ПРАВОМЕРНО ЛИ СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ - НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ УЧАСТНИКОМ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ С СУММ ПРОСРОЧЕННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕЙ, В УСТАНОВЛЕННОМ ПРОЦЕНТЕ ОТ ПОЛУЧЕННОЙ ВЫРУЧКИ, ВКЛЮЧАЯ ВЫРУЧКУ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 3 декабря 2002 г. N 26-12/59212 (Д) Порядок формирования резерва по сомнительным долгам, отчисления в который уменьшают доходы организации в текущем отчетном (налоговом) периоде для целей налогообложения прибыли, регулируется ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Согласно п. 1 ст. 266 Кодекса сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность: - не погашена в сроки, установленные договором; - не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Следовательно, сомнительным считается долг не с момента его возникновения, а с момента окончания срока погашения задолженности по договору. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом: 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности; 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включаются 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности; 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва. При этом для формирования резерва по результатам проведенной инвентаризации принимается задолженность в том размере, в котором она была отражена в бухгалтерском учете. Вместе с тем согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" сумма дебиторской задолженности, относящаяся к сделкам и операциям, учтенным при формировании налоговой базы переходного периода, не участвует в формировании резервов по сомнительным долгам, создаваемых в соответствии со ст. 266 Кодекса. Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса. Согласно ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, организацией, применяющей метод начисления для признания доходов и расходов, признаются для целей налогообложения в соответствии со ст. 271 Кодекса. Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов (ст. 265 Кодекса) на последний день отчетного (налогового) периода. При этом изложенный выше порядок формирования резерва по сомнительным долгам не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга А.А. Глинкин |