Страницы: 1 2 подготовки. Спортивная подготовка. Цели и задачи спортивной подготовки. Структура подготовленности спортсмена: техническая, физическая, тактическая, психическая. Интенсивность физических нагрузок. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Характеристика нулевой зоны. Характеристика первой тренировочной зоны. Характеристика второй тренировочной зоны. Характеристика третьей тренировочной зоны. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями. Формы самостоятельных занятий. Содержание самостоятельных занятий. Возрастные особенности содержания занятий. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной деятельности. Управление процессом самостоятельных занятий. Определение цели. Учет индивидуальных особенностей. Предварительный, текущий и итоговый учет тренировочной нагрузки и корректировка тренировочных планов. Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признак чрезмерной нагрузки. Пульсовые режимы рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста. ЧСС/ПАНО (частота сердечных сокращений / порог анаэробного обмена) у лиц разного возраста. Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности. Участие в спортивных соревнованиях в процессе самостоятельных занятий. Гигиена самостоятельных занятий: питание, питьевой режим, уход за кожей. Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь, профилактика травматизма. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Определение понятия спорт. Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями. Массовый спорт. Его цели и задачи. Спорт высших достижений. Спортивная классификация, ее структура. Национальные виды спорта. Студенческий спорт. Его организационные особенности. Спорт в элективном курсе учебной дисциплины "Физическая культура". Особенности организации учебных занятий по видам спорта в основном и спортивном отделениях. Специальные зачетные требования и нормативы. Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий и их организационная основа. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности. Система студенческих спортивных соревнований - внутривузовские, межвузовские, международные. Общественные студенческие спортивные организации и объединения. Международные студенческие спортивные соревнования. Всемирные студенческие спортивные игры (универсиады). Участие студентов в Олимпийском движении. Нетрадиционные виды спорта и системы физических упражнений. Оздоровительные системы физических упражнений в элективном курсе учебной дисциплины "Физическая культура". Особенности организации учебных занятий, специальные зачетные требования и нормативы. Организационные основы занятий различными оздоровительными системами физических упражнений в свободное время студентов. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентом отдельных видов спорта или систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время. Выбор видов спорта и систем физических упражнений с целью: - укрепления здоровья, коррекции отдельных недостатков физического развития и телосложения; - повышения функциональных возможностей организма; - психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности и овладения жизненно необходимыми умениями и навыками; - достижения наивысших спортивных результатов. Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений, развивающих преимущественно выносливость, силу, скоростно-силовые качества и быстроту, гибкость, координацию движений (ловкость). Виды спорта комплексного разностороннего воздействия на организм занимающихся. Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта (системой физических упражнений) Краткая историческая справка о виде спорта, системе физических упражнений (СФУ), характеристика возможностей данного вида спорта и СФУ на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса (для игроков разных линий, для разных весовых категорий и т.п.). Определение цели и задач спортивной подготовки (занятий СФУ) в условиях вуза. Перспективное планирование подготовки. Текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий в данном виде спорта и СФУ. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения. Календарь студенческих внутривузовских и вневузовских соревнований. Требования спортивной классификации и правила соревнований в избранном виде спорта. Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Виды диагностики, их цели и задачи. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность. Педагогический контроль, его содержание. Виды педагогического контроля. Самоконтроль, его цель и задачи. Основные методы самоконтроля. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Критерии оценки самоконтроля. Дневник самоконтроля. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов 1-ая часть. Общие положения. Краткая историческая справка. Личная необходимость психофизической подготовки человека к труду. Положения, определяющие социально-экономическую необходимость психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели и задачи. Место ППФП в системе физического воспитания. Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП в вузе. ППФП студентов на учебных занятиях и во внеучебное время. Система контроля профессионально-прикладной физической подготовленности студентов. 2-ая часть. Особенности ППФП студентов отдельных факультетов <*>. Основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля: влияние форм и видов труда специалиста на содержание ППФП студентов; влияние условий труда специалистов на содержание ППФП студентов; характер труда специалистов и содержание ППФП студентов; влияние особенностей динамики утомления и работоспособности специалистов на содержание ППФП студентов. -------------------------------- <*> Контрольные вопросы, направленные на проверку соответствующих знаний студентов по избранной профессии, определяются кафедрой физического воспитания вуза для каждого факультета. Дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП будущих специалистов (пол, возраст, состояние здоровья, типичные профессиональные заболевания, географо-климатические условия и др.). Основное содержание ППФП студентов и его реализация на данном факультете: прикладные знания; прикладные психофизические качества и свойства личности; специальные качества; прикладные умения и навыки. Прикладные виды спорта (или их элементы) для специалистов данного профессионального направления или узкой специальности. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам (семестрам) обучения. Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста Понятие "производственная физическая культура (ПФК)", ее цели и задачи. Методические основы производственной физической культуры. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время. Производственная гимнастика - вводная гимнастика; физкультурная пауза; физкультурная минутка; микропауза активного отдыха. Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня. Физическая культура и спорт в свободное время специалиста: утренняя гигиеническая гимнастика, утренние специально направленные занятия физическими упражнениями; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей. Использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов. Роль специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе. Приложение 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ 1. Методика обучения передвижению по пересеченной местности (пешее, передвижение на лыжах, на велосипеде и др.). 2. Проведение студентами тематической беседы по физической культуре и спорту по заданной тематике. 3. Проведение студентами тематической беседы о значении физической тренированности для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды. 4. Питание и контроль за массой тела при различной двигательной активности. 5. Основные положения методики закаливания. 6. Составление индивидуальной программы самовоспитания с использованием средств физической культуры и спорта. 7. Физическое состояние и сексуальность. 8. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов, номограмм, функциональных проб. 9. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов общефизической подготовки за период обучения. 10. Ведение личного дневника самоконтроля. 11. Обоснование индивидуального выбора вида спорта или оздоровительной системы физических упражнений и формы для регулярных занятий. 12. Методика определения профессионально значимых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы специалиста. 13. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности. Приложение 3 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ <*> -------------------------------- <*> Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в вуз, активность проведения студентом самостоятельных занятий в каникулярное время, и в конце - как определяющие сдвиг за прошедший учебный период. --------------------------------------------------------------------------------- |Характеристика | Женщины | Мужчины | |направленности |----------------------------------------------------------| | тестов | оценка в очках | | |----------------------------------------------------------| | | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |--------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|----| |1. Тест на |15,7 |16,0 |17,0 |17,9 |18,7 |13,2 |13,8 |14,0 |14,3 |14,6| |скоростно-силовую | | | | | | | | | | | |подготовленность - | | | | | | | | | | | |бег 100 м (сек.) | | | | | | | | | | | |--------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|----| |2. Тест на силовую | | | | | | | | | | | |подготовленность | | | | | | | | | | | |- поднимание (сед) и|60 |50 |40 |30 |20 | | | | | | |опускание туловища | | | | | | | | | | | |из положения лежа, | | | | | | | | | | | |ноги закреплены, | | | | | | | | | | | |руки за головой | | | | | | | | | | | |(кол-во раз) | | | | | | | | | | | |- подтягивание | | | | | |15 |12 |9 |7 |5 | |на перекладине | | | | | | | | | | | |(кол-во раз) | | | | | | | | | | | |--------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|----| |3. Тест на общую | | | | | | | | | | | |выносливость | | | | | | | | | | | |- бег 2000 м |10,15|10,50|11,15|11,50|12,15| | | | | | |(мин., сек.) | | | | | | | | | | | |- бег 3000 м | | | | | |12,00|12,35|13,10|13,50|14,0| |(мин., сек.) | | | | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------- Приложение 4 ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОГО И СПОРТИВНОГО УЧЕБНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ЖЕНЩИНЫ ------------------------------------------------------------------ | Тесты | Оценка в очках | | |-----------------------------| | | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |----------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----| |1. Бег 3000 м (мин., сек.) |19,00|20,15|21,00|22,00|22,30| | | | | | | | |2. Бег на лыжах 3 км (мин., сек.) |18,00|18,30|19,30|20,00|21,00| |или 5 км (мин., сек.) |31,00|32,30|34,15|36,40|38 | | | | | | |б/вр.| | | | | | | | |3. Плавание 50 м (мин., сек.) |54,0 |1,03 |1,14 |1,24 |б/вр.| |или 100 м (мин., сек.) |2,15 |2,40 |3,05 |3,35 |4,10 | | | | | | | | |4. Прыжки в длину с места (см) |190 |180 |168 |160 |150 | | | | | | | | |5. Прыжки в длину |365 |350 |325 |300 |280 | |или в высоту с разбега (см) |120 |115 |110 |105 |100 | | | | | | | | |6. Подтягивание в висе лежа |20 |16 |10 |6 |4 | |(перекладина на высоте 90 см) | | | | | | | | | | | | | |7. Приседание на одной ноге, опора|12 |10 |8 |6 |4 | |о стену (кол-во раз на каждой) | | | | | | | | | | | | | |8. Профессионально-прикладная |Упражнения и тесты | |подготовка |разрабатываются кафедрами | | |физического воспитания с | | |учетом направлений и | | |специальностей высшего | | |профессионального образования| ------------------------------------------------------------------ МУЖЧИНЫ ------------------------------------------------------------------ | Тесты | Оценка в очках | | |-----------------------------| | | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |----------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----| |1. Бег 5000 м (мин., сек.) |21,30|22,30|23,30|24,50|25,40| | | | | | | | |2. Бег на лыжах 5 км (мин., сек.) |23,50|25,00|26,25|27,45|28,30| |или 10 км (мин., сек.) |50,00|52,00|55,00|58,00|б/вр.| | | | | | | | |3. Плавание 50 м (мин., сек.) |40,0 |44,0 |48,0 |57,0 |б/вр.| |или 100 м (мин., сек.) |1,40 |1,50 |2,00 |2,15 |2,30 | | | | | | | | |4. Прыжки в длину с места (см) |250 |240 |230 |223 |215 | | | | | | | | |5. Прыжки в длину |480 |460 |435 |410 |390 | |или в высоту с разбега (см) |145 |140 |135 |130 |125 | | | | | | | | |6. Сгибание и разгибание рук в |15 |12 |9 |7 |5 | |упоре на брусьях (кол-во раз) | | | | | | | | | | | | | |7. Силой переворот в упор на |8 |5 |3 |2 |1 | |перекладине (кол-во раз) | | | | | | | | | | | | | |8. В висе поднимание ног до |10 | 7 |5 |3 |2 | |каса-ния перекладины (кол-во раз) | | | | | | | | | | | | | |9. Профессионально-прикладная |Упражнения и тесты | |под-готовка |разрабатываются кафедрами | | |физического воспитания с | | |учетом направлений и | | |специальностей высшего | | |профессионального образования| ------------------------------------------------------------------ Приложение 5 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ) <*> -------------------------------- <*> Полный перечень контрольных упражнений и результаты для оценки их выполнения в очках определяют кафедры физического воспитания с учетом особенностей индивидуальных отклонений в состоянии здоровья у студентов. 1. Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для женщин - руки на опоре высотой до 50 см). 2. Подтягивание на перекладине (мужчины). 3. Поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (женщины). 4. Прыжки в длину с места. 5. Бег 100 м. 6. Бег: мужчины - 3 км, женщины - 2 км (без учета времени). 7. Тест Купера (12-минутное передвижение). 8. Плавание 10 минут. 9. Бег на лыжах: мужчины - 3 км, женщины - 2 км (без учета времени). 10. Упражнения с мячом. 11. Упражнения на гибкость. 12. Упражнения со скакалкой. Утверждена Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26 июля 1994 г. N 777 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 1. Общие положения В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте руководство физическим воспитанием в высшей школе осуществляют государственные органы управления высшим образованием, управления (отделы) высших учебных заведений министерств и ведомств. Процесс физического воспитания в высших учебных заведениях осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, которые предъявляют требования (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по учебной дисциплине "Физическая культура". На основе государственных образовательных стандартов высшие учебные заведения самостоятельно с учетом Примерной учебной программы по физической культуре, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий (не менее пяти часов в неделю). На учебную дисциплину "Физическая культура" во всех государственных образовательных стандартах в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделяется фиксированный минимум времени - 408 учебных часов. По решению ученого совета вуза с учетом предложений кафедры физического воспитания этот объем может быть дополнен часами, выделенными на дисциплины и курсы по выбору студентов этого цикла, в том числе на элективный и факультативный курс по физической культуре от одного до трех часов в неделю для занятий избранным студентом видом спорта или системой физических упражнений. Сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач вузов. Эта задача возлагается на администрацию и каждого научно-педагогического работника. Администрация высших учебных заведений обеспечивает: - кафедру физического воспитания штатной численностью преподавательского состава, почасовым фондом, учебно-вспомогательным и административно-хозяйственным персоналом, учебно-спортивной базой, а также необходимыми помещениями: раздевалками для преподавателей, врачебно-физкультурным кабинетом, методическим кабинетом и складскими помещениями; - включение в учебное расписание занятий по физической культуре в объеме обязательных - 408 часов, элективных и факультативных - по решению ученого совета вуза; - строительство, благоустройство, аренду необходимых учебных спортивных сооружений и поддержание их в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии; - выделение средств на приобретение спортивного инвентаря и оборудования, а также аппаратуры и приборов для научной и научно-методической работы; - постоянную помощь кафедрам физического воспитания в работе по внедрению в учебно-тренировочный процесс современных достижений науки, методик, компьютерной техники и других технических средств; - создание студентам-спортсменам высокой квалификации необходимых материально-бытовых условий, возможность их обучения по индивидуальному графику в установленном порядке; - строительство и хозяйственную деятельность студенческих оздоровительно-спортивных лагерей; - создание необходимых условий для проведения своевременного и систематического врачебного контроля за студентами, занимающимися физической культурой и спортом; выделение необходимых помещений, оказание помощи в приобретении медицинского оборудования, медикаментов и т.д.; - ежегодное обсуждение на заседаниях ученого совета вуза и факультетов вопросов о физической культуре, состоянии здоровья, физического развития и подготовленности студентов, материально-технического обеспечения работы по физическому воспитанию и др. 2. Цель и задачи физического воспитания студентов Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Достижение поставленной цели предусматривает решение в различных формах воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач на всех годах обучения в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и с учетом Примерной учебной программы по дисциплине "Физическая культура". 3. Организация и содержание работы кафедры физического воспитания Кафедра физического воспитания осуществляет учебную, научную и учебно-методическую, массовую оздоровительную, физкультурную и спортивную работу. Для проведения учебной работы студенты распределяются по учебным отделениям. 3.1. Распределение студентов по учебным отделениям Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное и спортивное. Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов студента. В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. Численный состав учебных групп 12 - 15 человек. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы комплектуются по полу и с учетом уровня функционального состояния студентов. Численный состав групп 8 - 10 человек. Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных им разделов учебной программы. В спортивное учебное отделение - учебные группы по видам спорта (системам физических упражнений) - зачисляются студенты второго и старших курсов основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия по которым организованы в вузе. Численный состав групп определяется приказом ректора вуза по представлению кафедры с учетом спортивной квалификации, но не может превышать 15 человек. Студенты спортивного учебного отделения выполняют обязательные требования и нормативы (тесты), установленные для основного отделения, и в те же сроки. Отдельные студенты спортивного отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий избранным видом спорта с выполнением в установленные сроки обязательных зачетных требований и тестов. В отдельных случаях к занятиям в спортивном отделении могут быть допущены студенты 1 курса, имеющие достаточную спортивную подготовленность в избранном виде спорта, но без освобождения от теоретических и методико-практических занятий. Количество и спортивный профиль учебных групп определяется администрацией вуза и кафедрой физического воспитания с учетом материальных и штатных возможностей. Перевод студентов из одного учебного отделения (или учебных групп по видам занятий основного отделения) в другое осуществляется по их желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение по медицинскому заключению может проводиться в любое время учебного года. 3.2. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме: - теоретических, практических, контрольных; - элективных практических занятий (по выбору); - индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий (консультаций); - самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя. Внеучебные занятия организуются в форме: - выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; - занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; - самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; - массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий. Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре. 3.3. Учебная работа В содержание учебной работы входит: - организация и проведение учебных занятий и зачетов в соответствии с учебным планом, графиком учебных занятий и Примерной учебной программой по физической культуре, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию; - разработка содержания и проведения учебных занятий по профессионально-прикладной физической подготовке; - участие в организации и проведении внутривузовских спортивных мероприятий. С учетом требований рабочей программы и графика учебных занятий преподаватели имеют право выбрать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их профессиональным возможностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса. Запрещается использование и проведение антигуманных, а также опасных для здоровья и жизни студентов методов обучения, тренировочных воздействий. Преподаватели несут полную ответственность за адекватный характер предлагаемых студентам упражнений (сложность, интенсивность, объем, функциональную психическую нагрузку) и обеспечение необходимой техники безопасности при проведении учебных занятий. В случае возникновения травм или неадекватных реакций студентов на физическую нагрузку преподаватель принимает необходимые меры с последующей отметкой в учебном журнале. Учебные формы занятий. Теоретические, практические и контрольные учебные занятия составляют основу физического воспитания студентов, предусматриваются в учебных планах по всем специальностям, включаются в учебное расписание вуза на всем периоде обучения в объеме не менее 408 часов. При составлении учебного расписания занятия планируются равномерно в течение недели. Обязательный теоретический раздел учебной программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях) в логической последовательности, предусмотренной учебной программой. Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. В каждом семестре система практических занятий, имеющая методическую и учебно-тренировочную направленность, строится как законченный модуль, соответствующий прохождению различных разделов программы. Каждый модуль завершается выполнением студентами на контрольных занятиях соответствующих контрольных заданий и тестов, характеризующих степень усвоения учебного материала. В теоретический и практический разделы рабочей программы по физической культуре в каждом вузе включается содержание системы специальных знаний, умений, навыков и средств акцентированного развития жизненных, прикладных психофизических качеств, предусматривается формирование ценностного отношения к ним. Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и расписанию кафедры физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также желающих углубить свои знания и практические навыки в интересующих их вопросах физической культуры и спорта. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделений, выполнившие учебную программу, сдают зачет по физической культуре, состоящий из трех разделов: 1. Теоретические и методические занятия, овладение методическими умениями и навыками. 2. Общая физическая и спортивно-техническая подготовка. 3. Жизненно необходимые умения и навыки. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Сроки и порядок выполнения зачетных требований и тестов определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов. Практические зачетные требования и тесты выполняются в учебное время на контрольных соревнованиях, к которым допускаются студенты, регулярно посещающие учебные занятия и получающие необходимую подготовку. Зачет у студентов принимают преподаватели в постоянно закрепленных учебных группах. Отметка о зачете вносится в ведомость факультета и в зачетную книжку студента. Студенты, освобожденные от практических занятий по физической культуре на длительный период, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы. Студенты, выполнившие все требования учебного плана и учебной программы, допускаются к итоговой аттестации по физической культуре, которая проводится комиссией кафедры. Внеучебные формы занятий физической культурой могут быть коллективными или организованными на самодеятельной основе. Совет вуза, спортивный клуб и другие общественные организации по своей инициативе могут создавать спортивные секции, группы по любому виду спорта или системам физических упражнений с вовлечением всех желающих студентов. Кафедра физического воспитания выделяет время и обеспечивает обслуживающий персонал на спортивных базах вуза для самодеятельных занятий студентов. 3.4. Научная и учебно-методическая работа Кафедра физического воспитания в обязательном порядке осуществляет поисковые, методические и прикладные исследования, а также учебно-методическую работу, направленную на совершенствование процесса физического воспитания студентов. Кафедрой организуются и проводятся установочные методические занятия для преподавателей по отдельным разделам учебной программы. 3.5. Массовая оздоровительная, физкультурно-спортивная и воспитательная работа При проведении массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы кафедра осуществляет: - создание условий для реализации права студентов на самодеятельные занятия физической культурой и спортом по внеучебным формам (в том числе на базах вуза и в студенческих общежитиях), включая реабилитационные и профессионально прикладные занятия, спортивную тренировку, спортивно-оздоровительный туризм, участие в массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях; - проведение контроля за соблюдением правил безопасности, исключение случаев нанесения вреда здоровью, проявления жестокости и насилия, а также нанесения ущерба чести и достоинству студентов; - оказание спортивному клубу и общественным организациям методико-практической помощи в работе спортивных секций и оздоровительных групп при проведении спортивных соревнований, спортивных праздников, организации и проведении оздоровительно-спортивных лагерей, организации смотров-конкурсов. 4. Организация врачебного контроля, врачебно-педагогические наблюдения и самоконтроль студентов Государственные органы управления здравоохранением, предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения в пределах своей компетенции: - используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний; - осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом; проводят врачебные обследования студентов до начала учебных занятий по физическому воспитанию на 1 курсе и повторно на всех последующих курсах в начале каждого учебного года, а также перед спортивными соревнованиями, после перенесенных заболеваний, травм или длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями; - врачебно-педагогические наблюдения осуществляются врачами совместно с преподавателями; в задачи врачебно-педагогического наблюдения входят: контроль за состоянием здоровья студентов в процессе учебно-тренировочных занятий, за санитарно-гигиеническими условиями и состоянием мест занятий, за соблюдением гигиенических требований (одежда, обувь, режим питания и др.), а также профилактика травматизма; - создают центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами физической культуры и спорта, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры, обеспечивающие физкультурно-оздоровительную работу со студентами, оснащают их специальной аппаратурой и медицинским оборудованием. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим учебным занятиям по учебной дисциплине "Физическая культура" не допускаются. Результаты врачебного контроля и врачебно-педагогических наблюдений докладываются и обсуждаются на заседании кафедры и совета вуза в целях разработки мероприятий по совершенствованию учебного процесса. Приложение 1 к Инструкции по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений ПРИМЕРНЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАФЕДРЫ 1. Заведующий кафедрой физического воспитания несет личную ответственность за всю деятельность кафедры, в том числе: - проведение теоретических и практических учебных занятий со студентами в установленном объеме; - планирование и организацию учебно-воспитательного процесса и контроль за качеством учебных занятий; - руководство научной и научно-методической работой преподавателей кафедры; - организацию работы по повышению квалификации преподавателей с отрывом и без отрыва от учебного процесса; - внедрение научной организации труда на кафедре, оснащение учебного процесса техническими средствами обучения, компьютерной техникой, тренажерами и наглядными пособиями; - составление расчетов и смет по штатному, финансовому и материальному обеспечению работы по физическому воспитанию; - проведение мероприятий совместно со спортивным клубом по развитию массового спорта в вузе, росту спортивного мастерства студентов-спортсменов, по подготовке спортсменов высших разрядов; проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований и праздников; - контроль за правильностью расходов средств, ассигнуемых на физическое воспитание, сохранением и использованием спортивного имущества, инвентаря и аппаратуры, за состоянием и эксплуатацией имеющихся спортивных помещений и сооружений; - руководство работой учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала кафедры; - составление отчетов о работе кафедры; - активное участие в составлении плана строительства и благоустройства учебных спортивных сооружений и оздоровительных баз вуза в соответствии с утвержденными нормами. 2. Преподавательский состав кафедры осуществляет: - планирование, организацию и проведение теоретических и практических учебных занятий по физическому воспитанию с закрепленными группами студентов на высоком профессиональном уровне; - работу с отстающими студентами, руководство самостоятельными занятиями студентов (разработку индивидуальных и групповых заданий, методических материалов, комплексов упражнений, консультативную помощь и т.п.); - прием у студентов контрольных упражнений и нормативов, зачетов в учебное время; - научную и учебно-методическую работу, разработку методических материалов по разделам учебной программы, положений о спортивных соревнованиях, методических указаний, учебных, наглядных пособий и др.; - систематическую работу по повышению своего профессионального уровня; - учет пройденного материала, анализ динамики состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, выполнения студентами контрольных требований и тестов учебной программы в течение всего периода обучения в вузе; - участие в организации и проведении запланированных мероприятий: судействе внутренних и внешних спортивных соревнований, туристических походов и других массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий; - подготовку спортивных команд и повышение мастерства студентов-спортсменов, руководство ими в процессе спортивных соревнований; - учет результатов медицинского освидетельствования студентов и систематический контроль за состоянием их здоровья в процессе учебно-тренировочных занятий; - ежегодное составление индивидуальных планов и отчетов об их выполнении; - другие виды работ, связанные с физическим воспитанием студентов. Внештатные преподаватели и преподаватели на условиях почасовой оплаты привлекаются для проведения учебных занятий по физическому воспитанию. Круг их обязанностей определяется договором. Для обеспечения всех разделов работы по физическому воспитанию заведующий кафедрой может возложить на наиболее квалифицированных преподавателей ответственность за их выполнение. 2.1. Преподаватель, ответственный за учебную работу (заместитель заведующего кафедрой), выполняет следующие обязанности: - проверку и подготовку к утверждению учебных программ, графиков учебного процесса, планов работы кафедры, учебных отделений, методических комиссий и преподавателей и реализацию их в учебно-воспитательном процессе; - контроль за организацией и качеством проведения учебных занятий, организацию взаимопосещения занятий, проводимых преподавателями, и открытых занятий с последующим обсуждением итогов на заседаниях кафедры; - анализ качества и эффективности учебной работы, обобщение и внедрение передового опыта по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; - контроль за проведением профессионально-прикладной физической подготовки в учебном процессе; - распределение почасового фонда, контроль за его расходованием; - организацию и проведение контрольных соревнований, приема контрольных нормативов и зачетов по физическому воспитанию; - ведение учета за динамикой состояния здоровья, физической подготовленности студентов, выполнением требований и тестов учебной программы; - контроль за выполнением распоряжений по кафедре, плана работы кафедры, планов работы отделений и методических комиссий, индивидуальных планов преподавателей и решений кафедры; - контроль за систематическим проведением медицинских обследований и врачебно-педагогического контроля над студентами, занимающимися физическими упражнениями и спортом; - разработку и проведение мероприятий по предупреждению спортивного травматизма на учебных занятиях; - составление отчета кафедры по разделу учебной работы. 2.2. Преподаватель, ответственный за научную и учебно-методическую работу (заместитель зав. кафедрой), проводит следующую работу: - планирование, организацию и проведение на кафедре научной и учебно-методической работы; - совершенствование учебной документации: рабочих учебных программ, графиков учебного процесса, планов-конспектов лекций, групповых занятий, индивидуальных тренировочных планов и др.; - разработку и обоснование содержания и методики профессиональной прикладной физической подготовки студентов; - подготовку методических пособий, указаний, разработок, необходимых для совершенствования учебно-воспитательного процесса; - организацию и проведение на кафедре научных конференций; - обсуждение на кафедре новой учебно-теоретической литературы; - разработку и использование в учебном процессе наглядных пособий, технических средств, компьютерной техники, элементов программированного и проблемного обучения, тренажеров; - контроль и оказание помощи в работе методического кабинета и научной лаборатории при кафедре; - составление отчета кафедры по разделу научной и учебно-методической работы. 2.3. Преподаватель, ответственный за массовую оздоровительную, физкультурную и спортивную работу (заместитель зав. кафедрой), совместно со спортивной общественностью осуществляет: - руководство и контроль за планированием круглогодичного учебно-тренировочного процесса в спортивном учебном отделении и за качеством проведения спортивных соревнований; - контроль за совершенствованием спортивного мастерства студентов-спортсменов высокой квалификации; - планирование, организацию и проведение в вузе массовых оздоровительных и спортивных мероприятий среди студентов; - проведение спортивных соревнований внутри вуза и руководство спортивными командами на внешних соревнованиях; - развитие в вузе массового туризма, организацию и контроль за проведением туристских походов, слетов; - проведение анализа спортивной работы, обобщение и распространение в вузе передового опыта физкультурной и спортивной работы; - руководство и контроль за работой по агитации и пропаганде физической культуры и спорта в вузе, по внедрению мероприятий физической культуры в повседневный быт студенческой молодежи; - составление отчета кафедры по разделу массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. 2.4. Преподаватели, ответственные за работу в учебных отделениях (по виду спорта и виду занятий), обеспечивают: - планирование, организацию и проведение учебно-тренировочного процесса, организацию и подготовку спортивных команд и отдельных спортсменов для участия во внутривузовских и внешних спортивных соревнованиях, проведение массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в вузе, наглядной агитации и пропаганды по видам спорта; - контроль за успеваемостью студентов-спортсменов на факультетах; - составление отчета о работе, проделанной по видам спорта (видам занятий). 2.5. В обязанности преподавателя, ответственного за работу по физическому воспитанию на факультете (заместителя декана по физическому воспитанию), входит: - комплектование групп во всех учебных отделениях для занятий по физическому воспитанию и контроль за перемещением студентов в течение учебного года; - контроль за качеством и эффективностью учебного процесса по физическому воспитанию на факультете; - организация и проведение на факультете контрольных соревнований и зачетов; - оказание квалифицированной помощи спортивному совету факультета в планировании, организации и проведении на факультете массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий; в комплектовании спортивных команд факультета, подготовке и организации их для участия в спортивных соревнованиях на первенство вуза; - содействие росту спортивного мастерства студентов-спортсменов высокой квалификации, помощь им в целях успешного сочетания обучения на факультете с активными занятиями спортом; - проведение на факультете работы по наглядной агитации и пропаганде физической культуры и спорта; - ведение учета по всем разделам работы на факультете по физическому воспитанию и спорту, ежедневное сообщение на совете факультета информации о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов, а также о развитии спорта на факультете; - составление отчета о работе по физическому воспитанию на факультете. УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Учебно-вспомогательный персонал: заведующий лабораторией, старшие лаборанты, пианисты-аккомпаниаторы, лаборанты, учебные мастера, механики, квалифицированные рабочие находятся в штатном расписании кафедры и работают под руководством заведующего кафедрой. Директора (заведующие) учебных спортивных сооружений вузов (бассейнами, стадионами, спортивными корпусами и т.д.) подчиняются в своей работе заведующим кафедрами физического воспитания. Численный состав учебно-вспомогательного персонала определяется в соответствии со штатным расписанием вуза и имеющейся учебной спортивной и оздоровительной базой. Учебно-вспомогательный персонал выполняет следующие виды работ: - эксплуатация, уход, поддержание надлежащего санитарно-гигиенического состояния, подготовка документации, контроль за своевременным проведением текущего и капитального ремонта учебных спортивных сооружений и оздоровительных баз; - подбор музыки, музыкального сопровождения учебных занятий, спортивных соревнований, спортивных праздников и оздоровительных мероприятий; - обеспечение, снабжение, сбережение, текущий ремонт, прием и выдача для проведения учебных занятий, спортивных соревнований, оздоровительных и физкультурных мероприятий спортивного оборудования, инвентаря, снаряжения, тренажеров, приборов, технических средств обучения, учебных наглядных пособий и т.д.; - ведение и хранение документов планирования, отчетности по всем разделам работы кафедры. Функциональные обязанности учебно-вспомогательного персонала утверждаются заведующим кафедрой физического воспитания. Эксплуатация, содержание и санитарно-гигиеническое состояние учебных спортивных сооружений и оздоровительных баз (текущий и капитальный ремонт, отопление, освещение, вентиляция, работа, уборка, транспорт, механизмы и т.д.) обеспечиваются административно-хозяйственными структурами вуза. ПЛАНИРОВАНИЕ, УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ Для планирования работы кафедры и ее подразделений составляются: 1. Перспективный план работы кафедры на пятилетие, включающий в себя вопросы организации учебной, научной, научно-методической, массовой оздоровительной физкультурной и спортивной работы, повышения квалификации преподавательского состава, развития материальной базы и т.п. 2. План работы кафедры, план работы по физическому воспитанию на факультетах, планы работы учебных отделений (или по видам спорта), индивидуальные планы работы преподавателей - на каждый учебный год. 3. Рабочие учебные программы, включающие графики учебного процесса по всем учебным отделениям (в спортивном отделении по всем видам спорта) на учебный год, расписание учебных занятий, планы-конспекты на каждое учебное занятие (в основном отделении допускается составление планов-конспектов на поток, в спортивном и специальном отделении - на каждую группу). 4. Перспективный план и план на год научных и научно-методических работ по физическому воспитанию студентов. 5. Календарный план массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы, положения о спортивных соревнованиях. Для учета работы, выполненной кафедрой по всем разделам, ведутся: протоколы заседаний кафедры, журналы учета распоряжений по кафедре, акты проверки работы кафедры вышестоящими организациями, журналы учета учебной работы со студентами (на каждую группу), копии зачетных ведомостей, протоколы спортивных соревнований. Кафедра в установленном порядке отчитывается о работе по физическому воспитанию в вузе и о выполнении научной и научно-методической работы. Страницы: 1 2 |