306 |Депозиты на срок от 1 года до 3| П | | | |лет | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42307 |Депозиты на срок свыше 3 лет | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42308 |для расчетов с использованием| П | | | |банковских карт | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | 426 | |Депозиты и прочие привлеченные| | | | |средства физических лиц -| | | | |нерезидентов | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42601 |Депозиты до востребования | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42602 |Депозиты на срок до 30 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42603 |Депозиты на срок от 31 до 90 дней| П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42604 |Депозиты на срок от 91 до 180| П | | | |дней | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42605 |Депозиты на срок от 181 дня до 1| П | | | |года | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42606 |Депозиты на срок от 1 года до 3| П | | | |лет | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42607 |Депозиты на срок свыше 3 лет | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 42608 |для расчетов с использованием| П | | | |банковских карт | | ------------------------------------------------------------------ Привлечение средств юридических лиц (до востребования и на определенный срок) ------------------------------------------------------------------ | Номер счета | Наименования разделов |Признак| | 1 (2) порядка | и счетов баланса | счета | | | | А, П | |----------------------|---------------------------------|-------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | | Раздел 4 | | | | | | | | | | ОПЕРАЦИИ С КЛИЕНТАМИ | | | | | | | | | | СРЕДСТВА НА СЧЕТАХ | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | 410 | |Депозиты Минфина России | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41001 |до востребования | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41002 |на срок до 30 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41003 |на срок от 31 до 90 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41004 |на срок от 91 до 180 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41005 |на срок от 181 дня до 1 года | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41006 |на срок от 1 года до 3 лет | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41007 |на срок свыше 3 лет | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41008 |для расчетов с использованием| П | | | |банковских карт | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | 411 | |Депозиты финансовых органов| | | | |субъектов Российской Федерации и| | | | |местных органов власти | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41101 |до востребования | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41102 |на срок до 30 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41103 |на срок от 31 до 90 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41104 |на срок от 91 до 180 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41105 |на срок от 181 дня до 1 года | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41106 |на срок от 1 года до 3 лет | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41107 |на срок свыше 3 лет | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41108 |для расчетов с использованием| П | | | |банковских карт | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | 412 | |Депозиты государственных| | | | |внебюджетных фондов Российской| | | | |Федерации | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41201 |до востребования | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41202 |на срок до 30 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41203 |на срок от 31 до 90 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41204 |на срок от 91 до 180 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41205 |на срок от 181 дня до 1 года | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41206 |на срок от 1 года до 3 лет | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41207 |на срок свыше 3 лет | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41208 |для расчетов с использованием| П | | | |банковских карт | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | 413 | |Депозиты внебюджетных фондов| | | | |субъектов Российской Федерации и| | | | |местных органов власти | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41301 |до востребования | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41302 |на срок до 30 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41303 |на срок от 31 до 90 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41304 |на срок от 91 до 180 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41305 |на срок от 181 дня до 1 года | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41306 |на срок от 1 года до 3 лет | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41307 |на срок свыше 3 лет | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41308 |для расчетов с использованием| П | | | |банковских карт | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | 414 | |Депозиты финансовых организаций,| | | | |находящихся в федеральной| | | | |собственности | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 414 |до востребования | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 414 |на срок до 30 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 414 |на срок от 31 до 90 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 414 |на срок от 91 до 180 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 414 |на срок от 181 дня до 1 года | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 414 |на срок от 1 года до 3 лет | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 414 |на срок свыше 3 лет | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 414 |для расчетов с использованием| П | | | |банковских карт | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | 415 | |Депозиты коммерческих предприятий| | | | |и организаций, находящихся в| | | | |федеральной собственности | | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41501 |до востребования | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41502 |на срок до 30 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| | | 41503 |на срок от 31 до 90 дней | П | |--------|-------------|---------------------------------|-------| Страницы: 1 2 |