РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 21 апреля 2003 г. N 494-р (НТЦС) 1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования. 2. МПР России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организовать работу по реализации Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования. Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов 21 апреля 2003 г. N 494-р УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. N 494-р ОСНОВЫ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования Россия располагает крупнейшим минерально-сырьевым потенциалом и является одним из ведущих мировых производителей минерального сырья. В то же время минерально-сырьевая база страны обладает относительно низкой инвестиционной привлекательностью из-за неблагоприятного географоэкономического размещения многих месторождений полезных ископаемых и относительно низкого качества минерального сырья, его низкой конкурентоспособности в современных экономических условиях. Отсутствует долгосрочная государственная стратегия в области изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и технического перевооружения предприятий по добыче и первичной переработке полезных ископаемых. Указанные негативные факторы в ближайшее время могут привести к существенным затруднениям в функционировании минеральносырьевого комплекса, замедлению экономического развития и снижению уровня обеспечения безопасности страны. Проведение Россией эффективной политики в сфере рационального использования минерально-сырьевой базы требует учета последствий глобализации мировой экономики, прогнозируемого роста потребления минерально-сырьевых ресурсов в XXI веке и является важнейшим условием обеспечения структурной перестройки и модернизации экономики и последовательного повышения благосостояния населения. Настоящий документ определяет цели, принципы и задачи государственного регулирования соответствующих видов деятельности, а также направления совершенствования системы управления минерально-сырьевым комплексом и государственным фондом недр России. Для решения поставленных задач разработан план мероприятий по реализации Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования согласно приложению. 1. Цели и принципы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования Основными целями государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования являются: обеспечение воспроизводства и эффективного освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого экономического развития России, повышения благосостояния ее граждан; организация рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов в интересах нынешних и будущих поколений граждан Российской Федерации; защита геополитических интересов России, в том числе на мировом рынке минерального сырья. Государственная политика в области использования минерального сырья и недропользования основывается на следующих принципах: сохранение государственной собственности на недра и содержащиеся в них минерально-сырьевые ресурсы; регулирование развития и использования минеральносырьевого комплекса страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными и краткосрочными программами геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, разрабатываемыми на основе долгосрочного (на перспективу до 25-50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья; предоставление прав пользования недрами на состязательной (аукционной, конкурсной) основе; формирование федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья (фонда минерально-сырьевых ресурсов для будущих поколений); совершенствование системы налогов и платежей, связанных с пользованием недрами, в целях обеспечения справедливого распределения между государством и недропользователями доходов от использования ресурсов недр, находящихся в государственный собственности, создания благоприятных экономических условий для функционирования минерально-сырьевого комплекса России, поддержания его конкурентоспособности на мировом рынке; установление четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере использования и охраны недр; стимулирование перехода экономики Российской Федерации на ресурсосберегающие технологии, рациональное и комплексное использование минерального сырья при его добыче и переработке; совершенствование практики реализации соглашений о разделе продукции для освоения месторождений полезных ископаемых, в том числе расположенных на континентальном шельфе и на территориях регионов с отсутствующей производственной инфраструктурой, применение таких соглашений в исключительных случаях при отсутствии претендентов на разработку участков недр на условиях обычного налогового режима, усиление государственного контроля за исполнением указанных соглашений. 2. Совершенствование нормативной правовой базы в области использования минерального сырья и недропользования Для реализации государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования необходимо обеспечить совершенствование законодательства о недрах, обратив особое внимание на правовое регулирование следующих аспектов деятельности в сфере недропользования: предоставление в пользование участков недр на основе административных и гражданско-правовых механизмов, включая договоры концессий и другие формы договорных отношений; четкое распределение между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации полномочий в области управления недропользованием; закрепление в лицензиях, лицензионных соглашениях и договорах на пользование участками недр обязательств недропользователя по этапам и срокам освоения месторождений, выполнению объемов и видов работ, связанных с пользованием недрами; применение экономических и правовых санкций к недропользователям, нарушающим условия пользования недрами, в том числе санкций за умышленную консервацию месторождений полезных ископаемых; признание работ по разведке месторождений полезных ископаемых самостоятельным видом пользования недрами, финансируемого в том числе из федерального бюджета; стимулирование применения лучших технологий разведки и добычи полезных ископаемых, минимизации негативного воздействия на окружающую среду при проведении геолого-разведочных и горных работ; развитие системы государственного мониторинга геологической среды; создание эффективной системы государственного контроля за проведением геолого-разведочных и добычных работ, за выполнением условий лицензий и договоров на право пользования участками недр; совершенствование государственной экспертизы результатов геолого-разведочных работ и системы учета запасов полезных ископаемых; разработка новых и корректировка действующих стандартов, норм и правил в сфере недропользования и охраны окружающей среды с учетом общепризнанных принципов и норм международного права; обязательность государственной экспертизы проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых; обеспечение гарантий соблюдения интересов государства и недропользователя. 3. Совершенствование системы управления государственным фондом недр В целях совершенствования системы управления государственным фондом недр необходимо четкое распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем: закрепления за федеральными органами исполнительной власти функции стратегического планирования развития минеральносырьевого комплекса Российской Федерации и основных регулирующих и контрольных функций; распределения исполнительно-распорядительных функций между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; усиления системы государственного контроля за геологическим изучением и использованием недр; расширения практики проведения открытых аукционов, связанных с предоставлением прав пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых; разработки мер по повышению экономической ответственности недропользователя за невыполнение инвестиционных обязательств и неэффективное использование предоставленных в пользование участков недр. 4. Организационные мероприятия в области использования и воспроизводства запасов минерального сырья и обеспечения эффективной работы добывающей промышленности Важной составной частью реализации государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования являются федеральные целевые программы геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы страны, для выполнения которых необходимо осуществление следующих мероприятий: разработка политики в области использования минеральносырьевых ресурсов на длительную перспективу (20, 30, 50 лет); анализ и оценка перспектив внутреннего потребления, экспорта, импорта минерального сырья и разработка предложений по покрытию дефицита соответствующего вида минерального сырья; разработка мер по созданию стратегических государственных запасов минерального сырья, в том числе запасов пресных подземных вод, по формированию необходимых и достаточных объемов складских запасов стратегических видов минерального сырья; своевременное и регулярное финансирование из средств федерального бюджета геологических исследований, проводящихся в интересах обороны и безопасности страны, в целях прогнозирования, выявления и оценки минерально-сырьевых ресурсов в малоизученных районах, поиска и разведки стратегических видов минерального сырья, обеспечения потребностей отраслей промышленности в геологической информации о недрах, а также прогнозирования геологических процессов, опасных для жизни и здоровья населения; контроль и оценка состояния минерально-сырьевой базы; стимулирование деятельности добывающих компаний по проведению работ, направленных на получение прироста запасов полезных ископаемых, в том числе за счет бюджетных средств. В целях обеспечения эффективной работы предприятий добывающей промышленности необходимо осуществлять: содействие формированию добывающих компаний, имеющих высококонкурентную способность на мировом рынке добычи и переработки минерального сырья; расширение участия предприятий малого и среднего бизнеса в деятельности в области использования минерального сырья и недропользования; использование различных форм государственной поддержки и защиты интересов российских добывающих компаний при выходе их на мировой рынок, а также российских добывающих компаний, участвующих в реализации крупных инвестиционных проектов, связанных с освоением минерально-сырьевых ресурсов, в том числе за пределами Российской Федерации. ПРИЛОЖЕНИЕ к Основам государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования ПЛАН мероприятий по реализации Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | |Ответственные исполнители | Сроки исполнения | | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | I. Совершенствование нормативной правовой базы в области использования минерального сырья и | | недропользования | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. |Разработка новой редакции проекта федерального |МПР России, | I полугодие 2003 г. | | |закона "О недрах" |Минэкономразвития России, | | | | |Минэнерго России, | | | | |Госгортехнадзор России, | | | | |Минпромнауки России, | | | | |Минфин России | | | | | | | |------|-------------------------------------------------|----------------------------|-----------------------| | 2. |Подготовка предложений по внесению изменений и |Минфин России, | 2003-2004 годы | | |дополнений в Налоговый кодекс Российской |Минэкономразвития России, | | | |Федерации с целью совершенствования системы |МПР России, | | | |налогообложения недропользователей |МНС России, | | | | |Минэнерго России, | | | | |Минпромнауки России, | | | | |Госгортехнадзор России | | | | | | | | | | | | |------|-------------------------------------------------|----------------------------|-----------------------| | 3. |Разработка и утверждение классификаций запасов |МПР России, | II квартал 2003 г. | | |полезных ископаемых и прогнозных ресурсов, |Минэнерго России, | | | |соответствующих международным стандартам |Минпромнауки России | | | | | | | | | | | | | | | | | |------|-------------------------------------------------|----------------------------|-----------------------| | 4. |Разработка проектов нормативных правовых актов, |МПР России, | 2003 год | | |регулирующих организацию единой системы |Минэкономразвития России, | | | |государственной экспертизы запасов полезных |Минэнерго России, | | | |ископаемых в целях обеспечения количественной и |Минпромнауки России | | | |качественной оценки минерального сырья | | | | | | | | |------|-------------------------------------------------|----------------------------|-----------------------| | 5. |Разработка экономических, правовых и |МПР России, | IV квартал 2003 г. | | |организационных мер, обеспечивающих привлечение |Минэнерго России, | | | |государственных и негосударственных средств для |Минэкономразвития России, | | | |финансирования поиска и разведки месторождений |Минпромнауки России | | | |полезных ископаемых | | | | | | | | |------|-------------------------------------------------|----------------------------|-----------------------| | 6. |Разработка и утверждение в установленном |МПР России, | IV квартал 2003 г. | | |порядке нормативных правовых актов, |Минэнерго России, | | | |регламентирующих порядок геологического |Минпромнауки России | | | |изучения недр | | | | | | | | |------|-------------------------------------------------|----------------------------|-----------------------| | 7. |Разработка и утверждение в установленном |Минэнерго России, | IV квартал 2003 г. | | |порядке нормативных правовых актов, |Минпромнауки России, | | | |регламентирующих порядок разработки |МПР России, | | | |месторождений полезных ископаемых (включая |Госгортехнадзор России | | | |вопросы обустройства) | | | | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | II. Совершенствование системы управления государственным фондом недр | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 8. |Разработка долгосрочной государственной |МПР России, | II квартал 2004 г. | | |программы изучения недр и воспроизводства |Минэнерго России, | | | |минерально-сырьевой базы России на основе |Минпромнауки России, | | | |баланса потребления и воспроизводства |Минатом России, | | | |минерального сырья в рамках федеральной целевой |Минэкономразвития России | | | |программы "Экология и природные ресурсы России | | | | |(2002-2010 годы)" | | | | | | | | |------|-------------------------------------------------|----------------------------|-----------------------| | 9. |Создание современной научно-производственной |МПР России | 2003 год | | |структуры геологической службы для решения | | | | |государственных задач по геологическому | | | | |изучению недр и воспроизводству минерально- | | | | |сырьевой базы | | | | | | | | |------|-------------------------------------------------|----------------------------|-----------------------| | 10. |Разработка программ исследований по прогнозу |МПР России | 2003 год | | |геологических опасных явлений | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |