ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 22.06.01 38

         ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
               ЗАКОНОВ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                           22 июня 2001 г.
                                 N 38

                                 (Д)


     В связи  с радикальным обновлением федерального законодательства,
регламентирующего  права  и  законные  интересы  несовершеннолетних  и
молодежи,  и  в целях повышения эффективности прокурорского надзора за
исполнением законов в  данной  сфере,  усиления  его  профилактической
направленности,  руководствуясь  п.  1  ст.  17 Федерального закона "О
прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
     1. Прокурорам субъектов Российской Федерации,  прокурорам городов
и районов, военным и иным специализированным прокурорам поставить дело
таким   образом,   чтобы   прокурорский  надзор  обеспечивал  реальное
исполнение  законодательства  об  охране  прав  и  законных  интересов
несовершеннолетних    и    молодежи,   пресечение   и   предупреждение
преступности несовершеннолетних.
     2. В организации надзора исходить из того,  что в Конвенции ООН о
правах  ребенка,  общепризнанных  нормах  международного  права  и   в
российском    законодательстве   закреплен   приоритет   интересов   и
благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства.
     Иметь в   виду,  что  государственная  политика  основывается  на
обеспечении единства прав и обязанностей,  ответственности должностных
лиц  и  граждан  за  нарушение  прав  и  законных  интересов  ребенка,
причинение ему вреда.
     3. Осуществлять   постоянный  надзор  за  исполнением  законов  о
социальной  защите  несовершеннолетних,  обращая  особое  внимание  на
своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном
положении,  детям из малообеспеченных и  многодетных  семей  (пособия,
компенсационные   выплаты,   организация   питания  в  образовательных
учреждениях и т.д.).
     3.1. Используя  предоставленные полномочия,  решительно пресекать
факты  жестокого  обращения  с  детьми,  физического,  психического  и
сексуального   насилия  в  семьях,  воспитательных  и  образовательных
учреждениях.
     3.2. Привлекать  к  установленной  ответственности  юридических и
физических лиц,  виновных в распространении информации, наносящей вред
здоровью детей,  их репутации, нравственному и духовному развитию, или
пропагандирующих  насилие  и  жестокость,   порнографию,   наркоманию,
антиобщественное поведение.
     3.3. Своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения
жилищных    и   имущественных   прав   несовершеннолетних.   Принимать
исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.
     Ставить вопрос   об   ответственности   должностных  лиц  органов
местного самоуправления,  опеки и  попечительства,  жилищных  органов,
нотариусов   и  учреждений  по  государственной  регистрации  прав  на
недвижимое имущество и сделок с ним  за  каждое  нарушение  требований
закона  об  особом  порядке  совершения сделок с жильем (приватизация,
продажа, обмен и т.д.), в котором проживают несовершеннолетние.
     3.4. Систематически   проверять  исполнение  законодательства  об
охране  здоровья  и  жизни  несовершеннолетних,  обращая  внимание  на
соблюдение  установленного  Конституцией Российской Федерации права на
бесплатную  медицинскую  помощь  в  государственных  и   муниципальных
учреждениях  здравоохранения.  Принимать  меры  воздействия к виновным
лицам в случаях незаконного получения платы за  лечение.  Использовать
право    обращения    прокурора    в    суд   за   защитой   интересов
несовершеннолетних,  в том числе для возвращения  уплаченных  денежных
средств.
     Особое внимание уделять законности разрешения дел и материалов по
фактам смертности детей первого года жизни и детоубийства.  Привлекать
к ответственности лиц,  виновных в неисполнении обязанностей по уходу,
оказанию медицинской и социальной помощи детям.
     3.5. Добиваться безусловного исполнения органами  и  учреждениями
системы  профилактики,  их  должностными  лицами  требований  закона о
выявлении беспризорных и  безнадзорных  детей,  семей,  находящихся  в
социально  опасном  положении,  а  также  о соблюдении ими обязанности
информировать о них компетентные органы для  защиты  и  восстановления
прав детей.
     В случаях, не терпящих отлагательства, инициировать изъятие детей
из  неблагополучных  семей,  предъявлять  в суды иски об ограничении и
лишении родительских прав.
     4. Обеспечить  систематический  надзор  за  исполнением  органами
опеки и попечительства  требований  законодательства  о  своевременном
выявлении детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  и
их устройстве в семью, под опеку, попечительство, на усыновление или в
интернатные  учреждения.  При  этом иметь в виду установленные законом
приоритетное право граждан Российской Федерации на  усыновление  таких
детей  и  особый  порядок  усыновления  российских  детей иностранными
гражданами.  Бескомпромиссно,   вплоть   до   возбуждения   уголовного
преследования,    пресекать    попытки    коммерциализации    процесса
усыновления.
     5. Регулярно   проверять   исполнение  законов,  регламентирующих
условия содержания,  воспитания и  обучения  детей,  защиту  личных  и
имущественных  прав  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без попечения
родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях
органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
     5.1. Требовать от должностных лиц органов исполнительной власти и
местного   самоуправления   принятия  эффективных  мер  по  выполнению
положений  Федерального  закона   "О   дополнительных   гарантиях   по
социальной  защите  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей"  о  получении  ими  образования   и   медицинской   помощи,
устройстве на работу, реализации права на имущество и жилое помещение,
а  также  предусмотренных  Правительством  Российской  Федерации  норм
материального  обеспечения  воспитанников и выпускников детских домов,
интернатов,  других учреждений,  призванных  облегчить  их  социальную
адаптацию в обществе.
     5.2. Осуществлять действенный надзор  за  исполнением  требований
закона о розыске без вести пропавших детей.
     6. Считать надзор за исполнением законодательства об образовании,
реализацией   государственными   и   муниципальными   образовательными
учреждениями прав граждан на общедоступность и  бесплатность  среднего
(полного)  общего  и  начального  профессионального  образования  и на
конкурсной основе - бесплатность среднего и высшего  профессионального
образования    важным    средством    защиты    прав    и    интересов
несовершеннолетних   и   молодежи,   профилактики   безнадзорности   и
правонарушений.
     6.1. Пресекать  факты  противозаконного   отказа   в   приеме   в
государственные  и муниципальные образовательные учреждения всех видов
и уровней,  введения всякого рода дискриминационных положений,  в  том
числе   ущемляющих   право   на  внеконкурсное  поступление  отдельных
категорий молодежи,  необоснованного  отчисления  учащихся,  нарушения
прав   на  получение  стипендий,  пособий  и  компенсационных  выплат,
произвола в  применении  мер  воздействия.  Активизировать  надзор  за
соответствием закону уставов, а также правил приема и других локальных
актов образовательных учреждений.
     6.2. Незамедлительно    реагировать    на    случаи    незаконной
коммерциализации  образовательной  сферы  с  тем,  чтобы  основания  и
порядок  предоставления  платных образовательных услуг соответствовали
требованиям Законов Российской Федерации "Об образовании",  "О  защите
прав потребителей" и гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
     6.3. При    осуществлении    надзора    за    соблюдением    прав
несовершеннолетних   (обучающихся   и  воспитанников)  и  их  законных
представителей   в    сфере    экспериментальной    и    инновационной
образовательной    деятельности    использовать   меры   прокурорского
реагирования  на  нарушения  порядка  ее   лицензирования,   процедуры
разработки  и  внедрения  новых  образовательных  программ,  методик и
технологий.
     Принимать меры  по  прекращению  безлицензионной  образовательной
деятельности или деятельности с нарушением условий  лицензирования,  а
также использования в образовательной практике не разрешенных органами
здравоохранения  методов  воздействия   на   психику   обучающихся   и
воспитанников,    методов   и   средств   оккультного,   мистического,
религиозного характера.
     6.4. Обеспечить  надзор  за соблюдением конституционного принципа
светского характера  образования  в  государственных  и  муниципальных
образовательных  учреждениях,  прав  несовершеннолетних  и молодежи на
свободу совести и вероисповеданий.  Пресекать незаконную  деятельность
миссионеров  и религиозных организаций,  связанную с нарушением прав и
законных интересов несовершеннолетних  и  молодежи,  изоляцией  их  от
семьи и общества, причинением вреда их здоровью или имуществу, а также
с  воспрепятствованием   получению   основного   общего   образования,
побуждением  к  отказу  от  исполнения  гражданских  обязанностей  или
совершением иных противоправных деяний.
     7. Исходя  из  основных  направлений  государственной  молодежной
политики усилить надзор за соблюдением прав органов  и  учреждений  по
делам молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также
за  соблюдением   законности   в   их   деятельности.   Не   допускать
противоправного  использования  названных  объединений в политических,
экстремистских, оккультных, религиозных целях.
     8. Привлекать   специалистов   Федеральной   инспекции   труда  к
проверкам  исполнения  в   отношении   несовершеннолетних   требований
трудового    законодательства,   правил   охраны   труда   и   техники
безопасности,  особенно на предприятиях среднего и малого бизнеса, где
обстановка наиболее неблагополучна.
     9. Периодически проверять исполнение требований закона о воинском
учете граждан,  подлежащих призыву,  обязательной подготовке к военной
службе  в   учреждениях   среднего   (полного)   общего   образования,
образовательных  учреждениях  начального  и среднего профессионального
образования,  военно-патриотических молодежных и детских объединениях,
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
     Осуществлять надзор  за  соблюдением  законности  в  деятельности
военно-патриотических  молодежных  и детских объединений,  суворовских
военных и нахимовских военно-морских  училищ,  кадетских  корпусов,  а
также  воинских  частей,  в списки личного состава которых зачислены в
качестве воспитанников  несовершеннолетние.  Особое  внимание  уделять
защите  прав и законных интересов детей-сирот и детей,  оставшихся без
попечения родителей.
     10. Регулярно   проверять   исполнение   законов  о  профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам
несовершеннолетних   и   защите  их  прав,  подразделениями  по  делам
несовершеннолетних и службой криминальной милиции  органов  внутренних
дел,  органами  управления  социальной защиты и учреждений социального
обслуживания, специализированными учреждениями для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, другими органами и учреждениями
системы     профилактики     безнадзорности      и      правонарушений
несовершеннолетних.
     10.1. Принимать   участие   в   работе    комиссий    по    делам
несовершеннолетних  и  защите  их  прав.  Принципиально реагировать на
необоснованное изменение статуса комиссий, попытки их ликвидации.
     Усилить надзор  за соответствием региональных нормативно-правовых
актов,  регулирующих  деятельность  комиссий,   федеральным   законам.
Используя  свои  полномочия,  активно  влиять на реализацию комиссиями
правозащитных функций.
     10.2. Не  допускать  использования центров временной изоляции для
несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних  дел  и  других
учреждений     профилактики     безнадзорности     и    правонарушений
несовершеннолетних вопреки их назначению.
     Обеспечить участие  прокурора в рассмотрении судом каждого дела о
направлении  несовершеннолетнего  в  учебно-воспитательное  учреждение
закрытого типа.
     10.3. Постоянно  проверять  соответствие  региональных   правовых
актов,      устанавливающих      административную      ответственность
несовершеннолетних,  федеральному законодательству.  Остро реагировать
на случаи использования административного задержания в целях раскрытия
преступления путем оказания давления на  подростка  для  признания  им
вины.
     11. В   процессе   уголовного   судопроизводства   неукоснительно
соблюдать  предусмотренные  уголовно-процессуальным  законодательством
правовые гарантии для несовершеннолетних.  С  особой  ответственностью
подходить к вопросам возбуждения уголовных дел,  задержания и арестов,
имея в виду, что для несовершеннолетних заключение под стражу является
исключительной мерой пресечения.
     11.1. При  расследовании  преступлений   изучать   социальные   и
психологические характеристики обвиняемых,  а также условия их жизни и
воспитания,  анализировать  причины   совершения   несовершеннолетними
преступлений, а также состояние надзора за выявлением и расследованием
преступлений против семьи и несовершеннолетних, предусмотренных гл. 20
УК РФ, принимать меры по их предупреждению.
     Исключить случаи      возвращения      несовершеннолетнего      в
неблагополучную  семейную  обстановку,  если  отсутствие родительского
попечения послужило основной причиной совершения им преступления.
     11.2. Не     оставлять     безнаказанными     лиц,    вовлекающих
несовершеннолетних  в  совершение  преступлений   и   антиобщественных
действий,   рассматривая   их   привлечение   к   ответственности  как
эффективный метод индивидуальной и  общей  профилактики  преступности,
бродяжничества,  попрошайничества,  проституции,  пьянства, наркомании
несовершеннолетних.
     11.3. Усилить  прокурорский  надзор за предварительным следствием
при расследовании преступлений, потерпевшими от которых являются дети.
Проверять  законность  и обоснованность отказа в возбуждении уголовных
дел данной категории или их прекращения.
     12. Своевременно   реагировать   на  волокиту  при  расследовании
преступлений,  а также на некачественное  расследование  преступлений,
совершенных  несовершеннолетними  или  с  их  участием.  Не утверждать
обвинительные заключения,  если по делу не приняты меры к выявлению  и
устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления,
а также если отсутствуют необходимые материалы  об  условиях  жизни  и
воспитания несовершеннолетнего, влиянии на него взрослых.
     12.1. Организовать    действенный    надзор    за     исполнением
законодательства о профилактике преступлений несовершеннолетних исходя
из принципов гуманного обращения с ними,  индивидуального подхода к их
исправлению,   дифференциации   уголовной  ответственности  на  основе
Руководящих  принципов  ООН  для  предупреждения  преступности   среди
несовершеннолетних,  принятых в Эр-Рияде. Во всех действиях, связанных
с привлечением несовершеннолетних  к  ответственности,  обеспечить  их
конфиденциальность  и  соответствие  Минимальным  стандартным правилам
ООН,  касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
(Пекинские правила).
     12.2. Государственное  обвинение   по   делам   о   преступлениях
несовершеннолетних   поручать   наиболее   подготовленным  прокурорам.
Государственным обвинителям не оставлять без реагирования выявленные в
судебном  заседании  недостатки  и упущения в работе комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав,  подразделений по  предупреждению
правонарушений  несовершеннолетних  органов  внутренних  дел,  учебных
заведений и общественных организаций.  В необходимых  случаях  ставить
перед  судом  вопросы  о  вынесении  частных  определений  с указанием
конкретных  обстоятельств,  способствовавших  совершению  преступления
подростками, и лиц, по вине которых оно стало возможным.
     12.3. Регулярно  анализировать  практику  участия  прокуроров   в
рассмотрении  судами  уголовных  дел  в  отношении несовершеннолетних,
опротестования незаконных и необоснованных приговоров,  определений  и
постановлений  судов;  работу  по  рассмотрению  и разрешению жалоб на
вступившие в законную силу постановления судов.
     13. Учитывая   рекомендации   Пекинских   правил   и   требования
Уголовно-исполнительного  кодекса  Российской  Федерации,   установить
постоянный  надзор  за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних,
отбывающих  наказание  в   воспитательных   колониях,   на   получение
образования  и  профессиональной  подготовки,  защиту  иных социальных
гарантий, предусмотренных законодательством.
     Требовать от  уголовно-исполнительных  инспекций  исполнения норм
законодательства об осуществлении контроля за поведением осужденных  к
лишению  свободы  условно,  к  другим мерам наказания,  не связанным с
лишением свободы, или освобожденных условно досрочно.
     14. В  целях комплексного решения задач по защите прав и законных
интересов несовершеннолетних и  молодежи  сосредоточить  в  отраслевых
подразделениях  прокуратур  субъектов  Федерации надзор за исполнением
законов,   регулирующих   проблемы   молодежи   (трудовая   занятость,
подготовка   к  военной  службе  и  воинская  обязанность,  законность
деятельности детских и молодежных общественных объединений, начальное,
среднее и высшее профессиональное образование, льготы молодым семьям),
и надзор за расследованием преступлений несовершеннолетних.
     15. Укрепить    кадровый    состав    подразделений    по   делам
несовершеннолетних  и   молодежи   прокуратур   субъектов   Федерации.
Персонифицировать   ответственность   за  эту  работу  в  прокуратурах
городского (районного) звена.
     16. Управлению по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной
прокуратуры Российской Федерации  усилить  контроль  за  деятельностью
органов    прокуратуры    на   указанном   участке,   совершенствовать
взаимодействие с  другими  подразделениями  центрального  аппарата  по
решению   проблем   правовой  защиты  несовершеннолетних  и  молодежи,
предупреждения безнадзорности и правонарушений.
     17. Считать  утратившим  силу Приказ и.о.  Генерального прокурора
Российской Федерации от 18.05.95 N 30 "О задачах  органов  прокуратуры
по   повышению   эффективности   надзора   за  исполнением  законов  о
несовершеннолетних".
     18. Контроль  за  выполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И.
     Приказ направить   прокурорам   субъектов  Российской  Федерации,
городов и районов,  военным,  транспортным и  иным  специализированным
прокурорам.

Генеральный прокурор
Российской Федерации,
действительный государственный
советник юстиции
                                                           В.В.УСТИНОВ