ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА". Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 20.03.03 3

                               ПИСЬМО
 
                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ
 
                           20 марта 2003 г.
                                 N 3
 
                                 (Д)


     1. Вправе   ли  кредитные  организации  для  выявления  операций,
указанных в пункте 2 статьи 6 Федерального закона  "О  противодействии
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию терроризма" (далее - Федеральный  закон),  использовать
перечни   лиц,   признанных   имеющими   отношение   и  причастными  к
террористической деятельности,  которые были доведены до  их  сведения
указаниями  оперативного  характера Банка России от 30.10.2001 N 127-Т
"О  мерах,  предпринимаемых  США  по   предотвращению   финансирования
терроризма"  и  от  01.02.2002  N  12-Т  "О мерах,  предпринимаемых во
исполнение резолюций Совета Безопасности ООН"?
     Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона установлено,  что операции
с денежными средствами  или  иным  имуществом  подлежат  обязательному
контролю  в случае,  если хотя бы одной из сторон является организация
или  физическое  лицо,  в  отношении  которых  имеются  полученные   в
установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об
их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо
или  косвенно  находящееся  в  собственности  или  под контролем таких
организации  или  лица,  либо   физическое   или   юридическое   лицо,
действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
     Порядок определения  и   доведения   до   сведения   организаций,
осуществляющих  операции с денежными средствами или иным имуществом (в
том числе кредитных организаций),  перечня  таких  организаций  и  лиц
устанавливается  Правительством  Российской  Федерации.  Такой порядок
определен  Постановлением  Правительства   Российской   Федерации   от
18.01.2003  N  27  "Об  утверждении  Положения  о  порядке определения
перечня организаций и физических  лиц,  в  отношении  которых  имеются
сведения  об  их  участии  в экстремистской деятельности,  и доведения
этого перечня  до  сведения  организаций,  осуществляющих  операции  с
денежными средствами или иным имуществом" (далее - Положение).
     В соответствии с пунктом 2 Положения полномочиями по  составлению
вышеназванного перечня, а также внесению в него изменений и дополнений
наделен КФМ России.
     Перечень, составленный    КФМ   России,   доведен   до   сведения
территориальных учреждений Банка России Главным центром информатизации
Банка России 21 марта 2003 года.
     Перечни лиц,  признанных  имеющими  отношение  и  причастными   к
террористической   деятельности,   которые   доводились   до  сведения
кредитных организаций Банком России (указания  оперативного  характера
от 30.10.2001 N 127-Т "О мерах,  предпринимаемых США по предотвращению
финансирования  терроризма"  и  от  01.02.2002  N   12-Т   "О   мерах,
предпринимаемых  во  исполнение  резолюций  Совета Безопасности ООН"),
могут  использоваться  ими  при  реализации  программ   по   выявлению
необычных сделок.
     2. Как в целях  выявления  операций,  указанных  в  абзаце  пятом
подпункта  3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона,  определить период
деятельности   юридического    лица,    которое    прошло    процедуру
реорганизации?
     В соответствии с пунктом 1 и абзацем пятым подпункта 3  пункта  1
статьи  6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным
имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она
совершается,  равна  или  превышает  600 000 рублей либо эквивалентную
сумму в иностранной валюте,  а по  своему  характеру  данная  операция
относится  к  операциям по зачислению денежных средств на счет (вклад)
или  их  списанию  со  счета  (вклада)   юридического   лица,   период
деятельности   которого   не   превышает   трех  месяцев  со  дня  его
регистрации.
     Согласно пункту    2    статьи    11   Федерального   закона   "О
государственной регистрации юридических лиц" моментом  государственной
регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей
записи в государственный реестр.  В то же время следует  принимать  во
внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 15 указанного Закона в
случае, если юридическое лицо подверглось реорганизации и в результате
этой   процедуры   прекращена   деятельность   одного  или  нескольких
юридических лиц, регистрирующие органы вносят в государственный реестр
записи   о   прекращении   деятельности   таких   юридических   лиц  и
государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
     Таким образом,  требования  Федерального  закона  об обязательном
контроле распространяются на операции юридических лиц,  которые  вновь
возникли  в  результате  реорганизации  в  форме слияния,  разделения,
выделения или преобразования.
     Следовательно, при  рассмотрении  вопроса  об  отнесении операции
юридического лица,  вновь возникшего  в  результате  реорганизации,  к
операциям,  указанным  в  абзаце  пятом  подпункта 3 пункта 1 статьи 6
Федерального закона,  отсчет периода его деятельности следует начинать
с даты внесения регистрирующим органом в государственный реестр записи
о государственной регистрации  этого  юридического  лица  (статья  191
Гражданского кодекса Российской Федерации).
     3. Федеральный закон "О государственной  регистрации  юридических
лиц"  установил  требование  о  представлении  в регистрирующие органы
юридическими лицами,  зарегистрированными до его  вступления  в  силу,
документов,  необходимых для внесения записи в государственный реестр.
Следует ли кредитной организации в соответствии с пунктом 1 и  абзацем
пятым подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона распространять
процедуры обязательного контроля на указанных юридических лиц?
     В соответствии  с  пунктом  2  статьи  11  Федерального закона "О
государственной регистрации юридических лиц" моментом  государственной
регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей
записи  в  государственный  реестр.  При  этом  пунктом  3  статьи   5
Федерального  закона  "О  государственной регистрации юридических лиц"
определено,  что записи вносятся в государственный реестр на основании
документов, представленных заявителями при государственной регистрации
юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр.
     Согласно пункту    3    статьи    26   Федерального   закона   "О
государственной  регистрации  юридических  лиц"  уполномоченное   лицо
юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу указанного
Федерального закона,  обязано в  течение  шести  месяцев  со  дня  его
вступления   в  силу  представить  в  регистрирующий  орган  сведения,
предусмотренные Федеральным  законом  "О  государственной  регистрации
юридических   лиц".  При  этом  в  обращении  Министерства  Российской
Федерации  по  налогам  и  сборам   "О   государственной   регистрации
юридических   лиц"   ("Парламентская   газета",   N  134,  18.07.2002,
"Российская Бизнес-газета",  N 28,  23.07.2002) указано,  что "это  не
переоформление свидетельства,  не перерегистрация юридического лица, а
именно сообщение сведений о юридическом лице,  на основании которого в
Единый  государственный  реестр юридических лиц будет внесена запись и
выдано  свидетельство,   подтверждающее   факт   внесения   записи   в
государственный реестр".
     Таким образом,   операции   юридических   лиц,    которые    были
зарегистрированы   до   вступления   в  силу  Федерального  закона  "О
государственной регистрации юридических лиц" и с даты  государственной
регистрации которых прошло более трех месяцев,  согласно абзацу пятому
подпункта 3  пункта  1  статьи  6  Федерального  закона  обязательному
контролю не подлежат.
     4. В соответствии с требованиями статьи 4 и  пункта  6  статьи  7
Федерального     закона    кредитные    организации,    представляющие
соответствующую  информацию  в   уполномоченный   орган,   не   вправе
информировать  об  этом  клиентов  или  иных лиц.  Вправе ли кредитная
организация представлять информацию о принимаемых  ею  мерах  в  целях
противодействия   легализации   (отмыванию)   преступных   доходов   и
финансированию терроризма проверяющим Банка России, а также обращаться
к   клиенту   за   разъяснениями   или   дополнительными  документами,
необходимыми ей для осуществления внутреннего контроля?
     В соответствии  с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона контроль
за исполнением физическими и юридическими лицами Федерального закона в
части фиксирования,  хранения и представления информации об операциях,
подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего
контроля   осуществляется   соответствующими   надзорными  органами  в
соответствии  с   их   компетенцией   и   в   порядке,   установленном
законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом
в случае отсутствия надзорных органов в сфере  деятельности  отдельных
организаций,  осуществляющих  операции с денежными средствами или иным
имуществом.
     В соответствии  со  статьей 56 Федерального закона "О Центральном
банке  Российской  Федерации  (Банке  России)"  Банк  России  является
органом банковского регулирования и надзора. Руководствуясь статьей 73
Федерального закона "О Центральном банке Российской  Федерации  (Банке
России)",  а  также Инструкцией Банка России,  устанавливающей порядок
проведения   проверок   кредитных   организаций    и    их    филиалов
уполномоченными    представителями   Центрального   банка   Российской
Федерации,  представители (служащие) Банка России имеют право получать
и  проверять  отчетность  и другие документы кредитных организаций (их
филиалов),  при  необходимости   снимать   копии   с   соответствующих
документов для приобщения к материалам проверки.
     Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона  на  кредитную
организацию   возложена   обязанность  документально  зафиксировать  и
представить сведения о подлежащих обязательному контролю  и  необычных
операциях в уполномоченный орган.  Соответственно, в рамках исполнения
Федерального закона кредитная организация вправе обратиться к  клиенту
за  получением необходимых ей для осуществления внутреннего контроля в
целях противодействия легализации  (отмыванию)  преступных  доходов  и
финансированию  терроризма разъяснений и (или) документов при условии,
что такой запрос не будет мотивирован принятием кредитной организацией
мер  по  противодействию  легализации (отмыванию) доходов,  полученных
преступным путем, и финансированию терроризма.
     Материал подготовлен   Департаментом  валютного  регулирования  и
валютного контроля.

     Департамент валютного регулирования и валютного контроля сообщает
названия   сайтов   Интернета,   содержащих  сведения  об  иностранном
законодательстве и международных инициативах в области противодействия
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию терроризма:
     - Группы  разработки  финансовых  мер  борьбы  с отмыванием денег
(ФАТФ) - www.fatf-gafi.org,  а также новый сайт по вопросам  борьбы  с
финансированием терроризма - www.fatf-gafi.org/TerFinance_en.htm,
     - Международного валютного фонда - www.imf.org,
     - Всемирного банка - www.worldbank.ru,
     - Международной    информационной     системы     по     вопросам
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, - www.imolin.org,
     - Европарламента - www.europarl.eu.int,
     - Организации Объединенных Наций - www.un.org,
     - Вольфсбергской группы - www.wolfsberg-principles.com,
     - Сети по борьбе с преступлениями США - www.fincen.gov,
     - Казначейства США - www.treas.gov,
     - Азиатско-Тихоокеанской группы по  вопросам  отмывания  денег  -
www.apgml.org,
     - Карибской группы финансовых действий против отмывания  денег  -
www.cfatf.org,
     - Международной комплаенс-системы Complinet -  www.complinet.com,
на   котором  представлены  информационная  база  данных  по  клиентам
отдельных банков и актуальные сведения о международных  инициативах  в
области    противодействия    легализации    (отмыванию)   доходов   и
финансированию терроризма,
     - Журнала "Money laundering Alert" - www.moneylaundering.com.

20 марта 2003 г.
N 3