ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МОРСКОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РФ 20 сентября 2002 г. N 579 (ФПС) В целях обеспечения правового регулирования деятельности Морского департамента Федеральной пограничной службы Российской Федерации приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Морском департаменте Федеральной пограничной службы Российской Федерации. 2. Приказ Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 18 декабря 1999 г. N 689 "Об утверждении Положения о Департаменте морской охраны Федеральной пограничной службы Российской Федерации" считать утратившим силу. Директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации генерал-полковник К.В. Тоцкий 20 сентября 2002 г. N 579 УТВЕРЖДЕНО приказом ФПС России от 20 сентября 2002 года N 579 ПОЛОЖЕНИЕ о Морском департаменте Федеральной пограничной службы Российской Федерации I. Общие положения 1.1. Морской департамент Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее именуется - Департамент) является структурным подразделением ФПС России, обеспечивающим реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации (далее именуется - Государственная граница) на море, реках, озерах и иных водоемах, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, а также охраны биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации, за ее пределами, где в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российская Федерация обладает правами на сохранение и использование биологических ресурсов, а также Азовского и Каспийского морей (далее именуются - морские биологические ресурсы) и осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану Государственной границы, а также использование сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов. 1.2. Департамент в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФПС России и настоящим Положением. 1.3. Структура и штат Департамента утверждаются директором ФПС России. 1.4. Департамент возглавляет заместитель директора ФПС России - начальник Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению директора ФПС России. 1.5. Департамент имеет полное и условное наименования, cоответствующие печати, штампы и бланки установленных образцов, в пределах своей компетенции от имени ФПС России ведет переписку со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями и объединениями. II. Основные задачи 2. Основными задачами Департамента являются: 2.1. Организация применения сил и средств органов морской охраны Пограничной службы Российской Федерации (далее именуется - Пограничная служба) в охране Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах, охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, а также в осуществлении государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. 2.2 Осуществление работы, в пределах своей компетенции, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения пограничной безопасности и функционирования Пограничной службы. 2.3. Принятие, в пределах своей компетенции, мер по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации, норм международного права, международных договоров Российской Федерации по пограничным вопросам, в сфере охраны и использования морских биологических ресурсов и в вопросах борьбы с терроризмом. 2.4. Осуществление контроля, в пределах своей компетенции, по обеспечению боевой и мобилизационной готовности органов морской охраны. III. Основные функции 3. Основными функциями Департамента являются: 3.1. Разработка эффективных форм, способов и приемов действий органов морской охраны, управления, взаимодействия и обеспечения, применения оружия и специальных средств, организации кораблевождения и связи, использования технических средств при выполнении задач по предназначению, а также подготовка проектов правовых актов по этим вопросам (руководств, наставлений, правил и др.) 3.2. Подготовка совместно с другими структурными подразделениями ФПС России расчетов и предложений для принятия решений директором ФПС России, участие в доведении принятых решений и поставленных задач до войск, органов и организаций Пограничной службы, контроль за их выполнением в пределах своей компетенции. 3.3. Участие в разработке, в пределах своей компетенции, мер по поддержанию устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих и гражданского персонала, подготовке органов морской охраны в интересах поддержания боевой готовности и повышения эффективности действий при выполнении поставленных задач. 3.4. Участие в подготовке, разработке, сопровождении проектов и реализации законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам защиты и охраны Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, а также по другим вопросам, отнесенным к ведению Департамента. 3.5. Осуществление мониторинга, по направлению деятельности Департамента, нормативной правовой базы обеспечения пограничной безопасности и функционирования Пограничной службы с целью своевременного выявления в ней правовых пробелов и проблем, принятие комплекса мер по их решению и совершенствованию федерального законодательства. Ведение законопроектной и нормотворческой работы. 3.6. Участие в разработке предложений по совершенствованию государственного управления в сфере деятельности ФПС России и по уточнению ее полномочий. 3.7. Проведение анализа, в пределах своей компетенции, правовых актов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в сфере обеспечения пограничной безопасности и функционирования Пограничной службы, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству. 3.8. Участие в работе по сближению и унификации законодательных актов Российской Федерации и государств - участников СНГ, в том числе в рамках Союзного государства, а также в подготовке и сопровождении проектов законодательных актов Союзного государства. 3.9. Организация и руководство подготовкой (по направлению деятельности) органов морской охраны, личного состава образовательных подразделений (1 Отдельный учебный морской центр), повышением квалификации (переподготовкой) личного состава Департамента. Разработка документов, регламентирующих организацию подготовки органов морской охраны, программно-методическое обеспечение подготовки личного состава Департамента по предмету обучения "специальная подготовка". Осуществление контроля и оптимизации хода подготовки. 3.10. Участие в комплектовании офицерскими кадрами органов морской охраны ФПС России, планирование совместно с другими структурными подразделениями ФПС России работы по подбору, расстановке офицерских кадров, контроль за их перемещением по службе. 3.11. Участие в разработке проектов концепции охраны Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере и определение приоритетных направлений деятельности органов морской охраны. 3.12. Участие в подготовке целевых комплексных программ совершенствования деятельности войск, органов и организаций Пограничной службы и разработке правового, организационного, экономического и других механизмов реализации этих программ в пределах своей компетенции. 3.13. Участие в работе комиссий по лицензированию рыбохозяйственной деятельности, а также бассейновых научнопромысловых и региональных рыбохозяйственных советов. 3.14. Участие в подготовке предложений по регулированию и контролю использования морских биологических ресурсов. 3.15. Участие в осуществлении контроля за прохождением финансовых средств, образующихся от взимания штрафов, реализации конфискованного имущества, изъятых незаконно добытых объектов животного мира, их частей и выработанной из них продукции, а также исков о возмещении ущерба, нанесенного морским биологическим ресурсам. 3.16. Методическое руководство органами морской охраны по вопросам поисково-спасательного обеспечения, проведения поисковых и спасательных работ на акваториях в районах несения службы и пунктах базирования кораблей, катеров и судов. 3.17. Осуществление взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями других федеральных органов исполнительной власти по вопросам поисково-спасательного обеспечения на акваториях. 3.18. Участие по поручению директора ФПС России в международных переговорах по сотрудничеству и взаимодействию с пограничными и рыбоохранными органами (службами береговой охраны), поисковоспасательными службами иностранных государств в переделах своей компетенции. 3.19. Организация и осуществление мероприятий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации, норм международного права и международных договоров Российской Федерации по предотвращению загрязнения морской среды в районах несения службы кораблями, катерами и судами. 3.20. Организация эксплуатации и поддержания в исправном состоянии кораблей, катеров и судов, их вооружения и техники, элементов системы базирования. 3.21. Анализ результатов эксплуатации вооружения и техники кораблей, катеров и судов, элементов системы базирования, разработка и внедрение мероприятий по повышению их надежности. 3.22. Организация ремонта кораблей, катеров и судов органов морской охраны. 3.23. Планирование и организация выполнения мероприятий по предупреждению аварийности кораблей, катеров и судов, их вооружения и техники, предупреждению травматизма и небоевых потерь из-за нарушения правил и мер безопасности среди военнослужащих и гражданского персонала. 3.24. Выработка совместно с другими структурными подразделениями ФПС России единой научно-технической политики в проектировании кораблей, катеров и судов в интересах охраны Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, объектов системы базирования. 3.25. Организация технического сопровождения строительства кораблей, катеров, судов и гидротехнических сооружений системы базирования органов морской охраны, разработка и согласование программы кораблестроения с федеральными органами исполнительной власти, организациями-проектантами и строителями кораблей, катеров и судов. 3.26. Подготовка предложений по созданию и развитию системы базирования кораблей, катеров и судов обеспечивающей их безопасную стоянку и восстановление технической готовности. 3.27. Подготовка предложений по приобретению, ремонту вооружения, военной и специальной техники (далее именуется - ВВСТ), принятых на вооружение в ФПС России. 3.28. Разработка предложений по нормам положенности ВВСТ. 3.29. Участие в подготовке предложений в оборонный заказ, их обоснование, защита интересов ФПС России в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по проекту государственного оборонного заказа. 3.30. Участие в разработке плана заказов и поставок ВВСТ и составление отчетов по нему. 3.31. Подготовка предложений по продукции (работам, услугам), не вошедшим в постановление Правительства Российской Федерации о государственном оборонном заказе на соответствующий год, представление их в Департамент вооружения для обобщения и последующего направления в установленном порядке на утверждение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. 3.32. Разработка предложений по изменению объемов финансирования и сроков выполнения работ, заданию новых и прекращению проводимых, но утративших свою актуальность, научноисследовательских, опытно-конструкторских работ (далее именуется - НИОКР), подготовка предложений по корректировке оборонного заказа плана заказов и поставок ВВСТ в установленном порядке. 3.33. Участие в испытаниях опытных образцов (систем, комплексов) ВВСТ и серийной продукции. 3.34. Подготовка документации для принятия образцов (систем, комплексов) ВВСТ на вооружение Пограничной службы. 3.35. Планирование и контроль научно-технической деятельности по созданию новых образцов морского вооружения и техники. 3.36. Организация работы и контроля на всех стадиях жизненного цикла образца (системы, комплекса) ВВСТ, продления сроков службы, модернизации, списания, утилизации. 3.37. Осуществление тактико-технической проработки возможных вариантов создания и производства образцов (систем, комплексов). 3.38. Оценка и обеспечение соответствия состава ВВСТ требованиям, вытекающим из содержания и условий выполнения задач служебно-боевой деятельности войск, органов и организаций Пограничной службы. 3.39. Организация контроля расходования денежных средств в процессе обеспечения войск, органов и организаций Пограничной службы ВВСТ (работами, услугами). 3.40. Организация взаимодействия с военными представительствами Пограничной службы на предприятиях промышленности, в учреждениях и других организациях. 3.41. Участие, в пределах своей компетенции, в борьбе с терроризмом посредством разработки и реализации мер предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы, поддержания в боевой готовности органов морской охраны Пограничной службы в целях противодействия совершению преступлений террористического характера, участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориального моря, исключительной экономической зоны Российской Федерации и в проведении контртеррористических операций, а также в иных формах, исходя из потребностей в области борьбы с терроризмом. 3.42. В пределах своей компетенции обеспечение деятельности органов дознания в сфере защиты и охраны Государственной границы на море, охраны внутренних морских вод, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, водных животных и растений, а также по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной органами Пограничной службы), и преступлении, предусмотренном частью первой статьи 188 (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами морской охраны в отсутствие таможенных органов Российской Федерации) Уголовного кодекса Российской Федерации. 3.43. В пределах своей компетенции организация производства и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статей 7.2, 7.11, частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 - 8.20, 8.33, частью 2 статей 8.37, 8.38, частями 1 и 2 статьи 18.1, статьи 18.6, частью 2 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 3.44. Учет и анализ данных, характеризующих состояние воинской и трудовой дисциплины, правопорядка в органах морской охраны ФПС России. Выработка мер организационного характера по их укреплению, личное участие должностных лиц Департамента в их реализации. IV. Основные права Департамент для обеспечения своих функций имеет право: 4.1. Вносить предложения директору ФПС России по развитию и совершенствованию служебно-боевой деятельности, подготовки и боевой готовности органов морской охраны. 4.2. По поручению директора ФПС России представлять интересы ФПС России в органах государственной власти Российской Федерации по вопросам, предусмотренным настоящим Положением. 4.3. Запрашивать и получать от других структурных подразделений ФПС России, войск, органов и организаций Пограничной службы Российской Федерации материалы и информацию по вопросам, отнесенным к его компетенции. 4.4. Направлять в структурные подразделения ФПС России, войска, органы и организации Пограничной службы Российской Федерации методические указания и рекомендации в пределах своей компетенции. V. Организация работы 5.1. Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с планами работы во взаимодействии с другими структурными подразделениями ФПС России, а также соответствующими структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Планы работы Департамента согласовываются с Главным штабом и утверждаются директором ФПС России. 5.2. Организует и направляет служебную деятельность Департамента заместитель директора ФПС России - начальник Департамента. Он несет ответственность за своевременное и качественное выполнение задач и функций, возложенных на Департамент нормативными правовыми актами ФПС России, регламентирующими его деятельность. В этих целях заместитель директора ФПС России - начальник Департамента: распределяет обязанности между своими заместителями, определяет полномочия и задачи подразделений Департамента; утверждает положения о подразделениях Департамента, должностные обязанности начальников управлений, самостоятельных отделов и служб; представляет на рассмотрение директору ФПС России предложения по вопросам охраны Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, осуществлению государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов в пределах своей компетенции; вносит директору ФПС России в установленном порядке предложения в проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к ведению Департамента; по поручению директора ФПС России представляет ФПС России в отношениях с международными организациями, пограничными и рыбоохранными органами (службами береговой охраны), поисковоспасательными службами иностранных государств, федеральными органами исполнительной власти, общественными и другими организациями, объединениями, ведет переговоры и в установленном порядке подписывает протоколы о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; организует разработку, рассмотрение, согласование и утверждение в установленном порядке документов оперативного и общего планирования в пределах своей компетенции; участвует в проверках состояния боевой и мобилизационной готовности, служебно-боевой, административной, финансовохозяйственной деятельности органов морской охраны; осуществляет контроль за боевой и мобилизационной готовностью, подготовкой органов морской охраны; вносит в установленном порядке предложения по подбору и расстановке кадров органов морской охраны, их подготовке, переподготовке и повышению квалификации; представляет в установленном порядке предложения по изменению структуры и органов морской охраны, о назначении на должность и освобождении от должности военнослужащих и гражданского персонала Департамента, о присвоении военнослужащим Департамента воинских званий; заключает трудовые договоры (контракты) с гражданским персоналом Департамента; направляет в служебные командировки по территории Российской Федерации военнослужащих и гражданский персонал Департамента; в соответствии с Руководством по подготовке кораблей, судов и катеров к выходу в море, на реки и озера и к рейдовому плаванию, утвержденному приказом Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 7 января 2001 г. N 10, дает разрешения на межрегиональные переходы кораблей и судов, переводы их с одного театра на другой по внешним и внутренним путям и переходы, отнесенные к группе "Д"; представляет на утверждение директору ФПС России предложения по присвоению действительных названий и литерно-цифровых наименований кораблям, катерам и судам; вносит на рассмотрение директора ФПС России предложения о направлении кораблей и судов с визитами (деловыми заходами) в иностранные порты; решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала органов морской охраны и членов их семей; в пределах предоставленных прав поощряет военнослужащих и гражданский персонал Департамента, налагает на них дисциплинарные взыскания, вносит предложения по этим вопросам директору ФПС России; несет ответственность за планирование, распределение и контроль за использованием выделяемых ассигнований по кодам классификации расходов ФПС России, закреплённых за Департаментом; утверждает акты на списание кораблей, катеров и судов, материально-технических средств, выслуживших установленные сроки службы, а также пришедших в негодное (предельное) состояние в пределах прав, предоставленных заместителям директора ФПС России; принимает решения по выявленным фактам утрат, недостач, потерь, незаконного расходования материальных и денежных средств, а также возмещению или списанию ущерба за счет государства в пределах прав, предоставленных заместителям директора ФПС России; организует, планирует и осуществляет контроль за подготовкой к высвобождению и реализацией движимого военного имущества (далее именуется - ДВИ) по закреплённой номенклатуре, ведёт учёт и предоставляет установленную отчётность по вопросам реализации ДВИ, контролирует поступление денежных средств, полученных от реализации ДВИ, в части касающейся; формирует исходные оперативно-тактические и тактико-технические требования к образцам вооружения, военной и специальной техники, разрабатывает и выдаёт тактико-техническое задание, техническое задание на выполнение НИР, участвует в различных испытаниях опытного образца, утверждает рабочую конструкторскую документацию и технологическую документацию для организации серийного производства; предоставляет отпуска военнослужащим и гражданскому персоналу Департамента в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами ФПС России; обеспечивает режим секретности в Департаменте; осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5.3. В отсутствие начальника Департамента его обязанности исполняет первый заместитель начальника Департамента. Заместитель директора ФПС России - Начальник Департамента морской охраны вице-адмирал В.К. Логвиненко |