ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ НЕЖИЛЫХ (ОФИСНЫХ) ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, АККРЕДИТОВАННЫМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И РОССИЙСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ. ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УКАЗАННЫХ ОПЕРАЦИЙ, СУММ АВАНСОВ (ПРЕДОП. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 11.12.02 24-11/61372

            ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗЫВАЕТ УСЛУГИ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ
        НЕЖИЛЫХ (ОФИСНЫХ) ПОМЕЩЕНИЙ ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ,
         АККРЕДИТОВАННЫМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И РОССИЙСКИМ
       ОРГАНИЗАЦИЯМ. ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
        УКАЗАННЫХ ОПЕРАЦИЙ, СУММ АВАНСОВ (ПРЕДОПЛАТ) И ШТРАФОВ
        ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА АРЕНДЫ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ
        ИНОСТРАННЫХ И РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, А ТАКЖЕ ПОРЯДОК
                     ОФОРМЛЕНИЯ СЧЕТОВ - ФАКТУР.
 
                                ПИСЬМО
 
                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
 
                          11 декабря 2002 г.
                            N 24-11/61372

                                 (Д)


     В соответствии с п.  1  ст.  149  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению предоставление
арендодателем в аренду на территории  Российской  Федерации  помещений
иностранным  гражданам или организациям,  аккредитованным в Российской
Федерации.
     Указанные положения применяются в случаях, если законодательством
соответствующего  иностранного  государства   установлен   аналогичный
порядок   в   отношении  граждан  Российской  Федерации  и  российских
организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если
такая   норма   предусмотрена  международным  договором  (соглашением)
Российской Федерации.  Перечень иностранных  государств,  в  отношении
граждан  и  (или)  организаций  которых  применяются  нормы настоящего
пункта,  определяется  федеральным  органом   исполнительной   власти,
регулирующим    отношения    Российской   Федерации   с   иностранными
государствами   и   международными    организациями,    совместно    с
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
     Необходимым условием  для  применения  данной   льготы   является
включение страны постоянного местопребывания иностранного арендатора в
перечень  иностранных  государств,  прилагаемых   к   соответствующему
приказу  МИД России и МНС России от 13.11.2000 N 13747/БГ-3-06/386 "Об
освобождении от налогообложения реализации услуг  по  сдаче  в  аренду
служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям", или
в список государств,  в отношении которых применяется освобождение  от
налога  на  добавленную  стоимость  (далее  -  НДС) при сдаче в аренду
служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим  лицам
(приложение  к  письму Госналогслужбы России от 13.07.94 N ЮУ-6-06/80н
"Об освобождении от налога на добавленную  стоимость  сдачи  в  аренду
служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам,
аккредитованным в Российской Федерации").
     Согласно п.  5  ст.  168  Кодекса  при реализации товаров (работ,
услуг),  операции по реализации которых  не  подлежат  налогообложению
(освобождаются  от  налогообложения),  расчетные документы,  первичные
учетные документы оформляются  и  счета  -  фактуры  выставляются  без
выделения   соответствующих   сумм   налога.  При  этом  на  указанных
документах делается соответствующая надпись или  ставится  штамп  "Без
налога (НДС)".
     В соответствии с п.  2 ст.  162 Кодекса в отношении  операций  по
реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению
(освобождаются от налогообложения),  не  применяются  положения  п.  1
названной  статьи  Кодекса,  предусматривающего  включение в налоговую
базу по НДС сумм  авансовых  или  иных  платежей,  полученных  в  счет
предстоящих  поставок  товаров,  выполнения  работ или оказания услуг.
Таким  образом,  суммы  аванса,  задатка  (предоплаты),  связанные   с
операциями,  не облагаемыми НДС в соответствии с п. 1 ст. 149 Кодекса,
не включаются в налоговую базу при исчислении налога.
     Подпунктом 2 п.  1 ст.  162 Кодекса предусмотрено,  что налоговая
база по НДС увеличивается  на  суммы,  полученные  в  счет  увеличения
доходов  либо  иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ,
услуг).   В   связи   с    этим    денежные    средства,    полученные
налогоплательщиком  в  виде  санкций  за неисполнение или ненадлежащее
исполнение договоров (контрактов),  включаются в налогооблагаемую базу
в  случае,  если  они  связаны с оплатой реализованных товаров (работ,
услуг),  которые подлежат обложению НДС.  По операциям,  не облагаемым
НДС,  денежные средства, полученные в виде санкций за неисполнение или
ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), НДС не облагаются.
     Что касается услуг по сдаче в аренду нежилых помещений российским
организациям,  данные услуги подлежат обложению НДС в соответствии  со
ст. 146 Кодекса. При этом суммы авансовых платежей по данным операциям
и суммы штрафных санкций за неисполнение или  ненадлежащее  исполнение
договоров  аренды  также  подлежат  обложению  НДС  в  соответствии  с
изложенными выше положениями ст. 162 Кодекса.
     При этом   следует   иметь   в  виду,  что  п.  19  постановления
Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении
правил  ведения  журналов  учета  полученных  и  выставленных счетов -
фактур,  книг  покупок  и  книг  продаж  при  расчетах  по  налогу  на
добавленную  стоимость"  предусмотрено,  что  при  получении  денежных
средств в счет увеличения  доходов  либо  иначе  связанных  с  оплатой
товаров   (выполнением   работ,   оказанием  услуг)  счета  -  фактуры
выписываются  в  одном  экземпляре   получателем   указанных   средств
(арендодателем) и регистрируются им в книге продаж.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          Ю.А. Мавашев

11 декабря 2002 г.
N 24-11/61372