О ПОРЯДКЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ, РАЙОНОВ ГОРОДА МОСКВЫ. Закон. Мэр Москвы. 02.04.03 20

                                ЗАКОН

                              МЭР МОСКВЫ

                           2 апреля 2003 г.
                                 N 20

                                 (Д)


     Настоящий Закон является частью законодательства города Москвы  о
градостроительстве,     определяет     назначение     и     содержание
градостроительных планов развития территорий административных  округов
и районов города Москвы и устанавливает порядок разработки, принятия и
реализации указанных градостроительных планов.

                      Статья 1. Общие положения

     1. Градостроительное     планирование     развития     территорий
административных округов, районов города Москвы является деятельностью
по разработке,  согласованию,  утверждению,  мониторингу реализации  и
актуализации   градостроительных   планов   развития   соответствующих
административных   округов,   районов   города   Москвы    (далее    -
градостроительные   планы),   осуществляемой  органами  исполнительной
власти города Москвы с  участием  органов  местного  самоуправления  в
городе Москве, а также с участием граждан и юридических лиц.
     2. Градостроительные  планы  входят  в  состав  градостроительной
документации  о  градостроительном  планировании  развития  территории
города Москвы.  Правительство  Москвы  во  взаимодействии  с  органами
местного  самоуправления  в  городе  Москве обеспечивает своевременную
разработку,   утверждение,   мониторинг    реализации,    актуализацию
градостроительного  плана  каждого  административного  округа,  района
города Москвы.  Основой разработки градостроительных  планов  является
Генеральный  план  развития города Москвы.  Градостроительные планы не
могут противоречить Генеральной схеме градостроительного зонирования и
другим  положениям  Генерального  плана,  утвержденным  законом города
Москвы о Генеральном плане развития города Москвы.
     3. Правовой   основой  градостроительного  планирования  развития
территорий  административных  округов,  районов  являются  Конституция
Российской  Федерации,  Градостроительный кодекс Российской Федерации,
иное федеральное  законодательство,  Устав  города  Москвы,  настоящий
Закон   и   другие   законы  города  Москвы.  Градостроительные  планы
разрабатываются с учетом осуществления городом Москвой функций столицы
Российской  Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от
15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации".
     4. При  осуществлении  градостроительного  планирования  развития
территорий  административных  округов,  районов  обеспечиваются  права
граждан,   их   объединений,   юридических   лиц   на   информацию   о
градостроительной деятельности и на участие в обсуждении и  подготовке
принятия    градостроительных   решений   в   порядке,   установленном
Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы
от  25  июня  1997  года N 28-51 "О защите прав граждан при реализации
градостроительных  решений  в  городе  Москве",   иными   нормативными
правовыми актами города Москвы.
     5. Органы местного самоуправления участвуют  в  градостроительном
планировании развития территорий административных округов,  районов по
предметам,  отнесенным федеральным законодательством,  Уставом  города
Москвы,   иными   законами   города  Москвы  к  ведению  муниципальных
образований города Москвы в области градостроительной деятельности.
     6. Финансирование   работ   по   градостроительному  планированию
развития территорий административных округов,  районов  осуществляется
за  счет  средств  бюджета города Москвы,  в том числе средств целевых
бюджетных  фондов  развития   территорий   административных   округов,
районов.   Финансирование  работ  по  градостроительному  планированию
развития территорий  районов  может  осуществляться  с  использованием
средств   бюджетов   соответствующих   муниципальных   образований   в
соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

            Статья 2. Назначение градостроительных планов

     1. Градостроительные планы разрабатываются в целях:
     1) реализации  Генерального  плана развития города Москвы в части
его   положений,    относящихся    к    территории    соответствующего
административного округа, района Москвы;
     2) формирования благоприятной среды  жизнедеятельности  в  каждом
административном   округе,   районе   города   Москвы   с   учетом  их
градостроительных особенностей и задач  экономического  и  социального
развития;
     3) согласования    государственных    интересов     в     области
градостроительства  города  Москвы с общественными интересами с учетом
частных интересов;
     4) координации градостроительной деятельности,  осуществляемой на
территориях  административных  округов   и   районов   города   Москвы
отраслевыми и территориальными органами Правительства Москвы, органами
местного самоуправления.
     2. Градостроительный  план  развития территории административного
округа в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы:
     1) устанавливает перспективные направления,  первоочередные меры,
а также  основные  градостроительные  показатели  развития  территории
административного округа в целом;
     2) определяет   градостроительные   требования   к    разработке,
актуализации  градостроительных  планов  развития  территорий районов,
расположенных в границах административного округа;
     3) устанавливает  необходимость  разработки  проектов  планировки
отдельных частей территории административного округа,  территориальных
схем  развития  и  размещения  на  территории административного округа
объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, объектов
жилищного   и   других  видов  строительства,  иной  градостроительной
документации, а также очередность и требования к ее разработке.
     3. Градостроительный    план   развития   территории   района   в
соответствии  с  Генеральным   планом   развития   города   Москвы   и
требованиями,  определенными градостроительным планом соответствующего
административного округа:
     1) устанавливает перспективные направления,  первоочередные меры,
а также  основные  градостроительные  показатели  развития  территории
района;
     2) определяет  необходимые  для  оформления  актов   разрешенного
использования  участков  территории градостроительных объектов границы
указанных  участков,  виды   их   функционального,   строительного   и
ландшафтного назначения;
     3) устанавливает   необходимость   разработки   градостроительных
обоснований  строительства,  реконструкции отдельных градостроительных
объектов,  проектов застройки отдельных частей  территории  района,  а
также очередность и требования к их разработке.
     4. Расчетный  срок  градостроительных  планов  устанавливается  в
соответствии  с  расчетным  сроком  Генерального плана развития города
Москвы.

              Статья 3. Состав градостроительных планов

     1. Градостроительный план развития  территории  административного
округа, района должен включать:
     1) аналитические материалы,  характеризующие состояние, тенденции
и  проблемы  развития  территории,  обосновывающие  цели  и  задачи ее
развития,  в том числе определяемые Генеральным планом развития города
Москвы,   городскими   целевыми   программами,  планами  (программами)
экономического  и  социального  развития  города  и   соответствующего
административного   округа,   района  Москвы,  планами  и  программами
развития муниципальных образований,  а  также  содержащие  прогнозы  и
оценки  изменения  среды  жизнедеятельности в результате осуществления
планируемых градостроительных мероприятий по развитию территории;
     2) основные  долгосрочные направления градостроительного развития
территории,  обеспечивающие выполнение требований законодательства  об
охране окружающей среды, природного комплекса и историко - культурного
наследия и определяющие функционально - планировочную,  архитектурно -
пространственную,    ландшафтную    структуру   территории,   развитие
транспортной,  инженерной,  социальной   инфраструктур,   комплексного
благоустройства  территории,  а  также участки и иные части территории
соответствующего административного округа,  района Москвы,  подлежащие
комплексной градостроительной реорганизации;
     3) схемы (для территорий административных  округов),  планы  (для
территорий   районов)   функционального,  строительного,  ландшафтного
зонирования территории, линий (границ) регулирования градостроительной
деятельности,   в   том   числе   границ  объектов  градостроительного
нормирования;
     4) первоочередные  задачи  и  меры  по  развитию  территории,  их
характеристики и сроки осуществления;
     5) основные градостроительные показатели развития и реконструкции
территории,   систем    транспортной,    инженерной    и    социальной
инфраструктур,  а  также  показатели,  характеризующие изменение среды
жизнедеятельности в соответствии с  градостроительными  нормативами  и
правилами города Москвы.
     2. Состав текстовых,  графических,  табличных и  иных  материалов
градостроительных   планов,   в   том  числе  состав  их  утверждаемых
(обязательных)   положений,   а   также   состав   исходных    данных,
исследования,  необходимые  для  разработки  градостроительных планов,
расчетные сроки разработки градостроительных планов и стоимость  работ
определяются  правовыми актами Правительства Москвы,  а также заданием
на разработку градостроительного плана.
     3. Научное      и     методическое     обеспечение     разработки
градостроительных   планов   осуществляет    орган    архитектуры    и
градостроительства     города     Москвы.    Координацию    разработки
градостроительных   планов   осуществляет    орган    архитектуры    и
градостроительства города Москвы совместно с территориальными органами
исполнительной власти города Москвы.

                  Статья 4. Основание для разработки
                       градостроительных планов

     Основанием для      разработки      градостроительных      планов
административного округа,  района города Москвы являются правовые акты
Правительства Москвы, в которых должны быть указаны объемы и источники
финансирования   разработки   градостроительных   планов,   сроки   их
представления  на  утверждение  в  порядке,  установленном   настоящим
Законом.

           Статья 5. Заказчик разработки градостроительного
                                плана

     1. Заказчиком  разработки градостроительного плана является орган
архитектуры и градостроительства города Москвы.
     2. Орган   архитектуры   и   градостроительства   города   Москвы
утверждает задание на разработку градостроительного плана,  определяет
градостроительную     проектную     организацию     -     разработчика
градостроительного плана,  обеспечивает согласование и представление в
органы государственной экспертизы градостроительного плана,  совместно
с   префектом   административного   округа,   главой   управы   района
осуществляет   подготовку   и   согласование  проекта  правового  акта
Правительства  Москвы  об  утверждении  градостроительного   плана   и
представляет   градостроительный  план  на  утверждение  Правительства
Москвы,   осуществляет   иные   функции    заказчика,    установленные
Правительством Москвы в соответствии с законодательством.

          Статья 6. Задание на разработку градостроительного
                                плана

     1. Задание  на  разработку  градостроительного  плана  определяет
состав,  содержание  и  объем  материалов  градостроительного   плана,
порядок,   этапы  и  сроки  выполнения  работ  по  подготовке  проекта
градостроительного    плана,    его    рассмотрению,     согласованию,
государственной    экологической    экспертизе    и    государственной
вневедомственной экспертизе,  представлению на  утверждение,  а  также
состав исходных данных для разработки проекта,  состав необходимых для
обоснования  проектных  решений  научно  -  исследовательских   работ.
Подготовку задания на разработку градостроительного плана осуществляет
заказчик с участием разработчика градостроительного плана.
     2. Задание     на     разработку     градостроительного     плана
административного   округа   подлежит   согласованию    с    префектом
соответствующего административного округа.
     3. Задание на разработку градостроительного плана района подлежит
согласованию с префектом административного округа, в границах которого
расположен район, главой управы района.
     4. Префект   административного   округа,   глава   управы  района
согласовывают задание на разработку градостроительного плана с  учетом
мнений   органов  местного  самоуправления,  образованных  в  границах
соответствующего административного округа, района Москвы.

            Статья 7. Разработка градостроительных планов

     1. Разработку градостроительного плана административного  округа,
района  организует  заказчик совместно с префектурой административного
округа, управой района.
     2. Проект   градостроительного  плана  административного  округа,
представленный заказчиком,  материалы его общественного обсуждения,  а
также  заключения  по  проекту заинтересованных органов исполнительной
власти  города  Москвы,  органов  местного   самоуправления   районов,
расположенных  в  границах  административного округа,  рассматривается
префектом   соответствующего   административного    округа.    Префект
административного   округа   с   учетом   указанных  выше  материалов,
заключений принимает решение о представлении проекта на согласование и
в  органы  государственной  экспертизы или о доработке проекта и о его
повторном рассмотрении.
     3. Проект   градостроительного   плана   района,   представленный
заказчиком, материалы его общественного обсуждения, а также заключения
по  проекту  заинтересованных  органов  исполнительной  власти  города
Москвы и  органа  местного  самоуправления  рассматриваются  префектом
административного  округа,  в  границах  которого расположен район,  и
главой  управы  района.  Префект  административного  округа  с  учетом
указанных    выше   материалов,   заключений   принимает   решение   о
представлении проекта  на  согласование  и  в  органы  государственной
экспертизы или о доработке проекта и о его повторном рассмотрении.
     4. Информирование граждан,  их  объединений,  юридических  лиц  о
разрабатываемом  проекте  градостроительного  плана  и  их  участие  в
обсуждении проекта обеспечивают заказчик,  префектура соответствующего
административного  округа,  управа  района  соответствующего  района в
соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

        Статья 8. Требования к согласованию и государственной
                 экспертизе градостроительных планов

     1. Градостроительный  план  административного  округа подлежит до
его  утверждения   в   порядке,   установленном   настоящим   Законом,
согласованию  с  префектом  соответствующего административного округа,
главами управ  районов,  расположенных  в  границах  административного
округа,   с   учетом   заключений   соответствующих  органов  местного
самоуправления.
     2. Градостроительный  план  района  города Москвы подлежит до его
утверждения в порядке, установленном настоящим Законом, согласованию с
префектом  административного  округа,  в  границах которого расположен
район,  главой  управы  района,   органами   местного   самоуправления
муниципальных образований, расположенных в границах района.
     3. Градостроительный  план   административного   округа,   района
подлежит   до  его  утверждения  в  порядке,  установленном  настоящим
Законом,  согласованию с органом исполнительной власти города Москвы в
области   природопользования   и   охраны  окружающей  среды,  органом
государственного санитарно  -  эпидемиологического  надзора  в  городе
Москве,  органом  государственной охраны памятников истории и культуры
города Москвы,  иными уполномоченными органами  исполнительной  власти
города Москвы в части вопросов, относящихся к их компетенции.
     4. Положения    градостроительных    планов,    предусматривающие
изменения   градостроительных  характеристик  объектов,  отнесенных  в
установленном   законодательством   порядке   к    объектам    особого
регулирования  градостроительной  деятельности  федерального значения,
являющихся  объектами  федеральной  собственности,  подлежат   до   их
утверждения   согласованию  с  уполномоченными  федеральными  органами
исполнительной власти.
     5. Градостроительные    планы    подлежат   до   их   утверждения
государственной     экологической     экспертизе,      государственной
вневедомственной    экспертизе    в    соответствии    с   федеральным
законодательством,  законами и  иными  нормативными  правовыми  актами
города Москвы.  В случаях, установленных федеральным законодательством
и законами города Москвы,  проекты градостроительных  планов  подлежат
государственной историко - культурной экспертизе.

          Статья 9. Разрешение споров по вопросам разработки
               и согласования градостроительных планов

     1. Разногласия и  споры,  возникающие  в  процессе  общественного
обсуждения    градостроительных    планов    между    гражданами,   их
объединениями,  юридическими лицами и органами исполнительной  власти,
органами   местного  самоуправления,  рассматриваются  согласительными
комиссиями в порядке, установленном законами города Москвы.
     2. Разногласия  и  споры  между  органами  исполнительной  власти
города  Москвы  и  органами  местного   самоуправления   по   вопросам
разработки  и  согласования  градостроительных  планов рассматриваются
согласительными    комиссиями,    создаваемыми    из    представителей
заинтересованных сторон на паритетной основе.
     3. Решения согласительных комиссий,  указанных в  частях  1  и  2
настоящей     статьи,    не    противоречащие    законодательству    о
градостроительстве,  являются  основанием  для  внесения  изменений  в
градостроительные планы до их утверждения.
     4. Разногласия  и  споры,  не   урегулированные   согласительными
комиссиями,    решаются   Правительством   Москвы   при   рассмотрении
представленных на утверждение градостроительных планов,  а в  случаях,
установленных федеральным законодательством, - судом.
     5. Разногласия  и  споры  между  органами  исполнительной  власти
города   Москвы  и  федеральными  органами  исполнительной  власти  по
вопросам согласования градостроительных планов решаются в соответствии
с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

           Статья 10. Утверждение градостроительных планов

     1. Градостроительный   план   административного   округа,  района
утверждается  правовым  актом   Правительства   Москвы   при   наличии
положительных заключений государственных экспертиз,  указанных в части
5 статьи 8 настоящего Закона,  и с  учетом  результатов  общественного
обсуждения,  проведенного  в  порядке,  установленном  законами города
Москвы.
     2. Градостроительный   план   административного   округа,  района
представляется  на  утверждение  Правительства  Москвы  соответственно
префектом  административного округа,  главой управы района совместно с
руководителем органа архитектуры и градостроительства города Москвы.
     3. Префект   административного  округа,  глава  управы  района  в
течение    двух    месяцев    после    утверждения    соответствующего
градостроительного плана административного округа, района обеспечивают
публикацию  правового  акта  Правительства   Москвы   об   утверждении
градостроительного  плана  с  приложениями к нему в средствах массовой
информации соответствующей префектуры, управы района.

         Статья 11. Обеспечение реализации градостроительных
                                планов

     1. Реализацию     градостроительных      планов      обеспечивают
территориальные,   функциональные,  отраслевые  органы  исполнительной
власти города Москвы в соответствии с их полномочиями,  установленными
Правительством Москвы.
     2. Органы  местного   самоуправления   участвуют   в   реализации
градостроительных   планов   в   соответствии   с   их   полномочиями,
установленными законодательством.
     3. Градостроительная  деятельность  органов исполнительной власти
города  Москвы,  органов  местного  самоуправления  в  городе  Москве,
граждан   и   юридических  лиц  не  может  противоречить  утвержденным
градостроительным планам.
     4. Градостроительные планы, утвержденные в порядке, установленном
настоящим Законом, являются основанием для включения мероприятий по их
реализации в:
     1) планы,  программы развития города,  в том  числе  в  городские
целевые программы,  в годовые адресные инвестиционные программы города
Москвы,  а  также  в  городские  планы  научно   -   исследовательских
градостроительных работ и разработки градостроительной документации;
     2) планы работ,  выполняемых по заказу префектур административных
округов,  управ  районов  города  Москвы в соответствии с полномочиями
территориальных органов исполнительной власти города;
     3) планы  и программы развития муниципальных образований в городе
Москве, утверждаемые органами местного самоуправления в соответствии с
их полномочиями.

          Статья 12. Мониторинг реализации градостроительных
                                планов

     1. Мониторинг   реализации   градостроительных   планов  включает
регулярный  сбор  и  анализ  сведений  о   ходе   и   итогах   решения
первоочередных    и    перспективных    задач    развития   территорий
территориальных  единиц  Москвы,  о  разработке  градостроительной   и
проектной  документации,  обеспечивающей  решение  указанных задач,  о
выполнении планов,  программ Правительства  Москвы,  органов  местного
самоуправления   в   городе   Москве,   направленных   на   реализацию
утвержденных градостроительных планов,  а также включает сбор и анализ
сведений  о  состоянии  и  изменениях среды жизнедеятельности и оценку
соответствия указанных изменений территориальным  регламентам  и  иным
положениям градостроительных планов.
     2. Мониторинг  реализации   градостроительных   планов   является
составной  частью  мониторинга  реализации Генерального плана развития
города Москвы,  осуществляется в  порядке,  устанавливаемым  настоящим
Законом, иными законами и нормативными правовыми актами города Москвы.
Методическое обеспечение и координацию работ по мониторингу реализации
градостроительных    планов    осуществляет    орган   архитектуры   и
градостроительства города Москвы.
     3. Орган   архитектуры   и   градостроительства   города  Москвы,
территориальные органы исполнительной власти города Москвы с  участием
отраслевых  и  функциональных  органов  исполнительной  власти  города
Москвы,  а  также   с   участием   органов   местного   самоуправления
осуществляют    мониторинг    реализации    градостроительных   планов
соответствующих   административных    округов,    районов,    ежегодно
представляют   в  Правительство  Москвы  сведения  о  ходе  реализации
градостроительных  планов,  информируют  жителей  о  ходе   реализации
градостроительных планов.
     4. Данные о результатах мониторинга реализации  градостроительных
планов   учитываются   Правительством  Москвы  при  рассмотрении  хода
реализации Генерального плана развития города Москвы,  при утверждении
по  итогам  реализации  Генерального  плана за предыдущий год перечней
(программ)  приоритетных   градостроительных   работ   по   реализации
Генерального  плана  на  предстоящий  период,  а также при разработке,
корректировке  годовых  и  перспективных  планов  (программ)  развития
города, при принятии решений об актуализации градостроительных планов.
Данные о результатах мониторинга реализации  градостроительных  планов
включаются   Правительством   Москвы   в  доклады  о  ходе  реализации
Генерального плана,  представляемые  в  Московскую  городскую  Думу  в
порядке, установленном законами города Москвы.

          Статья 13. Порядок актуализации градостроительных
                                планов

     1. Актуализация   градостроительных   планов   осуществляется   в
соответствии с порядком  их  разработки,  экспертизы,  согласования  и
утверждения, установленным статьями 4-8 и 10 настоящего Закона.
     2. Актуализация градостроительного плана осуществляется:
     1) по      истечении     сроков     выполнения     первоочередных
градостроительных мероприятий по развитию соответствующей территории;
     2) по результатам актуализации Генерального плана развития города
Москвы;
     3) в   связи   с   принятием  государственных  целевых  программ,
реализация   которых   требует    изменения    основных    направлений
градостроительного  развития  и  (или)  градостроительного зонирования
территорий, на которые распространяется действие указанных программ.

              Статья 14. Особенности градостроительного
                  планирования территорий - объектов
             комплексной градостроительной реорганизации

     1. Территориями   -   объектами   комплексной   градостроительной
реорганизации   являются   кварталы,   микрорайоны,   общественные   и
производственные  зоны,  иные  части  территории  Москвы,  в  границах
которых в целях реализации Генерального плана развития города  Москвы,
градостроительного плана развития территории административного округа,
района  Москвы,  городской  целевой  программы  необходимы:  изменение
существующего   типа   функционального,   строительного,  ландшафтного
использования территории и (или) реновация (замена),  реконструкция  и
комплексный  капитальный  ремонт  существующего  строительного фонда и
(или) иные  комплексные  градостроительные  мероприятия,  влекущие  за
собой    существенное    изменение    использования   территории,   ее
планировочной структуры, застройки, ландшафта, благоустройства.
     2. Градостроительное  планирование  комплексной градостроительной
реорганизации    территорий    осуществляется    как     в     составе
градостроительных планов развития территорий административных округов,
районов Москвы,  так и путем разработки для этих  территорий  проектов
планировки или другой градостроительной документации,  предусмотренной
законами  и  иными  нормативными  правовыми  актами   города   Москвы.
Разработка и утверждение указанной выше градостроительной документации
возможна  до  утверждения,   актуализации   градостроительного   плана
развития территории района Москвы.
     3. Необходимость  комплексной   градостроительной   реорганизации
указанных   выше  территорий  определяется  Правительством  Москвы  на
основании    Генерального    плана     развития     города     Москвы,
градостроительного плана развития территории административного округа,
городских целевых программ, иных планов, программ развития города.
     4. Порядок  разработки  и  принятия указанной в части 2 настоящей
статьи   градостроительной   документации   определяется   положениями
настоящего  Закона,  относящимися  к  порядку  разработки  и  принятия
градостроительных планов развития территорий районов Москвы,  а  также
иными нормативными правовыми актами города Москвы.

                 Статья 15. Заключительные положения

     1. Настоящий  Закон  вступает  в силу через десять дней после его
официального опубликования.
     2. Градостроительные  планы,  утвержденные  до  вступления в силу
настоящего Закона,  действуют до их  актуализации  в  соответствии  со
статьей 13 настоящего Закона.
     3. В  период  до  утверждения  градостроительных  планов  районов
регулирование    градостроительной    деятельности    на    территории
соответствующих  районов   осуществляется   на   основе   утвержденных
градостроительных    планов   административных   округов   посредством
разработки     градостроительной     документации,     предусмотренной
законодательством города Москвы.
     4. Правовые акты  органов  исполнительной  власти  города  Москвы
приводятся  в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев
со дня его вступления в силу.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков

2 апреля 2003 г.
N 20