ВОПРОС: ПРЕДПРИЯТИЕ ЗАНИМАЕТСЯ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕЙ ОФИСНОЙ МЕБЕЛЬЮ. РАСЧЕТЫ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ КАК ПО БЕЗНАЛИЧНОМУ РАСЧЕТУ, ТАК И ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ. ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: 1. ВОЗМОЖНО. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 30.12.02 29-12/64034

     ВОПРОС: ПРЕДПРИЯТИЕ ЗАНИМАЕТСЯ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕЙ
  ОФИСНОЙ МЕБЕЛЬЮ. РАСЧЕТЫ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ КАК
      ПО БЕЗНАЛИЧНОМУ РАСЧЕТУ, ТАК И ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ. ПРОСЬБА
         РАЗЪЯСНИТЬ ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:
     1. ВОЗМОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ККМ ПРИ ПРИЕМЕ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ
      СРЕДСТВ ОТ ПОКУПАТЕЛЕЙ - ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ВМЕСТО ПРИХОДНОГО
                          КАССОВОГО ОРДЕРА?
    2. ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ЛИ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
   ФЕДЕРАЦИИ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОДАВЦА (И / ИЛИ ЕГО АДМИНИСТРАЦИИ),
   ЕСЛИ ПОКУПАТЕЛЬ - ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ОПЛАЧИВАЕТ ТОВАР ЗА НАЛИЧНЫЙ
   РАСЧЕТ В СУММЕ, ПРЕВЫШАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР РАСЧЕТОВ НАЛИЧНЫМИ
       ДЕНЬГАМИ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ПО ОДНОЙ СДЕЛКЕ? ЕСЛИ
                      ПРЕДУСМАТРИВАЕТ, ТО КАКУЮ?
 
                                ПИСЬМО
 
                      УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
                   ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
 
                          30 декабря 2002 г.
                            N 29-12/64034

                                 (Д)


     1. Статьей  861  Гражданского кодекса Российской Федерации (часть
вторая) определено, что:
     - расчеты  с участием граждан,  не связанные с осуществлением ими
предпринимательской  деятельности,   могут   производиться   наличными
деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке;
     - расчеты между юридическими лицами,  а также расчеты с  участием
граждан,    связанные   с   осуществлением   ими   предпринимательской
деятельности,  производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими
лицами  могут  производиться  также  наличными деньгами,  если иное не
установлено законом.
     Вместе с  тем  ст.  1  Закона  Российской Федерации от 18.06.93 N
5215-1 "О применении контрольно -  кассовых  машин  при  осуществлении
денежных  расчетов  с  населением" (далее - Закон) на всех юридических
лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  возложена  обязанность   при
осуществлении  денежных  расчетов  с населением применять контрольно -
кассовые машины (далее - ККМ).
     Исходя из  смысла  Закона он не распространяется на осуществление
расчетов между юридическими лицами.  Сферой его регулирования являются
денежные   расчеты   с   участием   граждан,  покупающих  товары  либо
заказывающих услуги,  независимо  от  того,  в  каких  целях  граждане
совершают покупки (заказывают услуги).
     В связи с этим согласно определению постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 Закон подлежит
применению и в тех случаях,  когда денежные расчеты  осуществляются  с
индивидуальными предпринимателями (покупателями, клиентами).
     Также следует руководствоваться пунктами 2 и  3  Порядка  ведения
кассовых  операций  в  Российской  Федерации,  утвержденного  решением
Совета директоров Банка России от  22.09.93  N  40  (далее  -  Порядок
ведения  кассовых  операций),  в  соответствии  с которыми предприятия
производят расчеты по своим обязательствам  с  другими  предприятиями,
как  правило,  в  безналичном порядке через банки или применяют другие
формы  безналичных   расчетов,   устанавливаемые   Банком   России   в
соответствии с законодательством Российской Федерации,  а при расчетах
с населением - с обязательным применением ККМ.
     Таким образом,  прием  наличных денежных средств от покупателей -
юридических лиц должен осуществляться в соответствии с п.  13  Порядка
ведения  кассовых  операций,  то  есть по приходно - кассовым ордерам,
подписанным главным бухгалтером  или  лицом,  на  это  уполномоченным,
письменным распоряжением руководителя предприятия.
     2. В соответствии с  п.  9  Порядка  применения  положений  Указа
Президента  Российской  Федерации  от  23  мая  1994  года  N 1006 "Об
осуществлении комплексных мер по своевременному и полному  внесению  в
бюджет   налогов   и   иных   обязательных   платежей",  утвержденного
Госналогслужбой  России  13.08.94  N  ВГ-4-13/94н,   Минфином   России
13.08.94 N 104,  ЦБ РФ 16.08.94 N 104, работа с денежной наличностью и
порядок  ведения  кассовых  операций  организуются  в  соответствии  с
Порядком ведения кассовых операций.
     Статьей 15.1 Кодекса  Российской  Федерации  об  административных
правонарушениях  от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) установлено,
что совершение нарушений  порядка  работы  с  денежной  наличностью  и
порядка   ведения  кассовых  операций,  выразившихся  в  осуществлении
расчетов наличными денежными средствами с другими организациями  сверх
установленных  размеров,  неоприходовании  (неполном  оприходовании) в
кассу денежной наличности,  несоблюдении  порядка  хранения  свободных
денежных  средств,  накоплении в кассе наличных денежных средств сверх
установленных лимитов, влечет наложение административных штрафов.
     При этом административное наказание налагается как на должностное
лицо (в размере от 40 до 50 МРОТ) так и на юридическое лицо (в размере
от 400 до 500 МРОТ),  допустившее нарушения,  так как в соответствии с
п.  3  ст.  2.1.  КоАП  РФ  назначение   административного   наказания
юридическому  лицу  не освобождает от административной ответственности
за  данное  правонарушение  виновное  физическое  лицо,  равно  как  и
привлечение   к   административной   или   уголовной   ответственности
физического лица не освобождает от административной ответственности за
данное правонарушение юридическое лицо.
     В соответствии с Указанием ЦБ  РФ  от  14.11.2001  N  1050-У  "Об
установлении   предельного   размера  расчетов  наличными  деньгами  в
Российской  Федерации  между  юридическими  лицами  по  одной  сделке"
предельный  размер  расчетов  наличными  деньгами  между  юридическими
лицами по одной сделке равен 60 тыс. руб.
     Следует иметь  в  виду,  что  согласно письму ЦБ РФ от 24.11.94 N
14-4/308 действие ст.  15.1 КоАП РФ не распространяется на юридические
лица,  получающие  платеж.  Меры  административной  ответственности за
осуществление  расчетов   наличными   деньгами   сверх   установленных
предельных  сумм  применяются  в  одностороннем порядке к юридическому
лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Л.Я. Сосихина

30 декабря 2002 г.
N 29-12/64034