МЕТОДЫ ОЦЕНКИ НАРУШЕНИЙ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ФАКТОРАМИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА. Методика. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России). 31.05.01 18-8/182-09

               МЕТОДЫ ОЦЕНКИ НАРУШЕНИЙ РЕПРОДУКТИВНОГО
        ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ФАКТОРАМИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ,
             ОКАЗЫВАЮЩИМИ ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА

                              МЕТОДИКА                                     

  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА РФ

                            31 мая 2001 г.
                            N 18-8/182-09

                                 (Д)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                             Руководитель Департамента
                                                    Госсанэпиднадзора,
                                                           Заместитель
                                             Главного государственного
                                                     санитарного врача
                                                  Российской Федерации
                                                            С.И.ИВАНОВ
                                                      31 мая 2001 года


     Методические рекомендации  содержат  обоснование  методов  оценки
влияния факторов среды обитания человека  на  репродуктивное  здоровье
населения и рекомендации по их профилактике.
     Методические рекомендации разработаны в соответствии с Концепцией
охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000 - 2004
года,  принятой 11  апреля  2000  года  совместным  решением  коллегии
Минздрава России,  Минтруда России и Минобразования России,  указанием
Минздрава России от 31 мая 2000 года "О  создании  рабочей  группы  по
подготовке  нормативных  и  методических  документов  для  организации
работы госсанэпидслужбы  по  ведению  эпидемиологического  мониторинга
врожденных  и  наследственных  заболеваний  и  пороков  у  детей" и во
исполнение Приказов Минздрава России:  от 23.05.97 N 162  "О  создании
федеральной   системы  эпидемиологического  мониторинга  врожденных  и
наследственных заболеваний и пороков у детей" и от 10.09.98 N  268  "О
мониторинге врожденных пороков у детей".
     Методические рекомендации      предназначены      для      врачей
лечебно-профилактических  и  санитарно-профилактических  учреждений  и
специалистов по охране и медицине труда.
     Методические рекомендации разработаны:
     - Северо-западным  научным  центром   гигиены   и   общественного
здоровья Минздрава России, г. Санкт-Петербург;
     - НИИ медицины труда РАМН;
     - Пермским    научно-исследовательским   клиническим   институтом
детской экопатологии;
     - Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России.

                               ВВЕДЕНИЕ

     В "Концепции  охраны репродуктивного здоровья населения России на
период 2000 - 2004 года",  принятой 11  апреля  2000  года  совместным
решением  Коллегии Минздрава России,  Минтруда России и Минобразования
России,  в качестве одной из  основных  задач  выделена  необходимость
увеличения  объема  профилактических  мероприятий.  Для  решения  этой
задачи   основой   является   раннее   выявление   и    предупреждение
репродуктивных   нарушений  в  связи  с  воздействием  факторов  среды
обитания, оказывающих вредное воздействие на человека.
     Способность оценить   риск   ущерба  репродуктивному  здоровью  и
здоровью  потомства   дает   возможность   управления   этим   риском,
предупреждать   и   снижать   уровни   профессионально   обусловленной
заболеваемости и  заболеваемости,  связанной  с  воздействием  вредных
факторов среды обитания.

            1. ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ
                        РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ

     Согласно концепции "Репродуктивное здоровье как проблема медицины
труда"   особенностями  охраны  репродуктивного  здоровья  работающего
населения являются:
     - гендерный подход,  т.е. учет половых различий при равных правах
и  возможностях  в  отношении  трудовой   занятости   и   медицинского
обслуживания;
     - дополнительная  защита  "уязвимых"  ("vulnerable")  групп,  как
групп повышенного риска (беременных, недавно родивших женщин, кормящих
грудью, а также детей);
     - обязательный   учет   социально-бытовой,   техногенной   и  др.
нагрузок.
     Критериями нарушений репродуктивного здоровья являются:
     - уровни материнской  и  детской  смертности  и  самопроизвольные
выкидыши,  рассматриваемые  как  невосполнимые  потери  для общества и
морально-психологическая драма для семьи;
     - показатели   частоты  рождения  детей  с  врожденными  пороками
развития, являющимися материальным и морально-психологическим бременем
для общества и семьи;
     - показатели детской заболеваемости,  особенно в  период  до  3-х
лет, определяющие формирование групп хронически больных детей;
     - показатели  заболеваемости  с  временной   нетрудоспособностью,
обусловленной  женскими болезнями и осложнениями беременности и родов,
а также заболеваемости репродуктивной системы мужчин;
     - показатели   экстрагенитальной   заболеваемости   с   временной
нетрудоспособностью (как фоновый показатель).
     Основу критериев  составляют  показатели,  в  частности детская и
материнская  смертность,  которые  входят  в  статотчетность   каждого
лечебного учреждения административного округа города, области и т.д. и
страны в целом.
     Преимущество применения  этих критериев заключается в том,  что с
их  помощью  имеется  возможность  сравнивать  показатели,   например,
гинекологической  заболеваемости  по данным заболеваемости с временной
нетрудоспособностью и по  результатам  медицинских  осмотров,  частоту
нарушений  течения  беременности  у  женщин,  работающих  с различными
вредными факторами, и т.д.
     Кроме этого,      ряд     предложенных     критериев     являются
унифицированными.  Так,  по показателям материнской смертности ведется
учет  во  всех  странах  мира,  что позволяет проводить сравнение этих
показателей не только по отдельным регионам России, но и в сравнении с
данными зарубежных стран.

              1.1. Факторы риска для развития нарушений
                       репродуктивного здоровья

     Для того  чтобы   прогнозировать   качество   здоровья   будущего
индивидуума,   необходимо   учитывать   множество   взаимосвязанных  и
взаимозависимых  факторов  риска,  способных  участвовать  в  развитии
патологии   человека.   Условно   различают   факторы   эндогенного  и
экзогенного характера.
     Среди факторов   эндогенного   характера  приоритетными  являются
наследственные факторы,  состояние здоровья (соматическое) родителей и
особенно матери в период беременности (состояние функциональных систем
организма,   которые   характеризуются   лабораторными   показателями,
принятыми  за  "норму"),  репродуктивное  здоровье  матери и отца,  их
детский анамнез и период становления репродуктивной функции и др.
     К факторам   экзогенного   характера   относятся  неблагоприятные
факторы производственной и окружающей  среды,  социально-экономические
показатели   жизни,   качество   медицинского   обслуживания   и   его
эффективность,  условия быта и  места  проживания,  сбалансированность
питания, особенно в период беременности, и т.д.
     Учитывая, что  материнский  организм  для  развивающегося   плода
выполняет роль внешней среды, важно выделить отдельным блоком основные
факторы  риска  материнского  происхождения  в   ниже   представленном
перечне.
     Перечень основных  факторов   риска   нарушений   внутриутробного
развития (материнского происхождения):
     - здоровье матери (и  отца)  до  зачатия  ребенка  (соматическое,
особенно болезни почек, печени, железодефицитная анемия и др.);
     - вирусное заболевание матери в 1-м триместре беременности;
     - наличие в анамнезе длительного бесплодия, лечения гормональными
средствами, употребление психотропных препаратов;
     - возраст  матери  (моложе  18  - "подростковая беременность" или
старше 35 лет);
     - наличие в анамнезе наследственных или семейных аномалий (напр.,
болезнь Дауна и др.);
     - социально-экономический  статус  (вредные и/или тяжелые условия
труда матери как до,  так и в период беременности,  с  учетом  условий
труда отца, стрессовые ситуации);
     - вредные привычки (употребление алкоголя,  курение, наркомания и
др.);
     - отсутствие или позднее начало медицинского наблюдения во  время
данной беременности;
     - беременность,  возникшая в течение 3-х месяцев после  окончания
предыдущей;
     - росто-весовые показатели женщины (рост менее 152,4 см и вес  на
20% ниже или выше веса, считающегося стандартным при данном росте);
     - качество питания и его полноценность;
     - беременность    наступила    после   медикаментозного   лечения
бесплодия.
     Из перечисленных факторов принципиально важными являются условия,
в которых работает и проживает женщина, особенно в период беременности
или  предшествующий  ему.  Факторы  трудовой  деятельности относятся к
экзогенным  факторам  риска  и  согласно  гигиеническим  критериям   и
классификации  условий  труда  по  степени  вредности  и опасности они
подразделяются на  4  класса  -  оптимальные,  допустимые,  вредные  и
опасные (Руководство Р 2.2.755-99).

             1.2. Виды воздействий и критические периоды
                    репродуктивного цикла человека

     Говоря об  отдаленных  последствиях  действия  различных  вредных
факторов на человека и, в первую очередь химических, на репродуктивную
систему женщины, важно различать виды этого воздействия. В зависимости
от    точки   приложения   различают:   гонадотропное,   эмбриотропное
(эмбриотоксическое) и тератогенное, мутагенное действия.
     Рассматривая гонадотропное  действие химических ядов,  необходимо
учитывать,  что популяция женских зародышевых  клеток,  в  отличие  от
мужской,  ограничена  в  момент  рождения  и  далее  не реплицируется.
Яйцеклетка находится в метафазе (примордиальный  фолликул)  в  течение
многих  лет,  и ее повреждение может происходить как во внутриутробном
развитии, так и у взрослой женщины при контакте с вредными факторами.
     В табл.  1  приведены  критические  периоды репродуктивного цикла
человека  для  формирования  патологии  плода  и  новорожденного   при
воздействии вредных факторов на женщину, а также меры профилактики.

                                                             Таблица 1

                РЕПРОДУКТИВНЫЕ ИСХОДЫ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ
                 ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

--------------------------------------------------------------------------
|Периоды        |    Время      |    Клинические    | Меры профилактики  |
|репродуктивного| воздействия   |     проявления    |                    |
|цикла          |   вредного    |  репродуктивного  |                    |
|               |   фактора     |       исхода      |                    |
|------------------------------------------------------------------------|
|                          Женщина вне беременности                      |
|------------------------------------------------------------------------|
|Фолликул:      |Период         |Отдаленные эффекты:|Работа в условиях,  |
|Примордиальный |внутриутробного|- укорочение       |соответствующих     |
|               |развития;      |репродуктивного    |нормативным         |
|               |взрослый       |периода, в т.ч.:   |требованиям:        |
|               |организм       |- снижение         |- планирование      |
|               |(периоды       |фертильности;      |беременности;       |
|               |вне и в        |- бесплодие        |- диспансерное      |
|               |течение        |(первичное);       |наблюдение          |
|               |беременности)  |- невынашивание;   |(мониторинг)        |
|               |               |- ранний климакс;  |здоровья женщин,    |
|               |               |- нарушение ОМЦ    |работающих во       |
|               |               |                   |вредных и тяжелых   |
|               |               |                   |условиях            |
|---------------|---------------|-------------------|--------------------|
|Преовуляторный |Взрослый       |Непосредственные   |                    |
|               |организм       |эффекты:           |                    |
|               |(женщина вне   |- самопроизвольный |                    |
|               |беременности)  |выкидыш (ранний    |                    |
|               |               |срок);             |                    |
|               |               |- бесплодие        |                    |
|               |               |(предотвратимое)   |                    |
|------------------------------------------------------------------------|
|                               Беременная женщина                       |
|------------------------------------------------------------------------|
|Периоды        |               |                   |                    |
|биологического |               |                   |                    |
|развития       |               |                   |                    |
|человека       |               |                   |                    |
|               |               |                   |                    |
|---------------|---------------|-------------------|--------------------|
|Образование    |До 11 дня      |Нарушение процессов|Обязательное        |
|зиготы         |беременности   |оплодотворения     |трудоустройство     |
|               |               |(гибель            |беременных;         |
|               |               |оплодотворенной    |медицинское         |
|               |               |яйцеклетки или     |обследование по     |
|               |               |дальнейшее         |углубленной         |
|               |               |нормальное         |программе           |
|               |               |развитие)          |с учетом            |
|               |               |                   |воздействующих      |
|               |               |                   |вредных факторов    |
|---------------|---------------|-------------------|--------------------|
|Органогенез    |11 - 57        |- самопроизвольный |                    |
|               |(62) день      |выкидыш;           |                    |
|               |(2 - 9 нед.)   |- нарушение        |                    |
|               |               |имплантации (3     |                    |
|               |               |нед.);             |                    |
|               |               |- формирование ВПР |                    |
|               |               |(3 - 8 нед.)       |                    |
|---------------|---------------|-------------------|--------------------|
|Имплантация    |20 - 21 день   |- самопроизвольный |                    |
|               |               |выкидыш;           |                    |
|               |               |- образование      |                    |
|               |               |некрозов и др.     |                    |
|               |               |нарушения в        |                    |
|               |               |плаценте (хрон.    |                    |
|               |               |гипоксия, асфиксия |                    |
|               |               |плода, ВЗРП и др.  |                    |
|               |               |нарушения)         |                    |
|---------------|---------------|-------------------|--------------------|
|Фетогенез      |С 9 по         |- поздний выкидыш; |                    |
|               |36 нед.        |- преждевременные  |                    |
|               |               |роды;              |                    |
|               |               |- ВЗРП (физическое |                    |
|               |               |недоразвитие,      |                    |
|               |               |выражающееся в     |                    |
|               |               |функциональных,    |                    |
|               |               |поведенческих      |                    |
|               |               |аномалиях)         |                    |
|---------------|---------------|-------------------|--------------------|
|Формирование   |7 - 10 нед.    |- нарушения        |Генетические        |
|гонадного      |               |формирования       |исследования        |
|пола           |               |соматического пола |для выработки       |
|               |               |                   |целенаправленных    |
|               |               |                   |действий            |
|---------------|---------------|-------------------|--------------------|
|Постнатальный  |               |- в результате     |Проведение лечебных |
|период         |               |нарушений процессов|мер в соответствии с|
|               |               |развития организма |выявленной          |
|               |               |за счет материнской|патологией у ребенка|
|               |               |экспозиции,        |                    |
|               |               |поглощения с       |                    |
|               |               |молоком матери     |                    |
|               |               |вредных химических |                    |
|               |               |веществ и          |                    |
|               |               |поступление их     |                    |
|               |               |через кожу,        |                    |
|               |               |дыхательные пути,  |                    |
|               |               |пищу, воду         |                    |
|               |               |возможны:          |                    |
|               |               |- развитие         |                    |
|               |               |новообразований;   |                    |
|               |               |- задержка         |                    |
|               |               |физического и      |                    |
|               |               |психического       |                    |
|               |               |развития ребенка   |                    |
--------------------------------------------------------------------------

     Анализ данных  таблицы  позволяет  сделать  выводы  о  том,   что
наиболее   опасными   периодами   генеративного   цикла  человека  для
формирования врожденных пороков  развития  у  плода  и  новорожденного
являются  первые  дни беременности.  Этот вывод подтверждается данными
статистики о росте показателей врожденной  патологии  у  детей.  Среди
причин  перинатальной  смертности  ВПР занимают второе место.  С целью
снижения частоты  врожденной  патологии  и  показателей  перинатальной
смертности,  необходимо  для  женщин,  работающих во вредных условиях,
пересмотреть сроки декретного отпуска с переносом его  на  первые  дни
беременности (с учетом обязательного планирования беременности).

        2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

             2.1. Основные виды нарушений репродуктивного
                    здоровья и критерии их оценки

     Нарушения репродуктивного  здоровья,  которые   наблюдаются   при
воздействии  вредных факторов,  могут иметь характер специфических или
неспецифических повреждений.  К числу первых  принято  относить  такие
эффекты,   возникновение   которых   наиболее   вероятно   связано   с
относительно небольшим числом  вредных  факторов  или  видов  вредного
воздействия.
     К числу  специфических  показателей   вредного   воздействия   на
состояние  репродуктивного  здоровья женщин и развивающегося организма
относятся:
     - повреждения,   повлекшие   за   собой  снижение  способности  к
оплодотворению (бесплодие - N 97,  аномалии менструального цикла  -  N
91,  92,  МКБ-10,  снижение  вероятности  забеременеть  при нормальной
половой   жизни,   определяемое    интервалом    между    прекращением
контрацептивных средств и началом беременности);
     - повреждения,  вызывающие возникновение неблагоприятных  исходов
продуктов   зачатия:   спонтанный   аборт  или  роды  мертвым  плодом,
врожденные  пороки  развития  плода  (самопроизвольный  аборт  -  О03,
внематочная   беременность   -  О00,  пузырный  занос  -  О01,  другие
анормальные продукты зачатия - О02);
     - нарушение лактации у кормящих женщин (О92);
     - нарушение популяционного профиля гормональных маркеров в моче в
течение двух циклов для оценки уровня овуляторной дисфункции (ЛГ,  ФСГ
и хорионического гонадотропина у 100 женщин);
     - возникновение  отрицательных  эффектов  у  потомства:  задержка
развития,   поведенческие   нарушения,   гибель,   злокачественные   и
доброкачественные  новообразования  у первого и последующего поколений
(D00 - D09, С00 - С97).
     К числу   специфических   показателей   вредного  воздействия  на
состояние репродуктивного здоровья у мужчин относят:
     - снижение   качества   спермы   (концентрация  сперматозоидов  в
эйякуляте  менее  чем  2  млн./мл,  уменьшение  подвижности  и  других
показателей их функциональной активности) (мужское бесплодие - N 46);
     - нарушение  эндокринного   статуса   (изменение   популяционного
профиля сывороточных концентраций ФСГ, ЛГ, тестостерона и пролактина в
июне,  октябре,  феврале при трехкратном определении с интервалом 10 -
20 минут приблизительно у 50 - 100 мужчин);
     - новообразования яичек и грудных желез.
     Вредные репродуктивные эффекты,  которые могут быть установлены в
экспериментах на животных включают:
     - гонадотоксическое  действие  (проявляется утратой или снижением
способности к оплодотворению);
     - генотоксическое     действие     (мутагенное,     тератогенное,
канцерогенное) (в т.ч. врожденные пороки развития плода, возникновение
опухолей в последующих поколениях);
     - эмбриотоксическое  действие  (проявляется  нарушениями  течения
беременности   и   функционально-морфологических   параметров   плода,
исключая врожденные пороки и опухоли).
     Вместе с  тем в большинстве случаев длительная экспозиция к любым
вредным факторам малой интенсивности может проявляться прежде всего  в
виде  нарушений  способности  организма  к адаптации в неблагоприятных
условиях    среды    (снижение     иммунорезистентности,     ухудшение
детоксикационной  функции,  вегетативные нарушения и т.п.),  что может
сопровождаться  увеличением  частоты  нарушений  половой  возбудимости
(импотенцией)  у мужчин или в виде увеличения частоты неблагоприятного
течения  и  исходов  беременностей  у  женщин,   например   токсикозов
беременности,   преждевременных   родов,   хронической  внутриутробной
гипоксии плода и ряда других осложнений. Такое влияние рассматривается
в  качестве  неспецифического  репродуктивного эффекта,  и его связь с
каким-либо определенным вредным производственным  фактором  гораздо  в
меньшей    степени    поддается    доказательству   путем   применения
эпидемиологических   методов.   Обобщенный    перечень    показателей,
характеризующих   основные  виды  нарушений  репродуктивного  здоровья
населения,  которые наиболее часто используются  в  эпидемиологических
исследованиях, представлены в таблице 2.

                                                             Таблица 2

       ПОКАЗАТЕЛИ НАРУШЕНИЙ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ,
           ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

------------------------------------------------------------------
|      Вид показателей      |    Эпидемиологический маркер    |  |
| (Bio-Physical Indicators) |            нарушений            |  |
|---------------------------|---------------------------------|--|
|Демографические показатели |Рождаемость                      |1 |
|                           |Соотношение новорожденных по полу|1 |
|                           |Перинатальная смертность         |2 |
|                           |Младенческая смертность          |1 |
|                           |Распространенность бесплодия     |2 |
|                           |Возраст матери при рождении      |1 |
|                           |ребенка                          |  |
|---------------------------|---------------------------------|--|
|Фертильность               |                                 |  |
|(способность к зачатию):   |                                 |  |
|---------------------------|---------------------------------|--|
|Время до наступления       |Время или число менструальных    |2 |
|беременности               |циклов, прошедших до наступления |  |
|                           |беременности при регулярной      |  |
|                           |половой жизни без применения     |  |
|                           |контрацептивных средств          |  |
|---------------------------|---------------------------------|--|
|Количественная и           |Объем, количество сперматозоидов,|1 |
|качественная               |их подвижность                   |  |
|характеристика спермы      |                                 |  |
|---------------------------|---------------------------------|--|
|Половые гормоны            |Концентрация в плазме ФСГ,       |1 |
|                           |Ингибина-В, ЛГ, тестостерона,    |  |
|                           |гормоносвязывающего глобулина и  |  |
|                           |эстрадиола (у мужчин, у которых  |  |
|                           |получена сперма для исследования,|  |
|                           |и у их жен)                      |  |
|---------------------------|---------------------------------|--|
|Неблагоприятные исходы     |Спонтанные аборты                |2 |
|беременности               |Преждевременные роды             |2 |
|                           |Новорожденные с низкой массой    |2 |
|                           |тела                             |  |
|                           |Изменения весо-ростового индекса |2 |
|                           |Низкая масса плаценты            |1 |
|                           |Мертворожденность                |2 |
|В том числе:               |                                 |  |
|Врожденные пороки развития |Структурные аномалии             |2 |
|                           |Неопущение яичка                 |2 |
|                           |Гипоспадия / Эписпадия           |1 |
|                           |Измененная ано-генитальная       |1 |
|                           |дистанция                        |  |
|Другие неблагоприятные     |Злокачественные новообразования  |2 |
|эффекты                    |у детей                          |  |
|                           |Гипогалактия / агалактия         |2 |
------------------------------------------------------------------

     2 - обязательные для эпидемиологических исследований;
     1 - рекомендуемые.

     Деление вредных  эффектов  на  специфические  и неспецифические в
значительной мере  условно,  однако  в  практических  целях  выявление
специфического  повреждения  репродуктивного  здоровья  может  служить
веским аргументом  в  пользу  причинной  связи  с  конкретным  вредным
фактором и может рассматриваться в качестве основания для предъявления
дополнительных требований по  осуществлению  санитарно-оздоровительных
мероприятий,  направленных  на снижение репродуктивных нарушений среди
работающих или других контингентов населения.

                  2.2. Источникиинформации и методы
                    проведения эпидемиологических
             исследований по оценке риска репродуктивных
                      нарушений среди населения

     Источниками информации  могут служить официальные статистические,
в том числе медицинские,  формы учета, находящиеся в ведении городских
отделов   статистики,   отделов  медицинской  статистики  при  органах
управления  здравоохранением,  архивы  отделов  кадров  предприятий  и
организаций, результаты научных исследований.
     Информация, характеризующая  уровень  профессиональной  или  иной
экспозиции,  может  быть  собрана  методом  анкетирования  и дополнена
сведениями,  полученными по результатам  аттестации  рабочих  мест,  и
результатами гигиенического мониторинга объектов окружающей среды.
     Установление популяционной частоты таких неблагоприятных  исходов
беременностей,  как  спонтанные  аборты,  другие  виды  внутриутробной
гибели плода (т.е.  все летальные  исходы  продуктов  зачатия),  более
целесообразно  выполнять  с помощью интервьюирования или вопросника по
почте  (первое  предпочтительнее)  среди  женщин.  Порядок  проведения
анкетного  опроса  регулируется  Основами  законодательства  об охране
здоровья граждан (ст. 43).
     Опросные листы, анкеты должны отражать все аспекты репродуктивной
истории каждого наблюдения (бесплодие,  критерии женской  фертильности
(характеристика   овуляторного   менструального   цикла,   сведения  о
состоянии  половых  органов),  перинатальная  смерть,  мертворождение,
преждевременное  рождение,  спонтанные  аборты и другие беременности с
абортивным исходом,  врожденные пороки развития,  детский рак),  в том
числе  исчерпывающую  информацию по известным факторам риска (курение,
алкоголь,  заболевания в семейном и личном анамнезе,  профессиональная
экспозиция  отцов  и  другие),  что  позволит  проанализировать исходы
беременностей за репродуктивный период женщины с учетом воздействия на
течение  беременности  профессиональных и непрофессиональных факторов.
Единицами наблюдения в подобных исследованиях являются:  беременность,
новорожденный. (Анкета для интервьюирования - Приложение 1.)
     При изучении  частоты  и   распространенности   бесплодия   среди
населения   по   данным   официальной  статистики  или  из  источников
медицинской документации  нецелесообразно,  так  как  не  все  женщины
обращаются за медицинской помощью по данному вопросу,  в связи с чем в
медицинских  учреждениях  отсутствует   полный   учет.   Кроме   того,
отсутствие   в   настоящее   время  полного  адекватного  обследования
супружеских пар,  необходимого для постановки диагноза,  не  позволяет
эффективно  использовать  этот показатель репродуктивного здоровья для
целей мониторинга.
     Субъектами для изучения бесплодия должны служить как женщины, так
и мужчины.  При этом само исследование должно  быть  сфокусировано  на
супружеских  парах  с  включением  анализа  факторов мужской и женской
фертильности (анализ спермы,  профиля репродуктивных гормонов в  крови
или  моче).  Для  определения  популяционного  сдвига в репродуктивном
здоровье эти исследования должны включать от 70 до 100 субъектов.
     Для изучения  проблемы женской фертильности (снижения способности
женщины  к  зачатию)  за  весь  предшествующий  период  репродуктивной
истории  анкета  должна  содержать  следующий  вопрос:  "Как  долго не
наступала очередная беременность  при  регулярной  половой  жизни  без
применения   прекращения   использования   контрацептивных  средств?".
Считается,  что  снижение  этого  показателя   указывает   на   утрату
способности  к  зачатию  или  имплантации  (т.е.  на раннее прерывание
беременности:  от стадии  гаметогенеза  до  раннего  нераспознаваемого
спонтанного аборта). Данная информация особенно важна, поскольку столь
ранняя гибель чаще  всего  происходит  в  результате  повреждения  ДНК
хромосом   под   влиянием   вредных   факторов,   а   оценить  уровень
доимплантационной  гибели  эмбриона   у   человека   другим   способом
практически невозможно.
     Частота клинически явного спонтанного аборта  в  общей  популяции
составляет  15  -  20%  (ВОЗ),  в  России  за 1995 г.  - 4,6%  от всех
беременностей и 12,8% - от числа беременностей, исключая искусственные
аборты.
     Источниками информации по врожденным порокам развития  (ВПР)  при
создании ретроспективной когорты являются:
     - истории родов (форма 096-у);
     - истории развития новорожденного (форма 097-у);
     - индивидуальная карта беременной и родильницы (форма 1.1.1у);
     - медицинская амбулаторная карта (форма 025-у);
     - сведения о медицинском прерывании беременности по  причине  ВПР
на  основании  УЗИ из истории болезни и гистологического заключения по
абортусу;
     - протоколы патологоанатомического вскрытия.
     Основная база данных по ВПР у новорожденных,  созданная по первым
двум  источникам,  уточняется и дополняется информацией из всех других
медицинских документов,  так как учет врожденных  аномалий  только  на
момент  родов не отражает полноту этой патологии в популяции.  Поэтому
исследованию  подлежат   все   случаи   ВПР   согласно   Международной
классификации  болезней X пересмотра как у новорожденных с массой тела
500 г и более в сроке беременности 22 недель и более,  так и у детей в
течение последующей жизни,  среди живых детей и умерших в этот период,
а  также  у  детей,  находящихся  под  наблюдением  детских   лечебных
учреждений.  На  каждый  случай выявленного ВПР заполняются сведения о
ребенке в случае проспективных  исследований  (Приложение  N  1).  При
выявлении  ВПР  в  родильном  доме  диагноз  должен быть подтвержден в
поликлинике, а в случае смерти - патологоанатомическим исследованием.
     Наиболее часто в качестве факторов риска возникновения врожденных
пороков  развития  и  других  репродуктивных  нарушений,  связанных  с
неудовлетворительными условиями проживания и труда, рассматриваются:
     - химические,   физические,   биологические    и    радиоактивные
загрязнения атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны;
     - опасности,   связанные   с    производством    и    применением
косметических,   моющих   и  лекарственных  средств,  лакокрасочной  и
полимерной продукции;
     - несоответствие тяжести труда установленным нормативам. При этом
     следует исключить возможное влияние других факторов
риска, воздействие  которых не связано с окружающей и производственной
средой:
     Дефекты метаболизма у беременных:  диабет (1,4%), фенилкетонурия,
галактоземия, гистидинемия.
     Гормональные расстройства  (может  привести к интрафолликулярному
перезреванию    яйцеклетки,    к    функциональной     недостаточности
цервикального   эпителия,  которая,  в  свою  очередь,  может  явиться
причиной   перезревания   сперматозоида    или    экстрафолликулярного
перезревания яйцеклетки).
     Заболевания матери  в  период  беременности:  гепатит  В,  грипп,
краснуха,  корь,  свинка, ветряная оспа, вирус простого герпеса, вирус
Коксаки, цитомегаловирус, токсоплазмоз.
     Возраст родителей  (> 35 лет - увеличивает риск развития синдрома
Дауна, др. трисомий, дефектов ЦНС).
     Семейная предрасположенность     (20%     всех     ВПР    вызвано
взаимодействием   между   наследственными   тенденциями   и   обычными
негенетическими факторами).
     Механическое воздействие (давление матки  на  развивающийся  плод
при  маловодии,  миоме),  амниотическое сращение из-за раннего разрыва
амниона, повышение температуры тела беременной).
     Прием лекарственных    веществ,    в    том    числе:   диазепам,
противосудорожные (триметин,  фенитоин,  фенобарбитал,  карбомазепин -
вызывают    дефицит    фолиевой   кислоты),   варфарин   антикоагулянт
противоопухолевые  вещества   алкилирующего   ряда,   антимитотические
средства    (колхицин,    актиномицин),   пеницилламин,   тетрациклин,
стрептомицин,  литий,  стероидные  гормоны  (андрогены,   прогестерон,
диэтилстильбэстрол),   антигистаминные  препараты,  снижающие  явления
тошноты и рвоты: меклизин, циклизин.
     Гипо- и гипервитаминоз А, гипервитаминоз Д.
     Злоупотребление наркотическими веществами, табакокурение.
     Гипоксия внутриутробная  (при  декомпенсированном  пороке сердца,
анемии, маточном кровотечении).
     Неполноценное питание (в том числе дефицит микроэлементов Zn, Cu,
Mn, который может наблюдаться и при хронических колитах).
     Алкоголь (прием алкоголя 2 - 6 раз в неделю или 1 - 2 раза в день
увеличивает риск развития синдрома Дауна).
     Химические и     физические    бытовые    факторы:    пользование
электрогрелкой,  близость дома от  линии  электропередачи,  применение
инсектицидов или пестицидов и др.

              3. ОЦЕНКА СВЯЗИ НАРУШЕНИЙ РЕПРОДУКТИВНОГО
                 ЗДОРОВЬЯ С ФАКТОРАМИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ,
             ОКАЗЫВАЮЩИМИ ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА

     Интегральная оценка    профессиональной   нагрузки   и   нагрузки
неблагоприятных факторов среды обитания.
     Имеющиеся данные свидетельствуют о повреждающем действии на РЗ не
только вредных условий труда,  но и загрязненности региона проживания.
В  современных условиях организованное население детородного возраста,
работающее в неблагоприятных условиях  и  проживающее  в  районе,  где
факторы  среды  обитания  оказывают  вредное  воздействие на человека,
пребывает в хронической экстремальной ситуации.  Это  создает  высокий
риск ущерба их здоровью,  в т.ч.  репродуктивному, и здоровью будущего
ребенка.
     Если условия   труда   оценивают   по   гигиеническим   критериям
Руководства Р 2.2.755-99 по шкале условий "оптимальные - допустимые  -
вредные  -  особо  вредные  -  экстремальные",  то  степень напряжения
санитарно-гигиенической ситуации в районе проживания  -  по  критериям
Методических рекомендаций N 01-19/17-17 по шкале условий "относительно
удовлетворительные - неудовлетворительные - напряженные -  критические
- кризисные", согласованной с санитарно-гигиенической оценкой.
     Установление связи нарушений репродуктивного здоровья населения с
воздействием  на  организм  вредных  и  опасных  факторов окружающей и
производственной среды,  особенно если интенсивность этого воздействия
не слишком велика, относится к числу наиболее сложных экспертных задач
в гигиене,  и для ее решения часто  требуется  проведение  специальных
эпидемиологических  исследований среди населения,  подверженного риску
воздействия.
     При установлении   связи   нарушений   репродуктивного   здоровья
населения или его отдельных  групп  с  воздействием  вредных  факторов
производственной  и  окружающей  среды  рекомендуется включать данные,
характеризующие общее состояние окружающей и производственной среды, а
также уровень здоровья изучаемой популяции, в том числе:
     - данные об изменениях общей и  профессиональной  заболеваемости,
инвалидности и смертности;
     - обеспеченность населения квалифицированной медицинской помощью;
     - характеристика  организованных  и  неорганизованных  источников
выбросов и сбросов  загрязняющих  веществ  на  территории  проживания,
концентрации  специфических  загрязнений в объектах окружающей среды в
районах проживания изучаемых контингентов;
     - концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны,  параметры
других вредных факторов (шум,  вибрация, ионизирующие и неионизирующие
излучения, метеорологические условия и т.п.).
     Учитывая результаты исследований по изучению механизмов нарушений
репродукции,               детерминированных               отсутствием
санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения  для  повышения
эффективности  массовых медосмотров,  предлагается следующая программа
скрининг-тестов лабораторного обследования:
     1. Морфометрическая оценка физиологического развития.
     2. Хронограмма физиологических функций.
     3. Определение содержания натрия, калия в слюне в хронологическом
аспекте  с  последующим  вычислением  показателей  суточной  адаптации
(ПСА).
     4. Микроэлектрофоретический тест на соответствие биологического и
паспортного возраста по исследованию буккального эпителия (МЭТ).
     5. Микроядерный  тест  на  мутагенную  активность  в   буккальных
мазках.
     6. Определение   концентрации   сульфгидрильных   групп   белков,
фосфолипидов в цитоплазме клеток буккального эпителия.
     7. Анализ содержания в моче свинца.
     8. Определение содержания копропорфиринов в утренней моче.
     9. Исследования микроэлементного состава грудного молока.
     Как видно  из  перечня  методик,  главной  особенностью программы
является неинвазивость методов,  что  позволяет  осуществлять  высокую
кратность наблюдений.
     Для оценки  выраженности   ксеногенной   интоксикации   организма
разработана  эколого-адаптационная  шкала  (ЭАШ).  Градации  в  баллах
установлены по данным анализа выполненных исследований по программе.
     I совокупность показателей:  ПСА = 30% и более, хронограмма Т = 5
баллов,  МЭТ  на  5  -  10%  больше  или  меньше   возрастной   нормы,
микроядерный  тест отрицательный,  SH-группы 0,5 - 0,7 ед.  опт.  пл.,
фосфолипиды 0,5 - 0,8 ед.  опт.  пл.,  свинец в моче менее  20  мкг/л,
копропорфирины  50  -  75  мкг/л.  Такая  группа показателей оценивает
экологическую адаптированность в 5 баллов (норма).
     II совокупность  показателей:  ПСА = 20 - 30%,  хронограмма Т = 4
баллов,  МЭТ на 10%  больше или меньше возрастной нормы,  микроядерный
тест отрицательный,  SH-группы 0,3 - 0,5 ед. опт. пл., фосфолипиды 0,4
- 0,6 ед.  опт. пл., свинец в моче менее 20 - 30 мкг/л, копропорфирины
75  -  100  мкг/л.  Такая  группа  показателей оценивает экологическую
адаптированность в 4 балла (относительная норма).
     III совокупность показателей:  ПСА = 10 - 20%,  хронограмма Т = 3
балла,  МЭТ  на  10  -  20%  больше  или  меньше   возрастной   нормы,
микроядерный  тест  слабо положительный (0,2 - 0,3%),  SH-группы 0,2 -
0,3 ед.  опт.  пл.,  фосфолипиды 0,2 - 0,4 ед. опт. пл., свинец в моче
менее  30  -  40 мкг/л,  копропорфирины 100 - 120 мкг/л.  Такая группа
показателей  оценивает  экологическую  адаптированность  в   3   балла
(умеренная дезадаптация).
     IV совокупность показателей:  ПСА = 10%, хронограмма Т = 2 балла,
МЭТ  на  25%  больше  или  меньше возрастной нормы,  микроядерный тест
положительный  (более  0,4%),  SH-группы  0,1  -  0,2  ед.  опт.  пл.,
фосфолипиды  0,1  - 0,2 ед.  опт.  пл.,  свинец в моче более 40 мкг/л,
копропорфирины 120 - 150 мкг/л.  Такая  группа  показателей  оценивает
экологическую адаптированность в 2 балла (дезадаптация).
     V совокупность показателей:  ПСА менее 10%, хронограмма Т = 1 - 2
балла,  МЭТ  на 25%  больше или меньше возрастной нормы,  микроядерный
тест  положительный  (более  0,4%),  SH-группы  0,1  ед.   опт.   пл.,
фосфолипиды   0,1  ед.  опт.  пл.,  свинец  в  моче  более  40  мкг/л,
копропорфирины 200 мкг/л и более.  Такая группа показателей  оценивает
экологическую    адаптированность   в   1   балл   (резко   выраженная
дезадаптация).
     У беременных   к  перечисленным  критериям  следует  присоединить
данные о составе  микроэлементов  в  грудном  молоке.  Наличие  в  нем
повышенного   содержания   токсичных   соединений   с   учетом  других
показателей ЭАШ позволяет отнести женщин к категории лиц со  сниженной
экологической  адаптированностью.  Полученные  данные могут быть также
использованы   для   объективизации   медицинских    заключений    при
профосмотрах на предприятиях с выраженным химическим фактором.
     При оценке профессиональной обусловленности нарушений здоровья по
эпидемиологическим  данным из множества показателей риска в литературе
чаще всего используют следующие:
     - отношение шансов в экспонированной и контрольной группах,  т.е.
соотношение шансов болезни и ее отсутствия;
     - относительный   риск,   т.е.   отношение   частот   болезни   в
экспонированной и контрольной группах;
     - этиологическую долю, т.е. пропорциональный привнесенный риск за
счет воздействия данного фактора, метода лечения и др.
     Относительный риск  -  наилучшая  мера  силы связи между фактором
риска и болезнью;  чем он больше,  тем более вероятно,  что эта  связь
является  причинной.  Отношение  шансов  как меру связи используют для
сравнения  результатов  различных   видов   исследований   (когортных,
проспективных,  ретроспективных),  а  также  в так наз.  логистических
моделях индивидуального прогнозирования. Их соотношения таковы:
     - для редких болезней они приблизительно равны (OR ? RR);
     - для общих болезней относительный риск меньше  отношения  шансов
(0 < |RR| < |OR|).
     Оценку достоверности OR и RR проводят:
                     2
     - по величине хи (хи-квадрат),  которую  сравнивают  с  табличным
значением из любой книги по статистике для одной степени свободы;
     - по доверительному интервалу (этот  метод  оценки  получает  все
большее   распространение);   результат   считают   достоверным,  если
доверительный интервал не включает единицу,  т.е.  левый  край  больше
единицы.
     При расчетах OR и RR рекомендуют указывать  фактические  значения
доверительной вероятности и 95%-го доверительного интервала.
     По относительному риску можно  оценить  степень  профессиональной
(или связанной с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания)
обусловленности  нарушений  здоровья.  Степень  этой   обусловленности
зависит   от   различия   сравниваемых   групп,   отражая  зависимость
воздействие - эффект.  Обычно чем выше  уровень  действующего  фактора
и/или  стаж  работы,  тем  заболевание  встречается  чаще  и оно более
выражено клинически.  Патогномоничный признак - признак,  свойственный
данной болезни,  выявление которого делает диагноз надежным. Критерием
детерминирующего признака в  клинической  практике  является  значение
относительного  риска  свыше 5.  Однако специалисты по репродуктивному
здоровью и экопатологии детей ориентируются на значение относительного
риска, равное 2.
     Ниже приведена    классификация     степеней     профессиональной
обусловленности  нарушений  здоровья  в  зависимости от относительного
риска.  В ней критериальные значения относительного риска  выбраны  по
пятиточечной  степенной шкале со значениями 1,  1,5,  2,  3,2 и 5;  им
соответствуют расчетные значения этиологической доли 0,  33,  50, 66 и
80%.  Выбранная  шкала  имеет  выраженный  социальный контекст:  вклад
неблагоприятных факторов в болезнь  составляет  треть,  половину,  две
трети и т.д. (табл. 3.)

                                                             Таблица 3

               СТЕПЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ
          НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОСИТЕЛЬНОГО
                   РИСКА (В СРАВНЕНИИ С КОНТРОЛЕМ)

------------------------------------------------------------------
|  N  |          Степень          | Относительный |Этиологическая|
| п/п |      обусловленности      |    риск RR    |  доля EF, %  |
|-----|---------------------------|---------------|--------------|
|(0)  |Отсутствует <1> (нулевая)  |0 < RR <= 1    |0             |
|-----|---------------------------|---------------|--------------|
|1    |Малая <2>                  |1 < RR <= 1,5  |Менее 33      |
|-----|---------------------------|---------------|--------------|
|2    |Средняя <2>                |1,5 < RR <= 2  |33 - 50       |
|-----|---------------------------|---------------|--------------|
|3    |Высокая <2>                |2 < RR <= 3,2  |51 - 66       |
|-----|---------------------------|---------------|--------------|
|4    |Очень высокая <2>          |3,2 < RR <= 5  |67 - 80       |
|-----|---------------------------|---------------|--------------|
|5    |Почти полная <3>           |RR > 5 <4>     |81 - 100      |
------------------------------------------------------------------

     --------------------------------
     <1> Различие с контролем недостоверно (p > 0,05).
     <2> Различие с контролем достоверно (p < 0,05),  признак  считают
статистическим (ГОСТ 17.1.4.01-80.  Охрана природы.  Гидросфера. Общие
требования к методам определения нефтепродуктов в природных и  сточных
водах).
     <3> То  же,  признак  считают  детерминирующим   (Обнаружение   и
идентификация  Pseudomonas  aeruginosa  в  объектах  окружающей  среды
(пищевых   продуктах,   воде,   сточных    жидкостях).    Методические
рекомендации МНИИГ им. Ф.Ф. Эрисмана, М., 1984).
     <4> Значениям RR = 10, 20 и 100 соответствуют EF = 90, 95 и 99%.

     Эта шкала отражает различия  частоты  нарушений,  определяя  меру
детерминированности,   патогномоничности   признаков  болезни.  Подход
применим и к оценке экозависимой патологии.


                                                          Приложение 1

                                                      Конфиденциально!

                        СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА
                 ПО ИЗУЧЕНИЮ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

----------------------------------------------------------------------------
|  Показатель, характеризующий  |            Характер ответа               |
|    состояние специфических    |                                          |
|        функций женщины        |                                          |
|-------------------------------|------------------------------------------|
|               1               |    2             |    3     |    4       |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Время наступления менархе*     |до 16             |после     |отсутствуют |
|                               |лет               |16 лет    |до          |
|                               |                  |          |настоящего  |
|                               |                  |          |времени     |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Наличие гинекологического      |да                |нет       |            |
|заболевания*                   |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Длительность гинекологического |до 1-го           |до 3-х    |свыше 3-х   |
|заболевания (леченного)        |года              |лет       |лет         |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Наличие хронического           |да                |нет       |            |
|заболевания (если "да",        |                  |          |            |
|указать какого)*               |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Длительность соматического     |до                |до 3-х    |свыше       |
|заболевания (леченного)*       |1-го года         |лет       |3-х лет     |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Наступление первой             |через             |через     |не наступила|
|беременности после начала      |1 год             |2 года    |до          |
|регулярной половой жизни*      |                  |и более   |настоящего  |
|                               |                  |          |времени     |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Были ли изменения в            |                  |          |            |
|менструальном цикле*,          |                  |          |            |
|если "да", указать             |                  |          |            |
|связанные с абортом            |да                |нет       |            |
|связанные с работой*           |через             |через     |не          |
|                               |1 год             |5 лет     |изменился   |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Наличие отягощенного           |да                |нет       |            |
|акушерского анамнеза (более    |                  |          |            |
|2-х абортов, гестоз в          |                  |          |            |
|предшествующей беременности,   |                  |          |            |
|мертвый плод и др.)            |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Течение предыдущей             |                  |          |            |
|беременности в период работы   |                  |          |            |
|на данном предприятии:         |                  |          |            |
| - нарушения в течение         |да                |нет       |            |
| беременности (если "да",      |                  |          |            |
| указать)*:                    |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - самопроизвольные выкидыши*  |до 6 нед.         |6 - 10    |позже       |
|                               |                  |нед.      |10 нед.     |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - развитие позднего токсикоза*|24 - 28           |после     |не было     |
|                               |нед.              |28 нед.   |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - течение родов (заполнять,   |                  |          |            |
|только если работали на данном |                  |          |            |
|предприятии)                   |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - роды патологические*        |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - перинатальная патология*:   |                  |          |            |
|  - масса ребенка при рождении |2500,0 г          |до        |4000,0 г    |
|                               |                  |4000,0 г  |            |
|  - закричал после рождения    |сразу             |через 5   |5 мин.      |
|                               |                  |мин.      |            |
|  - наличие врожденных уродств |да                |нет       |            |
|  (если "да", укажите, какие   |                  |          |            |
|  заболевания ребенка)         |                  |          |            |
|   - на 1-м году жизни         |до 3-х раз        |более 3-х |не было     |
|   - на 2-м году жизни         |до 3-х раз        |более 3-х |не болел    |
|   - на 3-м году жизни         |до 3-х раз        |более 3-х |не болел    |
|                               |                  |раз       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|течение настоящей              |                  |          |            |
|беременности*:                 |                  |          |            |
|осложнения (если "да",         |                  |          |            |
|указать какие):                |                  |          |            |
| - кровотечения в первые       |да                |нет       |            |
| три месяца                    |                  |          |            |
| - кровотечения после          |да                |нет       |            |
| трех месяцев                  |                  |          |            |
| - тошнота                     |да                |нет       |            |
| - рвота                       |да                |нет       |            |
| - высокая температура         |да                |нет       |            |
|другие указать                 |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|- если курите - продолжаете    |да                |нет       |            |
|курить во время беременности,  |                  |          |            |
|если "да", то*                 |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|находились ли в стационаре     |да                |нет       |            |
|по поводу осложнений           |                  |          |            |
|беременности*:                 |                  |          |            |
|срок беременности              |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|роды:                          |                  |          |            |
| - нормальные                  |да                |нет       |            |
| - патологические, если "да",  |да                |нет       |            |
| (указать кол-во недель)       |                  |          |            |
| в срок                        |                  |          |            |
| преждевременные (указать      |                  |          |            |
| количество недель)            |                  |          |            |
| - новорожденный ребенок       |живой             |мертвый   |умер        |
|                               |                  |          |через час   |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|ребенок: родился с массой      |до 2500 г         |2501 -    |3000 -      |
|оценка по шкале Апгар          |                  |3000 г    |4000 г      |
|длина тела (см)                |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|- выписалась из роддома на     |сутки             |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Семейное положение (одинокая)* |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|как Вы оцениваете              |хорошее           |плохое    |обычное     |
|свое здоровье                  |                  |          |            |
|(если как "плохое", то*):      |                  |          |            |
|-------------------------------|-----------------------------|------------|
|  - имеются ли причины для     |усталость общая,             |нет         |
|  плохого самочувствия (укажите|недоедание,                  |            |
|  какие)*                      |не отдыхаю после             |            |
|                               |работы, другие               |            |
|--------------------------------------------------------------------------|
|                         Условия труда*                                   |
|--------------------------------------------------------------------------|
|Стаж работы:                   |                  |          |            |
| - общий                       |                  |          |            |
| - в данной профессии          |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Профессия в прошлом            |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Профессия в настоящее время    |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Наличие профвредностей*        |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - отсутствуют                 |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - пыль                        |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - шум                         |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - вибрация                    |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - охлаждение                  |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - повышенная температура      |да                |нет       |            |
| окружающей среды              |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - повышенная влажность        |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - загазованность помещений    |да                |нет       |            |
| (чем)                         |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - физически тяжелая работа    |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - вынужденное положение тела  |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - частые стрессовые ситуации  |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - контакт с химическими       |да                |нет       |            |
| веществами (какими)           |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - контакт с радиацией         |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - монотонный труд (конвейер)  |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|- состояние окружающей среды   |удовлетворительное|плохое    |затруднена  |
|в месте Вашего пребывания      |                  |          |с ответом   |
|за последние 5 лет             |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|- что конкретно вызывает у     |                  |          |            |
|Вас наибольшее беспокойство*   |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - плохое качество продуктов   |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - загрязнение, загазованность |да                |нет       |            |
| воздуха                       |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - близость автомагистрали     |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - шум, пыль по месту          |да                |нет       |            |
| жительства                    |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - наличие вредных привычек    |да                |нет       |            |
| (курение, алкоголь, наркотики)|                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - другие проблемы (какие,     |                  |          |            |
| укажите сами)                 |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Сведения об отце*              |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Возраст                        |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Специальность в настоящее      |                  |          |            |
|время                          |                  |          |            |
|--------------------------------------------------------------------------|
|                         Условия труда*                                   |
|--------------------------------------------------------------------------|
|Стаж работы:                   |                  |          |            |
| - общий                       |                  |          |            |
| - в данной профессии          |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Профессия в прошлом            |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Профессия в настоящее время    |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Наличие профвредностей         |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - отсутствуют                 |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - пыль                        |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - шум                         |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - вибрация                    |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - охлаждение                  |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - повышенная температура      |да                |нет       |            |
| окружающей среды              |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - повышенная влажность        |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - загазованность помещений    |да                |нет       |            |
| (чем)                         |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - физически тяжелая работа    |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - вынужденное положение тела  |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - частые стрессовые ситуации  |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - контакт с химическими       |да                |нет       |            |
| веществами (какими)           |                  |          |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - контакт с радиацией         |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
| - монотонный труд (конвейер)  |да                |нет       |            |
|-------------------------------|------------------|----------|------------|
|Сведения о здоровье отца*:     |                  |          |            |
| - наличие вредных привычек    |да                |нет       |            |
| (какие)                       |                  |          |            |
| - хронические заболевания     |да                |нет       |            |
| (указать)                     |                  |          |            |
----------------------------------------------------------------------------


                                                          Приложение 2

                   МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ
         СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ
            САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТЕРРИТОРИИ

                   (Извлечение из "Критерии оценки
          экологической обстановки территорий для выявления
           зон чрезвычайной и экологической ситуации и зон
             экологического бедствия". Утв. Министерством
                 охраны окружающей среды и природных
                    ресурсов РФ 30 ноября 1992 г.)

------------------------------------------------------------------
|    Показатели     | Зона экологического |  Зона чрезвычайной   |
|                   |      бедствия       |экологической ситуации|
|----------------------------------------------------------------|
|                      Основные показатели                       |
|----------------------------------------------------------------|
|Увеличение         |в 1,5 раза и более   |от 1,3 до 1,5 раз     |
|перинатальной      |                     |                      |
|смертности         |                     |                      |
|-------------------|---------------------|----------------------|
|Увеличение         |                     |                      |
|детской            |                     |                      |
|смертности:        |                     |                      |
|- младенческая     |в 1,5 раза и более   |от 1,3 до 1,5 раз     |
|смертность         |                     |                      |
|(в возрасте до     |                     |                      |
|1 года)            |                     |                      |
|-------------------|---------------------|----------------------|
|- детская          |в 1,5 раза и более   |от 1,3 до 1,5 раз     |
|смертность в       |                     |                      |
|возрасте 1 - 4     |                     |                      |
|года               |                     |                      |
|-------------------|---------------------|----------------------|
|медико-генетические|                     |                      |
|показатели:        |                     |                      |
|- увеличение       |в 1,5 раза и более   |от 1,3 до 1,5 раз     |
|частоты            |                     |                      |
|врожденных         |                     |                      |
|пороков            |                     |                      |
|развития           |                     |                      |
|новорожденного     |                     |                      |
|и спонтанных       |                     |                      |
|выкидышей          |                     |                      |
|----------------------------------------------------------------|
|                   Дополнительные показатели                    |
|----------------------------------------------------------------|
|Увеличение         |                     |                      |
|нарушений          |                     |                      |
|репродуктивной     |                     |                      |
|функции женщин:    |                     |                      |
|- осложнение       |в 2 раза и более     |от 1,5 до 2 раз       |
|течения и          |                     |                      |
|исходов            |                     |                      |
|беременности       |                     |                      |
|(суммарное         |                     |                      |
|число случаев      |                     |                      |
|на 1000            |                     |                      |
|беременных)        |                     |                      |
|-------------------|---------------------|----------------------|
|- осложнение       |в 2 раза и более     |от 1,5 до 2 раз       |
|родов (суммарное   |                     |                      |
|число случаев на   |                     |                      |
|1000 беременных)   |                     |                      |
|-------------------|---------------------|----------------------|
|- неудовлетвори-   |в 2 раза и более     |от 1,5 до 2 раз       |
|тельное состояние  |                     |                      |
|доношенных         |                     |                      |
|новорожденных      |                     |                      |
|(оценка по АПГАР,  |                     |                      |
|число случаев на   |                     |                      |
|1000 доношенных    |                     |                      |
|новорожденных)     |                     |                      |
|-------------------|--------------------------------------------|
|Частота рождения   |См. примечание                              |
|детей с массой     |                                            |
|тела < 2500 г      |                                            |
|-------------------|--------------------------------------------|
|Изменение массы    |См. примечание                              |
|тела, роста,       |                                            |
|окружности головы  |                                            |
|у новорожденных,   |                                            |
|изменение          |                                            |
|соотношения полов -|                                            |
|отклонение от      |                                            |
|аналогичных        |                                            |
|показателей на     |                                            |
|контрольных        |                                            |
|территориях        |                                            |
|-------------------|--------------------------------------------|
|Физическое         |                     |                      |
|развитие детей:    |                     |                      |
|увеличение доли    |50% и более          |от 30% до 50%         |
|детей с            |                     |                      |
|отклонениями       |                     |                      |
|физического        |                     |                      |
|развития при их    |                     |                      |
|оценке по          |                     |                      |
|региональному      |                     |                      |
|стандарту 7 -      |                     |                      |
|10-летней давности |                     |                      |
------------------------------------------------------------------

     Примечание. Критерии устанавливают по экспертным оценкам с учетом
степени выраженности изменений основных показателей.