ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РФ 5 августа 2002 г. N 467 (ФПС) В целях совершенствования законопроектной работы в Федеральной пограничной службе Российской Федерации, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 17, ст. 1877; 2001, N 32, ст. 3335), приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 3/51 "Об утверждении методических правил по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти" приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о законопроектной работе в Федеральной пограничной службе Российской Федерации. 2. Считать утратившим силу приказ директора ФПС России от 6 апреля 1996 г. N 240 "Об утверждении Положения об организации законопроектной работы в Федеральной пограничной службе Российской Федерации". Директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации генерал-полковник К.В. Тоцкий 5 августа 2002 г. N 467 УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 5 августа 2002 года N 467 ПОЛОЖЕНИЕ о законопроектной работе в Федеральной пограничной службе Российской Федерации I. Общие положения 1. Законопроектная работа является одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной пограничной службы Российской Федерации. 2. Законопроектная работа в ФПС России строится на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти в законодательном процессе, планов законопроектной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, примерных программ законопроектной работы палат Федерального Собрания Российской Федерации, правовых актов ФПС России и настоящего Положения. 3. Целью законопроектной работы является создание надлежащей законодательной базы обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации (далее именуется - пограничная безопасность) и функционирования Пограничной службы Российской Федерации (далее именуется - Пограничная служба). 4. Основными задачами законопроектной работы являются проведение целенаправленной работы по мониторингу федерального законодательства в целях выявления в нем правовых пробелов и проблем, принятие комплекса мер по их решению и совершенствованию федерального законодательства, регулирующего общественные отношения в пограничной сфере, включающей: защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации; охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, а также государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы; войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную и иную деятельность, осуществляемую Пограничной службой в соответствии с федеральным законодательством. 5. Законопроектная работа в ФПС России включает: мониторинг законодательной базы обеспечения пограничной безопасности и функционирования Пограничной службы в целях выявления в ней правовых пробелов и проблем, выработку предложений по их решению; планирование законопроектной работы в ФПС России; разработка концепций и проектов технических заданий на разработку законопроектов, подготовка текстов законопроектов, их согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, получение правового заключения Министерства юстиции Российской Федерации, доработка (при необходимости) законопроектов и сопроводительных документов к ним; представление законопроектов Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации; подготовка и представление в Правительство Российской Федерации проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации по рассматриваемым в палатах Федерального Собрания Российской Федерации законопроектам; организационное и информационное сопровождение законопроектов при их подготовке и рассмотрении в Администрации Президента Российской Федерации, палатах Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти; сбор, учет, систематизация информационных и аналитических материалов, относящихся к законопроектной работе; контроль за выполнением планов законопроектной работы ФПС России, правовых актов, регламентирующих ее ведение. 6. Заместители директора ФПС России, руководители структурных подразделений ФПС России несут персональную ответственность за качество и соблюдение сроков подготовки законопроектов по линии ответственности, подготовку проектов заключений, официальных отзывов и поправок по законопроектам и представления их Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти. 7. Состояние и результаты законопроектной работы в ФПС России отражаются в соответствующих отчетах об итогах служебной деятельности. II. Организация законопроектной работы 8. Организация законопроектной работы в ФПС России, обеспечение взаимодействия ФПС России с палатами Федерального Собрания Российской Федерации возлагается на статс-секретаря - заместителя директора ФПС России (далее именуется - статссекретарь). Статс-секретарь: организует законопроектную работу в ФПС России; обеспечивает формирование позиции ФПС России по законопроектам; обеспечивает участие ФПС России в законопроектной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с решениями Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и по согласованию с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации; организует разработку текущих, перспективных планов или программ подготовки законопроектов, своевременно вносит изменения и дополнения в План законопроектной и нормотворческой работы ФПС России на текущий год (далее именуется - План), назначает головных исполнителей и соисполнителей по законопроектам; организует сбор и обобщение информации о рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетах и комиссиях законопроектов и законов, регулирующих общественные отношения в пограничной сфере, осуществляет подготовку предложений об отношении ФПС России к ним, оперативно информирует об этом директора ФПС России; контролирует подготовку структурными подразделениями ФПС России, подразделениями Главного штаба (далее именуются - структурные подразделения ФПС России) проектов официальных отзывов, заключений и поправок к законопроектам; организует взаимодействие с членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, полномочными представителями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, участвует в заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности; организует с привлечением структурных подразделений ФПС России выполнение иных задач законопроектной работы, возлагаемых на федеральные органы исполнительной власти законодательством Российской Федерации. В этих целях статс-секретарь: дает обязательные для исполнения поручения должностным лицам Пограничной службы по вопросам законопроектной работы и контролирует их исполнение; заслушивает должностных лиц Пограничной службы, ответственных за законопроектную работу. 9. Законопроектная работа в ФПС России основывается на текущих, перспективных планах или программах подготовки законопроектов, разрабатываемых по указанию статс-секретаря и утверждаемых директором ФПС России или по его поручению статссекретарем. 10. Планирование законопроектной работы должно обеспечивать выполнение сроков, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. 11. Формирование Плана осуществляется Центром ФПС России по связям с представительными органами государственной власти (далее именуется - Центр) при участии заинтересованных структурных подразделений ФПС России и по согласованию с Правовым управлением. 12. План формируется на основе планов законопроектной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, примерных программ законопроектной работы палат Федерального Собрания Российской Федерации, отдельных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также с учетом перспектив социальноэкономического развития страны и состояния правового регулирования общественных отношений в пограничной сфере. 13. План должен содержать: перечень разрабатываемых и сопровождаемых (в том числе в приоритетном порядке) законопроектов; перечень структурных подразделений ФПС России и должностных лиц, ответственных за подготовку (сопровождение) законопроектов; сроки подготовки текстов законопроектов; иные сведения. 14. Головным структурным подразделением ФПС России в законопроектной работе является Правовое управление. Правовое управление осуществляет разработку единых подходов к решению правовых проблем обеспечения пограничной безопасности и функционирования Пограничной службы, координацию действий структурных подразделений ФПС России, Центра в ходе реализации данной работы. Правовое управление отвечает за: а) проведение мониторинга законодательной базы обеспечения пограничной безопасности и функционирования Пограничной службы, обобщения правовых проблем, поступающих из структурных подразделений ФПС России, войск, органов и организаций Пограничной службы, внесение директору ФПС России, статс-секретарю предложений по их решению; б) изучение совместно со структурными подразделениями ФПС России законопроектов, включенных в планы законопроектной деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, примерные программы законопроектной работы палат Федерального Собрания Российской Федерации с целью определения целесообразности участия в работе по законопроектам; в) внесение предложений по определению головных исполнителей и соисполнителей по законопроектам, включаемым в План, а также поступающих в ФПС России на согласование, руководствуясь при этом тем, что структурные подразделения ФПС России должны назначаться головными исполнителями и соисполнителями по законопроектам, вносящим изменения и дополнения в законопроекты, сопровождаемые ими ранее или связанные с ними; г) внесение, совместно с другими структурными подразделениями ФПС России, Центром предложений директору ФПС России, статссекретарю по совершенствованию законопроектной работы в ФПС России; д) проведение совещаний с сотрудниками структурных подразделений ФПС России, ответственными за сопровождение законопроектов, указанных в Плане (начальники отделов Правового управления и Центра - еженедельно, начальники Правового управления и Центра - ежемесячно); е) подготовку по поручению директора ФПС России, статссекретаря основополагающих (базовых) законопроектов с привлечением должностных лиц Пограничной службы; ж) подготовку (участие в подготовке) законопроектов по направлению деятельности, а также иных законопроектов по решению директора ФПС России, статс-секретаря; з) привлечение в установленном порядке специалистов Пограничной службы, представителей общественных, научноисследовательских и других организаций, в необходимых случаях - представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) к работе над наиболее важными законопроектами, затрагивающими интересы пограничной сферы; и) разработку предложений по существу изменений и дополнений в сопровождаемые ФПС России законопроекты; к) координацию разработки подготавливаемых структурными подразделениями ФПС России законопроектов, проектов заключений, официальных отзывов и поправок по законопроектам, иных документов по вопросам законопроектной работы, а также дачу необходимых разъяснений, рекомендаций и поручений в соответствии с единым замыслом законопроектной работы и планом ее осуществления; л) проведение правовой экспертизы законопроектов, концепций и проектов технических заданий на их разработку, подготавливаемых структурными подразделениями ФПС России; м) проведение правовой экспертизы законопроектов, поступающих в ФПС России, и разрабатываемых по ним структурными подразделениями ФПС России проектов предложений, изменений и дополнений, заключений и официальных отзывов, а также других документов по вопросам законопроектной работы; н) решение, по поручению директора ФПС России, статссекретаря иных вопросов законопроектной работы. 15. Центр осуществляет организационное и информационное обеспечение законопроектной работы ФПС России и ее сопровождение совместно со структурными подразделениями ФПС России в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации, палатах Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, а также сбор, учет, систематизацию информационных и аналитических материалов по законопроектам, указанным в Плане. Центр отвечает за: а) обеспечение организации и планирования законопроектной работы в ФПС России, обеспечение взаимодействия ФПС России и ее структурных подразделений с Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, полномочными представителями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, соответствующими федеральными органами исполнительной власти по вопросам законопроектной работы на всех этапах законопроектной работы; б) организацию исполнения решений директора ФПС России, статссекретаря, Правового управления по разрешению правовых проблем и ликвидации правовых пробелов в законодательной базе обеспечения пограничной безопасности и функционирования Пограничной службы; в) организацию работы по сбору и изучению планов законопроектной работы субъектов законодательной инициативы в интересах выявления законопроектов, касающихся пограничной безопасности; г) направление в Правовое управление законопроектов, не включенных в План, для определения степени заинтересованности в них ФПС России; д) обеспечение своевременного внесения изменений и дополнений в План посредством выработки совместно со структурными подразделениями ФПС России соответствующих предложений статссекретарю; е) отслеживание прохождения законопроектов, указанных в Плане, и направление информации о них статс-секретарю, в Правовое управление и заинтересованные структурные подразделения ФПС России; ж) получение и своевременное доведение информации о планируемых к рассмотрению в палатах Федерального Собрания Российской Федерации законах и законопроектах, а также документов палат Федерального Собрания Российской Федерации, связанных с законопроектной деятельностью (законопроектов, информационных бюллетеней, стенограмм, постановлений, материалов парламентских слушаний и других документов) и их направление в Правовое управление и заинтересованные структурные подразделения ФПС России; з) подготовку совместно со структурными подразделениями ФПС России докладов директору ФПС России, статс-секретарю о ходе законопроектной работы в ФПС России, об итогах этой работы за истекший год; и) обеспечение проведения совещаний с сотрудниками структурных подразделений ФПС России, ответственными за сопровождение законопроектов, указанных в Плане (начальники отделов Правового управления и Центра - еженедельно, начальники Правового управления и Центра - ежемесячно, статс-секретарь - заместитель директора ФПС России - ежеквартально); к) обеспечение, совместно со структурными подразделениями ФПС России, отстаивания позиции Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ФПС России по сопровождаемым законопроектам; л) организацию пропуска должностных лиц ФПС России на заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и в палаты Федерального Собрания Российской Федерации; м) подготовку с участием структурных подразделений ФПС России материалов статс-секретарю к заседаниям Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, других материалов, касающихся законотворчества, а также доклада статссекретарю по их итогам, и по его указанию - директору ФПС России; н) подготовку и направление в Минюст России на основе данных структурных подразделений ФПС России обобщенных предложений о включении в План (проект Плана) подготовки проектов федеральных законов Правительства Российской Федерации на очередной год законопроектов, планируемых к разработке ФПС России; о) подготовку и направление к первому числу первого месяца каждого квартала в Минюст России обобщенной информации о выполнении ФПС России плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на очередной год; п) обеспечение контроля за выполнением головными исполнителями (соисполнителями) планов законопроектной работы, своевременной подготовкой ими соответствующих документов, а также правовых актов, регламентирующих ведение законопроектной работы. Центр решает по поручению директора ФПС России, статс-секретаря иные вопросы законопроектной работы. 16. Структурные подразделения ФПС России по направлениям деятельности осуществляют мониторинг законодательной базы обеспечения пограничной безопасности и функционирования Пограничной службы с целью своевременного выявления в ней правовых пробелов и проблем, принимают комплекс мер по их решению и совершенствованию федерального законодательства, регулирующего общественные отношения в пограничной сфере. Материалы с результатами проведенной работы направляются в Правовое управление. Структурные подразделения ФПС России назначаются директором ФПС России, статс-секретарем головными исполнителями (соисполнителями) по подготавливаемым или сопровождаемым ФПС России законопроектам. Головной исполнитель отвечает за: а) качество разработки концепций и проектов технических заданий на разработку законопроектов, подготовки текстов законопроектов и сопроводительных документов (пояснительных записок, финансово-экономических (социально-экономических) обоснований законопроектов и т.д.), проектов заключений, официальных отзывов и поправок по законопроектам, а также за их сопровождение на всех стадиях прохождения в федеральных органах исполнительной власти, Аппарате Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, палатах Федерального Собрания Российской Федерации; б) согласование текстов законопроектов, проектов заключений, официальных отзывов и поправок к законопроектам, иных документов по вопросам законопроектной работы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их доработку (при необходимости - сопроводительных документов), а также получение правового заключения Минюста России о соответствии законопроекта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, правилам юридической техники; в) своевременное представление директору ФПС России законопроектов для дальнейшего направления Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации; г) организацию проработки законопроектов соисполнителями, определенными в Плане, координацию их работы, проведение согласований, обобщение замечаний, предложений и поправок к ним; д) взаимодействие с соответствующими структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти на всех этапах законопроектной работы; е) предварительное, до направления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, согласование законопроектов, а также иных материалов по вопросам законопроектной работы с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации; ж) своевременное информирование директора ФПС России, заместителей директора ФПС России по направлениям деятельности о результатах рассмотрения и прохождения законопроектов; з) отстаивание совместно с Центром позиций Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, ФПС России по сопровождаемому законопроекту на всех этапах его подготовки и прохождения; и) реализацию концепций и выполнение технических заданий на разработку законопроектов; к) направление подготовленных документов (законопроектов, предложений, поправок, заключений и официальных отзывов по законопроектам) в Центр для информации. Головной исполнитель решает по поручению директора ФПС России, статс-секретаря иные вопросы законопроектной работы. При назначении Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации ФПС России головным исполнителем по законопроекту, головной исполнитель, кроме того: а) готовит текст законопроекта и прилагаемые к нему материалы, координирует работу соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти - соисполнителей, привлекать к работе представителей заинтересованных организаций, а в необходимых случаях - представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; б) образует в установленном порядке рабочие группы с привлечением специалистов Пограничной службы, общественных, научноисследовательских и других организаций, в необходимых случаях - представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) для разработки законопроекта и подготовки прилагаемых к нему материалов; в) готовит по поручению статс-секретаря проекты докладов Правительству Российской Федерации о ходе подготовки законопроектов и предложений по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации; г) направляет ежеквартально статс-секретарю информацию о выполнении ФПС России Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на очередной год. Соисполнитель осуществляет законопроектную работу в полном объеме согласно настоящему Положению во взаимодействии с головным исполнителем, Правовым управлением, Центром. 17. Осуществление работы по сближению и унификации законодательных актов государств - участников Содружества Независимых Государств, в том числе в рамках Союзного государства, а также подготовка текстов модельных законов, регулирующих общественные отношения в пограничной сфере, возлагается на структурные подразделения ФПС России по направлению деятельности. 18. Подготовка (участие в подготовке) и сопровождение проектов законодательных актов Союзного государства, регулирующих общественные отношения в пограничной сфере, возлагается на Центр оперативно-пограничных исследований ФПС России совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФПС России. Статс-секретарь - заместитель директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации генерал-полковник А.С. Щербаков |