ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 6 сентября 2002 г. N 03-51-127ин/13-03 (Д) В связи с многочисленными запросами в отношении "Объемных показателей для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования" Министерство образования Российской Федерации разъясняет, что данный документ является ориентиром для разработчиков федерального компонента государственного стандарта общего образования. "Объемные показатели" определяют ориентировочное (расчетное) учебное время, необходимое для освоения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Распределение учебных часов вариативной части осуществляется самостоятельно органами управления образованием субъектов Российской Федерации (национально-региональный компонент) и общеобразовательными учреждениями (школьный компонент). Проведенное распределение этих часов, предложенное в "Объемных показателях", дано только в качестве возможного примера. Решение о введении в начальной школе новых предметов "Информационные технологии" и "Иностранные языки" в начальной школе на первом этапе должно приниматься органами управления образованием субъектов Российской Федерации в пределах действующих санитарных правил. Рекомендуется вводить эти предметы за счет регионального и школьного компонентов учебного плана. Это связано с тем, что не во всех регионах страны созданы условия для введения этих предметов. В недельную учебную нагрузку включаются часы, отводимые на физическую культуру, за исключением дополнительного (третьего) часа, который не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но его финансирование осуществляется из бюджетных средств. В нагрузку не входят часы на занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия, но они также финансируются из бюджетных средств. Так, в начальной школе предельно допустимая аудиторная нагрузка равна 22 часам при пятидневной неделе и 25 часам при шестидневной неделе, что соответствует санитарным правилам. В основной школе на региональный и школьный компонент выделяется 12 часов в неделю, что на 2 часа больше по сравнению с действующим базисным учебным планом, также сокращено учебное время на изучение предмета "Материальные технологии". Эти изменения позволяют использовать высвободившиеся часы в основной школе на изучение предмета "Искусство" в 9 классе и на предмет "Обществоведение", включая экономику и право, с 5 класса. Таким образом, максимальный объем недельной учебной нагрузки учащегося основной общеобразовательной школы соответствует санитарным правилам. Объемные показатели для старшей школы в дальнейшем будут скорректированы в рамках действующих санитарных правил с учетом утвержденной Концепции профильного обучения и по результатам обсуждения проекта плана-графика введения профильного обучения, направленных в настоящее время в регионы (письмо от 08.05.02 N 03-51-60ин/13-03). Новый базисный учебный план будет разработан на основе и с учетом предложений, поступивших из регионов. Обращаем внимание на то, что проблема, связанная с учебной перегрузкой учащихся, будет решаться не столько за счет уменьшения количества часов пребывания учащихся в школе (которое должно соответствовать санитарным правилам и нормам), сколько за счет пересмотра содержания образования. Первый заместитель Министра В.А. БОЛОТОВ 6 сентября 2002 г. N 03-51-127ин/13-03 |