ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ОПТОВО - РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕЙ. ПОКУПАТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ (ПБОЮЛ). ЗАКУПКА ТОВАРОВ ПБОЮЛ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ОСНОВНОМ ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ, В СВЯЗИ С ЧЕМ ВОЗНИКАЮТ ВОПРОСЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАС. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 27.12.02 29-12/64025

         ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАЕТСЯ ОПТОВО - РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕЙ.
       ПОКУПАТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
   ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ (ПБОЮЛ). ЗАКУПКА ТОВАРОВ ПБОЮЛ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В
   ОСНОВНОМ ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ, В СВЯЗИ С ЧЕМ ВОЗНИКАЮТ ВОПРОСЫ ПО
      ОФОРМЛЕНИЮ РАСЧЕТОВ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ И
                           УПЛАТЕ ИМИ НДС.
     ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ, КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ДОЛЖНЫ ВЫДАВАТЬСЯ ПБОЮЛ 
                ПРИ ПОКУПКЕ ТОВАРА ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ:
               1. НАКЛАДНАЯ, СЧЕТ - ФАКТУРА И ЧЕК ККМ?
     2. НАКЛАДНАЯ, СЧЕТ - ФАКТУРА И КВИТАНЦИЯ ПРИХОДНОГО ОРДЕРА?
 
                                ПИСЬМО
 
                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
 
                          27 декабря 2002 г.
                            N 29-12/64025

                                 (Д)


     1. Статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1  "О
применении  контрольно  -  кассовых  машин  при осуществлении денежных
расчетов с населением" (далее - Закон)  установлена  обязанность  всех
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применять контрольно
- кассовые машины (далее - ККМ) при осуществлении денежных расчетов  с
населением.
     Согласно п.  3 постановления Пленума  Высшего  Арбитражного  Суда
Российской  Федерации  от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики
применения Закона Российской  Федерации  "О  применении  контрольно  -
кассовых  машин  при  осуществлении  денежных  расчетов  с населением"
сферой регулирования  Закона  являются  денежные  расчеты  с  участием
граждан  независимо от того,  в каких целях граждане совершают покупки
(заказывают услуги).  В связи с этим Закон подлежит применению  в  тех
случаях,   когда  денежные  расчеты  осуществлялись  с  индивидуальным
предпринимателем (покупателем, клиентом).
     Вместе с тем действие вышеуказанной статьи Закона, как следует из
ее смысла,  не распространяется на  наличные  денежные  расчеты  между
юридическими лицами.
     В соответствии с п.  1 Указания  Банка  России  от  14.11.2001  N
1050-У   "Об   установлении  предельного  размера  расчетов  наличными
деньгами в Российской Федерации между  юридическими  лицами  по  одной
сделке"  и  с  учетом  письма  Банка России от 02.07.2002 N 85-Т и МНС
России  от  01.07.2002  N  24-2-02/252  предельный   размер   расчетов
наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по
одному договору составляет 60 тыс. руб.
     Таким образом,  организация при осуществлении наличных расчетов с
индивидуальными   предпринимателями   обязана    применять    ККМ    в
общеустановленном порядке.
     Вместе с тем кроме обязательных  реквизитов,  указанных  в  п.  4
Положения,   утвержденного   постановлением  Правительства  Российской
Федерации от  30.07.93  N  745  (с  изменениями  и  дополнениями),  на
выдаваемом   покупателю   (клиенту)   чеке   могут  отражаться  другие
реквизиты,  устанавливаемые владельцем  ККМ  самостоятельно,  например
реквизит "сумма НДС".
     Прием наличных денег от юридических лиц (в пределах 60 тыс. руб.)
оформляется  составлением приходного кассового ордера по установленной
форме.
     2. Пунктом  7  ст.  168  Налогового  кодекса Российской Федерации
предусмотрено,  что  при  реализации  товаров   за   наличный   расчет
организациями   (предприятиями)  и  индивидуальными  предпринимателями
розничной  торговли  и  общественного   питания,   а   также   другими
организациями,  индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы
и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по
оформлению   расчетных   документов  и  выставлению  счетов  -  фактур
считаются выполненными,  если продавец выдал покупателю  кассовый  чек
или иной документ установленной формы.
     Согласно пунктам 16 и 17 Правил ведения журналов учета полученных
и  выставленных  счетов  -  фактур,  книг  покупок  и  книг продаж при
расчетах   по   налогу   на   добавленную   стоимость,    утвержденных
постановлением  Правительства  РФ от 02.12.2000 N 914 (с изменениями и
дополнениями),  продавцы  ведут  книгу  продаж,  предназначенную   для
регистрации в хронологическом порядке счетов - фактур (лент контрольно
- кассовых машин,  бланков строгой отчетности), составляемых продавцом
при  совершении операций,  признаваемых объектами,  которые облагаются
налогом  на  добавленную  стоимость,  в  том   числе   не   подлежащих
налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
     Таким образом,  при  выставлении  организацией  счетов  -  фактур
каждый счет - фактура должен быть зарегистрирован в книге продаж.
     При осуществлении расчетов  с  покупателями  через  ККМ  в  книге
продаж  регистрируются  итоги по каждой контрольно - кассовой ленте за
день.
     Следовательно, если  организация при реализации товаров (оказании
платных услуг) и выставляет счет - фактуру,  и использует контрольно -
кассовые  машины,  то на конец дня у данной организации в книгу продаж
должны быть внесены как показатели выставленных счетов - фактур, так и
показатели контрольно - кассовых лент.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Л.Я. Сосихина

27 декабря 2002 г.
N 29-12/64025