КАКОВ ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ, НО СОСТОЯЩИМ НА НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ДРУГОМ СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ Ф. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 15.01.03 11-17/2855

        КАКОВ ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ
    ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА,
    ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ, НО СОСТОЯЩИМ  
      НА  НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ДРУГОМ СУБЪЕКТЕ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ? КАКИЕ ЛЬГОТЫ ОН ИМЕЕТ КАК ИНВАЛИД III ГРУППЫ?
    НЕОБХОДИМО ЛИ ЕМУ ПРИМЕНЯТЬ ККМ ИЛИ БЛАНКИ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ?

                                ПИСЬМО

                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
 
                          15 января 2003 г.
                             N 11-17/2855

                                 (Д)


     В соответствии с  п.  1  ст.  83  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  в  целях проведения налогового контроля
налогоплательщики подлежат постановке  на  учет  в  налоговых  органах
соответственно  по  месту нахождения организации,  месту нахождения ее
обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также
по   месту   нахождения  принадлежащего  им  недвижимого  имущества  и
транспортных средств, подлежащих налогообложению.
     Таким образом, постановка на учет индивидуального предпринимателя
без   образования   юридического   лица   (далее   -   индивидуального
предпринимателя)   в   налоговом   органе   по   месту   осуществления
деятельности Кодексом не предусмотрена и  местом  его  учета  является
налоговый орган по месту жительства физического лица.
     В случае если  индивидуальный  предприниматель  реализует  товары
(работы,  услуги),  облагаемые  налогом  с  продаж на территориях,  не
контролируемых налоговым органом,  в  котором  он  состоит  на  учете,
налоговые     органы    по    месту    осуществления    индивидуальным
предпринимателем деятельности без предъявления требования постановки в
них  на  учет  вправе  взимать налог с продаж с оборотов по реализации
продукции  (работ,  услуг)  за  наличный  расчет,  если  на  указанной
территории  налог  с продаж введен.  При этом если для открытия такому
индивидуальному  предпринимателю  лицевого  счета  требуются   учетные
данные о нем, налоговым органом осуществляется такой учет сведений.
     Для этого индивидуальному предпринимателю необходимо обратиться в
налоговый   орган   по  месту  жительства  для  внесения  изменений  в
информацию  об  адресе   места   осуществления   деятельности,   ранее
сообщенную  в заявлении о постановке на учет.  Далее в налоговый орган
по  месту   осуществления   деятельности   для   учета   сведений   об
индивидуальном предпринимателе, осуществляющем свою деятельность не по
месту жительства, необходимо представить следующие документы:
     - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
     - документ,  подтверждающий регистрацию по  месту  жительства,  в
случае предъявления документа,  удостоверяющего личность, отличного от
паспорта;
     - свидетельство   о   государственной   регистрации   в  качестве
индивидуального предпринимателя;
     - свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом
органе по месту жительства на территории Российской Федерации.
     Аналогичным образом   в  налоговом  органе  по  месту  нахождения
объектов игорного бизнеса  ведется  учет  сведений  об  индивидуальном
предпринимателе,  занимающемся игорным бизнесом не по месту жительства
и уплачивающем налог на игорный бизнес  согласно  нормам  Федерального
закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес".
     В соответствии   с   главой   23   Кодекса    физические    лица,
зарегистрированные   в   установленном  действующим  законодательством
порядке  и   осуществляющие   предпринимательскую   деятельность   без
образования юридического лица, являются плательщиками налога на доходы
физических лиц по суммам доходов,  полученных от  осуществления  такой
деятельности.
     Особенности исчисления     суммы      налога      индивидуальными
предпринимателями,   порядок   и   сроки   уплаты   налога,   а  также
представления декларации по налогу на доходы физических лиц  по  месту
своего учета установлены статьями 227 и 229 главы 23 Кодекса.
     При осуществлении предпринимательской деятельности индивидуальный
предприниматель  обязан  вести учет доходов и расходов и хозяйственных
операций в соответствии  с  установленным  Порядком  учета  доходов  и
расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей,
утвержденным приказом Министерства  финансов  Российской  Федерации  и
Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N
86н/БГ-3-04/430,  вступившим  в  силу  с  момента   его   официального
опубликования  и  распространяющимся на правоотношения,  возникшие с 1
января 2002 года.
     Индивидуальный предприниматель,     осуществляющий     начисления
(выплаты)  работникам  в  денежной  и  (или)  натуральной  формах   на
основании  заключенных  с ними трудовых договоров,  обязан производить
исчисление  сумм  и  уплату  налога  на  доходы  с   физических   лиц,
представлять  в  налоговый  орган  по  месту  своего  учета сведения о
доходах физических лиц за налоговый период в соответствии с  порядком,
установленным статьями 226 и 230 Кодекса.
     Налогоплательщик - инвалид III  группы  при  определении  размера
налоговой  базы  имеет  право  на  соответствующие  налоговые вычеты -
стандартные  (в  соответствии  с  подп.  3  п.  1  ст.  218  Кодекса),
социальные  (в  соответствии  со  ст.  219 Кодекса),  имущественные (в
соответствии со ст. 220 Кодекса) и профессиональные (в соответствии со
ст. 221 Кодекса).
     В соответствии с подп.  2 п.  1 ст.  235 Кодекса физические лица,
осуществляющие   деятельность   без   образования  юридического  лица,
признаются налогоплательщиками единого  социального  налога  (далее  -
ЕСН) с доходов от предпринимательской деятельности.
     Кроме того,  на  основании  подп.  1  п.  1   ст.   235   Кодекса
индивидуальные   предприниматели   признаются   налогоплательщиками  в
случае, если производят выплаты физическим лицам.
     Согласно п.  2 ст. 235 Кодекса если налогоплательщик одновременно
относится к  нескольким  категориям  налогоплательщиков,  указанным  в
подпунктах 1 и 2 п.  1 этой статьи, он исчисляет и уплачивает налог по
каждому основанию.
     Поскольку в соответствии с п.  1 ст. 83 Кодекса налогоплательщики
- физические лица подлежат постановке на учет в налоговых  органах  по
месту  жительства,  налоговый  контроль  за правильностью исчисления и
уплаты ЕСН индивидуальным предпринимателем по всем  основаниям  должен
осуществляться  налоговым  органом по месту его постановки на учет (по
месту жительства).
     Согласно п.  1 ст. 346(26) Кодекса, введенной Федеральным законом
от 24.07.2002 N 104-ФЗ,  система налогообложения в виде единого налога
на  вмененный  доход  для отдельных видов деятельности устанавливается
Кодексом  и  вводится  в  действие   законами   субъектов   Российской
Федерации.
     В соответствии с абзацем  2  п.  4  ст.  346(26)  Кодекса  уплата
индивидуальными   предпринимателями   единого  налога  предусматривает
замену уплаты налога на доходы физических лиц  (в  отношении  доходов,
полученных  от  деятельности,  облагаемой  единым налогом),  налога на
добавленную  стоимость  и  налога  с  продаж  (в  отношении  операций,
являющихся  объектами  обложения соответственно налогом на добавленную
стоимость   и   налогом   с   продаж,    осуществляемых    в    рамках
предпринимательской деятельности,  облагаемой единым налогом),  налога
на имущество физических лиц (в отношении имущества,  используемого для
осуществления  предпринимательской  деятельности,  указанной  в  п.  2
настоящей статьи) и единого социального налога с полученных доходов  и
сумм,  выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности,
облагаемой единым налогом.
     Согласно ст.  346(28)  Кодекса налогоплательщиками единого налога
на  вмененный  доход  для  отдельных   видов   деятельности   являются
организации   и   индивидуальные  предприниматели,  осуществляющие  на
территории субъекта Российской  Федерации,  в  котором  введен  единый
налог, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 ст.
346(26) настоящего Кодекса.
     Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того
субъекта  Российской  Федерации,  в  котором  они  осуществляют   виды
предпринимательской  деятельности,  установленные  п.  2  ст.  346(26)
Кодекса,  обязаны  встать  на  учет  в  налоговых  органах  по   месту
осуществления  указанной  деятельности  в  срок не позднее пяти дней с
начала осуществления этой деятельности и  производить  уплату  единого
налога, установленного в этом субъекте Российской Федерации.
     В настоящее время на территории Москвы в соответствии  с  Законом
города  Москвы  от 07.12.2001 N 68 "О едином налоге на вмененный доход
для предпринимательской деятельности в  сфере  розничной  стационарной
торговли  горюче  - смазочными материалами" установлен единый налог на
вмененный доход для предпринимательской деятельности в сфере розничной
стационарной торговли горюче - смазочными материалами.
     Единый налог    на    вмененный    доход    для    иных     видов
предпринимательской деятельности на территории Москвы не установлен.
     Таким образом,  предприниматели,  осуществляющие  на   территории
Москвы  деятельность,  не  относящуюся  к сфере розничной стационарной
торговли горюче - смазочными  материалами,  не  подлежат  переводу  на
систему  налогообложения  в  виде  единого налога на вмененный доход и
обязаны  отчитываться  в  налоговом  органе  по  месту  жительства   в
общеустановленном порядке.
     В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N
5215-1  "О  применении  контрольно  - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением" наличные денежные расчеты с населением
при  осуществлении  торговых  операций  и  оказании услуг производятся
всеми  предприятиями,  организациями,  учреждениями,  их  филиалами  и
другими обособленными подразделениями (в том числе физическими лицами,
осуществляющими  предпринимательскую  деятельность   без   образования
юридического  лица)  с  обязательным применением контрольно - кассовых
машин (далее - ККМ).
     В пункте 1 Перечня отдельных категорий организаций,  предприятий,
учреждений,  их филиалов и других обособленных  подразделений  (в  том
числе физических лиц,  осуществляющих предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых
операций   или   оказания  услуг),  которые  в  силу  специфики  своей
деятельности  либо  особенностей  местонахождения  могут  осуществлять
денежные  расчеты  с  населением  без применения контрольно - кассовых
машин,  утвержденного постановлением Совета Министров -  Правительства
Российской  Федерации  от  30.07.93  N  745  (в редакции постановления
Правительства  Российской  Федерации  от  02.12.2000  N  917)  указаны
организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные
подразделения   (в   том   числе   физические   лица,   осуществляющие
предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица) в
части оказания услуг  населению  при  условии  выдачи  ими  документов
строгой отчетности,  приравниваемых к чекам,  по формам,  утвержденным
Министерством  финансов  Российской  Федерации   по   согласованию   с
Государственной  межведомственной экспертной комиссией по контрольно -
кассовым машинам,  за исключением услуг по перевозке пассажиров  такси
(в том числе маршрутными).
     Письмом Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-33 "Об  утверждении
форм  документов  строгой  отчетности"  для  учета  наличных  денежных
средств,  поступающих в качестве оплаты  за  оказание  бытовых  услуг,
утвержден ряд бланков строгой отчетности. В случае невыдачи документов
строгой отчетности организацией  или  индивидуальным  предпринимателем
они   несут  ответственность  за  осуществление  денежных  расчетов  с
населением без применения ККМ.
     Наряду с  применением  бланков  строгой  отчетности организации и
индивидуальные предприниматели при осуществлении денежных  расчетов  с
населением вправе применять ККМ.
     Регистрация бланков  строгой  отчетности   в   налоговом   органе
действующим    законодательством   не   предусмотрена.   Изготавливать
вышеуказанные  бланки  имеют  право  любые  типографии   при   условии
обязательного соблюдения ими требований,  предъявляемых к изготовлению
документов строгой отчетности.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          Ю.А. Мавашев

15 января 2003 г.
N 11-17/2855