ВОПРОС: ПРЕДПРИЯТИЕ ЗАНИМАЕТСЯ ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕЙ ОФИСНОЙ МЕБЕЛЬЮ. РАСЧЕТЫ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ КАК ПО БЕЗНАЛИЧНОМУ РАСЧЕТУ, ТАК И ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ. ПРОСЬБА РАЗЪЯСНИТЬ ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: 1. ВОЗМОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ККМ ПРИ ПРИЕМЕ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ ПОКУПАТЕЛЕЙ - ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ВМЕСТО ПРИХОДНОГО КАССОВОГО ОРДЕРА? 2. ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ЛИ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОДАВЦА (И / ИЛИ ЕГО АДМИНИСТРАЦИИ), ЕСЛИ ПОКУПАТЕЛЬ - ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ОПЛАЧИВАЕТ ТОВАР ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ В СУММЕ, ПРЕВЫШАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР РАСЧЕТОВ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ПО ОДНОЙ СДЕЛКЕ? ЕСЛИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ, ТО КАКУЮ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 30 декабря 2002 г. N 29-12/64034 (Д) 1. Статьей 861 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) определено, что: - расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке; - расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Вместе с тем ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон) на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении денежных расчетов с населением применять контрольно - кассовые машины (далее - ККМ). Исходя из смысла Закона он не распространяется на осуществление расчетов между юридическими лицами. Сферой его регулирования являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги). В связи с этим согласно определению постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальными предпринимателями (покупателями, клиентами). Также следует руководствоваться пунктами 2 и 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций), в соответствии с которыми предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации, а при расчетах с населением - с обязательным применением ККМ. Таким образом, прием наличных денежных средств от покупателей - юридических лиц должен осуществляться в соответствии с п. 13 Порядка ведения кассовых операций, то есть по приходно - кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, письменным распоряжением руководителя предприятия. 2. В соответствии с п. 9 Порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", утвержденного Госналогслужбой России 13.08.94 N ВГ-4-13/94н, Минфином России 13.08.94 N 104, ЦБ РФ 16.08.94 N 104, работа с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций организуются в соответствии с Порядком ведения кассовых операций. Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) установлено, что совершение нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, накоплении в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов, влечет наложение административных штрафов. При этом административное наказание налагается как на должностное лицо (в размере от 40 до 50 МРОТ) так и на юридическое лицо (в размере от 400 до 500 МРОТ), допустившее нарушения, так как в соответствии с п. 3 ст. 2.1. КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке равен 60 тыс. руб. Следует иметь в виду, что согласно письму ЦБ РФ от 24.11.94 N 14-4/308 действие ст. 15.1 КоАП РФ не распространяется на юридические лица, получающие платеж. Меры административной ответственности за осуществление расчетов наличными деньгами сверх установленных предельных сумм применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица. Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы I ранга Л.Я. Сосихина 30 декабря 2002 г. N 29-12/64034 |